Работа учителя на каникулах

Рабочее время учителя

Работающему по трудовому договору гарантируется

установленная федеральным законом продолжительность рабочего времени…

Конституция РФ, ст. 37

  • · Какова продолжительность рабочей недели учителя?
  • · Может ли администрация школы требовать обязательной отработки 6-ти часов в день, даже если нагрузка у учителя совсем небольшая?
  • · Какое максимальное количество часов нагрузки преподавателя в день?
  • · Какое допустимое количество «окон» в расписании? Что делать, если их много?
  • · Обязан ли учитель посещать еженедельные 1,5 часовые совещания, можно ли наказать за непосещение?
  • · Должен ли быть сокращен рабочий день у учителя в официальные предпраздничные дни?
  • · Правомерно ли вынесение учителю-предметнику, не являющемуся классным руководителем, дисциплинарного взыскания за отсутствие на общешкольном родительском собрании (оплачивают только часы за проведённые уроки, в трудовом договоре это не обговаривается, с должностными обязанностями под роспись ознакомлены не были)?
  • · Сколько часов день должен работать учитель (классный руководитель) на летних каникулах?

В самом общем виде ответить на все эти вопросы можно следующее.

Рабочее время — это «время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности». Для учителей это время (включая все виды работ, выполняемых учителем — не только в школе, но и при подготовке к урокам дома!) не может превышать 36 часов. Это максимум, а не норма! Так сказано в Трудовом кодексе и в законе «Об образовании». Нам надо также помнить, что для всех наемных работников есть одна общая норма – 40 часов в неделю.

Верхний предел учебной нагрузки педагогических работник законодательно не ограничен. Согласно п. 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, объем учебной нагрузки педагогических работников устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении. Есть нижний предел – норма часов педагогической работы за ставку заработной платы. Без согласия учителя работодатель может уменьшить его нагрузку только до ставки (учебной нагрузки, установленной при заключении трудового договора). Более того, если директор в текущем учебном году не может обеспечить учителю установленную ему учебную нагрузку, он обязан сохранить учителю заработную плату не ниже установленной нормы за ставку.. При этом, режим рабочего времени учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, определяется с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой. предложить ему иные виды работы (кружки, факультативы, индивидуальные занятия), объем которой регулируется образовательным учреждением. Говоря об уменьшении учебной нагрузки важно не забывать, что установленный в начале учебного года объем учебной нагрузки (педагогической работы) не может быть уменьшен по инициативе администрации в течение учебного года, а также в следующем учебном году, за исключением случаев уменьшения количества часов по учебным планам и программам, сокращения количества классов (групп продленного дня). При установлении учебной нагрузки на новый учебный год учителям и другим педагогическим работникам, для которых данное общеобразовательное учреждение является местом основной работы, как правило, сохраняется ее объем и преемственность преподавания предметов в классах.

В принципе, учитель имеет право вести сколь угодно большое количество занятий. При этом надо помнить, что ставка ни в одном нормативном акте не приравнена к указанным выше 36 часам общего рабочего времени. Пропорциональное увеличение общего количества рабочего времени при нагрузке, превышающей ставку, к примеру: «У вас 24 часа нагрузки – значит, всего вы должны работать 48 часов» — абсолютно незаконно.

Основная правовая коллизия

Действующее законодательство, устанавливая рабочее время учителя – 36 часов в неделю, плохо прописывает механизм учета данного рабочего времени. Этот механизм должен был быть, в соответствии со ст. 333 ТК, прописан в специальных постановлениях правительства РФ. Но действующие сейчас постановления о рабочем времени лишь запутывают вопрос. В соответствии с этими постановлениями все рабочее время читателя делится на две части: «нормированная преподавательская работа» (то есть непосредственно уроки, количество часов по которым легко определить по табелю учета рабочего времени и графику работы) и «ненормированная педагогическая работа, осуществляемая в течение рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов».

Понятно, что именно из-за этих ненормированной части возникает большая часть конфликтов. Что именно и сколько часов должен делать учитель, помимо собственно преподавания? В Постановлении говорится о «должностных обязанностях, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками, и регулируется графиками и планами работы, в т.ч. личными планами педагогического работника». И это, пожалуй, единственный случай в законодательстве, который хоть как-то упоминает процесс учета не конкретизированной по количеству часов части работы учителя.

