Проблемы гражданства РФ

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами». Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г. – ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России.

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей.

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан». К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ.

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств. Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось.

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г. № 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение. Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена. Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации. Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет.

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст. 42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона».

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013.

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г., действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства. В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности». Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г. гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России. Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили.

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания. В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению. И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г. Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают. Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно. Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ. Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта. А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г. № 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства. После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер.

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Михайлова, Елена Владимировна, 2008 год

1. Международно-правовые акты

2. Всеобщая Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989. С. 832

3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

4. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. М., 1989.

5. Конвенция о политических правах женщин от 31 марта 1953 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

6. Конвенция о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. № 28.

7. Конвенция о правах ребенка от 1989 г // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

8. Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

9. Конвенция о статусе апатридов от 24 сентября 1954 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

10. Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

11. Декларация о территориальном убежище от 14 декабря 1967 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

12. Между народная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

13. Конвенция о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности от 6 мая 1963 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. М., 1990.

14. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства» от 29 марта 1996 г. // Бюллетень международных договоров. М., 2001 № 5.

15. Конвенция об упрощенном порядке приобретения гражданства гражданами государств участников СНГ от 19 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 16 марта.

16. Минская конвенция стран СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. //Содружество: Информационный вестник. 1993. № 1.

17. Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. М., МИД РФ. 1997.

18. Венская конвенция о консульских сношениях 24 апреля 1963 г. // Сборник материалов по консульским вопросам. М., МИД РФ. 1997.2.0фициальные документы, нормативные акты

19. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. М., 2005.

20. Конституция СССР от 7 октября 1977 г. // Ведомости Верховного Совета СССР. 1978. № 49. Ст. 816.

21. Декларация прав и свобод человека и гражданина // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. №52. Ст. 1865.

22. Декларация о государственном суверенитете 12 июля 1990 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. №2. Ст. 22.

23. Федеральный закон Российской Федерации от 21 мая 1996 г. № 43-ФЗ «О ратификации Договора об образовании Сообщества России и Белоруссии» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 22. Ст. 2580.

24. Федеральный закон Российской Федерации от 10 июня 1997 г. № 89-ФЗ «О ратификации Договора о Союзе Беларуси и России и Устава Союза Беларуси и России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 24. Ст. 2732.

25. Федеральный закон Российской Федерации от 16 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 29.

26. Федеральный закон Российской Федерации №109-ФЗ от 18 июля 2006 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета. 2006 г. 20 июля.

27. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного совета РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503.

28. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. 2006 г. 28 июня.

29. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. №i 46. Ст. 4571.

30. Указ Президента Российской Федерации от 26 февраля 2002 г. № 232 «О совершенствовании государственного управления в области миграционной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 8. Ст. 813.

31. Указ Президента СССР от 15 августа 1990 г. «Об отмене указов Верховного Совета СССР «О лишении гражданства СССР некоторых лиц, проживающих вне пределов СССР» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 28.

32. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 ноября 1940 г. «О порядке приобретения гражданства СССР гражданами Литовской, Латвийской и Эстонской Советских Социалистических Республик» // Ведомости Верховного Совета СССР. 1940. № 31.

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета 2007 г. 27 января.

34. Постановление Правительства Российской Федерации 17 сентября 1992 г. № 723 «Об организационных мерах по выполнению постановления Верховного Совета «О порядке введения в действие Закона «О милиции» // САПП Российской Федерации. 1993. № 12. Ст. 980.

35. Постановление Правительства Российской Федерации № 794 от 1 ноября 2002 г. «Об утверждении положения о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 45. Ст. 4520.

36. Постановление Государственной Думы Российской Федерации № 3837-Ш ГД от 11 апреля 2003 г. «К Президенту Российской Федерации В.В. Путину о ситуации, сложившейся после принятия Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации»».

37. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 20 июня 2003 г. № 4240-Ш ГД «О соблюдении прав граждан Российской Федерации в Туркменистане».

38. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2005 г. // Российская газета. 2006 г. 29 июня 2006 г.

39. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2003 г. // Российская газета. 2004. 29 июля.

40. Декларация о поддержке российской диаспоры и о покровительстве российским соотечественникам от 8 декабря 1995 г. № 1476-ГД // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 52. Ст. 5131

41. Декрет ВЦИК от 1 апреля 1918 г. «О приобретении прав российского гражданства» // СУ РСФСР. 1918. № 31. Ст. 409.

42. Декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. «О принятии иностранцев в российское гражданство» // СУ РСФСР. 1921. № 62. Ст. 437.

43. Декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей» // СУ РСФСР. 1921. № 72. Ст. 578.

44. Положение о союзном гражданстве от 29 октября 1924 г. // СЗ СССР. 1924. №23. Ст. 202.

45. Положение о гражданстве Союза ССР от 13 июня 1930 г. // СЗ СССР.1930. №34. Ст. 367.

46. Положение о гражданстве СССР от 22 апреля 1931 г. // СЗ СССР.1931. №24. Ст. 196.

47. Свод Законов Российской империи. Кн. 2. Т. 9. СПб., 1913.3. Книги, монографин

48. ЗЛ.Авакьян С.А. Гражданство Российской Федерации. М.: Рос. Юрид. изд. дом, 1994. — 128 с.

49. Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. -СПб: Изд. «Юридический цент Пресс», 2003. 643 с.

51. Аграновская Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности / Отв. ред.: Лукашева Е.А. М.: Наука, 1988. — 144 с.

53. Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в 2-х томах. Т.2 М.: Юридическая литература, 1982. — 360 с.

54. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М.: Юридическая литература, 1966. — 187 с.

55. Бархатова Е.Ю. Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2005. — 400 с.

57. Воеводин Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. — 300 с.

59. З.Н.Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юридическая литература, 1985. — 176 с.

61. ЗЛб.Гасанов К.К. Основные права человека: вопросы неотчуждаемости. Монография. М.: Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 64 с.

62. Глебов И.Н. Исполнение миграционного законодательства Российской Федерации. Основные вопросы и ответы; СПб.: Юридический центр-пресс, 2007. 69 с.

63. Громушкин П.Г. Законодательные акты о гражданстве в 4 т. М., 1993.-386 с.

65. Исаков В.Б. Юридические факты в российском праве. Учебное пособие. М.: Юрид. Дом «Юстицинформ», 1998. — 48 с.

66. Кашкин С.Ю. Основы государственного права Индии. М.: Прогресс, 1986. — 664 с.

67. Кишкин С.С. Советское гражданство / Под ред. В.И. Яхонтова. М.: Юрид. изд-во НКЮ РСФСР, 1925. — 96 с.

69. Коваленко А.И. Конституционное право России. Учебник. М.: Право и Закон, 1997. — 208 с.

70. Комаров С.А. Общая теория государства и права. М.: Мир книги, 1995.-463 с.

72. Кучинский В.А. Личность, свобода, право. М.: Юридическая литература, 1978. — 208 с.

73. Лазарев В.В. Социально-психологические аспекты применения права. Казань. Изд-во Казанского ун-та, 1982.-143 с.

74. Лепешкин А.И. Курс советского государственного права. Т. 1. М.: Госюриздат, 1961. — 550 с.

76. Матузов Ы.И. Субъективные права граждан СССР / Под общ. ред. Фарбера И.Е. Саратов: Приволж. кн. изд-во, 1966. — 190 с.

77. Мексиканские Соединенные Штаты. Конституция и законодательные акты. М. 1986.- 187 с.

78. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Международные отношения, 1985. — 336 с.

80. Паспортной службе 65 лет. М.: Изд. ПУ ГУВД г. Москвы, 1997. — 12 с.

81. Поленина С.В. Законотворчество в Российской Федерации. М.: Изд-во ИГиП РАН, 1996. — 145 с.

82. Полянский В.В. Советское гражданство. Куйбышев, 1998. — 210 с.

84. Права и свободы личности. Деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О.О. Миронова 1998-2003 г.г. / сост.

85. А.Г. Майоров. М.: Юриспруденция, 2003. — 387 с.

86. Право и политика в современной России / Под ред. Мальцева Г.В., Лукашкевой Е.А., Нерсесянца B.C. и др. М.: Былина, 1996. — 215 с.

87. Проблемы, связанные с применением нового законодательства о гражданстве // Права человека в России и правозащитная деятельность государства. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Под. Ред. В.Н. Лопатина. СПб, 2003 г. 156 с.

89. Российская юридическая энциклопедия / Гл. ред. А.Я. Сухарев. М.: Издательский Дом ИНФРА-М, 1999.-1110 с.

90. Российское гражданство / Под ред. проф. В.Я. Кикотя. М.: ЮНИТИ-ДАНА. Закон и право. 2003. — 272 с.

91. Российское гражданство: Монография / Кутафин О.Е. М., Юристъ, 2004. — 859 с.

92. Румянцев О.Г., Додонов В.Н. Юридический энциклопедический словарь. М.: Инфра М. НОРМА, 1997. — 384 с.

