Порядок предоставления жилых помещений

Определение Верховного Суда РФ от 06.06.2017 N 88-КГ17-5 Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке. Обстоятельства: Истица ссылается на то, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. При этом их семья была принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма во внеочередном порядке. Однако между тем до сих пор истцы жилым помещением не обеспечены. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не учтено то, что истцы в установленном законом порядке малоимущими признаны не были.

В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Определение Верховного Суда РФ от 13.06.2017 N 304-ЭС17-3538 по делу N А46-1687/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, возникших вследствие предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что выравнивание недостаточности бюджетной обеспеченности на реализацию органами местного самоуправления своих расходных обязательств по вопросам местного значения за счет средств федерального бюджета осуществляется посредством механизма финансирования через систему межбюджетных трансфертов.

Указанные договоры были признаны недействительными решениями судов общей юрисдикции. Суды исходили из того, что действующее законодательство не предусматривает предоставление жилых помещений лицам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, по договорам купли-продажи. Руководствуясь статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 «О милиции», суды признали право пользования участковых уполномоченных милиции предоставленными жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также признали право собственности на указанные жилые помещения в порядке приватизации.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 19-КГ17-12 Требование: О признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги, возложении обязанности устранить допущенное нарушение путем предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства: Истица указывает на то, что ее дочь страдает заболеваниями, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, судебным решением она и ее дочь включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как установлено, что дочь истицы подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ с учетом положений ст. 49 ЖК РФ.

В силу данных обстоятельств Токмакова Ю.В. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 30.05.2017 N 18-КГ17-52 Требование: О предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, и состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как истец до настоящего времени выплатой не воспользовался, отказавшись от ее получения, желает реализовать свое право на обеспечение жилым помещением в ином порядке, в связи с чем за ним, как за лицом, страдающим хроническим заболеванием, включенным в перечень, право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке сохраняется.

Между тем суды не приняли во внимание то обстоятельство, что с 9 апреля 2007 г. за истцом признано право на получение жилого помещения по категории: граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний. В силу данных обстоятельств Фоменко Д.А. подлежит обеспечению жилым помещением во внеочередном порядке по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации с учетом положений статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 306-ЭС17-6135 по делу N А55-11168/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков, возникших в результате внеочередного предоставления жилого помещения инвалиду по решению суда. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку, принимая оспариваемые заявителями судебные акты, суды исходили из того, что расходы истца, связанные с возложенной на него судом обязанностью по предоставлению жилого помещения, подлежат взысканию за счет субъекта РФ.

Принимая оспариваемые заявителями судебные акты, суды руководствовались положениями статей 65, 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 158, 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Закона Самарской области от 11.06.2006 N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» и исходили из того, что расходы истца, связанные с возложенной на него судом обязанностью по предоставлению жилого помещения подлежат взысканию за счет субъекта Российской Федерации -. субъекта Самарской области в лице главного распорядителя средств соответствующего бюджета.

Определение Конституционного Суда РФ от 20.04.2017 N 851-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб граждан Ефимовой Александры Григорьевны и Ефимовой Людмилы Николаевны на нарушение их конституционных прав абзацем восьмым пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований», частью 4 статьи 49 и частями 3, 5 и 6 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации»

части 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения предоставляются в установленном данным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации;

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 10-КГ17-2 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчик отказал в приватизации квартиры, поскольку не имеет права распоряжаться государственным имуществом. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не установил статус жилого помещения, относится ли истец к категории граждан, имеющих право на предоставление помещения по договору социального найма, принималось ли решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу на условиях социального найма, уполномоченным ли органом, состоял ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также относится ли ответчик к субъектам права, которые могут распоряжаться спорным жилым помещением и заключать договор социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 04.04.2017 N 10-КГ17-1 Требование: О признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Обстоятельства: Истец указывает на то, что ответчик отказал в приватизации квартиры, поскольку не имеет права распоряжаться государственным имуществом. Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как суд не установил статус жилого помещения, относится ли истец к категории граждан, имеющих право на предоставление помещения по договору социального найма, принималось ли решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу на условиях социального найма, уполномоченным ли органом, состоял ли он на учете нуждающихся в жилых помещениях, а также относится ли ответчик к субъектам права, которые могут распоряжаться спорным жилым помещением и заключать договор социального найма.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (части 3 и 4 статьи 57, статья 63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 12, пункт 5 статьи 13, части 3, 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Определение Верховного Суда РФ от 03.05.2017 N 304-КГ17-4639 по делу N А46-6082/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании убытков. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о наличии оснований для возмещения причиненного вреда за счет казны субъекта Российской Федерации.

Установив факт причинения убытков и их размер, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, руководствуясь положениями статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 13, 14, 19, 49, 52 и 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления Российской Федерации», от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», суды пришли к выводу о наличии оснований для возмещения причиненного вреда за счет казны субъекта Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2017 N 302-ЭС17-5058 по делу N А19-7997/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании компенсации расходов, связанных с приобретением переданных по договорам социального найма квартир. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды пришли к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект РФ.

Оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 12, 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статьей 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», суды пришли к выводу о том, что публично-правовым образованием, к расходным обязательствам которого относится финансирование расходов на обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является субъект Российской Федерации, — в данном случае Иркутская область в лице Минфина Иркутской области.

7.6. Порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Статья 57 ЖК РФ ввела новые правила предоставления жилых помещений по договору социального найма гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях. Как и ранее, жилые помещения предоставляются, по общему правилу, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет (ч. 1 ст. 57). Таким образом, был сохранён принцип, установленный ст. 33 ЖК РСФСР о том, что граждане обеспечиваются жилыми помещениями в порядке очередности исходя из времени принятия их на учёт для улучшения жилищных условий.

