Следственные действия до возбуждения

Новый Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепил понятие неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК РФ: неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так же доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Однако другие нормы УПК расширяют круг оснований и субъектов производства неотложных следственных действий.

Так, в соответствии со ст. 157 УПК РФ неотложные следственные действия производятся органами дознания по делам, по которым обязательно производство предварительного следствия.

Часть 3 ст. 40 УПК РФ закрепляет основания, при наличии которых производство дознания в виде неотложных следственных действий возлагается на капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, руководителей геологоразведочных партий и зимовок, глав дипломатических представительств и консульских учреждений вне зависимости обязательно ли по совершенному преступлению производство предварительного следствия или нет.

Следователи, дознаватели в случаях, не терпящих отлагательства, производят неотложные следственные действий при передаче дела по подследственности (ст. 152 УПК РФ).

Таким образом, анализ указанных выше норм свидетельствует о слишком «узком» подходе законодателя к определению оснований и круга субъектов производства неотложных следственных действий в п. 19 ст. 5 УПК РФ. Неотложные следственные действия могут быть определены как не терпящие отлагательства следственные действия, осуществляемые органом дознания, следователем после возбуждения уголовного дела в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а так же доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования (осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела).

По результатам рассмотрения сообщения о преступлении, орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор вправе передать его по подследственности либо подсудности, однако обязан принять меры по сохранению следов преступления (ч. 3 ст. 145 УПК РФ). Статья 114 УПК РСФСР предусматривала также возможность передачи заявления или сообщения по подследственности или подсудности, и по закреплению следов преступления могли быть произведены действия, предусмотренные ст. 109 УПК (ст. 144 УПК РФ таких действий не предусматривает); в случаях, не терпящих отлагательства, предусматривалось возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий. Новый УПК при передаче уголовного дела по подследственности предусматривает осуществление органами дознания, следователями неотложных следственных действий по закреплению следов преступления. Вместе с тем, в отличие от ст. 119 УПК РСФСР, положения нового кодекса не дают четкого перечня неотложных следственных действий, направленных на установление и закрепление следов преступления. Указание в ст. 146 УПК на производство освидетельствования, осмотра места происшествия, назначение экспертизы по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего, явно недостаточно. В УПК РФ необходимо закрепление не только назначения неотложных следственных действий, но и указание их перечня, либо указание на запрет производства тех следственных действий, которые к неотложным не относятся и должны производиться органами, к чьей подследственности относится уголовное дело (например: предъявление обвинения и допрос обвиняемого, следственный эксперимент). Отметим, что для органов Федеральной службы безопасности, командиров воинских частей и соединений, начальников военных учреждений и гарнизонов, начальников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ указаны уголовные дела, по которым они вправе производить неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ). Следовательно, при необходимости производства неотложных следственных действий по неподведомственным делам, указанные органы производить их не вправе. Какие меры могут быть приняты по закреплению, сохранению следов преступления, законодатель не определил, поэтому необходимо внесение соответствующих изменений в уголовно-процессуальный закон.

Нельзя не остановиться на проблеме – определение полномочий органа дознания, следователя при проведении проверки сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении на стадии возбуждения уголовного дела. Статья 109 УПК РСФСР в качестве средств проведения проверки предусматривала истребование необходимых материалов и получение объяснений, но без производства следственных действий. Редакция ст. 144 нового кодекса предусматривает средства проверки лишь по сообщениям о преступлении, распространенным в средствах массовой информации. Очевидно, законодатель презюмирует использование органами дознания при проведении проверочных действий предоставленных им административных полномочий. Однако не все органы дознания до возбуждения уголовного дела вправе истребовать необходимые документы и получать объяснения, тем более указанными полномочиями не наделен следователь, поэтому считаем, что средства проведения проверки сообщения о преступлении должны быть закреплены в ст. 144 УПК РФ, тем самым будет устранен пробел в правовом регулировании.

Однако одним из самых актуальных вопросов следственно-судебной практики по новому УПК стал вопрос о производстве следственных действий в стадии возбуждения уголовного дела. Статья 109 УПК РСФСР при проверке поступившего заявления или иного сообщения о готовящемся либо совершенном преступлении дозволяла органам предварительного расследования истребовать необходимые материалы, получать объяснения от лиц, однако без производства следственных действий. И лишь частью второй ст. 178 УПК РСФСР предусматривалась возможность производства осмотра места происшествия в случаях, не терпящих отлагательства.

