Пенсия переселенцам

В Украине вскоре начнется масштабная проверка пенсионеров. Однако уже сейчас чиновники находят тысячи нарушений и требуют вернуть полученные выплаты в бюджет.

Об этом говорится в материале Обозревателя.

Так, среди основных нарушений, например, теневая занятость. Социальную пенсию украинцы могут получать только в том случае, если они уже вышли из трудоспособного возраста, а их доход меньше прожиточного минимума. На самом деле люди чаще всего работают нелегально и одновременно получают свою пенсию.

Выплаты мертвым душам. Иногда пенсиями пользуются и мошенники. Так, в Днепре в дело вмешалась даже прокуратура. Поскольку во время проверки Пенсионным фондом выяснилось, что кто-то присваивал деньги уже умерших людей преклонного возраста. Таких историй в Днепре собралось сразу пять.

За выезд за границу. В похожую историю попал и известный религиовед и бывший пленник боевиков Игорь Козловский. В прошлом году Пенсионный фонд прекратил выплачивать ему пенсию. Когда ученый пошел узнать, в чем дело, сотрудники фонда сказали, мол, они получили информацию от СБУ, что он пересекал границу Украины. А согласно постановлению Кабмина, всем переселенцам, которые выезжают за рубеж, прекращают выплаты.

Пенсии в связи с потерей кормильца для лжестудентов. Часто государство просит вернуть деньги украинцев, которые потеряли кормильца. Обычно это студенты вузов или училищ, которые получали помощь до 23 лет, поскольку кто-то из родных у них умер. Но когда заканчивают учебу или их отчисляют из учебного заведения, то они «забывают» уведомить об этом Пенсионный фонд.

Напомним, в Верховной Раде Украины зарегистрирован законопроект №1175-3 о внесении изменений в Закон Украины «О прожиточном минимуме».

Рекомендации юристов

Юристы общественной организации «Донбасс SOS» рекомендуют тем переселенцам, кто столкнется с отказами в назначении или восстановлении пенсионных выплат, брать письменный отказ от начальника отделения Пенсионного фонда (обязательно с указанием оснований отказа) и подавать на него заявление в полицию по ст. 175 Уголовного кодекса Украины (Невыплата заработной платы, стипендии или других установленных законом выплат). А также писать обращения в Комитет по правам человека Верховной Рады и президенту Украины.

*

А тем, кто еще не вышел на пенсию, главный совет — укрепляйте свое здоровье и профессиональные навыки уже сейчас, чтобы иметь возможность зарабатывать деньги в любом возрасте и не ставить в зависимость собственное благосостояние от беспорядка, который творится в Пенсионном фонде.

Анастасия Дейна, «Главком»

Ця стаття також доступна українською мовою

Председатель ОО «Всеукраинская Ассоциация переселенцев» Руслан Калинин считает, что новая власть получила в наследство от предыдущей огромное количество нерешенных проблем. В том числе — проблему переселенцев, они же – внутренне перемещенные лица (ВПЛ). Глава ВАП привел свое видение ключевых проблем переселенцев с рекомендациями по их решению.

По мнению Калинина, всё зависит от того, будет ли политическая воля решать проблемы именно переселенцев. Вот какие рекомендации он дает в блоге на сайте УП.

1. Социальные выплаты и пенсии

По данным Пенсионного фонда Украины, официально зарегистрировано около 800 тыс. пенсионеров-переселенцев. Государственные органы ставят ряд барьеров и проверок для получения законной пенсии. Обязательным условием при оформлении пенсии является предоставление справки переселенца.

Кроме этого, постановление №365 предусматривает проведение проверок фактического проживания ВПЛ, создание комиссий, на основании результатов таких проверок могут принимать решения о приостановлении социальных выплат, в том числе и пенсий.

Сегодня восстановления выплаты пенсии возможно только через суды. За защитой нарушенных прав пенсионеры, проживающие на неподконтрольной территории, и переселенцы активно обращаются в суд.

Но пока идет рассмотрение этого вопроса, пенсионеры лишены средств к существованию. И даже в случае восстановления пенсионных выплат, долги за прошлые месяцы могут быть невыплаченные.

Все международные и общественные организации выступают против решений правительства и за восстановление законных прав граждан Украины на получение пенсии.

