Розыск уклонистов от армии

24 июня 2019 года полноценно заработал принятый Верховной Радой Украины Закон «Про Єдиний державний реєстр військовозобов’язаних». Этот нормативно-правовой акт регулирует отношения в сфере регистрации военнообязанных и призывников, которые подлежат воинскому учету, пребывают в запасе или приписаны к призывным участкам. Главной задачей создания электронного реестра является комплектование Вооруженных Сил Украины для обеспечения защиты и обороны государства.

Единый государственный реестр военнообязанных — это автоматизированная информационно-телекоммуникационная система, которая предназначена для сбора, хранения, обработки и последующего использования данных о военнообязанных (призывниках), созданная с целью обеспечения воинского учета граждан Украины. Первоначальное формирование Единого государственного реестра призывников осуществляется на основании ведомостей из Центральной избирательной комиссии о гражданах в возрасте от 18 до 60 лет.

Дата начала функционирования: 24 июня 2019 года.
Владелец Реестра: Министерство обороны Украины (МОУ).
Распорядитель: Генеральный штаб Вооруженных Сил Украины.
Органы администрирования: областные военные комиссариаты.

Органами ведения электронного реестра военнообязанных и призывников являются районные и городские военкоматы. На них возлагаются обязанности по наполнению и уточнению базы данных ведомостями, которые предоставляют органы государственной власти, а также осуществление контроля за достоверностью учетных данных. Порядок ведения Единого государственного реестра военнообязанных граждан утверждается Министерством обороны Украины.

Основные функции Реестра

  • ведения учета призывников и военнообязанных
  • планирование и выполнение мероприятий по мобилизации, призыву на срочную службу и принятию на военную службу по контракту
  • информационное обеспечение лиц, имеющих право на военную пенсию (уволенных из ВСУ), а также членов семей погибших военнослужащих

Главные принципы Реестра

  • обязательность госрегистрации — сведения о военнообязанных и призывниках подлежат внесению в Единый реестр независимо от места их проживания или пребывания
  • полнота информации — государство гарантирует полноту сведений о военнообязанных и призывниках, их корректность, а также ведение базы данных в едином формате
  • однократность внесения ведомостей — военнообязанный (призывник) может быть включен в Единый государственный реестр только один раз
  • обновление сведений — база данных Реестра обновляется периодически, либо по требованию МОУ: внесение или уничтожения записей и уточнение данных (в случае их изменения) производится в сроки, установленные Законом
  • защищенность информации — государство гарантирует защиту базы данных от несанкционированного доступа, незаконного использования сведений и нарушения целостности Реестра, его аппаратного и программного обеспечения

Право на получение информации

Важно знать, что граждане Украины могут запросить ведомости, содержащиеся в Едином государственном реестре военнообязанных. Это право распространяется только на свои личные данные, а также на информацию о внесении либо невнесении в Реестр. При этом гражданин Украины может потребовать предоставить сведения о том, какие именно ведомости внесены в Единый реестр.

Обязанности призывников и военнообязанных

Граждане Украины, подлежащие внесению в Реестр, должны подавать в районные (городские) военкоматы достоверную информацию о своих персональных и служебных данных (за нарушение — уголовная ответственность). Согласно ч. 2 ст. 6 Закона «Про Єдиний державний реєстр військовозобов’язаних», согласие на использование и обработку сведений — не требуется.

Следует отметить, что в соответствии с действующим порядком пребывания на воинском учете, военнообязанные и призывники должны сообщать в РВК об изменении места проживания и работы. Кроме этого, граждане обязаны уведомить военный комиссариат о переезде на новый адрес (даже без смены прописки) в срок 7 дней. Дополнительно: об ухудшении или улучшении состояния здоровья. Такие правила учета регламентированы ч.10 ст.38 ЗУ «Про ВОиВС».

Какие данные содержатся в Реестре

В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона Украины «Про Единый государственный реестр военнообязанных», в электронную базу данных вносится информация, полученная военными комиссариатами из органов исполнительной власти (Погранслужба, ДФС, ЦНАП). Таким образом, в реестре призывников и военнообязанных могут содержаться ведомости о пересечении границы, прописке и выписке, а также данные из фискальной и миграционной служб.

Кроме того, в Едином реестре хранится:

  • ФИО, дата рождения и адрес проживания (прописки) призывника/военнообязанного
  • серия и номер паспорта, ИНН, информация о месте официального трудоустройства
  • оцифрованное изображение лица призывника (военнообязанного)
  • степень годности к военной службе, с указанием статьи

Дополнительно в электронном государственном реестре могут храниться ведомости о месте пребывания призывников и военнообязанных (если известно), ФИО и даты рождения родителей, сведения об образовании и присвоении военно-учетной специальности (ВУС). В зависимости от ситуации, допускается внесение и другой информации РВК. К примеру: про прохождение срочной службы либо уклонение от призыва, нарушение порядка воинского учета и неполучение повесток (непроживание по адресу прописки), зачисление в оперативный резерв первой очереди и прохождение резервистом военной службы.

