- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
- Чтобы сохранить этот материал в
избранное, войдите или зарегистрируйтесь Материал добавлен в «Избранное» Вы сможете прочитать его позднее с любого устройства. Раздел «Избранное» доступен в вашем личном кабинете Материал добавлен в «Избранное» Удалить материал из «Избранного»? Удалить Материал удален из «Избранного»
Онлайн-кинотеатрам придется получать прокатные удостоверения М. Стулов / Ведомости
С этого года прокатные удостоверения придется получать не только для проката фильмов в российских кинотеатрах, но и для их показа в интернете, следует из разъяснений Минкультуры к уже вступившему в силу постановлению правительства. Это постановление в декабре прошлого года внесло поправки в «Правила выдачи, отказа в выдаче и отзыва прокатного удостоверения на фильм». Согласно новой версии правил, удостоверения обязаны получать прокатчики, планирующие показывать фильм в кинотеатрах, на материальном носителе и «другими техническими способами».
В самом постановлении понятие «другие технические способы показа фильма» не расшифровывается. В разъяснениях Минкультуры говорится, что под такими способами следует понимать «любые способы демонстрации фильма публике с использованием технических средств, в том числе с использованием сети интернет». Исключение в этом пункте сделано для показа фильма по телевидению, причем включая онлайн-версии телеканалов.
Минкультуры также уточняет, что поправки не касаются онлайн-магазинов, которые продают кинофильмы. То есть под действие регулирования не попадают магазины контента iTunes и Google Play.
Однако норма распространяется на онлайн-кинотеатры, говорится в сообщении министерства: это «деятельность по доведению фильмов до всеобщего сведения путем онлайн-просмотра (VOD streaming)», она «относится к такому способу использования фильма, как показ фильма другими техническими способами».
Прокатное удостоверение на фильм получает владелец исключительных прав. Минкультуры рекомендует ему запрашивать удостоверение сразу на все способы использования фильма, а тем, у кого уже такие удостоверения есть, обратиться в министерство с просьбой внести соответствующие изменения в уже полученные удостоверения.
До этого года прокатные удостоверения регулировали показ кинофильмов только в российских кинотеатрах. Это достаточно серьезный способ воздействия на кинорынок: например, Минкультуры по принятым в прошлом году поправкам к тому же своду правил может отказать в выдаче прокатного удостоверения на фильм, если его сроки проката совпадают с другой картиной похожей тематики, жанра или рассчитанной на ту же целевую аудиторию. Это было сделано для того, чтобы крупные российские кинопремьеры не конкурировали в одно и то же время в прокате с голливудскими новинками, объясняли ранее чиновники Минкультуры. А в январе этого года стало известно, что Минкультуры и Фонд кино хотят еще сильнее влиять на кинорынок, подняв стоимость прокатных удостоверений более чем в 1000 раз – до 5 млн руб.
В январе этого года ассоциация «Интернет-видео», представляющая интересы крупнейших российских онлайн-кинотеатров, направила письмо министру культуры Владимиру Мединскому с просьбой исключить эти видеосервисы из нового регулирования. «Количество аудиовизуальных произведений, размещенных в интернете, исчисляется десятками и сотнями миллионов единиц, и увеличивается с каждым днем. В таких условиях сотрудники Минкультуры, уполномоченные выдавать прокатные удостоверения, просмотрев каждое произведение целиком, физически не смогут обработать такой объем данных никогда», – говорится в письме, с копией которого ознакомились «Ведомости». Таким образом, демонстрация любого видеоконтента в рунете может быть полностью парализована из-за того, что все онлайн-кинотеатры, не получившие от правообладателей прокатные удостоверения на его использование, теперь являются нарушителями законодательства, следует из письма. Кроме того, сама необходимость получать прокатные удостоверения на десятки тысяч единиц контента приведет к неоправданно высоким расходам для онлайн-кинотеатров на уплату пошлин за выдачу удостоверений.
Реестр кинофильмов
Минкультуры планирует вносить данные из прокатного удостоверения в Государственный регистр фильмов: это будет информация о фильме, его правообладателе, способах использования и сроках действия прав. Эти данные будут открытыми, доступ к ним можно будет получить на сайте Минкультуры.
