Оформление квартиры в собственность — это последний шаг, превращающий покупателя недвижимости в её владельца. Кто-то сделает этот шаг после ввода дома в эксплуатацию, кто-то — после выплаты кредита по ипотеке.
Регистрация права собственности на квартиру возможна, если:
- новостройка введена в эксплуатацию;
- открыта государственная регистрация квартир в новостройке;
- у покупателя есть все необходимые документы.
Первые два пункта находятся в компетенции застройщика. А вот сбором необходимых документов и самой процедурой регистрации покупатель может заняться самостоятельно. Можно воспользоваться и помощью специалистов, часто застройщик предлагает покупателям взять на себя регистрацию права собственности на квартиру. Тут все зависит от цены на услугу и наличия у покупателя свободного времени.
Если по какой-либо причине застройщик не торопится с оформлением документов, необходимых для открытия государственной регистрации, его можно «поторопить», обратившись в суд. Но на этот счет особо волноваться не нужно. Если в качестве застройщика выступает солидная компания, ожидать подобных «сюрпризов» не стоит.
Можно купить квартиру с готовой отделкой. Это выгодный и наименее хлопотный вариант. В качестве примера взят интерьер квартиры в UP-квартале «Сколковский», Одинцово.
Большая часть квартир покупается по ипотеке. В этом случае оформление квартиры в собственность проходит в 2 этапа, но по сути отличий от обычной регистрации мало.
Какие документы нужны для регистрации права собственности на квартиру
Список документов на оформление собственности на квартиру в новостройке в МФЦ обычно выглядит так:
- Заявление от покупателя;
- Паспорт покупателя;
- Договор, заключенный с застройщиком, например, договор долевого участия;
- Кадастровый паспорт с экспликацией;
- Подписанный покупателем и застройщиком акт приема-передачи;
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
Если покупатель поручает регистрацию третьему лицу, то помимо указанного перечня документов, для регистрации права собственности на квартиру, на это лицо нужно оформить у нотариуса соответствующую доверенность.
Оформление квартиры в собственность при ипотеке
Порядок регистрации квартиры в новостройке при ипотеке такой же, как и при обычной покупке, но список документов, необходимых для оформления квартиры в собственность, будет немного отличаться.
Обременение залогом
В перечень документов для регистрации права собственности на квартиру в новостройке, приобретаемую по ипотеке, входят:
- ипотечный договор:
- договор, заключенный с застройщиком;
- договор залога квартиры;
- согласие кредитора на то, что покупатель будет пользоваться квартирой.
Купленная в ипотеку квартира обременена залогом, это фиксируется в Росреестре. У покупателя есть определенные права на квартиру. Например, он имеет право жить в ней, а подарить квартиру родственнику без согласия банка или даже прописать его в ней — нет.
Чтобы распоряжаться квартирой на своё усмотрение, после погашения ипотечного кредита нужно зарегистрировать снятие обременения. Кредиторам, погасившим задолженность по ипотеке, банки выдают необходимые для снятия залогового обременения документы. После этого в МФЦ нужно предоставить:
- заявление на снятие залога;
- паспорт;
-
закладную из банка с отметкой о погашении (обычно — с доверенностью на сотрудника, внесшего запись о погашении);
- кредитное соглашение;
- свидетельство собственности.
В некоторых ситуациях возможны небольшие отличия. В исключительных ситуациях возможно снятие обременения через суд.
Процесс регистрации прав собственности на квартиру, в том числе купленную по ипотеке, нельзя назвать сложным. Получить необходимые документы у застройщика или банка обычно не составляет труда. Зарегистрировать заявление на регистрацию прав собственности или снятие обременения в МФЦ довольно просто. Без помощи квалифицированных специалистов сложно обойтись только в исключительных случаях.
Хотя регистрация прав на квартиру может быть проведена самостоятельно, стоит обратить внимание на наличие у застройщика подобной услуги. Такие услуги удобны и экономят время, но главное — они отражают стремление обеспечить покупателям высокий уровень сервиса.
