Покупка автомобиля у физического лица

Среди объявлений о продаже авто корреспонденту avtocod.ru попалась Scoda Octavia 3. Все бы ничего, но машина долгое время принадлежала юрлицу и только месяц назад была переоформлена на физлицо, после чего ее выставили на продажу. «Может ли быть такое, что фирма обанкротилась и избавляется от имущества? Или таким образом прикрываются мошеннические схемы?..» — начал рассуждать журналист.

На все эти вопросы мы решили дать ответы в отдельном материале. Мы спросили у экспертов, чем может быть опасна покупка автомобиля у юридического лица.

Чем опасна покупка авто у физлица после юрлица

Итак, вот объявление о продаже той самой «Шкоды»:

А вот сам отчет, из которого мы видим наличие проблем — скрученный пробег и 2 расчета ремонтных работ.

Но речь не об этих проблемах. В разделе «Периоды владения» указано, что автомобиль более 5 лет принадлежал юридическим лицам.

И только месяц и 18 дней назад, а именно 12 июля, стал принадлежать физлицу. Обратите внимание, что дата подачи объявления о продаже – 12 июля. Совпадение? Мы задали этот вопрос юристу со стажем.

Владимир Крахмалев, автоюрист, руководитель компании «Автоюрист СПб»

«Может случиться такое, что фирма, которая продает машину, стала банкротом. Тогда реализация ее имущества осуществляется с помощью конкурсного производства. Как это происходит? Суд назначает специального конкурсного (финансового) управляющего, отвечающего за весь процесс реализации. Если при реализации имущества нарушается законодательство, то кредиторы могут оспорить сделку. В таком случае физлицо, которое приобрело машину, имеет все шансы остаться и без денег, и без авто.

Не исключено, что физлицо, которому принадлежит указанная машина марки Skoda, подставное. Но надо узнать, на какой стадии банкротства ему был продан автомобиль. Если продажей занимался конкурсный управляющий, то тут проблем быть не должно. Если продажа состоялась без конкурсного управляющего, то могут изъять машину у того, кому она принадлежит в настоящее время. Все зависит от ситуации. И немаловажно понимать, в какую цену был продан автомобиль. Если за копейки, то сразу ясно, что схема серая, и где-то кроется подвох».

Другими словами, от такой машины лучше отказаться. Велик риск нарваться на неприятности. Либо при особом желании можно уточнить у продавца название юрлица, которому принадлежало авто и проверить его по базе Единого государственного реестра юридических лиц. По выписке из реестра вы узнаете, введена ли какая-нибудь процедура по данной фирме или нет.

Также читайте: Как проверить продавца автомобиля

Чем опасна покупка авто у юрлица

Правила при покупке автомобиля у организации и у физического лица одинаковы и регламентированы одними положениями Гражданского кодекса. Однако, как утверждает автоюрист Дмитрий Пестерев, на практике есть несколько существенных различий.

Дмитрий Пестерев, автоюрист, управляющий партнер юридической фирмы «Пестерев и партнеры», ранее – «ЮРАВТО»

«Во-первых, при приобретении автомобиля у физического лица не может возникнуть вопроса, имеет ли право данное лицо подписывать договор или нет. Собственник автомобиля может распоряжаться им по своему усмотрению. Что касается организаций, на деле возникает множество вопросов к правомочиям подписанта договора.

Самое безопасное заключение договора непосредственно с руководителем организации, имеющим право без доверенности действовать от ее имени. Уточнить данные руководителя юридического лица можно на сайте Федеральной налоговой службы.

Но даже здесь могут возникнуть проблемы. Большинство организаций прописывают в своих уставах обязательное согласование сделок по отчуждению имущества, превышающего размер уставного капитала, с участниками юридического лица (собственниками). Обязательно ознакомьтесь с правилами согласования крупных сделок, предусмотренных учредительными документами продавца. В идеале — получить такое письменное согласие вне зависимости от положений устава.