Религиозная цензура в США
Религиозные организации пытались влиять на судьбу тех или иных фильмов еще с конца 19 века. Так, в 1896 году скандал вызвала романтическая сцена в фильме «Поцелуй». «Кинопоиск» приводит цитату из газеты The New York Times: «Увеличенное до пропорций Гаргантюа, это омерзительное зрелище не вызывает ничего, кроме чувства тошноты. Немедленное вмешательство полиции — вот все, что требуется».
Активнее всего за общественную мораль боролась в первой половине 20 века католическая церковь. В 1920-е годы она даже развернула протестную кампанию за духовное очищение кинематографа. Ее апофеозом стало создание в 1934-м Общества добродетельных католиков (ОДК) и новой комиссии по цензуре — Администрации контроля за соблюдением правил производства кинопродукции. В обязанности Общества входил отсмотр фильмов и последующие или рекомендации, или запрет его для верующих. Организация функционировала до 1952 года, когда Верховный суд США вынес решение, что «выражение идей посредством художественного фильма пользуется защитой свободы слова и прессы, гарантированной Первой и Четырнадцатой поправками» (об этом подробнее — ниже). Этим цензура в американском кино фактически была запрещена. Но фильмы продолжали попадать под перекрестный огонь религиозных фанатиков или представителей церкви. Вот список самых ярких из них.
Фильм основан на знаменитом памятнике литературы, дневниковых записях тверского купца Афанасия Никитина
В четверг, 17 ноября, в Молодежно-культурном центре Твери (ул.Вагжанова, 7а) состоится показ фильма про Афанасия Никитина «Хождение за три моря» (режиссеры: Василий Пронин, Ходжа Ахмад Аббас).
Тверской купец Афанасий Никитин давно мечтал о путешествиях и дальних странах. Мечты становятся реальностью, когда он отправляется в Индию, страну чудес, которую не посещал ни один европеец.
Фильм основан на знаменитом памятнике литературы, дневниковых записях тверского купца Афанасия Никитина, который описывал свое путешествие в индийское государство Бахмани в XV веке. Картина является первой в истории совместной постановкой России и Индии, режиссеры фильма – Василий Пронин и Хаджа Аббас. Лента была номинирована на «Золотую пальмовую ветвь» Венецианского фестиваля и получила приз за лучшую работу художника от журнала Filmfare.
После показа запланировано обсуждение фильма.
Начало в 19.00. ВХОД СВОБОДНЫЙ!
«Прометей»
Режиссер: Ридли Скотт.
Год: 2012.
Ватиканская церковь пожурила режиссера за то, что он затронул тему происхождения человека. По мнению представителей церкви, с этим вопросом давно все ясно, поэтому глупо выдвигать какие-то новые теории. Мнение о фильме высказывалось в официальной газете Ватикана «Римский обозреватель», где автор с возмущением констатировал, что настоящему католику не стоит смотреть картину.
«Калигула»
Режиссер: Тинто Брасс.
Год: 1980.
У Тинто Брасса не было практически никаких шансов на широкий прокат: его фильмы шли исключительно в кинотеатрах для взрослых. Однако верующие все равно предпринимали попытки запретить его за нарушение общественной нравственности, подавали в суд на дистрибьюторов, собирали подписи граждан. Впрочем, суд Нью-Йорка отклонил иск, а продюсер картины не только не вырезал, а добавил еще несколько эротических сцен и сцен насилия.
ФГБУК «Государственный фонд кинофильмов Российской Федерации» в полном объеме принадлежат все интеллектуальные права ФГУП «Фильмофонд студии «Диафильм», ФГУП «Фильмофонд Центральной киностудии научно-популярных и учебных фильмов «Центрнаучфильм», ФГУП «Фильмофонд Центральной киностудии детских и юношеских фильмов им. М. Горького», ФГУП «Фильмофонд киностудии «Ленфильм», ФГУП «Фильмофонд Свердловской киностудии» и многих других студий, в т.ч. права, полученные ими в порядке правопреемства, включая исключительное право на аудиовизуальные произведения, их названия, персонажи, части, прочие объекты авторских и/или смежных прав, а также на другие результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественным правом, а также личные неимущественные права и иные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации.
Реализация авторских прав Госфильмофонда осуществляется Московским филиалом на основании типовых форм лицензионных договоров. Филиал также решает все вопросы по согласованию условий конкретных лицензий и получению лицензионного вознаграждения.
