Пенсия за рубежом

Пенсионная реформа, которая уже запущена в России, самым прямым образом касается и граждан других стран бывшего советского пространства. Небольшой исторический экскурс: при распаде Советского Союза и создании СНГ страны договорились, что каждая республика будет сама отвечать за пенсионное обеспечение своих граждан.

© Fotolia / Uzhursky

Правда, Украина настаивала, чтобы Россия выплачивала украинским гражданам надбавки к пенсиям за работу в условиях Крайнего Севера. Однако это предложение не прошло. Страны СНГ еще в 1992 году приняли ряд важных документов, касающихся пенсионного обеспечения (в том числе о взаимном признании трудового стажа).

Сейчас Россия выплачивает пенсии военным пенсионерам, которые проживают в странах Балтии – большинство из них проходили службу еще в единой для всех Советской армии. Это важный момент для дальнейшего изложения.

Российские пенсии для ветеранов войны

Вопрос о выплате пенсий ветеранам Великой Отечественной войны и Героям Советского Союза поднимался в России не раз, но в конкретные решения пока так и не превратился. Понятно, что, к сожалению, количество ветеранов ВОВ по естественным причинам сокращается. В России их сейчас, по данным Пенсионного фонда, уже меньше 100 тысяч.

По расчетам, в других странах бывшего СССР их не более 100-120 тысяч. Кроме того, в постсоветских странах проживает несколько тысяч Героев Советского Союза.

Уход на пенсию свяжут с «предполагаемой» длиной жизни >>

Какие средства потребуются, чтобы начать выплачивать российские пенсии этим категориям? Исходя из того, что базовая пенсия ветерана войны в России – 25-28 тысяч российских рублей, на эти выплаты может понадобиться ежегодно около 500 млн долларов. Cумма большая, но некритичная для российского бюджета.

© Sputnik / Вадим Анцупов

Есть ли в мире подобные прецеденты? Да, есть. Правительство Германии через бундесвер выплачивает военные пенсии гражданам иностранных государств, которые служили в вермахте (при условии, что эти граждане не были осуждены за военные преступления). США платит военные пенсии тем вьетнамцам, которые служили в американской армии в качестве обслуживающего и вспомогательного персонала.

Зачем это России? В первую очередь, конечно же, это вопрос исторической справедливости и благодарности. Тем самым Москва еще раз подчеркнет, что общая Победа была достигнута общими усилиями всего советского народа, и Российская Федерация как правопреемник СССР признает этот факт.

В Эстонии выросла народная пенсия >>

Эта инициатива, безусловно, вызовет позитивный отклик в странах бывшего СССР. И, возможно, даст толчок к улучшению отношений с рядом из них.

Сейчас это предложение обсуждается в Государственной думе РФ как поправка в российский закон «О ветеранах». Далее, при одобрении этих поправок Советом Думы и правовым управлением, вопрос должен быть согласован с правительством РФ в плане финансового обеспечения.

Уже затем поправки в закон должны быть утверждены нижней и верхней палатами российского парламента и подписаны президентом РФ. Скорее всего, эти процедуры затянутся до осени, но главное, что процесс запущен.

Многое будет зависеть от общественного мнения и активности гражданского общества в лоббировании данной инициативы.

И пенсии для всех трудящихся

Ни для кого не секрет, что Россия, несмотря на экономические трудности, весьма привлекательна для трудовой миграции. Неконтролируемая трудовая миграция создавала проблемы как для российского рынка труда, так и для бесправных гастарбайтеров.

Для решения этих проблем в 2012 году российскими властями было принято решение, что трудовым мигрантам из стран бывшего СССР будет начисляться трудовой стаж – при условии внесения за них пенсионных взносов работодателями.

Подтверждено: в Эстонии вырастут пенсии и зарплаты медработников >>

Сейчас многих волнует, что будет с этими накоплениями в ходе пенсионной реформы в России. Возможно, в рамках СНГ будет принят некий пакет документов о гарантии будущих пенсий трудовым мигрантам.

Так как Украина (во всяком случае, на уровне декларации) решила прекратить свое членство в институтах СНГ, видимо, потребуется отдельный двусторонний документ о взаимных гарантиях пенсионных накоплений. Учитывая численность украинских трудовых мигрантов в России, такой документ будет крайне важен для многих украинских семей.

