Полномочия арбитражного суда

О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

Проект N 66941-4*
____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект принят в первом чтении.-
Примечание «КОДЕКС».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

1. В статье 3:
пункт 3 изложить в следующий редакции:
«Судья в период его пребывания в должности, а также судья, пребывающий в отставке и привлеченный к исполнению обязанностей судьи в порядке, предусмотренном статьей 7-1 настоящего Закона, а также судья при исполнении своих полномочий в соответствии с пунктом 6 статьи 11 настоящего Закона, не вправе быть депутатом, третейским судьей, арбитром, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность и входить в состав выборных органов и органов управления хозяйствующих субъектов, кроме жилищных, дачных и садовых объединений, членами которых он состоит, а также совмещать работу в должности судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности»;
пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. Судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься любой деятельностью, в том числе и оплачиваемой, без ограничений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Гарантии неприкосновенности, установленные статьей 16 настоящего Закона, не распространяются на судью, пребывающего в отставке и занимающегося оплачиваемой деятельностью, лишь в отношении неправомерных деяний, связанных с этой деятельностью. В этот период он также не может занимать выборные должности в органах судейского сообщества».

2. Абзац пятый пункта 1 статьи 4 после слов «федерального арбитражного суда округа» дополнить словами «арбитражного апелляционного суда».

3. В статье 5:
из абзаца второго пункта 2 исключить слова «а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений»;
пункт 2 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий, достижения предельного возраста пребывания судьи военного суда на военной службе или достижения предельного возраста пребывания в должности судей, указанных в пунктах 1-4 статьи 6 и пунктах 2-3, 6-8 статьи 6.1 настоящего Закона, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на вакантную должность судьи»;
в пункте 5 после слов «пребывания его в качестве судьи» дополнить словами «и трех лет после его отставки»;
в пункте 7 слова «не позднее чем через два месяца» заменить словами «не позднее чем через месяц»;

в абзаце первом пункта 8 слова «одного из претендентов» заменить словами «одного или нескольких претендентов»;
пункт 9 изложить в следующей редакции:
«9. Решение квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации о рекомендации на должность судьи направляется председателю соответствующего федерального суда субъекта Российской Федерации, председателю соответствующего федерального арбитражного суда округа или председателю соответствующего окружного (флотского) военного суда, которые в случае согласия с указанным решением в десятидневный срок вносят представление о назначении рекомендуемых лиц на должность судьи Председателю Верховного Суда Российской Федерации либо Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для последующего внесения представления Президенту Российской Федерации.
В случае несогласия с указанным решением Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, председатель соответствующего федерального суда субъекта Российской Федерации, председатель соответствующего федерального арбитражного суда округа либо председатель соответствующего окружного (флотского) военного суда в тот же срок возвращает его для повторного рассмотрения в ту же квалификационную коллегию судей.
Если при повторном рассмотрении квалификационная коллегия судей двумя третями голосов членов коллегии от всего ее состава подтверждает первоначальное решение, то председатель соответствующего суда обязан внести представление о назначении рекомендуемых лиц на должность судьи.
Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о рекомендации на должность судьи направляется соответственно Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Председателю Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в случае согласия с указанным решением вносит в установленном порядке представление о назначении рекомендуемого лица на должность судьи либо в случае несогласия с указанным решением возвращает его для повторного рассмотрения том же порядке.
Положительное решение о рекомендации на должность судьи сохраняет силу в течение одного года после его принятия».

4. В статье 6:
дополнить новым пунктом 4-1 следующего содержания:
«4. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации представления о назначении не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий, достижения предельного возраста пребывания судьи военного суда на военной службе или достижения предельного возраста пребывания в должности судьи, указанного в пунктах 1-4 статьи 6, председателя, заместителя председателя суда, указанного в пунктах 3, 6-8 статьи 6.1 настоящего Закона, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии».
абзац второй пункта 6 после слов «в другой суд того же уровня» дополнить словами «и той же юрисдикции»;
дополнить пункт 6 абзацем следующего содержания:
«Мировой судья или судья федерального суда субъекта Российской Федерации может быть переведен на другой судебный участок или в другой районный суд того же субъекта Российской Федерации распоряжением председателя суда субъекта Российской Федерации с письменного согласия судьи».

5. В статье 6.1:
абзац второй пункта 11 дополнить словами «либо по их письменному заявлению»;
пункты 12- 13 исключить;
пункт 14 считать пунктом 12.

6. В пункте 1 статьи 7-1 после слов «судья, находящийся в отставке» дополнить словами «независимо от ограничений, установленных пунктом 1 статьи 11 настоящего Закона».