Для получения разрешения на некоммерческое использование фильмов и/или лицензии Вам необходимо прислать заявкуприложенного образца
Реакция отрасли
Минкультуры фактически поставило вне закона весь рынок онлайн-видео, при этом само министерство физически не в состоянии выполнить свою функцию по выдаче цифровых прокатных удостоверений, потому что объемы контента совершенно несопоставимы с их человеческими ресурсами, говорит директор «Интернет-видео» Алексей Бырдин. К тому же новые правила несут в себе огромный коррупционный потенциал. В очередной раз бессмысленная бюрократическая процедура навязана легальному бизнесу, тогда как пираты будут плевать на эти прокатки так же, как на сам факт незаконного использования контента. Пресс-служба министерства еще в декабре однозначно заявила, что онлайн-кинотеатров изменения не коснутся, а в своем разъяснении сейчас написала противоположное, возмущается Бырдин. По его словам, диалога с отраслью у Минкультуры нет.
Новые поправки убивают отрасль онлайн-видео в России, считает гендиректор онлайн-кинотеатра Tvzavr Марина Сурыгина. Они вынудят всех правообладателей, поставляющих видео для онлайн-кинотеатров, соцсетей и видеохостингов (под определение «фильм» подпадает и пользовательский контент) нужно будет заплатить 3500 руб. за каждую единицу контента. И долго ждать получения документа, так как Минкультуры не справится с таким потоком заявок.
Легальные онлайн-кинотеатры работают с легальным контентом, подчеркнул представитель министерства, так что отдельные удостоверения им получать не надо. Если в прокатных удостоверениях не прописаны права на интернет, то правообладателю достаточно обратиться в Минкультуры с просьбой внести соответствующие изменения. Далеко не все фильмы в каталогах онлайн-кинотеатров выходят в прокат – например, сериалы их никогда не получают, возражает Бырдин. Если прокатного удостоверения нет, то правообладатель должен получить прокатное удостоверение, подтверждает представитель Минкультуры. Меры, по его словам, будут способствовать борьбе с пиратством в сети.
Скорее всего, власти дадут сервисам время на получение необходимых прокатных удостоверений, а затем начнут начислять штрафы не подчинившимся новым требованиям, считает юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев. Впоследствии, возможно, сайты, показывающие фильмы без разрешения, будут блокироваться, в итоге на рынке останется несколько крупных ресурсов, а остальные перейдут в нелегальное положение, в котором сейчас находятся торренты, пользующиеся тем не менее тем же спросом, что и раньше, прогнозирует Шалаев.
Государство при содействии крупных ТВ-холдингов активно взялось за регулирование рынка онлайн-видео, значительную часть которого занимают независимые видеосервисы вроде Ivi.ru, Megogo, TvZavr и др. Недавно в Госдуму был внесен законопроект, ограничивающий иностранное владение онлайн-кинотеатрами 20%. Проект был разработан Медиа-коммуникационным союзом (МКС), представляющим интересы крупнейших ТВ-холдингов – «Газпром-медиа», «Национальной медиа группы» (НМГ), ВГТРК, «СТС Медиа».