Запрет на выезд за границу

Могут ли запретить покидать территорию Украины гражданину за неявку в военкомат? Да, такие случаи бывают. Например, запрет на пересечение границы возможен, если военнообязанный или призывник уклоняется от визита в РВК. Важно отметить, что ограничение встречается не только при вызове в военный комиссариат повесткой, врученной лично под роспись, но также и в случаях, когда повестка была получена родственниками, либо брошена в почтовый ящик или засунута в дверь. Запрет на выезд за границу по линии военкомата бывает даже при вызове призывника или военнообязанного по телефону. Учитывая изложенное, для ограничения выезда из Украины не имеет значения расписывался гражданин в повестке или нет.

Розыск призывников/военнообязанных

Если лицо уклоняется от воинской обязанности и призыва, либо нарушает правила пребывания на воинском учете, РВК имеет право объявить уклониста в розыск. Наиболее часто встречающиеся нарушения, которые приводят к розыску призывника и военнообязанного — это неявка по повестке и уклонение от прохождения медкомиссии. Следует заметить, что подпись повестки не является обязательным условием для объявления в розыск. Единственный случай, когда факт наличия или отсутствия личной росписи действительно может быть определяющим — это процедура привлечения к уголовной ответственности (для ст. 335 УК обязательно требуется доказать умысел).

Подробнее:
порядок воинского учета | призыв на срочную службу | призыв офицеров запаса

Верховна Рада внесла зміни до закону України «Про військовий обов’язок і військову службу» (№2925) в частині обов’язків органів виконавчої влади, керівництва підприємств і організацій, а також співробітників Національної поліції України.

Як передає «Інтерфакс-Україна», на засіданні парламенту в четвер у цілому проголосували 237 народних депутата.

Спочатку в наміри депутатів входило покласти обов’язок із доставки до військових комісаріатів призовників та військовозобов’язаних на керівників підприємств і організацій, в яких зазначені громадяни України числяться співробітниками.

Зокрема, норма, яка зобов’язувала органи місцевої влади, керівників підприємств і організацій повідомляти призовників і військовозобов’язаних про їх виклик у військові комісаріати, а також забезпечувати їх своєчасне прибуття за викликом, містилася в редакції законопроекту профільного комітету.

Однак ця та деякі інші запропоновані зміни до закону викликали питання у народних обранців. У підсумку ж, після досить тривалої і емоційної дискусії всебічного розгляду правок до законопроекту, народні депутати погодилися підтримати закон в цілому лише з поправкою народного депутата Романа Пастуха, яка викладає статтю №38 закону в новій редакції.

В результаті зі статті 38 було виключено майже всі положення, що стосуються порядку повідомлення призовників та військовозобов’язаних органами виконавчої влади та керівництвом підприємств і організацій, де вони працюють. У тому числі з цієї статті був виключений пункт 3, що стосується обов’язків Національної поліції України.

Зокрема, в п.3 ст.38 цього закону свідчила: «Органи Національної поліції в установленому законом порядку зобов’язані за зверненнями військових комісаріатів або органів місцевого самоврядування, що ведуть військовий облік, проводити розшук, затримання і доставку до військових комісаріатів громадян, які ухиляються від виконання військового обов’язку, а також передавати в двотижневий термін до військових комісаріатів або органів місцевого самоврядування, що здійснюють військовий облік, відомості про випадки виявлення громадян, які не перебувають, але повинні перебувати на військовому обліку».

Також тепер, згідно з новою редакцією статті 38, житлово-експлуатаційні організації не зобов’язані будуть повідомляти призовників про виклик їх до військових комісаріатів, як і подавати відомості про призовників і військовозобов’язаних військовим комісаріатам, виконкомам місцевих рад, на які покладено ведення обліку призовників та військовозобов’язаних.

У новій редакції статті залишилися положення лише про те, що виконкоми місцевих рад, керівники підприємств і установ на вимогу військових комісаріатів зобов’язані повідомляти призовників і військовозобов’язаних про їх виклик у військові комісаріати, а громадяни, які призиваються на військову службу, в свою чергу, зобов’язані своєчасно прибути за викликом.

Служба в армии – это конституционная обязанность и долг мужчины. Между тем не все призывники стремятся этот долг выполнять. Многие по весьма объективным причинам (например, получение высшего образования и другие), не идущим вразрез с законами нашей страны. Однако не о них сегодня речь. Есть такая категория призывников, которые уклоняются от армии. Их так и называют уклонисты. Они не являются на мероприятия призыва, игнорируют повестки, в общем, скрываются. Ежегодно в нашей стране число таких граждан стабильно в период каждой призывной кампании и колеблется от 1 до 2 процентов. Как правило, в поиске уклонистов задействованы не только военкоматы, но и отделы внутренних дел. О ситуации по данному вопросу в Жодино мы беседуем с начальником милиции общественной безопасности Жодинского ГОВД Сергеем Севцом.