Предложения:

— получение пенсии не должно зависеть от наличия или отсутствия справки переселенца;

— ВПЛ должны иметь возможность выбора банковского учреждения для открытия счета и получения социальных выплат и пенсии;

— необходима единая процедура проверки для переселенцев.

Соответствующие изменения были предложены рядом общественных и международных организаций и представлены в Кабинет министров. На данный момент изменения не были поддержаны.

2. Многофункциональный реестр переселенцев

Государство не может системно и эффективно решать проблемы переселенцев, потому что не знает их точное количество, какую помощь они получают, проведенный в них социальный статус и в чем они нуждаются в первую очередь.

Когда мы говорим «переселенцы», мы имеем в виду тех людей, которые переехали из оккупированной территории и живут на подконтрольной Украины территории. По данным Министерства социальной политики, официально учтено около 1,4 млн переселенцев.

Хотя мы понимаем, что из этих людей не все постоянно живут на подконтрольной территории. Большинство пенсионеров вынуждены получить справку переселенца для того, чтобы получать пенсию. Поэтому, если мы отменим обязательное предоставление справки для получения пенсии и проведем перерегистрацию, то большинство пенсионеров-переселенцев НЕ БУДУТ регистрироваться как переселенцы.

Таким образом количество переселенцев существенно изменится, и получают справки те переселенцы, которые действительно живут на подконтрольной Украины территории.

Итак, запуск реестра и проведения перерегистрации позволит узнать реальное количество переселенцев, проживающих на подконтрольной территории, сделать более удобной изменении адреса проживания или других личных данных, выяснить социальный статус, потребности переселенцев (жилье, работа, переквалификация, лекарства), уменьшить очереди в отделениях Управления труда и социальной защиты населения.

Предложения:

— внедрение многофункционального реестра переселенцев;

— проведение перерегистрации переселенцев.

3. Обеспечение жильем

Одним из самых болезненных вопросов для внутренне перемещенных лиц на сегодня жилищный вопрос, что является условием достаточного уровня жизни и является основой их интеграции в местных общин.

Отсутствие на сегодня государственной политики в отношении жилья, что значительно бы облегчило должное переселение ВПЛ, сделало условия жизни одной из самых сложных и трудно решаемых проблем, стоящих перед переселенцами.

Предложения:

— внедрить единую балльную систему по распределению временного жилья;

— заложить в государственный бюджет ежегодное финансирование программы «Доступное жилье» в размере 1 млрд грн. (анализирую финансирования программы за предыдущий год: средняя помощь от государства составляет 330 тыс. грн. на одну семью; семья в среднем состоит из 3 человек; таким образом, это даст возможность ежегодно обеспечивать жильем около 8-9 тыс. переселенцев и участников АТО); добавить возможность покупки квартир на вторичном рынке;

-заложить в государственный бюджет ежегодное финансирование программы «Покупки временного жилья для переселенцев совместно с органами местного самоуправления» в размере 1 млрд грн. Это позволит ежегодно обеспечивать временным жильем около 10 тыс. переселенцев;

— привлечение международных грантов на строительство и реконструкцию временного жилья для переселенцев (жилье не передается в собственность переселенцам);

— принять положение о порядке предоставления ипотечных жилищных кредитов на строительство и приобретение доступного жилья под 7% -ную кредитную ставку;

— подготовка нормативно-правовой базы для возможности предоставления кредитов на покупку жилья от международных доноров.

4. Избирательные права

Действующее законодательство содержит ограничения в части обеспечения реализации избирательных прав переселенцев. Закон Украины «О выборах народных депутатов» ограничивает избирательные права переселенцев, предоставляя им право голоса на выборах народных депутатов только в общегосударственном округе.

Также закон Украины «О местных выборах» фактически лишает переселенцев права выбирать местные органы власти, так как, согласно закону, единственным документом, подтверждающим место жительства избирателей, является паспорт.

Предложения:

— принять законопроект, который предоставляет переселенцам полноценное право голоса.

5. Реституции и компенсации за утраченное имущество

Согласно отчету международного кластера по вопросам жилья, более 17 000 зданий было повреждено или было разрушено в результате конфликта на Востоке Украины. Без всякой перспективы ближайшего прекращения конфликт продолжает усложнять повседневную жизнь тысячи людей, которые потеряли свои дома и землю.

Пока не существует адекватных механизмов для решения вопросов потери жилья, земли и имущества, поврежденных или разрушенных в результате боевых действий на Востоке Украины.