УТРАТИЛИ СИЛУ в соответствии с постановлением Правительства КР от 29 октября 1999 года N 590 Утверждены постановлением Правительства Республики Кыргызстан от 23 октября 1992 года N 518 ПРАВИЛА публичного показа и государственной регистрации кино- видеофильмов на территории Республики Кыргызстан I. Публичная демонстрация кино- видеопродукции 1. Публичная демонстрация кино-видеопроизведений на территории Республики Кыргызстан разрешается кино-видеозрелищным предприятиям не- зависимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, имею- щим государственное разрешительное удостоверение на право эксплуатации кино-видеоустановок. Государственное разрешительное удостоверение на право эксплуатации выдается владельцам кино-видеоустановок, осуществляющих платный показ на основе нормативно-технической документации, представленной местными кино-видеоорганизациями, ответственными за кино-видеообслуживание насе- ления. Демонстрация кино-видеопродукции без государственного разрешитель- ного удостоверения на право эксплуатации киновидеоустановок не допуска- ется. 2. Все кино-видеоустановки на территории Республики Кыргызстан имеют право демонстрировать кино-видеопроизведения только при наличии государственного регистрационного удостоверения (ГРУ), выданного Госу- дарственным концерном «Кыргызкино». Исключение составляют кино-,видеопроизведения, созданные Государс- твенным телерадиоагентством при Правительстве Республики Кыргызстан или ему принадлежащие, а также кино-видеофильмы, снятые по заказу минис- терств, ведомств или предприятий и предназначенные для внутриведомс- твенного проката. Республиканское, областное телевидение, в том числе действующие при нем коммерческие каналы, а также кабельное и спутниковое телевиде- ние имеют право демонстрировать только те кино-видеопроизведения (вклю- чая и зарубежные), которые имеют государственные регистрационные удос- товерения. Демонстрация фильма свыше 10 минут приравнивается к показу в полном объеме. 4. При публичной демонстрации кино-видеофильмов и программ предла- гается строго соблюдать следующую систему индексов, обозначающих воз- растные ограничения зрительской аудитории: Индекс Л — для любой аудитории; Д — фильм детской аудитории; Д+ — кроме специальных детских сеансов; Р — детям до 16 лет разрешается посещение киновидеозалов в сопро- вождении родителей; Д++ — не допускаются дети до 16 лет; С — не допускаются лица до 18 лет. Произведения этой категории демонстрируются только в кинозрелищных предприятиях, получивших специальные разрешения. Публичную демонстрацию кино-видеофильмов с индексом «С» (о чем свидетельствует запись в ГРУ) рекомендуется осуществлять на вечерних сеансах в кино-видеозалах небольшой вместимости, удаленных от детских и школьных учреждений, но не в центральных и многозальных кинотеатрах. По каналам телевидения эта продукция может демонстрироваться не ранее 23 часов. В местах продажи билетов на сеансы кино-видеопроизведений с индек- сом «С» должно быть хорошо видимое объявление размером не менее 50 смХ100 см с предупреждением об ограничениях зрительской аудитории. Органы исполнительной власти на местах имеют право корректировать рекомендации по возрастным ограничениям, содержащиеся в ГРУ, исходя из демографических, этнических и других особенностей своего региона. 5. Контроль за соблюдением собственниками кино-видеопродукции ад- министрацией кино-видеозрелищных предприятий правил публичной демонс- трации кино-видеофильмов и программ устанавливается специальными орга- нами исполнительной власти областей, районов, гор. Бишкека, а также ру- ководителями кино-видеоорганизации на местах. II. Государственная регистрация кино- видеофильмов 1. Государственной регистрации подлежат все кино-видеопроизведе- ния, созданные в Республике Кыргызстан (в том числе при участии иност- ранных партнеров) и кино- видеопроизведения иностранного производства, предназначенные для публичного показа или распространения на территория Республики Кыргызстан. 2. Публичный показ и распространение на территории Республики Кыр- гызстан кино- видеопроизведений, не прошедших государственную регистра- цию, запрещается. 3. Для иностранных фильмов, приобретенных в законном порядке для личного пользования, и не предназначенных к публичному показу или расп- ространению, а также для киновидеофильмов, созданных Государственным телерадиоагентством при Правительстве Республики Кыргызстан или принад- лежащих ему, государственная регистрация не обязательна. 4. Государственный концерн «Кыргызкино», осуществляет государс- твенную регистрацию кино-видеопродукции, выдает государственные регист- рационные удостоверения и взимает с собственников кино-видеофильмов ре- гистрационную пошлину. Средства от регистрационной пошлины остаются в распоряжении Государственного концерна «Кыргызкино» и идут на нужды от- расли. 5. Государственное регистрационное удостоверение является единс- твенным документом, подтверждающим право владения, использования (вклю- чая право проката) и распоряжения (передача другим лицам, продажа) ки- но-видеофильмами, созданными кино-видеопредприятиями Республики Кыр- гызстан, независимо от вида их собственности, или приобретенными на за- конных основаниях в других странах. 