Ответственность опекуна за непредоставление отчета

Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 12 февраля 2020 года N 58н

Об утверждении примерной программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

В соответствии с пунктом 15 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6401; 2013, N 13, ст.1559),

приказываю:

Утвердить примерную программу подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, согласно приложению.

Министр
А.О.Котяков

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
28 апреля 2020 года,
регистрационный N 58232

Приложение. Примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Приложение
к приказу Министерства труда
и социальной защиты
Российской Федерации
от 12 февраля 2020 года N 58н

1. Примерная программа подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан (далее соответственно — граждане, выразившие желание стать опекунами; примерная программа) разработана в целях выработки единых подходов органов опеки и попечительства, образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или иных организаций, осуществляющих указанные полномочия органов опеки и попечительства, при подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами.

2. К освоению примерной программы допускаются граждане, выразивших желание стать опекунами, представившие в орган опеки и попечительства документы, предусмотренные Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2010 г. N 927 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 48, ст.6401; 2019, N 47, ст.6666).

3. Примерная программа осваивается по очной, очно-заочной, заочной формам обучения.

4. Объем примерной программы составляет не менее 25 и не более 70 академических часов.

5. Подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами, осуществляется в соответствии с примерным учебно-тематическим планом, приведенным в приложении к примерной программе (далее — план).

6. Тема «Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» плана включает сведения о:

процессе и этапах подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами;

требованиях, предъявляемых законодательством Российской Федерации к гражданам, выразившим желание стать опекунами, а также сведения об обучении сторонних лиц, не имеющих опыта опекунов и родственников по их желанию, о родственниках, не желающих проходить курс обучения, и о приглашении их на занятия, касающиеся правовых вопросов опекунства, присутствии родственников на занятиях по вопросам правовой, социальной, медицинской поддержки опекаемых лиц, представлении медицинского заключения о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном, выданного в порядке, устанавливаемом Министерством здравоохранения Российской Федерации, аналогично Порядку медицинского освидетельствования граждан, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 июня 2014 г. N 290н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 июля 2014 г., регистрационный N 33306);

социальных гарантиях и льготах для совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, предоставляемых в соответствии с федеральным и региональным законодательством;

гигиенических требованиях к уходу за совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными на дому и требованиях к организации питания;

медицинских аспектах ухода за совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;

основных требованиях к жилищно-бытовым условиям, организации быта и проживания совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, к уходу за совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами;

организации контроля за условиями жизни совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

организации контроля за соблюдением опекунами прав и законных интересов совершеннолетних недееспособных, обеспечении сохранности их имущества, а также выполнении опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

7. Тема «Содержание и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» плана включает сведения о:

содержании и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами;

понятии обучающе-психологического тренинга;

приемах, используемых в процессе проведения обучающе-психологического тренинга;

особенности порядка прохождения тренинговой подготовки и обследования граждан, выразивших желание стать опекунами, и членов их семьи;

содержании обучающе-психологического тренинга, ожиданиях и опасениях участников тренинга.

8. Тема «Основы законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан» плана включает сведения о:

правовом положении недееспособных и не полностью дееспособных граждан, основаниях их устройства под опеку или попечительство;

формах устройства: опека или попечительство;

порядке заключения договора об осуществлении опеки или попечительства;

порядке представления гражданами, выразившими желание стать опекунами, документов в орган опеки и попечительства;

порядке предоставления органами опеки и попечительства гражданам, выразившим желание стать опекунами, сведений о недееспособных или не полностью дееспособных гражданах с учетом Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст.3451; 2018, N 1, ст.82);

правилах посещения организаций, в которые помещены под надзор недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

порядке назначения органом опеки и попечительства опекуна или попечителя;

порядке действий опекуна при оказании помощи подопечным гражданам, страдающим психическими расстройствами;

правах и обязанностях опекунов и попечителей, ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей;

защите личных неимущественных и имущественных прав подопечных совершеннолетних недееспособных и не полностью дееспособных граждан (далее — подопечные граждане);

особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным гражданам, составлении описи имущества подопечных граждан, обеспечении сохранности имущества подопечных граждан;

порядке снятия и расходования денежных средств со счетов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, в том числе расходовании сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном;

порядке осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни совершеннолетних недееспособных граждан или не полностью дееспособных граждан;

порядке представления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества подопечного гражданина и управлении таким имуществом (далее — отчет), требовании к заполнению отчета, ответственности за непредставление отчета;

порядке возмещения ущерба, нанесенного недееспособным или не полностью дееспособным гражданином;

основаниях и порядке прекращения опеки или попечительства, порядке восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности;

порядке обжалования решений органов опеки и попечительства.

9. Тема «Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами» плана включает сведения о:

правах лиц, страдающих психическими расстройствами;

видах психиатрической помощи и порядке ее оказания;

диагностике и лечении лиц, страдающих психическими расстройствами;

мерах обеспечения безопасности при оказании психиатрической помощи;

основаниях для госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке;

обязанности медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях;

выписке из медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях.

10. Тема «Предоставление социального обслуживания недееспособным и не полностью дееспособным гражданам» плана включает сведения о:

предоставлении социального обслуживания гражданам, формах социального обслуживания и видах социальных услуг;

приеме в стационарные организации социального обслуживания и выписке из таких организаций лиц, страдающих психическими расстройствами;

правах лиц, проживающих в стационарных организациях социального обслуживания, предназначенных для лиц, страдающих психическими расстройствами, и обязанностях этих организаций;

порядке предоставления недееспособным гражданам, помещенным под надзор в стационарные организации социального обслуживания, домашнего отпуска;

социально-консультативной помощи, направленной на адаптацию человека в семье, обществе, снижении напряженности в отношениях, сопровождении семьи и формировании здоровых взаимоотношений в окружающей социальной среде;

соблюдении прав недееспособных и не полностью дееспособных граждан, пребывающих в стационарных учреждениях социального обслуживания, в соответствии с жилищным законодательством.

11. Тема «Особенности состояния здоровья подопечных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому» плана включает сведения о:

особенностях состояния здоровья недееспособных и не полностью дееспособных граждан, методах контроля за изменением состояния здоровья;

потребностях данной категории граждан (безопасность, факторы, вызывающие психическое расстройство, умственное развитие, привязанность, эмоциональное развитие, ориентация в пространстве и времени, социальная адаптация — усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, возможность общения, навыки самообслуживания — санитарно-гигиенические и бытовые навыки) и понимании гражданами, выразившими желание стать опекунами, необходимости их обеспечения;

принципах общего ухода (навыки медицинских манипуляций, профилактика осложнений, личная гигиена и биомеханика тела, правила питания и кормления, методы дезинфекции) и основах реабилитации при различных функциональных нарушениях;

способах оказания первой доврачебной помощи;

психологических аспектах, связанных с вопросами организации ухода и профилактики стрессовых состояний;

создании благоприятной обстановки и психологической атмосферы в семье, обеспечивающей снятие последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности.

12. Тема «Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, своих способностей обеспечить потребности подопечных» плана включает сведения о:

проведении оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами, своих способностей обеспечить потребности подопечных граждан с учетом условий жизни семьи (удаленность от инфраструктуры услуг населению, материально-бытовые условия, занятость, доход) и особенностей семейных отношений, а также психологической готовностью стать опекуном или попечителем;

проведении оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами, имеющихся у них компетенций по исполнению опекунских или попечительских обязанностей, поиск путей формирования и возможности компенсации недостающих компетенций;

навыках преодоления моральной и психологической усталости в процессе исполнения обязанностей опекунов и попечителей подопечных граждан.

13. Тема «Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний недееспособными и не полностью дееспособными гражданами» плана включает сведения о:

создании безопасных условий для жизни подопечных граждан в доме и в обществе в зависимости от их состояния здоровья и опыта жизни;

предотвращении противоправных действий подопечного гражданина на улице и в общественных местах;

медицинских аспектах ухода за недееспособным гражданином в зависимости от состояния его здоровья и возраста.

