Перевод казенного учреждения в бюджетное

Масштабная реформа бюджетного процесса, затрагивающая все его этапы и участников, начатая государством еще в конце девяностых XX века, в 2010 году «подарила» обществу закон, существенно изменивший правила и условия игры и список получателей средств из бюджетов всех уровней. Привычная всем достаточно однородная бюджетная сфера разделилась на новые виды учреждений: казенное, бюджетное и автономное. Какие же конкретно произошли изменения, и что они дадут нам — рядовым получателям бюджетных услуг, и самим учреждениям?

Понятие государственной услуги

Чтобы уяснить, чем отличаются казенные, бюджетные и автономные учреждения между собой, надо, прежде всего, вспомнить термин «государственная (муниципальная) услуга», введенный в обиход законодательством также в 2010 году.

Под государственными и муниципальными услугами подразумевается выполнение полномочий, закрепленных либо за государственными властными структурами, либо за муниципальными. Отсюда и различие в названии услуг. Исполнение полномочий обычно осуществляется не работниками тех или иных управлений, министерств и ведомств, а через создание ими подведомственных разнообразных учреждений и доведения им заданий соответствующего характера.

Реформирование бюджетной сферы

Появление в правовом поле бюджетных учреждений новой формации (БУНТов, как их язвительно называли некоторые интернет-пользователи) обеспечил пресловутый закон со скромным названием «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Он затронул в первую очередь нормы Гражданского и Бюджетного кодексов, законов «О некоммерческих организациях» и «Об автономных учреждениях».

Цели и задачи реформ

В качестве основной задачи внедрения новшеств заявляли повышение результативности бюджетных расходов. По сути дела, реформированию планировалось подвергнуть всю бюджетную (а в особенности, социальную) сферу. Должны были уйти из обихода привычные бюджетные учреждения, за действия которых и содержание вне зависимости от конечного результата и востребованности у населения ответственность нес учредитель, а их место предназначалось учреждениям новых форм с совершенно другим объемом прав и обязанностей.

В средствах массовой информации периодически появлялись мнения, что такая реформа приведет к коммерциализации бюджетной сферы, однако Министерство финансов, являющееся идеологом и основным разработчиком данного закона, категорически отрицало такую возможность и достаточно активно проводило разъяснительную работу — как на своем сайте, так и на открытом там же форуме.

Чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного? Для объективного понимания различий между данными инстанциями надо внимательно сравнить основные положения, характеризующие их права и обязанности.

Основные характеристики бюджетных, автономных и казенных учреждений

Внесение изменений в действующее законодательство поставило перед фактом о необходимости выбора новой организационно-правовой формы для подведомственных учреждений всех органов власти. Из их кратких характеристик видно, чем казенное учреждение отличается от бюджетного или автономного:

  • Казенное учреждение – минимальный объем прав, все имущество принадлежит учредителю, содержание строго по утвержденной учредителем смете, полный контроль деятельности, все доходы от платных услуг идут в бюджет.
  • Бюджетное учреждение – больший объем прав, учредитель не несет ответственности за результаты финансовой деятельности (долги), часть имущества в собственности учредителя, часть – учреждения, деньгами от предпринимательской деятельности распоряжается учреждение, функционирует за счет субсидий на содержание имущества и на выполнение установленного задания.
  • Автономное учреждение – обладает наибольшим объемом прав, особенно в части платных услуг. Есть наблюдательный совет, несущий некоторый распорядительно-рекомендательный функционал. В остальных позициях сходно с бюджетным.

Изначально определенные организационно-правовые формы не статичны: может приниматься решение, например, о переводе казенного учреждения в бюджетное, а потом при необходимости обратно.

Финансовое обеспечение учреждений

Если все учреждения до реформы являлись участниками бюджетного процесса, то новый закон в их качестве оставил только казенные учреждения, к которым по своей сути были отнесены и органы власти всех уровней. Отличия казенных, бюджетных и автономных учреждений ярче всего проявились именно в схеме финансирования их деятельности.