Особенно интересно здесь «в том числе». Вряд ли в какой-либо иной сфере рабочее время определяется личными планами работника. Взывать к совести учителя вместо того, чтобы платить ему, — это специфическое советское изобретение действует и в российской школе.

Что же включает в себя педагогическая работа, не конкретизированная по количеству часов? В Постановлении № 191 и Приказе № 96 перечислено столько обязанностей, что выполнить их невозможно в принципе. Это участие в методических совещаниях и в родительских собраниях, проведение оздоровительных и воспитательных мероприятий, консультирование родителей, изучение семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий учащихся, дежурства по школе и т.д. Мы уж не говорим о подготовке к урокам, составляющей значительную часть педагогической работы. И все это – «обычные обязанности», то есть за эти виды работ учитель не получает ни копейки.

Получается, что все зависит от того, как именно будет определен круг этих обязанностей в документах конкретной школы. В одной школе директор издаст приказ о ежедневных обязательных «пятиминутках», в другой – о нахождении всех учителей на их рабочих местах до определенного часа. Законодательно закрепленного перечня не существует, а значит, возможен любой произвол со стороны работодателя.

Даже так называемые методические дни («дни недели, свободные для педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения учебных занятий по расписанию), не гарантированы законом – все зависит от составителей расписания, то есть от школьной администрации.

Мы считаем, что, поскольку за использование рабского и принудительного труда в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность, такого понятия как «не конкретизированная по количеству часов часть педагогической работы работника, ведущего преподавательскую работу» быть не должно. Любая трудовая деятельность должна иметь строгие границы по количеству часов и, на наш взгляд, необходимо строго учитывать каждый проработанный учителем час.

Педагогическим работникам гарантированная сокращенная продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю. Для учителей 5 — 11 классов общеобразовательных учреждений установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы – 18 часов. Вычитаем из 36 часов 18 и получаем 18 часов, так называемой, «неконкретизированной части». Соответственно для учителей 1 — 4 классов общеобразовательных учреждений она составляет 16 часов.

«Неконкретизированная часть» может быть больше 18 часов только с согласия работника. Она может быть меньше 18 часов, если у учителя не 18 преподавательских часов, а, например, 24 (36-24=12), а также если локальными актами утвержден распорядок работы, не предполагающий пребывания на рабочем месте по 6 часов ежедневно. Еще раз подчеркнем, что это никак не влияет на заработную плату учителя. Данный вывод косвенно можно подтвердить еще и тем, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность, возникает при условии выполнения нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, то есть не менее 18 часов в неделю.

Более четко, с учетом интересов учителя, прописаны вопросы, связанные с неполной нагрузкой, работой на каникулах и в периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям.

Учителей, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка и гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере, администрация обязана догрузить до установленной нормы часов другой педагогической работой. Это может быть работа в группе продленного дня, кружковая работа, работа по замене отсутствующих учителей, проведение индивидуальных занятий на дому, выполнение частично или в полном объеме работы по классному руководству, проверке письменных работ, внеклассная работа по физическому воспитанию и другая педагогическая работа.

Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. На каникулах учителя осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул. Эта же норма действует в отношении учителей, осуществляющих индивидуальное обучение детей на дому. Так что требование работать на каникулах 36 часов в неделю незаконно.

Периоды отмены учебных занятий по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям считается рабочим временем, аналогично работе на каникулах.

Очень важна формулировка о так называемых «окнах»:

«При составлении расписаний учебных занятий образовательное учреждение обязано исключить нерациональные затраты времени педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, с тем, чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы, которые рабочим временем педагогических работников не являются».

Что касается работы классного руководителя, то сейчас вообще не существует никакой регламентации его рабочего времени. Из-за этого невозможно «сложить» рабочее время учителя как предметника с его же рабочим временем в роли классного руководителя и убедиться в том, что имеет место значительное превышение рабочего времени – не только 36, но и сорока часов в неделю!

