Расселение общежитий в Москве

В среду вечером несколько десятков активистов принесли в Московскую городскую думу коллективное заявление о несогласии с «проводимой в последние годы в Москве практикой». Подписали обращение представители общежитий, расположенных по адресам: ул. Болотниковская, 11, корпус 2; ул. Плещеева, 15а; 1-й Грайвороновский проезд, 7, 9, 9а; Ярославское шоссе, 136; ул. 50 лет Октября, 2, корпус 1; ул. Шереметьевская, 9, корпус 3; ул. Народного Ополчения, 42; ул. Международная, 15; ул. Авиамоторная, 6; ул. 4-я Парковая, 25.

При этой практике общежития коридорного типа целыми этажами переводятся в коммунальные квартиры из 20–60 комнат и для жильцов каждой из них рассчитывается доля в праве на места общего пользования (внутриподъездный коридор, лифтовые холлы, кухни, санузлы), рассказали граждане.

Реклама

В результате не только увеличивается размер квартплаты, но и теряется право на улучшение жилищных условий. Действия департамента жилищной политики основываются на противоречащих федеральному законодательству документах, которые позволяют, в частности, заключать договоры на «неизолированное жилое помещение, с превышением площади и включением части находящегося в нежилом фонде приподъездного коридора», утверждают граждане. По их мнению, это постановление правительства Москвы от 19.12.2012 г. № 743-ПП «О порядке оформления прав на жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, переданных в собственность города Москвы», а также утвержденный мэрией в 2007 году типовой договор социального найма жилого помещения.

В итоге долгожданный соцнайм заключается на площадь, значительно превышающую реальную, а вписавшиеся таким образом в «учетные нормы» новоиспеченные наниматели снимаются с очереди на квартиру.

Еще год назад форма московского договора социального найма была признана незаконной решением судебной коллегии по гражданским делам Мосгорсуда. Однако ДЖП не только не перезаключает составленные по этой форме старые договоры, но и использует ее для новых, говорится в жалобе депутатам. И сейчас в прокуратуре находится множество договоров, заключенных уже после вступившего в силу решения суда. Впрочем, к двойственной позиции надзорного ведомства у жителей общежитий тоже есть претензии: «Из прокуратуры получаем отписки, вроде как снимать с очереди нельзя, но приписывать площадь коридора (который учтен, как нежилое помещение) можно».

В 1986 году работница МГТС вселилась в комнату площадью 23,1 кв. м, которая оказалась спустя почти 30 лет в составе «восьмикомнатного помещения №IV» и увеличилась более чем в два раза — до 53,4 кв. м.

В площадь жилого помещения в этой коммуналке помимо внутриподъездного коридора и лифтовых холлов площадью 73 кв. м вошли две расположенные на этаже библиотеки, два медпункта, читальный зал, комната для занятий и кружковая площадью от 15 до 49 кв. м каждая. В итоге ДЖП счел Ермакову «обеспеченной жильем по норме предоставления и своим распоряжением от 15.04.2013 г. снял с жилищного учета, на котором она простояла 17 лет», говорится в письме депутатам.

Еще один пример «улучшения жилищных условий» — история Жигаевой Л.В., проживающей в учтенной по БТИ как «комната для занятий» комнате №7 помещения Х на 4-м этаже дома 28, корп. 1 по ул. Речников. Жигаева отказалась подписывать договор соцнайма на находящуюся в нежилом фонде комнату, да еще и со значительным превышением метража, но все равно была снята с учета.

«Заключение с очередниками незаконных договоров социального найма департамент считает изменением наших жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилья, — возмущаются авторы обращения. — …Снятые с очереди люди подлежат безусловному восстановлению на жилищном учете, а сотрудники департамента, виновные в массовом нарушении конституционного права москвичей на улучшение жилищных условий, — привлечению к дисциплинарной ответственности».

Протестные акции жителей общежитий в последние годы проходят практически непрерывно. Долгие годы люди добивались именно соцнайма, рассчитывая, что этот договор защитит их от угрозы выселения на улицу.

И в конце 2012 года Сергей Собянин распорядился навести порядок в бывших ведомственных общежитиях и никого больше не выселять. «Мне кажется, надо зафиксировать статус-кво тех людей, которые там фактически проживают, навести порядок с документами и никого не выселять», — заявил мэр. Главным критерием стало подтверждение соответствующих трудовых отношений граждан с организацией, в чьем ведении находилось общежитие (чтобы исключить случаи, когда люди покупали себе места и жили в общежитии, работая на соседнем рынке).

