Принудительный выкуп акций

Доброго дня суток, уважаемый читатель!

Сегодня я расскажу, что такое принудительный выкуп акций у миноритариев. Для чего и кому он выгоден? Каковы нюансы такого выкупа? Можно ли этого избежать и на что можно рассчитывать скромному миноритарию? Каковы негативные последствия процедуры и какие планируются изменения на уровне законодательства?

Что такое принудительный выкуп акций

Покупка акций у миноритариев без согласия держателей рассматривается как принудительная. Владелец 95% и более собственного капитала может объявить о таком выкупе.

Кому и для чего нужен принудительный выкуп

Мажоритарии стремятся аккумулировать активы, и это вполне оправдано. Они напрямую заинтересованы в прибыльности организации, они стремятся улучшить ее работу.

Миноритарии же никаких усилий для зарабатывания прибыли не прилагают, а лишь получают пассивный доход, многие даже ожидают баснословных выгод. Бывает, владельцами активов числятся «мертвые души», идентифицировать которых достаточно затруднительно.

Принудительный выкуп у миноритариев позволяет владельцу контрольного пакета:

  • ускорить принятие решений;
  • снизить затраты на организацию собраний;
  • учитывать только свои интересы.

Права и обязанности владельцев акций

В случае принятия решений, ухудшающих инвестиционные условия, ПАО публикует публичную оферту с сообщением о выкупе ценных бумаг у миноритарных владельцев, которые выступали против таких решений либо не голосовали вообще.

После увеличения доли собственного капитала до отметок 30, 50, 75 % и выше инвестор обязан сделать остальным владельцам предложение (оферту) о продаже ему ценных бумаг. За акционерами сохраняется выбор – продавать активы либо нет. Если владелец крупного пакета не выставляет оферту с таким предложением, миноритарии могут требовать купить у них ценные бумаги.

Когда инвестор собрал 95 % капитала, он может принудительно докупить у миноритариев остальные 5 %. Они при этом не вправе отказаться – только оспорить предложенную мажоритарием цену.

В каких случаях можно заявлять о принудительном выкупе

Заявление о принудительном выкупе у миноритариев можно сделать в двух случаях. В первом мажоритарный акционер (один или несколько аффилированных, у которых один может влиять на принятие решений другими) уже владеет 95 % капитала.

Удельный вес достигнут при закупке хотя бы 10 % акций по результатам добровольного (если собирается закупить как минимум 30 % имеющих голосующих акций) либо обязательного (делается при достижении 30, 50, 70 %) предложения. Такая процедура обязательна, если крупный держатель собирается впоследствии принудительно выкупить у мелких акционеров остальные ЦБ.

Второй вариант – если образовано новое ПАО путем реорганизации старого. Должны быть соблюдены условия:

  1. Инвестор – единственный собственник реорганизуемого ПАО.
  2. Выступал с добровольным предложением приобрести все акции после реорганизации.
  3. Получил хотя бы 50 % бумаг по такому предложению.
  4. Владеет 95 % акций.

По какой цене выкупают акции

Согласно ст. 12 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ», цена устанавливается выше рыночной. Для ее определения приглашают оценщика. Сумма, определенная в его отчете, рекомендуется для осуществления сделок в течение полугода. Цена на принудительно выкупаемые ценные бумаги у миноритариев не должна быть меньше цены приобретения при добровольном (обязательном) предложении.

Однако известны факты существенного занижения рыночной стоимости оценщиком, что усиливает недовольство миноритарных акционеров принудительным выкупом и порождает многочисленные споры, приводящие к судебным разбирательствам.

Да и логично перед добровольным предложением искусственно занизить цену. Мажоритарий получит большую часть капитала «по дешевке», а потом, при проведении принудительного выкупа у миноритариев, доберет оставшиеся 5 % по таким же низким ценам.

Как проходит выкуп у миноритариев

Процедура принудительного выкупа активов:

  1. Составляется требование.
  2. Оно проверяется Банком России.
  3. Направляется в ПАО.
  4. Общество делает рассылку документа миноритариям всеми доступными способами.
  5. Фиксируются держатели. Списки формируются 45–60 дней после отправки требования в ПАО. Срок оплаты – до 25 дней с даты фиксации владельцев.
  6. Подтверждается оплата принудительно выкупленных ценных бумаг.
  7. Списание их со счета владельца и зачисление на счет покупателя.

Что делать инвестору, если пришло требование о выкупе

Миноритарию нужно проверить, попадут ли деньги к вам на счет: выяснить у регистратора ПАО либо депозитария, в наличии ли у них реквизиты вашего счета для зачисления средств от принудительно выкупленных акций. Это необходимо уточнить до дня определения владельцев. Если номер счета у них отсутствует, и вы его не направили либо пропустили срок, деньги отправятся на депозит нотариуса.

Я против выкупа, что я могу сделать?

Миноритарные собственники могут продать свои активы на бирже до запуска процедуры принудительного выкупа. Ограничение на распоряжение ценными бумагами накладывается регистратором только на конец дня фиксации владельцев.