Во-вторых, предпринимательская деятельность, как правило, ведется на заемные деньги. Высок риск наличия залогового обязательства. Проверить наличие залога можно на сайте официального реестра. В реестре содержатся сведения о залогах, возникших после 1 июля 2014 года. Если автомобиль был приобретен организацией до этой даты, о залоге вы не узнаете. Частично обезопасить себя можно, получив гарантийное обязательство об отсутствии правопритязаний третьих лиц от продавца.

В-третьих, ответственность организации ограничена размером ее активов, включая уставный капитал. 97% организаций России имеют уставный капитал в размере 10 тыс. рублей, минимальный. То есть при расторжении договора шансы получить назад уплаченные деньги существенно меньше. Теневой характер экономики также существенно повышает риск неплатежеспособности продавца.

В-четвертых, никогда не покупайте автомобили у страховых компаний. В 80% случаев это восстановленные после полной гибели машины».

Также читайте: Почему договор купли-продажи автомобиля нужно всегда иметь на руках

Условия принятия к учету

Машина, приобретаемая с расчетного счета организации, и которую в дальнейшем будут использовать в деятельности предприятия, а затраты на ее приобретение пойдут в уменьшение налогооблагаемой базы, необходимо показать на балансе организации. Если стоимость приобретаемого вами имущества превышает 40 тыс. руб. (п. 5 ПБУ 6/01) без НДС, то оно учитывается как внеоборотный актив, а для НУ такое ТС должно превысить 100 тыс. руб. (п. 1 ст. 257 НК РФ). Однако, для их оприходования недостаточно одного лишь критерия стоимости. Согласно п. 4 ПБУ 6/01 такой актив должен соответствовать одновременно следующим критериям (помимо стоимости):

  • если такое имущество будет использовано для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг, предназначен для управленческих нужд организации, или будет предоставляться ею во временное владение и пользование или во временное пользование
  • срок использования актива в деятельности организации будет более 12 месяцев;
  • объект не был приобретен для последующей перепродажи;
  • актив в будущем способен принести доход.

Автомобиль учитывается на балансе по той стоимости, за которую он был приобретен. Если вы его зарегистрировали в ГИБДД и при этом он соответствует всем четырем критериям, приведенным выше, то, согласно правилам бухгалтерского учета, автомобиль можно оприходовать как внеоборотный актив.

Кроме того в целях принятия на баланс транспорта, приобретаемого индивидуальным предпринимателем, имеет значение то, на кого оформляется следка купли-продажи, а также какова цель дальнейшего использования такого ТС. Поэтому в целях признания контролирующими органами правомерности операции по купле-продаже, она должна быть оформлена на индивидуального предпринимателя, а не на физ.лицо, как и все первичные документы и оплата также должны быть от лица ИП. Кроме того, приобретение и дальнейшее использование автотранспорта должно быть направлено на предпринимательскую деятельность, что подтверждается путевыми листами с указанием маршрутов и пунктов назначения. В таком случае дальнейшие затраты, такие как топливо и запчасти могут быть признаны расходами предпринимателя и приняты к НУ.

Однако, в случае с ИП спорным остается момент приобретения легкового автомобиля, поскольку письма Минфина (письмо от 26.03.2008 г. № 03-04-05-01/79) и заключения камеральных налоговых проверок зачастую признают неправомерность принятия к учету и на затраты ИП стоимости легковых автомобилей. Предпринимателям приходится через суд доказывать правомерность таких операций. Поэтому приобретая легковой автомобиль индивидуальный предприниматель может столкнуться со сложностями принятия к расходам в своей деятельности.

Ввод данных об автомобиле в информационную базу

После того, как было выяснено, что машина может быть учтена на балансе организации как основное и есть все первичные учетные данные для этого, его нужно оприходовать и поставить на баланс. Далее мы рассмотрим как в программах 1С принимаются внеоборотные активы.

