Права жилищной инспекции

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЖИЛИЩНОЙ ИНСПЕКЦИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Государственная жилищная инспекция Воронежской области (далее — инспекция) является исполнительным органом государственной власти Воронежской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора.

1.1.1. Инспекция является уполномоченным исполнительным органом государственной власти Воронежской области, который осуществляет полномочия органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля.

1.2. Исключен. — Постановление правительства Воронежской области от 13.05.2015 N 371.

1.2. Инспекция находится в непосредственном подчинении заместителя председателя правительства Воронежской области, курирующего сферу жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.

1.3. Инспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, иными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, Уставом Воронежской области, законами Воронежской области, указами губернатора Воронежской области, нормативными правовыми актами правительства Воронежской области, иными правовыми актами органов государственной власти Воронежской области, а также настоящим Положением.

1.3.1. Инспекция обеспечивает при реализации своих полномочий приоритет целей и задач по содействию развитию конкуренции на товарных рынках в установленной сфере деятельности.

1.4. Инспекция обладает правами юридического лица, имеет собственные бланки, штампы, самостоятельный баланс и смету, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, выступать истцом, ответчиком, третьим лицом и заинтересованным лицом в судах. Инспекция имеет печать с изображением Герба Воронежской области.

1.5. Государственным жилищным инспектором (далее — инспектор) является государственный гражданский служащий инспекции, на которого возложены полномочия по осуществлению регионального государственного жилищного надзора на территории Воронежской области в соответствии с должностным регламентом.

Инспекторы и иные сотрудники инспекции имеют служебные удостоверения установленного образца.

1.6. За инспекцией закрепляется имущество Воронежской области на праве оперативного управления.

1.7. Положение об инспекции утверждается, изменяется нормативным правовым актом правительства Воронежской области.

1.8. Финансирование расходов на содержание инспекции осуществляется за счет средств областного бюджета, предусматриваемых на финансирование исполнительных органов государственной власти Воронежской области.

1.9. Структура и штатное расписание инспекции утверждаются правительством Воронежской области по представлению руководителя инспекции.

1.10. Адрес места нахождения инспекции: 394018, г. Воронеж, ул. Кирова, д. 6а.

2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ

Основными задачами инспекции являются:

2.1. Осуществление регионального государственного жилищного надзора.

2.2. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

3. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ И УСЛУГИ

3.1. Инспекция исполняет следующие государственные функции:

3.1.1. Осуществление регионального государственного жилищного надзора.

3.1.2. Осуществление лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

3.2. Инспекция предоставляет следующие государственные услуги:

3.2.1. Лицензирование предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

3.2.2. Аттестация экспертов, привлекаемых инспекцией к проведению мероприятий по региональному государственному жилищному надзору и лицензионному контролю.

3.3. Инспекция осуществляет иные функции:

3.3.1. Контроль за целевым расходованием денежных средств, сформированных за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, и обеспечением сохранности этих средств при финансировании капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Воронежской области.

3.3.2. Обобщение и анализ информации о результатах исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг, представление правительству Воронежской области отчетов о результатах деятельности инспекции.

3.3.3. Разработка мобилизационных планов, организация мобилизационной подготовки и мобилизации инспекции.

3.3.4. Рассмотрение обращений граждан в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

3.3.5. Осуществление внутреннего финансового аудита и внутреннего финансового контроля.

3.3.6. Заключение и реализация договоров (соглашений) в подведомственной сфере деятельности.

3.3.7. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по противодействию терроризму.

3.3.8. Участие в осуществлении мер в сфере обеспечения межнационального и межконфессионального согласия на территории Воронежской области в соответствии со своей компетенцией.

3.3.9. Обеспечение деятельности официального сайта инспекции.

3.3.10. Осуществление функций государственного заказчика в подведомственной сфере деятельности.

3.3.11. Осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации работы по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности инспекции.

