Рынок сельхоз земель

Таблица 3

Социально-экономические показатели уровня жизни населения Республики Бурятия

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г.

Среднедушевые денежные доходы населения

(в мес), р. 7020 8892 10999

Среднемесячная номинальная начисленная

заработная плата работников организаций, р. 9190 11529 14142

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников сельского хозяйства, р. 3577 4812 5824

Средний размер назначенных месячных пенсий

(с учетом компенсации), р. 2666 3483 4281

Прожиточный минимум (в среднем на душу населения), р./мес 3612 4127 4566

Соотношение с величиной прожиточного минимума, %: среднедушевых денежных доходов населения 194 215 241

среднемесячной номинальной начисленной

заработной платы работников организаций 235 260 286

среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников сельского хозяйства 99 117 128

среднего размера назначенных месячных

пенсий 84 107 123

ропродовольственных рынков, в производстве экологически чистой продукции, сохранении сельского образа жизни и культуры; удовлетворении рекреа-

ционных потребностей; обеспечении социального контроля над территорией и т. д.

Однако придание индивидуальному производству некоей исключительности, признание его приоритетным направлением в развитии аграрного производства — это крайность, не способствующая скорейшему решению продовольственной проблемы. Укрепление экономики ЛПХ в современных условиях возможно на основе интеграции и кооперации общественного производства с частным сектором. С укреплением экономики ЛПХ возможен их рост в фермерские, а также появление новых форм хозяйствования, выходящих за рамки сельскохозяйственного производства.

Список литературы

1. Статистический ежегодник по Республике Бурятия. — Бурятстат-Улан-Удэ, 2009. — 355 с.

УДК 332.72

Ч.Ф. Башаров, аспирант

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина»

РАЗВИТИЕ РЫНКА ЗЕМЛИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Современное состояние аграрной сферы страны отражается сокращением сельскохозяйственных угодий, посевных площадей, происходит вывод их из хозяйственного оборота, что приводит к снижению урожайности и валового сбора, к обострению продовольственной безопасности страны, поскольку, обладая огромным потенциалом ресурсов, наша страна превратилась в крупнейшего импортера продовольствия. Согласно статистическим данным, с 1990 по 2007 г. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 1841,3 тыс. га, составив 220567,9 тыс. га (-0,8 %), в том числе пашни — на 10730,7 тыс. га, составив 121573,5 тыс. га (-8,1 %); площадь залежи увеличилась в 14,7 (!) раз, составив 5105,7 тыс. га. Кроме того, перечисленные факты вынуждают производителя вести экстенсивный путь развития, что приводит к потере конкурентоспособности отечественной продукции .

В настоящее время сельское хозяйство страны испытывает острую нехватку оборотных средств, что ведет к невозможности осуществления процесса расширенного воспроизводства. Недоступность из-за недостаточности залогового обеспечения долгосрочных кредитных ресурсов вынуждает хозяйства использовать краткосрочные, которые характеризуются более высокими ставками. Для создания доступности аграрного сектора к долгосрочным кредитам рассматривается возможность использования ипотеки земель сельскохозяйственного назначения, которые являются наиболее приемлемым вариантом залога. Однако решение данной задачи невозможно осуществить в полном объеме, поскольку есть ряд проблем, связанных с состоянием и развитием земельного рынка.

Земля, будучи основой деятельности и существования человека, является главным средством про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

изводства, важной частью материально-технической базы в сельском хозяйстве, и от того, насколько эффективно она будет использоваться, зависит достаток и достояние общества. Одно из главных предназначений земли — обеспечение потребности населения в сельскохозяйственных продуктах, а пищевой и перерабатывающей промышленности — в сырье.