7. Абзац пятый пункта 6 статьи 11 изложить в следующей редакции:
«Судья, срок полномочий которого истек, либо который достиг предельного возраста пребывания в должности судьи или пребывания на военной службе, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи. Указанный судья сохраняет свои полномочия после вступления в должность нового судьи в случае рассмотрения дела, начатого с его участием, до окончания рассмотрения дела по существу и вступления в законную силу судебного решения».

8. В статье 15:
из пункта 6 исключить слова «соблюдает требования, предусмотренные пунктом 3 статьи 3 настоящего Закона»;
в пункте 7 слова «предусмотренном пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона» заменить словами «предусмотренном пунктом 12 статьи 16 настоящего Закона».

9. В статье 16:
в абзаце четвертом пункта 3 после слов «автономного округа» дополнить словами «,окружного (флотского) военного суда»;
в абзаце первом пункта 4 после слов «решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности» дополнить словами «с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации — с согласия этого Суда»;
в абзаце первом пункта 7 после слов «допускается не иначе как на основании решения, принимаемого» дополнить словами «с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей:»;
в пункте 12 после слов «в соответствии с пунктом 8 статьи 5» дополнить словами «пунктом 11 статьи 6.1», слова «пунктом 1 статьи 12» заменить словами «пунктом 1 статьи 12.1».
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Пояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»

1.В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» пребывающий в отставке судья вправе работать лишь в органах и учреждениях, указанных в законе, причем при соблюдении таких условий как наличие стажа работы в должности судьи не менее 20 лет либо достижения возраста 55 (для женщин-50) лет.
В законопроекте предлагается исключить указанные ограничения как необоснованно предусматривающие запрет на выбор профессии и род занятий в зависимости от ранее выполняемых полномочий по осуществлению правосудия на профессиональной основе.
Внесение указанных изменений будет соответствовать положению статьи 37 Конституции Российской Федерации, согласно которой «каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию».
2 .В связи с принятием Федерального конституционного закона от 4 июля 2003 года N4-ФКЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и включением в систему арбитражных судов в Российской Федерации арбитражных апелляционных судов, согласно которому председатели, заместители председателей и судьи арбитражных апелляционных судов назначаются на должность при соблюдении требований и в порядке применительно для председателей, заместителей председателей и судей федеральных арбитражных судов округов, в законопроекте предлагается перечень судей, в том числе судей федерального арбитражного суда, для назначения на должности которых требуется наличие возраста — 30 лет и стажа работы по юридической профессии не менее семи лет, дополнить указанием на судей арбитражного апелляционного суда.

3. Принимая во внимание, что после проверки достоверности документов и сведений, представленных претендентом на должность судьи, квалификационная коллегия судей назначает рассмотрение заявления претендента для решения вопроса о его рекомендации на должность судьи или отказа в этом с обязательным извещением претендента о времени и месте рассмотрения поступивших заявлений, в законопроекте предлагается исключить обязанность квалификационной коллегии судей публиковать в средствах массовой информации сведения о времени и месте рассмотрения заявлений, поступивших от претендентов на должности судей, что приведет к сокращению сроков рассмотрения этих заявлений и экономии бюджетных средств, связанных с такой публикацией.

4.В соответствии с пунктом 12 статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда квалификационная коллегия судей объявляет в средствах массовой информации об открытии вакансии. В законопроекте предлагается это правило распространить также на судей, чьи полномочия подлежат безусловному прекращению в связи с истечением срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком, либо достижением предельного возраста пребывания в должности судьи или пребывания на военной службе.

5.Поскольку результаты квалификационного экзамена действительны в течение трех лет после его сдачи, такое же условие следует сохранить и для судей, находящихся в отставке, но претендующих к повторному назначению на должность судьи.

6.В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» запросы и обращения органов судейского сообщества подлежат рассмотрению в месячный срок со дня их поступления в государственные органы, общественные объединения и к должностным лицам. В законопроекте предлагается привести в соответствие с этим законом обязанность органов в месячный срок сообщить квалификационной коллегии судей о результатах проверки достоверности документов и сведений, представленных претендентом на должность судьи. Кроме того, указанное приведет к сокращению сроков рассмотрения квалификационными коллегиями судей заявлений претендентов на должности судей и соответственно к более быстрому заполнению вакансий.

7.Пунктом 8 статьи 5 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусмотрено, что квалификационная коллегия судей дает заключение о рекомендации только одного претендента на должность судьи. В законопроекте предлагается предусмотреть возможность дачи квалификационной коллегией судей заключений о рекомендации всем тем претендентам на должность судьи, которые соответствуют предъявляемым законом требованиям, и по своим деловым и личным качествам могут быть назначены на должность судьи, предоставив Президенту Российской Федерации либо Федеральному Собранию возможность отбора кандидатов на должность судьи на конкурсной основе.

