При управлении автотранспортом в нетрезвом состоянии гражданин

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Водители — пешеходы

Обеспечение безопасности дорожного движения — одна из серьезных проблем, волнующих наше общество. К ней приковано внимание руководства страны, служб и ведомств, отвечающих за здоровье и жизнь граждан. Потому обнародование вышедшего Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по безопасности дорожного движения» с одобрением было встречено большинством казахстанцев. Хотя отдельные его положения некоторыми гражданами трактуются по-своему. Спорить, конечно, в данном случае бесполезно — любой закон подлежит обязательному исполнению.

Все же большинство граждан считает, что общими усилиями и при такой законодательной базе нам удастся навести порядок на автотранспорте.

О нововведениях в законодательные акты наш корреспондент беседует с начальником управления дорожной полиции, подполковником полиции Е.Оспановым.

— Сразу хочу остудить горячие головы лихачей, любителей управлять машинами под «мухой», других, — повел разговор Ерлан Хамитович. — Все мы будем ездить по существующим в стране Правилам дорожного движения, строго соблюдая при этом законодательные акты, касающиеся безопасности дорожного движения. Ну, а что касается разговоров, что с принятием указанного выше закона ущемляются права граждан, то их запускают самые злостные нарушители ПДД. Замечу: внесенные изменения и дополнения в законодательство не преследуют цели ограничения, стеснения чьих-нибудь прав, получения выгод и преимуществ над ними со стороны органов внутренних дел, а напротив, действия Закона направлены на принятие эффективных мер по повышению уровня защиты жизни и здоровья наших граждан от дорожно-транспортных происшествий. Мириться с тем, что происходило, скажем, еще месяц-полтора на дорогах, непозволительно. Статистика дорожно-транспортных происшествий последних лет не утешительна. Из-за недисциплинированных водителей и пешеходов растет число погибших. А сколько людей остается на всю жизнь больными и нетрудоспособными! Судите сами, за пять лет в области погибли более 1100 человек — почти целый населенный пункт. Такие жертвы бывают только во время войны.

— Закон начал действовать. Какие будут применяться меры административного воздействия в отношении правонарушителей и порядок их применения?

-Вводится система последовательного ужесточения ответственности за транспортные правонарушения, которая соответствует степени общественной опасности совершенного правонарушения. То есть за первое нарушение — штраф, за повторное — штраф и проверка знаний Правил дорожного движения, третье нарушение — лишение права управления автотранспортом.

Исключаются альтернативные размеры штрафов и вводятся единые сроки лишения права управления автотранспортом. Предусматривается усиление ответственности за управление с непристегнутым ремнем безопасности — 5 МРП; за управление в нетрезвом состоянии в первый раз водитель лишается права управлять транспортным средством сроком на 2 года, повторно -лишение права управления сроком на 5 лет, в третий раз — лишение права сроком на 10 лет. За превышение скорости на величину от 10 до 20 км/ч — 5 МРП, превышение скорости на величину от 20 до 40 км/ч — 10 МРП, свыше 40 км/ч — 15 МРП, при повторе данного нарушения в течение года взимается штраф 20 МРП. (Из-за превышения скоростного режима за 6 месяцев совершено 65 ДТП, погибли 40 человек, ранены 64). За нарушение правил проезда перекрестка водители будут оштрафованы на 5 МРП, а при повторное — на 15 МРП. Изменения произойдут в статье 463 ч.З — выезд на встречную полосу движения влечет штраф в размере 15 МРП, при повторном нарушении в течение года предусматривается лишение права на управление сроком на 6 месяцев. (По причине выезда на встречную полосу произошло 29 ДТП, в которых погибли 29 человек и 52 получили телесные повреждения).

— В нововведении предусматривается административный арест? Прокомментируйте, пожалуйста.

— Да, впервые за нарушения Правил дорожного движения применяется санкция в виде административного ареста. За управление транспортными средствами в нетрезвом состоянии лицами, лишенными и не имеющими такого права на 10-15 суток, далее за систематическое нарушение пешеходами и иными участниками дорожного движения (водители гужевого транспорта, велосипедисты и т.д.) — на трое суток. Подвергаются аресту до 10 суток по 524 статье КоАП за неисполнение постановлений судов и других органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях.

