Производственные кооперативы учредители

Энциклопедия МИП » Гражданское право » Юр. лица » Создание производственного кооператива и его устав

Процесс создания производственного кооператива не отличается детальным регулированием.

Правовые основы порядка учреждения производственного кооператива и его деятельности изложены в ст. 106.1 – 106.6 ГК. Они конкретизированы в законе «О производственных кооперативах».

Согласно указанным документам, под производственным кооперативом следует понимать организацию, представляющую добровольное объединение граждан, вступивших в него в порядке членства, созданное для цели ведения совместной хозяйственной деятельности при личном трудовом участии, с объединением внесенных каждым членом паевых взносов.

Каждый из указанных признаков такой организации определяет особенности регулирования их деятельности.

Сельскохозяйственная кооперации и ее социальная эффективность

Кооперация

За все время существования кооперации в мире не появилось более эффективной организационной формы самоподдержки и взаимопомощи сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющей совмещать преимущества индивидуального хозяйства с крупным производством, обладающим техническим и экономическим преимуществом, а также конкурентоспособностью на рынке.

Кооперативные формы деятельности составляют неотъемлемую часть хозяйственной жизни большинства стран. По имеющимся оценкам, наибольшее развитие получила сельскохозяйственная кооперация.

Россия имеет собственный опыт развития сельскохозяйственной кооперации. Начав позднее других стран (на рубеже XIX-XX веков), кооперация развилась столь стремительно, что уже к началу Первой мировой войны Россия считалась одной из ведущих стран по развитию сельскохозяйственной кооперации.

После Октябрьской революции кооперация была запрещена, однако в 1921 году вновь разрешена и в период нэпа получила второе бурное развитие. В 1926-1927 годах сложилась система управления сельскохозяйственной кооперацией на всех уровнях.

Затем был взят курс на сплошную коллективизацию сельского хозяйства, более 70 лет оно было обречено на неэффективное существование при полном господстве государственных форм собственности и административно-командной системы управления производством. Таким образом, дважды в своей истории российская кооперация являлась самой лучшей в мире. Характерно отметить, что эти краткие периоды развития сельскохозяйственной кооперации приходились на периоды интенсивного оживления рыночных отношений в стране.

Производственные кооперативы остаются самой многочисленной организационно-правовой формой сельхозпроизводителей. В ч. 1 ст. 107 ГК РФ производственный кооператив определен как «добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание других услуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов».

Отличительные особенности производственного кооператива

Выбор данной организационно-правовой формы сельхозпредприятиями объясняется поиском более эффективных моделей хозяйствования, что делает необходимым изучение условий их эффективной деятельности и разработку методов хозяйствования в целях выявления положительных и отрицательных сторон деятельности данной формы организации производства.

По сравнению с другими формами хозяйствования сельскохозяйственный производственный кооператив имеет свои отличительные особенности.

В производственном кооперативе, наиболее полно отвечающем специфике сельскохозяйственного производства, происходит полное соединение в одном лице работника и собственника, поскольку одним из главных условий членства в кооперативе является трудовое участие его основных членов в производственной деятельности.

Каждый работник самостоятельно решает о вступлении в производственный кооператив. Решение о приеме нового члена кооператива принимается общим собранием. Каждый член кооператива вносит обязательный пай, размер которого должен быть указан в уставе. Обязательный пай дает право решающего голоса на собрании. При этом каждый из членов кооператива имеет один голос. Физические и юридические лица, внесшие пай, но не принимавшие участие в деятельности кооператива, получают статус ассоциированных членов и не имеют права решающего голоса на собрании.

Помимо денежных вкладов в счет обязательного пая могут приниматься имущественные паи, земельные доли и иные вклады, в отношении которых проводится денежная оценка. Производственный кооператив формирует неделимый (резервный) фонд в размере 10 % от общего паевого фонда, который может быть использован по решению собрания в экстренных случаях. Если имущественный пай работника превышает обязательный пай, то его остаток за вычетом последнего зачисляется в дополнительный паевой взнос.

