Решение о признании забастовки незаконной принимается

О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН

О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)

____________________________________________________________________
В документе учтено:
постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 мая 1995 года N 5-П.
____________________________________________________________________

Статья 1

Статья 1. Настоящий Закон регулирует порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) по вопросам установления на предприятии, в учреждении, организации новых или изменения существующих социально-экономических условий труда и быта, заключения и исполнения коллективных договоров и иных соглашений между администрацией предприятий, учреждения, организации, с одной стороны, и трудовым коллективом (коллективом подразделения) или профсоюзом, с другой стороны.
Установленный настоящим Законом порядок разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов) распространяется также на коллективные трудовые споры (конфликты) между трудовыми коллективами двух и более предприятий, учреждений, организаций или профсоюзами и соответствующими органами управления.

Статья 2

Статья 2. Требования трудового коллектива или профсоюза по вопросам, указанным в статье 1 настоящего Закона, формируются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов членов данного коллектива, профсоюза либо делегатов конференции.
Выдвинутые коллективом или профсоюзом требования излагаются в письменной форме и направляются администрации предприятия, учреждения, организации.
Интересы трудового коллектива или профсоюза представляет уполномоченный ими орган.
Администрация предприятия, учреждения, организации обязана рассмотреть выдвинутые требования в 3-дневный срок со дня их получения и незамедлительно сообщить о своем решении. Принятое решение должно быть изложено в письменной форме и доведено до сведения всего трудового коллектива или профсоюза.
Требования по вопросам, не предусмотренным статьей 2 настоящего Закона, рассмотрению не подлежат.
О каждом случае коллективного трудового спора (конфликта) администрация обязана проинформировать местный Совет народных депутатов.

Статья 3

Статья 3. Требования трудового коллектива или профсоюза, отклоненные либо удовлетворенные частично, рассматриваются:

а) примирительными комиссиями;
б) трудовыми арбитражами.
Ни одна из стороне не вправе уклоняться от участия в примирительной процедуре.

Статья 4

Статья 4. Примирительные комиссии создаются в 3-дневный срок по инициативе одной из сторон из равного числа их представителей и рассматривают требования трудового коллектива или профсоюза в 5-дневный срок. Комиссии консультируются с трудовыми коллективами, администрацией, исполнительно-распорядительными органами местных Советов народных депутатов, иными заинтересованными организациями и обязаны использовать все имеющиеся в их распоряжении возможности для урегулирования возникшего коллективного трудового спора (конфликта).

Решение комиссии принимается по соглашению между сторонами на основе переговоров, оформляется протоколом и имеет для сторон обязательную силу.
При недостижении соглашения в примирительной комиссии для разрешения коллективного трудового спора (конфликта) создается трудовой арбитраж.

Статья 5

Статья 5. Трудовой арбитраж создается в 10-дневный срок сторонами коллективного трудового спора (конфликта) с участием исполнительно-распорядительного органа соответствующего Совета народных депутатов.
Количественный и персональный состав трудового арбитража по каждому конфликту определяется сторонами. Председатель трудового арбитража утверждается соглашением сторон из числа членов данного трудового арбитража.
В состав трудового арбитража могут входить народные депутаты, представители профсоюзных органов, органов по труду и социальным вопросам, специалисты-эксперты и другие лица.
Коллективный трудовой спор (конфликт) рассматривается трудовым арбитражем с обязательным участием представителей сторон и, при необходимости, представителей других заинтересованных органов.
Трудовой арбитраж должен принять решение в 7-дневный срок со дня его создания.
Решение трудового арбитража является обязательным для исполнения, если стороны предварительно об этом договорились.

Статья 6

Статья 6. Стороны и примирительные органы обязаны использовать все возможности для устранения причин и обстоятельств, повлекших коллективный трудовой спор (конфликт).
Если примирительная комиссия и трудовой арбитраж не смогли урегулировать разногласия сторон, причины этого в письменной форме доводятся до сведения трудового коллектива или профсоюза. Трудовой коллектив или профсоюз в этом случае вправе использовать для удовлетворения выдвинутых в соответствии со статьей 2 настоящего Закона требований все иные предусмотренные законом средства, вплоть до полного или частичного прекращения работы (невыход на работу, невыполнение своих трудовых обязанностей) на предприятии, в учреждении, организации — забастовки (стачки).