Часть 4 ст. 146 УПК РФ Возбуждение уголовного дела публичного обвинения предусматривает производство отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего – осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы. Уголовное дело в соответствии с ч. 1 ст. 146 УПК РФ возбуждается дознавателем или следователем только с согласия прокурора, вместе с тем в ч. 4 этой же статьи указано, что следователь, дознаватель, направляя прокурору постановление о возбуждении уголовного дела, прилагает к нему материалы проверки сообщения о преступлении, а так же протоколы отдельных следственных действий по закреплению следов преступления и установлению лица, его совершившего – осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы. Таким образом, возникает неопределенность в правовом регулировании возможности производства указанных следственных действий до возбуждения уголовного дела, поскольку в нормах особенной части УПК РФ предусмотрено производство лишь одного следственного действия – осмотра места происшествия (ч. 2 ст. 176 УПК РФ).

Производство осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела ни в процессуальной литературе, ни в практике правоохранительных органов проблем не вызывает. Иное дело производство освидетельствования и назначение экспертизы. Остановимся на каждом отдельно.

Освидетельствование – это следственное действие, целью которого является обнаружение на теле человека особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения и иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы. Освидетельствование существенно ограничивает конституционное право на личную неприкосновенность и может быть произведено лишь при наличии фактических оснований его производства – данные о возможности обнаружения на теле человека особых примет и следов преступления, так же необходимо вынесение соответствующего постановления следователя, дознавателя. Освидетельствованию могут быть подвергнуты подозреваемый, обвиняемый, потерпевший, а так же свидетель с его согласия за исключением случаев, когда освидетельствование необходимо для оценки его показаний. При освидетельствовании обвиняемого (подозреваемого) вправе присутствовать его защитник, а при освидетельствовании потерпевшего и свидетеля – соответственно представитель потерпевшего (ч. 3 ст. 45 УПК) и адвокат свидетеля (по аналогии с п. 6 ч. 4 ст. 56 УПК).

В стадии возбуждения уголовного дела нет ни обвиняемого, ни потерпевшего, ни свидетелей. Лица, вовлекаемые в сферу уголовного судопроизводства в ходе проверки сообщения о преступлении, процессуальными правами и обязанностями указанных участников процесса не наделены, поэтому производство освидетельствования без нарушения требований процессуального закона и существенного ограничения прав личности, в стадии возбуждения дела невозможно. Кроме того, ст. 179 УПК в отличие от ч. 2 ст. 176 УПК не предусматривает производство освидетельствования до возбуждения дела.

Выборочное исследование следственной практики показало, что органы предварительного расследования по-прежнему для определения тяжести вреда здоровью в стадии возбуждения дела направляют пострадавших лиц на судебно-медицинское освидетельствование – в соответствии с «Правилами судебно-медицинской экспертизы» тяжести вреда здоровью, согласованными с Генеральной прокуратурой, Верховным Судом РФ «при наличии письменного поручения органов прокуратуры, МВД и суда может проводиться судебно-медицинское освидетельствование». Судебно-медицинское освидетельствование не является следственным действием, составляемый «Акт судебно-медицинского освидетельствования» не может заменить заключение эксперта и в случае возбуждения уголовного дела для определения степени тяжести причиненного здоровью вреда назначается судебно-медицинская экспертиза. Таким образом судебно-медицинское освидетельствование остается по прежнему активно используемым средством проверки наличия оснований к возбуждению уголовного дела и его правильной квалификации, будучи не предусмотренным уголовно-процессуальным законом.