Численность членов производственного кооператива не ограничивается, что дает возможность организации достаточно крупного производства, а это позволяет обеспечивать совершенствование организации и повышение эффективности производства. Однако, в связи с возможностью свободного выхода из кооператива его членов со своим имуществом, эта форма не обеспечивает устойчивости крупного производства. При выходе из кооператива члены получают стоимость своего паевого взноса и земельный участок на условиях, определенных уставом и договором.

Кооперативные формирования в АПК позволяют эффективно организовывать производственный процесс, сократить издержки, гарантировать сбыт произведенной продукции, предоставить материальную защиту товаропроизводителям.

Функции и задачи кооперации

Основная задача производственного кооператива — удовлетворение потребностей его участников наиболее эффективным, экономическим способом. Другой возможный критерий эффективности производственного кооператива — это социальная эффективность, т.е. способность кооперации удовлетворить насущные социальные потребности своих членов. Признавая значимость кооперативных форм хозяйствования в решении социальных проблем жителей села, на наш взгляд, можно выделить ряд социальных функций кооперации, обеспечивающих:

  • ликвидацию социальной изоляции участников;
  • действие принципа «один за всех и все за одного» (солидарность, ответственность, самопомощь через взаимную выгоду);
  • самовыражение личности (формирование активной жизненной позиции, ценностных ориентиров, творчество, осмысление своей деятельности);
  • образование и воспитание (создание духовного благосостояния личности);
  • открытость сообщества (открытое членство, принцип политической, религиозной нейтральности);
  • социальную защиту (кредиты и пособия на социальные нужды);
  • увеличение потребностей, лучшие условия жизни и труда;
  • формирование новых рабочих мест;
  • создание социальной инфраструктуры.

Способность кооперации решать социальные проблемы, формировать высокую социальную активность жителей села создает оптимальные предпосылки для повышения экономической эффективности кооперативной формы хозяйствования на селе.

Деятельность кооперативов как хозяйствующих субъектов находится под воздействием внутренних, внешних факторов, линии воздействия которых часто носят противоречивый характер. Внутренние — это деятельность членов кооператива, а внешние — рыночная конкурентная среда и институт государства. Эти факторы представляют свои интересы, отсутствие согласованности которых приводит к искажению кооперативной формы хозяйствования.

Составляющие механизма эффективности кооперации как формы хозяйствования

Организационно-хозяйственное построение любой формы кооперации должны содержать такие структуры, которые бы создавали и обеспечивали функционирование механизма согласования этих интересов, тем самым обеспечивая их эффективную деятельность. К ним относятся институты государства, конкурентная среда, члены-пайщики и наемный персонал. Взаимодействие механизма и эффективности кооперации как формы хозяйствования отражены в таблице 1.

Таблица 1

Механизм развития кооперации

Функции кооперации

Эффективность кооперации

Критерии эффективности

Рынок и конкуренция

Хозяйственная и предпринимательская деятельность

Экономическая эффективность

Доход, экономия, финансовая устойчивость, стабильность, адаптация, гибкость, качество

Члены-пайщики

Социальная деятельность

Социальная эффективность

Отношение к труду, мотивация, обеспечение занятости, защита интересов, единство цели

Наемный персонал

Управление

Управленческая эффективность

Демократичность управления: степень влияния в планировании и постановке целей, согласованность ролей

Институты государства

Осуществление деятельности в соответствии с государственной политикой

Народнохозяйственная эффективность

Экологичность, согласованность всех выгод кооперативной формы хозяйствования и для общества

Убыточность сельскохозяйственных кооперативов

Одной из причин убыточности сельскохозяйственных производственных кооперативов являются трудности сбыта сельскохозяйственной продукции, высокие цены на технические средства, удобрения, горючее и смазочные материалы, другие ресурсы. Эти трудности, являющиеся основным тормозом развития производства, в равной степени испытывают все сельскохозяйственные товаропроизводители независимо от организационно-правовых форм предприятий, поскольку между ними стоят посредники, сбытовые, перерабатывающие, снабженческие и прочие предприятия-монополисты. Выходом из этого положения возможно создание кооперативных предприятий и организаций, как по переработке и сбыту продукции, так и по материально-техническому снабжению и обслуживанию. Об эффективности этого пути убедительно свидетельствует практика зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Не менее остро стоит в настоящее время и проблемы финансирования и кредитования производства. В сфере кредитного обслуживания сельского хозяйства безраздельно господствуют коммерческие банки, устанавливающие непосильные для товаропроизводителей процентные ставки по выдаваемым кредитам.

