Почетному железнодорожнику

Впервые значок, который «должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта», упоминается в газете «Гудок» в 1932 году в выступлении председателя ЦК железнодорожного профсоюза. Это было лишь предложение об утверждении награды. Положение о «Почётном железнодорожнике» появилось только два года спустя.
Изначально предполагалось, что награда не будет «формальностью» – значком, который дают всем без исключения за выслугу лет. Об этом свидетельствуют публикации «Гудка», приуроченные к созданию знака: «Этот значок должен явиться особой наградой для лучших ударников железнодорожного транспорта. Права на получение его удостоится лишь тот, кто ударной работой, безукоризненной дисциплиной в течение ряда лет на каком-либо участке заслужит представление профорганизацией на получение значка». Знак и сегодня носится на правой стороне груди выше других наград ОАО «РЖД», МПС СССР и МПС России, таких как «За безупречный труд на железнодорожном транспорте» (различают знаки, вручаемые за 20, 30 и 40 лет работы), «За безопасность движения», «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» 1-й и 2-й степени.
Первым почётным железнодорожником в 1934 году стал диспетчер грозненского отделения Северо-Кавказской дороги Семён Кутафин, который разработал систему оперативного планирования и организации скоростного продвижения сборных поездов.
Сегодня награда официально называется «Почётный железнодорожник ОАО «Российские железные дороги». Чтобы претендовать на неё, работник компании должен, например, разработать или внедрить новую технологию, метод, устройство или придумать способ повысить прибыльность ОАО «РЖД». Знаком отмечаются также и самоотверженные действия, связанные с обеспечением безопасности движения поездов, сохранением жизни пассажиров и грузов.
Работники дочерних обществ РЖД также могут получить звание за особые заслуги. Знака могут удостоиться сотрудники, чей стаж работы в отрасли составляет не менее 25 лет или не менее 20 лет, из которых 10 и более лет кандидат трудится на должности, связанной с обеспечением безопасности движения. В дочерних обществах стаж должен быть не менее 25 лет.
Награждение знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» производится обычно не ранее чем через три года после награждения именными часами главы компании или одним из знаков «За безупречный труд на железнодорожном транспорте». Знак «Почётный железнодорожник» можно получить не раз. Среди дважды «почётников» – старший советник президента компании Валентин Гапанович, генеральный директор АО «Институт экономики развития транспорта» Фёдор Пехтерев, начальники дорог Анатолий Володько, Виктор Попов, Анатолий Регер, Владимир Голоскоков. А трижды «почётников» за всю историю существования знака можно пересчитать по пальцам. В их числе инженер Виктор Балашенко (изобретатель первых путевых машин), машинист Иван Блинов (он внёс более 60 рационализаторских предложений, которые принесли годовую экономию более 100 млн руб.).
Знак «Почётный железнодорожник» всегда давал своему обладателю особые привилегии и льготы. Награждённые знаком «Почётный железнодорожник ОАО «РЖД» имеют право на бесплатный проезд в вагоне СВ один раз в год (туда-обратно). «Почётники» РЖД могут заменить эту льготу на годовой бесплатный проезд в пригородных электричках на расстояние до 200 км по двум и более направлениям. Обладатели знака без очереди могут купить билеты для себя и своих близких в кассах, они без очереди обслуживаются в сервис-центрах, комнатах отдыха, камерах хранения и других подразделениях вокзалов.
Льготы связаны не только с проездом и обслуживанием. «Почётники» имеют право на первоочередную установку телефонов в жилых домах, которые обслуживают железнодорожные АТС. При прочих равных условиях именно им в первую очередь предоставляют льготы, предусмотренные действующим Коллективным договором. Например, это касается путёвок в санатории.
Размер единовременного поощрения за добросовестный труд (сумма зависит от стажа работы в компании и колеблется от трех до шести среднемесячных окладов) для почётных железнодорожников увеличен на 50%. Обладатели знака получают повышенную (на 20%) корпоративную пенсию. У дважды награждённых размер корпоративной пенсии увеличивается на 40%. Правда, на размер государственной пенсии отраслевая награда не влияет.
Если железнодорожник награждается знаком посмертно, то всеми перечисленными льготами пользуются все находившиеся на его иждивении дети в возрасте до 18 лет.
Знак «Почётный железнодорожник» сохранился и в странах СНГ. Однако льготы, которые получает «почётник» в России, не распространяются за пределы страны. Всего с 2003 года было награждено 5670 работников компании. А с 1934 года знак получили более 168 тыс. человек. Ежегодно к награде представляют в среднем 500 человек.

Светлана Коваль

Социальные гарантии работникам и членам их семей

Льготы предприятия часто распространяются не только на самих железнодорожников, но и их близких. Преференции позволяют сэкономить на обширном списке затрат.

Льготы для почетных железнодорожников распространяются и на их семьи

В него входят:

  1. Персоналу и их детям до 18 лет (при учебе в ж/д учреждениях — до 24 лет) предоставляются безвозмездные ж/д поездки к образовательным заведениям, месту работы, проживания, лечения и обратно. Таким же правом наделен ребенок до 18 лет скончавшегося на службе родителя. Работник может оформить отказ от права безвозмездных поездок и передать его ребенку, учащемуся очно в железнодорожных заведениях. Студенты до 24 лет, обучающиеся на заочном отделении, могут 2 раза ежегодно безвозмездно ездить в место учебы и назад (плацкартом).
  2. Трудящимся на Крайнем Севере и их детям до 18 лет предлагается право безвозмездных поездок к месту отпуска и назад произвольным видом транспорта, кроме такси. При использовании личного автомобиля расходы покрываются по меньшим затратам (оценивается краткий путь).
  3. Бесплатная медпомощь в частных заведениях предприятия в соответствии с региональными программами ОМС.
  4. При согласовании отпуска возможно ежегодно претендовать на финансовую помощь. Ее величина устанавливается индивидуально.
  5. Молодоженам и гражданам, ставшим родителями, гарантируется 5 дней отпуска с оплатой. Если родственник сотрудника скончался, ему предоставляется 3 дня отдыха.
  6. Предоставление 1 дня отгула в День знаний (1 сентября), но без сохранения оплаты.
  7. При гибели гражданина на службе из-за трагической случайности или травмирования, его близким выплачивается сумма на погребение — 23 тысячи рублей.
  8. Помимо госпособия, положенного при рождении ребенка, предприятие дополнительно выплачивает 4600 рублей (в том числе при усыновлении).
  9. Женщинам в декрете полагаются платежи по беременности и родам сверх государственных, чтобы совокупный доход матери равнялся среднемесячной зарплате.
  10. В декрете мать получает выплату 4600 рублей на ребенка от 1,5 до 3 лет, даже при условии наличия старших детей. При рождении 2 и более малышей платежи осуществляются на каждого до их трехлетнего возраста.
  11. При увольнении работнику положена компенсация (за добросовестный труд), назначение и величина которой зависит от причины ухода, стажа, пола. Она составляет от 1 до 6 среднемесячного дохода, для почетных железнодорожников сумму увеличивают в 2 раза.

Соцпакет с долевым участием

Блага предоставляются на частично безвозмездной основе. Одну долю затрат несет предприятие, другую — работник. В список преференций входят:

  • возможность присоединения к НПФ «Благосостояние»;
  • лечение, курортно-оздоровительные мероприятия, отдых в филиалах предприятиях.
  • обучение детей сотрудников в частных учреждениях. Для оформления требуется заявление от родителей и направление от РЖД.
  • финансовая поддержка (займы, субсидии) на покупку или строительство жилья.
  • компенсация посещений физкультурных секций (300 руб. ежегодно), спорт и фитнес-клубов (до 20 тыс. в год).

Виды льгот работникам РЖД

Объем преференций, предоставляемый сотруднику, зависит от рабочего стажа, заслуг, трудовых условий, семейных обстоятельств. Договор учитывает риск возникновения таких ситуаций, как производственная травма, инвалидность или гибель железнодорожника. Категории преференций зависят от объема предоставляемых предприятием социальных гарантий.

Таблица 1. Виды льгот железнодорожникам

Виды Описание
Социальный пакет Затраты на преференции полностью несет предприятие, для сотрудников и их родных они предоставляются безвозмездно
Соцпакет с долевым участием Предоставляемые блага оплачиваются совместно: одну часть затрат покрывает организация, другую — их получатель
Компенсируемый соцпакет Расходы несет сотрудник или пенсионер, затем они полностью возмещаются за счет предприятия. При этом работник заранее «заказывает» услуги на будущий год в рамках обозначенного бюджета

Получателями льгот выступают:

  • железнодорожники;
  • их несовершеннолетние дети;
  • нетрудоустроенные пенсионеры.

ВНИМАНИЕ! Если человек уволен до назначения ему трудовой пенсии, он теряет право на преференции от РЖД.

Реализацию положений коллективного договора контролирует профсоюз — Роспрофжел.

Социальная ответственность организации

Меры поддержки, разработанные организацией, направлены на защиту сотрудника и его родственников. РЖД опирается на Кодекс №2188р от 20.10.2008 года.

Пункт 3. Основные принципы корпоративной социальной ответственности (№2188р)

Обязательства организации перед сотрудниками:

  1. Если человек скончался от трагической случайности при выполнении служебных обязанностей, его детям до 24 лет оплачивается образование (первичное) в колледжах или ВУЗах. Также ребенку предоставляется возможность посещать детский сад предприятия. Родным оказывается поддержка при приобретении или строительстве жилплощади.
  2. Пострадавшим от теракта при осуществлении профессиональной деятельности оплачивается лечение и восстановление.
  3. Для сотрудников обеспечивается деятельность объектов соцсферы, здоровьеохранных учреждений и образования. Работникам этих заведений также полагаются преференции.
  4. Для поддержки и пополнения кадрового состава организацией предусмотрено строительство жилья для сотрудников.
  5. Для трудящихся в сложной климатической среде разрабатываются доплаты и льготы.
  6. Развитие физкультуры и спорта в организации, поддержка здорового и активного образа жизни. Для этого выделяется от 250 до 300 рублей в год на человека.
  7. Регулярные культурные, корпоративные мероприятия. Для этого выделяется 680 рублей на сотрудника в год.

Нагрудный значок «За безопасность движения»

учрежден приказом МПС № 29 Ц от 22 августа 1983 г.

Значком «За безопасность движения» награждаются работники, связанные с движением поездов, безупречно проработавшие на железнодорожном транспорте не менее 5 лет, не допустившие брака в работе, а также лица, проявившие бдительность, мужество и находчивость в предотвращении крушений, аварий и нарушений безопасности движения.
Награжденному значком «За безопасность движения» выдавалось удостоверение установленного образца. Вручали значок начальники управлений МПС и их заместители, начальники дорог и их заместители, председатели и члены президиумов дорожных комитетов профсоюза и по их поручениям — начальники отделений, дорог, председатели и члены президиумов районных комитетов профсоюза на общих собраниях рабочих и служащих.

Нагрудный знак «Выдатнік Беларускай чыгункі»

учрежден Указом Президента Республики Беларусь от 02.06.2003 № 222

Нагрудным знаком «Выдатнік Беларускай чыгункі» награждаются работники организаций Белорусской железной дороги, внесшие значительный личный вклад в развитие железнодорожного транспорта Республики Беларусь, достигшие высоких результатов в работе, постоянно повышающие профессиональное мастерство и передающие свой опыт другим работникам.

Нагрудным знаком могут награждаться лица, не работающие на Белорусской железной дороге, за особые заслуги перед Белорусской железной дорогой, активное и эффективное содействие в решении ее задач.

Значок «Лучшему машинисту СССР»

Постановлением СНК СССР в феврале 1931 г. обезличенная езда отменялась. За каждым локомотивом закреплялись две постоянные бригады. Они несли полную ответственность за содержание своего паровоза. Газета «Правда, ВЦСПС, Народный комиссариат путей сообщения и ЦК профсоюза железнодорожников впервые организовали Всесоюзное соревнование, или, как тогда его называли, конкурс спаренных паровозных бригад.
По результатам конкурса 56 лучших машинистов-ударников получили право называться «Лучший машинист СССР». В ходе конкурса спаренных локомотивных бригад появилась одна из первых наград советских железнодорожников — значок «Лучшему машинисту СССР».

«Машинистам, — писала газета «Гудок» 16 февраля 1932 г., — получившим первые премии, будут выданы специальные нагрудные жетоны-значки «Лучшему машинисту СССР». Все премированные машинисты получат грамоты на звание лучшего машиниста».

Значок «Ударнику сталинского призыва»

учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц

Значок «Ударнику сталинского призыва» учрежден приказом Наркомата путей сообщения от 28 апреля 1934 года 116/Ц за подписями наркома А. Андреева и начальника Политуправления НКПС, заместителя наркома В. Полонского. В приказе написано:

  1. «В целях поощрения лучших ударников, организаторов социалистического соревнования на железнодорожном транспорте установить значок «Ударнику сталинского призыва» утвержденный ЦИК Союза ССР 23 апреля 1934 г.»
  2. Эскиз значка ударника сталинского призыва утвердить следующий: гайка, в центре которой красная звезда и изображение паровоза «Иосиф Сталин», сверху красное знамя с надписью «Ударнику сталинского призыва».
  3. К настоящему приказу прилагается утвержденное Политуправлением положение о значке».

Награждение значком «Ударнику сталинского призыва» прекращено указом ПВС СССР от 16 сентября 1957 года.