Почему же в указанных случаях органы предварительного расследования не назначают судебных экспертиз, на возможность производства которых указывает ч. 4 ст. 146 УПК РФ, т.е. в стадии возбуждения уголовного дела. Проведенный опрос следователей прокуратуры показал, что назначение экспертизы до возбуждения уголовного дела оценивается как не допустимое следственное действие, поскольку его производство до возбуждения уголовного дела не предусмотрено нормами особенной части УПК РФ (Глава 27 «Производство судебной экспертизы»). Кроме того, как и при освидетельствовании не могут быть выполнены требования статей 198, 202, 203 УПК РФ, в части соблюдения прав и законных интересов участников процесса (лица, не наделенные соответствующим процессуальным статусом, не могут реализовать права на ознакомление с постановлением о назначении экспертизы, заявления отвода эксперту и предложения своей кандидатуры эксперта, ходатайствовать о внесении в постановление о назначении экспертизы дополнительных вопросов эксперту и др.) . Помимо этого, производство ряда экспертиз связано с совершением отдельных принудительных процессуальных действий (например, получение образцов для сравнительного исследования), а так же необходимостью получения решения суда (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ). В юридической литературе высказывались предложения о необходимости назначения и производства экспертиз с целью установления оснований возбуждения уголовного дела, когда без производства экспертизы сделать вывод о наличии преступного деяния невозможно (при обнаружении трупа с признаками насильственной смерти, необходимости определения вещества как наркотического, отнесения оружия к огнестрельному и т.п.). Указание законодателем на возможность назначения экспертиз до возбуждения уголовного дела без ограничений, может повлечь как было указано, существенные нарушения прав личности, в том числе конституционных.

Выборочное изучение практики расследования уголовных дел органами внутренних дел в соответствии с новым УПК, показало, что назначение экспертиз до возбуждения уголовного дела не очень распространено, но имеет место.

Так, 16 июля 2002 г. следователем СО Кировского района г. Иркутска было возбуждено уголовное дело по факту грабежа и насильственных действий сексуального характера в отношении гр. Осиповой Л.В. 15 июля 2002 г. около 2 часов ночи неизвестный путем взлома входной двери проник в квартиру, совершил грабеж бытовой техники и половой акт с Осиповой в извращенной форме. Для установления обстоятельств совершенного преступления бала назначена судебно-медицинская экспертиза пострадавшей до возбуждения уголовного дела.

Чаще всего экспертизы назначаются при наличии данных о совершении преступления по ст. 228 УК РФ. 20 августа 2002 г. в районе центрального рынка г. Иркутска ОУР был задержан гражданин Русаков, в ходе досмотра из заднего левого кармана брюк был изъят обрывок фольгированной бумаги с веществом светло-серого цвета в виде комочков различного размера. Русаков был доставлен в дежурную часть в 16 часов 50 мин., где дознавателем была назначена химическая экспертиза по изъятому веществу и по смывам и срезам с ногтевых пластин задержанного до возбуждения дела. Дело возбуждено 20 августа 2002 г. в 19 часов, протокол задержания Русакова в порядке ст. 91 УПК составлен в 19 часов 10 минут. Производство химической экспертизы наркотических средств на практике занимает менее часа, как видно из приведенного примера заключение эксперта фактически было получено до возбуждения уголовного дела, подозреваемый с постановлением о назначении экспертизы ознакомлен не был, не были соблюдены и иные права подозреваемого, предусмотренные ст. 198 УПК РФ. Нарушения прав обвиняемого (подозреваемого) при назначении экспертиз относится к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона и может повлечь признание недопустимым полученного заключения эксперта. Создается ситуация, когда с одной стороны необходимо заключение эксперта для возбуждения уголовного дела, с другой – не определен процессуальный статус лиц, в отношении которых может быть назначена экспертиза как неотложное следственное действие, направленное на выявление и закрепление следов преступления. Законодатель по прежнему рассматривая возбуждение уголовного дела как самостоятельную стадию уголовного процесса, указанных проблем при производстве следственных действий до возбуждения уголовного дела не решил.

В комментарии к Уголовно-процессуаль­ному кодексу РФ под редакцией профессора И.Л. Петрухина к ст. 146 УПК указано – «в период между возбуждением дела следователем (дознавателем) и принятием решения о возбуждении прокурором допускается проведение следственных действий (осмотра места происшествия, освидетельствования, назначения экспертизы)». При таком толковании закона вроде бы следственные действия производятся после возбуждения дела следователем. Однако ст. 146 УПК РФ предусматривает, что дознаватель или следователь возбуждают уголовное дело с согласия прокурора, постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Прокурор, получив постановление, незамедлительно дает согласие на возбуждение дела либо отказывает в даче согласия, либо возвращает материалы для дополнительной проверки, срок которой не должен превышать 5 суток. Следовательно, в связи с незамедлительностью принятия решений следственные действия (осмотр места происшествия, освидетельствование, назначение судебной экспертизы) производятся в период проверочных действий сообщения о преступлении 3 или 10 суток в соответствии со ст. 144 УПК. На практике неопределенность в правовом регулировании производства следственных действий до возбуждения уголовного дела в ряде случаев приводит к производству следственных действий, не предусмотренных в ст. 146 УПК (допрос, выемка и т.д.) и к оформлению постановлений о возбуждении уголовного дела и получения согласия прокурора задним числом с указанием нужного времени. Поэтому считаем необходимым устранение возникшей правовой неопределенности в производстве неотложных следственных действий, законодателю необходимо четко определить перечень следственных действий, производство которых возможно до возбуждения уголовного дела.

