Русская замуж за таджика

ДУШАНБЕ, 26 окт – Sputnik. История россиянки Светланы Аминовой (в девичестве Устиновой), которая год назад вышла замуж за гражданина Таджикистана Довуда Аминова и приняла ислам, вызвала большой общественный резонанс.

Свадьба российской телеведущей обсуждалась не только в ее родном городе, но и за его пределами. Многие были шокированы разницей в возрасте между супругами: ему всего 22, а ей 56 лет.

© из личного архива Светланы Аминовой Светлана Аминова с мужем Довудом Аминовым

Кто-то полагал, что брак фиктивный и нужен технику по обслуживанию самолетов лишь для получения российского гражданства. Другие, напротив, поверили в красивую историю любви и пожелали паре счастья.

Это по любви: телеведущая из РФ вышла замуж за таджика и приняла ислам

События в жизни влюбленных развивались стремительно. Довуд сделал Светлане предложение через пять месяцев после знакомства. Свадьбу пара играла дважды: сначала совершили мусульманский обряд — никах, а потом расписались в загсе.

© Фото : Аккаунт в Одноклассники / Светлана Устинова

Ведущая, не задумываясь, сменила фамилию и приняла ислам. Она неоднократно заявляла, что ради мужа в меру своих возможностей старается соблюдать традиции и обычаи, предписанные религией.

Со дня нашумевшей свадьбы прошло чуть больше года. Sputnik Таджикистан решил узнать у Аминовой, как ей живется в новом статусе мусульманки, какие изменения произошли в ее жизни и счастлива ли она в браке.

Каково быть мусульманкой

Светлана честно признается, что счастлива в браке. Молодожены живут душа в душу. В новом статусе мусульманки женщина тоже чувствует себя комфортно.

Аминова считает, что ни в коей мере не предала свою религию, после того как приняла ислам.

«Я никогда ранее не была православной и крещеной, поэтому веру не предавала, также не могу сказать и о каких-то глобальных переменах в образе жизни, после того как стала мусульманкой. Пост в Курбан-байрам я не соблюдала, а вот муж все делал по правилам: не принимал пищу от рассвета до заката, уезжал на ночные встречи во время месяца Рамадан. При этом меня ни к чему не принуждал и в это не вовлекал» — говорит Светлана.

Замуж за таджика, или Невероятные истории любви с национальной окраской

Тем не менее таджикской культуры в жизни журналистки хоть отбавляй. Отец Довуда живет в России, поэтому Аминова часто видится со свекром.

«Когда мы с мужем купили квартиру, решили устроить новоселье. Я пригласила и русских, и таджиков, но, несмотря на присутствие гостей из разных культур, мы устроили традиционный таджикский дастархан на полу, и получилось здорово», — вспоминает она.

© из личного архива Светланы Аминовой Светлана Аминова с мужем Довудом Аминовым

Вопреки слухам о притеснениях мусульманских женщин мужчинами, в исламе бывшей телеведущей больше всего нравится именно отношение к прекрасному полу.

© Sputnik Стас Этвеш

«Никакого пренебрежения к себе я не заметила, но и, в свою очередь, понимаю, что где-то мне нужно иногда промолчать. Дело в том, что, каким бы ни был Довуд, по возрасту он все равно муж и глава семьи, при этом он умеет брать на себя ответственность, и я чувствую с ним себя защищенной. По поводу притеснения — все зависит скорее от женщины и мужчины, а также от конкретной ситуации нежели от культуры», — полагает она.

За время замужества у Аминовой появилось желание выучить таджикский, но из-за нехватки времени всерьез этим она пока не занялась. К языку ее понемногу приобщает муж.

Да и надобности говорить на таджикском в России, по ее мнению, нет, поэтому чаще Светлана помогает Довуду совершенствоваться в изучении русского.

Приданое таджички: каких мук стоит выдать замуж дочь в Таджикистане

При этом женщина радостно сообщила, что уже понимает практически все, о чем говорят родственники мужа на родном языке.

«Иногда даже вмешиваюсь в их разговор, но говорю по-русски. Сначала они очень удивлялись, но потом привыкли. К сожалению, самостоятельно составить фразу и произнести ее на таджикском я пока не могу», — рассказала о своих познаниях журналистка.

© из личного архива Светланы Аминовой Светлана Аминова с мужем Довудом Аминовым

За время знакомства с таджикскими традициями у Светланы появилось любимое блюдо — самса с тыквой. Оказалось, что таджики обожают эту выпечку, и Аминова даже научилась готовить такие яства.

При этом, по ее словам, к русской национальной кухне особой тяги ни муж ни его родня не питают.

