Продажа табака без акцизы ответственность

Бежаницкий районный суд (Псковская область) — Административное Дело № 5-1/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении
27 января 2020 года рп. Локня Псковской области
Бежаницкий районный суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Апетёнок Л.Р.,
при секретаре судебного заседания Васечка О.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении Соловьева А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца , гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: , фактически проживающего в , ранее привлекавшегося к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ,
о правонарушении, предусмотренном ст. 15.12 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:

ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 15 минут в помещении магазина расположенного в Соловьев А.В., действуя в нарушение требований ст. Глава 2. Требования к табачной продукции > Статья 4. Общие требования к табачной продукции» target=»_blank»>4 Федерального закона РФ № 268-ФЗ от 22 декабря 2008 года «Технический регламент на табачную продукцию», п.18 Технического регламента Таможенного союза «Технический регламент на табачную продукцию» (ТР ТС 035/2014), Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2010 года № 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции», осуществил хранение 648 пачек табачной продукции производства Республики Беларусь, не имеющей федеральных специальных (акцизных) марок РФ, а именно: 91 пачки сигарет марки «NZSafari», 61 пачки сигарет марки «NZ 10», 61 пачки сигарет марки «NZ 8», 12 пачек сигарет марки «ФЭСТ», 8 пачек сигарет марки «Marlboro», 7 пачек сигарет марки «Zen», 9 пачек сигарет марки «Vicero», 11 пачек сигарет марки «DubaoBlue», 8 пачек сигарет марки «DubaoRed», 24 пачек сигарет марки «Goldenler», 34 пачек сигарет марки «NZBlack», 85 пачек сигарет марки «Корона Слим», 54 пачек сигарет марки «Корона», 60 пачек сигарет марки «Credo», 25 пачек сигарет марки «Winston», 10 пачек сигарет «SmartRed», 8 пачек сигарет марки «SmartBlue», 69 пачек сигарет марки «NZGold», 11 пачек сигарет марки «Arizona».
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, Соловьев А.В. с протоколом не согласился, указав, что табачную продукцию производства Республики Беларусь, не имеющую акцизных марок РФ, он приобрел у незнакомого лица в , привез в , и хранил в магазине , где работал некоторое время продавцом. Сигареты были приобретены им для личных нужд, а не для продажи. По устной договоренности с Свидетель №1, последняя ДД.ММ.ГГГГ работала в магазине , где по ошибке осуществила наряду с продажей табачной продукции , реализацию его сигарет без акцизных марок РФ. В связи с чем, Соловьев А.В. указал, что оборотом табачной продукции без акцизных марок РФ он не занимался, поскольку не продавал ее. При этом, отметил, что хранение таковой табачной продукции не является ее оборотом.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО10 в ходе судебного заседания не участвовала, предоставив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в ходе судебного заседания 16 января 2020 года поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, указав, что из материала проверки, поступившего из МО МВД России «Новосокольнический» было установлено, что Соловьев А.В. привез табачную продукцию и хранил ее в торговой точке в . В связи с чем, учитывая, что торговые залы и складские помещения магазинов используются для реализации продукции потребителям, в отношении Соловьева А.В. был составлен протокол об административном правонарушении за оборот табачной продукции без акцизных марок Российской Федерации, поскольку он совершил реализацию 2 пачек сигарет посредством дачи указаний об этом продавцу Свидетель №1, а также хранил такую продукцию в помещении магазина . Также пояснила, что в протоколе об административном правонарушении в отношении Соловьева А.В. не указано каким образом Соловьев А.В. причастен к реализации табачной продукции без акцизных марок РФ, но именно по указанию Соловьева А.В. продавцом Свидетель №1 была осуществлена реализация двух пачек сигарет без акцизных марок РФ ФИО6