В Движении общежитий Москвы и области перемены восприняли с энтузиазмом. По словам координатора организации Александра Зимбовского, именно этого они долгое время и добивались от городских властей — признания права на жилье за людьми, которых бывшие работодатели умышленно или по халатности оставили без необходимых документов. За бортом, правда, остались жильцы федеральных или частных общежитий (вмешиваться в их проблемы город не имеет права). Но у людей, проживающих более чем в 260 перешедших в собственность города бывших ведомственных общежитиях, появился шанс. Теперь он оборачивается другими проблемами.

Реакция депутатов Мосгордумы на визит активистов оказалась противоречивой.

Так, член фракции КПРФ Владимир Святошенко считает недопустимым создание подобных коммунальных домов в столице цивилизованной страны.

«В последнее время к нам часто приходят люди, чьи комнаты в общежитии удивительным образом из 12-метровых превратились в 19-метровые, а коридор — в многокомнатную коммунальную квартиру, — рассказал депутат «Газете.Ru». — Мы писали письма в соответствующие инстанции, но полученные ответы нас не устраивают. Надо искать не оправдания тому, что людей лишают последней надежды на человеческие условия, а пути решения проблемы. Конечно, это дело не одного дня. Потребуется и изменение законодательства, и мы готовы работать над этим, учитывая мнения всех сторон — жителей, ДЖП, юристов. Но прежде всего мы должны убедить исполнительную власть проявить волю и начать этот процесс».

Со своей стороны, председатель столичного парламента Владимир Платонов считает, что универсального решения проблемы общежитий быть не может. «Городские власти всегда ответственно относились к этой проблеме, но мы не можем принять какой-то один закон для всех жителей общежитий, так как нет ни одной схожей ситуации, — объяснил Платонов «Газете.Ru». — Сколько времени здесь проживал, сколько работал, каково семейное положение, состояние здоровья? Какие документы подписывал, на что соглашался, какие средства уже получил? Все это настолько индивидуально, что невозможно вывести универсальную формулу. Но с каждым конкретным человеком, если это возможно, вопросы решаются».

При этом, по оценке спикера, все вопросы, касающиеся общежитий, находящихся в городской собственности, решены.

Сложности касаются зданий, оказавшихся в частной собственности. «Но все равно мы подключаемся и помогаем, — рассказал он. — Любой гражданин, который считает, что его права нарушены, может обратиться в Мосгордуму, и ему окажут помощь в рамках действующего законодательства. Если человек имел законное право проживать в этом общежитии, это обременение для данного жилья, и просто так собственник уже не может его выселить — он должен приобрести для него другое жилое помещение».

Кроме того, подчеркнул Платонов, он готов работать индивидуально с людьми, которые придут к нему со своими документами, но как юрист не может общаться с «самозванцами», которые сами себе присваивают полномочия быть чьими-то представителями.

«Я объяснил гражданину, выступающему от имени немалого числа людей (Зимбовскому. — «Газета.Ru»), что проблема общежитий была известна в Мосгордуме задолго до появления его письма, — продолжил спикер. — И предложил ему, если он представляет чьи-то интересы, иметь на это доверенность. А так это не помощь, а просто привлечение внимания к своей персоне».

В департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы «Газете.Ru» объяснили, что при оформлении договоров соцнайма в перешедших в собственность города бывших общежитиях действуют строго в рамках законодательства. «Согласно ч. 5 ст. 15 ЖК РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении», — говорится в ответе на запрос «Газете.Ru» за подписью руководителя департамента Николая Федосеева.

Жители бывших общежитий обладают правом на долю таких вспомогательных помещений (кухни, душевые, коридоры, используемые несколькими семьями, проживающими на этаже). При этом лестничные клетки и лифты общим имуществом дома не являются и в состав жилого помещения не входят.

Снятие граждан с жилищного учета, по словам Федосеева, происходит только «в случае утраты ими оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма». При предоставлении гражданам в соцнайм жилых помещений площадью более нормы предоставления (18,0 кв. м на одного человека) такие основания отпадают.

