Школа прапорщиков поступление

Современная армия насыщена сложнейшей боевой техникой и электронными устройствами. Солдаты срочной службы не всегда успевают за год овладеть ей в совершенстве. Поэтому в армии постоянно ощущается нехватка технических специалистов среднего звена, которые обеспечивают постоянную боеготовность техники. Институт контрактной службы частично снимает эту проблему. Но образовательный уровень солдат и сержантов-контрактников не всегда соответствует сложности поставленных задач. Именно это обусловило возрождение института прапорщиков Российской Армии, как технических специалистов среднего звена, занятых в обслуживании конкретных видов вооружения или выполняющих командирские функции в небольших по численности воинских формированиях при выполнении специальных заданий.

История звания прапорщик

Воинское звание прапорщик впервые появилось в русской армии еще во времена второго царя из династии Романовых – Алексея Михайловича, в 1649 году. Происходи название воинского чина от старорусского «прапор» — знамя. Звания прапорщик удостаивались самые мужественные и сильные в физическом отношении воины, несшие впереди наступающих колонн во время боя войсковое знамя.
Именно с тех далеких времен звание прапорщик заняло промежуточное положение между солдатами и сержантами с одной стороны и офицерами – с другой.
На протяжении почти 250 лет положение прапорщиков в войсках изменялось. Но звание, включенное по указу Петра I в Табель о рангах и дававшее право на привилегии по самому низшему ХIV классу Табеля не упразднялось вплоть до 1917 года.
Исторически сложилось, что прапорщики и соответствующие им на флоте мичманы, являлись первым офицерским званием, не дающим полных офицерских привилегий, но уже выделявших лиц, носящих это звание из среды солдат, матросов, сержантов и старшин.
Особенно большое количество прапорщиков в русской армии было во время Первой мировой войны 1914-1918 годов. Именно прапорщики составляли костяк командиров, командующих взводами или пулеметными расчетами. В этот исторический период среди прапорщиков были в основном выпускники высших учебных заведений и средних технических училищ, которые в ускоренном порядке подготавливались по программе младшего офицерского состава и сразу же направлялись на передовую.
После Великой Октябрской Революции 1917 года звание прапорщика, как и остальные воинские звания, было упразднено. Но, по иронии судьбы главнокомандующим революционной красной армии стал именно бывший прапорщик Крыленко, в одночасье вознесенный из младших офицеров на должность полного генерала.
На протяжении 55 лет институт прапорщиков пребывал в забвении, пока в 1972 году приказом министра обороны СССР не был возрожден в новом качестве – военных специалистов замещавших должности старшин или младших лейтенантов, которые так же заняли промежуточное положение между офицерским и сержантским составом в армии.
В современной российской армии (с небольшим перерывом с 2008 по 2013 годы) должность и воинское звание прапорщика присваивается лицам, занимающим технические должности или командующих небольшими по численности воинскими контингентами – боевыми расчетами пусковых установок, танками, разведывательными группами или обслуживающими непосредственно сложную армейскую технику – средства связи, боевое вооружение, несущими службу в частях тылового обеспечения, связанную с секретной частью или медицинским обслуживание военнослужащих.

Поступление на службу прапорщиком

До 2015 года пройти обучение и получить должности и воинское звание прапорщика могли исключительно лица, прошедшие или проходящие воинскую службу по призыву либо по контракту. В 2015 году, в порядке эксперимента такую возможность получили и выпускники средних школ, которые сразу, после школьной скамьи, минуя срочную службу в армии, могут поступать в школы прапорщиков.
Основным документом, регламентирующим порядок отбора кандидатов, прохождения медицинского и психологического обследования на предмет годности к занятию должности прапорщика является «Инструкция о направлении кандидатов на учебу в школы прапорщиков и мичманов» изданная на основе Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Порядок отбора кандидатов на обучение в школе прапорщиков

