Привлечение к административной ответственности должностных лиц

Невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции. Кроме того, указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения привлечь к ответственности виновное лицо по иной статье КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное законодательство предусматривает возможность привлечения к административной ответственности по одному и тому же составу административного правонарушения одновременно и организации, и должностного лица данной организации, виновного в совершении правонарушения.

Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, и наоборот (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Как указал Верховный суд РФ, в случае совершения юридичес­ким лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено, допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п. 15 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

При определении степени ответственности должностного лица за совершение административного правонарушения, которое явилось результатом выполнения решения коллегиального органа юридичес­кого лица, необходимо выяснять, предпринимались ли должностным лицом меры с целью обратить внимание коллегиального органа либо администрации на невозможность исполнения данного решения в связи с тем, что это может привести к совершению административного правонарушения.

Поскольку КоАП РФ не предусмат­ривает в указанном случае каких-либо ограничений при назначении административного наказания, судья вправе применить к юриди­ческому и должностному лицу любую меру наказания в пределах санкции соответствующей статьи, в том числе и максимальную, учитывая при этом смягчающие, отягчающие и иные обстоятельства, влияющие на степень ответственности каждого из этих лиц.

Таким образом, КоАП РФ предусматривает возможность как выбора лица, привлекаемого к административной ответственности (организация или ее должностное лицо), так и одновременного привлечения юридического лица и должностного лица, осуществ­ляющего трудовые функции в нем.

При этом возможность одновременного привлечения к административной ответственности за одно и то же правонарушение юридического лица и его должностного лица имеет место и в случае, когда правонарушение выразилось в невыполнении индивидуального правового акта (предписания, решения и т.д), адресованного как юридическому лицу, так и его должностному лицу. В частности, невыполнение предписания, вынесенного в отношении должностного лица организации, не исключает возможности привлечения к административной ответственнос­ти по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ самой организации, в которой это должностное лицо осуществляет трудовые функции, так как в силу закона подобное предписание порождает для организации правовые последствия и налагает на нее определенные обязанности, а сама санкция данной нормы предусматривает ответственность как должностного, так и юридического . Такой же порядок действует и в случае, когда предписание об устранении нарушений вынесено в отношении юридического лица.

Исходя из изложенного, по нашему мнению, отсутствуют основания для оспаривания административного наказания по причине привлечения к ответственности и должностного лица организации, и самого юридического лица.

Следует также учитывать, что ст. 19.5 КоАП РФ «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляю­щего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль» и ст. 19.6 КоАП РФ «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения» имеют разный состав административного правонарушения. Указание в предписании или протоколе на определенные последствия в случае невыполнения такого предписания не лишает должностное лицо надзорного органа в случае обнаружения признаков иного состава правонарушения права привлечь к ответственности по иной статье КоАП РФ.

Е.В. Овчарова,
руководитель группы административно-правовой защиты бизнеса, канд. юрид. наук
Е.Г. Лазарева,
старший юрист
Авторы – сотрудники «Пепеляев Групп» Авторы излагают свою точку зрения о том, кто из должностных лиц организации-налогоплательщика может быть субъектом административного правонарушения

Дела о привлечении к административной ответственности за налоговые правонарушения должностных лиц (иностранных и российских граждан) организа­ций‑налогоплательщиков, налоговых агентов и банков занимают одно из ведущих мест в общем объеме дел об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции мировых судей и судей районных ­судов.

Ответственность за такие нарушения установлена в статьях 15.3 – 15.9, 15.11 КоАП РФ.

При этом организации-налогоплательщики, налоговые агенты и банки несут налоговую (по сути, административную) ответственность в соответствии с нормами главы 16 НК РФ по основаниям и в порядке, предусмотренным НК РФ.

Как показывает практика применения административной ответственности за налоговые правонарушения, налоговые органы не уделяют должного внимания установлению надлежащего субъекта административной ответственности и предъявляют претензии за допущенные нарушения в деятельности организации ее руководителю, что свидетельствует о формальном подходе.

Между тем персонификация ответственности за налоговые правонарушения, допущенные в деятельности организации в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением должностным лицом своих трудовых обязанностей, – очень важный фактор, особенно учитывая значимые негативные последствия привлечения лица к административной ответственности.

Общие требования привлечения к административной ответственности должностных лиц закреплены в статьях 2.4 (с примечанием) и 2.6 КоАП РФ.