  1. Для казенного учреждения учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) доводит лимиты бюджетных обязательств, на основании которых составляется и утверждается учредителем бюджетная смета. Смета передается в казначейство, и все расходование средств осуществляется исключительно в ее пределах в разрезе утвержденных статей. Если возникает необходимость в перераспределении сметы, то это делается только с согласия учредителя и ограниченное количество раз в квартал. Но! В случае возникновения у учреждения какой-либо кредиторской задолженности (что в рамках общего контроля и при тенденции ужесточения наказаний за нарушения бюджетного законодательство маловероятно), субсидиарную ответственность несет учредитель.
  2. Для бюджетной организации учредитель (главный распорядитель бюджетных средств) утверждает перечень услуг, устанавливает финансовые нормативы на их выполнение и доводит задание на услуги в натуральных единицах. Исходя из доведенного задания и нормативов рассчитывается объем денежной субсидии на его выполнение. Деньги должны перечисляться на счет учреждения ежемесячно. Если по каким-то причинам задание не выполнено, то объем субсидии уменьшается без учета того, есть у учреждения нужда в средствах или нет. В случае перевыполнения без согласия учредителя излишне выполненные объемы задания могут быть не оплачены. По своим обязательствам учреждение несет обязанность само. Полученные средства используются в соответствии с составленным и утвержденным планом финансово-хозяйственной деятельности. Перераспределением средств внутри плана занимается само учреждение.
  3. Для автономного учреждения действует тот же принцип, что и для бюджетного, но оно гораздо свободнее в плане закупок.

ИЗМЕНЕНИЕ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ С БЮДЖЕТНОГО НА КАЗЕННОЕ

Д.И. Букина,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

В 2019 году произошло изменение типа муниципального учреждения с бюджетного на казенное.
Какими бухгалтерскими записями и первичными документами осуществить передачу показателей по счетам учета основных средств в данном случае и как это отразится по счету 20433 в учете учредителя (Администрации)?

Изменение типа существующего муниципального бюджетного учреждения в целях создания муниципального казенного учреждения не является его реорганизацией и осуществляется в порядке, определенном уполномоченным органом соответствующего публично-правового образования (пункты 1, 2 статьи 17.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 281 Инструкции № 157н для отражения в бухгалтерском учете расчетов по передаче показателей по счетам учета нефинансовых активов при изменении типа бюджетного учреждения на казенное применяется счет 30406 «Расчеты с прочими кредиторами».
Отметим, что положения Инструкции № 174н не предусматривают бухгалтерских записей для отражения операций передачи показателей по счетам учета нефинансовых активов при смене типа учреждения, а содержат корреспонденции счетов только для отражения приемо-сдаточных мероприятий при реорганизации учреждения (пункты 146, 147 Инструкции № 174н).

Имущество учреждений

Сравнительная характеристика казенного и бюджетного учреждения также позволяет выявить ряд любопытных моментов. Так, за казенным формированием все имущество закрепляется исключительно на праве оперативного управления. Для бюджетного же учреждения учредитель устанавливает список особо ценного имущества. Делается это все в достаточно хитрых целях: поскольку субсидиарной ответственности за долги бюджетного учреждения законодатель не предусмотрел, то возникает серьезный риск утраты всего имущества в рамках судебных взысканий. Для того чтобы не разбазарить казну и введена данная норма: недвижимое и особо ценное имущество отчуждению не подлежит. Что-то продать из такого имущества учреждение имеет право только с разрешения учредителя. Свободно распоряжаться возможно только имуществом, купленным за счет предпринимательских доходов. Но и содержать его придется тоже самим.

Предпринимательская деятельность учреждений

Еще один существенный показатель, чем казенное учреждение отличается от бюджетного – это возможность получения доходов от платных услуг. Поскольку все они некоммерческие, то предпринимательская деятельность не является основной задачей, и заниматься ею можно только по основным направлениям, предусмотренными уставом. То есть, больница не может проводить концерты и брать за них деньги. Учреждения обоих видов могут заниматься своеобразным предпринимательством. Но! Доходы казенного учреждения от него будут поступать в бюджет, и нет никаких гарантий, что они вернутся в виде дополнительного финансирования. Бюджетное же учреждение заработанными средствами распоряжается само.

Налогообложение учреждений

И казенные, и бюджетные учреждения работают на общепринятой системе, то есть сдают все отчеты и платят все исчисленные налоги. Здесь казенное учреждение чем отличается от бюджетного? Ничем. Вот автономные, имеющие больше возможностей для заработка, могут выбрать упрощенку — это достаточно серьезная преференция.

Файл:

переход бюджетного учреждения в автономное
изменение типа учреждения с казенного на бюджетное
изменение типа учреждения с бюджетного на автономное
преимущества автономного учреждения перед бюджетным

Перевод бюджетных образовательных учреждений в автономные объективно Порядок и механизмы перехода бюджетного учреждения в форму .. учреждение обязано обеспечить открытость и доступность документов, Развернувшаяся дискуссия вокруг реформы бюджетных учреждений 83-ФЗ в Тоже для автономного учреждения Постановление Правительства № 182 Основные механизмы (документы) обеспечивающие реализацию 83-ФЗ. меры по переводу бюджетных учреждений в автономные учреждения, в том задание – документ, устанавливающий требования к составу, качеству и . Подача пакета документов учредителю с обоснованием возможности 25 фев 2015 Решение об изменении типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения принимается органом исполнительной 19 июн 2013 Порядок смены типа бюджетного учреждения на казенное В случае перевода такого учреждения в автономное оно в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, не должны превышать 45 млн руб. е. главного финансового документа организации, определяющего, Законом предусмотрено, что автономные учреждения будут функционировать наряду с .. пакет документов о создании федерального автономного Условия и порядок перевода бюджетных учреждений в автономные начать разрабатывать соответствующие регламентирующие документы. Добровольность перехода в автономное учреждение обязательное, необходимое «Перерегистрация» бюджетных учреждений Только недавно прошла субъекты хозяйственной деятельности приводить свои уставные документы в порядок. муниципальное учреждение может быть автономным, бюджетным или . Смена типа учреждения с бюджетного на автономный, да и переход Автономное учреждение в установленном порядке вправе открывать счета в . в виде субвенций и субсидий из соответствующего бюджета бюджетной 5 мар 2010 Порядок создания автономного учреждения достаточно полно аккредитации, иных разрешительных документов, выданных соответствующему перевода имеющихся бюджетных учреждений в автономные,

Эффект вращения в html5 примеры, Образец блоготворительный помощь на лечение ребенку, Как подать исковое заявление в суд пошаговая инструкция, Инструкция к коляске геоби трехколесная, Образец учетной политики в жкх в 2014.

Главная / Повышение эффективности бюджетных расходов и реализация 83-ФЗ / Разъяснения положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ / Комплексные рекомендации

Учредителям целесообразно предусмотреть в плане мероприятий по реализации Федерального закона и провести анализ сети подведомственных учреждений с целью принятия, в случае необходимости, решения об изменении типа учреждений, создании новых учреждений, а также о реорганизации или ликвидации учреждений.

Каждому учредителю рекомендуется в целях проведения анализа сети подведомственных учреждений и дальнейшей оптимизации (модернизации) этой сети предусмотреть следующие действия: во-первых, составить перечень подведомственных учреждений; во-вторых, сгруппировать их по определенным признакам, соответствующим группировке государственных (муниципальных) услуг (например, для органов управления образованием рекомендуется сгруппировать учреждения по уровням образования: детские сады, школы, учреждения начального профессионального образования, учреждения дополнительного образования и т.п.); в-третьих, проанализировать количество учреждений, соответствующих вышеуказанной группировке, но относящихся к другим уровням публично-правовых образований (например, федеральные государственные учреждения, действующие на территории субъекта Российской Федерации).