Предложения:

— провести учет объектов недвижимого имущества, который расположен на временно оккупированных территориях, создать специальный реестр разрушенного и поврежденного имущества;

— разработать проект нормативно-правового акта о введении механизма восстановления нарушенных имущественных прав по возвращении контроля над временно оккупированными территориями;

— принять нормативно-правовую базу по реституции и компенсации за потерю прав, стоимости, использования или доступа к жилью, земле и имущества, вызванного военными действиями на Востоке Украины, как это предусмотрено законом Украины «О борьбе с терроризмом»;

— создать претенциозные комиссии, специально уполномоченные в рамках административной процедуры проводить как формальную оценку ущерба, так и обеспечивать возмещение убытков из госбюджета Украины.

6. Образование

Нет не только механизма, но и программ, которые были бы приняты, а также бюджетного финансирования в полном объеме для предоставления дополнительных мест именно для лиц, приехавших из оккупированных территорий. Права есть, а реализовать их очень трудно.

Предложения:

— распределение образовательных субвенций с учетом количества детей из числа внутренне перемещенных лиц;

— предоставление в установленном законодательством порядке льготных долгосрочных кредитов для получения высшего и профессионально-технического образования в порядке, установленном законодательством;

— бесплатное проживание детей из числа ВПЛ в ученических общежитиях — для учащихся профессионально-технических учебных заведений;

— обеспечение проживания детей из числа внутренне перемещенных лиц, являющихся студентами высших учебных заведений, в студенческих общежитиях с льготной оплатой в размере, определенном высшим учебным заведением в установленном законодательством порядке;

— создание онлайн библиотек и образовательных порталов для дистанционного обучения и подготовки для поступления в высшие или профессионально-технических учебных заведений детей, проживающих на временно оккупированной территории или на территориях, на которых органы государственной власти временно не осуществляют свои полномочия.

7. Трудовой стаж и бизнес

Трудоустройство ВПЛ является одним из ключевых вопросов в повестке дня. Постоянную работу имеет 42% внутренне перемещенных лиц. Ситуацию осложняет необходимость переквалификации некоторых ВПЛ, которые в прошлом были заняты на предприятиях добывающей промышленности.

Поскольку на территории Украины не принимаются документы с печатями так называемых «ЛНР» и «ДНР», то у людей возникают трудности с подтверждением трудового стажа.

Предложения:

— создание привлекательных преференций для украинского и зарубежного бизнеса в вопросах размещения промышленных предприятий и привлечения работников из числа переселенцев; принятие закона, которым предусмотрено освобождение таких промышленных инвесторов от определенных налогов и сборов в государственный и местные бюджеты на срок от 5 до 7 лет;

— разработать механизм восстановления документов, удостоверяющих наличие трудового стажа;

— разработать финансово-кредитный механизм открытия и поддержки бизнеса для ВПЛ, микрогрантов для создания (воспроизведение) собственного бизнеса.

«Конечно, это не полный перечень проблем, с которыми сталкиваются переселенцы, — подчеркивает Руслан Калинин. — Однако решение именно этих вопросов позволит им быстро интегрироваться в местные общины. Некоторые вопросы решаются быстро, другие требуют долгой системной работы».

На официальном сайте Пенсионного фонда Украины опубликовали новый проект поправок в постановление правительства № 365, который предусматривает изменение процедуры выплаты пенсий для украинских граждан, проживающих на временно оккупированной части Донбасса. Об этом в субботу, 2 марта, сообщает издание «Донбасс. Комментарии».

Как отмечают правозащитники, данный проект изменений в постановление № 365 отменяет только некоторые из дискриминационных норм указанного документа, оставляя в силе часть ограничений по выплате пенсий для жителей ОРДЛО.

Среди прочего, анализируя новый документ, эксперты положительно оценили норму, которой предлагается ввести категорию граждан, которые отказались от справки ВПЛ (временно перемещенное лицо). В то же время, граждане, проживающие на оккупированной части Донбасса и не имеющие статуса ВПЛ, в документе все также не учитываются и выплата пенсий для них также не предусмотрена.

Проект поправок предлагает убрать из постановления Кабмина скандальный пункт о проведении проверок по месту жительства граждан, претендующих на пенсии. Напомним, что эта норма была признана незаконной решением Верховного Суда.