© Фото : Из личного архива Светланы Устиновой

«Иногда готовлю блюда русской кухни и угощаю родственников мужа, они пробуют все, но предпочитают есть привычную им пищу», — поделилась женщина.

Когда будет пополнение в семье и вторая жена

Год назад Светлана обещала, что, когда придет время, она не будет против, чтобы супруг взял в семью вторую жену. Пока, по ее словам, об этом речи не идет, поскольку Довуд к такому шагу еще не готов.

Почему в Таджикистане женщины соглашаются быть вторыми женами

«Мы договорились с мужем, что ближайшие два года не будем думать об этом. Помимо всего прочего, у меня есть к нему условие — он должен привести вторую жену в наш дом. Она должна жить только в России вместе с нами в квартире, но предварительно придется решить вопрос с жильем, потому что сейчас мы находимся в однокомнатной квартире, и нам будет тесно», — поделилась планами она.

В будущем пара очень хочет вместе отправиться в Таджикистан, но пока планы приходится откладывать. На покупку квартиры Довуд и Светлана потратили много денег, а путешествие на родину мужа — дело затратное.

Аминова надеется, что этим летом они все же смогут позволить себе поездку, в которой она сможет осуществить свою давнюю мечту: «Я хочу поехать в Таджикистан как фотограф и привезти оттуда свою фотовыставку, ведь там очень красиво. Где мы остановимся, пока не знаю. Либо у мамы мужа в Душанбе, либо у его родственников. Как раз познакомлюсь с его мамой поближе, пока мы ни разу не виделись и разговаривали только по телефону».

Рука об руку

Аминова отмечает, что с момента замужества ее жизнь перевернулась с ног на голову. Она снимала квартиру в Карабанове и работала телеведущей, но после свадьбы в один миг все начало меняться.

«За год мы сменили место жительства — из Александрова переехали в Струнино, я поменяла место работы, так как с предыдущего меня выгнали. Руководству не понравилось, что я вышла замуж за уроженца Таджикистана. Это и к лучшему, потому что после увольнения я с нуля создала молодежное телевидение в Струнино, где мы купили квартиру», — рассказала она.

Россиянка вышла замуж за уроженца Таджикистана за 25 тысяч рублей

Несмотря на потерю статуса телеведущей, журналистка признается, что ни разу за все время не пожалела о своем решении.

© из личного архива Светланы Аминовой Светлана Аминова с мужем Довудом Аминовым

Светлана и Довуд занимаются развитием своего нового проекта вместе, и муж ей всячески помогает. Таджики вообще очень сплоченный и дружный народ, поэтому иногда к делу подключаются также родственники ее возлюбленного, которые пекут вкусную национальную еду на корпоративные праздники.

Свадьба по-таджикски: обряды, без которых выйти замуж нельзя

Таджикская культура постепенно оказывает влияние на все сферы жизни женщины, ее отражение видно и в работе.

© Sputnik Стас Этвеш

«Наше телевидение — это коллектив при Доме культуры. Здесь работают ребята от 13 до 16 лет. Мы снимаем на разные темы, одним из проектов молодежного ТВ является программа «Многоголосье земли Владимирской». Передачу ведут русские и таджики. Задумка такая: ребята, которые родились здесь или переехали сюда из Таджикистана, погружаются в русскую культуру, в наш регион с русскими песнями, традициями и обрядами и потом рассказывают об этом в передаче. Изюминка в том, что это делают таджики», — объясняет Светлана.

Женившимся на гражданках России мигрантам запретят жить отдельно от семьи

Несмотря на новый статус, экс-ведущая по-прежнему очень много трудится и даже шутит, что собирается умереть на работе. При этом разногласий с мужем на эту тему у нее не возникает. Учитывая менталитет Довуда, этот момент пара обсудила еще до замужества.

© из личного архива Светланы Аминовой Светлана Аминова с мужем Довудом Аминовым

Перед тем как пойти в ЗАГС, Аминова поставила возлюбленному условие, предупредив, что будет много времени отдавать своей журналисткой деятельности, и он без возражений на это согласился.

Общие знакомые уже привыкли к тому, что россиянка и таджикистанец вместе, а они, кажется, даже не сомневаются, что все могло быть по-другому.

Половые инфекции, передающиеся в отсутствие жен

«Лента.ру» Насколько разнообразна сексуальная жизнь таджикских мигрантов в России?

Олимова: Около 90 процентов опрошенных мигрантов были женаты, но только 5 процентов брали с собой в Россию жену. Еще 3 процента берут жену с собой на какое-то время.