3.3.12. Организация учебы, совещаний, семинаров, конференций по вопросам, находящимся в компетенции инспекции.

3.3.13. Представление государственной статистической и иной отчетности в соответствии с федеральным и областным законодательством.

3.3.14. Формирование направлений стратегического развития информационных систем и ресурсов инспекции.

3.3.15. Осуществление производства по делам об административных правонарушениях в соответствии с действующим законодательством.

3.3.16. Внесение предложений по представлению сотрудников инспекции и подведомственных организаций к государственным и ведомственным наградам, наградам Воронежской области.

3.3.17. Обеспечение реализации мер по противодействию коррупции в инспекции и подведомственных организациях.

3.3.18. Обеспечение и координация деятельности подведомственных организаций в соответствии с действующим законодательством.

3.3.19. Осуществление полномочий получателя и главного распорядителя бюджетных средств в пределах своей компетенции.

3.3.20. Осуществление перераспределенных в соответствии с Законом Воронежской области от 14.12.2017 N 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области» полномочий органов местного самоуправления городского округа город Воронеж по осуществлению муниципального жилищного контроля.

3.3.21. Организация и функционирование системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства деятельности инспекции (антимонопольного комплаенса).

3.4. Осуществление иных функций и предоставление услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

3.5. При осуществлении своих функций и полномочий инспекция непосредственно, а также через подведомственные организации взаимодействует в пределах своей компетенции с аппаратом полномочного представителя Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Российской Федерации, исполнительными органами государственной власти Воронежской области, лицензионной комиссией Воронежской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, общественными объединениями, хозяйствующими субъектами, расположенными на территории Воронежской области.

4. ПРАВА ИНСПЕКЦИИ

4.1. Инспекция вправе:

4.1.1. Запрашивать и получать на основании письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан справочные и информационные материалы, необходимые для реализации возложенных на нее функций и предоставления услуг.

4.1.2. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопроса о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

4.1.3. Обращаться в суд с заявлениями:

1) о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме либо общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер;

3) о признании договора управления многоквартирным домом, договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме недействительными в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении нарушений требований Жилищного кодекса Российской Федерации о выборе управляющей организации, об утверждении условий договора управления многоквартирным домом и о его заключении, о заключении договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме либо договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, об утверждении условий указанных договоров;

4) в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований;

5) о признании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия данного договора обязательным требованиям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.

4.1.4. Координировать деятельность исполнительных органов государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области в подведомственной сфере деятельности.

4.1.5. Осуществлять взаимодействие с органами муниципального жилищного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

4.1.6. Организовывать и проводить совещания, конференции, семинары, встречи, выставки, смотры и другие мероприятия, направленные на достижение поставленных целей и реализацию возложенных функций и услуг.

4.1.7. Принимать участие в совещаниях, а также в работе коллегиальных органов, создаваемых по решению исполнительных органов государственной власти области, по вопросам государственного регулирования в подведомственной сфере деятельности.

4.1.8. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных функций научные, образовательные учреждения, отдельных ученых, специалистов органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области, представителей федеральных органов власти.

4.1.9. Владеть, пользоваться закрепленным за инспекцией на праве оперативного управления имуществом Воронежской области, осуществлять контроль за использованием имущества, закрепленного за подведомственными организациями.

4.1.10. Вносить предложения по созданию (учреждению), реорганизации и ликвидации государственных учреждений, а также осуществлять функции учредителя государственных учреждений, подведомственных инспекции.

4.2. Должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, вправе:

4.2.1. Запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований.