Проверки по месту жительства документ заменяет системой двойной физической идентификации получателя пенсии. Согласно его нормам, для получения выплаты гражданину придется дважды подтверждать свою личность — в Пенсионном фонде и «Ощадбанке».

Кроме того, документ предусматривает повторное введение недавно отмененных норм о прекращении пенсионных выплат на основании данных системы «Аркан».

Ранее «Судебно-юридическая газета» сообщала, что за четыре последних года из бюджета Украины было выплачено 80 млрд гривен пенсий для жителей оккупированной части Донецкой и Луганской областей. Такие данные озвучил представитель Украины в ТКГ в Минске Евгений Марчук.

Также мы сообщали, что в Украине появились новые условия для выплаты пенсий жителям Донбасса. Теперь им необходимо получить статус переселенцев.

Кроме этого, мы писали, что пенсионеры из Донбасса подолгу ждут судебных решений по выплате пенсий. Порой даже принятые судами решения не реализовываются.

Еще была информация, что Кабинет министров Украины разблокировал перерасчет пенсий переселенцев и жителей Донбасса. Теперь граждане, прописанные в ОРДО и ОРЛО, могут подтвердить свой стаж.

«Меня просто кинули на 4 тысячи гривен»

Ирина Шевченко переехала из Харькова в Изюм в декабре 2019-го, официально изменив регистрацию места жительства. Вместе с тем переоформила все необходимые документы для получения пенсии на новом месте.

Ирина Шевченко потеряла 4000 гривен из-за смены места жительства

Но в январе пенсия не пришла. Зато пришла в феврале, что исключает проблему с документами, которые предоставила государству женщина.

«Изюмский пенсионный фонд просто кинул меня в январе на 4 тысячи гривен», — делает вывод Ирина.

Задержку женщине объяснили тем, что «от правительства еще не поступило постановление».

Между тем мужа Ирины, который переехал с ней, обошли проблемы с выплатами. Это произошло только потому, что он переоформил документы ранее, в начале декабря.

К руководству изюмского фонда ходил разбираться сын супругов:

— Почему на стене не висит инструкция, в какие числа лучше обращаться?

— Ничего вывешивать не будем.

— Назовите документ, который позволяет приостановить выплаты.

— Нет такого документа.

— Назовите документ, согласно которому долг будет выплачен только после особого распоряжения Кабмина.

— Нет такого документа.

Единственное объяснение, которое удалось получить: в Пенсионном «не успевают рассмотреть документы», а соответственно — внести часть пенсионеров в список на выплату, после чего «деньги зависают».

По словам Ирины, несколько ее знакомых, которые оказались в подобной ситуации, подавали в суд с требованием вернуть должное, но тщетно.

«Выплатим после смерти»

Людмила Сапирина переехала в Лисичанск в июне 2018-го, официально сменив место жительства. Документы с краматорского в лисичанский пенсионный фонд поступили в течение двух недель, а вот пенсию Людмила не видела в течение следующих пяти месяцев. В пенсионном отделении Лисичанска инцидент объясняли так: «Для возобновления выплат к пенсионеру должна была прийти проверка. Недавно Кабмин отменил обязательность этой проверки, но соответствующее постановление не поступило еще в наш фонд».

Кто знает, сколько бы еще Людмила не получала пенсию, если бы ей не повезло случайно узнать, что можно обратиться к соцзащите и «заказать» такую проверку.

Людмила Сапирина подробно описала «Главкому», как потеряла пенсию за пять месяцев

Задержанную пенсию за пять месяцев Людмила не может вернуть до сих пор.

По словам дочери Людмилы, Пенсионный фонд пообещал выплатить задолженность «после ее смерти».

Дочь Людмилы сообщила «Главкому» шокирующие детали общения ее матери с работниками ПФУ

«А вы еще не умерли?»

Переселенцы с оккупированной территории Виктор и Александра Сарнацкие лишались своих двухмесячных пенсий дважды — в 2018 году, когда переезжали в село Чайки (Киевская область), и в 2019 году, когда перебрались в пгт Вишневое (та же область).

В первом случае Пенсионный фонд аргументировал невыплату тем, что супруги «не обновили справки переселенцев». На вопрос, когда можно вернуть задержку, пенсионерам ответили просто: нет денег, точка.

Во время второго переоформления супругам вообще сказали, что их нет в списках на пенсию, потому что они якобы «умерли».

