Российские права в швейцарии

Швейцарское водительское удостоверение — самое дорогое в мире! Надпись на машине: «Автошкола». Keystone

Как известно, стоимость жизни в Швейцарии исключительно высока. Это касается и водительских прав, получить которые — действительно дорогое удовольствие. В среднем начинающий автолюбитель должен быть готов потратить на них примерно 3 800 франков, что делает швейцарские водительские права самыми дорогими в мире!

Этот контент был опубликован 24 июля 2019 года — 11:46 24 июля 2019 года — 11:46 Оливье Пошар

Разбирается во многих вопросах, но лучше всего – в федеральной политике. Работал в Швейцарском информационном агентстве ATS и на «Радио Фрибур».

Больше информации об авторе | Франкоязычная редакция

Оливье Пошар ( Оливье Пошар) Доступно на 8 других языках

Путь к получению швейцарских водительских прав долог и полон препятствий. Хотите сесть за руль? Погодите! До этого волнительного момента нужно еще пройти несколько обязательных этапов.

Сначала будущий водитель должен пройти проверку зрения у врача-окулиста или в салоне оптики, оборудованном специальной аппаратурой. Цель ясна — убедиться, что зрение у начинающего водителя достаточно хорошее, чтобы сесть за руль. В противном случае ему придется заказать очки и надевать их всякий раз перед выездом.

Второе. Будущий водитель должен пройти курсы оказания первой медицинской помощи. Эти 10-часовые курсы организуются обычно «Швейцарским союзом самаритян» («Schweizerischer Samariterbund»), впрочем, в некоторых школах такие даже включены в обязательную учебную программу. В их рамках претендент на получение прав должен научиться делать искусственное дыхание, перевязывать пострадавших, знать, как вызвать «скорую» и как нужно расположить лежащего на земле человека без сознания, чтобы он не задохнулся.

Третий этап ─ «вводный курс» в автошколе. В его рамках в течение восьми часов будущего водителя знакомят с различными опасностями на дорогах, учат ответственному поведению на трассе (главный принцип — «всегда следует исходить из того, твой сосед по дороге в любой момент может совершить ошибку») и бережному отношению к окружающей среде, разбирают случаи классических аварий, нередко демонстрируя весьма жесткие кино- и видеоматериалы, при этом инструктор и группа учеников обсуждают в группе, как следовало — или ни в коем случае не следовало — действовать в данной ситуации.

Старые швейцарские права, действовавшие в период с 1959 по 2013 годы. © copyright basler_max@gmx.ch

Наконец, последний этап ─ сдача теоретического экзамена по правилам дорожного движения в Кантональном ведомстве автотранспорта и дорожного хозяйства («Strassenverkehrsamt»). В случае успеха новичок получает «Ученическое водительское удостоверение», при этом он должен быть в возрасте от 18 лет. И только получив, наконец, ученическое удостоверение, можно приступать к практическим занятиям. В этом есть своя логика: находясь на трассе, ученик в Швейцарии должен иметь четкий правовой статус.

Дай порулить

«Ученическое водительское удостоверение» («Lernfahrausweis» / «Le permis d’élève») выдается сроком на два года и позволяет его обладателю рулить самому по любым трассам, но при условии, что в машине с ним будет находиться сопровождающий взрослый человек в возрасте не моложе 23 лет и уже обладающий полноценным водительским удостоверением по меньшей мере 3 года. Таким сопровождающим может быть кто-то из близких, член семьи, например. Ну, или инструктор из автошколы.

Швейцарское законодательство не указывает, сколько часов в обязательном порядке следует наездить с автоинструктором для того, чтобы сдать практический экзамен на автомобиле (для мотоциклов это правило выглядит иначе). На практике большинство учеников берут хотя бы несколько часов практического вождения с инструктором, чтобы научиться самым основным вещам. Опрос, проведенный в 2015 году водительским сайтом Fahrlehrervergleich.ch, показал, что в среднем женщины оплачивали 29 часов занятий с инструктором, а мужчины — 20 часов.

Когда начинающий водитель чувствует, что готов сдать практику, он записывается на экзамен, который проводится опять же под эгидой Кантонального ведомства автотранспорта и дорожного хозяйства. Швейцарское «Консультационное бюро профилактики аварий и несчастных случаев» («Beratungsstelle für Unfallverhütung» — «BFU») рекомендует проехать не менее 3 000 километров или провести за рулем по меньшей мере 100 часов — и только после этого идти на экзамен.

Но и со сдачей экзамена по практическому вождению процедура получения прав в Швейцарии не заканчивается! Успешно сдав его (кстати, далеко не всем удается сделать это с первого раза, многие пересдают), водитель-новичок получает так называемое временное удостоверение, действительное три года. На протяжении трех лет ему следует очень постараться, чтобы не совершить серьезных нарушений на дороге и ни в коем случае не попасться пьяным за рулем — иначе его временное удостоверение могут продлить еще на год, а в случае рецидива — и вовсе аннулировать и заставить проходить всю процедуру получения прав заново, да еще и пройти так называемый «тест идиота», а официально — «медицинско-психологическое обследование» («MPU»).

Так выглядят вожделенные швейцарские права, отвечающие требованиям ЕС. Изображенная на них личность является выдуманной. Кстати, знаете ли Вы, что еще относительно недавно каждый кантон имел свои права и при переезде из кантона в кантон приходилось именять и права тоже? Keystone

Не позднее чем через три года уже набравшийся самостоятельного опыта водитель вновь должен сесть на ученическую скамью, а точнее, за руль, и закончить обязательный двухдневный курс по теории и практике. Каждый день — это занятия по 8 часов, прочем один день таких курсов стоит 300-400 франков. В ходе этих курсов водитель получает дополнительные знания и проверяет свои практические умения. Экзамена за ним не следует, но все же стоит постараться показать себя в лучшем свете. Сертификаты с этого курса следует отнести в Кантональное ведомство автотранспорта и дорожного хозяйства, после чего оно уже выдаст вам постоянное водительское удостоверение с неограниченным сроком действия.

Счет как за подержанную машину

Довольно сложно в точности до франка сказать, во сколько может обойтись процедура получения водительского удостоверения в Швейцарии. Тарифы, как всегда в Швейцарии, разнятся от кантона к кантону. Но по средним оценкам весь процесс обойдется не менее чем в 3 400 — 3 600 франков (25 часов занятий с автоинструктором). На сайте www.ch.ch приводится таблица всех расходов водителя-новичка.

Внешний контент

Сравнивая, как это делается в разных странах, швейцарский общественный франкоязычный телеканал RTS пришел к выводу, что швейцарское водительское удостоверение — самое дорогое в мире! Следующее за Швейцарией место занимает Япония, где стать полноправным водителем стоит «всего лишь» около 3000 франков.

И высокая стоимость, и сложный многоэтапный процесс могут частично объяснять тот факт, что молодежь Швейцарии уже не так стремится получать водительские права, как предыдущие поколения. По данным Федерального статистического ведомства (BfS), если в 1991 году права имели 71% молодых людей в возрастной категории от 18 до 24 лет, то в 2016 году этот показатель опустился до 60%.

А что делать иностранцам, попавшим в Швейцарию со своими национальными правами? Как правило, человек с иностранными правами имеет право ездить с ними в течение одного года, после чего власти рекомендуют обратиться в соответствующее кантональное ведомство с ходатайством о выдаче национальных швейцарских прав. В противном случае вы лишитесь права управлять в Швейцарии любыми транспортными средствами, и вам придется… см. начало этого материала.

Готовится реформа

Федеральное ведомство автотранспорта и дорожного хозяйства (Bundesamt für Strassen — ASTRA) недавно представило проект реформы процедуры получения водительских прав в Швейцарии, разработанный с учетом именно интересов молодежи.

Среди предложенных изменений:

— получение ученических водительских прав с 17 лет, а не с 18, как сегодня;

— два часа обязательного практического вождения с автоинструктором (сейчас этого нет).

— права на вождение автоматического легкового автомобиля будут действительны и для автомобиля с механической коробкой передач (сегодня это два разных вида прав);

— ученическое водительское удостоверение будет действовать неограниченно (сегодня — максимум 24 месяца);

— минимум один год вождения с сопровождающим (сегодня этот минимум не оговаривается).

Будет интересно для тех, кто столкнулся с вопросом обмена или получения водительских прав в Швейцарии
* на примере кантона Во (canton Vaud)

