Проживание по недействительному паспорту

Существует необходимость внесения изменений в ФЗ от 21 декабря 2013 г. № 376-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в части увеличения штрафов за проживание без паспорта или по недействительному паспорту (от двух до трех тысяч рублей, а за данные нарушения, совершенные в Москве и Санкт-Петербурге от трех до пяти тысяч рублей), т.к. повышение штрафов за данные деяния неоправданно и может повлечь существенное нарушение прав граждан, а установление повышенных штрафов для граждан, проживающих в Москве или Санкт-Петербурге, противоречит ч.2 ст.19 Конституции РФ, ввиду дискриминации граждан по признаку места жительства, что может повлечь многочисленные обращения граждан в Конституционный Суд РФ и принятие решения о несоответствии такого закона Конституции РФ.
В ст.19.15 КоАП РФ отсутствует указание на форму вины, что означает возможность назначения размера штрафа в размерах, указанных в ст.19.15 КоАП РФ, и при неосторожной форме вины.
При повышении штрафа по ст.19.15 КоАП РФ, данным законом не повышены размеры штрафов по ст.19.16 — 19.18 КоАП РФ, установленные в 2002 году, что нелогично, т.к. умышленное уничтожение паспорта и другие нарушения, указанные в ст.19.16 — 19.18, являются более опасными (в особенности при частом их совершении), чем нарушения, указанные в ч.1 ст.19.15 (в особенности, совершенное впервые и по неосторожности) и граничат с преступлениями, предусмотренными ч.1 и 2 ст.325, ст.285 и 324 УК РФ, при этом наибольшую опасность представляют незаконные изъятие и принятие паспортов в залог (ст.19.17 КоАП РФ), т.к. данные деяния, нарушают основные права граждан на свободу передвижения и охрану персональных данных, поэтому размеры штрафов, предусмотренные за такие нарушения, не соответствуют их реальной опасности, при этом за нарушения, указанные в ст. 19.16 — 19.18, сохраняются штрафы для граждан в размере не более трехсот рублей. С 2004 года из ч.1 ст.19.15 КоАП РФ исключено предупреждение (сохраненное в ст.19.16 и ч.2 ст.19.17 КоАП РФ), а размеры штрафов составляют от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей, при этом в КоАП многих стран СНГ за аналогичные нарушения предусмотрены предупреждение или небольшой штраф.
Учитывая такие размеры штрафа по ч.1 ст.19.15, его следует уменьшить, по крайней мере, до одной тысячи рублей. В данном законе предусмотрены основания освобождения от административной ответственности только за проживание без регистрации (ст.19.15.1 и 19.15.2 КоАП РФ), при этом проживание без паспорта или по недействительному паспорту и другие нарушения, также, могут совершаться в случаях, когда наложение штрафа необязательно и привлечение к ответственности, влечет, не вызываемое необходимостью, нарушение прав граждан, например, при несвоевременном обмене паспорта, совершенном впервые, или при проживании без паспорта, при сохранении регистрации. Учитывая отсутствие в КоАП РФ ответственности за: несвоевременный обмен паспорта, отсутствие у гражданина паспорта при себе, отказ в предъявлении паспорта должностному лицу и небрежное хранение паспорта, не повлекшее его утраты, следует: исключить ответственность по ст.19.15 КоАП РФ при неосторожной форме вины, т.к. проживание предполагает наличие умысла, при этом допустимо установить ответственность по ст.19.15 только при умышленном злостном уклонении от получения или обмена паспорта, ввести отдельную ответственность за несвоевременный обмен паспорта, предусматривающую предупреждение и небольшой штраф (не более трехсот рублей).
Данным законом исключена ответственность за допущение проживания без паспорта или по недействительному паспорту для должностных лиц и граждан, а также за допущение проживания без регистрации для должностных лиц, при этом исключение ответственности за допущение проживания без паспорта или по недействительному паспорту неоправданно, поскольку данное деяние более опасно, чем проживание без паспорта или по недействительному паспорту и часто совершается должностными лицами, ответственными за регистрацию, при этом граждан достаточно часто не предупреждают о недействительности их паспортов, что влечет пропуск многими гражданами срока, установленного для законного обмена паспорта и их привлечение к административной ответственности.
Учитывая, что удостоверением личности фактически может быть и заграничный паспорт, целесообразно отменить ответственность по ст.19.15 КоАП РФ при наличии действующего заграничного паспорта у лица, имеющего недействительный внутренний паспорт, либо не имеющего внутреннего паспорта.
В дальнейшем допустимо, законодательно разрешить использование заграничного паспорта в качестве удостоверения личности гражданина РФ на территории РФ наравне с внутренним паспортом гражданина РФ, либо объединить внутренний и заграничный паспорта по примеру многих стран мира.

Обзор правоприменительной практики выявил возникшую неоднозначность в определении срока давности привлечения лиц к административной ответственности по части 1 статьи 19.15 КоАП РФ, за проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту).

Возникшие разночтения в определении данного срока возникли в связи с установленными в «Положении о паспорте гражданина РФ» утвержденном Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 № 828 сроками получения паспорта и его замены.

Вместе с тем, правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.15 КоАП РФ, в силу части 2 статьи 4.5 КоАП РФ, является длящимся и выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Соответственно сроки, предусмотренные частью 1 вышеназванной статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

С момента выявления административного правонарушения органами, уполномоченными на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции следует исчислять 2-х месячный срок давности для привлечения лица, к административной ответственности.

версия для печати