Что касается решения суда, признавшего недействующим городской типовой договор соцнайма, то сейчас, по словам руководителя департамента, договоры заключаются в соответствии с типовой формой, утвержденной постановлением федерального правительства. «Соответствующие изменения внесены в информационные системы департамента. Граждане, ранее заключившие договоры социального найма, могут обратиться в департамент по вопросу их перезаключения по данной типовой форме», — сообщил Федосеев.

Впрочем, перезаключение договора ничего не изменит, поскольку права и обязанности сторон определены в нем не произвольно, а главой 8 ЖК РФ, объясняют в департаменте. И заключение договоров социального найма, «содержащих отдельные формулировки, отличающиеся от формы, утвержденной постановлением правительства РФ», не повлекло изменения «объема прав, предоставленных гражданам».

В конце августа по инициативе министерства регионального контроля старшие домов встретились с руководством одной из самых больших УК в облцентре — «Управляющая компания Ленинградского района». Вместе с другими УК, зарегистрированными по её адресу, она обслуживает до 40% жилого фонда Калининграда. Больше трети зданий — довоенной постройки. Аварийные ситуации здесь случаются часто, а латать надо всё: от инженерных сетей до кровли. БУдут ли — узнал журналист «АиФ-Калининград».

На действующий тариф (10,05 руб.) выполнить такой объём работы просто невозможно. Капремонты в большинстве домов запланированы лишь на 2034 — 2045 годы, поэтому их жители переходят на спецсчета, чтобы привести их в порядок как можно раньше.

Но бывшие общежития на ул. Невского, 44 — 48, не спасёт даже капремонт, настолько здесь всё запущено. По словам гендиректора УК Ольги Емельяновой, их можно только снести, а людей расселить. О реновации этих зданий по примеру Москвы говорят и власти региона. Мол, нецелесообразно ремонтировать дома, где «канализация течёт под полом». Но дальше констатации факта дело не идёт.

Без воды и в потёмках

«По техпаспорту, наше здание — до 1945 года постройки, — говорит старший по дому № 44 Александр Ковецкас. — Но у меня есть немецкие карты до 1931 г., где обозначены эти дома. Там находились немецкие военные штабы. После войны здания переделали в общежития. Сегодня здесь живут бывшие воспитанники детдомов, пенсионеры, многодетные, участники локальных войн, от решения проблем которых в своё время отмахнулось государство».

В 2009 году половина жильцов домов поддалась общему «тренду» и приватизировала квартиры. Муниципальное предприятие, обслуживающее общежития, ликвидировали. Формально дома признали жилыми (хотя в техпаспортах об этом ни слова) и раскидали по частным УК. Верилось, здания «расцветут», но стало только хуже. Люди обозлились — платежи с них собирают, как в нормальных домах, а удобств никаких. Поэтому «из принципа» не платят за обслуживание жилья годами, набегают долги под 100 тыс. руб. Некоторые, пользуясь ситуацией, подселяют в квартиры мигрантов. Все расходы за общие нужды автоматически ложатся на добросовестных плательщиков. Долги растут, а разбираться, кто прав, кто виноват, некому.

Александр Козисович демонстрирует печальные «итоги» последнего капремонта. Полы проваливаются, перекрытия и сантехника текут, светильники рассыпаются.

Коридоры общежития. Фото: АиФ/ Станислав Ломакин

«Это сейчас у нас более-менее светло, а зимой в коридоре темень. Приходится свечи зажигать, чтобы проводить сыновей в школу, их у меня трое, — говорит многодетная мама Ольга Фомичева . — В УК писала: нужен свет, в ответ — молчание. Не живём, а выживаем. Горячая вода отсутствует с 2004 года — с тех пор, как во дворе возвели элитный дом. Кипятим воду в вёдрах. В туалет бесконечная очередь: на 25 семей — четыре унитаза. На общей кухне — две плиты, одна — нерабочая. Начнётся школа — придётся вставать в 5 утра, чтобы приготовить детям завтрак».

Ютимся в комнатушке

16 кв. м. Сыновья спят «по полочкам», заниматься им негде. Тем не менее за коммуналку зимой выставляют счёт почти 4 тыс. руб. А у нас всего доходов — 11 тыс.: моя пенсия по инвалидности и три тыс. «детских». Экономим на всём. Спасибо волонтёрам — помогают! Вот недавно государство прислало старшему повестку в армию. А поинтересовалось ли оно за все эти годы, в каких условиях он рос, вдоволь ли ел? Всё, что я слышала, — предложения отдать детей в приют. Но я сама — воспитанница детского дома, для меня это немыслимо!