6. Государственное регистрационное удостоверение не может быть ис- пользовано как инструмент цензуры или для ограничения свободы творчес- кой и предпринимательской деятельности в кинематографии. 7. При передаче прав проката другому владельцу ссылка на ГРУ обя- зательна. 8. Государственная регистрация проводится после получения заявле- ния собственника или владельца прав проката (для иностранных фильмом) о выдаче ГРУ. Решение о выдаче ГРУ принимается Государственным концерном «Кыргызкино» после обязательного просмотра представленного заявителем кино-видеофильма. 9. В функции Государственного концерна «Кыргызкино» входит также классификация просмотренных кино-видеопроизведенний в соответствии с действующей системой индексов публичной демонстрации кино-видеопродук- ции (возрастной ценз, ограничение аудитории и т.д.). 10. Решение Государственного концерна «Кыргызкино» о классификации кино- видеопроизведений носит обязательный характер для их собственни- ков, владельцев проката и администрации кино-видеозрелищных предприя- тий. Рекомендации по возрастному ограничению аудитории кино-видеофильма или программы, другим параметрам демонстрации фиксируются в ГРУ. 11. Государственный концерн «Кыргызкино» может отказать заявителю в выдаче ГРУ в следующих случаях: — если указанные в заявлении о выдаче ГРУ данные не соответствуют действительности (например, предъявитель прав и их владелец — разные лица); — если не уплачена или уплачена не в полном объеме регистрационная пошлина. 12. Нарушение правил публичной демонстрации, содержащихся в ГРУ или публичная демонстрация без ГРУ влекут за собой штрафные санкции в соответствии с законодательством Республики Кыргызстан. III. Порядок оформления и выдачи государственного регистрационного удостоверения Для получения ГРУ собственнику или владельцу прав проката (на за- рубежные кино-видеопроизведения) необходимо представить: 1. Заявление на имя председателя Государственного концерна «Кыр- гызкино». 2. Документ, подтверждающий право собственности заявителя на про- дукцию. 3. Соответствующую техническим требованиям копию кино-видеофильма. Копии зарубежных кино-видеофильмов должны быть озвучены на кыргызский или русский язык. 4. Справку о метраже (метраж каждой части с ракордами). 5. Справку о продолжительности показа (для видеопродукции). Государственное регистрационное удостоверение оформляется на блан- ке установленного образца за подписью председателя Государственного концерна «Кыргызкино» или его заместителей и заверяется печатью Концер- на. Каждому ГРУ присваивается индивидуальный регистрационный номер. После получения кино-видеофильмом удостоверения он заносится в каталог регистра кино-видеофильмов и программ Республики Кыргызстан. В государственное регистрационное удостоверение вносятся следующие данные: — полное название кино-видеофильмов; — выходные данные, включая перечень фамилий творческого состава (сценарий, режиссер-постановщик, композитор, актеры ведущих ролей); — название кино-видеопредприятия (фирмы), создавшего произведение и являющегося его собственником; — название организации, являющейся владельцем прав проката; — указывается срок проката (для продукции, произведенной киноорга- низациями Республики Кыргызстан — без срока, для зарубежной — в соот- ветствии с договором о приобретении прав); — в графу «аудитория» заносятся возрастные ограничения и другие параметры публичной демонстрации. В случае изменения названия фильма об этом делается соответствую- щая запись в Каталоге регистра кино-видеофильмов. Его регистрационный номер в едином Каталоге регистра кино-видеофильмов Кыргызстана не меня- ется. Государственная регистрация, оформление и выдача ГРУ осуществляют- ся не позднее 10 дней со дня подачи заявления. предоставления копии и необходимых документов, ГРУ выдается получателю под расписку.
Мобильный контент-этикет для публичного просмотра
То, что мы видим, это наша собственная интерпретация. Итак, контент на экране принадлежит нам для мобильных устройств. Учитывая, правильный этикет, чтобы взять на себя ответственность.
Во-первых, мы можем пошутить об этом на каком-то уровне. То, что мы видим, это наша собственная интерпретация. Итак, контент на экране принадлежит нам для мобильных устройств. Но некоторые вещи не оставлены на наше воображение.
Следовательно, контент для взрослых является явным. Также не подходит для общественного потребления. Тогда не размещайте фотографии на наших устройствах, которые мы не можем показать окружающим. Так что не думайте, что ваш экран влияет на других.
Показываем в Skype свой экран собеседнику (демонстрация экрана)
1. Прежде, чем показать экран в Скайпе, вам необходимо и установить программу Скайп на компьютер или воспользоваться онлайн браузерной версией Skype. Вводите логин и пароль, входите в свой личный профиль. Если личного профиля пока нет – регистрируйтесь и добавляйте новых друзей.