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников процесса, суд приходит к следующим выводам.
Частью 4 ст. 15.12 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны.
Частями 2, 5 статьи Глава 2. Требования к табачной продукции > Статья 4. Общие требования к табачной продукции» target=»_blank»>4 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 268-ФЗ «Технический регламент на табачную продукцию», определено, что табачная продукция подлежит маркировке специальными (акцизными) марками, исключающими возможность их подделки и повторного использования. Реализация на территории Российской Федерации табачной продукции без маркировки специальными (акцизными) марками не допускается.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2010 года N 76 «Об акцизных марках для маркировки ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации табачной продукции» ввоз табачной продукции на территорию Российской Федерации без акцизных марок запрещен.
Согласно п. 18 раздела VII Технического регламента на табачную продукцию Таможенного союза, принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 года № 107 на потребительскую упаковку табачной продукции наносятся специальные (акцизные, учетно-контрольные или иные) марки, исключающие возможность их подделки и повторного использования).
В статье 1 Соглашения Правительств государств — членов Евразийского экономического сообщества от 30 марта 2002 года «О Таможенном и налоговом контроле за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции на территориях государств — членов ЕврАзЭс» (участниками которого являются, в том числе Россия и Республика Беларусь), установлено, что для целей настоящего Соглашения под оборотом в частности, табачной продукции понимается ввоз на территорию, вывоз с территории и перемещение через территорию государств Сторон, приобретение, хранение, оптовая и розничная реализация указанных видов товаров.
В ходе рассмотрения дела установлено, что в аренде у индивидуального предпринимателя ФИО4 находится помещение, расположенное в , используемое им в качестве магазина, осуществляющего реализацию табачной продукции.
Согласно показаниям свидетеля ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 15 минут в вышеуказанном магазине он приобрел две пачки сигарет марки «NZSafari» по цене 50 рублей за одну пачку, без наличия акцизных марок Российской Федерации, о чем сообщил сотрудникам полиции ФИО7 и ФИО8, осуществлявшим отработку жилого сектора в .
В ходе проверки сообщения о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.15.12 КоАП РФ, сотрудниками полиции был произведен осмотр места происшествия — торгового помещения, расположенного в , в ходе которого были обнаружены и изъяты 648 пачек сигарет различного наименования производства Республики Беларусь без наличия акцизных марок Российской Федерации.

На основании показаний свидетеля Свидетель №1, она по устной договоренности с Соловьевым А.В. один день — ДД.ММ.ГГГГ работала продавцом в магазине в , где осуществляется торговля сигаретами. Соловьев А.В. показал ей ее рабочее место, указав на необходимость продажи сигарет только с витрины в торговом зале. Вместе с тем, она самостоятельно выложила сигареты на витрину в торговом зале, которые оказались без акцизных марок Российской Федерации, и продала их покупателям. Указаний о продаже сигарет без акцизных марок РФ Соловьев А.В. ей не давал. Также отметила, что не отличает сигареты, которые можно продавать на территории РФ от сигарет, оборот которых запрещен, поэтому реализовывала все сигареты, которые находились в торговом зале.
При таких обстоятельствах, оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства, суд считает доказанным факт хранения Соловьевым А.В. табачной продукции в помещении магазина расположенного в .
Между тем, суд считает необходимым исключить из обвинения Соловьева А.В. реализацию ДД.ММ.ГГГГ около 12 часов 15 минут двух пачек сигарет марки «NZSafari», поскольку в протоколе об административном правонарушении должностным лицом Роспотребнадзора не указано, что реализация табачной продукции без акцизных марок РФ осуществлена Соловьевым А.В. либо по его указанию иным лицом. Таким образом, описание объективной стороны реализации табачной продукции в протоколе об административном правонарушении отсутствует. Изменение же объема обвинения в суде ухудшит положение Соловьева А.В., что в силу положений ст.1.5 КоАП РФ является недопустимым. Более того, в ходе судебного заседания не нашел своего подтверждения факт реализации Соловьевым А.В. табачной продукции без акцизных марок РФ, поскольку свидетель Свидетель №1 отрицала, что указание о продаже сигарет без акцизных марок было дано ей Соловьевым А.В.
В связи с чем, учитывая, что хранение табачной продукции без акцизных марок Российской Федерации также образует состав административного правонарушения, суд квалифицирует действия Соловьева А.В. по ч.4 ст.15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При этом, суд не принимает доводы Соловьева А.В. о том, что им не осуществлялось оборота табачной продукции без акцизных марок РФ, поскольку они основаны на неверном толковании норм права. Оборот табачной продукции включает в себя не только реализацию, но и, в том числе, хранение, что было осуществлено фактически Соловьевым А.В. и не оспаривалось им в ходе судебного заседания.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является полное признание вины и раскаяние Соловьева А.В. в содеянном, а также наличие у него на иждивении несовершеннолетнего ребенка.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд по делу не находит.
Разрешая вопрос о виде и размере наказания Соловьеву А.В., суд руководствуется положениями статей 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и учитывает конкретные обстоятельства настоящего дела, тяжесть содеянного и характер противоправного деяния, личность виновного, его семейное и имущественное положение, наличие кого-либо на иждивении.