14. Тема «Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного» плана включает сведения о:

семье как реабилитирующей среде: образе жизни семьи, семейном укладе, традиции;

способе реагирования семьи на стрессовые ситуации;

системе внешней поддержки и собственных ресурсах семьи;

понимании всеми членами семьи граждан, выразивших желание стать опекунами, проблем своей семьи, возможностях и ресурсах.

15. Тема «Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги» плана включает сведения о:

взаимодействии опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги, а также важности такого взаимодействия;

взаимодействии опекунов и попечителей с социальным окружением.

16. Тема «Подведение итогов освоения программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан» плана включает сведения о:

обсуждении результатов освоения программы, выполнении домашних заданий;

обсуждении степени усвоения программы и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами;

проведении самооценки граждан, выразивших желание стать опекунами, и выявлении их готовности для установления опеки или попечительства (проведении психологического тестирования граждан, выразивших желание стать опекунами, на выявление их готовности для установления опеки и попечительства);

составлении итогового заключения о готовности и способности граждан, выразивших желание стать опекунами (составляется совместно с кандидатами по их желанию).

17. По результатам изучения примерной программы проводится итоговая аттестация в форме собеседования, которая завершается выдачей документа о прохождении программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан.

18. Граждане, выразившие желание стать опекунами, успешно освоившие примерную программу, должны иметь четкое представление:

о системе защиты прав совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

об ответственности за жизнь и здоровье совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;

о потребностях, основах ухода за совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином;

о правилах обеспечения безопасности подопечных граждан как в доме, так и вне дома — на улице, в общественных местах;

о семье совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан как реабилитирующей среде.

19. Граждане, выразившие желание стать опекунами, успешно освоившие примерную программу, должны знать:

свои права и обязанности, а также права и обязанности совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;

виды психиатрической помощи и социальной поддержки;

формы социального обслуживания и виды социальных услуг;

особенности состояния здоровья подопечных граждан;

особенности распоряжения недвижимым имуществом, принадлежащим подопечным гражданам;

порядок снятия и расходования денежных средств со счетов недееспособных и не полностью дееспособных граждан, в том числе расходования сумм, зачисляемых на отдельный номинальный счет, открытый опекуном;

порядок представления опекунами или попечителями ежегодного отчета о хранении, использовании имущества подопечного гражданина и управлении таким имуществом, требования к его заполнению;

виды ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей;

основания и порядок прекращения опеки или попечительства, порядок восстановления недееспособных или не полностью дееспособных граждан в дееспособности;

порядок обжалования решений органов опеки и попечительства.

20. Граждане, выразившие желание стать опекунами, успешно освоившие примерную программу, должны уметь:

использовать полученные знания на практике в отношении совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина;

обеспечить безопасные условия для жизни подопечных граждан в доме и в обществе;

предотвращать риск жестокого обращения с совершеннолетним недееспособным или не полностью дееспособным гражданином в семье;

оценивать возможный риск для жизни, здоровья и психологического благополучия совершеннолетнего недееспособного или не полностью дееспособного гражданина и создавать безопасную среду их обитания, исключающую домашний травматизм;

обеспечить потребности подопечных граждан с учетом возможностей семьи совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан;

быть готовыми к сотрудничеству с другими членами семьи совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан в процессе ухода за подопечными гражданами;

заботиться о здоровье подопечного гражданина;

взаимодействовать с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги.