ВАЖНО: официальный сайт Скайпа: skype.com
(скопировать и вставить в адрес браузера)
2. Когда вы вошли, выбирайте своего собеседника и делайте самый обычный вызов (голосовой или видео – без разницы даже).
3. Как только соединение между вашим компьютером и оппонентом будет налажено, обратите внимание на специальную кнопку – плюс в круге.
4. По нажатию на плюс (опция «Поделиться») выберите функцию «Демонстрация экрана» из раскрывшегося меню Skype. Эта опция как раз и позволяет показать экран в Skype.
5. В открывшемся окне «Предоставьте общий доступ к своему экрану» достаточно нажать кнопку «Начать» и запустить транслирование визуального доступа по Skype.
6. Собственно, на предыдущем шаге вы уже показали свой экран собеседнику Скайпа, но мы продолжим повествование и научимся показывать отдельные окна. Это, например, позволит вам концентрировать внимание на окне браузера, окне с игрой, окне с текстовым документов или любом другом запущенном у вас приложении (программе).
По нажатию на кнопку «Предоставьте общий доступ к своему экрану» вы увидите выпадающее меню, состоящее из двух пунктов:
— Предоставьте общий доступ к своему экрану;
— Предоставить общий доступ к окну.
7. Для демонстрации отдельного окна в блоке выше нужно выбрать второй вариант! И тогда следующее окошко Скайпа предложит выбрать то окно, которое будет видеть ваш собеседник. Это хорошо видно на скриншоте.
Выбираете окно и жмете «НАЧАТЬ».
8. Остановить показ окна и завершить демонстрацию можно кнопкой «Остановить показ».
ВАЖНО: во время показа экрана звук передается без проблем. Вы можете общаться голосом со своим собеседником Skype и комментировать те события, которые он будет видеть. Его картинка при этом останется, тогда, как собеседник не увидит вас, а только ваше демонстрационное окно. Чтобы наоборот, вы могли смотреть окна собеседника, ему придется показать экран в Skype точно так, как это описано в инструкции.
Просто вышлите ссылку на эту статью человеку, который хочет показать вам экран собственного компьютера, и проблема будет решена!
Мало что вызывает столько дискуссий среди родителей, как современные мультики: какие стоит показывать, а какие — категорически запретить? «То ли дело наши старые добрые советские мультфильмы», — с ностальгией вспоминает кто–то. Увы, далеко не у всех нынешних детей они находят отклик, все больше вытесняются яркими анимациями. Да порой такими, что у взрослого волосы встают дыбом. Психологи уверены: в эру интернета родителям особенно внимательно стоит следить за тем, что смотрит их чадо.
Картинка с натуры: полуторагодовалая девочка, еще толком не умеющая говорить, ловко заходит в Ютуб на смартфоне, пролистывает детские каналы и сама выбирает свой любимый мультик. Кажется, современные дети с пеленок знают, как пользоваться гаджетами. И хорошо, если родители в это время хотя бы одним глазом поглядывают, что да как. Чаще всего бывает совсем наоборот: сунут малышу в руки планшет или посадят перед телевизором — и вроде бы занят ребенок.
— Не случайно психологи сегодня говорят о таком понятии, как экранизация, — рассказывает доцент кафедры общей и детской психологии БГПУ Людмила Финькевич. — Смартфоны, планшеты, компьютер, телевизор — все это стало огромной частью жизни и важным проводником на пути к познанию окружающего мира. Многочисленные исследования давно доказали: информация с экрана обладает чрезвычайной силой внушения и воспринимается дошкольниками как истина, самостоятельно анализировать которую они еще не способны в силу возраста. Рядом должен быть взрослый, который бы не только проконтролировал, чтобы на глаза ребенку не попалось лишнее, но и доходчиво объяснил происходящее на экране.
Людмила Финькевич
Важно понимать, как в определенном возрасте ребенок воспринимает информацию. До 3 лет детей завораживают лишь яркие необычные образы и предметы, передвигающиеся по экрану, громкие и непривычные звуки. Улавливать сюжет и воспринимать мультик целостно малыш еще не способен, и если спросить, о чем он, просто назовет самый запомнившийся момент. Что посмотреть в таком возрасте?