4.2.2. Беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территорию и расположенные на ней многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования в многоквартирных домах; с согласия собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений по договорам социального найма, нанимателей жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования посещать такие помещения в многоквартирном доме и проводить их обследования; проводить исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соблюдение наймодателями жилых помещений в наемных домах социального использования обязательных требований к наймодателям и нанимателям жилых помещений в таких домах, к заключению и исполнению договоров найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и договоров найма жилых помещений, соблюдение лицами, предусмотренными в соответствии с частью 2 статьи 91.18 Жилищного кодекса Российской Федерации, требований к представлению документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования; проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям законодательства Российской Федерации; по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива правления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья или правлением товарищества собственников жилья председателя правления такого товарищества, правомерность избрания правлением жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива председателя правления такого кооператива, правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе управляющей организации в целях заключения с ней договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения, правомерность заключения с управляющей организацией договора оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность заключения с указанными в части 1 статьи 164 Жилищного кодекса Российской Федерации лицами договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, правомерность утверждения условий данных договоров.

4.2.3. Выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

4.2.4. Составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений.

4.2.5. Направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

4.2.6. Утратил силу. — Постановление правительства Воронежской области от 22.12.2017 N 1069.

5. ОБЯЗАННОСТИ ИНСПЕКЦИИ

Инспекция обязана:

5.1. Выполнять требования законодательства Российской Федерации и Воронежской области.

5.2. Обеспечивать в пределах своей компетенции реализацию возложенных на инспекцию задач, исполнение государственных и иных функций и предоставление государственных услуг.

5.3. Соблюдать требования Регламента взаимодействия исполнительных органов государственной власти Воронежской области.

5.4. Разрабатывать и согласовывать проекты нормативных правовых актов Воронежской области.

5.5. Представлять интересы Воронежской области в судах, различных органах и организациях по вопросам, относящимся к компетенции инспекции.

5.6. Отстаивать интересы инспекции в органах судебной власти и прокуратуры, а также во взаимоотношениях с физическими и юридическими лицами, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

5.7. Обеспечивать сохранность служебной и государственной тайны, не допускать разглашения персональных данных физических лиц и иной охраняемой законом информации.

5.8. Давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам, входящим в компетенцию инспекции.

5.9. Анализировать судебную практику, представления и протесты прокуратуры, экспертные заключения компетентных органов, на основе полученных результатов совершенствовать правоприменительную практику в подведомственной сфере.

5.10. Принимать в рамках своей компетенции меры и вносить предложения по улучшению работы инспекции, исполнительных органов государственной власти Воронежской области, укреплению их авторитета.

5.11. Вносить предложения по организации профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации государственных гражданских служащих инспекции.

6. РУКОВОДСТВО ИНСПЕКЦИЕЙ

6.1. Руководство инспекцией осуществляет руководитель инспекции — главный государственный жилищный инспектор Воронежской области (далее — руководитель), назначаемый на должность и освобождаемый от должности губернатором Воронежской области по согласованию с министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

6.2. Руководитель инспекции:

6.2.1. Организует работу инспекции в соответствии с возложенными на нее задачами и функциями.

6.2.2. Представляет в управление государственной службы и кадров правительства Воронежской области предложения о структуре инспекции, штатной численности и фонде оплаты труда работников инспекции для утверждения в установленном порядке.

6.2.3. Организует перспективное и текущее планирование деятельности

инспекции.

6.2.4. Определяет функции структурных подразделений инспекции.

6.2.5. Представляет инспекцию в органах государственной власти, судебных органах, контрольных и надзорных органах, органах местного самоуправления, государственных и негосударственных организациях по вопросам, входящим в компетенцию инспекции.

6.2.6. Выступает без доверенности от имени инспекции, заключает договоры, контракты, соглашения и совершает иные действия от имени инспекции.

6.2.7. Подписывает документы, в том числе приказы, в пределах компетенции инспекции.

6.2.8. Вносит в управление государственной службы и кадров правительства Воронежской области предложения о проведении конкурсов на замещение вакантных должностей и формирование кадрового резерва инспекции.

6.2.9. Вносит предложения представителю нанимателя в отношении государственных гражданских служащих инспекции:

— о назначении на должность и освобождении от должности;

— о применении мер поощрения и наложении дисциплинарных взысканий;

— о формировании графика отпусков и внесении изменений в него;

— о командировании;

— о профессиональном развитии.