Соловьев А.В. совершил правонарушение при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств, на иждивении имеет несовершеннолетнего ребенка, инвалидности не имеет, в связи с чем суд полагает целесообразным подвергнуть Соловьева А.В. административному штрафу.
Указанное будет соответствовать целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, и способствовать исправлению привлеченного к административной ответственности лица.
Также суд принимает во внимание, что в силу части 3 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно.
В ходе рассмотрения дела установлено, что Соловьев А.В. допустил незаконный оборот табачной продукции без акцизных марок Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, конфискация как административное наказание не может быть применена в отношении предмета административного правонарушения — табачной продукции, находящейся в незаконном обороте, поскольку таковая подлежит уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Соловьева А.В. признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 4000 (четырех тысяч) рублей, без конфискации предметов административного правонарушения.
Изъятую в ходе осмотра места происшествия 19 сентября 2019 года табачную продукцию — 648 пачек сигарет, находящихся в комнате хранения вещественных доказательств ОП по Локнянскому району МО МВД России «Новосокольнический», — уничтожить.
Перечислить штраф на следующие реквизиты: наименование получателя платежа: УФК по Псковской области (Управление Роспотребнадзора по Псковской области лс 04571787950), КПП 602701001,ИНН администратора 6027087909, ОКТМО 58710000, номер счета получателя — 40101810400001010002 в отделении Псков г. Псков, БИК 045805001, КБК 14111608010016000140, УИН №.
Разъяснить Соловьеву А.В., что согласно ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, и квитанция об уплате штрафа должна быть представлена в Бежаницкий районный суд Псковской области, постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области по адресу рп. Локня, ул. Социалистическая, д.6 Псковской области, в случае неуплаты штрафа виновное лицо привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд, с подачей жалобы через Бежаницкий районный суд (постоянное судебное присутствие в рп. Локня Псковской области), в течение 10 суток со дня вручения копии постановления заинтересованным лицам.

Председательствующий подпись Л.Р. Апетёнок

Суд:

Бежаницкий районный суд (Псковская область)

Судьи дела:

Апетенок Любовь Романовна (судья)

Что такое контрафакт

Контрафакт (англ. counterfeit «подделка») — новый продукт, созданный на основе существующего оригинала с нарушением интеллектуальных прав. За подобное деяние предусмотрена ответственность по КоАП и УК РФ, подробнее об этом читайте ниже.

Понятие контрафакты и статистика

Типичный пример контрафакта – это нанесение на товар чужого, более известного на рынке товарного знака или наименования фирмы-производителя. Цель таких действий понятна: продукцию известной фирмы реализовать на рынке гораздо проще.

  1. По оценкам компании «Бритиш Американ Тобако Россия» (БАТ), в 2014 году продажи табачной продукции нелегального происхождения составили 7,7 млрд штук, или около 385 млн пачек сигарет, а потери государства от контрабанды и контрафакта превысили 11 млрд рублей недополученных налогов (акциза и НДС). Доля табачной продукции, не предназначенной для продажи в России (контрабанды) в регионах, граничащих с Беларусью (Брянская и Смоленская области), выросла до 7,5% с 5,7% в 2013 году. Доля нелегального рынка в целом (с учетом контрафакта) достигла здесь 9,1% (6,1% — годом ранее).
  2. По самым консервативным оценкам, которые предоставляет Росалкогольрегулирование, объем нелегальной водки составил 10,6 млн литров, или 13,5% от всего водочного рынка. Данные регулятора при этом существенно расходятся с цифрами Росстата, в которых утверждается, что розничные продажи водки в 2014 году составили около 1 млрд литров при производстве 667 млн. То есть объем нелегального алкоголя составляет около 36% рынка.
  3. По мнению экспертов, объем нелегального оборота на рынке автозапчастей составляет более 295 млрд рублей в год и наносит ущерб бюджету (неуплата НДС) в размере более 53 млрд рублей ежегодно. Более 95% номенклатуры деталей автомобиля можно подделать. На оставшуюся долю приходятся высокотехнологичные узлы и агрегаты, подделывать которые невыгодно.
  4. Контрафактные действия характеризует прежде всего стремление конкурента за счет введения в оборот материальных носителей, в которых воплощены чужие результаты интеллектуальной деятельности либо средства индивидуализации, получить прибыль, не вкладывая средств на создание тех либо иных интеллектуальных продуктов. Ответственность за продажу (реализацию) контрафактной продукции
  5. Законодательством РФ предусмотрена ответственность за продажу контрафактной продукции, а именно в административном, гражданском и уголовном кодексе. При этом закон допускает, что за одно и то же деяние нарушитель может привлекаться одновременно и к гражданской, и к уголовной (или административной) ответственности.