Помимо того что земля выступает средством производства, в то же время она является объектом собственности, сферой приложения труда и капитала. Экономические отношения по поводу владения, распоряжения и пользования землей как главного средства производства в сельском хозяйстве относят к аграрным (земельным) отношениям. Земельные отношения должны затрагивать такие вопросы, как формы собственности, отношения эффективного использования земли, рынок земли, ренту, способы и методы регулирования земельных отношений. Развитие земельных отношений непосредственно связано с возникновением и развитием отношений собственности, в частности права частной собственности, которое понимается гораздо шире, чем просто владение, пользование и распоряжение.

Однако в России по вопросу воздействия форм собственности на землю и хозяйствования на эффективность использования земли существуют довольно противоречивые мнения.

Гражданский кодекс признает частную, государственную, муниципальную и иную формы собственности. Касательно вопроса собственности на землю сторонники частной собственности на землю аргументируют свою точку зрения тем, что в этом случае облегчается доступность к кредитным ресурсам под залог земли. Противники же выражают свои опасения по поводу того, что в этом случае земля может быть потеряна землевладельцами, что приведет к росту безработицы в сельской местности и, кроме того, бесконтрольному использованию земли.

Новая аграрная реформа, начатая в эпоху рыночных преобразований, определила основные направления своего осуществления:

• земельная реформа, предполагавшая приватизацию земли в частную и общую долевую собственность;

• реорганизация колхозов и совхозов, приватизация государственных аграрных предприятий;

• приватизация предприятий сферы АПК. Сторонники частной собственности на землю

одержали верх, в результате чего возник рынок земель сельскохозяйственного назначения, который включает в себя все операции по продаже, аренде, обмену, передаче по наследству, уступкам прав, субаренде, временному пользованию, совместному использованию, операции с реальной земельной собственностью.

Хотя земельный рынок России постепенно развивается, тем не менее его существование зависит от различных факторов. Такими могут послужить нормативные акты органов власти, экономические и политические аспекты. Конкуренция на данном рынке пока слаба, и поэтому его существование пока достаточно далеко от совершенства. Как и любой рынок, рынок земли характеризуется наличием спроса и предложения, которые являются основными факторами установления цены на землю.

Отличительной особенностью земельного рынка является ограниченность предложения, поэтому при определении цены равновесия главную роль играют факторы спроса. При стабильном предложении земли повышение спроса приводит к увеличению цены, и, наоборот, сокращение спроса приводит к снижению цены. Если на других рынках при увеличении цены происходит повышение предложения, а сокращение цены приводит к его снижению, то предложение на земельном рынке остается стабильным. На данном рынке слабо прослеживается связь между изменением спроса и предложения.

Однако рыночный земельный оборот ограничен. И этому есть множество причин. Правовая база, сложившаяся на данный момент в России, должна была решить задачи целевого использования сельскохозяйственных угодий, учитывая интересы государства. Однако эффективность законодательных актов снижается отсутствием или неполным описанием в них четких механизмов реализации.

Так, закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает право владельцев на совершение с земельными долями сделок и что право на такого рода сделки наступает только после выделения земельных долей в земельные участки . Однако в законе не были учтены трудности, связанные с организационными причинами и стоимостью работ в данном направлении. Таким образом, закон оказался противоречив: с одной стороны, он был ориентирован на развитие оборота земель, а с другой — высокая стоимость землеустроительных работ затруднила его реализацию в полном объеме.

Правовая база, регулирующая использование угодий, требует конкретизации основных актов. Так, необходимо на законодательном уровне усилить ответственность за нерациональное использование земель, разрушение почвенного покрова, а также стимулировать землепользователей эффективно использовать и охранять угодья.

Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия земельных долей или участков в случае их нецелевого использования в течение двух и более лет. Впоследствии поправка к закону увеличила срок нецелевого использования

до трех и более лет. Но, как показывает практика, земли могут пустовать и значительно большее время, и потому условие неиспользования земли в течение двух, трех и более лет к ним не применяется. Одной из главных причин этого является сама процедура изъятия земель через суд, которая сопровождается длительными затратами времени и бюрократическими проволочками. Показав свою неэффективность, данная процедура могла бы быть заменена, например, передачей решения об изъятии неиспользуемых угодий органам соответствующих уровней власти, что повлекло бы за собой более оперативное решение вопросов.