Отбор кандидатов, решивших связать свою судьбу с армией и изъявивших желание на обучение в школе прапорщиков осуществляется в воинских частях на основании рапорта, поданного военнослужащим срочной службы или контрактником командиру воинской части. При этом имеет значение срок службы военнослужащего срочной службы. Обычно к рассмотрению принимаются рапорты, поданные солдатами и сержантами, отслужившими более половины срока. Для лиц, проходящих службу по контракту таких ограничений нет. Они могут подавать рапорт о направлении на обучение в школу прапорщиков одновременно с заключением контракта и без направления в воинскую часть сразу зачислятся курсантами в учебные заведения готовящие профильных технических специалистов для различных родов войск.
Изъявившим желание стать прапорщиком следует знать, что наибольшим числом специализированных школ прапорщиков подготавливаются специалисты для ракетных войск стратегического назначения, воздушно-космических войск, пограничной службы и частей тылового обеспечения. При этом прекращена подготовка прапорщиков на должности, связанные с материальным и продовольственным обеспечением. Эти должности в Российской армии отныне занимают лица вольнонаемного состава, не состоящие на воинской службе.
Для лиц, не служивших срочную службу, либо уволившихся после её прохождения в запас, но желающих продолжить службу по контракту, отбор производится военными комиссариатами по месту жительства кандидата на основании поданного заявления на имя военного комиссара.
Для лиц, проходящих срочную службу или службу по контракту – на основании рапорта на имя командира части. В этом случае утверждение кандидатом на обучение производится аттестационной комиссией воинской части с учетом образования, состояния здоровья, моральным и деловым качествам. Установлен предельный возраст для поступления в школы прапорщиков – 35 лет.
Решение о зачислении в кандидаты на обучение в школе прапорщиков объявляется военнослужащему командиром части.
В случае положительно решения кандидат на обучение проходит дополнительное медицинское обследование и профессиональный отбор, с учетом имеющейся военно-учетной специальности или высшего/среднего технического образования.

Сроки обучения

Срок обучения в школе прапорщиков зависят от выбранной кандидатом воинской специальности. Они могут варьироваться от 5, до 10, месяцев для лиц прошедших срочную военную службу и имеющих профильную военно-учетную специальность до 2 лет 10 месяцев для лиц, не служивших в армии или поступающих на обучение по отличной от имеющейся военно-учетной специальности.
С момента зачисления кандидата на учебы в школу прапорщиков он исключается из списка воинской части. Получает на руки денежный и вещевой аттестаты, воинские проездные документы и в срок, необходимый для прибытия в школу прапорщиков за 3 дня до начала занятий, направляется в расположение воинской части при которой функционирует эта школа или отдельного воинского учебного заведения.
В случае несвоевременного прибытия к месту обучения без уважительных причин или нарушения воинской дисциплины кандидат отчисляется из учебного заведения и направляется по месту прежней службы для дальнейшего её прохождения.
По окончании школы прапорщиков приказом командира военно-учебного заведения успешно сдавшим экзамены выпускникам присваивается воинское звание прапорщик и они направляются воинские части для прохождения службы. Воинское довольствие для прапорщиков устанавливается на уровне младшего офицерского состава. Прапорщики подвергаются дисциплинарным взысканиям наравне с офицерским составом. Срок службы, после окончания школы прапорщиков, определяется условиями контракта, но не может быть менее 5 лет.
Современный институт воинского звания прапорщик отошел от сложившихся в советской, а в последующем российской армии, когда прапорщики в основном заведовали хозяйственными, складскими или продовольственными складами или занимали должности старшин крупных воинских частей.
В современной российской Армии – прапорщик – это технический специалист среднего звена, отвечающий за обслуживание сложной боевой техники, управляющий боевыми машинами с пусковыми ракетными установками, обеспечивающий бесперебойную работу армейской связи или несущий боевое дежурство на командных пунктах в качестве помощника старшего офицера.
Прошедшие школу прапорщиков и получившие армейский опыт военнослужащие вне конкурса зачисляются высшие учебные заведения при условии успешной сдачи экзаменов и получают перспективу служебного и профессионального роста уже в офицерских званиях.

Новости Беларуси. Опаздывать — точно не в их правилах. По уставу не положено. Подъем в шесть утра и всего десять минут на сборы. Девушки-курсанты в школе прапорщиков еще и неделю не отучились, но под жесткий график уже подстроились.

Андрей Грицук, заместитель начальника школы по подготовке прапорщиков по идеологической работе:
К сожалению, скидок, кроме мужского внимания, для наших женщин-военнослужащих не предусмотрено. Они выполняют всё в соответствии с распорядком дня, который един для всех курсантов школы подготовки прапорщиков.

Несмотря на то, что у них каждая минута на счету, девушки все же успевают «наводить красоту». О женственности не забывают даже в армии.

У будущих прапорщиков — разный уровень подготовки, сообщили в программе Новости «24 часа» на СТВ. Равно как и возраст. Лариса Володько команды отдает налево и направо. Девушка с солидным военным стажем — в должности заместителя командира взвода. А самая юная из курсантов — двадцатилетняя Евгения Лещинская — в армии уже два года. О военной карьере мечтала с детства.