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вопрос учета всего рабочего времени учителя на законодательном уровне решен плохо. Провоцируется грубое нарушение требования ст. 91 ТК РФ: «Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником». Даже если директор школы захочет честно вести учет рабочего времени, он не сможет руководствоваться вышеназванными нормативными актами – придется разрабатывать собственную систему учета.

Именно из-за несовершенства нормативной базы, судя по многочисленным опросам, средняя продолжительность рабочего времени учителя колеблется сейчас от 40 до 65 часов в неделю.

Основные нарушения со стороны работодателей

  1. Приравнивание ставки к полной рабочей неделе работников других отраслей.
  2. Во время каникул — требование присутствия в школе свыше учебной нагрузки.
  3. В предпраздничные дни – отказ от сокращенного рабочего дня.
  4. Неучет явных переработок (круглосуточная работа во время поездок, экскурсии в выходной день, продолжительные внеклассные мероприятия).
  5. Неправильный учет реального рабочего времени или вообще отказ как-либо его учитывать.

Способы защиты

По степени сложности защиты эти ситуации делятся на три группы.

№1-2 – это явный произвол и обман со стороны работодателя, поэтому здесь ничего особенного предпринимать не нужно – достаточно четко объяснить директору, что его сотрудники – юридически грамотные люди. Если директор не изменит своих незаконных требований – прямой путь в трудовую инспекцию и (или) прокуратуру.

Решить ситуацию №3 также несложно. С одной стороны, на учителей распространяются нормы ТК, в том числе ст. №95: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». С другой стороны, вряд ли всегда возможно сокращать учебный предпраздничный день на один урок. С этим могут не согласиться родители: куда денутся дети после школы? Проще добиться от администрации школы приказа о том, что в предпраздничный день учителя имеют право уходить с работы сразу же после проведенных уроков. Это не означает, что мы предлагаем учителям не проводить никаких праздничных мероприятий – но пусть это будет либо проявлением доброй воли самих учителей, либо учитывается (оплачивается) как дополнительная работа.

Ситуация №4 не так очевидна. Чтобы получить в какой-либо форме компенсацию за сверхурочную работу с детьми вне школы, необходимо многое проговорить с директором заранее. Недаром в Постановлении №191 сказано, что «режим рабочего времени указанных работников устанавливается с учетом выполняемой ими работы и определяется правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором». Во-первых, в приказе о походе (поездке) должно быть записано полное время ответственности учителя за жизнь и здоровье детей (то есть время его работы). Из текста приказа должно быть ясно, что эта поездка – не личная прихоть учителя, а часть запланированной воспитательной работы школы. Нелепо проводить что-либо по собственной инициативе и потом требовать за это оплаты. Во-вторых, необходимо заранее письменно зафиксировать, в какой форме учитель получит вознаграждение за сверхурочную работу или за работу в выходной день. Возможны два варианта: денежная компенсация или отгулы. Последнее легче для школы, поэтому обычно директор соглашается на отгулы в каникулярное время. Еще раз напомним, что необходимо именно письменное распоряжение работодателя, с которым учитель сможет обратиться в суд.

Что касается ситуации №4, то здесь неизбежен серьезный конфликт, решить который один учитель – без поддержки коллег – вряд ли сможет. Ведь интересы работников-учителей и работодателя-директора в этом вопросе противоположны. При нынешнем финансировании директор вынужден всеми способами стараться сократить оплачиваемую часть рабочего времени учителей и увеличить неоплачиваемую – иначе школа просто не выживет. С другой стороны, работники заинтересованы в максимально точном учете всех видов их работы. (Мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда учет рабочего времени невыгоден учителю-бездельнику, которого вполне устраивает нынешняя неразбериха.)

Минимальными могли бы стать следующие требования учителей, внесенные в коллективный договор, в локальные нормативные акты:

  • · Администрации школы совместно с представителями педагогического коллектива ежегодно проводить мониторинг рабочего времени. Мониторинг может включать в себя опрос педагогов школы с целью выяснения их реального рабочего времени и фиксацию независимыми экспертами времени, затраченного учителями на выполнение различных видов работ в течение недели. По результатам мониторинга рассчитать среднее необходимое время на каждый вид работы (проверка тетрадей, подготовка к урокам, внеклассная работа по предмету, работа с документами), внести его в коллективный договор.
  • · Определить перечень совещаний (и их продолжительность), обязательных для всех педагогов или для отдельных групп (завучей, классных руководителей, отдельных методических объединений). Общее время подобных мероприятий не должно превышать полутора часов в неделю.
  • · Определить как сугубо добровольное участие в конкурсах, методических семинарах, в городских и районных воспитательных мероприятиях (за исключением обязательных курсов повышения квалификации).