Участие России межгосударственных соглашениях

Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. было ратифицировано Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2011 г. В соответствии с указанным Соглашением три государства приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (далее – ЕЭП).

Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее – ЕТРОИС). Единый реестр имеет прямое действие сразу в трех странах Таможенного союза. На данный момент ЕТРОИС ведет ФТС России.

С 2018 года данные вопросы расширили в пределах БРИКСа.

Рынок нелегальных сигарет в России растет в последние годы небывало высокими темпами: в 2017–2019 годах его доля в общем обороте табачных изделий увеличилась в три раза — с 4,6 до 15,6% (данные исследовательских компаний Nielsen и Kantar TNS). При этом в некоторых регионах (республики Северного Кавказа и области, граничащие с Белоруссией и Казахстаном) доля достигает 23–27%, а в отдельных областях и городах и вовсе половины всего розничного оборота. Специалисты отмечают: ни в одной товарной группе нет такого беспрецедентного роста контрабанды и контрафакта.

Государственных данных по масштабам рынка нелегального табака в России нет. Рынок оперирует оценками известных аналитических агентств Kantar TNS Russia и Nielsen, но в отсутствие интегрального показателя «Эксперт» решил объединить все имеющиеся данные, учесть дополнительные факторы и выстроить единую картину происходящего на рынке нелегальных сигарет.

Задача ренкинга «Рынок нелегальных сигарет в российских регионах» не просто дать срез ситуации в стране в целом, но взглянуть на проблему через региональный аспект. Мы учли как данные исследований, так и косвенные источники: статистику приложения «Патруль качества», учитывающую обращения граждан по фактам продажи нелегальных сигарет, а также информацию о динамике уголовных и административных дел по соответствующим статьям.

И если «средняя температура по больнице» уже внушает серьезные опасения, то, как показывает анализ в ряде регионов, сегодня уже можно говорить об «эпидемии» нелегального табака.

Доля нелегальных сигарет в приграничных регионах

Нелегальные сигареты: история вопроса

Под нелегальными сигаретами подразумеваются пачки сигарет без акцизных (специальных) марок или с поддельными марками, а также пачки с настоящими специальными марками, за которые акциз уплачен не был (не заплатил акциз — значит, продукт нелегальный) и контрафактная (поддельная) продукция известных брендов.

Россию накрывают нелегальные сигареты

Стремительный рост рынка нелегальных сигарет стал проблемой общероссийского масштаба, так как привел к неприятным социально-экономическим последствиям самого широкого спектра.

Во-первых, это выпадающие доходы бюджета от неуплаты акцизов, которые, например, по экспертным оценкам, составили в 2019 году не менее 100 млрд рублей.

Во-вторых, это убытки предприятий розничной торговли, торгующих легальными сигаретами: табак для многих покупателей является «точкой входа» в магазин, и законопослушные ритейлеры теряют клиентов, которые уходят к продавцам, реализующим нелегальный табак. В-третьих, это доступ несовершеннолетних к сигаретам. По данным Общественного совета по проблеме подросткового курения, продавцы нелегальных сигарет практикуют открытую выкладку табачных изделий на витринах и в восьми случаях из десяти не спрашивают паспорт у молодых людей, покупающих сигареты.

В-четвертых, нелегальные сигареты создают серую экономику с оборотом огромного объема наличных денег. Это сводит на нет многолетнюю борьбу Центробанка и правоохранителей с отмыванием и обналичиванием денежных средств и подрывает усилия по обелению экономики.