6.2.10. Вносит предложения представителю нанимателя о разработке должностных регламентов на вакантные должности и определении должностных обязанностей государственных гражданских служащих инспекции.

6.2.11. Обеспечивает проведение аттестации государственных гражданских служащих инспекции.

6.2.12. Назначает и освобождает от должности в установленном порядке руководителей подведомственных государственных учреждений, принимает

решение об их поощрении и применении к ним дисциплинарных взысканий.

6.2.13. Осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение работников инспекции, в том числе обеспечивает безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

6.2.14. Вносит в установленном порядке предложения о награждении работников инспекции и подведомственных государственных учреждений, а также других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере, государственными наградами Российской Федерации, ведомственными наградами федеральных исполнительных органов государственной власти, наградами Воронежской области, о представлении их к поощрению губернатором Воронежской области и правительством Воронежской области.

6.2.15. Участвует в заседаниях коллегий, комиссий и других коллегиальных органов, образованных при губернаторе Воронежской области и правительстве Воронежской области.

6.2.16. Дает поручения по вопросам деятельности инспекции, обязательные для исполнения работниками инспекции, а также руководителями подведомственных государственных учреждений.

6.2.17. Осуществляет прием граждан и представителей юридических лиц.

6.2.18. Решает иные вопросы, отнесенные к полномочиям инспекции.».

6.3. В случае временного отсутствия руководителя инспекции его обязанности исполняются одним из заместителей руководителя инспекции в соответствии с должностным регламентом.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДИТЕЛЯ ИНСПЕКЦИИ

Руководитель инспекции несет ответственность за:

7.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение инспекцией государственных и иных функций, предоставление государственных и иных услуг, не соответствующих требованиям действующего законодательства.

7.2. За невыполнение основных показателей деятельности инспекции, установленных правовыми актами Воронежской области.

8. РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ИНСПЕКЦИИ

8.1. Прекращение деятельности инспекции производится путем реорганизации или ликвидации в установленном законодательством порядке на основании соответствующего правового акта Воронежской области.

8.2. При реорганизации или ликвидации инспекции увольняемым сотрудникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

Список ОИВ > Государственная жилищная инспекция Омской области

Полномочия Государственной жилищной инспекции Омской области

Госжилинспекция Омской области для осуществления своих функций имеет право:
1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения требований к:
1) жилым помещениям, их использованию и содержанию;
2) использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах;
3) формированию фондов капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах;
5) созданию и деятельности специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
6) энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов.
2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) начальника Инспекции (заместителя начальника Инспекции) о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников — жилые помещения в многоквартирных домах, проводить их обследования, а также исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю, проверять соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации;
3) по заявлениям собственников помещений в многоквартирном доме проверять правомерность принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, соответствие устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений требованиям законодательства Российской Федерации, правомерность избрания общим собранием членов товарищества собственников жилья председателя правления товарищества и других членов правления товарищества, правомерность принятия собственниками помещений в многоквартирном доме на общем собрании таких собственников решения о выборе юридического лица независимо от организационно-правовой формы или индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирным домом (далее — управляющая организация), в целях заключения с управляющей организацией договора управления многоквартирным домом в соответствии со статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, правомерность утверждения условий этого договора и его заключения;
4) выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям;
5) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;
6) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
7) обращаться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества, о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с нарушением требований Жилищного кодекса Российской Федерации, и о признании договора управления данным домом недействительным в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям или в случаях выявления нарушений порядка создания товарищества собственников жилья, выбора управляющей организации, утверждения условий договора управления многоквартирным домом и его заключения;
8) осуществлять прием и учет представляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с федеральным законом уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и предпринимательской деятельности по оказанию услуг и (или) выполнению работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах;

9) предоставлять государственную услугу по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;
10) осуществлять иные полномочия, предусмотренные федеральным и областным законодательством.