Наиболее рациональный путь решения этих проблем — продолжение объединения сельскохозяйственных товаропроизводителей в специализированные кооперативы: по переработке, хранению, транспортировке; сбыту сельскохозяйственного сырья и продуктов его переработки; материально-техническому снабжению; кредитно-финансовому обслуживанию; страховому обслуживанию.

Критерий оценки этому должен быть один — рост производства продукции, снижение ее себестоимости и увеличение доходности, а это возможно при активной и всесторонней поддержке государства для создания стартового капитала кооперативов.

Общие условия образования производственного кооператива

Учреждение ПК предусмотрено главой 2 закона. Ст. 4 определяет требования, связанные с составом учредителей. Согласно этой норме, число первоначально вступивших членов не может быть менее 5-ти.

Кто может стать членом кооператива?

Указывая на то, что в состав членов организации могут входить только граждане, законодатель имеет в иду не обладателей российского паспорта, а физических лиц, как таковых, вне зависимости от наличия или отсутствия политико-правовой связи с той или иной страной. На момент вступления в кооператив такому лицу должно быть не менее 16 лет.

Юридические лица, в порядке исключения могут участвовать в деятельности кооператива. Это возможно только при наличии представителя-физического лица, назначенного организацией. Его полномочия возникают на основании доверенности.

Такой порядок должен предусматриваться уставом.

Также возможно наличие членов, не имеющих трудовые отношения с организацией. При этом их число не может составлять свыше четверти.

Особенности наименования

Ст. 106.2 ГК устанавливает ряд требований к фирменному наименованию организации. Оно должно содержать словосочетание «производственный кооператив» или слово «артель».

Если первый вариант является общеупотребимым, то второй относится к организациям, осуществляющим добычу тех или иных ценных ресурсов. Наиболее распространенный пример — сельскохозяйственная артель.

Процедура учреждения кооператива

Процесс создания производственного кооператива не отличается детальным регулированием. Оно действует лишь в случаях с учреждением сельскохозяйственных производственных кооперативах, предусмотренных одноименным законом, который можно взять за образец в случае, если цели деятельности организации не связаны с аграрным производством.

Она предполагает ряд этапов.

Подготовительная стадия:

  • Каждый будущий член кооператива участвует (путем голосования и, возможно, непосредственной работы) в формировании организационного комитета.
  • Указанный комитет ведет подготовку экономических основ будущей деятельности организации. Поскольку цели работы производственного кооператива заключаются в извлечении прибыли, он должен обосновать необходимое количество стартовых ресурсов и размер пая, который должен внести каждый член. Кроме того осуществляется разработка проекта устава. Также осуществляется прием заявлений о вступлении членов кооператива. Еще одной функцией оргкомитета служит подготовка и последующее проведение общего организационного собрания. Если у членов на этой стадии будут требовать взносы, это правомерно, поскольку призвано компенсировать затрату ресурсов на работу комитета. В этом случае, его участники должны отчитаться.

Задачей этого этапа служит обеспечение правомочности общего собрания членов и подготовка качественного устава, регистрация которого не вызовет проблем в дальнейшем. Учитывая сложность решаемых вопросов, каждый член организационного комитета должен обладать необходимыми познаниями в экономике соответствующей отрасли, либо квалификацией в правовой сфере. Последнее необходимо для проработки устава, поскольку используемый образец или бланк может не соответствовать закону или цели создания кооператива.

Голосование на общем организационном собрании

Итоги голосования вносятся в протокол. Именно поэтому необходима регистрация всех граждан, пришедших на собрание и написавших заявления.

Из числа участников необходимо выбрать председательствующего и секретаря. Если первый ведет собрание и ставит вопросы повестки на голосовании, то второй фиксирует все совершенные действия и итоги выражения мнения членов кооператива.

В рамках этой процедуры решаются вопросы об утверждении устава, о приеме каждого члена в организацию, а также об избрании управляющих органов.

