Открыть вокальную студию

В интервью Контур.Журналу Елена Волкова рассказала о том, среди какой аудитории востребованы услуги вокальной мастерской, как менеджерские навыки могут помочь преподавательскому таланту и почему у новаторских образовательных проектов возникают определенные сложности с продвижением.

Старт

Моя работа всегда была связана с творчеством. Я разрабатывала игровые сценарии для детского анимационного музея, работала в продюсерских центрах помощником менеджера, три года была арт-менеджером крупной компании, мы организовывали международные фестивали и конкурсы детского и юношеского творчества, параллельно меня сделали творческим директором арт-галереи.

Когда пошел третий год, я поняла, что накопила хороший опыт менеджмента, поняла, как можно все самостоятельно организовать. Когда ты работаешь на кого-то, ты зависишь от решений вышестоящих людей, даже если тебе достается весомая роль в их принятии. Мне было интересно работать в большом проекте, но через какое-то время появилось желание сделать что-то свое. Что именно свое, я не знала, поэтому я просто ушла из компании в никуда, понятия не имея, что делать дальше.

Когда я искала педагога по вокалу, одна знакомая посоветовала мне Екатерину Квернадзе — так мы и познакомились.

Идея

Я адекватно отношусь к себе: мой природный потенциал не располагает к тому, чтобы я была певицей и выступала на сцене. Вокал был нужен мне для других целей: он отлично раскрепощает, снимает эмоциональную перегрузку, дарит уверенность в себе, раскрывает творческий потенциал и оздоравливает.

У Екатерины Квернадзе была разработана своя авторская методика, по которой она на протяжении многих лет работала со множеством учеников. Хорошо чувствуя людей, их потенциал, я увидела, что вместе с Екатериной Квернадзе мы сможем создать большой проект, если соединим ее педагогический талант и мои менеджерские навыки. Школа вокала подходила лучше всего.

Первые четыре месяца мы вкладывали в проект по 5 000 руб. Я все делала своими руками — сайт, настройку рекламы, тексты. Сначала дела продвигались медленно, ведь у меня не было опыта ведения бизнеса, приходилось изучать создание сайтов и настройку Яндекс.Директ, Google Adwords и MyTarget с нуля.

Мы не арендовали помещение сразу за 30 000-40 000 руб. в месяц, а брали почасовую аренду на репетиционной точке. Через полгода мы поняли, что у нас много часов и достаточное количество учеников, тогда мы арендовали помещение в центре города, вложив в ремонт 70 000 руб., а еще через полгода мы вложили 102 000 руб. в расширение площади.

Накоплений хватило на аренду, ремонт и оборудование

Стартовый капитал у меня был – около $1000. Эти деньги я копила с тех пор, как загорелась идеей создать свой бизнес. Учитель в школе не так много зарабатывает, чтобы раз – и через год открыть свое дело. А за семь лет я насобирала достаточно.

Этой суммы хватило на оплату аренды на несколько месяцев вперед, закупку необходимых материалов для ремонта, студийного оборудования (колонок, микрофонов), а также столов, стульев, зеркал. Остальное докупалось постепенно.

Часть музыкального оборудования у меня была — покупала к своей свадьбе. Дополнительную технику заказывали в Минске, некоторые инструменты (например, синтезатор) привезли из Польши.

Ремонт в студии сделали вместе с мужем сами. Привлекать специалистов – это лишние расходы. Оформили ее так, чтобы было уютно и комфортно.

Фото: Александр ЧЕРНЫЙ

Какое оборудование выбрать

Для нормального функционирования студии необходимо приобрести не только парты и стулья, но и кресла, журнальные столики в комнату, где родители будут ждать детей, а также мебель и оргтехнику в кабинет руководителя. Для проведения занятий понадобятся наушники с микрофонами, компьютер с профессиональным программным обеспечением и качественные колонки.

Какой ОКВЭД необходимо указывать для студии вокала

Услуги детской студии вокала относятся к направлению бизнеса, для которого в общероссийском классификаторе предусмотрен код ОКВЭД 85.41.

Какие документы нужны для открытия студии

Учитывая тот факт, что деятельность студии вокала направлена на получение прибыли, вам обязательно нужно пройти процедуру регистрации в ФНС и получить документы ООО или ИП. Кроме стандартных бумаг субъекта предпринимательской деятельности, у вас должны быть договора с обслуживающими предприятиями и владельцем помещения, разрешение Роспотребнадзора и пожарной инспекции, а также трудовые контракты с персоналом.

Какую систему налогообложения выбрать для предоставления услуг вокальной студии

Предприниматели, организовавшие вокальную студию, могут работать на ЕНВД, УСН или на общих основаниях. Последний вариант является самым дорогостоящим и не удобным, в плане ведения налогового учета. Единый налог, намного выгоднее для предпринимателя, но он используется не во всех регионах и является фиксированным (вы будете делать отчисления в бюджет, даже не получая прибыли). Остается УСН, которая выигрывает практически по всем критериям, что и объясняет ее популярность среди бизнесменов.

Уроки

Мы работаем вдвоем как два соучредителя — я отвечаю за форму, а Екатерина за содержание. Мы обсуждаем развитие на творческих совещаниях, стараемся не зацикливаться на классической схеме — несколько уроков и отчетный концерт.