20 лет со дня создания государственной жилищной инспекции Воронежской области

Несколько фактов о государственной жилищной инспекции Воронежской области:

В 1999 году численность инспекции составляла 21 единицу. С января 2018 года в численность ГЖИ — 58 человек.

В 1999 году в ГЖИ поступило 61 обращение. В 2017 году – 21 274.

Всего за 20 лет существования, в жилищную инспекцию поступило 88 841 обращение от граждан.

По статистике в ГЖИ Воронежской области чаще всего обращаются женщины.

За последние 7 лет жилищные инспекторы провели 178 плановых проверок и 28 706 внеплановых документарных и выездных проверок.

В период с 2010 по 2017 год инспекцией составлено 9 216 протоколов об административном правонарушении и выдано 8 781 предписание на устранение выявленных нарушений.

Институт государственных жилищных инспекций в России существует с 1994 года. Тогда было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года № 1086, которым было утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации и рекомендовано субъектам РФ образовать государственные жилищные инспекции.

2 апреля 1998 года Постановлением администрации Воронежской области № 282 создана государственная жилищная инспекция Воронежской области.

Утвержденное указанным постановлением Положение о государственной жилищной инспекции в Воронежской области, на длительный срок — более 10-ти лет определило полномочия инспекции, её основные задачи и функции.

Они заключались в контроле за техническим состоянием жилищного фонда, за своевременным выполнением работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, за качеством коммунальных услуг, за подготовкой жилищного фонда к сезонной эксплуатации.

С учетом этого организационно-штатная структура инспекции в течение длительного времени была достаточно стабильна – всего 21 человек — и включала два подразделения: сектор, а затем отдел инспекторских обследований, осуществлявший проверки технического состояния многоквартирных домов и качества предоставляемых коммунальных услуг, и отдел контрольно-правовой работы, осуществляющий кадровую, правовую работу, прием и регистрацию обращений граждан.

В 2011 году Федеральным законом от 18.07.2011 № 242-ФЗ была утверждена новая редакция статьи 20 Жилищного кодекса российской Федерации, заложившая правовые основы дальнейшего развития государственного жилищного надзора.

Впервые было дано развернутое законодательное определение государственного жилищного надзора, определены его основные цели и задачи, формы осуществления.

В предмет надзора были включены обязательные требования к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, жилищные инспекторы получили право проверять соответствие требованиям законодательства уставов ТСЖ, правомерность решений общих собрания собственников о создании данных товариществ, о выборе управляющей организации.

Кроме того, инспекцию наделили правом обращаться в суд с заявлениями о признании недействительными решений общих собраний собственников, договора управления, о ликвидации ТСЖ.

В этот период непосредственно инспекцией рассматривалось большое количество дел об административных правонарушениях, совершенных в сфере управления многоквартирными домами, ответственность за которые предусмотрена статьями 7.21, 7.22, 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В период с 2011 по 2014 годы количество рассмотренных в течение календарного года дел о таких правонарушениях достигало 1300.

В 2012 году полномочия инспекции еще более расширились Федеральным законом от 25.06.2012 года № 93-ФЗ и Положением о государственном жилищном надзоре.

В круг обязанностей инспекции были включены проверки законности установления платы за содержание жилья, за коммунальные услуги, за раскрытием информации о деятельности организаций, осуществляющих управление многоквартирными домами.

Расширение обязанностей потребовало и увеличения количества структурных подразделений инспекции, и её штатной численности. Так в 2014 году был создан отдел инспекционно-правовой работы, на который были возложены функции по надзору за законностью решений общих собраний, за раскрытием информации об управлении МКД, за расчетом и начислением платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также правовое обеспечение деятельности инспекции.

В том же году в Российской Федерации было реформировано законодательство, регулирующее деятельность управляющих организаций, действующих на основании договора управления многоквартирным домом. Такие организации должны были в срок до 1 мая 2015 года получить лицензию на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.