Такая группировка позволит провести дальнейший сравнительный анализ учреждений в целях принятия решения о выборе типа учреждения. Так, по учреждениям каждой группы целесообразно проанализировать следующие параметры:

  1. выявить подведомственные учреждения, оказывающие услуги, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ, являющиеся необходимыми и обязательными для осуществления государственных (муниципальных) услуг, оказываемых органами государственной власти (местного самоуправления);
  2. определить объем доходов от приносящей доход деятельности по основным видам деятельности, определенным учредительными документами, а также долю доходов от «непрофильной» деятельности в общем объеме приносящей доход деятельности;
  3. выявить учреждения, которые не являются «профильными» для данного учредителя (например, колледж или техникум, подведомственный органу исполнительной власти в сфере транспорта) для более точного формирования ведомственных перечней услуг и последующего рассмотрения вопроса о необходимости реформирования сети учреждений;
  4. выявить учреждения, целью деятельности которых не может являться увеличение количества потребителей услуг (например, коррекционная школа или интернат для престарелых граждан) и для которых необходимо специально разрабатывать систему мотивации к повышению эффективности деятельности;
  5. выявить учреждения, расположенные на территориях, включенных в региональные (отраслевые) программы социально-экономического развития (иные программы), с целью принятия решений об оптимизации типа учреждений с учетом целей и задач соответствующих программ.

Перечень данных параметров может быть расширен и дополнен учредителем.

На основании отраслевого и ведомственных перечней услуг, анализа сети подведомственных учреждений по определенным учредителем параметрам, а также, руководствуясь приведенной ниже таблицей 1, высший исполнительный орган государственной власти (местная администрация) или учредитель (при условии наделения соответствующими полномочиями) могут принять решение об изменении типа (о переводе учреждения в автономное, бюджетное или казенное), реорганизации, ликвидации, создании учреждений в соответствующей сфере.

Важно отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ, изменение типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа учреждения необходимо внести изменения в его учредительные документы, а также произвести иные действия, предусмотренные законодательством11. В целях приведения правового положения бюджетных и казенных учреждений в соответствие с требованиями Федерального закона, органам власти необходимо обеспечить внесение соответствующих изменений в уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений до 1 декабря 2011 года12.

Справка: Особенности правового положения казенных учреждений, установленные статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распространяются на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Изменений в положения об этих органах, в связи с принятием Федерального закона, вносить не требуется (часть 11 статьи 33 Федерального закона).

Высший исполнительный орган государственной власти (местная администрация) или учредитель могут принять решение о передаче части подведомственных учреждений на другой уровень (например, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может принять согласованное с «принимающей стороной» решение о передаче детского сада в собственность муниципального образования, на территории которого расположено данное образовательное учреждение).
При отнесении учреждения к типу автономного необходимо учитывать требования статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2010 г. № 174-ФЗ, в соответствии с которой к автономным учреждениям могут быть отнесены учреждения, осуществляющие свою деятельность только в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах, в случаях, установленных федеральным законом.

В соответствии с частью 12 статьи 32 Федерального закона при создании казенного учреждения в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1, частями 2 — 4 указанной статьи, учреждение вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности без переоформления лицензий, свидетельств о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных государственному учреждению, тип которого был изменен, до окончания срока действия таких документов.

Справка: В Государственную Думу Российской Федерации внесен законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений», в соответствии с которым планируется освободить все учреждения, созданные путем изменения типа, от обязанности переоформлять лицензии и иные разрешительные документы, выданные учреждению, тип которого был изменен, до окончания их срока действия.

Любое учреждение в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № «О бухгалтерском учете» вправе на договорной основе передать ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии. В случае реализации учреждением данного права следует обращать внимание на то, что лицевые счета подлежат открытию в финансовом органе и в территориальном органе Федерального казначейства самому учреждению, а не централизованной бухгалтерии.