Если для оформления итогов общего организационного собрания используется образец протокола, его необходимо адаптировать к особенностям кооператива.

Что должен обязательно содержать устав?

Требования к уставу содержатся в ст. 106.2 ГК и в ст. 5 закона.

Согласно этим документам, необходимо наличие следующих положений:

  • О фирменном названии, учитывая установленные законодательством требования.
  • О месте расположения. Под ним подразумевается населенный пункт.
  • О всех вопросах, связанных с паевыми взносами, включая состав внесения и его порядок, а также о мерах ответственности в случаях, если член нарушает такие обязательства.
  • Об основах личного трудового участия в работе кооператива и ответственности членов за нарушения в этой сфере.
  • О правилах, по которым распределяется прибыль и убытки кооператива.
  • Об установлении правил возникновения и размере субсидиарных обязательств, которые несет каждый член по долгам организации.
  • О структуре управляющих органов, а также их полномочиях и порядке принятия тех или иных решений.
  • О правилах, по которым определяются и осуществляются выплаты покинувшим кооператив членам.
  • О процедуре принятия новых членов.
  • О правилах, регулирующих выход и исключение из организации.
  • О порядке, определяющем формирование имущества кооператива.
  • Данные о филиалах и представительствах.
  • Правила, по которым проводится реорганизация и ликвидация.

Если устав производственного кооператива не будет соответствовать этим требованиям, регистрация кооператива может окончится отказом.

Процедура регистрации производственного кооператива

Как и любое другое юрлицо, производственный кооператив будет считаться существующим с даты внесения в ЕГРЮЛ сведений о его создании.

Основы этой процедуры заложены в законе «О государственной регистрации юридических лиц».

Согласно ст. 13 этого документа, все действия осуществляются по месту нахождения организации. Чтобы узнать, куда подавать документы, необходимо найти налоговую инспекцию, которой осуществляется регистрация организаций в необходимом населенном пункте. Нередко, особенно в сельской местности, она расположена на территории соседнего города.

Какие документы требуется подготовить?

Утвержденный устав и протокол общего организационного собрания должны быть готовы и подписаны после утверждения первого. После проведения собрания необходимо еще раз проверить эти документы на предмет соответствия требованиям закона.

Далее потребуется заполнить заявление о регистрации юрлица. Соответствующие формы предусмотрены приказом ФНС № ММВ-7-6/25@. Этот же документ содержит инструкции по заполнению. Заявителем выступает руководитель создаваемого кооператива. Заполненный бланк подписывается им в присутствии нотариуса.

Также необходимо оплатить госпошлину. Сейчас она составляет 4 тыс. рублей.

Способы подачи документов

Протокол, устав, заявление и квитанция об оплате госпошлины можно передать лично в налоговый орган или через МФЦ, направить почтой, либо передать по электронным каналам связи.

При личном обращении получить документы удастся только заявителю, либо гражданину, на чье имя оформлена нотариальная доверенность с соответствующими полномочиями.

Сроки и итоги рассмотрения заявления.

Государственная регистрация осуществляется в течение 3-х рабочих дней. Ее итогом может стать получение всех необходимых документов, либо отказ.

Основания для последнего, в случае с производственными кооперативами, служат технические ошибки в заявлении, а также несоответствие фирменного наименования требованиям законодательства. По этим причинам, сдаваемые документы нужно проверить несколько раз, ведь государственная регистрация, заканчивающаяся отказом, приводит к необходимости уплачивать госпошлину повторно.

Причины отказа в государственной регистрации юридического лица

Ос­но­ва­ния для от­ка­за в ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ско­го лица уста­нов­ле­ны за­ко­но­да­тель­но (п. 1 ст. 23 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Часть из них свя­за­на с ре­ги­стра­ци­он­ны­ми до­ку­мен­та­ми и со­дер­жа­щи­ми­ся в них све­де­ни­я­ми. Так, вы по­лу­чи­те отказ в ре­ги­стра­ции юридического лица, если:

  • не пред­ста­ви­те до­ку­мен­ты, необ­хо­ди­мые для го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции. К при­ме­ру, ре­ше­ние о со­зда­нии организации;
  • не будет со­блю­де­на но­та­ри­аль­ная форма пред­став­лен­ных до­ку­мен­тов, уста­нов­лен­ная За­ко­ном;
  • за­яв­ле­ние о го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции ор­га­ни­за­ции будет под­пи­са­но неупол­но­мо­чен­ным лицом;
  • ИФНС будет рас­по­ла­гать ин­фор­ма­ци­ей о том, что в до­ку­мен­тах, пред­став­лен­ных на ре­ги­стра­цию, ука­за­ны недо­сто­вер­ные све­де­ния об ад­ре­се ре­ги­стри­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции;
  • пас­порт­ные дан­ные граж­да­ни­на РФ, ука­зан­ные в за­яв­ле­нии о ре­ги­стра­ции, не будут со­от­вет­ство­вать дан­ным, по­лу­чен­ным на­ло­го­ви­ка­ми от ор­га­нов МВД РФ (п. 10 По­ло­же­ния о пас­пор­те граж­да­ни­на РФ, утв. По­ста­нов­ле­ни­ем Пра­ви­тель­ства от 08.07.1997 N 828). От­ме­тим, что эти све­де­ния ИФНС при ре­ги­стра­ции про­ве­ря­ет в обя­за­тель­ном по­ряд­ке (Пись­мо ФНС от 20.11.2015 N ГД-17-14/171@).

Кроме того, пре­пят­стви­ем для ре­ги­стра­ции могут стать пре­тен­зии на­ло­го­ви­ков к лицам, ука­зан­ным в за­яв­ле­нии на ре­ги­стра­цию. Ком­па­нию не за­ре­ги­стри­ру­ют, если:

  • учре­ди­те­лем ре­ги­стри­ру­е­мой ор­га­ни­за­ции вы­сту­па­ет юри­ди­че­ское лицо, ко­то­рое на­хо­дит­ся в про­цес­се лик­ви­да­ции (п. 2 ст. 20 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ);
  • учре­ди­тель или участ­ник (физ­ли­цо) ре­ги­стри­ру­е­мой ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ции по ре­ше­нию суда не впра­ве за­ни­мать­ся пред­при­ни­ма­тель­ской де­я­тель­но­стью в те­че­ние опре­де­лен­но­го срока и этот срок еще не истек;
  • лицо (не за­яви­тель), име­ю­щее право дей­ство­вать от имени ор­га­ни­за­ции без до­ве­рен­но­сти (на­при­мер, ге­не­раль­ный ди­рек­тор), дис­ква­ли­фи­ци­ро­ва­но, и срок, на ко­то­рый на­зна­че­но дан­ное ад­ми­ни­стра­тив­ное на­ка­за­ние, не истек. Ана­ло­гич­но в ре­ги­стра­ции от­ка­жут, если управ­ля­ю­щим ор­га­ни­за­ции на­зна­чен дис­ква­ли­фи­ци­ро­ван­ный ИП.

Также от­ка­зать в ре­ги­стра­ции могут и по иным ос­но­ва­ни­ям. В том числе, если:

  • до­ку­мен­ты будут пред­став­ле­ны в ненад­ле­жа­щий на­ло­го­вый орган. За­ре­ги­стри­ро­вать юри­ди­че­ское лицо можно толь­ко в опре­де­лен­ном ре­ги­стри­ру­ю­щем на­ло­го­вом ор­гане субъ­ек­та РФ. При этом ис­пол­нять над­зор­но-кон­троль­ные функ­ции может и дру­гая ин­спек­ция. К при­ме­ру, в Москве ре­ги­стра­ци­ей юри­ди­че­ских лиц за­ни­ма­ет­ся Меж­рай­он­ная ИФНС N 46;
  • на­име­но­ва­ние ре­ги­стри­ру­е­мой ком­па­нии не будет со­от­вет­ство­вать тре­бо­ва­ни­ям фе­де­раль­но­го за­ко­но­да­тель­ства. Так, в на­зва­нии ор­га­ни­за­ции не могут ис­поль­зо­вать­ся пол­ные или со­кра­щен­ные на­име­но­ва­ния фе­де­раль­ных ор­га­нов вла­сти (п. 1 ст. 54 ГК РФ), офи­ци­аль­ные на­име­но­ва­ния ино­стран­ных го­су­дарств (пп. 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ) и др.;
  • в те­че­ние срока, уста­нов­лен­но­го для ре­ги­стра­ции, и до вне­се­ния за­пи­си в ЕГРЮЛ в ин­спек­цию по­сту­пит акт при­ста­ва-ис­пол­ни­те­ля, со­дер­жа­щий за­прет на со­вер­ше­ние на­ло­го­ви­ка­ми опре­де­лен­ных ре­ги­стра­ци­он­ных дей­ствий.