В-пятых, табачные фабрики в ряде стран — членов ЕАЭС и в дальнем зарубежье, активно работающие на российский нелегальный рынок, получают существенные конкурентные преимущества перед легальными российскими производителями. В результате российская экономика теряет рабочие места, налоги и отчисления.

Города с наибольшей долей нелегальных сигарет

Есть у нелегальных сигарет лишь один «плюс». Такой табак выпадает из поля зрения государственных органов, различных статистических данных, опросов и т. д., что позволяет Минздраву отчитываться о существенном снижении потребления табачной продукции в России.

Не пойман — не контрабандист

Взрывному росту рынка нелегального табака в России способствовала существенная разница между ставками акцизов в РФ и в других странах ЕАЭС. Акцизы и налоги, уплачиваемые на табак в России, сегодня самые высокие на всем пространстве СНГ. Табачные акцизы в России за последние пять лет выросли почти вдвое, в 2020 году в одной пачке сигарет в нашей стране «сидит» как минимум 64 рубля акцизов и НДС.

В странах ЕАЭС такого роста акцизов и налогов не было, и если еще пять лет назад табак в России в среднем стоил вдвое дороже, чем в соседних государствах, то теперь разница может быть и четырехкратной.

При этом низкая цена для российского потребителя имеет определяющее значение в условиях, когда доходы не растут.

Рост стоимости сигарет в России сильно опережает рост доходов населения. Покупательная способность россиян последние пять лет стагнировала, а у отдельных категорий граждан и вовсе снижалась.

В ГНС напомнили, что 18 декабря 2019 года вступил в силу Закон от 2.10.2019 г. №139-IX «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности».

Законом вместо аннулирования лицензии введено приостановление действия лицензии в полном объеме или частично. Одновременно предусмотрена возможность обжалования плательщиком решения органа лицензирования относительно приостановления действия лицензии.

Напомним, что проверить вашего контрагента на благонадежность и осуществлять его дальнейший мониторинг можно с помощью сервиса CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Вы можете проверить контрагента, который вас интересует, прямо сейчас, оформив заявку на тестовый доступ к сервису. Также до 28 декабря вы можете приобрести CONTR AGENT со скидкой до 40%.

Меняются также порядок и основания привлечения к административной ответственности за нарушения, связанные с хозяйственной деятельностью без лицензий.

Так, с 18 декабря 2019 года за торговлю (оптовую, розничную, экспорт, импорт) спиртом этиловым, коньячным, плодовым и розничную торговлю алкогольными напитками или табачными изделиями без лицензии вместо ст. 156 КУпАП будет применяться ч. 1 ст. 164 (штраф от 1000 до 2000 НМДГ (от 17000 до 34000 грн).

В соответствии с новой редакцией ч. 1 ст. 164 КУпАП за деятельность с нарушением лицензионных условий ответственность не предусмотрена. Однако, нарушением будет считаться деятельность в период приостановления действия лицензии, если законодательством не предусмотрены условия функционирования субъекта хозяйствования в этот период.

Установлена административная ответственность за нарушение лицензиатом срока уведомления органа лицензирования об изменении сведений, указанных в заявлении и приложенных документах, — штраф от 250 до 500 НМДГ (4250 — 8500 грн).

Невыполнение лицензиатом распоряжения об устранении нарушений лицензионных условий — влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1500 НМДГ (8500 — 25 500 грн).

Ответственность за осуществление розничной или оптовой торговли алкогольными напитками или табачными изделиями без марок акцизного налога или с подделанными марками этого налога и в дальнейшем будет определяться ст. 156 КУпАП, которой предусмотрено наложение штрафа от 200 до 600 НМДГ (от 3400 до 10 200 грн) с конфискацией предметов торговли и выручки, полученной от продажи предметов торговли.

Привлекать к ответственности за нарушение по вопросам лицензирования за ст. 164 КУпАП как и сейчас будут суды на основании протоколов уполномоченных лиц органов лицензирования.

Напомним, предпринимателям открыли круглосуточную горячую линию

Верховный Суд впервые взыскал с бывшего директора компании убытки в размере 4,3 млн грн

Проект № 2052-1, поданный представителем правящего большинства, предлагает, прежде всего, повышение ответственности за нарушения в этой сфере, запрет рекламы и спонсорства табачных изделий, электронных сигарет и травяных изделий для курения.