2.1 Отражение автомобиля в программе 1С:Бухгалтерия предприятия 3.0

Если среди разделов программы отсутствует раздел «ОС и НМА», то необходимо добавить возможность отражения операций по внеоборотным активам. Для этого откройте раздел «Администрирование» далее выбрать «Функциональность».

В открывшемся окне перейдите на закладку «ОС и НМА».

Установите флажки напротив соответствующих функций и среди разделов появится нужный нам.

Так как у нас отображается раздел «ОС и НМА», то и в функциональности эти разделы подсвечиваются серым цветом и розовой пометкой «полный интерфейс», поэтому их уже нельзя изменять или отключить.

Далее переходим в раздел «ОС и НМА».

Есть несколько способов оприходования ОС в бухгалтерии предприятия: когда оборудование не требует сборки, способ начисления амортизации в таком случае используется тот, который установлен в учетной политике (раздел «Главное» — «Учетная политика») и когда оборудование требует сборки.

Машину правильно внести именно первым способом.

Перейдем по ссылке «Поступление основных средств» и в открывшемся окне нажмем команду «Создать», находящейся на командной панели. Откроется документ создания основных средств.

Вводим номер и дату документа, заполняем информацию о поставщике, создаем или подбираем договор. Также нужно подобрать подходящий вам способ отражения расходов по амортизации и выбрать группу учета ОС. По стрелочке вниз открывается перечисление доступных в данном случае групп ОС:

Нам необходимо выбрать транспортные средства. После этого нажимаем кнопку «Добавить».

В результате нажатия на кнопку в табличной части появится строка, откуда выпадет список из последних выбранных элементов справочника.

Здесь нужно нажать на команду «Показать все», либо на кнопку с зеленым плюсом, которая позволить сразу открыть окно создания основного средства.

По ссылке «Показать все» откроется справочник основных средств.

В нем нужно нажать кнопку «Создать», чтобы открылось окно создания нового элемента справочника.

В открывшемся окне заполняется следующая информация:

— группа учета ОС подбирается из списка;

— вводится наименование принимаемого транспорта из первичных учетных документов;

— открывается зеленая ссылка «Классификация», где подбирается соответствующий код по ОКОФ из справочника ОКОФ по стрелочке вниз — «Показать все».

Подбираете нужное вам наименование группировки и нажимаете на кнопку «Перенести ОКОФ и амортизационную группу». В результате эти данные заполняются в карточку заполняемого нами элемента.

— после этого можно заполнить сведения для инвентарной карточки из технических сведений о ТС. Важной является информация о дате выпуска, по ней будет определяться ставка налога.

Информация о дате принятия к учету, местонахождении, материально ответственном лице, а также о БУ и НУ будет заполнена автоматически после проведения операции «Поступление основных средств».

Запишем элемент справочника по команде «Записать».

Также из карточки нам сразу доступна функция регистрации транспортного средства. Она нужна для того, чтобы произвести автоматический расчет авансовых платежей и транспортного налога по году на основании введенных вами данных из ПТС.

Перейдем по ссылке «Поставить на учет».

Сверху вниз заполняются:

— дата постановки на учет транспорта в ГИБДД;

— код вида ТС подбирается из списка по кнопке рядом с полем ввода;

— вводится идентификационный номер, марка, регистрационный знак, мощность двигателя и экологический класс из ПТС.

— налоговая ставка подбирается автоматически после ввода всех необходимых для расчета показателей выше. Если после заполнения всех показателей строка остается красной со словами «не определена» — возможно Вам необходимо загрузить классификатор ставок с диска ИТС. Для этого нужно перейти в открывающийся по нажатию на ссылку налоговой ставки справочник и нажать кнопку «загрузить ставки».

Если на вашу машину действуют повышающие коэффициенты или налоговые льготы, Вам необходимо ввести соответствующие значения. Кроме того, в налоговый орган необходимо предоставить подтверждающие ваше право на налоговые льготы документы, чтобы ваш расчет транспортного налога совпал с расчетом налогового органа.