– Сергей Евгеньевич, как раз сейчас проходит кампания очередного воинского призыва. По инициативе районного военного комиссариата прошло даже торжественное мероприятие, где будущим защитникам вручали повестки. В их числе было и 55 жодинцев, парней, которые пойдут служить. А сколько наших молодых земляков уклоняются от этой обязанности и их ищут военные, ищет милиция?

– Ежегодно количество тех, кто не прибывает по повестке в военкомат, порядка нескольких десятков человек. В нынешнем году не явились на призывной участок 32 жителя Жодино. Большая их часть – те, кто в прошлые годы выехал за пределы Беларуси. Они считаются зарегистрированными гражданами республики, но реально их нет в стране. Однако есть и те, кто живет в городе, но от армии попросту уклоняется. Их розыском мы и занимаемся непосредственно. И, надо сказать, достаточно успешно. Подолгу скрываться удается лишь единицам. Вот и сегодня таких у нас осталось 4 человека, и я назову их фамилии: Пекарский Игорь Владимирович, 1985 г.р., Пилячевский Максим Владимирович, 1991 г.р., Корбут Александр Сергеевич, 1989 г.р., Герасимчик Сергей Викторович, 1987 г.р. Возможно, кто-то узнает этих людей и сообщит нам об их местонахождении, либо они сами объявятся.

– Наверняка у этих ребят есть родственники, неужели они не владеют никакой информацией?

– В основном родные поясняют, что в настоящее время они (призывники) находятся за рубежом на заработках, либо просто не желают возвращаться на родину.

– Как проходит процедура розыска уклонистов?

– Обычно за месяц граждане по почте получают уведомление о необходимости в такое-то время и такой-то день явиться в военкомат согласно ст. 9 Закона Республики Беларусь «О воинской службе». Если это уведомление игнорируется, то согласно законодательству сотрудники органов внутренних дел разыскивают уклонистов и под роспись вручают им аналогичные повестки, а также разъясняют ответственность, предусмотренную законом за неявку в военкомат. Если же и в этом случае человек не заявил о себе в военном комиссариате, то там готовят материалы для представления в прокуратуру по фактам уклонения от призыва на воинскую службу. Кстати, у милиции есть полномочия при обнаружении разыскиваемого лица принудительно доставить его в военкомат. И такие случаи, к сожалению, бывают нередко.

Наказание не заставит ждать

Как расценивается законом уклонение от прохождения срочной военной службы, я попросила прокомментировать начальника отделения призыва Смолевичского районного военного комиссариата майора Юрия Бурчика. Он пояснил, что за уклонение от прохождения мероприятий призыва в соответствии с действующим законодательством граждане привлекаются как к административной, так и к уголовной ответственности. При этом необходимо учитывать, что тот, кто получил повестку и не прибыл в указанный срок, но в дальнейшем был доставлен либо прибыл самостоятельно до окончания сроков призыва, подлежит привлечению к административной ответственности. А доставленные, прибывшие после окончания сроков призыва, подлежат уголовной ответственности. Согласно статье 435 Уголовного кодекса Беларуси уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу наказывается штрафом или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок. В то же время уклонение, совершенное путем умышленного причинения себе телесного повреждения, симуляции болезни, подлога документов или иного обмана, наказывается ограничением или лишением свободы на срок до пяти лет. Как видим, злостных уклонистов от прохождения воинской службы ожидает суровое наказание. Кроме того, что возбуждается уголовное дело, их разыскивает милиция, они не могут устроиться на работу, выехать за пределы страны.

– А почему не могут выехать?

– Дело в том, что военкомату помогают разыскивать отлынивающих от армии парней не только органы внутренних дел, но и миграционная служба. Так, с введением в действие единой автоматизированной системы пограничного контроля (АСПК) процесс поиска уклонистов, которые хотят скрыться за границей, упростился. Теперь их имена вносятся в банк данных о гражданах, которым временно ограничен выезд из Беларуси.

Да уж, наверное, проще отслужить как надо и не доводить дело до уголовного. И чисто по человеческим, житейским законам настоящий мужчина должен не только посадить дерево, построить дом и воспитать сына, но и уметь защищать свою Родину. Служба в армии научит этому. Неоднократно приходилось слышать мнения тех, кто в свое время служил в армии, что, помимо исполнения конституционной обязанности, она дает закалку на дальнейшую жизнь, помогает приобрести определенный жизненный опыт. Согласитесь, человек, который прошел армейскую службу, в дальнейшем будет более приспособлен, быстрее и правильнее примет решение, совершенно по-другому будет вести себя в критической ситуации. Кроме того, в армии можно приобрести много военных специальностей, которые затем применить и в гражданской жизни: водитель, автослесарь и др. Служба в армии также играет не последнюю роль при трудоустройстве, особенно, если молодые люди в дальнейшем желают проходить службу в силовых структурах.

Диана ЭЛИМЕЛАХ.