В качестве программы-максимум можно рекомендовать следующие пункты:

  • · разработать должностные инструкции с учетом специфики каждой специальности, в том числе – классного руководителя
  • · в соответствии с требованиями ст. 91, обязать администрацию школы организовать постоянный учет рабочего времени каждого учителя
  • · предоставить представителям педагогического коллектива возможность проверки организации этого учета
  • · расписание уроков составлять с учетом пожелай учителей, с минимальным количеством окон (помимо завуча, в составлении расписания должен участвовать представитель профсоюза или трудового коллектива).

Все вышесказанное не является призывом к формальному выполнению учителями своих обязанностей: работайте, дескать, от сих до сих. Мы прекрасно понимаем, что в педагогике не все поддается точному учету. Однако определять, что именно учитель готов сделать бесплатно, должен только он сам, а не его работодатель.

Ст. 91 ТК РФ

Часть 1 статьи 333 ТК РФ

Пункт 5 статьи 55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об Образовании».

Оплачивается не академический учебный час (40 или 45 минут в зависимости от устава школы), а астрономический, поэтому некорректно рассматривать перемены как время отдыха учителя.

Пункт 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2003 N 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников».

Пункт 2.5 «Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» , утв. приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69.

Пункт 66 Типового положения об общеобразовательном учреждении, утв. Постановлением Правительства от 19.03.2001 № 196.

Постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 1 февраля 2005 г. № 49, от 9 июня 2007 г. № 363 (далее — постановление Правительства РФ № 191. Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

пункт 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781.

ТК, ст. 99. Сверхурочная работа

Сверхурочная работа — работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени — сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Работодатель обязан обеспечить точный учет продолжительности сверхурочной работы каждого работника.

Поэтому не «…разрешить проведение…», а «… в соответствии с планом мероприятий школы назначить ответственным…»

Ст. 152 ТК РФ.

Учет рабочего времени

Согласно ст. 91 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым сотрудником. Каким же образом это делать в учреждениях образования и какое время проставлять в табеле? А проставлять в нем нужно время, отработанное в течение установленной продолжительности рабочей недели 30 или 36 часов или в пределах нормы педагогических (учебных) часов за ставку заработной платы.

Форма табеля использования рабочего времени 0504421 и методические рекомендации по его заполнению для государственных и муниципальных учреждений утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н.

Табель ведется лицами, назначенными приказом по учреждению, ежемесячно в целом по учреждению или в разрезе структурных подразделений. Он открывается ежемесячно за два-три дня до начала расчетного периода на основании табеля за прошлый месяц, применяется для учета использования рабочего времени или регистрации различных случаев отклонений от его нормального использования. Выбор способа заполнения табеля определяется актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

В случае регистрации отклонений в верхней половине строки по каждому работнику, у которого имелись отклонения от нормального использования рабочего времени, записываются часы отклонений, а в нижней – условные обозначения отклонений. В нижней части строки записываются также часы работы в ночное время. При наличии у одного работника учреждения двух видов отклонений в один день (период) нижняя часть строки записывается в виде дроби, числитель которой – условное обозначение вида отклонений, а знаменатель – часы работы. При наличии более двух отклонений в один день фамилия работника в табеле повторяется. В сроки, установленные порядком документооборота учреждения, сотрудник, ответственный за ведение табеля, отражает количество дней (часов) неявок (явок), а также количество часов по видам переработок (замещение, работа в праздничные дни, работа в ночное время и др.) с записью их в соответствующие графы. Табель подписывается лицом, на которое возложено его ведение, и в установленные сроки сдается в бухгалтерию для проведения расчетов.

При обнаружении лицом, ответственным за составление табеля, факта неотражения отклонений или неполноты представленных сведений об учете рабочего времени (представление работником листка нетрудоспособности, приказа (распоряжения) о направлении работника в командировку, приказа (распоряжения) о предоставлении отпуска работнику и других документов, в том числе позднее представление документов) необходимо представить корректирующий табель.