В конце 2014 года в инспекции создан отдел лицензирования, в котором работало лишь три человека. Таким малочисленным составом всего за 4 месяца было организовано и проведено 30 квалификационных экзаменов руководителей и выдано более 300 аттестатов, проведены проверки по 171 заявлению о предоставлении лицензии и выдано 149 лицензий.

За период работы с декабря 2014 года по настоящее время отделом проведена масштабная работа: 82 квалификационных экзамена, в которых приняли участие 744 претендента. По результатам экзаменов выдано 533 квалификационных аттестата, предоставляющих право занимать должность руководителя управляющей организации, проведено 34 заседания лицензионной комиссии области, по итогам которых предоставлено 279 лицензий. В настоящее время численность отдела 6 единиц.

Отметим, что в ноябре 2016 года в Воронежской области по решению суда аннулирована первая лицензия управляющей компании (№ 036-000100), которая неоднократно не выполняла предписания государственной жилищной инспекции Воронежской области. В данном вопросе Воронежская область вошла в первую «тройку» субъектов Российской Федерации, в которых к управляющим компаниям применена столь жесткая мера ответственности.

Отдел лицензирования стал первопроходцем эксплуатации и введения в работу инспекции ГИС ЖКХ. В срок до сентября 2015 года отделом внесены в систему сведения о всех лицензиатах и об управлении ими порядка 7 тыс. многоквартирных домов. Проведены первые проверки на предмет регистрации управляющих компаний, ТСЖ и ЖК в ГИС ЖКХ. В настоящее время отдел вносит в ГИС ЖКХ информацию об управлении лицензиатами многоквартирными домами и изменении способа управления, о выданных квалификационных аттестатах, об административных наказаниях управляющих организаций.

Время накладывает свой отпечаток, и в 2016 году в связи с расширением полномочий органов госжилнадзора по контролю за осуществлением капитального ремонта многоквартирных домов в инспекции создано новое структурное подразделение — отдел контроля капитального ремонта и ведения реестра спецсчетов.

За период работы отдела жилищными инспекторами проведено 249 внеплановых проверки в отношении Фонда капитального ремонта и владельцев спецсчетов, из них — 60 проверок на предмет соблюдения обязательных требований к формированию фонда капитального ремонта и 189 проверок качества работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. По результатам проверок выдано 82 предписания об устранении выявленных нарушений и составлено 32 протокола об административных правонарушениях.

В целях обеспечения реализации региональной программы капитального ремонта создана Комиссия по организации контроля за проведением капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, положение и состав которой утверждены постановлением правительства Воронежской области. Председателем комиссии является руководитель ГЖИ.

На сегодняшний день проведено 17 заседаний Комиссии, на которых рассмотрены вопросы: взаимодействия жилищной инспекции и регионального оператора при проведении проверок; собираемости и расходования средств фонда капитального ремонта, разработки методических рекомендаций для владельцев специальных счетов, организации проведения бесплатных обучающих семинаров для владельцев специальных счетов.

В 2015 году около 500 МКД осуществляли формирование фонда капитального ремонта на спецсчете, в 2016 году таких МКД стало около 600. По состоянию на 1 марта 2018 года в Воронежской области открыто 733 спецсчета. Ежегодно количество управляющих организаций, открывших спецсчета, вырастает примерно на 10%.

В декабре 2016 года вступили в силу изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, наделяющие органы государственного жилищного надзора полномочиями по контролю обоснованности установления размеров нормативов потребления коммунальных ресурсов (услуг). Поэтому в инспекции был создан специализированный отдел, занимающийся проверками начислений платежей за ЖКУ и на содержание общего имущества (те средства, которые раньше шли по строке ОДН).

Всего лишь за год с небольшим на основании предписаний и предостережений жилищная инспекция добилась возврата более 13 615 500 рублей млн руб., неправомерно начисленных гражданам управляющими или ресурсоснабжающими организациями.

