Разрешение на торговлю ИП

Разрешение на открытие нестационарного торгового объекта

Скачать форму договора

Нестационарный объект торговли – это объект, который не имеет твердой привязки к земле, к примеру киоск, торговый автомат. И ставятся такие объекты только в отведенных местах, утвержденных специально разработанной схемой размещения. Каждый из объектов должен соответствовать типовым архитектурным решениям.

За размещение нестационарных объектов в Москве, когда речь идет о расположении их на земле, находящейся в госсобственности, отвечает Департамент торговли и услуг г. Москвы.

Чтобы начать торговать в таком нестационарном объекте, не нужно оформлять разрешение на торговлю, тут требуется заключение договора на осуществление торговой деятельности или на размещение нестационарного объекта торговли. Такой договор будет заключен с победителем аукциона, так как здесь действуют правила конкурсного отбора продавца.

Для участия в аукционе юрлицо или ИП должен подать заявление, форма которого устанавливается организатором торгов, и при этом иметь на счету деньги, необходимые для уплаты задатка на участие в аукционе.

Лицензия на продажу алкоголя

Если в ходе торговой деятельности предполагается продавать алкоголь, то придется получить соответствующую лицензию, поскольку розничная продажа спиртосодержащей продукции требует специального разрешения на торговлю. Такая постановка вопроса соответствует нормам закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ.

Чтобы получить лицензию на продажу алкоголя в розницу нужно обратиться с соответствующим заявлением, форма которого утверждается на уровне субъекта РФ. В Москве, например, обращаться необходимо в Департамент торговли и услуг. Само заявление заполняется по установленной форме, а к нему прикладываются:

Скачать форму заявления

  • Учредительные документы. Если нет нотариально заверенных копий, то можно подать и простые копии, но с собой иметь оригиналы.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • Документы, из которых видно, что уставный капитал компании не меньше 1 000 000 рублей.

Следующие документы могут быть получены департаментом самостоятельно в рамках межведомственного объекта, и только когда это не получается, их должен донести заявитель:

  • Свидетельство о госрегистрации юрлица.
  • Документ, подтверждающий постановку на налоговый учет.
  • Документы, из которых можно было бы определить, что у заявителя есть права на помещения для открытия торговых объектов и для хранения алкогольной продукции.

Разрешение на торговлю алкогольной продукцией выдается на платной основе, так, лицензия сроком на один год стоит 65 000 рублей.

И лицензию не забудьте

Лицензия нужна, если планируете продавать крепкий алкоголь: водку, коньяк, вино. Для пива и пивных напитков лицензия не нужна. Чтобы получить лицензию, надо обратиться в лицензирующий орган своего региона. Обо всём этом мы написали отдельную статью.

Читать в «Деле»

Как получить лицензию на алкоголь

Разрешение для организации розничного рынка

Скачать форму разрешения

Еще одной формой ведения торговли можно назвать организацию розничного рынка, которая регулируется законом «О розничных рынках и о внесении изменений в ТК РФ» от 30.12.2006 № 271-ФЗ. Согласно этому нормативному акту, получить разрешение на организацию рынка можно, подав заявление, где должны быть указаны:

  • Наименование юрлица, его адрес и место расположения объекта, где планируется разместить рынок.
  • ИНН заявителя.
  • Тип организуемого рынка.

А список прилагаемых документов состоит из следующих позиций:

  • Учредительные документы.
  • Выписка из ЕГРЮЛ.
  • Документ, подтверждающий наличие права на объект, где будет размещен рынок.

Если предполагаемое место размещения рынка отвечает плану организации рынков и заявитель выполнил все требования к оформлению и подаче соответственного заявления, то он имеет все шансы получить разрешение на торговлю.

Уведомление о начале деятельности

Чтобы начать свое дело в торговой сфере, не всегда обязательно получать разрешение на торговлю от государства. Только отдельные виды деятельности подлежат лицензированию, и они указаны в законе. Но в некоторых случаях все же необходимо уведомить соответствующий госорган о своем открытии. Такое требование выставляется в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального надзора» от 26.12.2008 № 294-ФЗ.