— Внесены ли новые статьи, части Закона в Кодекс об административных правонарушениях? Если да, то какие конкретно?

— Например, статья 461-1. Пользование водителем при управлении автотранспортом телефоном либо радиостанцией. При использовании водителем телефона при управлении влечет штраф в размере 5 месячных расчетных показателей. При повторном нарушении — 7 МРП. Во время управления автомобилем разрешается пользоваться телефоном либо радиостанцией посредством применения наушников или громкой связи.

В последнее время стал распространенным такой вид нарушения, как управление транспортом без одного госномера для сокрытия допущенных правонарушений. В этой связи в часть 2 статьи 461 внесена поправка, то есть управление транспортом без одного госномера влечет штраф 10 МРП.

— Какая административная ответственность предусмотрена за несоблюдение водителями требований сигнала светофора и регулировщика, правил остановок маршрутного автотранспорта, движения в жилых зонах?

— Усилены штрафные санкции за несоблюдение водителями правил остановок маршрутных транспортных средств, движение в жилых зонах, перевозки пассажиров и грузов, неиспользование ремней безопасности, мотошлемов, осветительных приборов в темное время суток или в условиях недостаточной видимости. Сумма штрафов за такое нарушение составит 5 МРП.

— Какие имеют преимущества водители спецавтомашин (пожарные, «скорая помощь», полицейские) и будут ли наказаны водители, которые препятствуют их проезду?

— Да, ужесточены требования к водителям, не предоставившим преимущества в движении для оперативных и специальных служб с включенными проблесковыми световыми маячками и звуковыми сигналами. Они наказываются штрафами в размере 7 МРП.

— Что ожидает водителей, управляющих авто без документов?

— Чаще это происходит с молодыми водителями или теми, кто выпивает и ездит за рулем в состоянии алкогольного опьянения и доверяет управлять тем, у кого нет вообще водительского удостоверения и опыта вождения. За такое нарушение нововведением предусмотрено наказание в виде штрафа в размере 5 МРП.

Но если управлял транспортным средством водитель, который не обучался в автошколе и не имеет соответствующей категории, то водитель наказывается штрафом в размере 15 МРП, либо передал управление автотранспортом водителю, который был лишен такого права — штраф 10 МРП. Если это действие повторяется несколько раз, то есть неоднократно в течение года, оно влечет штраф в размере 30 МРП.

— Ваши советы участникам дорожного движения?

— Хочется верить, что изменения и дополнения в Административный кодекс принесут положительные результаты на автодорогах нашей области, да и в целом по стране. Если все будем непримиримы к нарушителям ПДД, выпивохам и любителям быстрой езды, воспитаем в себе культуру поведения на дорогах, то непременно наведем порядок на автомагистралях. Будем ездить аккуратно и соблюдать Правила дорожного движения!

Срок есть срок

Несмотря на то что свою вину Денис признал, чистосердечно раскаялся в содеянном и принял меры к возмещению ущерба, решением суда он был приговорен к наказанию в виде двух лет ограничения свободы без направления в учреждение открытого типа, лишен права управления транспортным средством на 4 года, а также обязан возместить процессуальные расходы в сумме 1870 рублей.

Жестко? Тут может быть много разных мнений, в подобных ситуациях бывали сроки и побольше, но…

Потерпевший в ДТП не имел абсолютно никаких претензий к Денису, в том числе материальных. Признал, что был не прав в ситуации и перебегал дорогу в неположенном месте в состоянии алкогольного опьянения (экспертиза показала 2,5 промилле алкоголя). Даже заявление о примирении сторон суду предоставил. Тем не менее срок есть срок, пусть даже и в виде ограничения свободы.

После оглашения приговора сам потерпевший посчитал его жестким и попросил пересмотреть дело, о чем указано в апелляционной жалобе. Будет ли это действенным аргументом? Посмотрим…

Судьбу решила формула

Нас волнует другой момент. Когда проводится следственный эксперимент, водитель прекрасно знает, что скоро на дороге возникнет опасность, он предвидит этот факт, поскольку это абсолютно очевидно: он знает, что скоро должно произойти. В обычной дорожной обстановке водитель этих обстоятельств не знает, все зависит от его моментальной или не очень реакции. Доли секунды, но они влияют на результат эксперимента, который ляжет в основу приговора суда.