Приложение. Примерный учебно-тематический план

Приложение
к примерной программе подготовки граждан,
выразивших желание стать опекунами или
попечителями совершеннолетних
недееспособных или не полностью
дееспособных граждан, утвержденной
приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации
от 12 февраля 2020 года N 58н

Примерный учебно-тематический план

Темы

Количество академических часов

Форма

п/п

всего

в том числе

контроля

лекции

семинары-
тренинги

индивиду-
альное консуль-
тирование

Введение в курс подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Содержание и цели программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Основы законодательства Российской Федерации в сфере опеки и попечительства в отношении недееспособных и не полностью дееспособных граждан

Обеспечение психиатрической помощью граждан, страдающих психическими расстройствами

Предоставление социального обслуживания недееспособным и не полностью дееспособным гражданам

Особенности состояния здоровья подопечных граждан. Осуществление ухода за инвалидами, гражданами пожилого возраста на дому

Понятие о мотивации опекунов и попечителей. Проведение оценки гражданами, выразившими желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, своих способностей обеспечить потребности подопечных

Обеспечение безопасности подопечных. Меры по предотвращению совершения противоправных деяний недееспособными и не полностью дееспособными гражданами

Роль семьи в обеспечении достойного уровня жизни подопечного

Взаимодействие опекуна или попечителя с органами опеки и попечительства, с медицинскими организациями и организациями, оказывающими социальные услуги

Подведение итогов освоения программы подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

тестиро-
вание

Итоговая аттестация

0,5

0,5

собесе-
дование

Всего

46,5

11,5

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 28.04.2020,
N 0001202004280032

В Государственную Думу внесен законопроект, предусматривающий установление штрафов для опекунов и попечителей за непредоставление своевременных отчетов о об управлении имуществом подопечного.

Автором проекта ФЗ № 440723-5 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» выступило Законодательное Собрание Красноярского края.

Как говорится в пояснительной записке к документу, статьей 25 Федерального закона от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» установлена обязанность опекунов и попечителей ежегодно не позднее 1 февраля, если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки или попечительства, представлять в орган опеки и попечительства отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Однако на сегодняшний день ответственность за неисполнение этой обязанности законодательством не установлена. На практике имеются многочисленные случаи, когда опекуны и попечители отказываются представлять отчеты об использовании и хранении имущества подопечных, что затрудняет контроль со стороны органов опеки за соблюдением прав подопечных. В связи с этим законопроектом предлагается установить административную ответственность за непредставление или представление с нарушением срока указанных отчетов в виде административного штрафа в размере от 100 до 500 рублей.

Рассмотрение дел о совершении указанного правонарушения предлагается отнести к подведомственности мировых судей (в отношении опекунов и попечителей совершеннолетних граждан) и комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (в отношении опекунов и попечителей несовершеннолетних). Правом составления протокола об административном правонарушении предлагается наделить должностных лиц органов опеки и попечительства, функции которых в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В тех же субъектах Российской Федерации, в которых государственные полномочия по опеке и попечительству переданы органам местного самоуправления, на основании части 3 статьи 1.3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможна передача органам местного самоуправления и полномочий по составлению протоколов.

Ниже следует текст законопроекта:

» Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (…) следующие изменения:
1) дополнить главу 5 статьей 5.36.1 следующего содержания:

«Статья 5.36.1. Непредставление или несвоевременное представление опекуном или попечителем отчета о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом
Непредставление опекуном или попечителем в орган опеки и попечительства отчета о хранении, использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом или представление такого отчета с нарушением установленного срока —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей.»;

Прокуратура района инициировала ответственность опекунов за непредставление отчетов об имуществе подопечных

Одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является надзор за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи, в том числе за исполнением законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При проведении проверки в деятельности отдела опеки и попечительства департамента образования г. Грозного выявлены нарушения ст. 25 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», в части представления опекунами (попечителями) в орган опеки и попечительства отчета за предыдущий год о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении имуществом подопечного.

Изучение личных дел опекаемых показало, что не во всех делах имелись отчеты опекунов (попечителей) за 2018 год.

В связи с выявленными нарушениями закона, прокурором района Нелей Дадаевой 12 февраля 2019 года предъявлено в Заводской районный суд г. Грозного 11 исковых заявлений в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании предоставить отчеты о расходовании денежных средств на содержание опекаемых несовершеннолетних, которые в настоящее время находятся в стадии рассмотрения.