Следует отметить отсутствие и неэффективность должного контроля за состоянием и использованием земельных ресурсов со стороны государства и его органов на местах. Очевиден и тот факт, что слабо работает система стимулирования землепользователей в части проведения и соблюдения природоохранных и землесберегающих технологий. Причинами этого являются как слабая юридическая защищенность сельхозугодий, так и отсутствие должной финансовой поддержки государства в области землеохранных мероприятий .

Развитие земельного рынка невозможно без развития земельного оборота, который в рыночных условиях напрямую зависит от решения вопроса собственности на землю. Как уже было отмечено, собственниками земли являются государство, физические и юридические лица. Однако такое разделение прав на землю недостаточно для эффективного оборота земли, поскольку необходимы юридически правильно оформленные правоустанавливающие документы, которые бы дали возможность определить право юридических и физических лиц на земельную собственность. Следует отметить еще одну особенность рынка земли — поскольку объектом на нем является земля, то она требует своего разграничения, определения своих границ и земельной площади. Поэтому для того чтобы земельный рынок успешно развивался, важной задачей является решение вопросов землеустройства, к числу которых нужно отнести оценку собственности, определение границ и площади земельного участка, установление межевых знаков, выдачу соответствующих правоустанавливающих документов.

Проведение землеустроительных работ в современном сельском хозяйстве России остается одной из главных задач, требующих своего скорейшего решения. Практика показывает, что в большинстве случаев земли, находящиеся в пользовании сельхозтоваропроизводителей, состоят из земель, относящихся к федеральным, региональным и муниципальным, частных и находящихся в общей долевой собственности. Из-за несовершенства оформления правовых документов на землю, неопределенности границ земельной собственности происходит иска-

жение реального положения дел земельного оборота и купли-продажи прав на земельные участки.

Нерешенным остается вопрос, касающийся земельных долей. Необходимо отметить, что земельный рынок, земельный оборот в аграрном секторе России оказался неразрывно связан с крупными товаропроизводителями. В настоящее время значительную площадь обрабатываемых ими земель составляют именно земельные доли, не выделенные в натуре в земельные участки.

Актуален и вопрос выделения земельного участка в счет земельной доли. Во-первых, для проведения данной процедуры необходимо уточнять списки владельцев земельных долей (которых бывает довольно трудно найти), а затем оформить равный ей по площади земельный участок, местоположение которого нужно определить. Во-вторых, в одном и том же хозяйстве земли территориально разбросаны на значительные расстояния и имеют различную контурность, что часто вызывает споры по поводу того, кому и какой участок достанется. В-третьих, в случае успешного решения вопроса выделения доли в земельный участок собственнику предстоит проделать серьезный объем работ, требующий временных и финансовых затрат, — провести межевание, установление границ, оформление картосхемы на земельный участок, паспортизацию, оформление правоустанавливающих документов, бонитировку почв, стоимостную оценку земель. Только после данных работ и получения правоустанавливающих документов земельный участок должен быть зарегистрирован в учреждениях земельного кадастра, после чего с ним можно совершать сделки .

Кроме сложности выделения земельного участка в счет земельной доли существует и еще одна — дороговизна операций их проведения, особенно учитывая низкие доходы сельского населения и то, что во многих хозяйствах значительные площади не обрабатываются из-за отсутствия денежных средств. В этом направлении необходимо активизировать организационные и землеустроительные работы.

Таким образом, рассмотрев основные проблемы состояния и развития земельного рынка, нужно выделить основные, решение которых будет способствовать эффективному развитию рынка.

Во-первых, земля является базисом производства сельхозпродукции. Намного экономичнее и эффективнее вести интенсивный путь обработки земель с использованием современной техники и технологий, что также будет вести к их охране за счет применения ресурсосберегающих технологий.