После этого противостоять принудительному выкупу невозможно. Разрешение миноритариев на проведение процедуры не требуется.

Но если вы уверены, что ценные бумаги принудительно выкупают у вас по цене ниже рыночной, в течение полугода с даты получения информации о списании их с вашего счета можно подать заявление в суд на восстановление убытков.

Негативные последствия принудительного выкупа акций

Принудительный выкуп приводит к следующим негативным последствиям:

  • Социальный аспект. У миноритарных акционеров, по сути, отбирают пассивный доход – больше, чем по депозитам.
  • Концентрация благ у относительно небольшого числа состоятельных владельцев: усиливается социальное расслоение, нарушается стабильность в обществе.
  • Материальные убытки миноритариев возмещаются не всегда равноценно.
  • Моральные издержки (напрасно затрачены усилия и время).

Все это подрывает уверенность населения в справедливости, укрепляет понимание, что власть, не ограничивающая законодательно подобные действия крупных инвесторов, безразлична к условиям жизни обычного человека.

Ожидаемые изменения законодательства

Однако кое-какие поправки в законодательные акты, возможно, будут приняты. Например, эмиссия привилегированных акций с первой очередью получения дивидендов.

Доход с привилегированных акций – фиксированная сумма денежных средств или в минимально допустимом проценте от прибыли.

Право принятия решений будет передано совету директоров либо наблюдательному совету. Миноритарии лишатся права требовать выкупить у них ценные бумаги.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Можно ли выкупать акции в ЗАО? Да, если предварительно изменить статус с ЗАО на ПАО.

Можно ли выкупать акции в АО? Можно, если оно зарегистрировано как АО по состоянию на 1 сентября 2014 г.

Для выкупа акций обязательно ли одному держателю иметь 95 %? Не обязательно. Выкупить могут аффилированные акционеры.

Можно ли купить акции держателя, по которому в реестре акционеров отсутствуют данные, есть только Ф. И. О.? Конечно. Средства в таком случае будут направлены в депозит нотариальной конторы по месту расположения ПАО.

Можно ли купить акции юридического лица, если оно ликвидировано? Да.

Как долго длится выкуп акций? Семь месяцев.

Какое количество акций необходимо для того, чтобы их выкупать? Минимум 95 %. Но если такой доли нет, то ее можно достичь за пять месяцев, прибегнув к дополнительной эмиссии.

Нужно ли перед выкупом акций вначале проводить обязательное либо добровольное предложение? Надо провести или добровольное, или обязательное. Добровольное будет более выгодно.

При добровольном предложении обязательно ли выкупать акции? Обязательно. Важно купить хотя бы 10 % от общего количества капитала ПАО, после чего стать держателем как минимум 95 %.

Какую цену нужно устанавливать при добровольном предложении? Любую. Если стоимость будет выше рыночной, вам охотнее добровольно продадут ценные бумаги. Но следует понимать, что по ней придется принудительно выкупать их у миноритарных акционеров, даже если их рыночная цена упадет.

Надеюсь, мне удалось собрать и изложить для вас, дорогой читатель, информацию относительно особенностей принудительного выкупа акций у миноритариев. Спасибо за прочтение.

Если статья оказалась полезной – подписывайтесь на нас и делитесь ею в соцсетях. До встречи!

Внесенные в марте 2017 года в закон «Об акционерных обществах» поправки на основании директив ЕС в части реформы фондового рынка, на основании которых собственник 95% акций и больше может осуществлять принудительный выкуп акций у миноритарных акционеров (так называемый механизм squeeze-out), в существующих условиях ущемляют права акционеров и требуют усовершенствования.

Как сообщается в статье народного депутата Украины Игоря Луценко («Батькивщина») в издании «Зеркало недели. Украина», мажоритарные акционеры, владеющие доминирующим пакетом акций свыше 95%, могут отобрать у миноритариев их долю насильно и фактически за бесценок.

По его данным, сейчас squeeze-out начат минимум в 45 акционерных обществах, и в большинстве из них цена близка к номиналу или даже ниже в несколько раз, как в случае с Мариупольским меткомбинатом им. Ильича, акции которого оценили для офшорной компании Barlenco (через которую «Метинвест» осуществляет принудительный выкуп акций) в 8 коп за штуку, втрое дешевле номинала 0,25 грн.

При этом парламентарий отмечает, что после проведения дополнительного выпуска акций меткомбината компания «Метинвест» увеличила свою долю в нем с 2,192% до 74,6455%. Соответственно, процентное соотношение других акционеров и стоимость их акций упали в несколько раз. Путем таких сделок «Метинвест» завладел 99,32% акций ММК. Миноритариям — 45 тыс. человек — теперь принадлежит только 0,68% акций, в основном это нынешние и бывшие работники завода.

«Сейчас весь комбинат оценен в $38 млн, а это около 1% от стоимости строительства нового такого же комбината с нуля. Аналитики фондового рынка выявляют серьезные расхождения в десятки раз между оценкой этого предприятия и официальным отчетом «Метинвеста» о доходах от металлургии за 2017 г. Следовательно, на одном простом примере видно невероятное количество злоупотреблений даже с ценой выкупа, что сейчас наблюдается в большинстве случаев squeeze-out, не говоря уже об антиконституционности самого закона. А сколько их еще будет с учетом того, что в Украине свыше 4,5 млн миноритарных акционеров», — предупреждает народный депутат.