В этом нормативном акте есть перечень видов деятельности, по отношению к которым применяется уведомительный порядок в торговле. Но есть еще постановление Правительства РФ «Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности» от 16.07.2009 № 584, где перечень видов деятельности конкретизируется более детально. В итоге он выглядит так:

  • Торговля в розницу:
    • в неспециализированных магазинах;
    • пищевыми продуктами в специализированных магазинах;
    • косметическими и парфюмерными товарами;
    • в палатках и на рынках.
  • Торговля оптом:
    • пищевыми продуктами;
    • непродовольственными товарами.

Лицам, решившим вести один из названных видов деятельности, нужно не оформлять разрешение на торговлю, а просто поставить в известность соответствующий госорган.

Подпишитесь на рассылку

Порядок подачи уведомления

Порядок, по которому подается уведомление в уполномоченный орган, зафиксирован в постановлении Правительства РФ № 584. Согласно ему, заявителю нужно предоставить 2 заполненных экземпляра уведомления в уполномоченный орган. Таким органом в Москве выступает управа района города или префектура административного округа, все зависит от того, где зарегистрирован заявитель. Форма уведомления приведена в том же постановлении.

Уведомление можно подать лично, отправить по почте или через интернет в виде электронного документа.

Два экземпляра подаются с тем учетом, чтобы тут же вернуть один заявителю с отметкой о вручении. При подаче электронного документа заявителю высылается подтверждение о вручении также в электронном виде.

В самом уведомлении указываются такие данные:

  • наименование юрлица или ФИО предпринимателя;
  • ИНН;
  • ОГРН;
  • юр. адрес и фактический адрес объекта торговли;
  • вид деятельности и перечень работ и услуг в рамках отдельного вида деятельности.

Заметьте: никаких документов к уведомлению прикладывать не надо. Такой порядок намного легче получения разрешения на торговлю.

Все сведения из уведомления служат для формирования Торгового реестра, который ведется согласно приказу Минпромторга от 16.07.2010 № 602.

Что ожидает продавца, не подавшего уведомление

Все давно уже уяснили, что отсутствие разрешения на торговлю (если оно требуется в обязательном порядке) тянет за собой наложение штрафов. А вот к уведомительному порядку относятся не так серьезно, хотя тут тоже предусмотрена своя ответственность.

КоАП РФ считает проступком нарушение правил уведомления о начале деятельности. А ответственность прописана в ст. 19.7.5-1. Тут есть два варианта:

  • Торговец вообще не подал уведомление, что грозит штрафом в размере от 10 000 до 20 000 рублей (для ЮЛ) или 3 000-5 000 рублей на должностное лицо.
  • Уведомление было подано, но содержало недостоверные данные. Тут ЮЛ уже могут оштрафовать на 20 000–30 000 рублей, а должностное лицо — на 5 000-10 000 рублей.

Во избежание проблем и лишних расходов следует соблюдать установленный порядок начала деятельности.

***

Разрешение на торговлю требуется только в отдельных случаях, например, когда планируется продавать алкоголь. В большинстве своем предприниматели только обязаны уведомить соответствующий госорган или орган местного самоуправления о начале своей деятельности. Но не стоит полагать, что если не нужно оформлять разрешение на торговлю, то она не будет контролироваться. Уполномоченные органы разрабатывают план проверок, чтобы проверять, соблюдаются ли требования, выдвигаемые к порядку организации и ведения торговли.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Бизнес».

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Шаг 1 для получения разрешения на торговлю

Вам надо определиться как удобнее зарегистрироваться для ведения Вашей деятельности: как юридическое лицо (ООО, АО) или как индивидуальный предприниматель (ИП).

  • Регистрация Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
  • Регистрация Акционерного общества
  • Регистрация индивидуального предпринимателя (ИП)

Преимущества и различия:

ООО — общество с ограниченной ответственностью, юридическое лицо, которое может быть образовано даже одним учредителем. Учредителями могут быть как физические лица, так и юридические. Нормативные акты, регулирующие деятельность — Гражданский кодекс, часть 1, глава 4, статьи 87-94, закон «Об обществах с ограниченной ответственностью — (№14-ФЗ от 08.02.1998).

ИП — индивидуальный предприниматель, то есть физическое лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Нормативные акты, регулирующие деятельность – Гражданский кодекс, часть 1, глава 4, ст. 23.