94. Современные зарубежные конституции. Учебное пособие / Отв. ред.: Страшун Б.А.; Сост., введ. и вступ.: Маклаков В.В. М., 1992. — 285 с.

95. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. Учебник. М.: Проспект, 1996. — 304 с.

96. Стрекозов В.Г Конституционное право России. Учебник. М.: Спарк, 2002. — 260 с.

97. Теория права и государства / Под ред. Лазарева В.В. М.: Спарк, 1998.-448 с.

98. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения. М.: Издательство «Норма», ИНФРА-М, 1996. — 427 с.

99. Умнова И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. М.: Дело, 1998. — 280 с.

101. Фарбер И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1974. 190 с.

102. Цунэо Инако. Современное право Японии: научное издание / пер. В.В. Батуренко, ред. А.К. Куликов. М.: Прогресс, 1981. — 286 с.

103. Шевцов B.C. Гражданство в советском союзном государстве. М.: Юридическая литература, 1969. 167 с.

104. Шевцов B.C. Государственный суверенитет (вопросы теории). М.: Наука, 1979. — 302 с.

105. Щетинин Б.В. Проблемы теории советского государственного права. М-.: Юридическая литература, 1974. 287 с.

106. Явич JI.C. Общая теория права / Под ред.: Королев А.И. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1976. — 285 с.4. Статьи

107. Авакьян С.А «Российское гражданство: опыт и проблемы». // «Законодательство». 1997. — № 6. — С.66-95.

111. Белов А.В. Воинская обязанность в случаях двойного (множественного) гражданства // Правоведение. 2004. — № 4. — С 56-59.

112. Белкин А.А. О некоторых доктрипальпых вопросах института гражданства. // Правоведение. -1995. № 6. — С. 3-11.

114. Боронина Е. Ю. Гражданство «по рождению» или обратная сила закона // Закон и право. 2006. — № 12.- С. 57-62.

116. Воеводин Л.Д Содержание правового положения личности в науке советского государственного права // Советское государство и право. 1965. -№ 2. — С. 42-50.

118. Гончаров И.А. Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России // Современное право. 2006. — № 7. — С. 36-40.

121. Карташкин В.А. Правовые последствия ратификации Россией европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод // Российский ежегодник международного права. 1995 — С. 139-146.

122. Маликов М.К. Гражданство Российской Федерации и ее субъектов // Государство и право. 1997. — № 8. — С. 21-24.

124. Мезенцева А. Новое в законе о гражданстве // Законность. 2004. -№2.-С. 11-14.

125. Мещеряков А.В. Институт гражданства: возникновение, содержание, типы. // Право и политика. 2003. — № 4. — С. 24-29.

128. Папарин С. Свой среди чужих. Русские в ближайшем зарубежье // Российская газета. 1994. 19 февраля.

131. Садковская Т. Двойное гражданство не «двойное дно» // Российские вести. 1996. 5 ноября.

132. Семенова И.С. Граждане пошли на поправку // Российская газета. 2003. 14 сентября.

133. Смирнова Е.С. Россия и европейские стандарты института гражданства в начале XXI в. // Государство и право. 2002. — № 2. — С. 67-74.

134. Смирнова Е.С. Европейское гражданство идея и практическаяреализация // Журнал российского права. 2000. — № L. — С. 76-8 L.

135. Смолякова Т. Билет в Россию // Российская газета. 2006 г. 28 июня.

136. Смолякова Т. Гражданство вне очереди // Российская газета. 2006 г. 13 октября.

137. Смородин Н.М. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации // Закон и право. 2003. — № 5. — С. 59-61.

138. Тихомиров Ю.А. Согласованность и коллизии норм // Московский журнал международного права. 1996. — С. 45-53.

139. Уваров А.А. Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина // Государство и право. 2005. — № 7. — С. 82-84.

144. Диссертации и авторефераты диссертаций

145. Альтман М.А. Институт гражданства в советском социалистическом государстве. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. Ереван, 1955.

148. Вилков Г.Е. Советское гражданство и законодательство об иностранцах. Автореф. дис. . д-ра. юрид. наук. М., 1948.

151. Власенко И.Б. Институт гражданства и формы его государственного регулирования. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1996.

152. Дунайло Н.А. Правовое регулирование двойного гражданства в Российской Федерации. Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2004.

153. Калинин В.Н. Институт гражданства в российском праве (общетеоретический аспект). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2002.

155. Мещеряков А.В. Развитие теории советского гражданства. Автореф. дис. канд. юрид. паук. Саратов, 1973.

157. Полянский В.В. Советское гражданство (политико-правовые проблемы). Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1977.