И. Луценко также указывает на неадекватные цены выкупаемых акций ГОКоы «Метинвеста» — СевГОКа, ЦГОКа и ИнГОКа, где акции стоят почти столько же, сколько компании получили прибыли только за полтора года.

Парламент отмечает, что по некоторым предприятиям начались судебные процессы. Так, шесть физлиц-миноритариев, работников «ДТЭК Днепрэнерго», подали коллективный иск в Хозяйственный суд г. Киева — акционеры потребовали признать недействительными соглашения обязательной продажи акций по выставленной им оферте. Подобная конфликтная ситуация в банковском секторе — без акций остались миноритарии «Укрсиббанка», Кредобанка и «Креди Агриколь Банка».

«Даже студенту-юристу очевидно, что у новопринятого законодательства отношения с Конституцией непростые. В соответствии с ч. 5 ст. 41 Конституции Украины принудительное отчуждение объектов права частной собственности может быть применено только в порядке исключения по мотивам общественной необходимости, на основании и в порядке, установленных законом, и при условии предварительного и полного возмещения их стоимости. Норма статьи 65-2 Закона Украины «Об акционерных обществах» не отвечает обоим требованиям: она позволяет изъятие имущества в частных интересах и изъятие имущества без предварительного возмещения», — полагает И. Луценко, указывая и на другие правовые коллизии.

По мнению парламентария, необходимо поддержать, в частности, ассоциацию участников рынков капитала и деривативов (ПАРД), Ассоциацию «Украинские фондовые торговцы» (АУФТ) и Украинская ассоциация инвестиционного бизнеса (УАИБ), которые направили в НКЦБФР предложения об усовершенствовании процедуры squeeze-out.

По его словам, во-первых, общественность предлагает корректно реализовывать директивы ЕС. Дело в том, что в странах Евросоюза процедура публичного предложения применяется как механизм выхода публичной компании с публичного рынка. У нас же почему-то процедуру законодательно легализированного «отжима» распространили и на частные акционерные общества, тем самым предоставив замечательный инструмент для рейдерства.

Во-вторых, профессиональное сообщество считает, что следует в законодательстве предусмотреть для миноритарного акционера или какого-либо инвестора, в том числе государства, право встречного конкурирующего предложения (обратного требования) относительно выкупа пакета акций общества по цене и объему не меньше, чем то, что предлагает мажоритарный акционер.

«Иначе говоря, если Ахметов заявляет, что цена акций ММКИ 8 коп., то пусть по этой цене продает их всем желающим в случае, если такие появятся. Назвал цену — неси за нее ответственность вплоть до продажи всего своего пакета по такой стоимости. В случае существования такого принципа Ахметову придется трижды подумать, надо ли рисковать и ломить низкую цену за акции своего предприятия при выкупе их у миноритариев», — поясняет автор статьи в еженедельнике.

При этом он подчеркивает, что данная норма является частью европейского права.

«Почему-то законодатели, скопировавшие европейский опыт, о ней забыли. Но не забыли написать в пояснительной записке к проекту, что он направлен на имплементацию Директивы 2004/25/ЕС Европейского парламента и Совета Европы относительно предложений о поглощении, в рамках выполнения Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом. Вот в какой красивой упаковке приходят к нам сомнительные законодательные новшества. Надеюсь на способность парламента исправлять свои ошибки», — резюмирует парламентарий.

Ранее гендиректор Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса Андрей Рыбальченко сообщал, что от механизма принудительного выкупа акций (squeeze-out), частично пострадал 81 инвестиционный фонд.

Основатель и президент одной из крупнейших и старейших на рынке компаний по управлению активами «Кинто» Сергей Оксанич заявил на состоявшемся в конце апреля круглом столе «Squeeze-out по-украински: справедливый выкуп или грабеж миноритарных акционеров?» заявил, что особую остроту конфликтная ситуация вокруг squeeze-out получила из-за «нахального и грубого» поведения группы «Метинвест». По его мнению, установленные «Метинвестом» цены выкупа акций «Азовстали», ММК им.Ильича и трех горно-обогатительных комбинатов оказались в 6-12 раз ниже справедливой стоимости предприятий.

Участники круглого стола выступили за срочную приостановку и доработку закона о squeeze-out и sell-out, в том числе путем обращения в Конституционный суд.

С.Оксанич среди возможных вариантов решения проблемы назвал введение механизма shoot out («техасская перестрелка» или «русская рулетка») – миноритарии или государство получат право выкупать у мажоритария контрольный пакет по выставленной им цене squeeze-out.

Ряд более радикально настроенных участников рынка инициирует обращение в Конституционный суд для полной отмены закона о squeeze-out, считая этот механизм нарушением конституционных прав.

Теги: #игорь_луценко #закон #акционеры