При заполнении табеля применяются следующие условные обозначения:

Наименование показателя

Код

Выходные и нерабочие праздничные дни

В

Работа в ночное время

Н

Выполнение государственных обязанностей

Г

Очередные и дополнительные отпуска

О

Временная нетрудоспособность, нетрудоспособность по беременности и родам

Б

Отпуск по уходу за ребенком

ОР

Часы сверхурочной работы

С

Прогулы

П

Неявки по невыясненным причинам (до выяснения обстоятельств)

НН

Неявки с разрешения администрации

А

Выходные по учебе

ВУ

Учебный дополнительный отпуск

ОУ

Замещение в 1-м – 3-м классах

ЗН

Замещение в группах продленного дня

ЗП

Замещение в 4-м – 11-м классах

ЗС

Работа в выходные и нерабочие праздничные дни

РП

Фактически отработанные часы

Ф

Служебные командировки

К

Образовательное учреждение вправе самостоятельно дополнять применяемые условные обозначения в рамках формирования своей учетной политики.

Опубликовано17 мая 2019 в 18:32

Здравствуйте!

Период каникул, не совпадающий с ежегодными основными и дополнительными отпусками педагогических работников образовательных учреждений, является для них рабочим временем. Продолжительность рабочего времени в период осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, воспитанников, изменению не подлежит.

В соответствии с пунктом 4.5 Положения об особенностях режима рабочего времени преподаватели этих образовательных учреждений привлекаются к участию в работе методических комиссий, семинаров, мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий. За этот период указанным работникам выплачивается среднемесячная заработная плата.

Привлечение к работе в каникулярный период, а также в период отмены занятий по указанным выше причинам осуществляется на основании соответствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы.

Поделись с друзьями

  • Несмотря на перенос школьных каникул, учителей обязали присутствовать на своих рабочих местах. Педагоги выражают недовольство: в школах много учителей в возрасте, некоторым из них нужно добираться до работы на общественном транспорте, и они не понимают, зачем «таскаться по городу», вместо того, чтобы сидеть дома.

    Источник фото: .com

    Учитель минской школы Людмила на условиях анонимности поделилась своим мнением с rebenok.by: она уверена, что удаленно учитель сможет сделать даже больше, чем в школе.

    — Почему не разрешить учителям дома готовить свои бумажные и электронные документы точно так же, как в рабочее время? Это было бы гораздо продуктивнее, и с заботой о нас. Интернета на работе нет, соответственно те же задания подготовить, если уж решат перевести нас на дистанционное обучение, — нет возможности. Да и как без интернета сегодня готовиться к полноценным урокам?

    Администрация школы, где работает Людмила, предложила учителям по желанию взять недельный отпуск в счет будущего отпуска. Но это не лучшее решение, считает педагог.

    — Бумажной работы хватает всегда, но во время учебного процесса на это остается очень мало времени. Сейчас подходящие условия заняться бумагами (опять же это можно было бы делать дома!). Не в отпуске за свой счет или в счет будущего, ведь это уже мое личное время — на семью и детей. Учителя — ведь народ ответственный: они прекрасно понимают, что их работу никто за них не сделает и будут этим заниматься в отпуске.

    По словам Людмилы, педагоги стараются соблюдать все рекомендованные меры предосторожности: в школе ходят в масках, некоторые даже в перчатках, у каждого педагога есть антисептик. Большую часть времени сейчас учителя проводят в своих кабинетах.

    «Мне удобнее работать в школе»

    Анна Северинец работает учителем русского языка и литературы в Смолевичской школе. По ее словам, на каникулах у педагогов всегда много работы.

    — Сегодня я редактировала детские сочинения на очередной конкурс про войну, папки привела в порядок, подготовила задания детям на уроки, если они вообще будут. Теоретически можно все это делать и удаленно, но тогда надо машиной вывезти весь материал, который хранится в школе: методическую литературу, сборники, раздаточный материал для детей. Мне удобнее работать в школе. У нас же провинция. В школу я иду пешком, в одиночестве, через поля и луга, вряд ли это для меня опасно. Отпуск я пока не беру из финансовых соображений.