8.Законопроект предусматривает полномочия председателей соответствующих федеральных судов на участие в формировании судов, предоставив им право возвращения в квалификационную коллегию судей заключения о рекомендации гражданина на должность судьи для повторного рассмотрения. Кроме того, заключение о рекомендации гражданина на должность судьи не должно действовать бесконечно, в связи с чем предусматривается ограничить его действие сроком в один год.

9. Поскольку в соответствии с пунктом 5 статьи 6 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, представляет их Совету Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, в законопроекте предлагается также указать, что Председатель Верховного Суда Российской Федерации и Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносят Президенту Российской Федерации представления о назначении судей не позднее чем за два месяца до обязательного открытия вакансий, как это предусмотрено действующим Законом в отношении председателей, заместителей председателей судов, у которых истекает срок полномочий.

10. С учетом специфики работы судов разной юрисдикции предлагается предусмотреть возможность назначения судьи федерального суда по его заявлению в суд того же уровня или нижестоящий суд на должность, аналогичную занимаемой им, в пределах одной юрисдикции — без положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Аналогично этот вопрос может быть решен в отношении мирового судьи или судьи районного суда в пределах одного субъекта Российской Федерации.

11. Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» предусматривает возможность досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами и указанным Законом, с сохранением за ними полномочий судьи этого суда. В законопроекте предоставляется право председателю, заместителю председателя суда освободить занимаемую ими должность по их письменному заявлению, с сохранением за ними должности судьи, в случае, когда они самостоятельно придут к выводу о необходимости сложения с себя указанных полномочий.
12 .Судья, кроме судьи Конституционного Суда Российской Федерации, находящийся в отставке, может быть с его согласия привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи на срок до одного года в порядке, предусмотренном Законом. В законопроекте предлагается решить вопрос о возможности привлечения находящегося в отставке судьи независимо от ограничений по возрасту, предусмотренных пунктом 1 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» (т.е. 65 лет), имея в виду, что указанный вопрос решается председателем вышестоящего суда при наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей.

13. Внесение вышеуказанных изменений в статью 5 позволяет исключить пункт 12 статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», а отсутствие необходимости обжаловать решение квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда, вынесенное в соответствии с пунктом 11 указанной статьи, не исключает право обжалования решения квалификационной коллегии судей по указанному вопросу ( как и во всех других случаях) в судебном порядке.

14. Для исключения разного толкования осуществления полномочий судьей, чьи полномочия прекращены по сроку или по возрасту, предлагается изменить редакцию пункта 6 статьи 11 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».

13. Внесение изменений в статью 3 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» приводит к необходимости исключения ограничений, установленных Законом в прежней редакции.

14. В законопроекте предлагается установить возможность привлечения судьи к административной ответственности с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей, а в отношении судей Конституционного Суда Российской Федерации — с согласия судей этого Суда, тем самым сохранив гарантии неприкосновенности судей.

15. В пункте 7 статьи 15 указано о том, что судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 14 настоящего Закона, а пункт 2 статьи 14 этого Закона указывает, что полномочия судьи могут быть прекращены досрочно по основаниям, предусмотренным подпунктами 1-3, 6-11 пункта 1 настоящей статьи, то есть ничего не имеющего общего с порядком обжалования, указанного в пункте 12 статьи 16 этого Закона.

16. Поскольку решениями квалификационных коллегий судей могут быть досрочно прекращены полномочия председателей, заместителей председателей судов в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ими своих должностных обязанностей, указанным лицам должно быть обеспечено право обжалования этих решений в судебном порядке.

17. Необходимо также устранить опечатку, допущенную в законе, когда вместо пункта 1 статьи 12.1, предусматривающего возможность привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, в Законе указан пункт 1 статьи 12.

18. В статье 448 УПК РФ указано о том, что решение о возбуждении уголовного дела в отношении судьи окружного (флотского) военного суда принимается на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ, о наличии в действиях судьи признаков преступления, а в отношении других судей военных (флотских) судов ( в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 года) — на основании заключения коллегии, состоящей из трех судей военного суда соответствующего уровня.
В соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» в редакции от 15 декабря 2001 года решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается в отношении судьи окружного (флотского) военного суда на основании заключения судебной коллегии, состоящей из трех судей Верховного Суда РФ о наличии в действиях судьи признаков преступления, а в отношении судьи иного суда- на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа о наличии в действиях судьи признаков преступления.

Принятие данного законопроекта не предусматривает расходы за счет федерального бюджета и не повлечет необходимости принятия или отмены иных актов федерального законодательства.