Привлечение к административной ответственности возможно только в случае виновных действий (бездействия) лица (ст. 2.1 КоАП РФ). Следовательно, субъект административной ответственности – это должностное лицо организации, в чьи трудовые обязанности входит обеспечение выполнения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность. Должностные лица отвечают за нарушение установленных правил не только в результате собственных действий, но и вследствие неправильных указаний подчиненным и непринятия мер по соблюдению обязательных для исполнения правил другими работниками.

Персонификация ответственности при определении субъекта административного правонарушения

Для решения проблемы персонификации ответственности при определении субъекта административной ответственности необходимо проанализировать трудовые функции работников организации.

Персонификация ответственности за налоговые правонарушения – важный фактор

Так, если нарушение правил ведения бухгалтерского учета произошло вследствие неправильного или несвое­временного оформления работником бухгалтерии первичных документов, то при наличии соответствующего внутреннего локального акта организации именно он может быть привлечен к административной ответственности. Это следует из пункта 4 статьи 9 Закона «О бухгалтерском учете»1 (далее – Закон о бухучете), согласно которому своевременное оформление первичных документов, достоверность содержащихся в них данных, а также своевременное и правильное отражение хозяйственных операций в бухучете должны обеспечивать лица, составившие и подписавшие эти документы.

По законодательству о бухучете руководитель юридического лица несет ответственность за надлежащую организацию бухучета, а главный бухгалтер – за его ведение, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Закона о бухучете). В соответствии с разъяснениями Верховного Суда РФ указанные правовые нормы применяются при решении вопроса о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП РФ2.

При отсутствии в организации четкой документации, позволяющей определить круг должностных обязанностей и пределы ответственности каждого должностного лица, ответственность за правонарушения в деятельности организации несет в первую очередь руководитель организации. Это касается практически всех аспектов дея­тельности организации и ее руководителя.

Как видим, важное значение для определения субъектного состава должностных лиц, подлежащих привлечению к административной ответственности, имеют внутренние локальные акты организации, определяющие функции должностных лиц и распределяющие обязанности по обеспечению соблюдения обязательных в дея­тельности организации правил между должностными лицами (приказы, трудовые договоры, должностные инструкции). При отсутствии в организации документации об обязанностях конкретных должностных лиц, позволяющей определить круг должностных обязанностей и сферу ответственности каждого работника организации, налоговые органы, скорее всего, предъявят претензии за допущенные нарушения в деятельности организации ее руководителю.

ТЕРМИНОЛОГИЯ
Должностное лицо – это лицо, состоящее с организацией в трудовых отношениях и наделенное организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями (ст. 2.4 КоАП РФ).
Организационно-распорядительные функции: руководство коллективом, подбор кадров, организация труда, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и взысканий и др.
Административно-хозяйственные функции: управление и распоряжение имуществом и денежными средствами организации, принятие решений о начислении заработной платы, премий и др.
(из Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2000 № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе»)

Однако отсутствие в организации документов, свидетельствующих о характере обязанностей ее должностных лиц, еще не означает, что во всех случаях к ответственности за налоговое правонарушение будет привлекаться руководитель организации. Например, как отмечалось выше, за непредставление налоговой декларации, бухгалтерской отчетности или других сведений в налоговый орган административное наказание должно применяться к главному бухгалтеру или бухгалтеру при отсутствии в штате должности главного бухгалтера (п. 2 ст. 6 Закона о бухучете).

Заметим, что если судьей будет установлено, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении ненадлежащего субъекта, то он может быть возвращен в налоговый орган для устранения недостатков (п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). На этом же основании не исключается и возможность прекращения судьей производства по делу в отношении ненадлежащего субъекта (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

20 февраля 2019

если… к моменту возбуждения дела такое лицо перестало осуществлять организационно-распорядительные функции руководителя предприятия?
Статья 5.27 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда. Субъектом указанного правонарушения может быть должностное лицо.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Следовательно, руководитель предприятия, допустивший нарушение законодательства о труде (например, невыплату заработной платы работникам предприятия), является субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 5.27 КоАП РФ.
Прекращение трудовых отношений с руководителем предприятия, осуществлявшим организационно-распорядительные функции, не исключает возможности возбуждения производства по делу об административном правонарушении в отношении этого лица и привлечения его к административной ответственности, так как правонарушение было допущено им в период исполнения служебных обязанностей.