    В целом, по мнению учителя, в школе сейчас созданы безопасные условия: детей там нет, у всех учителей на входе проверяют температуру и записывают показания в журнал. Педагоги не собираются вместе, а работают в своих кабинетах. В дезинфицирующих средствах тоже нет недостатка. По желанию разрешается взять отпуск за свой счет. Единственное, чего не хватает сейчас, это определенности.

    — Хочется знать, что нас ждет. Мы бы успели за эту неделю хотя бы минимально подготовиться к дистанционному обучению, если оно будет. Время как раз есть. Но пока нет таких указаний.

    «Мероприятия для школьников все равно проводятся»

    Светлана Иванюшина работает учителем начальных классов в Логойской школе. В городе нет подтвержденных случаев коронавируса, и люди спокойно гуляют на улице. При этом Светлана уверена, что учителям совсем необязательно находиться в школе.

    — Моя точка зрения: учителя могли бы выполнять из дома всю необходимую работу: сортировку папок, корректировку документов, составление поурочных планов и накопление материалов, написание проектов. Это лучше, чем идти на работу и хватать-разносить инфекцию.

    Школьного лагеря сейчас нет, но, по словам Светланы, мероприятия для школьников все равно проводятся, и педагоги должны пригласить на каждое из них по 5 детей.

    — Даже воспитательные мероприятия, которые мы должны провести на каникулах, я бы сделала в режиме удаленного доступа (квесты, «Поле чудес», «Своя игра» и даже конкурсы рисунков и фотографий легко организуются и проводятся с помощью чата в вайбере, группы в ФБ или ВК, учительского блога или различных интернет-сервисов). Но пока у нас нет указаний делать что-то удаленно.

    Меры безопасности приняты и в логойской школе: дозаторы с антисептиком установлены на входе и в санузлах, а техперсонал постоянно обрабатывает поверхности.

    — Остальное — на уровне самостоятельных решений. Завучи закупили термометры за свой счет, чтобы измерять температуру тела работников на входе-выходе. Уязвимые члены коллектива (пенсионеры, люди с проблемами со здоровьем) ходят в одноразовых масках/перчатках/шапочках. Стараемся не собираться толпами и соблюдать дистанцию. Читайте также: «Круто, что можно учиться в пижаме». Как минская школа за один день перешла на обучение онлайн

    В некоторых школах неофициально объявили «удаленку»

    Учитель минской школы Елена попросила не указывать ее фамилию, чтобы «не подставлять» директора, который с пониманием отнесся к ситуации и разрешил учителям использовать накопленные отгулы на каникулах.

    — На днях провели совещание, один будний день на выбор разрешили заняться методической работой на удаленке, а в остальные дни предложили взять все имеющиеся отгулы (плюс у нас по договору 2 дня к отпуску полагаются тем, кто работал без больничных). Учителя, у которых отгулов не хватает, будут приходить в школу и работать в своих кабинетах.

    Учитель минской гимназии Елизавета говорит, что ей также очень повезло с администрацией: сотрудникам почти полностью разрешили перейти на удаленку во время каникул.

    — У нас адекватный руководитель, который принял решение оптимизировать работу педагогов с учетом обстановки: равномерно распределил по одному рабочему дню на этой неделе на весь коллектив. Администрация работает только в дни своего дежурства. В остальное время — самообразование, методическая работа, разработка учебных материалов удаленно.

    Следите за нами в Telegram , Viber и Яндекс Дзен

    Тесты для аттестации учителей

    Общие вопросы

    1. Законодательство Российской Федерации в области образования составляют законодательные и иные нормативные правовые акты органов уровней власти и управления:

    а) только Российской федерации.

    б) Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

    в) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

    г) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учредительные и локальные акты образовательных учреждений.

    2. Пронумеруйте указанные нормативные правовые акты по иерархии, начиная с акта наибольшей юридической силы:

    ( 3 ) Типовое положение об общеобразовательном учреждении.

    ( 1 ) Конвенция о правах ребенка.

    ( 4 ) Приказ Минобразования России «Об утверждении Положения о получении общего образования в форме экстерната» (зарегистрирован в Минюсте России).

    ( 2 ) Закон РФ «Об образовании».