Пять месяцев обучения — и каждая из них уже в звании прапорщика вернется в свою воинскую часть. Служить дальше.

Военные специалисты, которых готовят на Курсах, играют немаловажную роль в обеспечении боеготовности подразделений Вооруженных сил республики. Техники рот обеспечивают исправность боевых машин, военной техники и вооружения.

Прапорщикам, техникам рот и батарей документы об окончании Курсов вручили начальник Управления кадров Главного штаба Вооруженных сил подполковник Алексей Пержан и временно исполняющая обязанности начальника Курсов подполковник Инна Атаманчук.

«Ни одна боевая задача не выполняется без использования боевой техники. За пять месяцев напряженной учебы вы получили необходимые знания и навыки. В будущем их необходимо постоянно совершенствовать и передавать подчиненным, – отметил подполковник Алексей Пержан, обращаясь к молодым специалистам. – Я желаю крепкого здоровья вам и вашим близким, успехов в службе в целях поддержания на необходимом уровне боеготовности Вооруженных сил».

Был зачитан приказ министра обороны о распределении военнослужащих по воинским частям. В последний раз выпускники прошли торжественным маршем по плацу Курсов подготовки военных специалистов, чеканя шаг под звуки военного оркестра. Позади – пять месяцев учебы и выпускные экзамены, впереди – будни военной службы в частях, где молодые прапорщики приступят к выполнению своих функциональных обязанностей.

«Важные дисциплины, которые мы изучали, – это огневая, техническая и автомобильная подготовки. Самое главное, на что обращали особое внимание преподаватели, – порядок подготовки техники к выезду, проведение технического осмотра машин, правила эксплуатации и особенности различных типов техники», – отметил выпускник Курсов прапорщик Андрей Парандюк.

«Я с детства интересовался техникой и вооружением. И это увлечение решил сделать моей военной специальностью, – признался прапорщик Максим Дадонов. – Я прошел обучение на этих Курсах, и в дальнейшем буду проходить службу по технической специальности».

До учебы на Курсах подготовки военных специалистов прапорщики Дадонов и Парандюк прошли службу по призыву, в ходе которой и определились с выбором своей профессии – защитников Родины.

Временные учебные заведения
периода Первой мировой войны — школы прапорщиков

Во время мировой войны для восполнения больших потерь офицерского состава армии открыты краткосрочные военно-учебные заведения по подготовке офицеров военного времени — прапорщиков. К концу 1914 г. уже насчитывалось 11 таких школ с 3-4-месячным сроком обучения. Выпускники их не пользовались правами офицеров действительной службы (кадровых офицеров), не могли производиться в штаб-офицерские чины и по демобилизации армии подлежали увольнению в запас или ополчение. Комплектовались школы прапорщиков лицами с высшим и средним образованием, годными к военной службе, студентами и вообще любыми лицами, имевшими образование хотя бы в объеме уездного или высшего начального училища, а также отличившимися на фронте солдатами и унтер-офицерами. В школы могли поступать и гражданские чиновники призывного возраста.

Школы прапорщиков готовили в основном офицеров пехоты, но было также по одной школе прапорщиков инженерных и казачьих войск. В 1916 г. для подготовки офицеров из воспитанников высших учебных заведений выделено 12 пехотных школ прапорщиков и 1 школа прапорщиков инженерных войск на 500 человек каждая. Имелось в виду построить обучение исходя из высокого образовательного уровня юнкеров. Но после одного выпуска эти школы были переформированы в школы прапорщиков общего типа.

Школы прапорщиков в годы войны подготовили более 100 тыс. офицеров, их окончили примерно половина всех произведенных за войну прапорщиков. Из-за отсутствия полных данных за 1917 г. точное число их указать невозможно. Однако известно, что до 10 мая 1917 г. из этих заведений было выпущено всего 88 855 прапорщиков (в том числе 7429 из школ для студентов высших учебных заведений), причем за 10 месяцев 1917 г. (с января по октябрь) из школ подготовки прапорщиков пехоты было выпущено около 39 тыс. человек, из школы прапорщиков инженерных войск — 830 и из школы прапорщиков казачьих войск — 400. Следовательно, на время после 10 мая пришлась половина этого числа, или 20 115 человек{189}. Таким образом, за время войны школы прапорщиков выпустили примерно 108 970 офицеров. Остальное число офицеров дали ускоренные выпуски военных училищ и производство непосредственно из солдат и унтер-офицеров.