Обмен уже имеющихся водительских прав
Если ты проживаешь в Швейцарии на постоянной основе, то в течение первого года тебе необходимо обменять свои вод.права на швейцарские. В противном случае — штраф, а при наступлении ДТП, страховая компания не покроет расходы. Ну и репутация в «хранилище информации» будет уже с меткой недобропорядочного гражданина.
Пошагово:
— Заполняешь анкету с сайта или в офисе Service des automobiles et de la navigation
— Идешь с этой анкетой в любой Оптик салон, где делают тест на зрение (около 20 франков) — в каждом VISILAB есть такая услуга
— Приклеивашь свое фото
— Подписываешь
— Заверяешь в Administration Contonale у себя по месту проживания (Controle des habitants)
— Относишь анкету + паспорт + Permit + водительские права в тот же офис Service des automobiles et de la navigation
Если уже имеющиеся права получены в одной из стран по списку (обычно это страны ЕС и Америка), то у тебя забирают твои права и по почте высылают новые швейцарские вместе со счетом (около 70-100 фр)
Если права получены в стране третьего мира (в России в том числе), то необходимо сдать практический экзамен для подтверждения своих навыков вождения.
— Выбираешь дату и время практического экзамена (обычно в 7:15 утра)
Об этом не скажут, но это ВАЖНО!
Перед тем как идти на практический экзамен, необходимо взять как минимум 2-3 урока с местным инструктором из списка на сайте Service des automobiles et de la navigation

Как правило те, кто уроки не брал, практический экзамен не сдают (особенно в кантоне Во).
Не сдал? Решил, что ты супер-мега-опытный водитель?
Тогда тебе выпал шанс еще раз побывать в шкурке шестнадцатилетнего студента, потратить время и деньги.
А теперь присядь и выдохни — скоро тебе придет счет на 200 фр. (в кантоне Во такой тариф, про Женеву ничего не знаю). Насколько я поняла, это за то, что ты не сдал тест и они приняли решение анулировать/отменить твое право управлять а/м в данной стране. Платишь за принятие решения и подготовку бумаг + по почте придут твои вод.права с жирной печатью. Не переживай, аккуратненько эту печать можно смыть/стереть, но за руль лучше не садиться!
О процедуре получения прав с нуля подробно написано здесь

и здесь

Для тех, кому лень читать, переводить и разбираться — ходите ниже, я научу.
Первые пункты схожи с обменой прав.
1. Заполняешь анкету с сайта или в офисе Service des automobiles et de la navigation
2. Идешь с этой анкетой в любой Оптик салон, где делают тест на зрение (около 20 франков) — в каждом VISILAB есть такая услуга
3. Приклеивашь свое фото
4. Подписываешь
5. Заверяешь в Administration Contonale у себя по месту проживания (Controle des habitants)
6. Относишь анкету + паспорт + Permit в Service des automobiles et de la navigation
7. Выбираешь день сдачи теоритического экзамена
— Если знание французского плохое и ты хочешь сдать на английском языке, то необходимо попросить разрешение на сдачу теории в другом кантоне (около 30 фр). Документ называется Autorisation de passer l’examen de conduite dans un autre canton.
Другие кантоны — это Нашатель, Берн и Цюрих.
8. Готовиться к экзамену можно по книге, по диску или по App приложению в телефоне
Я зубрила вопросы и ответы по этому диску

9. Пока готовишься к теоритическому экзамену, нужно пройти Курс Первой Помощи.
В Женеве есть на английском. Но если ты живешь в кантоне Во, то лучше проходить в своем кантоне. После курса никакого экзамена нет — только задания в группе. Поэтому, даже при моем почти нулевом знании французского, было все понятно и интересно!
вот сайт (там же адреса и регистрация на курс SAUVETEUR)

10. Как только курс пройден и получен сертификат, можно смело идти сдавать теорию (40 фр)
Если сдаешь не в своем кантоне, то пишешь им на почту письмо и сканируешь Разрешение и Сертификат о прохождении Курса Первой Помощи. Через несколько дней по почте придет письмо-приглашение. В Нашатель в любую среду с 13 до 16 можно приехать и сдать
11. Далее, ты получишь временные водительские права — Permis d’eleve (30 фр). С ними ты можешь управлять автомобилем с условием, что с тобой на пассажирском сидении опытный водитель с правами и наклеена буква L на авто.
12. Берешь уроки вождения с инструктором из списка на сайте Service des automobiles et de la navigation

Уроки брать надо, так как есть разные специфические задания, которые во время уроков тебе инструктор объясняет. Ты откроешь для себя много новых дорог и те, по которым скорее всего поедешь во время экзамена + еще раз повторишь навык парковки автомобиля (50 мин 100 фр)
13. Проходишь курс Cours de theorie sur la circulation routier (Sensibilisation). Его проводит тот же самый инструктор, что дает уроки вождения — 8 часов (около 280 фр)
14. Записываешься на практический экзамен
и когда чувствуешь, что готов — СДАЕШЬ!
Если три раза подряд не сдаешь практику, то тебя отправят на психологический тест в Берн (Aptitude Test) — дабы узнать все ли в порядке у тебя с головой.

Да-да ))) не смейтесь! Вот пример теста (нашла для интереса)

Но уверена, что с первого раза при ответственном подходе сдать получиться у всех.
Удачи!