    3. Специальный государственный орган, функция которого – осуществление надзора за точным и единообразным исполнением закона, называется:

    а) адвокатурой.

    б) милицией.

    в) нотариатом.

    г) прокуратурой.

    4. Ответственность за нарушение законодательства в области образования несут:

    а) только физические лица.

    б) только должностные лица, нарушившие или допустившие нарушение законодательства.

    в) только юридические лица, нарушившие законодательство.

    г) все юридические или физические лица, нарушившие законодательство.

    5. Наличие у образовательного учреждения свидетельства о государственной аккредитации свидетельствует:

    а) о соответствии деятельности образовательного учреждения требованиям утвержденного Устава.

    б) о соответствии содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных стандартов, о государственном статусе этого образовательного учреждения, о соответствии уровня реализуемых образовательных программ государственным требованиям.

    в) о соответствии основных образовательных программ требованиям базисного учебного плана и (или) утвержденным государством примерным образовательным программам.

    г) о соответствии условий обучения, предлагаемых образовательным учреждением, государственным требованиям.

    6. Основные положения о правах ребенка закреплены в (во):

    а) Конвенции о правах ребенка.

    б) Всеобщей декларации прав человека.

    в) Конституции РФ.

    г) Международном пакте о гражданских правах.

    7. К основным правам человека относится:

    а) право на вступление в брак;

    б) право собственности на имущество;

    в) право на пенсионное обеспечение;

    г) право на жизнь.

    8. Объявление в установленном законом порядке несовершеннолетнего полностью дееспособным называется:

    а) эмансипацией.

    б) экстрадицией.

    в) экспедицией.

    г) освидетельствованием.

    9. Мнение ребенка при рассмотрении дела в суде о восстановлении в родительских правах учитывается с ___________________________________________________________

    (10-летнего возраста).

    10.Гражданская правоспособность физического лица возникает с:

    а) рождения;

    б) 14 лет;

    в) 16 лет

    г) 18 лет.

    11. Создание условий для получения детьми среднего (полного) общего образования согласно Семейному кодексу РФ возлагается на:

    а) органы управления образованием.

    б) родителей (законных представителей).

    в) общеобразовательное учреждение.

    г) учредителя.

    12. Допустимо ли при приеме ребенка для обучения в 1-й класс проведение различных форм проверки его готовности к обучению в конкретной школе?

    а) допустимо при приеме в школу повышенного уровня.

    б) допустимо в форме тестирования.

    в) допустимо по решению Совета учреждения.

    г) недопустимо

    13. При приеме в образовательное учреждение администрация обязана познакомить ребенка и его родителей с:

    а) должностными инструкциями преподавателей, которые будут вести занятия с ребенком.

    б) Уставом образовательного учреждения.

    в) коллективным трудовым договором.

    г) правилами внутреннего трудового распорядка.

    14. При отчислении обучающегося из общеобразовательного учреждения за неоднократное грубое нарушение Устава учреждения необходимо согласие:

    а) Учредителя.

    б) органа управления образованием.

    в) комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

    г) органов школьного самоуправления.

    (14 лет).

    16. Учебная нагрузка, режим занятий в образовательном учреждении определяется:

    а) решением Совета образовательного учреждения.

    б) Уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения.

    в) расписанием учебных занятий.

    г) СанПинами

    17. Для включения в трудовой договор с педагогическими работниками обязательным является:

    а) условие об обязательном социальном страховании работника.

    б) условие об испытании.

    в) условие о неразглашении тайны усыновления (удочерения) обучающихся.

    г) условие о систематическом повышении квалификации работника.

    18. К нормируемой части рабочего времени педагогического работника относится:

    а) организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся (воспитанников).

    б) выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов.

    в) организация и проведение факультативных занятий.

    г) дежурства в учреждении в период образовательного процесса в целях обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени.

    19. Режим рабочего времени всех работников образовательного учреждения в каникулярный период устанавливается:

    а) решением муниципального органа управления образованием.

    б) локальными актами учреждения.

    в) решением педагогического совета образовательного учреждения.

    г) решением общественных органов управления образовательным учреждением.

    20. В каникулярный период педагогические работники:

    а) могут привлекаться для выполнения хозяйственных работ, не требующих специальных знаний.