Почему это удобно
✓
Больше не нужно будет оформлять закладную в банке и регистрировать ее в Росреестре
✓
После выплаты кредита для снятия обременения делать ничего не нужно. Банк сам отправит в Росреестр данные о погашении
✓
Срок снятия обременения, в среднем, сократится с 30 до 14 дней
✓ Никаких бумаг, а значит рисков, что с документами что-то случится физически
Как это работает
Вместо оформления закладной менеджер Сбербанка подготовит дополнительное соглашение к кредитному договору, в котором будет прописано, что закладная не оформляется. Для этого нужно будет предоставить в банк ваш экземпляр кредитного договора. Если в договоре нет отметки об оформлении закладной, то дополнительное соглашение оформлять не нужно.
Напомним, с октября также не оформляется закладная при покупке в ипотеку готового жилья. Исключение — кредит оформлен в рамках «Военной ипотеки».
Как может использоваться банком
Банковские организации заинтересованы в залоговых сделках. И не только потому, что вместе с закладной получают гарантию на возврат выданных кредитных средств. Этот документ позволяет банковской организации заработать дополнительные средства – и это вполне законно.
Направления использования закладной:
- продажа залога;
- частичная переуступка прав;
- обмен закладными.
Помимо этого, банковские организации могут выпускать эмиссионные ценные бумаги с обеспечением в виде залога. Причем банк не обязан запрашивать разрешение заемщика, достаточно отправить ему уведомление о направлении использования.
Продажа залога (частичная и полная)
Частичная переуступка закладной.
Сторонами договора при такой сделке выступают банковские учреждения. Банк-залогодержатель, с целью привлечения финансовых средств, может продать часть долга по ипотеке другому банку. На заемщике это никак не отразится – он будет продолжать выплачивать кредит по тем же реквизитам, но деньги банк будет переводить на счет организации, перекупившей закладную.
Полная продажа закладной.
Реже банки идут на полную переуступку прав на закладную, и залог переходит в распоряжение к другому банку. Для совершения этой операции согласие заемщика так же не требуется – ему просто сообщают о перепродаже письмом или лично в офисе банка. Для ипотечных заемщиков «полная переуступка прав на закладную» звучит устрашающе – они опасаются изменений в договоре в сторону увеличения кредитного бремени. На деле опасаться не стоит. Для клиента изменятся только реквизиты счета для перевода ежемесячных платежей, и других изменений в кредитном договоре не будет.
Обмен
Законом предусмотрена возможность не только продажи закладной, но и обмена – кредитные организации обмениваются между собой залоговым имуществом. В сделке могут принимать участие и физические лица. Если требуется доплата, одна из сторон вносит ее на расчетный счет другой. Для заемщика по-прежнему ничего не меняется, как и в случае частичной продажи и переуступки прав на залог.
Действия после погашения ипотеки
Ипотека погашена? Поздравляем! Теперь нужно подумать о снятии обременения с залогового объекта недвижимости. Есть два возможных варианта:
-
Банк после погашения кредита по запросу клиента сам снимает обременение, и, обладая правами владельца залога, подает заявление в МФЦ;
-
Заемщик получает в банке закладную на руки, и самостоятельно обращается в МФЦ для снятия обременения, госпошлина за эту услугу не предусмотрена.
По завершении всех процедур закладная теряет свою юридическую силу, подтверждением чего служит отметка «АННУЛИРОВАНО», и сам документ передается заемщику.
После полного расчета с банком по кредиту заказать и получить в кредитной организации справку об отсутствии долга по ипотечному займу!
Восстановление закладной
Что делать, если закладная утеряна? Не паниковать. Конечно, потеря любого важного документа событие неприятное, но решаемое – его можно восстановить. При этом условия кредитования остаются неизменными, а сам объект залога – в безопасности.
Как можно восстановить закладную?
- Банк-залогодержатель составляет и регистрирует в Росреестре дубликат документа. Сотрудники регистрирующей инстанции сверяют его с имеющейся копией оригинала, и выдают новый бланк с отметкой «Дубликат». Бремя расходов по уплате пошлине лежит при этом на банковской организации.
- Самый быстрый вариант восстановления – представитель кредитора вместе с заемщиком отправляются в Росреестр и оформляют нужные документы.
- Ну и самый неприятный исход – обращение в суд. Это крайняя мера, когда сотрудники Росреестра не могут выдать дубликат и отказываются снять обременение по причине утраты документа. Суд проверит выполнение заемщиком взятых обязательств по ипотеке, и вынесет судебное решение на прекращение залога.