С 1 ок­тяб­ря 2018 года в За­коне по­явят­ся еще две при­чи­ны от­ка­за в ре­ги­стра­ции организации (пп. «ц», «ч» п. 1 ст. 23 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ в ред., действ. с 01.10.2018):

  • несо­блю­де­ние тре­бо­ва­ний к оформ­ле­нию до­ку­мен­тов, по­да­ва­е­мых на ре­ги­стра­цию. То есть непра­виль­ное оформ­ле­ние за­яв­ле­ния по форме Р11001 при­ве­дет к от­ка­зу в ре­ги­стра­ции, даже если в нем будут ука­за­ны вер­ные све­де­ния;
  • пред­став­ле­ние до­ку­мен­тов, со­дер­жа­щих недо­сто­вер­ные дан­ные.

Так что на­чи­ная с ок­тяб­ря ос­но­ва­ний для от­ка­за в ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ско­го лица у на­ло­го­ви­ков будет боль­ше.

Обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица

По­лу­чив ре­ше­ние об от­ка­зе в го­су­дар­ствен­ной ре­ги­стра­ции юри­ди­че­ско­го лица, за­яви­тель впра­ве его об­жа­ло­вать. Жа­ло­бу можно по­дать в вы­ше­сто­я­щий на­ло­го­вый орган: УФНС или ФНС (п. 1,2 ст. 25.1 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ). На это да­ет­ся 3 ме­ся­ца с даты, когда за­яви­тель узнал об ущем­ле­нии своих прав ре­ги­стри­ру­ю­щим на­ло­го­вым ор­га­ном или дол­жен был узнать об этом (п. 2 ст. 25.3 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ). Если ре­шить во­прос в до­су­деб­ном по­ряд­ке не по­лу­чит­ся, то за­яви­тель может об­ра­тить­ся в суд (п. 1 ст. 25.2 За­ко­на от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Сельскохозяйственные производственные кооперативы

Правовое положение производственных кооперативов, права и обязанности их членов определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) и Федеральным законом от 8 декабря 1995 года № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» (далее – Закон № 193-ФЗ).

Закон № 193-ФЗ в пункте 2 статьи 3 регулирует организацию и деятельность основных видов сельскохозяйственных производственных кооперативов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются:

– сельскохозяйственная артель (колхоз);

– рыболовецкая артель (колхоз);

– кооперативное хозяйство (далее – коопхоз).

Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработки и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной, не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива.

Правовое положение сельскохозяйственных производственных кооперативов и его членов схоже с несельскохозяйственными кооперативами. Вместе с тем, имеется ряд особенностей, характерных только для сельскохозяйственных кооперативов, которые указываются в пунктах 3–6 статьи 3 Закона № 193-ФЗ.

Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной, не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива.

Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций.

Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз».

Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных Законом № 193-ФЗ и уставом коопхоза.

При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд.

Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз».

Учредительным документом сельскохозяйственного производственного кооператива является его устав. Обязательные сведения, необходимые для внесения в устав перечислены в пункте 1 статьи 14 Закона № 193-ФЗ.

Уставом может быть предусмотрено участие в его деятельности юридических лиц. Пунктом 3 статьи 13 Закона № 193-ФЗ установлено, что юридическое лицо участвует в деятельности кооператива через своего представителя в соответствии с уставом кооператива. Поскольку участие юридических лиц в деятельности кооператива может быть выгодным для кооператива, такую возможность следует предусмотреть в уставе, определив одновременно и форму (порядок) участия представителя юридического лица в деятельности кооператива.