После этого нажмите команду «Записать и закрыть» и также запишите карточку номенклатуры после окончания редактирования. На этом ее создание окончено. Созданный нами элемент появится в справочнике, двойным щелчком по нему вы перенесете его в табличную часть окна.

Затем вводится информация о стоимости и сумме НДС. Счет для ОС ставится 01.01, для амортизации 02.01, для НДС 19.01. Срок службы автомобиля также из технической информации.

Вводится номер и дата счет-фактуры и по кнопке «Зарегистрировать» происходит запись документа поступления и счет-фактуры. После этого его можно провести и закрыть, затем по команде «ДТ КТ» можно посмотреть проводки, которые сделаны документом на бухгалтерских счетах.

По строке 1 проводок видим, что в дебет 08.04.2 поступил автомобиль грузовой, а по кредиту счета 60.01 отразилась задолженность перед поставщиком в размере 408 333,33 руб. Сумма НДС по рассматриваемому автомобилю является частью задолженности поставщику поэтому тоже идет на счет 60.01 и одновременно записывается на дебете счета 19.01 в размере 81 666,67 руб. Затем внеоборотный актив списывается со счета 08.04.2 в дебет счета 01.01, что означает ввод транспорта в эксплуатацию, то есть начало времени его полезного использования.

После того, как транспорт был принят на баланс предприятия, можно посмотреть его карточку, где увидим, что информация о дате и документе принятия к учету, местонахождение, МОЛ и способ отражения расходов по амортизации, а также данные о БУ и НУ, о способах амортизации и текущей стоимости заполнились автоматически.

2.2 Отражение машины в программе 1С:ERP Управление предприятием 2

Сейчас мы рассмотрим аналогичную операцию по приобретению движимого имущества, но с использованием 1С:ERP УП 2.

Сначала необходимо внести поступление объекта основных средств, для этого перейдем в раздел «Внеоборотные активы» — далее «Документы по ОС» и по команде «Создать». Выберем из списка «Приобретение услуг и прочих активов» далее «Закупка у поставщика» и введем данные об автомобиле из первичных документов.

На первой вкладке вводится дата, поставщик и договор с поставщиком. Далее переходим на вкладку «Расходы и прочие активы».

Последовательно слева направо вводится информация о новом внеоборотном активе. В поле «Содержание» в произвольной форме вводится наименование объекта ОС, далее количество и стоимость со ставкой и суммой НДС, вводится направление деятельности.

Далее выбирается статья расходов из справочника, либо создается новая.

В типе расходов должно быть указано «формирование стоимости основных средств».

Продвигая курсор дальше, вводим аналитику, которая представляет собой элемент справочника основные средства. Его можно создать заранее, либо сейчас, во время заполнения документа поступления.

Нажимаем на кнопку с тремя точками в поле ввода аналитики и откроется соответствующий справочник.

Нажмем команду «Создать».

Оптимально заполнить все поля, подсвеченные красной пунктирной линией, на рисунке они также заполнены и подчеркнуты красной линией. После нажать «Записать», затем есть возможность подобрать инвентарный номер по коду, который присваивается новой инвентарной единице, по необходимости. Вкладка «Сведения об основном средстве» заполняется после завершения всего процесса.

Запишем и закроем элемент, подберем его в табличную часть двойным щелчком.

Перейдем на вкладку «Дополнительно».

Потребуется заполнить информацию о группе финансового учета расчетов и направление деятельности, после этого документ нужно «Провести и закрыть».

После этого нажимаем кнопку «Создать» и выбираем из списка «Принятие к учету ОС».

Также заполняем подсвеченные красным пунктиром строки, которые подчеркнуты на рисунке: группа ОС и амортизационная группа. Можно еще заполнить подразделение и материально ответственное лицо. После этого переходим на вкладку «Основные средства».