Вам может быть интересно: «Ипотека без первоначального взноса в 2019 году»
Как выглядит закладная по ипотеке
Цвет, размер бланка и шрифтов на нем могут отличаться в разных банках. Зато ФЗ №102 «Об ипотеке» выдвигает требования к сведениям, которые обязательно должны содержаться в документе. Это:
✅ название документа и его идентификационный номер — место, где указывается номер закладной по ипотеке, не регламентируется, но обычно его размещают в шапке;
✅ информация о заемщике — фамилия, имя, отчество, дата рождения и данные паспорта;
✅ информация о банке — юридические данные, включая ИНН, КПП и другие сведения;
✅ номер, дата заключения и другая информация о подписанном кредитном договоре;
✅ данные о кредите: его срок, сумма ежемесячного платежа, процентная ставка и другие;
✅ требования банка к погашению кредита;
✅ объект залога и сведения о нем — номер кадастрового паспорта, точный адрес и другие;
✅ стоимость залога по экспертной оценке;
✅ информация о праве залогодателя на собственность — сведения о регистрации права на имущество;
✅ подписи всех участников договора, дата регистрации кредитного договора и закладной.
Обязательно проверяйте всю информацию в ней и сверяйте данные в документе со сведениями в кредитном договоре. Если в договоре будут одни условия погашения займа, а в закладной — другие, приоритет будет отдан закладной.
ЕСЛИ КВАРТИРА БЕЗ ИПОТЕКИ:
СОБРАВ ВСЕ ЭТИ ДОКУМЕНТЫ ПО СПИСКУ СДАЕМ ИХ В МФЦ (любое):
1.АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(выдается по 1 экземпляру на каждого+ 1 экземпляр для РОСРЕЕСТРА);
3.ДДУ (договор долевого участия) либо уступка прав требования (оригинал);
4.Копии паспортов (1 стр. прописка и семейное положение) собственников);
РЕКВИЗИТЫ УФРС:
получатель: УФК по Ульяновской области (Управление Федер.службы гос.регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области)
ОКТМО 73701000
р/с 401 018 101 000 000 100 03
БИК: 047308001
ИНН 7325051089
КПП 732501001
КБК 321 108 070 200 180 001 10
ЕСЛИ КВАРТИРА В ИПОТЕКЕ:
Перед тем как ехать в МФЦ сдавать документы для оформления квартиры в собственность, Вам необходимо заказать:
1. ВЫПИСКУ из ЕГРОН (её можно заказать в МФЦ, в отделе продаж Застройщика, через сайт Росреестра);
1. Получив ВЫПИСКУ ИЗ ЕГРОН, необходимо заказать ОЦЕНКУ квартиры
(выбрав аккредитованную Вашим банком оценочную компанию (список компаний опубликован на сайте вашего БАНКА));
2.Сдаёте в БАНК:
— ОЦЕНКУ;
— ДДУ (оригинал);
— Кредитный договор (оригинал)
— СПРАВКА О ПОЛНОМ РАСЧЕТЕ с Застройщиком;
— АКТ Приема передачи;
3. ПОЛУЧАЕТЕ ЗАКЛАДНУЮ (её Вы забираете из Банка и подписываете там, снимаете с неё копию!!!)
Теперь можно ехать в МФЦ, туда везём следующие документы:
1. ЗАКЛАДНАЯ (копия+оригинал);
2.АКТ ПРИЕМА-ПЕРЕДАЧИ ОБЪЕКТА ДОЛЕВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА
(выдается по 1 экземпляру на каждого+ 1 экземпляр для РОСРЕЕСТРА);
4. ДДУ (договор долевого участия) либо уступка прав требования (оригинал);
5.Копии паспортов (1 стр.прописка и семейное положение) собственников);
6.Госпошлина в размере 2000 руб.(копия чека);
8.КРЕДИТНЫЙ ДОГОВОР (копия+оригинал).
После сдачи данных документов, Вам необходимо квартиру ЗАСТРАХОВАТЬ (список аккредитованных банком страховых компаний вам также нужно уточнить в банке).
В случае Если Вам необходима оценка, страховка и помощь в оформлении всегда Рады Вам помочь по адресу: пр-т Ленинского Комсомола д.38 офис 4
(отдел продаж ООО ИНВЕСТСПЕЦСТРОЙ).