Из указанного выше общего правила предусмотрены исключения — вне очереди жилые помещения предоставляются по договорам социального найма категориям граждан, указанным в ч. 2 ст. 57 ЖК РФ. Подобные основания внеочередного предоставления жилья содержались и в ЖК РСФСР 1983 г. (ст. 36, 37). Кроме того, ранее предусматривалась также возможность внеочередного предоставления жилых помещений, в частности лицам, окончившим аспирантуру, клиническую ординатуру, высшие, средние и иные учебные заведения, направленным в порядке распределения на работу в другую местность, а также другим категориям граждан, упомянутым в ст. 37 ЖК РСФСР 1983 г.

Новые принципы предоставления социального жилья не в лучшую сторону отличают Жилищный кодекс РФ от ЖК РСФСР 1983 г., который предусматривал также возможность не только внеочередного, но и первоочередного предоставления жилья (ст. 33, 36, 37). В первую очередь жилые помещения по прежнему законодательству предоставлялись инвалидам Великой Отечественной войны, лицам, награжденным особо почетными государственными наградами, лицам, принимавшим участие в боевых операциях по защите Родины, инвалидам труда I и II групп и инвалидам I и II групп из числа военнослужащих, матерям-героиням, многодетным семьям, семьям при рождении близнецов, спасателям и многим другим категориям граждан, указанным в ст. 36 ЖК РСФСР 1983 г. Жилищным кодексом РФ такая возможность не предусмотрена.

При этом уместно отметить, что Президентом РФ 29.12.2004 г. был подписан ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований». Указанным Федеральным законом установлено, в частности, что нуждающиеся в улучшении жилищных условий инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий и некоторые другие категории граждан, вставшие на учет после 1.01.2005 г., «обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации» (ст. 2). Аналогичное правило установлено также в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (ст. 5).

Итак, в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооружённых Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы;

3) гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ перечне.

Гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований ЖК РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В свою очередь, договор социального найма теперь фактически служит основанием для вселения соответствующего гражданина в предоставленное жилое помещение. Это является новеллой, поскольку по ранее действовавшим правилам на основании решения о предоставлении жилого помещения гражданину выдавался ордер на жилое помещение, который признавался единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение (см. ст. 47 ЖК РСФСР 1983 г., ст. 13, 21 Основ).

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном ч. 4 ст. 59 ЖК РФ, т.е. если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 Жилищного кодекса РФ.

При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленным законом субъекта РФ период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за 5 лет.

Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в ч. 8 ст. 57 ЖК РФ, устанавливается законодательством субъектов РФ.

Областным законом Ростовской области от 7 октября 2005 г. № 363-ЗС «Об учёте граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма на территории Ростовской области» установлено, что норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма категориям граждан, определенным федеральным или областным законодательством, составляет:

— 33 квадратных метра общей площади жилого помещения — для одиноко проживающих граждан;

— 42 квадратных метра общей площади жилого помещения — на семью из 2 человек;

— 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при составе семьи три и более человек.

В исключительных случаях общая площадь предоставляемого жилого помещения может отличаться от установленной нормы предоставления не более чем на 10 процентов, при условии отсутствия подходящего по метражу жилья в связи с проектным решением, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру.

Отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная общая площадь жилого помещения в размере не более 10 метров общей площади жилого помещения.

При предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия (ч. 1 ст. 58 ЖК РФ). По сравнению со ст. 41 ЖК РСФСР 1983 г. данное положение претерпело изменения: ЖК РСФСР 1983 г. вообще запрещал заселение одной комнаты лицами разного пола старше девяти лет, кроме супругов.

Статья 59 ЖК РФ статья определяет своеобразную очередность требований, касающихся улучшения жилищных условий, которые могут быть предъявлены лицами, проживающими в коммунальной квартире, в которой по тем или иным причинам освободилось жилое помещение (изолированная комната или несколько комнат). При этом ч. 1 и 2 ст. 59 ЖК РФ исходят из необходимости предоставления такого освободившегося жилого помещения, прежде всего, наименее социально защищенным гражданам.

В первую очередь подлежат удовлетворению требования тех претендентов на освободившуюся жилую площадь, которые на дату освобождения соответствующего жилого помещения фактически признаны или могут быть признаны малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях (об этом см. ст. 49, 51 ЖК РФ). Обратим внимание, что в данном случае речь идет не о любых категориях граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным законодательством, а лишь о тех лицах, которые одновременно признаны малоимущими. В соответствии с ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению. Указанным гражданам освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется по договору социального найма.

Во вторую очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую очередь) соответствующее жилое помещение предоставляется гражданам, которые фактически не признаны, но могут быть признаны малоимущими по основаниям и в порядке, установленным законодательством, при обязательном условии, что на одного члена семьи таких граждан приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем норма предоставления жилой площади, установленная в данной местности. Претендентам второй очереди, обратившимся с соответствующим заявлением, освободившееся жилое помещение предоставляется по договору социального найма.

В третью очередь (если в коммунальной квартире нет граждан, которым освободившееся жилое помещение предоставляется в первую и во вторую очереди) указанное жилое помещение может быть продано гражданам, на одного члена семьи которых приходится меньший размер общей площади жилого помещения, чем установленная в данной местности норма предоставления. Для этого случая Кодекс не требует, чтобы покупатель по договору купли-продажи жилого помещения был признан малоимущим и (или) нуждающимся в жилом помещении. Необходимо только заявление, выражающее намерение потенциального покупателя приобрести освободившееся жилое помещение на основании возмездного договора.

Если в коммунальной квартире нет граждан, которые могли бы претендовать на освободившееся жилое помещение в такой квартире в порядке очередности, о которой говорилось выше, то освободившееся помещение предоставляется по договору социального найма не проживающим в данной квартире гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по правилам ст. 52 ЖК РФ.

Предыдущая