Сегодня значительно увеличился объем судебно-правовой работы инспекции. Большую часть предписаний, выдаваемых жилищными инспекторами по вопросам перерасчета платежей за жилищно-коммунальные услуги, управляющие организации пытаются оспорить в судебном порядке, отстаивая свои финансовые интересы, но игнорируя при этом интересы потребителей жилищно-коммунальных услуг.

В связи с этим количество дел, рассмотренных Арбитражным судом Воронежской области с участием инспекции, возросло многократно. В тоже время инспекция более активно стала использовать свое право на обращение в суд в интересах граждан.

Ряд управляющих организаций инициировали оспаривание предписаний, выданных ГЖИ Воронежской области в связи со сверхнормативными начислениями гражданам платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества в МКД. При этом лицензиаты ссылались на решения общих собраний собственников об оплате сверхнормативного объема потребляемых коммунальных ресурсов, зафиксированные в протоколах 2013 года. Следует напомнить, что именно протоколы 2013 года не раз обжаловались собственниками помещений в судебном порядке как сфальсифицированные.

Арбитражным судом Воронежской области, а также Арбитражным судом Центрального округа поддержана позиция ГЖИ Воронежской области о том, что указанные протоколы не могут применяться с 1 января 2017 года при начислении платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании и использовании общего имущества в многоквартирных домах.

В настоящее время проблемную ситуацию с нарушениями в части необоснованных сверхнормативных начислений платы за коммунальные ресурсы на содержание общего имущества удалось решить. Отмечается снижение количества жалоб граждан.

В декабре 2016 года в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях введена статья 9.23, устанавливающая ответственность за нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования.

Усложнение ситуации с содержанием газового оборудования в многоквартирных домах, неоднократные чрезвычайные ситуации, обусловленные ненадлежащей эксплуатацией данного оборудования, потребовали усилить государственный надзор в данной сфере. Для реализации данных полномочий в инспекции создан отдел надзора за обеспечением газовой безопасности, качества коммунальных услуг и энергоэффективности многоквартирных домов.

Сегодня штатная численность государственной жилищной инспекции составляет 58 человек. С 1999 года она выросла в 2,7 раза.Нельзя не сказать о тех, кто пришли на работу в начале 2000-ных и работают здесь в настоящее время. Костяк нашего коллектива составляют, с одной стороны, опытные квалифицированные сотрудники, имеющие большой стаж работы, а с другой — молодые специалисты, которые под руководством опытных наставников вносят свой вклад в работу инспекции. Положительные результаты эффективной деятельности инспекции, отмеченные Министерством строительства и ЖКХ Российской Федерации на всероссийском селекторном совещании, посвященном итогам работы в 2017 году, являются следствием добросовестной работы всего коллектива.

Тенденция по расширению полномочий остается неизменной на протяжении всего времени существования в регионе органа государственного жилищного надзора, что свидетельствует о востребованности и необходимости контроля в жилищно-коммунальной сфере. А постоянное изменение и расширение полномочий инспекции обуславливает неизменную нагрузку инспекторского состава на протяжении последних лет работы.

Кроме того, 14 декабря 2017 года Воронежской областной Думой принят закон Воронежской области № 195-ОЗ «О перераспределении полномочий по осуществлению муниципального жилищного контроля между органами местного самоуправления городского округа город Воронеж и исполнительными органами государственной власти Воронежской области». С 1 января 2018 года полномочия по муниципальному жилищному контролю ГЖИ Воронежской области реализовываются при сохранении штатной численности сотрудников и с привлечением специалистов созданного подведомственного инспекции учреждения – ГБУ ВО «Центр поддержки и развития государственного жилищного надзора».

Основными направлениями работы этого учреждения являются регистрация обращений граждан, ведение документооборота, работа в информационных системах, формирование архива, а также ведение судебно-претензионной и аналитической работы.