Говоря о своей сексуальной жизни, 38 процентов респондентов сообщили, что вообще не вступали в половые отношения на выезде; еще 22 процента имели сексуальные отношения со случайными партнершами; 11,5 процента — с постоянными партнершами (подругами); 10 процентов — с секс-работницами; 8 процентов — с женой; 6,5 процента — с содержанками.

Из тех, кто не вступал в половые отношения, около пяти процентов сообщили, что решают проблему с помощью мастурбации. В гомосексуальных контактах признались около одного процента опрошенных. Возможно, на этот вопрос не все отвечали откровенно, но, я думаю, уровень гомосексуальных связей все равно не выше стандартных четырех-пяти процентов.

Что рассказывали в интервью те, кто признавался в гомосексуальных связях?

Вариантов таких связей может быть несколько. Во-первых, это могут быть контакты вынужденного характера — как в тюрьме. Например, в бригадах на лесоповале, когда длительное время нет никаких женщин. Нам рассказывали о случае, когда на лесоповале в течение полутора лет работали 62 человека, и двое из них стали парой. Еще один вариант — в крупных российских городах молодые ребята связываются с русскими гомосексуалистами. Бывают случаи, когда им предлагают хорошие условия жизни, российское гражданство, деньги.

Подобные истории держатся в строжайшей тайне, так как таджики относятся к гомосексуальности очень негативно, а мигранты часто приезжают на работу бригадами, состоящими из родственников и соседей.

Почему вы вообще решили обратиться к теме сексуальной жизни мигрантов?

Дело в том, что раньше в Таджикистане проблема ВИЧ и ЗППП не была острой. ВИЧ циркулировал в относительно небольшой группе наркопотребителей и передавался преимущественно инъекционным путем. Но с 2002 года вместе с подъемом трудовой миграции в Россию резко увеличилось число зарегистрированных случаев заражения половым путем среди возвращавшихся из-за рубежа мигрантов. Практикующие врачи стали бить тревогу, в министерстве здравоохранения обратилось в МОМ и Глобальный фонд по борьбе с ВИЧ/СПИД, туберкулезом и малярией, и те решили провести исследование, чтобы прояснить ситуацию. В 2010-м и 2014 годах мы снова проделали ту же самую работу, чтобы проследить динамику.

Отличается ли нынешнее сексуальное поведение таджикских мужчин от того, каким оно было лет 15-20 назад?

Немного уменьшилось количество людей, которые возят с собой своих жен — с семи до пяти процентов. Во-вторых, за 12 лет почти в два раза увеличилось количество вступающих в случайные связи. При этом удивительно, что число тех, кто пользуется секс-услугами, со временем не меняется: их всегда около десяти процентов.

Уменьшилось количество браков и длительных отношений с россиянками. В 2002 году их было достаточно много, потому что люди в какой-то степени продолжали чувствовать себя гражданами СССР. Сейчас же таджикские мигранты оказались внизу социальной лестницы, поэтому им трудно найти партнершу для длительных отношений. Таджик — это уже почти социальный статус.

Спрос на приданое

Почитатели национальных традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, а потому актуально и сегодня. По их мнению, вступающие в самостоятельную жизнь молодые пары благодаря приготовлениям взрослых менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням.

Противники проведения пышных торжеств считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.

По словам современных свах, выкуп за невесту и ее приданое необходимы для создания материальной базы для молодой семьи.

Жительница города Куляб на юге Таджикистана Бибигуль Мирова, мать трех дочерей, приданое для детей приобретает уже сейчас.

«Я стараюсь дарить своим дочерям на их дни рождения золотые украшения, которые станут потом частью приданого. Многие семьи сейчас приобретают украшения на средства, которые приносит жених в качестве выкупа невесте. Золото — показатель состоятельности. Это повышает статус невесты и ее семьи», — рассказывает Бибигуль Мирова.

«Ведь свекрови бывают разные, — продолжает Бибигуль, — в том числе и такие, которые могут потом попрекнуть девушку, если родители собрали ей мало приданого. Оно бывает разным, покупают бытовую технику, дорогую посуду, мебель, постельное белье. Все это потом невеста отвозит в дом жениха».

Нередко главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту, и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце.

«Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы», — поясняет профессиональная сваха Ойти Хакимова, жительница города Худжанда.

И приводит пример: мужчина не может себе найти работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая.

«Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают. Но, конечно, все индивидуально, но традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. К сожалению, сейчас ищут не женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку», — говорит Хакимова.

С ней согласна и жительница Душанбе Зарина Хушвахтова, видя в национальных традициях, регламентирующих вопросы калыма и приданого, «нечто унизительное для женщины»: «Муж, выкупая невесту, приводит в дом не любимую жену, а служанку и домработницу, которая обязана отработать потраченные на нее средства», — говорит Хушвахтова.