Кроме того, не смотря на установление дежурств прокуроров, даже дежурного прокурора не всегда можно найти в силу различных объек-
тивных и субъективных причин, а производство ряда следственных и процессуальных действий не терпит отлагательства (задержание, допрос подозреваемого и т.д.) .

С указанных позиций по преступлениям небольшой и средней степени тяжести было бы целесообразно сохранить прежний порядок возбуждения уголовных дел, с последующим осуществлением в короткие сроки надзора прокурора за законностью и обоснованностью возбуждения дела.

Главная » Юристу » Следственные действия до возбуждения уголовного

Статью подготовил ведущий корпоративный юрист Шаталов Станислав Карлович. Связаться с автором


Вернуться назад на Следственные действия

Следственные действия – это производимые в рамках уголовного дела уполномоченными сотрудниками мероприятия и действия, необходимые для установления обстоятельств произошедшего и сбора доказательств по делу.
Следственные действия всегда обеспечены силой государственного принуждения.
Разрешение на производство следственного действия выносит либо суд, либо сам следователь. Судебное одобрение требуется лишь для незначительного перечня следственных мероприятий.
Иногда к их осуществлению могут быть привлечены сотрудники оперативного розыска или эксперты, призванные к процедуре самим следователем.
Следственные действия должны отвечать следующим признакам:
• Не должны угрожать жизни и здоровью участников следственных действий;
• Не могут проводиться в ночное время, если нет на это веских оснований;
• Могут производиться при помощи технических средств фиксации информации.
На основании постановления следователя проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, эксгумация и освидетельствование.
Проведение всех следственных мероприятий должно фиксироваться документальным оформлением протокола следственного действия за подписью всех его участников.
В УПК РФ представлен не однозначный перечень следственных действий. К ним могут быть причислены и иные действия сотрудников следствия, которые отсутствуют в этом списке, но имеют важность для уголовного дела.
Итак, к самым часто используемым следственным действиям относятся:
• Очная ставка и допросы участников уголовного дела;
• Выемка и обыск;
• Осмотр места происшествия;
• Проверка показаний на месте;
• Следственные эксперименты;
• Опознание и освидетельствование;
• Экспертиза.
Помимо прочего в качестве следственного действия могут применяться: наложение ареста на почту подозреваемого, запись его переговоров, получение данных его связей от оператора и т.д.
Задержание преступника и арест его имущества не признаются следственными действиями.
Все протоколы следственных действий позже включаются в материалы уголовного дела. Некоторые из них даже сопровождаются фотографиями.
Обязательного судебного разрешению требует ряд следственных мероприятий:
• Эксгумация трупа при несогласии на это его родных;
• Обыск;
• Осмотр жилища при условии, что другие жильцы против этого;

• Выемка документации, содержащей конфиденциальную информацию;
• Получение данных с банковских счетов;
• Запись телефонных разговоров;
• Запрос на распечатку звонков клиента оператора связи.
Весь выше обозначенный перечень действий, проводимых следователем, должен быть осуществим после возбуждения дела.
О том, какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения уголовного дела, поговорим далее.
Все досудебные разбирательства по делу зафиксированы во 2 части УПК РФ. Состоит она из двух разделов.
Раздел № 7 рассматривает все, что касается возбуждения уголовного дела. Раздел № 8 закрепляет порядок предварительного расследования, который, казалось бы, тоже относится к факту возбуждения уголовного дела.
Однако, сам Кодекс указывает, что в ряде случаев некоторые из следственных действий могут предшествовать возбуждению дела. Ряд случаев в этом контексте носит название – «не терпящие отлагательств».
В принципе, в ст. 144 УПК РФ дается расшифровка тех действий, которые могут осуществлять сотрудники следствия или дознания в тот момент, когда они получили сообщение о преступлении.
К ним, в частности, относятся:
• Получение объяснений;
• Получение образцов для сравнительного исследования;
• Истребование документов и предметов;
• Назначение судебной экспертизы;
• Производство осмотра места происшествия и документов;
• Осмотр трупа;
• Освидетельствование;
• Производство документальных проверок и ревизий.
Все это может иметь место до возбуждения дела тогда, когда ситуация не терпит отлагательств. Самой расшифровки такого понятия как «не терпящее отлагательств» в законодательстве нет.
А при этом очевидно, что, если возникнет вопрос об обоснованности совершенного следственного мероприятия, оно может быть признано незаконно осуществленным и вовсе отменено.
Остановимся на рассмотрении некоторых их тех действий, что допустимы для проведения до возбуждения уголовного дела.
Осмотру места происшествия в УПК РФ посвящена ст. 176. Производится он для обнаружения обстоятельств дела и доказательств по нему.
Данное следственное мероприятие позволяет решить следующие задачи:

• Изъятие следов преступления;
• Выяснение обстоятельств совершенного преступления;
• Сбор первичной информации;
• Проверка вещей и предметов на месте происшествия на предмет значимости по делу в качестве вещественного доказательства.
Осмотр жилища может проводиться только на основании судебного решения или с согласия проживающих в нем лиц.
Все существенные записи по осмотру места происшествия отражаются в протоколе, в том числе, и отсутствие на следственном действии важных участников.
Протокол должен быть подписан всеми, кто был на осмотре. При нежелании оставлять в нем свою подпись, они обязаны написать разъяснение отказа.
Оперативность осмотра места происшествия обусловлена тем, что через время многие улики могут исчезнуть и выявить их потом уже будет невозможно.
Осмотр трупа может быть, как самостоятельным следственным мероприятием, так и проводиться в рамках осмотра места происшествия. В первом случае его результаты заносятся в отдельный протокол, во втором случае – протокол для двух следственных действий является единым.
Осмотр трупа должен производиться в присутствии медицинского эксперта или врача.
Участие понятых в данном мероприятии обязательно. Труп тоже является той важной деталью расследования обстоятельств дел, оперативный анализ которой позволяет разрешить множество противоречий.
Труп человека быстро разлагается, начинает внешне и внутренне меняться. Обнаружить какие-то важные детали может быть трудно, спустя некоторое время после смерти человека.
Освидетельствование представляет собой следственное действие, которое помогает определить без проведения судебно-медицинской экспертизы телесные повреждения, характер особых примет на человеке, установление или опровержение факта опьянения.
Освидетельствование может проводиться в отношении подозреваемого, потерпевшего или свидетеля с его согласия.
Проведение освидетельствования имеет свои ключевые особенности:
• Осуществляется на основании постановления следователя.
• Проводится самим следователем при участии врача или другого специалиста.
• Когда требуется в рамках освидетельствования раздевание лица противоположного пола следственное действие проводит врач самостоятельно, без участия следователя.
• Фото- и видеозапись освидетельствования возможна с согласия того, кого освидетельствуют.
Все, что было обнаружено в ходе осмотра, должно быть записано в протоколе освидетельствования. Обычно первичный осмотр уже дает точное представление о характере повреждений и особенностях совершенного деяния.
Судебная экспертиза, при этом, лишь описывает те процессы, которые происходят внутри организма и не видны обычному глазу.
В том случае, если проведение этих следственных действий будет признано не основательным, в отношении сотрудников следствия или дознания могут быть применены санкции в виде дисциплинарного взыскания.
Когда же будет доказана невиновность лица, в отношении которого производились следственные действия до возбуждения уголовного дела, могут возникнуть более серьезные последствия для следователя.
С огромным числом уголовных дел органы дознания, следствия и полиции нередко не справляются. Возбуждение уголовных дел у них откладывается при этом без законных оснований на неопределенные сроки.
Виновные при этом лица продолжают ходить по улицам и представлять опасность для общества.
Нередко именно проведение немедленных следственных действий, сразу после получения информации о возможном преступлении, может спасти чью-то жизнь или сохранить большую часть похищаемого имущества.