По ПДД, конечно, водитель должен предвидеть, но ситуации бывают разные, об этом мы уже говорили. Однако как предвидеть, что через шесть полос движения слева направо будет бежать нетрезвый пешеход в темное время суток? Это сложно. Поэтому судьбу водителя решают такие вот формулы из материалов экспертизы по ДТП.

И даже отношение к ситуации самого потерпевшего значения для определения вины и наказания может не иметь. Будьте всегда внимательны, чтобы не стать участником подобной истории.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? Мы запустили правовой отдел Автобизнеса.

Контакты для связи:

  • мобильный телефон/Viber/Telegram/Whatsapp +375 29 703 99 63;
  • электронная почта pravo@abw.by.

Пьяный водитель сбил пешехода, но вина не доказана

Напомним обстоятельства происшествия: ​​​​вечером 13 ноября 2016 года на проспекте Машерова в Барановичах Mitsubishi Pajero сбил на обочине пешехода. Водитель, 45-летний Валерий Скурчик, с места аварии уехал, но затем вернулся обратно. Пострадавшего мужчину, 53-летнего Сергея Ткачука, доставили в реанимацию, а водителя на освидетельствование — в его крови было 1,1 промилле алкоголя.

В результате наезда пострадавший получил тяжелые травмы и стал инвалидом второй группы. В отношении водителя возбудили уголовное дело по двум уголовным статьям: ч. 4 ст. 317 и ч. 3 ст. 159 (за ДТП в пьяном виде, повлекшее тяжелые травмы и оставление в опасности пострадавшего). Казалось, что в этом случае все очевидно: водителя, который ехал подшофе, признают виновником ДТП и сурово накажут. Но все оказалось не так просто: расследование аварии затянулось почти на три года, а когда дело дошло до суда, обвиняемый объяснил, что выпил спиртное после ДТП, а в опасности сбитого им пешехода не оставлял: с ним были другие люди. Обвиняемого оправдали: судья Оксана Копач посчитала, что преступление не доказано.

Пострадавший Сергей Ткачук с оправдательным приговором не согласился и обжаловал его в суде Брестской области — там приговор суда Барановичского района отменили, а уголовное дело было направлено на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции.

В конце марта уголовное дело начали рассматривать с новым составом суда Брестской области. Защитники у обеих сторон остались те же: у обвиняемого — Владимир Арбуз из Ивановского района, а у потерпевшего — Виктория Клевко из столичного адвокатского бюро «Принцип Право Про». Судебное следствие длилось почти месяц — снова давали показания две стороны, в зал по ходатайствам адвокатов снова вызывали свидетелей ДТП.

AUTO.TUT.BY побывал на первом заседании, во время которого показания давали потерпевший и обвиняемый.

Наезд за городом

Большие проблемы ждут водителя, когда он сбивает пешехода за пределами пешеходной дорожки на трассе, на неприспособленной для перехода части дороги. В маленьких селах пешеходы не ходят по пешеходному переходу, поэтому езда по трассам, проходящим через села, особенно ночью, часто приводит к ДТП. Особенно при плохой погоде нарушается видимость, увеличивается вероятность наезда с серьезным уроном для здоровья, что квалифицируется как нанесенный пешеходу тяжкий вред. Многие водители думают, как поступить – уехать, оставшись незамеченными свидетелями, или задержаться? Учитывайте, что неоказание помощи пострадавшему – это серьезное правонарушение, наказываемое тюремным заключением на время до 5-ти лет.

Автомобиль следует оставить на проезжей части с включенными фарами и видеорегистратором. Не забывайте ставить знак аварии, обязательно звоните медикам и в полицию.

Если пострадавший нуждается в экстренной помощи, а медики не едут, разрешается посадить больного в попутный транспорт, который быстро доставит его к медикам. Такое действие положительно оценивается судом, размер штрафа могут уменьшить, а права по вождению автомобиля не отберут.