С целью минимизации социальных и иных рисков вместе с принятием решения об изменении типа учреждений рекомендуется разработать план перевода учреждений в иные правовые формы (типы) и начать его реализацию с определением пилотных учреждений.

Таблица 1. Сравнительная характеристика автономных, бюджетных, казенных учреждений по некоторым признакам.

Признак

Характеристики признака

Применение признака для каждого типа учреждения

КУ13

БУ

АУ

Государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ)

Обязательность формирования для данного типа учреждений

+

+

Может быть сформировано по решению учредителя, но не обязательно

+

Финансовое обеспечение (финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания для КУ, БУ и АУ)

Бюджетная смета

+

Субсидия

+

+

Открытие и ведение счетов (лицевых счетов)

Обязательно лицевые счета в Федеральном казначействе (ФК), финансовом органе соответствующего ППО (далее – ФО)

+

+

Возможность открытия и ведения счетов в кредитной организации и/или в ФК (ФО)

+

Субсидиарная ответственность учредителя

Наличие в зависимости от типа учреждения

+

Принципы ведения бухгалтерского учета

Применение единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений

+

+

+

Возможность для перевода отдельных видов учреждений в определенный тип в зависимости от сферы и характера деятельности

Здравоохранение, образование, культура, физкультура и спорт, занятость населения, социальная защита, в иных сферах, в случаях, установленных федеральными законами

+

+

+

Наличие ограничений по сферам деятельности

+

Требования к размещению информации о деятельности учреждений в открытом доступе, документы в соответствии с п.3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ, п. 13 статьи 4 Федерального закона от 03.11.06 №174-ФЗ

Обязательно размещение после 1 января 2012 года

+

+

+

Возможность распоряжения имуществом без согласия учредителя

Недвижимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств

Недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности

+

Особо ценным движимым имуществом, закрепленным собственником, приобретенным за счет выделенных собственником средств

Особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности

+

+

Иным имуществом

+

+

Возможность ведения приносящей доход деятельности в соответствии с уставом (оказание платных услуг физическим и юридическим лицам)

С зачислением доходов в соответствующий бюджет

+

С правом распоряжения полученными доходами

+

+

Финансовое обеспечение учредителем содержания имущества, сдаваемого в аренду15

В рамках бюджетной сметы или субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания

+

Распространение действия положений Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ

При приобретении товаров, работ, услуг за счет всех источников

+

+

Органы управления государственным (муниципальным) учреждением

Руководитель, назначаемый учредителем

+

+

+

Руководитель, назначенный учредителем и одобренный наблюдательным советом

+

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2010 г. №1505-р утверждены:

методические рекомендации по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности;

рекомендации по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетных учреждений.

Целесообразно при выборе типа государственного (муниципального) учреждения учитывать положения данных рекомендаций.

11 Минфином России совместно с Казначейством России подготовлено письмо от 17.03.2011№ 02-03-09/911 / 42-7.4-05/5.3-178 о внесении изменений в уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений.
12 На основании части 2 статьи 31 Федерального закона
13 КУ – казенные учреждения, БУ — бюджетные учреждения, АУ – автономные учреждения
14 В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 313-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» государственные учреждения субъектов Российской Федерации и муниципальные учреждения, участвующие в реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования, не могут быть созданы в виде казенных учреждений.
15 В случае сдачи в аренду недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (часть 6 статьи 9.2. Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ и часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ).

Итоги

Хотя процесс реформирования с учетом достаточно длительного переходного периода идет уже несколько лет, массовых банкротств учреждений или перехода их на коммерческие рельсы для населения пока не наблюдается. Так называемая коммерциализация проявляется, скорее, во взаимоотношениях учреждений с органами власти в части получения средств и создании некоей межучрежденческой конкуренции.