Истина, справедливость, предварительное следствие
Приостановление и окончание предварительного следствия
Производство предварительного следствия
Развитие демократии, совершенствование предварительного следствия
Социалистическое право, законность, предварительное следствие


| | Вверх

Л. П. Плеснёва, С. В. Унжакова ПОНЯТИЕ НЕОТЛОЖНЫХ СЛЕДСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ

В статье исследовано понятие неотложных следственных действий. В ходе сопоставления отдельных статей УПК РФ авторами выявлены противоречивые положения, касающиеся понятия неотложных следственных действий. В результате проведенного анализа определены признаки неотложных следственных действий и сформулированы предложения, направленные на совершенствование уголовно-процессуального законодательства.

Ключевые слова: орган дознания, дознаватель, следователь, неотложные следственные действия, предварительное расследование.

L. P. Plesneva, S. V. Unzhakova THE CONCEPT OF URGENT INVESTIGATIVE ACTIONS

Keywords: investigator, inspector, interrogator, urgent investigative actions, the preliminary investigation.

Вопрос о понятии неотложных следственных действий весьма актуален, но не достаточно исследован.

В соответствии с п. 19 ст. 5 УПК РФ неотложными следственными действиями являются действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования.

Данному определению в полной мере соответствуют положения ст. 157 УПК РФ, где указано, что при наличии признаков преступления, по которым производство предварительного следствия обязательно, орган дознания вправе принять решение о возбуждении уголовного дела и провести по нему неотложные следственные действия, после чего, однако, в срок, не превышающий 10 суток со дня возбуждения уголовного дела, должен направить уголовное дело руководителю следственного органа.

В теории уголовно-процессуального права под неотложными следственными действиями понимаются обязательные, незамедлительные, не терпящие отлагательства следственные действия, промедление с производством которых может затруднить либо вообще исключить возможность предотвращения или пресечения преступления, а равно обнаружение и закрепления следов преступления .

В этой связи следует особо отметить, что орган дознания возбуждает уголовное дело и проводит по нему неотложные следственные действия лишь в тех случаях, когда следователь по объективным причинам не может, приступить к расследованию, например, из-за удаленности органа предварительного следствия от места совершения преступления или в случае проведения следователем в это же время осмотра места происшествия по другому преступлению, т.е. когда промедление с проведением процессуальных действий может привести к сокрытию лиц, его совершивших; утрате возможности возмещения вреда, причиненного преступлением; утрате следов преступления .

Как справедливо отмечает В. С. Шадрин, требование незамедлительности сбора доказательств на первоначальном этапе производства по уголовному делу нередко имеет решающее значение для раскрытия преступления .

Законодатель в отличие от ст. 119 УПК РСФСР не разъясняет, какие именно действия следует считать неотложными, оставляя это исключительно на усмотрение самого органа дознания. Небезынтересно отметить, что в ст. 119 УПК РСФСР был приведен исчерпывающий перечень неотложных следственных действий, который включал: осмотр, освидетельствование, обыск, выемку, допрос подозреваемого и его задержание, а также производство допроса потерпевших и свидетелей.

Как показывает практика, незамедлительно проводятся такие следственные действия, как выемка, обыск, освидетельствование, осмотр места происшествия, осмотр трупа, допрос подозреваемого. Также необходимо проводить такие следственные действия, благодаря которым может быть получен большой объем информации, например, допросы потерпевшего, свидетеля, поскольку допускается возможность того, что они могут забыть детали преступления, переехать в другой населенный пункт и т.п.

Помимо следственных действий орган дознания в неотложной ситуации вправе применить меры процессуального принуждения: задержание

подозреваемого, избрание меры пресечения в порядке ст. 100 УПК РФ, привод, обязательство о явке, наложение ареста на имущество. Именно по этой причине законодатель предоставил органу дознания полномочие возбуждать уголовное дело о преступлении, по которому обязательно производство предварительного следствия, поскольку применить указанные меры принуждения орган дознания сможет лишь только после принятия решения о возбуждении уголовного дела.

Как верно отметила Л. И. Лавдаренко, закон разграничивает компетенцию органов дознания по производству неотложных следственных действий в зависимости от функций соответствующих органов и правил предметной и персональной подследственности (ч. 2 ст. 157 УПК РФ); в

случаях, предусмотренных п. 4, 5 ч. 2 ст. 157 УПК РФ, значение имеет и место совершения преступления .