— Развивающие мультики, — считает Людмила Финькевич. — Где очень простое действие, песенки, понятные ребенку образы. В таких мультфильмах у малыша есть возможность не просто следить за сменяющейся картинкой, но и повторять за персонажами несложные действия (похлопать в ладоши, собрать пирамидку), учить цвета, цифры и буквы, находить вслед за героями предметы на экране. Кроме того, здесь уже в очень доступной форме учат хорошему. Например, как важно делиться с друзьями, играть вместе, помогать близким.
С годами ребенок, конечно же, начинает смотреть мультики более осмысленно. По ярким деталям уже идентифицирует персонажей, следит за их действиями. Однако мера осознанности еще не развита в силу возраста: просто повторяет то, что увидел на экране, не понимая, что такое хорошо и что такое плохо. Причем дети подражают тому герою, который произвел на них более сильное впечатление. И не всегда это положительный персонаж.
— Конечно, во многих «правильных» мультиках всегда прослеживается достаточно четкое разделение положительного и отрицательного, с обязательным поучительным моментом, почему некоторые вещи делать нельзя, — объясняет Людмила Владимировна. — Но дети в таком возрасте самостоятельно не способны в полной мере понимать и разделять доброе и плохое. И никогда не знаешь, какой момент из мультфильма произведет на ребенка большее впечатление. Рядом должен быть взрослый, в общении с которым и проясняется поведение героев, почему один поступок хорош, а другой — нет. К примеру, если мышка из мультфильма «Том и Джерри» подставила подножку коту, а тот смешно упал, ребенок сочтет это забавным. А на самом деле? Мы должны учить детей по мультфильму вечным истинам добра и зла точно так же, как учим их цветам, буквам и цифрам.
Самыми полезными для младших дошкольников психологи считают мультфильмы с реалистичным сюжетом, доступные детскому пониманию. Хороший пример — советские мультики. В них показывается нормальная для ребенка картина мира: животные похожи на настоящих (а ведь далеко не все дети, спроси у них, кто же такие смешарики или Лунтик, смогут объяснить), плохой герой интуитивно улавливается по внешнему виду, манере поведения, подается в юмористической форме. А в конце — обязательный поучительный момент, персонаж легко перевоспитывается и говорит: «Я больше так не буду». Это маленькие притчи, которые очень понятны ребенку.
Конечно, следить за озорством Маши, которая всякий раз испытывает терпение Медведя своими шалостями, куда интереснее. И ребенок в 3 — 4 года воспринимает все Машины выкрутасы как «вредные советы», копируя ее поведение. Другое дело, если рядом будет сидеть папа или мама и объяснять, что в этот момент чувствует Мишка, как его расстраивает поведение девочки и как ему нелегко бывает справляться со всеми ее выкрутасами.
— Для ребенка в любом возрасте важен момент соприсутствия родителя, когда взрослый разделяет с ним его переживания, — считает Людмила Финькевич. — Благодаря этому удовлетворяется потребность детей в эмоциональном контакте, безопасности, поддержке. Это те связи, которые сближают, путь к сопониманию. Ведь наши отношения основываются на совместных переживаниях, не имея таких, люди постепенно отдаляются друг от друга. Потом многие родители удивляются, почему их ребенок–подросток очень скрытный и не делится своими чувствами. А ведь все начинается с раннего детства.
ЦИФРЫ «СБ»
В БГПУ есть немало интересных исследований, которые проводили в разные годы слушатели кафедры общей и детской психологии. Скажем, в одном из исследовательских проектов было проведено анкетирование 25 родителей дошкольников. Больше половины заявили, что дети сами выбирают, что им смотреть. 18% смотрели телевизор каждый день, а 55% — мультфильмы без родителей. Лишь 12 мам и пап обсуждали с ребенком передачи после просмотра, 10 человек — иногда, 3 — вообще никогда.
КСТАТИ
38–я серия мультика «Покемоны» получила известность по всему миру из–за того, что 685 японских детей были госпитализированы после ее просмотра с симптомами, напоминающими эпилептический припадок. Ближе к концу серии по сюжету произошел взрыв, а на экране очень быстро и ярко сменялись два контрастных цвета — синий и красный. После этой сцены дети стали жаловаться на нечеткость зрения, головную боль, головокружение и тошноту, а у некоторых случились судороги и конвульсии, они жаловались на слепоту и теряли сознание. Другая скандальная история произошла с «Телепузиками», когда Сара Грэм, бывший продюсер канала Children’s BBC, созналась: эти и другие программы были придуманы под воздействием… галлюциногенов.