Женщина уверена, что «давние обычаи, которые имели смысл много веков назад, сегодня утратили его. Если у родителей и родственников молодоженов есть возможность помочь молодой семье это хорошо, но при этом не должно возникать обязательства отработать, вернуть долг».

Против проведения пышных торжеств не раз выступали таджикские власти и духовенство. Запрещали, просили, но результатов это не принесло.

В качестве выкупа за невесту приносят отрезы для платьев, одежду, постельное белье, драгоценности, а также продукты питания, которые затем используются на свадебных мероприятиях в доме невесты.

Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.

У девушек, не имеющих богатого приданого, меньше возможностей для выбора женихов и немного шансов выйти замуж.

Торжества с размахом

В разных регионах Таджикистана традиционные свадьбы сильно различаются между собой.

На севере страны к исполнению всех принятых норм относятся более внимательно, на востоке и юге требования намного демократичнее.

«Калым и выкуп, как необходимое условие свадьбы, сохранены, но даются и собираются они исключительно как помощь детям для будущей жизни. Во время сватовства стороны договариваются о сумме расходов, взаимопомощи и размере выкупа за невесту», — говорит Улфат Мамадшоева, жительница города Хорог, областного центра Горно-Бадахшанской автономной области.

По ее словам, родители молодоженов стараются избегать излишеств и дополнительных трат. Все делается по обоюдному согласию и во внимание принимаются экономические показатели семей брачующихся.

Редкие семьи отказываются от выкупа и приданого для невесты. Размеры негласных выплат составляют от 1000 до 5000 долларов и больше, в зависимости от благосостояния конкретной семьи.

Image caption Муж, выкупая невесту, приводит в дом не любимую жену, а служанку и домработницу, полагает Зарина Хушвахтова

Основные затраты на проведение всех традиционных семейных обрядов – свадьбы, поминок или обрезания — ложатся на мужчину. Их проведение строго обязательно. Даже наименее затратное из этих мероприятий обойдется в 1000 долларов.

Упорядочивающий траты закон

По мнению психологов, проблема кроется в национальном таджикском характере. Мужчина в сознании таджиков — добытчик. А тут он не может не то что достойно обеспечить семью, а элементарно заработать на хлеб.

«Время вносит свои корректировки в национальные обычаи. Теперь многое зависит от финансовых возможностей семьи. Но провести церемонию «как надо» считают своим долгом все, иначе засмеют, и на тебя будут показывать пальцем. Люди боятся и стесняются общественного мнения, залезают в долг, уезжают в многолетнюю миграцию, но свадьбу проводят хорошо. Все понимают, что это неправильно, но открыто выразить свое несогласие или поступить иначе не решаются», — полагает Ниссо Саидова, жительница Хатлонской области.

Между тем, таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды.

Власти настоятельно рекомендует согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб и поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

До принятия нового закона, по данным комитета по делам религии Таджикистана, жители страны тратили на проведение семейных торжеств до 1 миллиона долларов, при том, что около 50% таджикистанцев, по официальным данным, живут за чертой бедности.

Image caption Благодаря новому закону удалось сэкономить более 13 млрд сомони, говорит пресс-секретарь комитета по делам религий Афшин Муким

Свадьба в кредит

Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества.

Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия.

«В целом за 8 лет действия этого закона было проведено более 1 миллиона 175 тысяч свадеб и обрядов, на которые жители потратили 3 575 149 таджикских сомони (около 571 млн долларов). Таким образом благодаря введенным ограничениям удалось сэкономить более 13 млрд сомони (более 2 млрд долларов)», — сказал Русской службе Би-би-си Афшин Муким, пресс-секретарь комитета по делам религии Таджикистана.

Дискуссия вокруг размера свадебных расходов в пору экономического кризиса, когда одни призывают уменьшить траты, а другие выступают за сохранение национальных традиций предков, продолжается в обществе и сегодня.

В последние годы в таджикском обществе очень сильно возросло влияние ислама, который также обязывает выплачивать выкуп за невесту.

«Мне пришлось самому зарабатывать деньги на свадьбу. Пришлось уехать на заработки в Россию, где я проработал около пяти лет. Вернулся домой, сыграл свадьбу, но заработанных денег не хватило, пришлось взять кредит в банке. И вот теперь через месяц после свадьбы я снова уеду на заработки, кредит-то надо возвращать. Можно было обойтись без многих вещей, но мне очень не хотелось обижать родителей, которые хотели провести свадьбу с учетом всех старых и новых традиций», — рассказывает Камол Рашидов, житель Душанбе.