Прорывным в вопросе пенсионного обеспечения должно стать принятие странами ЕАЭС Договора о пенсионом обеспечении трудящихся стран-членов ЕАЭС. Договор был одобрен президиумом Евразийской экономической комиссии еще в 2015 году. Возможно, в 2018-2019 годах он наконец вступит в силу.

Базовый принцип этого договора – пенсия гражданина страны ЕАЭС будет формироваться с учетом пенсионных взносов во всех странах Союза.

К примеру, гражданин Кыргызстана проработал 8 лет в своей стране (и платил взносы в пенсионный фонд КР), после этого, в соответствии с принципом свободного передвижения трудовых ресурсов, переехал в Россию, работал официального, и за него делали пенсионные взносы в ПФР в течение 9 лет. После достижения пенсионного возраста указанный гражданин будет получать пенсию, состоящую из киргизской и российской частей.

Барабанер объяснил, почему Эстонии необходима пенсионная реформа >>

Такой принцип уже действует для граждан России и Беларуси в рамках Союзного государства. Но в случае принятия договора в рамках ЕАЭС граждане Беларуси (к примеру) смогут официально трудиться не только в России, но и в Армении, Казахстане – и быть уверенными в социальных гарантиях при достижении пенсионного возраста.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

КОНВЕНЦИЯ 35

Конвенция об обязательном страховании по старости работников

промышленных и торговых предприятий, лиц свободных профессий,

а также надомных работников и домашней прислуги 1

Генеральная Конференция Международной Организации Труда, созванная в Женеве Административным Советом Международного Бюро Труда и собравшаяся 8 июня 1933 года на свою семнадцатую сессию, постановив принять ряд предложений об обязательном страховании по старости, что является частью второго пункта повестки дня сессии, решив придать этим предложениям форму международной конвенции, принимает сего двадцать девятого дня июня месяца тысяча девятьсот тридцать третьего года нижеследующую Конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 1933 года о страховании по старости в промышленности и т.д. и которая подлежит ратификации Членами Международной Организации Труда в соответствии с положениями Устава Международной Организации Труда:

Статья 1

Каждый Член Международной Организации Труда, ратифицирующий настоящую Конвенцию, обязуется ввести или сохранить в силе систему обязательного страхования по старости, устанавливающую условия, по крайней мере равные условиям, предусматриваемым настоящей Конвенцией.

Статья З

Национальное законодательство в соответствии с устанавливаемыми в нем условиями либо дает право лицам, некогда подлежавшим обязательному страхованию и не достигшим пенсионного возраста, продолжать страхование на добровольных началах, либо разрешает таким лицам сохранять свои права путем периодической уплаты взноса для этой цели, за исключением случаев, когда такие права сохраняются автоматически или, если речь идет о замужней женщине, когда муж, который не подлежит обязательному страхованию, имеет право на добровольное страхование и таким образом обеспечивает своей жене возможность получения пенсии по старости или по вдовству.

Статья 4

Застрахованное лицо имеет право на получение пенсии по старости по достижении возраста, определяемого национальным законодательством, который при страховании работающих по найму не может превышать 65 лет.

Статья 5

Право на пенсию может быть обусловлено истечением срока, который может включать уплату минимального числа взносов с момента страхования и в течение установленного периода, непосредственно предшествующего наступлению страхового случая.

Статья 10

1. Управление страхованием осуществляется либо учреждениями, основанными государственными органами и не имеющими своей целью получение прибыли, либо государственными страховыми фондами.

2. Однако национальное законодательство может также поручить управление делом страхования учреждениям, созданным по инициативе заинтересованных сторон или их организаций и должным образом признанным государственными органами.

3. Управление финансовыми средствами страховых учреждений и государственных страховых фондов ведется отдельно от управления государственными средствами.

4. Представители застрахованных лиц участвуют в управлении страховыми учреждениями на условиях, определяемых национальным законодательством, которое может также решать вопрос об участии представителей как работодателей, так и государственных органов.

5. Автономные страховые учреждения находятся под финансовым и административным контролем государственных органов.