Во-вторых, государство должно вмешиваться в сферу земельных отношений, поскольку в целях сохранения продовольственной безопасности оно должно защищать сельское хозяйство и его земельную базу от нецелевого и нерационального использования, исключить возможность спекулятив-

ных продаж земель сельскохозяйственного назначения.

В-третьих, оборот земельного рынка должен способствовать решению задач аграрной политики государства, а не являться тормозом его развития в силу своих особенностей. Для этого нужно усилить работу в области информационного обеспечения, консультационного обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно и то, что без проведения масштабных землеустроительных работ невозможно будет обеспечить эффективное развитие земельного рынка в сельском хозяйстве страны. Это понимают в Министерстве сельского хозяйства России. В последнее время оно активизировало работу по регулированию оборота земель сельскохозяйственного назначения. Одним из основных направлений его работы является совершенствование земельного законодательства в части упрощения процедуры выделения земельных участков в счет земельных долей, установления четкого порядка отказа от права собственности на земельные доли, предлагается повысить ответственность пользователей в случае ненадлежащего использования земли. Кроме того, рассматривается возможность снижения за-

трат по оформлению и межеванию земельных участков путем софинансирования работ из федерального и регионального бюджетов. Однако как скоро решение этих задач осуществится на практике, пока неизвестно, но без их реализации эффективное и рациональное землепользование в аграрном секторе России будет затруднено.

Список литературы

1. Государственный (национальный) доклад «О состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2007 году». — М.: ФАКОН, 2008. — 274 с.

2. Российский статистический ежегодник 2007: стат. сб. / В.Л. Соколин . — М.: Росстат, 2007. — 826 с.

4. Панкова, К.И. Две земельные реформы — два разных результата / К.И. Панкова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2008. — № 9.

5. Сланкова, Л.Н. Земельные отношения: проблемы землепользования и землевладения / Л.Н. Сланкова // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2007. — № 11.

УДК 316.334.55:330(470.333)

Е.В. Энкина, аспирантка

ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им.В.П. Горячкина»

значение социально-экономических факторов для сельского хозяйства брянской области

В современных условиях, особенно в нынешнем кризисном состоянии экономики, не только агропромышленный комплекс, но и любая другая отрасль национальной экономики испытывают целый ряд проблем — нехватку основных фондов, зданий, сооружений, износ машинно-тракторного парка, диспаритет цен, недостаток государственного финансирования.

Однако на современном этапе развития страны у сельского хозяйства наиболее острее стали выявляться и другие потребности, связанные с улучшением инфраструктуры, которая, в свою очередь, подразумевает развитую систему газо-, водоснабжения, обеспечение жилым фондом, удовлетворительное состояние сельских дорог. С начала проведения аграрной реформы 1990-х гг. этот вопрос перестал привлекать внимание исследователей, а в производственных условиях в преобладающем большинстве сельскохозяйственных организаций не предпринимались шаги по изысканию резервов.

Распад колхозно-совхозной системы оставил деревню лишенной развитых форм организации производства. Ресурс российской древни уже к середине 50-х годов XX в. был полностью исчерпан, в результате чего власть вступила на путь реформ. Однако эффект этих реформ следует считать мизерным, и к началу 90-х гг. село нуждалось в самых серьезных преобразованиях. Но надежды, возложенные на новое правительство, не принесли желаемых результатов, российская деревня за 90-е гг. больше потеряла, нежели приобрела. Лишившись в решающей степени государственной поддержки, она не получила подлинной экономической свободы. Проблемы адаптации села к рыночным отношениям в России изучены в недостаточной степени. Особенно это касается такого важнейшего вопроса, как воздействие изменений в социальной сфере на производственный потенциал деревни .

