О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва
ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
от 11 ноября 2011 года N 952 ВХ-1
О государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции на территории Республики Тыва
(с изменениями на 30 апреля 2020 года)
Принят
Верховным Хуралом (парламентом)
Республики Тыва
26 октября 2011 года
Статья 1. Сфера действия настоящего Закона
Настоящий Закон регулирует вопросы в сфере государственного регулирования розничной продажи алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции и устанавливает правовые основы комплекса мер по упорядочению оборота алкогольной продукции на территории Республики Тыва в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Республики Тыва, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Статья 2. Законодательство Республики Тыва о государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
Законодательство Республики Тыва о государственном регулировании розничной продажи алкогольной продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции состоит из Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Федеральный закон), иных федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона, других законов Республики Тыва и иных нормативных правовых актов Республики Тыва.
Статья 3. Полномочия органов государственной власти Республики Тыва в области розничной продажи алкогольной продукции и ограничения потребления (распития) алкогольной продукции
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
1. Правительство Республики Тыва:
1) обеспечивает исполнение законов Республики Тыва, регулирующих отношения в сфере розничной продажи алкогольной продукции и ограничения ее потребления (распития) на территории Республики Тыва;
2) определяет орган исполнительный власти Республики Тыва, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее — уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва);
3) определяет места массового скопления граждан и места нахождения источников повышенной опасности, в которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции;
4) утверждает перечень населенных пунктов, в которых отсутствует доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе точка доступа, определенная в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи», по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
5) устанавливает порядок информирования, предусмотренного пунктами 5 и 6 части 2 настоящей статьи, частью 1.2 статьи 4 настоящего Закона;
6) представляет в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по запросу данного органа сведения о прилегающих территориях, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса;
7) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе о полном запрете розничной продажи алкогольной продукции, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса;
7.1) представляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по запросу данного органа сведения об установлении дополнительных ограничений времени, условий, мест розничной продажи алкогольной продукции, розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях (в части увеличения размера площади зала обслуживания посетителей в объектах общественного питания), в том числе о полном запрете на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, в форме электронных документов в трехдневный срок со дня получения запроса;
(п. введен 7.1 Законом Республики Тыва от 30.04.2020 N 594-ЗРТ)
8) утверждает порядок финансирования деятельности по реализации предусмотренных настоящей статьей полномочий органов государственной власти Республики Тыва;
8.1) устанавливает дополнительные локальные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции при введении режима чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территориях муниципальных образований Республики Тыва;
(п. 8.1 введен Законом Республики Тыва от 14.11.2018 N 435-ЗРТ)
9) осуществляет иные полномочия в соответствии законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва.
2. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва:
1) выдает лицензии на розничную продажу алкогольной продукции (за исключением лицензий на розничную продажу вина, игристого вина (шампанского), осуществляемую сельскохозяйственными товаропроизводителями), регистрирует выданные лицензии, лицензии, действия которых приостановлены, и аннулированные лицензии;
2) осуществляет прием деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
(в ред. Закона Республики Тыва от 14.11.2018 N 435-ЗРТ)
3) осуществляет региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции;
4) вносит предложения о разработке и реализации совместных программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
5) информирует органы местного самоуправления о расположенных на территории соответствующего муниципального образования организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также об организациях, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и о признаваемых сельскохозяйственными товаропроизводителями организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах и об индивидуальных предпринимателях, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
6) информирует о муниципальном правовом акте об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, расположенные на их территориях организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания;
7) осуществляет иные полномочия в соответствии законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Тыва.
Статья 4. Полномочия органов местного самоуправления в области розничной продажи алкогольной продукции
1. К полномочиям органов местного самоуправления относится осуществление контроля за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции в пределах компетенции.
1.1. Органы местного самоуправления устанавливают границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, с учетом результатов общественных обсуждений в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
(часть 1.1 введена Законом Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
1.2. Органы местного самоуправления одновременно с официальным опубликованием муниципального правового акта об определении границ прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона, информируют о нем расположенные на территории соответствующего муниципального образования организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, и признаваемые сельскохозяйственными товаропроизводителями организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розничную продажу вина (игристого вина), при оказании этими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания.
(часть 1.2 введена Законом Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями в области розничной продажи алкогольной продукции с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.
Статья 5. Осуществление лицензирования на территории Республики Тыва
1. Лицензии на осуществление розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Тыва выдаются в порядке, установленном Федеральным законом.
2. За предоставление или продление срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Статья 6. Учет и декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции
(в ред. Закона Республики Тыва от 10.04.2016 N 159-ЗРТ)
1. Учет и декларирование объема розничной продажи алкогольной продукции осуществляется в соответствии с Федеральным законом.
2. Порядок учета объема производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции, порядок предоставления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования алкогольной продукции и форма этих деклараций устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 7. Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
1. Особые требования к розничной продаже алкогольной продукции, розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, а также потреблению (распитию) алкогольной продукции определены статьей 16 Федерального закона.
2. Розничную продажу алкогольной продукции на территории Республики Тыва вправе осуществлять организации (за исключением организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), минимальный размер оплаченного уставного капитала (уставного фонда) которых составляет:
500 тысяч рублей — при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции в городских округах и городских поселениях;
300 тысяч рублей — при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции на иных территориях.
(часть 2 в ред. Закона Республики Тыва от 25.06.2018 N 407-ЗРТ)
Статья 8. Региональный государственный контроль (надзор) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
Региональный государственный контроль (надзор) в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Республики Тыва в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания) на территории Республики Тыва
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
1. Не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
1) с 15.00 до 11.00 часов по местному времени;
2) в культовых организациях, на автостанциях, в речных портах и на пристанях, в парках, местах массового отдыха граждан, а также в ларьках, киосках, палатках, павильонах, контейнерах и помещениях, не приспособленных для продажи данной продукции, с рук, лотков, автомашин;
3) в помещениях, переведенных из жилого помещения в нежилое помещение и расположенных в многоквартирных домах, либо в помещениях, непосредственно примыкающих к многоквартирным домам;
4) в субботние и воскресные дни, в дни, объявленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нерабочими праздничными днями и Законом Республики Тыва от 12 февраля 1999 года N 143 «О праздничных днях Республики Тыва» государственными или народными праздниками Республики Тыва, а также в период проведения массовых общественных мероприятий (спортивных, праздничных, культовых, культурных и политических), проводимых на территории соответствующего муниципального образования, в соответствии с действующим законодательством;
5) в случае установления Правительством Республики Тыва дополнительных локальных ограничений времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, в том числе полного запрета на розничную продажу алкогольной продукции при введении режима чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера на территориях муниципальных образований Республики Тыва.
(п. 5 введен Законом Республики Тыва от 14.11.2018 N 435-ЗРТ)
2. Указанные в части 1 настоящей статьи дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции не распространяются на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Статья 9.1. Условия розничной продажи алкогольной продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания)
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
(введена Законом Республики Тыва от 07.04.2015 N 69-ЗРТ)
Организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции (за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания), в порядке, установленном Правительством Республики Тыва, обязаны обеспечить оснащение помещений, в которых осуществляется розничная продажа, системами внутреннего и наружного видеонаблюдения с возможностью ведения записей видеосъемки и их хранения не менее трех месяцев.
(в ред. Закона Республики Тыва от 13.11.2017 N 323-ЗРТ)
Установка и эксплуатация средств видеонаблюдения должна осуществляться с учетом прав граждан на защиту персональных данных, предусмотренных федеральным законом.
Статья 9.2. Ограничения розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях
(введена Законом Республики Тыва от 30.04.2020 N 594-ЗРТ)
1. Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только в указанных объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 квадратных метров.
2. Под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений объекта общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.
Статья 10. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов Республики Тыва
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу законы Республики Тыва:
от 29 июня 2006 года N 1883 ВХ-1 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва» (Шын, 2006, 11 июля, 27 июля; Тувинская правда, 2006, 2 августа);
от 4 июля 2008 года N 820 ВХ-2 «О внесении изменений в Закон Республики Тыва «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва» (Тувинская правда, 2008, 10 июля);
от 31 декабря 2010 года N 329 ВХ-1 «О внесении изменений в статью 5 Закона Республики Тыва «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Тыва» (Тувинская правда, 2011, 13 января; Шын, 2011, 13 января).
Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования, за исключением части 2 статьи 6 настоящего Закона.
2. Часть 2 статьи 6 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2012 года.
Председатель Правительства
Республики Тыва
Ш.КАРА-ООЛ
г. Кызыл
11 ноября 2011 года
N 952 ВХ-1
Нормативное правовое регулирование лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Федеральные акты.
Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции»«
Налоговый кодекс Российской Федерации. Государственная пошлина
Нормативное правовое регулирование лицензирования розничной продажи алкогольной продукции. Региональные акты.
Закон Пермского края от 01.02.2013 N 167-ПК «О Внесении изменения в закон Пермского края «Об административных правонарушениях» и признании утратившими силу отдельных законов Пермского края
Дополнительные ограничения условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда), утвержденные постановлением Правительства Пермского края от 10.10.2011 № 755-п (в редакции постановления от 10.11.2017 № 907-п)
Административный регламент Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по исполнению государственной функции по лицензионному контролю за деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции, утвержденный приказом Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 01.11.2013 № СЭД-03-01-03-314 (Административный регламент от 01.11.2013 N СЭД-03-01-03-314)
Административный регламент Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции, утвержденный приказом Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 18.11.2013 № СЭД-03-01-03-330 ( Административный регламент от 18.11.2013 N СЭД-03-01-03-330)
Пр СЭД-03-01-03-220 от 25.10.2018 Об утверждении Перечней правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение котор
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции
1. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4553)
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019)
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249)
3.Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, N 31, ст. 4179)
5. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2009, регистрационный № 13915 («Российская газета», № 85, 14.05.2009)
6. Приказ Минфина России от 14 августа 2018 г. № 172н «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.12.2018)
7. Постановлением Правительства Пермского края от 10 октября 2011 г. № 755-п (ред. от 10.11.2017) «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» (Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 41, 17.10.2011)
8.Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. № 350-п (ред. от 23.01.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 17, 06.05.2013)
9.Постановлением Правительства Пермского края от 8 мая 2013 г. № 417-п (ред. от 24.04.2019) «О разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций, а также об экспертизе проектов административных регламентов предоставления государственных услуг» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 19, 20.05.2013)
10. Постановлением Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 г. № 255-п(ред. от 24.04.2019) «Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Пермского края и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 15, 22.04.2013)
11. Приказ Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 18.11.2013 № СЭД-03-01-03-330 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении Административного регламента Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 46, 25.11.2013).
Перечень правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции
1.Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4553)
Перечень правовых актов, регулирующих исполнение государственной функции по осуществлению лицензионного контроля за деятельностью по розничной продаже алкогольной продукции
1. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4553)
3. Федеральным законом от 2 мая 2006 г. №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» («Российская газета», № 95, 05.05.2006)
4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249)
5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1)
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» (Собрание законодательства Российской Федерации, 25.08.1997, № 34, ст. 3980)
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 26.01.1998, № 4, ст. 482)
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 16.01.2006, № 3, ст. 299)
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 23.01.2006, № 4, ст. 381)
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства РФ, 12.07.2010, № 28, ст. 3706)
11.Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489» («Собрание законодательства РФ», 07.12.2015, № 49, ст. 6964)
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация» («Собрание законодательства РФ», 02.05.2016, № 18, ст. 2647)
13. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13 мая 2009 г., регистрационный № 13915 («Российская газета», № 85, 14.05.2009)
14. Приказ Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов» («Российская газета», № 129, 16.06.2016)
15. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 04.07.2016)
16. Постановление Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. № 350-п (ред. от 23.01.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 17, 06.05.2013)
17. Постановлением Правительства Пермского края от 10 октября 2011 г. № 755-п «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» (Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 41, 17.10.2011)
Перечень нормативных правовых актов, регулирующих предоставление государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания
1. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 27.11.1995, № 48, ст. 4553)
2. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249)
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 г. № 852 (ред. от 25.10.2017) «Об утверждении Правил использования усиленной квалифицированной электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг и о внесении изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства РФ, 03.09.2012, № 36, ст. 4903);
6. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 13.05.2009, регистрационный № 13915 («Российская газета», № 85, 14.05.2009)
7. Приказ Минфина России от 14 августа 2018 г. № 172н «О форме лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru 20.12.2018)
8. Постановлением Правительства Пермского края от 10 октября 2011 г. № 755-п (ред. от 10.11.2017) «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» (Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края, № 41, 17.10.2011)
9.Постановление Правительства Пермского края от 15 апреля 2013 г. № 255-п (в ред. от 24.04.2019) «Об утверждении Положения об особенностях подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) исполнительных органов государственной власти Пермского края и их должностных лиц, государственных гражданских служащих Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 15, 22.04.2013);
10. Постановлением Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. № 350-п (ред. от 23.01.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 17, 06.05.2013)
11. Постановлением Правительства Пермского края от 8 мая 2013 г. № 417-п (ред. от 24.04.2019) «О разработке административных регламентов предоставления государственных услуг и административных регламентов исполнения государственных функций, а также об экспертизе проектов административных регламентов предоставления государственных услуг» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 19, 20.05.2013)
12. Приказ Министерства промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края от 28.07.2017 N СЭД-03-01-03-156 (ред. от 14.12.2018) «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Министерством промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края государственной услуги по лицензированию деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания»
Перечень правовых актов, регулирующих государственную функцию по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к розничной продаже алкогольной продукции и розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, установленных статьей 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», обязательных требований к розничной продаже спиртосодержащей продукции, за исключением государственного контроля за соблюдением требований технических регламентов:
1.Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» («Собрание законодательства Российской Федерации», 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1);
2. Федеральный закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» («Собрание законодательства Российской Федерации», 27.11.1995, № 48, ст. 4553)
4.Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» («Собрание законодательства Российской Федерации», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6249);
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 г. № 1036 (ред. от 04.10.2012) «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания» («Собрание законодательства Российской Федерации», 25.08.1997, № 34, ст. 3980);
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 55 (ред. от 05.12.2019) «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» («Собрание законодательства Российской Федерации», 26.01.1998, № 4, ст. 482);
7.Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 864 (ред. от 28.08.2018) «О справке к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольную и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащих лекарственных препаратов и спиртосодержащих медицинских изделий)» («Собрание законодательства Российской Федерации», 16.01.2006, № 3, ст. 299);
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. № 872 (ред. от 28.08.2018) «О справке, прилагаемой к таможенной декларации» (вместе с «Правилами заполнения справки, прилагаемой к таможенной декларации») («Собрание законодательства Российской Федерации», 23.01.2006, № 4, ст. 381);
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 (ред. от 28.01.2019) «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» («Собрание законодательства Российской Федерации», 12.07.2010, № 28, ст. 3706);
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2015 г. № 1268 «Об утверждении Правил подачи и рассмотрения заявления об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489» («Собрание законодательства Российской Федерации», 07.12.2015, № 49, ст. 6964);
11.Распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. № 724-р (ред. от 02.10.2019) «Об утверждении перечня документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация» («Собрание законодательства Российской Федерации», 02.05.2016, № 18, ст. 2647);
12. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30 апреля 2009 г. № 141 (ред. от 30.09.2016) «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» («Российская газета», № 85, 14.05.2009);
13. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 11 декабря 2019 г. № 225н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов, и о признании утратившим силу приказа Минфина России от 11 мая 2016 г. № 58н «Об установлении цен, не ниже которых осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа алкогольной продукции крепостью свыше 28 процентов»(Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.12.2019);
14.Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2016 г. № 55н «Об установлении цены, не ниже которой осуществляются закупка (за исключением импорта), поставки (за исключением экспорта) и розничная продажа игристого вина (шампанского)» («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 27, 04.07.2016);
15. Постановление Правительства Пермского края от 10 октября 2011 г. № 755-п (ред. от 10.11.2017) «Об установлении дополнительных ограничений условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, требований к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда)» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 41, 17.10.2011);
16. Постановление Правительства Пермского края от 26 апреля 2013 г. № 350-п (ред. от 10.07.2019) «Об утверждении Положения о Министерстве промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 17, 06.05.2013);
17. Постановление Правительства Пермского края от 19 сентября 2018 г. № 509-п (ред. от 30.12.2019) «Об утверждении порядков организации и осуществления государственного и лицензионного контроля за соблюдением требований законодательства» («Бюллетень законов Пермского края, правовых актов губернатора Пермского края, Правительства Пермского края, исполнительных органов государственной власти Пермского края», № 37, 24.09.2018)
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Экономические вопросы управления
Глушко Т.Ю.
Государственное регулирование производства и оборота алкогольной продукции: ключевые особенности и проблемы
Глушко Татьяна Юрьевна — аспирант, экономический факультет, МГУ имени М.В. Ломоносова. E-mail: kybys@yandex.ru
Аннотация
Государственное регулирование оказывает существенное влияние на рыночные отношения между субъектами различных отраслей. Деятельность предприятий на алкогольном рынке заслуживает особого внимания как вследствие специфичности продукта, так и в связи с высокими доходами от ее налогообложения. Как показывает мировой опыт, контроль, ограничения, запреты на производство и употребление имели место на протяжении всего существования алкогольной продукции. Российский рынок не является в данном случае исключением. В статье рассматриваются основные особенности государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции. Ключевым моментом в ужесточении государственного контроля стала разработка автоматизированной системы ЕГАИС. Трудности, связанные с введением и функционированием системы, остаются актуальными и на настоящий момент.
Ключевые слова
Государственное регулирование, рынок алкогольной продукции, подакцизные товары.
Рынок алкогольной продукции в России имеет свои специфические особенности, среди которых: структура потребления алкогольной продукции, ограничения в способах продвижения, фальсификация продукции и жесткое государственное регулирование производства и оборота алкогольных товаров. Данные особенности оказывают определенное влияние на деятельность участников рынка, организацию и развитие бизнеса. Структура потребления имеет непосредственное отношение к портфелю брендов компании, создает приоритеты в производстве и продаже тех или иных видов продукции. Для российского рынка характерно преобладание крепких спиртных напитков в общей структуре потребления. В последние годы наблюдается тенденция роста доли слабоалкогольных напитков и пива, а также смещается акцент в сторону употребления дорогих крепких напитков премиум-класса. Ограничения в способах продвижения алкогольной продукции непосредственно влияют на маркетинговую политику фирмы и варианты построения коммуникаций с потребителем. Все большее значение приобретает соответствие внешнего вида продукции (упаковки, этикеток, стекла), а также качества жидкости требованиям государственных стандартов и регламентов. Высокий уровень нелегального оборота алкогольной продукции создает угрозу жизни и здоровью граждан и требует
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
дополнительной защиты потребителей от подделок. Причинами столь большого количества подделки алкогольных товаров являются, во-первых, неэффективный контроль над оборотом со стороны государства, во-вторых, отсутствие дешевых алкогольных продуктов вследствие высоких ставок акциза, сложности сертификации и таможенных процедур.
Методы государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции
На протяжении всего существования и развития рынка алкогольной продукции применялись различные способы контроля ее производства и оборота: становление акцизного налогообложения, формирование перечня подакцизных товаров, установление ставок и методов исчисления акцизов, введение законодательных ограничений и требований к производству и обороту алкогольной продукции оказывали существенное влияние на деятельность участников рынка1. Предприятия, производящие или импортирующие подакцизные товары, и сейчас вынуждены постоянно адаптироваться к изменениям в законодательстве, перестраивать существующие процессы в соответствии с требованиями государства, нести дополнительные административные и оперативные издержки. В связи с особенностями производства и реализации продукции в России, высокой долей нелегального производства, а также растущими требованиями потребителей к качеству товара российский рынок алкогольной продукции претендует на особое внимание государства. Государственное регулирование алкогольной продукции включает многие виды деятельности, основными из них являются:
• регулирование экспорта, импорта продукции;
• регулирование цен на алкогольную продукцию;
• определение квот на закупку этилового спирта, необходимых для удовлетворения потребностей страны;
• введение обязательной маркировки марками акцизного сбора или специальными марками, производимой и реализуемой на территории России алкогольной продукции;
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
• лицензирование производства и оборота алкогольной продукции;
• организация государственного контроля над производством и оборотом алкогольной продукции;
• установление государственных стандартов и утверждение технических условий в области производства и оборота продукции;
• определение комплекса мер по защите здоровья и прав потребителей алкогольной продукции, в том числе установление порядка аккредитации организаций, имеющих лицензии на закупку, хранение и поставки продукции;
• установление порядка сертификации и государственной регистрации алкогольной продукции;
• установление порядка сертификации и государственной регистрации основного технологического оборудования для производства алкогольной продукции.
Государственное регулирование рынка алкогольной продукции в России отличается особой жесткостью в части контроля над производством и оборотом продукции, широким спектром требований и правил к деятельности участников рынка, строгой отчетностью и регламентацией процедур, связанных с алкогольной продукцией (хранение, транспортировка, таможенное оформление, продажа, реклама). Политика государства в отношении производства и оборота алкогольной продукции, с одной стороны, направлена на поддержку здоровья и сохранности нации, с другой стороны, заинтересовано в доходах от налогообложения участников рынка. В зарубежной практике налогообложения данные вопросы также стоят достаточно остро и поиск оптимального баланса остается актуальным2. Зарубежный опыт показывает, что влияние роста ставок акцизов на уровень потребления главным образом происходит в прямых каналах продаж, в рознице повышение цен в большей степени ложится на производителей и импортеров продукции для сохранения конкурентоспособности товара. В дополнение к этому повышение акцизов не решает проблему для людей, которым алкоголь приносит действительный ущерб, а в той или иной степени затрагивает всех потребителей в целом3. Установление различных ставок акцизов по видам алкогольной продукции оказывает влияние на структуру потребления: одинаковое увеличение акциза на все виды продукции сказывается прежде всего на
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
снижении доли крепких спиртных напитках, в меньшей степени на слабоалкогольной продукции и приводит к наименьшему сокращению потребления пива4.
Российское правительство с целью поддержания здоровья населения реализует концепцию по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения и государственную программу по развитию здравоохранения5. Эта политика направлена на снижение уровня потребления алкогольной продукции, профилактику злоупотребления и повышение эффективности регулирования алкогольного рынка. Проблемы в данной области связаны с необходимостью установления оптимальных налоговых ставок, так как высокие ставки акцизов ограничивают деятельность участников рынка в возможности предложить конкурентоспособный продукт по доступным ценам. Высокие ставки акцизов также ведут к росту нелегального производства, что представляет опасность для потребителя.
Кроме того, государственное регулирование рынка создает дополнительные сложности для осуществления производства и продажи алкогольной продукции. Жесткие стандарты, требования, системы контроля и учета, вмешательство государственных структур на всех этапах реализации товара приводят к ограничению возможностей участников рынка. Происходит вытеснение малого и среднего бизнеса в связи с неспособностью компаний выполнять установленные процедуры и нести высокие издержки.
Информационная система ЕГАИС: введение, функционирование, трудности реализации, последствия
Ключевыми рычагами регулирования производства и оборота алкогольной продукции в России являются обязательная маркировка и регистрация продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Обязательная маркировка алкогольной продукции была введена Постановлением Правительства РФ № 938 с 1 января 1997 в целях защиты потребителя от нелегальной
5 Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014); Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2012 № 2511-р «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие здравоохранения»». URL: http://base.garant.ru/70290076/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
продукции, а также контроля импорта и производства алкоголя в стране6. В настоящее время порядок маркирования регламентирован статьей 12 Федерального закона от 22 ноября 1995 № ФЗ-171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (последняя редакция — 2 ноября 2013)7.
Обязательной маркировке подлежит вся алкогольная продукция за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи. При этом:
— алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, за исключением продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками;
— алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию РФ, маркируется акцизными марками.
Федеральные специальные и акцизные марки должны содержать следующие сведения о маркируемой ими алкогольной продукции: наименование алкогольной продукции, вид алкогольной продукции, содержание этилового спирта, объем алкогольной продукции в потребительской таре, наименование производителя алкогольной продукции, местонахождение производителя алкогольной продукции, страна происхождения алкогольной продукции, подтверждение соответствия установленным требованиям качества и безопасности, подтверждение правомерности использования на алкогольной продукции охраняемого в Российской Федерации товарного знака. За правильность нанесения и подлинность федеральных специальных марок, акцизных марок, региональных специальных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством РФ. Однако рядовому потребителю практически невозможно идентифицировать настоящая марка наклеена на товар или нет. Для усиления защиты постановлением правительства c 1 ноября 2012 введены акцизные марки нового образца. Новые марки имеют 15 степеней защиты, выпускаются в двух форматах, подразделяются по видам алкогольной продукции, а также предельной вместимости используемой
6 Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
потребительской тары. Возможно, данная мера и способствует сокращению подделок и, соответственно, нелегального оборота, однако издержки на данное нововведение государство в очередной раз перекладывает на производителей. Стоимость новых марок составляет 1600 руб. (без учета НДС) за 1000 штук, вместо 1300 руб. за 1000 акцизных марок предыдущего образца8.
Важным этапом усиления государственного контроля выступило введение информационной системы ЕГАИС, предназначенной для автоматизированного учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Разработка ЕГАИС была поручена Федеральному государственному унитарному предприятию Научно-технического центра «Атлас» при Федеральной службе безопасности России. За ввод системы в эксплуатацию несли ответственность Министерство экономического развития, Министерство сельского хозяйства, Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба. Введение ЕГАИС осуществлялось в первой половине 2006 года согласно редакции Федерального закона № 171-ФЗ от 1 января 2006, по которой все производители и импортеры алкогольной продукции, действующие на территории Российской Федерации, обязаны установить программно-технический комплекс ЕГАИС. Параллельно с введением ЕГАИС меняются акцизные марки для импортной продукции и федеральные специальные марки — для отечественной.
Автоматизированная информационная система ЕГАИС предназначена для автоматизации государственного контроля за объемом производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции для решения следующих задач:
• обеспечение полноты и достоверности учета с возможностью детализации до субъекта РФ, производителя, вида, наименования продукции, крепости, объема, правильности начисления акциза;
• обеспечение ведения учета импорта с контролем правильности начисления акциза и возможностью детализации до страны происхождения, производителя, поставщика, импортера, вида, наименования продукции, крепости, объема;
• обеспечение ведения учета федеральных специальных марок и акцизных марок с возможностью детализации до организации, осуществляющей производство и
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
оборот алкогольной продукции или импорт алкогольной продукции, которой она выдана, на какую алкогольную продукцию нанесена марка или по каким причинам забракована, каким актом списана и уничтожена;
• анализ состояния и тенденций развития производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории РФ и ее регионов;
• затруднение реализации контрафактной продукции за счет проверки сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота, между отправителем и покупателем, которая осуществляется в электронном виде9.
Указанные задачи система реализует посредством учета акцизных марок, нанесения на них сведений о маркируемой импортируемой / производимой алкогольной продукции, фиксации и передачи в единую государственную автоматизированную информационную систему данных об объемах закупки и поставки данной продукции. Программа обеспечивает автоматизацию формирования базы данных об объемах импорта / производства алкогольной продукции за произвольно выбранный отчетный период с возможностью детализации до вида продукции, наименования, емкости тары, крепости, количества, объема, страны происхождения, производителя, отправителя, получателя и сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота импортной алкогольной продукции.
Разработанную в теории схему функционирования ЕГАИС реализовать на практике удалось не сразу. В период введения и начале функционирования системы можно выделить следующие проблемы по работе с комплексом:
• технические недоработки системы: сбои, ошибки, потеря информации, односторонняя связь;
• отсутствие акцизных марок нового образца, необходимых для активации и учета в ЕГАИС;
• необходимость постоянной перестройки и адаптации процессов к меняющимся условиям;
• отсутствие квалифицированного персонала, владеющего новой системой.
В результате, распространились задержки и срывы поставок, увеличилось количество процедур, а также время выполнения заказов, значительно выросли издержки на единицу продукции. Таким образом, система на первых этапах введения
9 ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: . URL: www.egais.com/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
привела к кризису в алкогольной отрасли — пострадали как производители, так и импортеры продукции, понеся значительные убытки. Последствия почувствовали и потребители, столкнувшись с дефицитом продукции и ростом розничных цен на 10-20%10. К сожалению, ЕГАИС так и не смогла решить проблему нелегального производства, так как на практике контролирует оборот лишь легальной продукции, поэтому потребитель по-прежнему не защищен от подделок.
К концу 2007 года ЕГАИС функционировала стабильно. В ноябре 2008 года были начаты работы по внедрению новых программных средств ЕГАИС, ответственность за которые перешло к научно-исследовательскому вычислительному центру Федеральной налоговой службы России11. На данный момент программное обеспечение функционирует стабильно с незначительными недоработками. Контроль за ЕГАИС ведет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка — Росалкогольрегулирование — осуществляющая функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота алкогольной продукции, а также функции контроля за ее производством и оборотом, по надзору и оказанию услуг в этой сфере12. Однако до сих пор к системе есть претензии по производительности, техническим требованиям и, главное, стоимости обслуживания.
Подобный опыт автоматизированного управления российский рынок пережил впервые. Потребовалась серьезная перестройка и адаптация устоявшихся процессов, а также гибкость и быстрота реакции всех участников рынка. Введение ЕГАИС вызвало множество споров и дискуссий о целесообразности данного способа регулирования. Как показала практика последних лет, ЕГАИС оказалась не способна в полной мере выполнить поставленные цели и задачи и в большей степени усложняет процедуры на рынке алкогольной продукции, чем контролирует ее производство и оборот. На разработку и внедрение системы потрачено большое количество времени и средств. Производители и оптовики продолжают нести расходы и испытывать неудобства от ее использования, вследствие чего растут розничные цены на продукцию. Тем не менее система ЕГАИС существует, и вопрос о ее дальнейшей судьбе остается открытым.
10 Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.
11 Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).
12 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
В настоящее время продолжает возрастать актуальность поиска наиболее адекватных методов и форм государственного контроля производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и соответствующего правового оформления методов государственного управления в данной сфере. В целях более эффективного государственного регулирования и устранения негативных последствий для участников рынка предпочтительным представляется совершенствование технических характеристик ЕГАИС, сокращение стоимости установки и обслуживания комплекса. Для улучшения ситуации на рынке алкогольной продукции также имеет смысл двигаться в сторону усиления взаимодействия государства и бизнеса. Подобный опыт зарекомендовал себя и продолжает развиваться в зарубежной практике. Например, правительство Великобритании поощряет автономию и превентивные инициативы бизнеса, совместное участие в лицензировании и контроле за соблюдением законодательных норм и ограничений13. Таким образом, необходимо сосредоточить внимание на разработке мер, позволяющих сочетать государственное управление с функционированием рыночных механизмов хозяйствования и обеспечить соответствующее правовое регулирование, включая ценообразование, таможенную и налоговую политику, применение корпоративных правил деятельности, развитие конкуренции.
Список литературы:
1. Постановление Правительства РФ от 03.08.1996 № 938 (ред. от 12.07.1999) «О введении специальной маркировки алкогольной продукции, производимой на территории РФ». Первоначальный текст документа опубликован в издании: Российская газета. № 153. 14.08.1996.
3. Приказ ФНС России от 05.11.2008 № ММ-3-6/574 «О внедрении в промышленную эксплуатацию программных средств единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта,
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
алкогольной и спиртосодержащей продукции». URL: http://www.referent.ru/1/127685 (18.04.2014).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 № 2128-р «О концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения РФ на период до 2020 года». URL: http://base.garant.ru/12172220/ (18.04.2014).
7. Глушко Т.Ю. Применение системы ЕГАИС в целях совершенствования процессов управления цепями поставок на рынке алкогольной продукции // Логистика — евразийский мост: Материалы VII Международной научно-практической конференции, Красноярский государственный аграрный университет. Красноярск, 2012.
9. ЕГАИС — Единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: . URL: www.egais.com/ (18.04.2014).
11. Крепкие спиртные напитки // Коммерсантъ. № 164/П (4219). 07.09.2009.
12. Кухаренко В.Б., Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. М.: РАГС, 2010.
13. ЛесковаН.Е. Акцизное обложение: ретроспективный взгляд // Финансы. 2001. № 4. C. 67-69.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
14. Лукичев К.Е. Акцизное обложение в Российской империи // Финансовое право. 2005. № 5. C. 26-31.
15. ПоповаЛ.В., ДрожжинаИ.А., МасловБ.Г. Налоговые системы зарубежных стран. М.: Дело и сервис, 2011.
17. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
18. Яковлева Н.В. Акциз и фискальная монополия: история возникновения и перспективы применения. М.: Компания Спутник +, 2004.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
Glushko T.
Government Regulation of Alcohol Production and Turnover: Key Features and Issues
Glushko, Tatiana — Postgraduate student, Faculty of Economics, Lomonosov Moscow State University.
E-mail: kybys@yandex.ru Annotation
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Key words
Government regulation, the alcohol market, excise goods.
Государственное управление. Электронный вестник
Выпуск № 43. Апрель 2014 г.
8. Glushko T.Ju. Rynki podakciznoj produkcii: stanovlenie i razvitie nalogooblozhenija podakciznyh tovarov.
10. Zamaletdinova Je.N. Kosvennye nalogi v Rossii i zarubezhnyj opyt v oblasti vzimanija kosvennyh nalogov.
Mezhdunarodnyj buhgalterskij uchet, 2011, 7.
URL: http://www.fin-izdat.ru/journal/interbuh/detail.php?ID=36466 (18.04.2014).
11. Krepkie spirtnye napitki. Kommersant, 07.09.2009, 64/P (4219).
12. Kuharenko V.B., Tjutjurjukov N.N. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow, RAGS, 2010.
13. Leskova N.E. Akciznoe oblozhenie: retrospektivnyj vzgljad. Finansy, 2001, 4, pp. 67-69.
14. Lukichev K.E. Akciznoe oblozhenie v Rossijskoj imperii. Finansovoepravo, 2005, 5, pp. 26-31.
15. Popova L.V., Drozhzhina I.A., Maslov B.G. Nalogovye sistemy zarubezhnyh stran. Moscow: Delo i servis, 2011.
17. Federal’naja sluzhba po regulirovaniju alkogol’nogo rynka: . URL: http://fsrar.ru/ (18.04.2014).
URL: http://www.hindawi.com/journals/ecri/2011/870714/ (18.04.2014).
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.