Минусы ИП и Плюсы ООО

  1. Индивидуальный предприниматель (ИП) отвечает по обязательствам своим имуществом. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) – учредители несут субсидиарную ответственность. В случае проблем, учредители ООО потеряют только вклад в уставный капитал.
  2. С 1 июля 2006 года индивидуальные предприниматели (ИП) потеряли право заниматься розничной торговлей алкоголем. Связано это со вступлением в силу поправок к Закону (О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ФЗ-171 от 22.11.1995 г.)
  3. Индивидуальный предприниматель (ИП) обязан платить фиксированные взносы в ПФ ( с 2010 года взносы, уплачиваемые в размерах, исчисленных исходя из стоимости страхового года) независимо от того, ведет он деятельность или нет. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) в случае не ведения деятельности и отсутствия на балансе имущества, никаких налогов не платит.
  4. Для тех, кто собирается работать на обычной системе налогообложения (ОСНО). Общество с ограниченной ответственностью (ООО) может покрывать убытки прошлых лет прибылью текущего года, и таким образом уменьшить налог на прибыль. Индивидуальный предприниматель (ИП) убытки прошлых лет при расчете НДФЛ учесть не могут.

Минусы ООО и Плюсы ИП

  1. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обязано соблюдать «Порядок ведения кассовых операций». Наличная выручка должна сдаваться в банк. Отсюда вытекает следующий минус – Вы не можете распоряжаться этой наличной выручкой просто так, по своему усмотрению. Эта выручка принадлежит не Вам, а организации. Превратить ее в свою собственность Вы можете только совершив определенные действия. На индивидуального предпринимателя (ИП) Порядок кассовых операций не распространяется. И вся выручка, полученная от ведения предпринимательской деятельности, хоть наличными, хоть на счет в банке, является его собственностью. И отчитываться, куда он ее тратит, он не обязан.
  2. Учредители Общества с ограниченной ответственностью (ООО) могут распределять дивиденды не чаще чем раз в квартал. Индивидуальный предприниматель (ИП) , как и было сказано выше, может использовать выручку сразу.
  3. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) обязано вести бухучет и сдавать бухгалтерскую отчетность, если оно не на УСН (кроме того, если предприятие совмещает УСН и ЕНВД бухгалтерский учет обязателен). При этом, даже при УСН, если дивиденды распределяются, бухучет придется вести – так требует Минфин. Индивидуальные предприниматели (ИП) не ведут бухучет. И, соответственно не сдают бухотчетность.
  4. У Общества с ограниченной ответственностью (ООО) в разы больше некоторые штрафы.
  5. Индивидуальный предприниматель (ИП) не платит налог на имущество, используемое в предпринимательской деятельности. Общество с ограниченной ответственностью (ООО) на ОСНО платит.
  6. Если у Вас уже закуплено оборудование для ведения бизнеса, то в Обществе с ограниченной ответственностью (ООО) Вам придется каким-то образом его легализовать — вносить в уставный капитал, арендовать или дарить фирме. Индивидуальный предприниматель (ИП) не обязан отчитываться на каком оборудовании он работает, и откуда оно взялось.

Пожарная безопасность

Единственной организацией, которая курирует противопожарную безопасность, является МЧС России. Для того чтобы получить разрешение на открытие магазина для ИПподаются документы в местное отделение этого управления.

Перечень:

  • заявка на получение противопожарного заключения;
  • свидетельство ИНН (ксерокопии);
  • документы регистрации;
  • акт о замерах изоляции и свойств сопротивления;
  • акт приёма-передачи автоматизированной пожарной системы и договор обслуживания;
  • акт проверки противопожарного водопровода;
  • план эвакуации;
  • приказ о назначении ответственного лица за пожарную безопасность.

Плановые проверки ИП проводятся не реже одного раза в 2 года. Но помимо этой процедуры, имеют место внеплановые и контрольные проверки. Чаще всего осуществляются по жалобе посторонних лиц, при условии предоставления конкретного факта нарушения. Рекомендуем к изучению! Перейди по ссылке:

Если предприниматель арендует здание для реализации товаров, то особое внимание он должен обратить на пункт в договоре об ответственном лице за пожарную безопасность.

Несмотря на то, что ответственность за недвижимое имущество лежит на собственнике, встречаются случаи, когда по договору отвечает за эти заботы арендатор. Поэтому прежде чем подписывать соглашение следует удостовериться в правильности его оформления по отношению к вам.