Текст документа сверен по:
рассылка

Лицо, назначенное на эту должность СФ в соответствии с ст. 102 Конституции РФ по представлению Президента РФ.

Правовой статус С. Высшего Арбитражного Суда РФ, требования к кандидатам на эту должность, гарантии деятельности С. Высшего Арбитражного Суда РФ и др. вопросы деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ урегулированы Федеральным конституционным законом от 31 дек. 1996 «О судебной системе Российской Федерации» и Законом РФ от 26 июня 1992 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» С. Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин РФ, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность С. Высшего Арбитражного Суда РФ Конституцией РФ, федеральными конституционными и федеральными законами. При этом С. Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее 10 лет. Каждый С. Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность в индивидуальном порядке тайным голосованием. Назначенным считается лицо, получившее при голосовании большинство голосов от общего числа членов СФ. После оглашения результатов голосования Председатель СФ вручает каждому лицу, назначенному на должность С. Высшего Арбитражного Суда РФ, копию постановления СФ о его назначении. Копия постановления СФ вручается на заседании СФ в торжественной обстановке.

Полномочия С. Высшего Арбитражного Суда РФ не ограничены определенным сроком. Предельный возраст пребывания в должности С. Высшего Арбитражного Суда РФ — 70 лет. К числу правовых гарантий деятельности С. Высшего Арбитражного Суда РФ относятся: независимость, несменяемость, неприкосновенность, равенство прав судей, установленный вышеназванными законами порядок приостановления и прекращения полномочий С. Высшего Арбитражного Суда РФ; право на отставку; предоставление С. Высшего Арбитражного Суда РФ материального и социального обеспечения.

Во вторник пленум Верховного суда России рассмотрел законопроект, предлагающий наделять мировых судей бессрочными полномочиями.

Как пояснил председатель Совета судей России Виктор Момотов, сегодня в каждом регионе сроки, на которые назначаются мировые судьи, устанавливаются отдельно. Как правило, в первый раз мирового судью назначают либо на 3 года (например, в Москве, Саратовской и Ростовской областях) либо на 5 лет (в частности, в республиках Татарстан и Башкортостан).

Затем мировым судьям надо вновь и вновь проходить процедуру переназначения. Новые сроки хотя и больше, чем первый, но все равно они ограничены.

«При последующих переназначениях на должность сроки полномочий мировых судей варьируются от 5 до 10 лет: например, в Красноярском крае, Астраханской и Владимирской областях этот срок составляет 5 лет, в Ивановской области — 6 лет, в Московской и Брянской областях — 7 лет, в Чувашской Республике и Кировской области — 8 лет, а в Санкт-Петербурге, Липецкой области и Алтайском крае — 10 лет», — рассказал Виктор Момотов.

Между тем, как отмечают в Верховном суде, среди судов общей юрисдикции только полномочия мировых судей ограничены сроком.

Между тем еще в 2017 году Группой государств против коррупции (ГРЕКО) в адрес России была внесена рекомендация о повышении стабильности срока пребывания в должности мировых судей. Необходимость постоянно проходить процедуру переназначения стабильности не повышает.

«Напомню, что хотя мировые судьи и входят в систему судов общей юрисдикции, по статусу они являются судьями субъектов РФ, — пояснил «РГ» председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. — Формированием мировых судов занимаются региональные власти. При этом мировые судьи рассматривают до 80 процентов дел, поступающих в суды общей юрисдикции. Роль этих судов в жизни общества высока. Необходимость продления полномочий может стать одним из рычагов влияния на судью, поэтому на мировых судей предлагается распространить те же правила, что и на судей федеральных судов: срок полномочий ограничен только предельным возрастом судьи».

Кстати, до 2005 года федеральные судьи также первоначально назначались на конкретный срок — три года. Затем такое ограничение было отменено.

«Единственным ограничением срока полномочий мировых и федеральных судей должен быть предельный возраст пребывания в должности судьи, составляющий по общему правилу 70 лет», — отметил председатель Совета судей России Виктор Момотов.
В законопроекте предусмотрено, что после принятия закона в течение двух месяцев должны быть внесены изменения в региональные законы о мировых судьях.

«Эта инициатива не приведет к безответственности мировых судей — ведь все механизмы дисциплинарной ответственности будут сохранены, — сказал Виктор Момотов. — Наказанием за допущенные судьей нарушения должны быть установленные законом дисциплинарные взыскания, а не отказ в переназначении. К слову, на эти же обстоятельства в прошедшем году указала в своих рекомендациях Группа государств против коррупции — ГРЕКО».
По данным Верховного суда, в прошлом году мировые судьи рассмотрели 25 миллионов дел.

Текст: Владислав Куликов

Российская газета — Федеральный выпуск № 43(7801)