Эффективность развития любой отрасли обуславливает своя система факторов. К основной группе факторов можно отнести технические (со-

Земельный коллапс в Украине

Украинские аграрные предприятия доказали свою эффективность на международной арене, занимая топовые позиции в экспорте подсолнечного масла, зерновых, сои т.д. По мнению руководителя аналитического департамента консалтингового агентства «ААА» Марии Колесник, подавляющая часть агрохолдингов также заинтересована в прозрачном механизме долгосрочной аренды с гарантированной защитой интересов арендатора. Все они при сборе активов пользовались заимствованным капиталом: кредитами коммерческих банков либо облигациями.

Активы приобретались по цене от $300 до $1 тыс. за 1 га сельхозугодий. Речь идет о покупке корпоративных прав субъектов хозяйствования, располагающих правами аренды на землю. Фактически, уже один раз была осуществлена покупка паев, банку нет необходимости выделить средства повторно, ведь формализация права собственности на землю не увеличит прибыль. Предприятия получают стабильный доход и не все готовы на дополнительные издержки, связанные с повторной продажей земель.

К большому сожалению, вопрос продажи и формирования реальной стоимости земель сельскохозяйственного назначения в Украине весьма политизирован, на нем еще не одна партия сделает свой рейтинг. Государству необходимо не только заботиться о социальной составляющей экономики, но и уделить должное внимание развитию бизнеса, улучшить условия для его ведения. По мнению аналитиков, рационально будет разработать прозрачный механизм продажи/закладывания прав аренды на продолжительный срок.

Николай Паланица, Latifundist.com

Узнавайте первыми самые свежие новости агробизнеса Украины на нашей странице в Facebook, канале в Telegram, скачивайте приложение в AppStore, подписывайтесь на нас в Instagram или на нашу .

Испания

До проведения эффективной земельной реформы в конце ХХ века, множество фермеров вынуждены были покинуть страну, что привело к резкому падению удельного веса АПК в ВВП Испании. На данный момент налог на передачу прав собственности составляет 6% от сделки. Мораторий на продажу пахотного угодья отсутствует, что привело к удорожанию земель до $16,1 тыс. за 1 га.

Великобритания

Страна особо славится уровнем механизации сельского хозяйства и продуктивностью производства. Фермерство среди британцев не пользуется большим спросом, как вид бизнеса, но все же аграрный сектор — стабильная и надежная инвестиция по английским меркам. Срок аренды земли не регулируется, исключение Шотландия — 175 лет. Стать владельцем земли сможет любой житель Соединенного Королевства, ЕС, иностранный инвестор, но придется изрядно раскошелиться, уплатив $31,4 тыс. за 1 га.

Болгария

В руках граждан сконцентрировано порядка 98% сельскохозяйственных земель, после успешно проведенной реформы в 1990-х гг. Изначально устанавливались 3-х годичные ограничения (мораторий), но они не получили поддержку среди болгар. На данный момент приобрести поля могут граждане Болгарии и ЕС, юридическое либо физическое лицо, пребывающее более 5 лет на территории страны, а также компании, с которыми государство заключило международные договора. Стоимость земли государство не регулирует, и нет ограничений по размерам площадей в одни руки, одному предприятию. Средняя стоимость 1 га — $4,6 тыс.

Голландия

Цена свободных сельскохозяйственных площадей буквально идет на вес золота и составляет $63,7 тыс. за 1 га. Почти 90% земель сконцентрировано в частных руках, при этом нет никаких ограничений, на право распоряжаться участками. Покупателем может выступить кто угодно, важно лишь оплатить 6% налога от стоимости сделки. Минимальный срок сдачи земли в аренду — 6 лет, для фермерских хозяйств — 12. При продаже участка на аукционе, арендатор имеет приоритетное право на покупку.

Хорватия

Руководство страны закрыло рынок для иностранцев, а во владении граждан находится 65% полей, из которых 1/3 вообще не обрабатываются. Стоимость земель на внутреннем рынке не регулируется, количественных ограничений по пахотным землям не существует. Установлена фиксированная ставка — 5% при продаже и владении землей, а стоимость 1 га составляет в среднем $7 тыс.