«Это геноцид против пенсионеров», — делает вывод дочь Сарнацких и показывает полученную «отписку» от Минсоцполитики в стиле «денег нет, но вы держитесь».

«Говорим сразу: пенсии не будет два месяца»

Леонид Бойко уже слышал о потерях пенсий при изменении места регистрации, поэтому, переехав в прошлом году из Белой Церкви в Славянск, до последнего не хотел информировать об этом Пенсионный фонд. Перспектива оставаться полгода без денег мужчину явно не привлекала. Но срок действия пенсионной карточки истекал, и в феврале Леониду пришлось-таки пойти на прием.

О том, что мужчина не увидит своих денег за два месяца, его предупредили сразу, потому что «бумажное дело будет пересылаться два месяца». С китайского AliExpress покупки прилетают быстрее в Украину, чем Пенсионный фонд передает бумажки с одного города в другой.

Переехал из оккупированного Крыма — без пенсии уже 10 месяцев

Но больше всего поражает история украинца Василия Савчука. Он переехал из Крыма в Киев в мае 2019-го. Сразу оформил справку переселенца. В Пенсионном фонде заявили, что документы, необходимые для начала начисления пенсии, «юудут идти полгода» (дело должно прийти с «московского архива»).

Василий Савчук потерял пенсию за 10 месяцев после переезда из Крыма

Мужчина всё еще ждет. Чтобы решить проблему, говорит, что ходил в главное отделение Пенсионного фонда, Минсоцполитики, был даже в Офисе президента — ответ везде один: «Нет документов. Когда они придут, тогда и начнутся выплаты».

— А если они вообще не придут?

На вопрос мужчины, который уже ждет своих законных денег 10 месяцев, в ведомствах лишь разводили руками.

«Ждите новое правительство»

Оксана Наливайко официально прописалась в Селидово в 2016 году. Ей больше не хотелось быть «переселенкой», и поэтому она отменила справку об этом статусе через суд. Через два года Пенсионный фонд заблокировал женщине пенсию с требованием предоставить справку переселенца и изменить банк на «Ощадбанк». Она подала в суд. Пенсионный дважды подавал на апелляцию — в конце концов выплаты восстановили, а задолженность (26 тыс. грн) — до сих пор не отдали.

Оксана Наливайко, сменив место жительства, потеряла 26 тыс. грн пенсии

«Просто меня возмутило! Что я должна была переходить на другой банк и если я прописалась на территории, подконтрольной Украине, должна быть переселенкой! Сами понимаете, что это дискриминация! Суд, конечно, был на моей стороне, но задолженность так и не отдают! Юрист из «Право на захист» сказал, что не дождусь», — говорит Оксана.

«Ждите новое правительство», — последнее, что сказали Оксане в Пенсионном фонде.

*

Подобные проблемы — у многих украинцев, о чем свидетельствуют отзывы людей в Фейсбуке на вопрос «Главкома»: «известны ли вам случаи, когда пенсионеров лишали выплат при официальной смене места жительства?»

Пенсии переселенцам. Законно ли их снижение?

Адвокат Томас Пуэ (Франкфурт-на-Майне)