Нажмите добавить и подберите из списка нужный вам элемент, стоимость проставьте как в документе поступления, далее переходим в параметры учета.

Заполните информацию о методе начисления амортизации и сроке использования во всех полях, которые представлены на данной вкладке. Затем подберите группу финансового учета из списка.

На следующей вкладке устанавливаются статьи расходов.

Выберите из списка доступный вид статей расходов для амортизации и начислений по транспортному налогу, при отсутствии подходящей статьи вы можете создать ее по соответствующей команде. Аналитика соответствует наименованию ТС.

Распространенные в судебной практике неудачные попытки покупки автомобилей у организаций

Автоюрист Дмитрий Пестерев рассказал Автокоду по своему опыту примеры покупок авто у юрлиц, которые могут закончиться неудачно.

Покупка авто у «серых» дилеров

«Бич нынешнего времени – покупка автомобиля у «серых» дилеров. Татьяна решила сэкономить. Нашла в Интернете самое дешевое предложение автомобиля своей мечты и поехала за ним в Москву. По телефону подтвердили наличие автомобиля нужного цвета и комплектации.

Каково же было удивление Татьяны, когда, проехав 250 км до столицы, нужного автомобиля в наличии уже не оказалось. У «серых» дилеров схема отработана. Вы приезжаете. Вас изматывают морально. Затем вы соглашаетесь на немного другой автомобиль по несколько завышенной цене. Не стала исключением и Татьяна, которая вместо «Рено Сандеро Степвей» приобрела «Рено Каптюр» и по уши влезла в кредит.

Но это полбеды. Автомобиль оказался не той комплектации и без допов. Его стоимость была завышена на 500 тыс. рублей. Договор, конечно, суд расторг, но, как Татьяна будет получать деньги с номинальной организации, пока проблема».

Приобретая автомобиль у организации, четко понимайте, что организации создаются для ограничения ответственности ее владельцев. Деньги от них получить в разы сложнее, чем с физических лиц.

Приобретение залогового автомобиля

«Незарегистрированные залоги – вторая по объему категория споров. Залоги стали регистрировать с 1 июля 2014 года. До этой даты залоговые обязательства никак не проверить.

Сергей купил фургон-рефрижератор в Вологде. Техническое состояние его полностью устроило. Продавец предоставил все документы, подтверждающие приобретение фургона в лизинг. Все платежи были исполнены.

Приехав домой, Сергей обратился в ГИБДД для регистрации автомобиля, но ему было отказано. На автомобиле появились ограничения по линии судебных приставов. Проверить их можно на сайте ГИБДД или с помощью сервиса avtocod.ru. Но Сергей этого не сделал.

Суд снимать обременения отказался, так как были правовые основания – залоговое обязательство. Теперь фургон просто пылится во дворе. Деньги с продавца не вернуть. В отношении него инициирована процедура банкротства.

Перед покупкой автомобиля внимательно изучите реестры всех обязательств, в том числе залоговых. При наличии вопросов от спорного варианта лучше отказаться».

Также читайте: Что нужно проверить перед покупкой автомобиля с пробегом

Что нужно проверить перед покупкой автомобиля у организации

Несмотря на множество «страшных» историй из юридической практики, купить хороший автомобиль у юрлица реально. Но перед этим обязательно проверьте:

  • Полномочия лица, подписывающего договор. Наличие согласия собственников организации на отчуждение имущества.
  • Репутацию продавца на сайте арбитражных судов. Если организация имеет историю судебных споров, велика вероятность столкнуться с недобросовестным контрагентом.
  • Техническое состояние автомобиля. Организации эксплуатируют автомобили «на износ». Техническое состояние таких машин существенно хуже среднерыночных.
  • Отсутствие залогового обязательства в отношении конкретного автомобиля.
  • Отсутствие долгов перед Службой судебных приставов.
  • Отсутствие ограничений по регистрации.

И, как говорится, будьте бдительны!

Анастасия Кухлевская