Статья 7

Статья 7. Забастовка является крайней мерой разрешения коллективного трудового спора (конфликта).
Решение о забастовке принимается на собрании (конференции) трудового коллектива или профсоюза тайным голосованием и считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 членов данного коллектива, либо профсоюза (делегатов конференции). Забастовку возглавляет уполномоченный трудовым коллективом или профсоюзом орган.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.
Администрация должна быть предупреждена письменно о начале забастовки и возможной ее продолжительности не позднее чем за две недели.
О возможности предстоящей забастовки администрация незамедлительно предупреждает поставщиков и потребителей, транспортные организации, а также другие заинтересованные предприятия, учреждения, организации.

Статья 8

Статья 8. Орган, возглавляющий забастовку, действует в пределах прав, предусмотренных законодательством и настоящим Законом, представляет интересы трудового коллектива или профсоюза в ходе забастовки, информирует население через средства массовой информации о ходе разрешения возникшего коллективного трудового спора (конфликта). Эти полномочия прекращаются, если стороны подписали соглашение об урегулировании возникшего коллективного трудового спора (конфликта), а также в случае признания забастовки незаконной.
При осуществлении своих полномочий орган, возглавляющий забастовку, не вправе принимать решения, относящиеся к компетенции администрации предприятия, учреждения, организации, органов государственной власти и управления, а также общественных организаций.
Контроль за выполнением условий соглашения, выработанного в ходе разрешения коллективного трудового спора (конфликта), осуществляется сторонами или уполномоченными ими органами.

Статья 9

Статья 9. Признаются незаконными забастовки:
а) по политическим мотивам, в том числе с требованиями об изменении конституционного строя, созыве , роспуске или изменении порядка деятельности высших органов государственной власти, отставке их руководителей или руководителей государства и республик, а также с требованиями, влекущими нарушение национального и расового равноправия либо изменение границ;
б) объявленные без соблюдения положений статей 2 — 4 настоящего Закона, начавшиеся или продолжающиеся в нарушение требований статей 5 и 7, статей 10 и 12 настоящего Закона.
Решение о признании объявленной или начавшейся забастовки незаконной принимается Верховными Судами республик, не имеющих областного деления, краевыми, областными (городскими) судами, судами автономных областей и автономных округов не позднее 10 дней после соответствующего заявления администрации предприятия, учреждения, организации, исполнительно-распорядительного органа местного Совета народных депутатов либо соответствующего прокурора и доводится до сведения трудового коллектива или профсоюза через орган, возглавляющий забастовку, и средства массовой информации.
Решение о признании забастовки незаконной обязывает трудовой коллектив или профсоюз отменить либо прекратить ее и возобновить работу не позднее следующего дня после вручения копии решения органу, возглавляющему забастовку.

Статья 10

Статья 10. Президент СССР вправе отложить проведение забастовки либо приостановить ее на срок до двух месяцев.
Такое же право предоставляется высшим должностным лицам или высшим органам государственной власти республик, если иное не предусмотрено законодательством республики.

Статья 11

Статья 11. Администрация, исполнительно-распорядительный орган местного Совета народных депутатов, трудовой коллектив или профсоюз, участвующий в забастовке, и орган, возглавляющий забастовку, обязаны принять необходимые меры к обеспечению жизнеспособности предприятия, учреждения, организации, сохранности государственного и общественного имущества, соблюдению законности и общественного порядка.

Статья 12

Статья 13

Статья 13. Участие в забастовках (за исключением забастовок, указанных в статье 9 настоящего Закона) не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и повлечь применение мер дисциплинарного и иного воздействия, предусмотренных законодательством.

За время забастовки участвующим в ней работникам заработная плата не сохраняется.
Трудовой коллектив или профсоюз вправе создавать забастовочный фонд за счет добровольных взносов и пожертвований, а также специальный страховой фонд.
За работниками, не принимавшими участия в забастовке, но в связи с ней не имевшими возможности выполнять свою работу, заработная плата сохраняется в размерах не ниже установленных законодательством как за простой не по вине работника.