Таким образом, поскольку на момент совершения правонарушения, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ, указанное лицо являлось субъектом правонарушения, оно может быть привлечено к административной ответственности вне зависимости от того, что к моменту возбуждения дела такое лицо утратило статус руководителя предприятия и перестало осуществлять организационно-распорядительные функции.
Подготовлено прокуратурой Шиловского района

Вернуться к списку

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 14.63, 14.64, 15.17 — 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.25, 15.26.1, 15.26.2, 15.29 — 15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 — 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции по организации и осуществлению закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, в том числе члены комиссии по осуществлению закупок, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.3, частью 7.2 статьи 19.5, статьей 19.7.2-1 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие функции члена лицензионной комиссии и совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 19.6.2 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное. Лица, осуществляющие функции по организации и проведению обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, в том числе члены конкурсной комиссии, аукционной комиссии, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьей 7.32.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие деятельность в области оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности), совершившие административные нарушения, предусмотренные частью 9 статьи 20.4 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица. Физические лица, осуществляющие деятельность в области проведения экспертизы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, совершившие административное правонарушение, предусмотренное статьей 7.32.6 настоящего Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ЛИЦА

Привлечение граждан к административной ответственности весьма распространено. Всплеск административных правонарушений традиционно приходится на весенне-летний период.

В данном материале даны ответы на самые распространенные вопросы о том, что делать, как себя вести, на что обратить внимание, которые непременно возникают в случае, когда в отношении физического лица начат административный процесс.

Сам факт составления в отношении гражданина протокола об административном правонарушении свидетельствует о начатом в отношении него административном процессе.

Административный процесс — это порядок деятельности участников по делу об административном правонарушении, который урегулирован Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — ПИКоАП).

Однако какие именно деяния являются административными правонарушениями, а также виды административных взысканий и порядок их наложения регламентированы Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП).

Поводы для начала административного процесса

Повода для начала административного процесса всего три (ст.9.1 ПИКоАП):

1) заявление физического лица (не анонимное);

2) сообщение должностного лица госоргана, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения.

Однако только достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, могут послужить основанием для начала административного процесса. Достаточность, безусловно, понятие субъективное.

При этом есть административные правонарушения, за совершение которых гражданин может быть привлечен к административной ответственности только по письменному заявлению потерпевшего. Перечень таких нарушений указан в ст.4.5 КоАП, например клевета, оскорбление, разглашение коммерческой или иной тайны.

Сроки наложения административного взыскания

По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее 2 месяцев со дня его совершения (п.1 части 1 ст.7.6 КоАП).

Однако для отдельных составов правонарушений установлены более длинные сроки их совершения (пп.2-8 части 1 ст.7.6 КоАП).

К примеру, при нарушении требований пожарной безопасности в лесах или на торфяниках срок для наложения административного взыскания составляет 6 месяцев с момента совершения.

Кто вправе составить протокол об административном правонарушении

Для составления протокола об административном правонарушении (далее — протокол) у должностного лица должны быть соответствующие полномочия. Какой орган и в отношении каких административных правонарушений вправе составить протокол, урегулировано ст.3.30 ПИКоАП.

Обязательность составления протокола

По общему правилу протокол должен быть составлен (часть 1 ст.10.2 ПИКоАП), однако есть и исключения (ст.10.3 ПИКоАП).

Например, если нарушитель сразу признал себя виновным и выразил согласие на применение к нему административного взыскания без составления протокола.

Второй, более распространенный случай — фиксация превышения скорости движения, нарушения правил остановки или стоянки транспортного средства работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами.

В этих случаях протокол не составляется. Должностным лицом, уполномоченным составлять протокол, выносится постановление о наложении административного взыскания без участия лица, в отношении которого ведется административный процесс. Данное постановление вступает в законную силу с момента его вынесения (часть 31 ст.10.3 ПИКоАП).

Справочно

На эту тему см. пособие «Ответственность за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств на основании фото- либо видеофиксации. Отбуксировка (эвакуация) транспортных средств».

Составление протокола в отсутствие нарушителя

Если протокол составляется не на месте непосредственного совершения правонарушения, нарушитель в обязательном порядке должен быть вызван в орган, ведущий административный процесс, для подписания протокола.

Как правило, вызов осуществляется посредством повестки. Повестка вручается под расписку, а в случае временного отсутствия гражданина — совершеннолетнему члену его семьи, нанимателю, администрации учреждения образования. Допустим вызов повесткой, высылаемой по почте, телефонограммой или с использованием иных средств связи (часть 1 ст.10.9 ПИКоАП).

В повестке указывается, кто и в качестве кого вызывается, куда и к кому, время явки, а также последствия неявки без уважительных причин.