159. Черниченко С.В. Статус личности и международное право. Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1975.

160. Davidson R. The History of European Integration. N.Y., 1996. 342 p.

Если у взрослых россиян есть родители-иностранцы, таким папам и мамам российские паспорта выдадут в упрощенном порядке.

«Данный закон направлен на решение наиболее острой демографической проблемы в Российской Федерации, — заявил «РГ» советник Федеральной палаты адвокатов Нвер Гаспарян. — В соответствии с ним двери для приема в гражданство открываются шире для трудоспособных лиц, чьи дееспособные дети старше 18 лет являются гражданами России. Коснется этот закон тысяч семей, где родители и совершеннолетние дети являются гражданами разных стран и, возможно, проживают отдельно».

По его словам, теперь у родителей появится возможность для легального приезда и работы в России с обеспечением естественного стремления поддерживать родственные связи со своими детьми.

«Конечно, при получении гражданства правовой статус таких лиц усилится», — подчеркивает Нвер Гаспарян.

Если получать гражданство в обычном порядке, то, как пояснили «РГ» в Ассоциации юристов России, для этого человеку придется как минимум год прожить по виду на жительство. Вообще, закон требует от кандидатов на наше гражданство жить в стране не менее пяти лет, но этот срок может быть снижен до года при определенных обстоятельствах. Например, если иностранец обладает профессией либо квалификацией, представляющей интерес для Российской Федерации.

Если у взрослого россиянина отец или мать являются иностранцами, то родителям не придется несколько лет жить с ним на правах чужеземных гостей

Если же у трудоспособного отца нет такой особо ценной профессии, он не является беженцем, у него нет выдающихся достижений в области науки или культуры, то, получается, ему бы пришлось долгие годы жить рядом со взрослым сыном на правах чужеземного гостя. Это неправильно.

Важно, что принятый закон — только один из нескольких инициатив, разработанных правительством страны для расширения случаев, когда российское гражданство будет оформляться в упрощенном порядке. Например, в середине июня вступил в силу закон, упрощающий процедуру получения российского гражданства носителями русского языка. В частности, свободно владеющие русским языком граждане Беларуси и Украины будут освобождены от прохождения теста-собеседования на знание языка.

А срок принятия решений по заявлениям иностранных граждан, претендующих на получение российского гражданства в упрощенном порядке, сократится до трех месяцев. Эта новация касается только тех иностранцев, кто подал заявления на территории России. Но в любом случае: гуманная законодательная тенденция налицо.

Однако принятый сейчас закон вводит также и новые обязательства для иностранных граждан, получающих российское гражданство. Им придется пройти обязательную дактилоскопическую регистрацию, в случае если раньше они еще не проходили эту процедуру. Полномочиями по проведению такой регистрации наделено МВД России. Стражи правопорядка станут вести специальные базы данных по дактилоскопии.

«До принятия этого законопроекта обязательную дактилоскопию проходили мигранты, желающие оформить в России патент или разрешение на работу, а также разрешение на временное проживание или вид на жительство, — поясняет Нвер Гаспарян. — С вступлением в силу этого закона обязательная дактилоскопия коснется также и желающих быть принятыми в гражданство РФ».

Компетентно

До сих пор получить российский паспорт в упрощенном порядке могли только нетрудоспособные родители взрослых и дееспособных граждан страны. Иными словами, пожилой или тяжелобольной отец-иностранец мог приехать к взрослому сыну, гражданину России, и стать де-юре своим в нашей стране. Если же отец или мать здоровы и полны сил, они оставались на правах иностранных мигрантов со всеми вытекающими бюрократическими последствиями.

Как подчеркнул член Ассоциации юристов России Владислав Калинин, как правило, основная проблема, связанная с получением гражданства России, вызвана сроками. «Конечно, не каждому под силу без юриста или адвоката справиться с корректными заполнениями форм документов, соблюдением сроков», — сказал он. Упрощенный порядок устраняет многие барьеры. По статистике, число людей, получающих гражданство, как нетрудоспособные родители взрослых россиян, растет. В 2017 году воспользовались данной нормой для получения российского гражданства 7,3 тысячи иностранных граждан. В 2018 году — 8,2 тысячи человек. За шесть месяцев прошлого года гражданство России по тому основанию получили 4,4 тысячи человек. Теперь упрощенным порядком смогут воспользоваться также родители, кому до пенсии еще далеко. По словам Владислава Калинина, в целом в последние годы в закон о гражданстве вносятся поправки, направленные на смягчение барьеров. «И сегодня закон отвечает чаяниям людей и безопасности государства», — заявляет член АЮР.