* * *

Итак, развитие образовательной подготовки офицерского корпуса, системы военно-учебных заведений прошло несколько этапов. Сначала существовали только отдельные учебные заведения для профессиональной подготовки офицеров специальных родов войск (артиллеристов и инженеров), не претендовавшие, впрочем, на сколько-нибудь полное обеспечение офицерами этих родов войск.

На втором этапе, в конце первой трети XVIII в., появляется учебное заведение для подготовки общевойсковых командиров в лице 1-го кадетского корпуса, которое хотя и не могло обеспечить потребность армии в офицерах своими выпускниками, но явилось тем образцом, на основе которого развивалась впоследствии сеть военно-учебных заведений.

Третий этап охватывает первую половину XIX в. Он ознаменовался, во-первых, расширением сети кадетских корпусов как основного звена подготовки общевойсковых офицерских кадров, непосредственно выпускающего офицеров. Во-вторых, в это время зарождается деление на учебные заведения, непосредственно выпускающие офицеров, и заведения, осуществляющие первичную подготовку малолетних для поступления в такие заведения (часть кадетских корпусов, так называемые «малолетние»). В-третьих, в это время на основе единых принципов создается сеть специальных училищ и, в-четвертых, создается первая общевойсковая академия, появляются прообразы специальных академий в виде офицерских классов соответствующих училищ.

Следующий этап, начавшийся со второй половины XIX в., связан с проведенными тогда радикальными реформами системы военного образования, в результате которых она приняла, во-первых, всеобъемлющий характер (прохождение курса военно-учебного заведения стало обязательным условием получения офицерского чина), а во-вторых, обрело логическую последовательность и единообразие в основных звеньях. Все основные виды учебных заведений, решающие разные задачи (общеобразовательная и начальная военная подготовка малолетних воспитанников, собирающихся стать офицерами; непосредственная подготовка офицеров; переподготовка и повышение квалификации лиц, уже имеющих офицерские чины), были четко отделены друг от друга.

Военные гимназии (кадетские корпуса) готовили кадры для военных (общевойсковых) и специальных училищ, военные прогимназии — для юнкерских училищ. Ставшие офицерами могли продолжать образование в Академии Генштаба или специальных академиях и проходить переподготовку в офицерских школах по родам войск. С упразднением прогимназий и преобразованием всех юнкерских училищ в военные система военно-учебных заведений в начале XX в. приняла полностью единообразный вид. Такая структура была оптимальной и вряд ли претерпела бы в дальнейшем значительные изменения (современная структура подготовки офицеров практически не отличается от нее).

Поэтому вопрос фактически стоял о целесообразности такой подготовки вообще и даже шире — о профессиональной ориентации будущего офицера. С одной стороны, большинство воспитанников военных гимназий и кадетских корпусов были детьми военных и поступали в них с принципиальной установкой на офицерскую карьеру. С другой стороны, они не были обязаны поступать после выпуска в военные училища. В этих условиях преимущества кадетских корпусов в деле психологической подготовки и формирования окончательной ориентации на военную карьеру совершенно очевидны. В них воспитанник находился в обстановке, максимально приближенной к армейской (тогда как в военной гимназии — совершенно вне ее), и мог объективно соотнести свои возможности и ожидания с реальностью, делая окончательный выбор, что избавляло офицерскую среду хотя бы от части лиц, психологически непригодных к офицерской службе.

В военных гимназиях этот фактор практически не действовал, а, напротив, часть лучших учеников, вполне способных украсить собой в будущем офицерский корпус, под влиянием гражданских преподавателей (среди которых попадались люди, не только совершенно чуждые, но и враждебные армии) отказывались от военной профессии. В сущности, наиболее заметным результатом практики военных гимназий оказалось проникновение в среду будущих офицеров либеральных взглядов и настроений и ослабление морально-психологической подготовленности к офицерской карьере. Инициаторы реформ, конечно, не имели в виду такой цели, но объективно этого невозможно было избежать при такой постановке дела. Естественно, когда подобные последствия нововведений были вполне осознаны, военные гимназии были преобразованы в кадетские корпуса. И столь же естественно, что антигосударственными силами этот шаг был охарактеризован как «реакционный». Восстановление доучилищной военной подготовки будущих офицеров вполне себя оправдало, и кадетские корпуса остались в качестве первичного звена в образовательной подготовке офицера, а их выпускники были ядром офицерского корпуса.