Будут урегулированы особенности производства и оборота травяных изделий для курения, электронных сигарет и заправочных контейнеров, включая ограничения и ответственность за их несоблюдение. На эти товары распространят ограничения по продаже, установленные для классических табачных изделий, в частности — запрет на продажу их поштучно, лицам, не достигшим 18 лет, из торговых автоматов и тому подобное.

Также предусмотрено предоставление отчетности об ингредиентах травяных изделий для курения, электронных сигарет и заправочных контейнеров.

Хотят ввести и механизм предотвращения нелегального оборота табачных изделий, предусматривающий возможность отслеживания движения табачных изделий. В частности, на каждой пачке, коробке или сувенирной коробке и заправочном контейнере табачных изделий, травяных изделий для курения, электронных сигарет будет указываться уникальный идентификатор табачных изделий.

Не обошлось и без санкций. Вдвое, как минимум – до 34 тыс. грн, вырастут минимальные штрафы за оптовую и розничную торговлю спиртом, алкогольными напитками и табачными изделиями, их хранение в местах, не внесенных в Единый реестр, а также за продажу, хранение, транспортировку или реализацию фальсифицированных или без акцизных марок алкоголя и табачных изделий. До 170 тыс. грн. хотят увеличить минимальный штраф за безлицензионное производство указанной продукции.

Предусматривает законопроект и немало штрафов, которые появятся в Законе № 481 путем переноса из Закона № 2899 или впервые, в том числе за:

  • осуществление розничной торговли табачными изделиями, травяными изделиями для курения или электронными сигаретами и заправочными контейнерами без медицинских предупреждений — 10 тыс. грн., оптовой торговли ими — 50 тыс. грн, их импорта — 200 тыс. грн;
  • осуществление розничной торговли табачных изделий в упаковках, содержащих менее 20 сигарет или папирос, табаком для самокруток в упаковках, содержащих менее 30 г табака — 10 тыс. грн;
  • непредоставление производителем или импортером табачных изделий, травяных изделий для курения или электронных сигарет и заправочных контейнеров уполномоченному органу исполнительной власти информации об указанных изделиях, предназначенных для реализации на таможенной территории Украины, а также за производство (кроме производства для экспорта), импорт для реализации на территории Украины или торговлю табачными изделиями для перорального применения, производство, экспорт, импорт, хранение, транспортировка или торговлю насваем — 200 тыс. грн и тому подобное.

Административную ответственность, установленную в ст. 156 КУоАП за нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками, табачными изделиями хотят распространить на аналогичные нарушения по торговле травяными изделиями для курения, электронными сигаретами и заправочными контейнерами.

Также за производство и оборот насвая введут административную ответственность, максимальное наказание за которое достигнет 8500 грн.

Курение табачных изделий, травяных изделий для курения в местах, где это запрещено законом, а также в других местах, определенных решением соответствующего сельского, поселкового, городского совета, должен тянуть за собой наложение штрафа в размере 340 грн. Сейчас за это предусмотрено админвзыскания в форме предупреждения или штрафа в размере от 51 до 170 грн.

Также предлагается запретить производство (кроме производства для экспорта), оптовую и розничную торговлю, а также импорт для реализации на территории Украины:

  • табачных изделий для перорального применения;
  • сигарет, в которых показатели содержания в дыме одной сигареты превышают: никотина 1,0 мг, смолы — 10 мг, монооксида углерода — 10 мг;
  • сигарет и табака для самокруток с характеризующим ароматом;
  • табачных изделий, содержащих установленные законопроектом добавки;
  • сигарет и табака для самокруток, содержащие ароматизаторы в определенных законопроектом компонентах;
  • сигарет и табака для самокруток, фильтры, бумага или капсулы которых содержат табак или никотин.

Хотят запретить и разрешенную сейчас рекламу табачных изделий в сети Интернет на сайтах, предназначенных для совершеннолетних лиц.

Источник: законопроект «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усиления ответственности и повышения информированности граждан в области обращения табачных изделий с целью сохранения здоровья нации» от 23.09.2019 г. № 2052-1