Статья 14

Статья 14. Организация признанной судом незаконной забастовки или участие в ней рассматривается как нарушение трудовой дисциплины и может повлечь применение мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных законодательством.
К работникам, участвовавшим в незаконной забастовке и не приступившим к работе в срок, установленный частью третьей статьи 9 настоящего Закона, могут быть применены дополнительные меры воздействия, предусмотренные коллективными договорами и соглашениями.
Руководители и другие должностные лица, виновные в возникновении коллективных трудовых споров (конфликтов) или задержке исполнения решений примирительной комиссии либо трудового арбитража, привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности, а в случае причинения их действиями материального ущерба — и к материальной ответственности в размерах до трехмесячного среднего заработка либо в размере, предусмотренном в контракте.

Статья 15

Статья 15. Ущерб, причиненный в результате забастовки другим предприятиям, учреждения, организациям или гражданам, возмещается в соответствии с действующим законодательством.
Возмещение ущерба, причиненного собственнику при незаконной забастовке, проводившейся по решению трудового коллектива, производится из фонда потребления предприятия, учреждения, организации в судебном порядке.
В случае если незаконная забастовка проводилась по инициативе профсоюза, возмещение ущерба производится за счет его средств в размере, определяемом судом с учетом имущественного положения профсоюза.

Статья 16

Статья 16. На лиц, представляющих интересы сторон, допустивших нарушение правил, предусмотренных частью шестой статьи 2, частью второй статьи 3, частями второй, третьей статьи 4 и частью шестой статьи 5 настоящего Закона, может быть наложен по решению суда штраф в размере до тысячи рублей, а на должностных лиц — до трех тысяч рублей.

Статья 17

Статья 17. К лицам — организаторам признанной судом незаконно забастовки либо не выполняющим решение о признании забастовки незаконной или об отсрочке или приостановке ее (статьи 9 и 10), а равно к лицам, призывающим к продолжению незаконной забастовки или воспрепятствующим ее прекращению, могут быть применены меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения. Эти лица могут быть подвергнуты по решению суда штрафу в размере до трех тысяч рублей.

Лица, принуждающие к забастовке путем насилия или угрозой применения насилия, наказываются лишением свободы на срок до одного года или исправительными работами на срок до двух лет в местах, определяемых органами, исполняющими наказание.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений
подготовлена юридическим
бюро «КОДЕКС»

Коллективные споры в практике встречаются не так часто, как индивидуальные. О чем спорят с работодателями коллективы работников сегодня и чью сторону суд признает правой, рассмотрим на примерах из практики последних лет.

Трудовое законодательство определяет коллективный трудовой спор как неурегулированные разногласия между работниками и работодателями (или представителями тех и других) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

На практике и юристы достаточно редко сталкиваются с коллективными трудовыми спорами. Однако понимание структуры таких видов споров, а также распределение «популярности» споров по видам и специфики решений по ним будет нелишним для общего кругозора данных должностных лиц. Ведь ни одно предприятие не застраховано от риска возникновения коллективного трудового спора.

Рассмотрим коллективные споры по видам их требований на основе изучения судебной практики.

Признать ЛНА недействительным или незаконным

Нередкими стали коллективные споры относительно оспаривания законности локальных актов или их отдельных пунктов. Участником спора от имени работников выступает, как правило, профсоюз. Противником в споре может быть как работодатель, так и прокурор, защищающий ­интересы неопределенного круга лиц.

И если в первом варианте соотношения сторон одинаково возможны решения как в пользу работников (профсоюза), так и в пользу работодателя, то во втором варианте соотношения сторон (профсоюз – прокурор) можно отметить динамику решений судов в пользу требований прокурора, защищающего интересы неопределенного круга лиц, а по сути – ­просто стоящего на страже четкого исполнения закона.

Судебная практика СвернутьПоказать

Суд обязал Профессиональный союз авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России внести изменения в устав и типовое положение о первичной организации профсоюза, приведя их в соответствие с требованиями законодательства. В частности, суд указал, что оспариваемые прокурором положения противоречат действующему законодательству в части, предусматривающей возможность объявления забастовки авиационным персоналом, осуществляющим деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, а также деятельность по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения (ч. 4 ст. 37 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

Жалоба профсоюза на данное решение была оставлена без удовлетворения (решение Савеловского районного суда города Москвы от 07.08.2012; апелляционное определение Московского городского суда от 28.11.2012 по делу № 11-25228).

Фото: акимат Карагандинской области

Как пояснили корреспонденту Forbes.kz в Абайском районном суде Карагандинской области, иску будет принят к производству в четверг, 14 декабря. Потом будет проведена предусмотренная законом процедура подготовки. Рассмотрен иск и вынесено решение по нему будут в течение 10 рабочих дней.

Статья 176 Трудового Кодекса РК поясняет, что незаконной может быть признана забастовка в «организациях, являющихся опасными производственными объектами», а также «в случаях, когда это создает реальную угрозу жизни и здоровью людей». Нахождение в забое шахты вполне подходит под эти определения.

Также Трудовой Кодекс гласит, что «решение суда о признании забастовки незаконной подлежит немедленному исполнению, а забастовка – прекращению». Более того, прокуратура вправе приостановить забастовку еще до решения суда «в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью людей».

После того, как суд выносит решение о незаконности забастовки, ее участники могу быть привлечены к ответственности: «в порядке, установленном законами Республики Казахстан».

Отметим, что вечером 13 декабря, прокурор Карагандинской области Марат Сексембаев пообещал дать правовую оценку происходящим событиям в ближайшее время.

Что касается позиций сторон рудового конфликта, то они остались неизменными: более 600 горняков продолжают оставаться под землёй, требуя более роста зарплат на 100%. Администрация компании готова повысить заработные платы лишь на 10-30%, в зависимости от участков работ. Примерно такой уровень роста зарплат с Нового года ранее обсуждался профсоюзами и администрацией компании.

Вечером 13 декабря на шахте «Тентекская» под председательством акима Карагандинской области Ерлана Кошанова состоялась встреча членов инициативных групп горняков с Парамжитом Калоном, генеральным директором «Алсерор Миттал СНГ». Участниками встречи стали первый заместитель министра инвестиций и развития РК Алик Айдарбаев, заместитель председателя комитета по труду Министерства труда РК Толеген Оспанкулов и прокурор Карагандинской области Марат Сексембаев. Глава региона сообщил, что более 600 шахтёров, отказавшихся покидать свои рабочие места, остаются под землёй. При этом руководство компании готово дальше обсуждать вопрос повышения зарплат только при условии, что все шахтёры поднимутся на поверхность в ближайшее время.

При выполнении этого условия работодатель гарантирует отсутствие каких-либо наказаний – информация об этом содержится в обращение к шахтерам Парамжита Калона, распространенном после этой встречи. В нём сообщается, что эту позицию озвучил владелец Arcelor Mittal Лакшми Миттал в ходе телефонного разговора с премьер-министром Казахстана Бакытжаном Сагинтаевым.

Содержится в обращении и видение администрацией «АМТ» того, как будет развиваться ситуация в случае реализации негативного сценария: при продолжении забастовки уголь будет закупаться на стороне, чтобы не допустить остановки металлургического производства.

«Остановка шахты, несанкционированное нахождение под землёй – это не решение проблемы. Сегодня компания приступила к закупке угля у внешних поставщиков как в Республике Казахстан, так и в ближнем зарубежье. Затягивание ситуации может сделать этот процесс необратимым», — сказано в обращении Калона.

Тем временем, родственники горняков продолжают общаться в чате Шахтинска. Судя по комментариям, настрой шахтеров остаётся серьёзным – добиться выполнения своих требований и не идти на компромиссы:

«Шахта «Казахстанская» — будут сидеть до последнего, хоть даже Новый год встречать там», — сообщает Диана, жена одного из горняков.

Отметим, что продолжающие забастовку горняки обеспечены горячим питанием, на шахтах дежурят медики для оказания помощи в случае необходимости.