    б) осуществляют педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени, определенной им до начала каникул.

    в) в соответствии с приказом директора образовательного учреждения могут привлекаться к выполнению разовых работ на базе данного образовательного учреждения.

    г) занимаются повышением своей квалификации вне стен образовательного учреждения.

    21. Гарантии и компенсации педагогическим работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при соблюдении следующих условий:

    а) при получении образования соответствующего уровня впервые.

    б) при получении образования в соответствии с занимаемой должностью.

    в) при согласии руководителя образовательного учреждения.

    г) если это регламентируется положениями коллективного договора образовательного учреждения.

    22. Процедура применения дисциплинарных взысканий к педагогическому работнику, допустившему нарушение Устава образовательного учреждения или норм профессионального поведения регламентируется:

    а) правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

    б) Законом РФ «Об образовании».

    в) Трудовым кодексом РФ

    г) всеми перечисленными документами.

    23. При проведении мероприятий по контролю (надзору) проверяющим обязательно должны быть предъявлены следующие документы:

    а) распоряжение (приказ) о проведении проверки.

    б) план-задание на проведение мероприятий по контролю (надзору).

    в) служебное удостоверение.

    г) командировочное удостоверение.

    .

    Ситуация из практики

    Как осуществляется оплата труда и какова продолжительность рабочего времени учителя педагогического училища, который имеет еще дополнительно часы руководителя кружка в том же заведении общего среднего образования во время каникул?

    Оплата труда работников учебных заведений осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее – Инструкция № 102).

    В соответствии с п. 68 Инструкции № 102 месячная зарплата педагогических работников учреждений образования, в частности педучилищ (кроме высших учебных заведений I–II уровней аккредитации и профессионально-технических учебных заведений), определяется путем умножения ставки зарплаты на их фактическую учебную нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную норму часов в неделю.

    Должности учителя и руководителя кружка согласно постановлению КМУ от 14.06.2000 г. № 963 «Об утверждении перечня педагогических и научно-педагогических работников» отнесены к должностям педагогических работников. В случае если учитель имеет еще часы работы кружка, зарплата во время тарификации определяется отдельно по каждой из этих педагогических должностей.

    В то же время по должности учителя оплата труда зависит от установленной по результатам аттестации квалификационной категории, педагогического звания, объема учебной нагрузки, стажа педагогической работы и выполнения других видов педагогической работы, таких как классное руководство, проверка письменных работ или тетрадей, заведование кабинетом, мастерской и т. п., а также надбавки за престижность педагогического труда.

    Оплата труда по должности руководителя кружка определяется исходя из размера ставки зарплаты по этой должности, которая также устанавливается по результатам аттестации, с учетом стажа педагогической работы, надбавки за престижность педагогического труда.

    Общая сумма зарплаты по обеим должностям выплачивается работнику ежемесячно в одинаковых размерах, включая периоды ученических каникул.

    Во время каникул, которые не совпадают с очередным отпуском, руководитель заведения привлекает педагогических работников к педагогической и организационной работе в рамках времени, которое не превышает их учебную нагрузку до начала каникул (п. 25 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455, далее – Типовые правила № 455).

    В соответствии с п. 19 Типовых правил круг обязанностей (работ), выполняемых каждым работником по своей специальности, квалификации или должности, определяется должностными инструкциями и положениями, утвержденными в установленном порядке квалификационными справочниками должностей служащих и тарифно-квалификационными справочниками работ и профессий рабочих, положениями и правилами внутреннего распорядка соответствующего заведения образования и условиями контракта, где эти обязанности конкретизируются.

    Периоды, в течение которых в учебных заведениях не осуществляется учебный процесс, являются рабочим временем педагогических и других работников. В указанное время работники привлекаются к учебно-воспитательной, организационно-методической, организационно-педагогической работе в соответствии с приказом руководителя заведения в порядке, предусмот­ренном коллективным договором и правилами внутреннего трудового распорядка.

    Поэтому в каникулярное время учитель педучилища, который еще ведет часы работы кружка, должен выполнять организационно-педа­гогическую работу в течение времени, продолжительность которого соответствует ут­вержденному во время тарификации объему учебной нагрузки, исходя из его недельной нормы по этим должностям.