Уставом кооператива может быть установлено, что определенная часть принадлежащего кооперативу имущества составляет неделимый фонд кооператива, используемый в целях, определяемых уставом. Решение об образовании неделимого фонда кооператива принимается по единогласному решению членов кооператива, если уставом кооператива не предусмотрено иное. Кроме того, уставом кооператива могут быть предусмотрены и иные образуемые кооперативом фонды.

В уставе кооператива могут содержаться другие необходимые для его деятельности сведения. То есть в устав могут быть включены дополнительные сведения, необходимые для функционирования кооператива, не противоречащие Закону № 193-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 193-ФЗ решения об изменении устава кооператива принимаются общим собранием членов кооператива, если иное не установлено уставом кооператива и если заявление о характере этих изменений и дополнений содержалось в уведомлении о проведении общего собрания членов кооператива.

Кооператив подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральный законом от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Кооператив считается созданным с момента его государственной регистрации. Список необходимых документов для регистрации кооператива указан в статье 11 Закона № 193-ФЗ.

Государственная регистрация – это специальный акт государственного органа, фиксирующий законность создания кооператива и предоставляющий ему право заниматься предпринимательской деятельностью. Цель регистрации – зафиксировать правовое положение кооператива, ввести его деятельность в правовое русло, определить кооператив в качестве налогоплательщика. Осуществляющий регистрацию кооператива государственный орган вправе отказать зарегистрировать кооператив исключительно по одной причине, – если решение о его создании было принято учредителями с нарушением законодательства (Постановление ФАС Уральского округа от 21 апреля 2008 года №Ф09-2456/08-С4 по делу №А76-24398/2007-53-855/3). Согласно статье 51 ГК РФ отказ в государственной регистрации может быть оспорен в суде.

Необходимые документы представляются в регистрирующий орган непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.

Производственный кооператив образуется исключительно по решению его учредителей. Под учредителями принято понимать тех лиц, которые создают новую организацию. В данном случае кооператив. После создания кооператива все участвующие в нем лица (в том числе и учредители) являются его членами.

Согласно пункту 11 статьи 4 Закона № 193-ФЗ потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено Законом № 193-ФЗ. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием.

Членами кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.

Согласно Закону № 193-ФЗ члены кооператива имеют право:

– участвовать в производственной и иной хозяйственной деятельности кооператива, а также в работе общего собрания членов кооператива с правом одного голоса;

– избирать и быть избранным в наблюдательный совет, исполнительные и контрольные органы кооператива;

– вносить предложения об улучшении деятельности кооператива, устранении недостатков в работе его органов и должностных лиц;

– получать долю прибыли кооператива, подлежащую распределению между его членами, а также иные выплаты;

– запрашивать информацию от должностных лиц кооператива по любым вопросам его деятельности;

– выйти по своему усмотрению из кооператива и получить предусмотренные Законом № 193-ФЗ и уставом кооператива выплаты;

– обращаться за судебной защитой своих прав, в том числе обжаловать решения общего собрания членов кооператива, нарушающие права члена кооператива.

Члены кооператива, принимающие личное трудовое участие в деятельности кооператива, имеют, кроме того, право получать плату за свой труд в денежной и (или) натуральной формах.

Кроме прав, предусмотренных Законом № 193-ФЗ и уставом кооператива, его члены несут определенные обязанности, в числе которых:

– внести паевой взнос;

– участвовать в деятельности кооператива личным трудом либо путем внесения дополнительного паевого взноса, минимальный размер которого определяется уставом кооператива;

– соблюдать установленные для членов кооператива, принимающих личное трудовое участие в деятельности кооператива, правила внутреннего распорядка;

– покрывать долги кооператива при отсутствии в нем денежных средств и имущества, то есть нести субсидиарную (дополнительную) ответственность по таким долгам. В этом случае члены кооператива обязаны компенсировать недостающую часть долга (или весь долг) за счет своих собственных средств.

Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Члены производственного кооператива несут субсидиарную ответственность по обязательствам кооператива в размере, предусмотренном уставом кооператива, но не менее чем в размере 5 процентов своего пая (Постановление ФАС Поволжского округа от 7 октября 2004 года по делу №А65-2895/2004-СГ1-18).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке