Паспорт готовности

Приказ Федеральной службы по экологическому,
технологическому и атомному надзору от 17 июля 2013 г. № 314

«Об утверждении методических рекомендаций по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду»

В целях осуществления проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду на основании Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, приказываю:

Утвердить прилагаемые методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду.

Врио руководителя

А.В. Ферапонтов

Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду

(утв. приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому
и атомному надзору от 17.07.2013 № 314

1. Настоящие Методические рекомендации по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее — Методические рекомендации) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 401, Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.

2. Методические рекомендации определяют порядок действий работников Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору при проведении проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований (муниципальное образование — городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения).

II. Организация проверки муниципальных образований

3. Проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее — проверки) проводятся комиссиями Ростехнадзора на основании Планов проверок готовности муниципальных образований к отопительному периоду (далее — планы проверок). Планы проверок утверждаются руководителями территориальных органов Ростехнадзора не позднее 1 октября текущего года. Планы проверок не подлежат согласованию с органами прокуратуры, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

4. В течение десяти дней после утверждения планы проверок публикуются на официальных сайтах территориальных органов Ростехнадзора, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. В планах проверок, если иное не предусмотрено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указываются следующие сведения:

наименования муниципальных образований, в отношении которых планируется проводить проверки;

дата и сроки проведения проверки (с учетом выдачи паспортов готовности не позднее 15 ноября).

6. Проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду осуществляются комиссиями, назначенными приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) территориального органа Ростехнадзора.

7. В приказе (распоряжении) о проведении проверки муниципального образования указываются следующие сведения:

дата и номер приказа (распоряжения);

наименование территориального органа Ростехнадзора;

должности, фамилии, имена и отчества председателя комиссии и должностных лиц, входящих в состав комиссии, в том числе привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

наименование муниципальных образований, проверка которых проводится;

цели, задачи, предмет проверки;

срок проведения проверки, дата начала и окончания проверки;

правовые основания проведения проверки, в том числе ссылка на нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;

перечень документов, представление которых муниципальным образованием необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.

Председателем комиссии назначается работник территориального органа Ростехнадзора.

8. Изданный приказ (распоряжение) подлежит соответствующей регистрации.

9. Работа комиссии осуществляется в соответствии с программой проведения проверки готовности муниципальных образований к отопительному периоду, предусмотренной Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.

III. Порядок работы комиссий по проверке готовности муниципальных образований к отопительному периоду

10. При проверке комиссиями проверяется выполнение требований, указанных в разделах III — V Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 (далее — требования по готовности).

11. Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду (далее — акт), который составляется не позднее одного дня с даты завершения проверки, по рекомендуемому образцу, приведенному в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.

Акт составляется в двух экземплярах, один экземпляр акта выдается руководителю муниципального образования, второй экземпляр акта учитывается в системе делопроизводства территориального органа Ростехнадзора.

Порядок ведения «Журнала регистрации Актов проверки готовности к отопительному периоду» устанавливается руководителем территориального органа Ростехнадзора.

12. В акте содержатся следующие выводы комиссии по итогам проверки:

объект проверки готов к отопительному периоду;

объект проверки будет готов к отопительному периоду при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией;

объект проверки не готов к отопительному периоду.

13. При наличии у комиссии замечаний к выполнению муниципальным образованием требований по готовности или при невыполнении муниципальным образованием требований по готовности к акту прилагается перечень соответствующих замечаний к выполнению муниципальным образованием требований по готовности с указанием сроков их устранения.

14. Паспорт готовности к отопительному периоду (далее — паспорт) составляется комиссией территориального органа Ростехнадзора по рекомендуемому образцу, приведенному в Правилах оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, и выдается территориальным органом Ростехнадзора, образовавшим комиссию, по каждому объекту проверки в течение 15 дней с даты подписания акта, но не позднее 15 ноября текущего года.

Паспорт регистрируется в «Журнале регистрации паспортов готовности муниципальных образований к отопительному периоду, выданных территориальным органом Ростехнадзора». Порядок ведения «Журнала регистрации паспортов готовности муниципальных образований к отопительному периоду, выданных территориальным органом Ростехнадзора» устанавливается руководителем территориального органа Ростехнадзора.

15. В случае устранения указанных в перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности комиссией составляется новый акт.

16. Муниципальное образование, не получившее по проверяемым объектам паспорт готовности до даты, установленной пунктом 15 настоящих Методических рекомендаций, продолжает подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

IV. Готовность муниципальных образований

17. Полнота и качество документов, представленных муниципальным образованием для рассмотрения комиссии, организация эксплуатации и состояние объектов проверки должны соответствовать требованиям нормативных правовых актов и нормативных документов в области теплоэнергетики.

18. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении муниципальных образований составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требования по применению электронного моделирования аварийных ситуаций, указанных пункте 18 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 (пункт 23.1 настоящих Методических рекомендаций).

19. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении теплоснабжающих и теплосетевых организаций составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относится несоблюдение требований, указанных в пункте 15 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 (пункты 25.1, 25.7, 25.9, 25.10 настоящих Методических рекомендаций).

20. К обстоятельствам, при несоблюдении которых в отношении потребителей тепловой энергии составляется акт с обязательствами по срокам устранения замечаний, относятся несоблюдение требований, указанных пункте 17 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103 (пункты 27.8, 27.13, 27.16 настоящих Методических рекомендаций).

V. Отбор теплоснабжающих и теплосетевых организаций для участия в комиссиях муниципальных образований

21. В соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, проверки теплоснабжающих и теплосетевых организаций могут проводиться по согласованию с участием Ростехнадзора. В настоящих Методических рекомендациях изложен рекомендуемый объем проверок теплоснабжающих и теплосетевых организаций при оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду.

22. Представители Ростехнадзора принимают участие в проверках следующих организаций:

22.1. Единой теплоснабжающей организации (организаций), которая определена (которые определены) в схеме теплоснабжения поселений, городских округов органом местного самоуправления.

22.2. Теплоснабжающих организаций, присоединенная нагрузка которых составляет более 50 % от присоединенной нагрузки потребителей тепловой энергии муниципального образованиях.

22.3. Теплосетевых организаций, владеющих на праве собственности или ином законном праве, эксплуатирующих не менее 50 % по протяженности тепловых сетей муниципального образования.

22.4. Теплоснабжающих организаций, присоединенная нагрузка которых составляет менее 50 % от присоединенной нагрузки потребителей тепловой энергии населенного пункта, но являющиеся единственным источником теплоснабжения для населенного пункта муниципального образования.

22.5. Теплоснабжающих и теплосетевых организаций, допустивших нарушения теплоснабжения потребителей тепловой энергии по результатам предыдущего отопительного периода.

22.6. Теплоснабжающих и теплосетевых организаций, допустивших аварийные ситуации в предыдущем отопительном периоде.

22.7. Теплоснабжающих организаций, не получивших паспорта готовности к работе в предыдущем отопительном периоде.

Начало подготовки дома к отопительному сезону

Теплоснабжающие организации и управляющие компании начинают подготовку к отопительному сезону сразу после его завершения. Они промывают и опрессовывают сети. Проводят испытания. Проверяют и, при необходимости, меняют запорную арматуру, манометры, трубы и приборы учета.

Промыть и опрессовать сети нужно, чтобы очистить их от солей и ржавчины. Без этого на отопление уходит много ресурса, а пользы мало. Гидравлические испытания проверяют сети на прочность и выявляют течи. Управляющая компания и собственники устраняют их летом.

Полный перечень требований содержится в Приказе о подготовке к отопительному сезону Министерства Энергетики РФ №103 от 12 марта 2013 года. В нем указаны требования для теплоснабжающих организаций и потребителей.

Власти Тихвинского района Ленобласти отчитались о начале отопительного сезона и состоянии инфраструктуры.

Как сообщили «Форпосту» в Тихвинской администрации, 11 октября, в Тихвине состоялся День депутата и города, в котором приняли участие члены Общественного совета при главе муниципального образования.

В ходе встречи замглавы администрации Тихвинского района по коммунальному хозяйству и строительству Юрий Наумов рассказал о начале отопительного сезона.

По его данным, в поселениях района периодическое протапливание стартовало 20 сентября, а регулярное началось со 2 октября. Все 56 повреждений на теплосетях были своевременно устранены ресурсоснабжающими организациями.

Также стало известно, что Госстройнадзор дал разрешение на ввод в эксплуатацию новой городской котельной в районе Учебного городка. Жителей старой части Тихвина обеспечит теплом центральный тепловой пункта.

«В соответствии с требованиями Ростехнадзора этот отопительный сезон новая котельная отработает в режиме пуско-наладки, но уже целиком и полностью возьмет на себя теплоснабжение города», – отметил Наумов.

Все управляющие компании получили паспорта готовности домов к отопительному сезону. В одном из домом работы по подготовке к зиме будут проводиться на следующей неделе.

Качество отопления

Главный критерий качества отопления – температура воздуха в квартире. Она зависит от температуры воздуха на улице и температуры воды в тепловых сетях. Согласно Постановлению о подготовке к отопительному сезону №354 температура должна быть выше 18 С°.

Для экономии ресурса и поддержания комфортной температуры в квартире, теплоснабжающие организации регулируют температуру воды в сетях. Если этого не делать, в холода дома будет холодно, а в оттепели – жарко.

Магистральные сети теплоснабжающей организации теряют тепло из-за зашлакованных труб, течей, изношенной теплоизоляции и устаревших регуляторов. При этом температура воды и давление падает, а плату за отопление считают по количеству отправленного ресурса. Похожая ситуация и с внутридомовыми сетями. Выявить потери и снизить плату за отопление помогает общедомовой прибор учета тепловой энергии.

Системы учета отопления

Общедомовой прибор учета тепла и теплораспределители повышают качество отопления и снижают стоимость. Счетчик фиксирует реальное потребление, а распределитель помогает узнать сколько тепла расходует каждый радиатор. Это исключает из стоимости потери на магистральных сетях, выявляет проблемы в сетях дома и освобождает от оплаты по нормативам.

Без общедомового счетчика плату считают по нормативам и распределяют на весь год. Это значит, что за отопление платят и летом. В многоквартирных домах с общедомовым счетчиком отопление дешевле и качественнее.

Приборы учета с удаленным сбором показаний упрощают контроль потребления. Системы дистанционного сбора показаний «СТРИЖ» снижают издержки, работают с системами учета компании и автоматически отправляют данные в ГИС ЖКХ. Мы успешно внедрили более сорока систем беспроводного учета тепловой энергии в Москве и МО.

Смотрите систему автоматизированного сбора показаний «СТРИЖ»

Порядок подготовки дома к зиме для управляющих компаний и собственников

Управляющие компании также должны подготовить дома к зиме. Согласно Правилам №103, они:

  1. устраняют нарушения в тепловых и гидравлических режимах;
  2. промывают оборудование и коммуникации;
  3. разрабатывают режимы эксплуатации;
  4. проверяют тепловые сети, утепления дома, приборы учета и автоматические регуляторы;
  5. испытывают тепловые сети дома на прочность и плотность;
  6. делают плановый ремонт.

VI. Готовность к отопительному периоду муниципальных образований

23. При оценке готовности муниципальных образований к отопительному периоду проверяются следующие вопросы:

23.1. Наличие плана действий по ликвидации последствий аварийных ситуаций с применением электронного моделирования аварийных ситуаций.

23.2. Наличие системы мониторинга состояния системы теплоснабжения.

23.3. Наличие механизма оперативно-диспетчерского управления в системе теплоснабжения.

23.4. Выполнение требований Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103, по оценке готовности к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций, а также потребителей тепловой энергии (разделы VII и VIII настоящих Методических рекомендаций):

23.4.1. Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплоснабжающих организаций к работе в отопительный период.

23.4.2. Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности всех теплосетевых организаций к работе в отопительный период.

23.4.3. Наличие актов проверки готовности к прохождению отопительного периода и паспортов готовности потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.

24. В рамках проверки выполнения мероприятий, предусмотренных пунктом 23.4 настоящих Методических рекомендаций, необходимо проверить следующие вопросы:

24.1. Наличие распорядительного документа о назначении в установленном порядке комиссии по проверке готовности теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к работе в отопительный период.

24.2. Наличие программ проведения проверки готовности к отопительному периоду теплоснабжающих, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии, утвержденной руководителем (заместителем руководителя) администрации муниципального образования.

24.3. Наличие бесхозяйных тепловых сетей, источников тепловой энергии, предпринятые органами местного самоуправления поселений или городских округов для определения эксплуатирующей теплосетевой организации.

24.4. Наличие графиков аварийного ограничения режимов потребления тепловой энергии потребителей, согласованных с органом местного самоуправления поселения, городского округа, органом исполнительной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (порядок ограничения, прекращения подачи тепловой энергии при возникновении (угрозе возникновения) аварийных ситуаций в системе теплоснабжения определен Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2012 г. № 808 (пункты 104 — 109).

24.5. Наличие подтверждающих документов о соответствии фактического запаса топлива на всех теплоисточниках муниципального образования утвержденным нормативам.

24.6. Наличия перечня теплоснабжающих, теплосетевых организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения на территории муниципального образования.

24.7. Наличие перечня потребителей тепловой энергии, в отношении которых проводится проверка готовности к отопительному периоду.

24.8. Наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей тепловой энергии, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления.

24.9. Наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (часть 5 и часть 6 статьи 18).

VII. Готовность к отопительному периоду теплоснабжающих и теплосетевых организаций

25. При оценке готовности теплоснабжающих и теплосетевых организаций к отопительному периоду в отношении данных организаций проверяются следующие вопросы:

25.1. Наличие соглашения об управлении системой теплоснабжения, заключенного в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

25.2. Готовность к выполнению графика тепловых нагрузок, поддержанию температурного графика, утвержденного схемой теплоснабжения.