Процесс обучения делится на несколько этапов. Все ученики, которые приходят к нам, проходят базовый курс из 22 уроков — постановку базового вокального дыхания. На него приходит часть людей, которым в дальнейшем нужен вокальный или речевой тренинг, и часть людей, которые хотят вернуть себе природный вдох-выдох, укрепить мышечный корсет и диафрагму и максимально задействовать легкие.

На курсе преподаватель объясняет, как должно работать тело и какие точки должны быть задействованы. На физических упражнениях, речевом тренинге, пении под аккомпанемент студент закрепляет знания и сдает экзамен на последнем уроке. После базового курса можно уйти или остаться на второй этап — вокальный или речевой. Третий этап позволяет развивать голос на более сложном уровне, учиться импровизации, дуэтному пению, работе в ансамбле и использованию эмоций.

Помимо меня и Екатерины Квернадзе с нами работают еще два педагога по вокалу, три дизайнера, фотограф, видеооператор и звукорежиссер. В сентябре мы запускаем новый курс с вокальным психологом.

Ученики

За два года обучение у нас прошли порядка 100 человек. Мало кто учится индивидуально, в основном в группах по семь человек. Сейчас набор на обучение ограничен — мы не можем набирать больше 12 человек в месяц.

Основная аудитория — люди от 24 до 50 лет с высшим образованием, с высоким достатком. Часть учеников, с которыми Екатерина занималась раньше, перешли в нашу мастерскую, но основной поток студентов — это результат моей работы над продвижением.

Когда ученик переходит на второй, вокально-речевой этап, он выбирает педагога. У Екатерины, как у художественного руководителя, стоимость урока длительностью 1 час 20 минут составляет 1 700 руб. По городу это не самый дешевый ценник. У другого педагога стоимость 900 руб. – это средний чек по Санкт-Петербургу.

Многие наши ученики добились заметных успехов: кто-то поступил на вокальное отделение, у кого-то карьерный рост пошел в гору, кто-то поправил здоровье. Так как вокал и декламация совмещены в курсе, студенты учатся выступать перед слушателями на больших совещаниях по 200-300 человек.

Особенности

В Санкт-Петербурге примерно 250-300 вокальных мастерских: есть и частные, и государственные, и просто педагоги, которые занимаются индивидуально. Интересных школ с необычным подходом немного. Мы одни в городе предлагаем поэтапное обучение.

Когда ученик приходит к нам, мы объясняем, что процесс не будет быстрым и простым: сначала мы осваиваем дыхание, затем переходим на первую ступень, затем на вторую. Если вы плохо поете, то через три месяца вы не будете записывать песню на студии и не сможете выступать на концерте — нужно быть честным по отношению к себе.

Те, кто гонится за быстрым результатом, у нас не задерживаются. После базового курса ученики остаются на вокал или речь. Базовый курс длится два месяца, занятия идут три раза в неделю. С сентября мы решили добавить еще одно занятие и ввести экзамен на 23-м уроке. Есть теоретическая часть экзамена — билеты с вопросами и практическая — нужно продекламировать поэзию на поставленном дыхании.

Внутри мастерской часто проходят открытые уроки среди учеников, на большие поэтические и вокальные концерты мы приглашаем родственников и друзей — все это позволяет оттачивать мастерство выступления перед публикой. Также мы проводим концерты «Поэзия сквозь музыку», на которых ученики зачитывают стихотворение под джаз: нужно соблюдать ритмические акценты, следить за выражением, артикуляцией и дикцией. Вокальный концерт — это вокальный экзамен, к которому каждый ученик готовит индивидуальную программу, призванную показать педагогу, чему он научился и как исправил ошибки.

Планы на будущее

Пошел второй год моей деятельности, и мы с мужем решили, что нужно расширяться. В будущем планируем организовать место для звукозаписи.

Задумываюсь о том, чтобы найти в помощь талантливого сотрудника, потому что тянуть на себе репетиции, концерты и конкурсы с каждым разом становится все сложнее.

Может быть, попробуем снимать клипы. Потенциал наших горожан высокий, среди детей много талантливых ребят, поэтому хочется делать что-то новое. И я надеюсь, что совсем скоро мы начнем воплощать творческие идеи в жизнь.

Анастасия ШИМКО

Трудности

Мы занимаемся новаторским образовательным проектом, поэтому уровень доверия у аудитории еще не сформирован. Очень трудно расшевелить людей и добиться того, чтобы из сотни записавшихся пришло хотя бы 80. Я сужу по мастер-классам, нашей основной воронке продаж: если из 100% записавшихся придет 30%, а из 30% останется 10%, это уже хороший результат.

Пока я приостановила сотрудничество с Яндекс.Директ. Наш основной способ привлечения — бесплатные вводные уроки, консультации и мастер-классы. Я размещаю информацию в городских пабликах, на бесплатных порталах и на платформе MyTarget.

У нас есть группы во «ВКонтакте» и в Facebook, канал на Youtube, аккаунт в Instagram, но лучше всего работают бесплатные офлайн-мероприятия.