Федеральный Конституционный суд частично удовлетворил иски немецких переселенцев к пенсионным кассам.
Федеральный конституционный суд (Bundesverfassungsgericht) в своем руководящем постановлении от 13 июня 2006 года (1 BvL 9/00, 1 BvL 11/00, 1 BvL 12/00, 1 BvL 5/01, 1 BvL 10/04) признал сорокапроцентное сокращение пенсий поздним переселенцам за иностранный рабочий стаж частично противоречащим конституции ФРГ.
Когда-то Закон о пенсии за иностранный рабочий стаж (Fremdrentengesetz, FRG) приравнивал изгнанных немецкой национальности к местным немцам. Это значит, что не заплатив ни пфеннига в немецкие пенсионные кассы, изгнанные получали такую же пенсию, как и те, кто всю жизнь платил взносы в пенсионный фонд. С 1991 года законодатель с помощью нескольких законодательных актов урезал пенсию поздних переселенцев до уровня абсолютного прожиточного минимума. Для прибывших после мая 1996 года все ограничения действуют в полной мере, а для прибывших до указанной даты сокращения носят ступенчатый характер.
Ограничение размера пенсии 25 расчетными пунктами (Entgeltpunkte) затронуло поздних переселенцев, переселившихся в Германию после 07.05.1996. Параграф 22 абз. 4 FRG сокращает на 40% стоимость одного расчетного пункта пенсии всем изгнанным, переселенцам и поздним переселенцам по сравнению с местными пенсионерами. Из этого правила есть некоторые исключения, затрагивающие «старых» пенсионеров, но для массы получателей пенсии за иностранный рабочий стаж эти сокращения действуют в полной мере.
История «экономии» на пенсиях переселенцев началась в 1991 году паушальным сокращением пенсии на 30 %. В 1996 году правительство ФРГ приняло решение о сокращении на 40 %. И это вместе с установлением верхней границы пенсионного обеспечения за иностранный рабочий стаж в 25 расчетных пунктов, не говоря уже о «восточной» пенсии. Результатом стали мизерные пенсии в 400-500 евро в месяц, при которой пенсионеры вынуждены обращаться за дополнительной социальной поддержкой.
Законность ограничения размера пенсии за иностранный рабочий стаж 25 пунктами в настоящее время является предметом нескольких судебных разбирательств, решение Федерального конституционного суда по этим искам ожидается в текущем году. Существуют обоснованные надежды на то, что придание закону обратной силы до 07.05.1996 будет объявлено Федеральным конституционным судом необоснованным и не соответствующим Конституции ФРГ. Это значит, что в ряде важных случаев падет и граница в 25 расчетных пунктов (пенсия вдовы/вдовца).
Базой для деятельности Федерального конституционного суда стали иски многих пенсионеров к пенсионным кассам. Еще в 1999 году Федеральный социальный суд (Bundessozialgericht) представил вопрос о законности тридцати– сорокапроцентных сокращений на рассмотрение Федерального конституционного суда и заморозил рассмотрение исков к пенсионным кассам до момента принятия Высшим конституционным судом Германии руководящих указаний. В своем решении от 13 июня 2006 года Федеральный конституционный суд окончательно прояснил ситуацию паушальным сокращением стоимости одного пенсионного расчетного пункта за иностранный рабочий стаж.
Сначала плохая новость: Федеральный конституционный суд не счел пенсионные выплаты в рамках FRG защищенной Конституцией собственностью. Это означает, что законодатель может делать с Законом о пенсиях за иностранный рабочий стаж все, что сочтет необходимым. Теперь хорошая новость: Для пенсионеров с выплатами за иностранный рабочий стаж действует принцип защиты доверия к решению властей и закону, как и для всех прочих жителей Германии (Vertrauensschutzgarantie). Конкретный пример, законодатель не может внезапно, как говорится, за одну ночь изменить правила игры. Он должен создать переходные правила для тех немецких переселенцев, которые обоснованно считали, что имеют гарантии правительства ФРГ на обеспеченную старость. В нашем случае принцип защиты доверия означает, что эта группа переселенцев должна быть исключена из паушального сокращения. Федеральный конституционный суд определил группу защищенного доверия как немцев предпенсионного возраста, переселившихся в Германию до 01.01.1991, чей выход на пенсию приходится после 30.09.1996.
Федеральный конституционный суд поручил законодателю до 31.12.2007 разработать и ввести в действие переходные правила, соответствующие конституционным нормам и интересам затронутых лиц. Вступившие в законную силу решения пенсионных касс о начислении сокращенной пенсии не подпадают под благоприятное решение суда. Законодатель имеет право распространить действие переходных правил и на уже закрытые делопроизводства.
Это решение Федерального конституционного суда является частичной победой переселенцев. Высший орган конституционного правосудия еще раз подтвердил, что нельзя уравнять фактические денежные взносы в пенсионные кассы с условными взносами поздних переселенцев. Суд, однако, запретил законодателю и административным органам играть жизненными планами людей. Это решение обязывает правительство страны отвечать за свои слова и данные ранее обещания.
В рамках этого решения небольшая группа немецких переселенцев добьется улучшения своего пенсионного обеспечения, поэтому я говорю о частичной победе. Это решение Федерального конституционного суда еще раз подчеркивает необходимость обжалования спорных решений в установленном законом порядке. Те входящие в группы льготников поздние переселенцы, кто покорно согласился с навязанными им сокращениями пенсии, скорее всего, ее увеличения не получат. Те, кто шел до конца в надежде на справедливое решение верховного правосудия, разочарованными не остались.