25.3. Соблюдение критериев надежности теплоснабжения, установленных техническими регламентами.

25.4. Наличие нормативных запасов топлива на источниках тепловой энергии.

25.5. Функционирование эксплуатационной, диспетчерской и аварийной служб, а именно:

укомплектованность указанных служб персоналом;

обеспеченность персонала средствами индивидуальной и коллективной защиты, спецодеждой, инструментами и необходимой для производства работ оснасткой, нормативно-технической и оперативной документацией, инструкциями, схемами, первичными средствами пожаротушения.

25.6. Проведение наладки принадлежащих им тепловых сетей.

25.7. Организация контроля режимов потребления тепловой энергии.

25.8. Обеспечение качества теплоносителей.

25.9. Организация коммерческого учета приобретаемой и реализуемой тепловой энергии.

25.10. Обеспечение проверки качества строительства принадлежащих им тепловых сетей, в том числе предоставление гарантий на работы и материалы, применяемые при строительстве, в соответствии Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении».

25.11. Обеспечение безаварийной работы объектов теплоснабжения и надежного теплоснабжения потребителей, а именно:

готовность систем приема и разгрузки топлива, топливоприготовления и топливоподачи;

соблюдение водно-химического режима;

отсутствие фактов эксплуатации теплоэнергетического оборудования сверх ресурса без проведения соответствующих организационно-технических мероприятий по продлению срока его эксплуатации;

наличие утвержденных графиков ограничения теплоснабжения при дефиците тепловой мощности тепловых источников и пропускной способности тепловых сетей;

наличие расчетов допустимого времени устранения аварийных нарушений теплоснабжения жилых домов;

наличие порядка ликвидации аварийных ситуаций в системах теплоснабжения с учетом взаимодействия тепло-, электро-, топливо- и водоснабжающих организаций, потребителей, ремонтно-строительных и транспортных организаций, а также органов местного самоуправления;

проведение гидравлических и тепловых испытаний тепловых сетей;

выполнение утвержденного плана подготовки к работе в отопительный период, в который включено проведение необходимого технического освидетельствования и диагностики оборудования, участвующего в обеспечении теплоснабжения;

выполнение планового графика ремонта тепловых сетей и источников тепловой энергии;

наличие договоров поставки топлива, не допускающих перебоев поставки и снижения установленных нормативов запасов топлива.

25.12. Наличие документов, определяющих разграничение эксплуатационной ответственности между потребителями тепловой энергии, теплоснабжающими и теплосетевыми организациями.

25.13. Отсутствие не выполненных в установленные сроки предписаний Ростехнадзора, влияющих на надежность работы в отопительный период.

25.14. Работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

26. В отношении объектов по производству тепловой и электрической энергии в режиме комбинированной выработки проверяется только наличие документа о готовности к отопительному сезону, полученного в соответствии с законодательством об электроэнергетике.

VIII. Готовность к отопительному периоду потребителей тепловой энергии

27. При оценке готовности потребителей тепловой энергии к отопительному периоду проверяются следующие вопросы:

27.1. Устранение выявленных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, нарушений в тепловых и гидравлических режимах работы тепловых энергоустановок.

27.2. Проведение промывки оборудования и коммуникаций теплопотребляющих установок.

27.3. Разработка эксплуатационных режимов, а также мероприятий по их внедрению.

27.4. Выполнение плана ремонтных работ и качество их выполнения.

27.5. Состояние тепловых сетей, принадлежащих потребителю тепловой энергии.

27.6. Состояние утепления зданий (чердаки, лестничные клетки, подвалы, двери) и центральных тепловых пунктов, а также индивидуальных тепловых пунктов.

27.7. Состояние трубопроводов, арматуры и тепловой изоляции в пределах тепловых пунктов.

27.8. Наличие и работоспособность приборов учета, работоспособность автоматических регуляторов при их наличии.

27.9. Работоспособность защиты систем теплопотребления.

27.10. Наличие паспортов теплопотребляющих установок, принципиальных схем и инструкций для обслуживающего персонала и соответствие их действительности.

27.11. Отсутствие прямых соединений оборудования тепловых пунктов с водопроводом и канализацией.

27.12. Плотность оборудования тепловых пунктов.

27.13. Наличие пломб на расчетных шайбах и соплах элеваторов.

27.14. Наличие собственных и (или) привлеченных ремонтных бригад и обеспеченность их материально-техническими ресурсами для осуществления надлежащей эксплуатации теплопотребляющих установок.

27.15. Проведение испытания оборудования теплопотребляющих установок на плотность и прочность.

27.16. Надежность теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом климатических условий в соответствии с критериями, приведенными в приложении № 3 к Правилам оценки готовности к отопительному периоду, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12 марта 2013 г. № 103.