Если нарушитель был вызван надлежащим образом, но не явился, протокол будет все равно составлен и выслан нарушителю в течение 3 дней со дня его составления.

Значение протокола при рассмотрении дела об административном правонарушении

Составление протокола является элементом подготовки дела об административном правонарушении. Его основное назначение — фиксация обстоятельств, которые затем подлежат доказыванию в целях привлечения нарушителя к ответственности (или опровержения правонарушителем в целях защиты).

Исход дела зависит от доказательственной базы и грамотной ее презентации органу, рассматривающему дело (в том числе суду).

При этом при рассмотрении дела обязательно выясняется:

• было ли совершено административное правонарушение;

• виновно ли данное лицо в его совершении;

• подлежит ли лицо административной ответственности;

• имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность;

• причинен ли вред административным правонарушением;

• иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Нарушитель вправе представить органу, рассматривающему дело, свои письменные пояснения по делу с приложением отсутствующих в деле доказательств его невиновности. Это право, а не обязанность, однако такое представление целесообразно при наличии веских аргументов в свою пользу.

Обжалование постановления по делу об административном правонарушении

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня объявления постановления, а лицом, в отношении которого вынесено постановление, отсутствовавшим при рассмотрении дела, — не позднее 10 суток со дня получения копии постановления (часть 1 ст.12.14 ПИКоАП).

Обратите внимание!

Для решения вопроса об обжаловании постановления рекомендуем сразу же после объявления постановления подать заявление о составлении мотивировочной части постановления. В таком случае жалоба может быть подана уже в течение 10 суток со дня получения копии мотивировочной части постановления.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации может быть обжаловано в течение 5 суток со дня объявления постановления (часть 1 ст.12.14 ПИКоАП).

Далее приведем примерную форму заявления о составлении мотивировочной части постановления по делу об административном правонарушении

Суд Ошмянского района Гродненской области
ул. Советская, д. 39, 311003, г. Ошмяны
Лицо, в отношении которого
ведется административный процесс:
Иванов Иван Иванович
Место жительства
Телефон
Орган, ведущий
административный процесс:
Ошмянская таможня
ул. Я.Коласа, 72, 311000, г. Ошмяны

ЗАЯВЛЕНИЕ
о составлении мотивировочной части постановления

Настоящим прошу составить мотивировочную часть постановления и направить ее мне по адресу, указанному в шапке заявления.

Дата Иванов И.И.

Рекомендации адвоката

На что обратить внимание при составлении протокола об административном правонарушении

Во-первых, необходимо обязательно прочитать протокол от начала и до конца (каждое слово) на предмет соответствия действительности того, что в нем указано. Особое внимание следует обратить на описание времени, места и обстоятельства совершения административного правонарушения.

Во-вторых, все, за что нарушитель или другие лица расписались, должно быть действительно сделано (разъяснение прав и обязанностей и т. д.).

В-третьих, нужно проследить, чтобы не было неточностей/неясностей в изложении фактов, а также объяснений нарушителя. При этом нарушитель вправе, но не обязан давать пояснения. Их можно дать и непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Что делать, если имеются неточности в тексте протокола

Если имеются неточности в тексте протокола, необходимо требовать внести дополнения/изменения в протокол.

Если, по мнению нарушителя, лицо, составившее протокол, каким-либо образом ущемляет его права, замечания следует изложить в протоколе в соответствующей графе.

Пример формулировки: «На странице 3 протокола после слов ___________ не отражено ___________».

Когда не стоит подписывать протокол

Если все, что изложено в протоколе, соответствует действительности, а объяснения нарушителя записаны с его слов верно, то нет оснований для отказа нарушителя от подписания протокола.

Однако если в протоколе имеются неточности, а должностное лицо, составляющее протокол, отказывается их устранить, тогда стоит отразить свои замечания в соответствующей графе протокола и подписать его.

Однако если замечания не разрешают внести (маловероятный вариант), тогда целесообразно отказаться от подписания протокола и указать конкретные причины такого отказа, которые в обязательном порядке вносятся в протокол (если причины названы).

Факт отказа от подписания протокола удостоверяется должностным лицом, его составившим, посредством проставления соответствующей отметки, заверяемой подписью составителя протокола.

Обратите внимание!

Факт отказа нарушителя от подписания протокола не влечет его недействительности.

На какой стадии лучше обратиться за юридической помощью

Чем раньше, тем лучше. Оптимально обращаться на стадии составления протокола об административном правонарушении или непосредственно после этого, чтобы было время для выработки правовой позиции по делу.