С каждым годом уделяется всё больше внимания качеству работы с гражданами. На официальном сайте инспекции каждый гражданин, не выходя из дома, воспользовавшись средства информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации, имеет возможность подать заявление в инспекцию. С 2016 года в инспекции круглосуточно работает телефон «горячей линии».

Количество обращений граждан, направленных для рассмотрения в жилищную инспекцию ежегодно увеличивается. Так в 1999 году в ГЖИ поступило всего 61 обращение. Через десять лет эта цифра выросла до 1 214 обращений. В 2013 г. в жилищную инспекцию в инспекцию было направлено уже более 7тыс. обращений.

В 2017 году эта цифра достигла 21 тысячи обращений. Из них 18,5 тысяч в ГЖИ поступило непосредственно от жителей Воронежа.

В 2012 году в инспекцию впервые начали поступать обращения по вопросам проведения проверки законности управления жилищным фондом и соблюдения управляющими организациями обязательных требований о раскрытии информации о своей деятельности в соответствие со стандартом. Таких обращений было 368, но в последующие периоды количество подобных обращений значительно возросло.

В 2015 году несколько снизилось количество обращений, содержащих жалобы на неудовлетворительное техническое состояние многоквартирных домов. По сравнению с предыдущими годами, в 2015 году граждане реже обращались в ГЖИ по вопросам некачественного предоставления населению коммунальных услуг.

Отдельное внимание инспекцией уделяется профилактике нарушений в сфере ЖКХ. С этой целью инспекцией с декабря 2015 года проведено 17 совещаний с управляющими организациями.

На совещаниях рассматриваются вопросы изменения и применения законодательства, основные проблемы управления и меры для предупреждения совершения нарушений.

В июле и августе 2017 года инспекцией организовано и проведено шесть зональных семинаров-совещаний в разных районах Воронежской области и Борисоглебском городском округе. В рамках семинаров-совещаний обсужден широкий круг вопросов, в том числе о порядке начисления платы за коммунальные ресурсы при содержании общего имущества; введения новых нормативов потребления коммунальных ресурсов и многие другие.

С 2016 года возросла информационная открытость инспекции. Сведения о результатах деятельности лицензионного контроля предпринимательской деятельности подлежат обязательному статистическому учету и раскрытию в общедоступных информационных ресурсах.

Только в Государственной автоматизированной системе «Управление» раскрываются три вида отчета: ежеквартальный, полугодовой и ежегодный доклад об итогах лицензирования и лицензионного контроля.

Сведения о всех проверках, проведенных в рамках лицензионного контроля, жилищные инспекторы размещают в Едином реестре проверок Генеральной прокуратуры России и в ГИС ЖКХ, где на сегодняшний день внесено более 6 тыс. записей о проведенных проверках.

Правительство Московской области расширило полномочия Госжилинспекции Московской области. Подмосковный орган государственного жилищного надзора получил возможность через суд понуждать управляющие организации устранять выявленные нарушения, а также оказывать гражданам бесплатную юридическую помощь по профильным вопросам. Об этом сообщил главный государственный жилищный инспектор Московской области Александр Коган.
«Госжилинспекция вправе предписывать управляющим организациям устранять выявленные нарушения жилищного законодательства. Однако практика показала, что не все компании добросовестно исполняют такие предписания, а некоторые даже пытались их игнорировать. Теперь Госжилинспекция в таких ситуациях будет выходить в суд, и требования предписания будут фактически приобретать силу судебного решения», – отметил Александр Коган.
Новые полномочия предоставляют Госжилинспекции возможность не только более жестко и действенно осуществлять жилищный надзор, но и позволяют более активно и предметно работать с гражданами.
«С жилищно-коммунальными вопросами в той или иной степени сталкивается каждый. Госжилинспекция теперь сможет давать гражданам бесплатные юридические консультации по профильным для нас темам. Наша задача – помочь людям сориентироваться и найти пути решения насущных проблем», – подчеркнул Александр Коган.