Детей в общежитии много. Носятся по длинным тёмным коридорам — вместе весело. Однажды в гости заглянули голландские журналисты — пришли в ужас. Но наших чиновников и депутатов ничем не пронять. Даже детскую площадку во дворе, несмотря на многочисленные просьбы жильцов, сделать не могут.

Но даже не это главное. Страшно то, что жить в этих помещениях опасно для здоровья. В 2014 году жильцы собрали 70 тыс. руб. и заказали независимую экспертизу в ООО «Плесени — нет СПБ». Результаты исследования не обрадовали: микологическую ситуацию в помещениях классифицировали как «непригодную для постоянного проживания из-за заражения плесневыми грибами». В воздушной среде спор плесневых грибов выявили в 1, 5 — 5 раз больше допустимого! Причина поражения — «систематическое намокание строительных и отделочных материалов по причине строительно-технических недостатков дома». Особенно опасно пребывание в таких условиях для детей и людей с ослабленным здоровьем. Эксперты отметили, что заражение носит неустранимый характер даже при условии регулярного применения антисептических средств. В соседнем, 48-м доме в подвалах стоит зловонная жижа, бегают крысы. Воздух такой спёртый, что дышать нечем. Как люди живут здесь годами!

○ Советы юриста:

✔ Можно ли участвовать в программе не гражданам РФ?

Иностранные лица и лица без гражданства, к сожалению, не вправе принимать участие в программе расселения по одной простой причине: лица, не имеющие гражданства РФ, не вправе иметь в собственности или занимать по договорам социального найма жилые помещения, в том числе коммунальные квартиры. Указание на это содержится в ч. 1 ст. 3 Закона № 513-101. Следовательно, получить новое жилье при какой бы то ни было помощи они не могут.

Тем не менее, не граждане, которые планируют осуществлять инвестиционную деятельность, исполнителями программы быть могут, так как указанная выше норма не содержит указания на необходимость иметь предпринимателям регистрацию на территории РФ. Зарубежные юридические лица также вправе участвовать при условии соблюдения условий предоставления иностранным организациям дееспособности на территории РФ.

✔ Есть ли льготы?

По общем правилу, граждане получают содействие от органов региональной и федеральной власти в порядке общей очереди. Однако предусматривается и перечень граждан, которые имеют право на первоочередное получение содействия от властей города. В частности, к ним относятся:

  1. Лица, имеющие 3 и более детей, не достигших возраста 18 лет.
  2. Лица, проживающие в многокомнатной коммунальной квартире с иными семьями (2 и более).
  3. Лица, проживающие в коммунальной квартире, расположенной в доме, включенного в программы капитального ремонта, а также сноса.

В соответствии с законодательством о помощи социально незащищенным слоям населения, безвозмездно и вне очереди также оказывается поддержка инвалидам, ветеранам Великой отечественной войны, пенсионерам и многодетным семьям. Перечисленные категории граждан создают отдельную очередь.

○ Законы об расселение квартир и домов в СПБ.

Любая реформа проводится на основании нормативных актов, и расселение из аварийных домов и коммунальных квартир в Санкт-Петербурге не исключение. Законодательное Собрание города приняло в 2006 году два важнейших документа: Законы Санкт-Петербурга от 26.04.2006 №221-32 «О жилищной политике Санкт-Петербурга» и от 15.03.2006 № 100-15 «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга». Первый акт устанавливает основные цели реформирования сферы жилищно-коммунального хозяйства в «северной столице», условия обеспечения прав граждан, а также положения о финансировании, контроле и надзоре за проводимыми программами. Второй закон регулирует правоотношения, возникающие касательно жилых помещений, которые задействованы в переселении граждан (аварийные, реконструированные, новостройки).

Правительство Санкт-Петербурга также приняло два важных постановления: от 20.06.2006 № 730 и от 23.01.2007 № 43. Первый акт регулирует вопросы предоставления гражданам временных помещений при реконструкции старых, а второй — порядок взаимодействия органов власти города при проведении рассматриваемых реформ. Принимаются и иные Постановления Правительства города, которые тем или иным образом регулируют жилищную реформу. Дополнительные акты, которые чаще носят ненормативный характер, принимает главный орган города, занимающийся вопросами ЖХК, — Жилищный комитет. И, конечно, осуществляются все преобразования в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.