Кроме органов дознания производство неотложных следственных действий возлагается и на определенных должностных лиц, перечисленных в ч. 3 ст. 40 УПК РФ, которые непосредственно к органам дознания не относятся (капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании; руководители геолого-разведочных партий и зимовок, начальники российских антарктических станций и сезонных полевых баз, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ; главы дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации). Причем, не имеет значения к подследственности какого органа относится совершенное преступление, обязательно ли по нему производство предварительного следствия или нет.

Статья 157 УПК РФ регулирует только ту форму деятельности органов дознания, которая осуществляется по делам, требующим производства предварительного следствия. Однако неотложные следственные действия проводятся и в других случаях. Так, в соответствии с ч. 5 ст. 152 УПК РФ в случае возбуждения следователем уголовного дела, которое ему не подведомственно, он проводит по нему неотложные следственные действия и передает уголовное дело руководителю следственного органа для направления по подследственности. В соответствии с этой же правовой нормой дознаватель, возбудив уголовное дело небольшой или средней тяжести в отношении конкретного лица, установив, что дело подследственно другому органу дознания, также производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело прокурору для направления по подследственности.

К сожалению, в определении неотложных следственных действий, данном в п. 19 ст. 5 УПК РФ данный факт не учтен, поскольку указывается, что неотложные следственные действия осуществляют только органы дознания. Не учтено также и то, что неотложные следственные действия могут проводиться не только по уголовным делам, по которым предварительное следствие обязательно, но и по уголовным делам, по которым предварительное следствие не обязательно , т.е. независимо от формы подследственности.

Кроме того, в п. 19 ст. 5, ст.ст. 149, 157 УПК РФ речь идет о производстве неотложных следственных действий лишь после возбуждения уголовного дела. Однако в ч. 1 ст. 144 УПК РФ дается перечень следственных действий, которые разрешается проводить до возбуждения уголовного дела с целью установления признаков состава преступления. Это означает, что орган дознания, дознаватель, следователь при проверке сообщения о преступлении вправе проводить такие следственные действия, как осмотр места происшествия, осмотр предметов, документов, трупов, освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

С учетом вышеизложенного попытаемся перечислить признаки неотложных следственных действий:

1) субъектами их производства являются орган дознания, дознаватель, следователь;

2) неотложные следственные действия могут проведены как до возбуждения уголовного дела, так и после;

3) проводятся по уголовным делам независимо от формы подследственности;

4) неотложные следственные действия проводятся с целью обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного изъятия, закрепления и исследования.

Таким образом, понятие неотложных следственных действий, данное в п. 19 ст. 5 УПК РФ, не согласуется с положением ч. 2 ст. 152 УПК РФ и в нем не учтены признаки данного понятия. В этой связи предлагаем п. 19 ст. 5 УПК РФ изложить в следующей редакции: «Неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дознания, дознавателем, следователем в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования».

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Куклин В. И. Неотложные следственные действия. Казань, 1967. С. 167.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Шадрин В. С. Уголовное досудебное производство: ответы на вопросы прокуроров и следователей. СПб., 2009. С. 36.

4. Лавдаренко Л. И. Общие условия предварительного расследования: учебное пособие. Иркутск: Изд-во ИЮИ (ф) А ГП РФ, 2009. С. 40.

5. Внуков А.В. Понятие неотложных следственных действий в современном уголовном процессе // Юридическая наука: история и современность. 2013. № 9. С. 108.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

А. А. ЛАРИНКОВ, В. А. ШИПЛЮК

Уголовно-процессуальная проверка в стадии возбуждения уголовного дела играет определяющую роль в уголовном судопроизводстве. Без проведения такой проверки и установления наличия основания для возбуждения уголовного дела невозможно осуществление уголовного преследования. В последнее время ст. 144 УПК РФ претерпела некоторые изменения. Закрепленный в настоящее время в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перечень проверочных действий существенно расширяет возможности получения доказательств до возбуждения уголовного дела и впоследствии их использования в ходе доказывания. При осуществлении уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела допустимо производство действий, затрагивающих конституционные права граждан. В связи с чем требования, предъявляемые к соблюдению положений действующего законодательства при производстве следственных и иных действий на первоначальном этапе уголовного судопроизводства — стадии возбуждения уголовного дела, существенно повысились.

С учетом современных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации(1) существенное значение приобретает неукоснительное соблюдение положений международных актов, Конституции Российской Федерации, Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в стадии возбуждения уголовного дела.

Прокурорский надзор за исполнением законов при производстве следственных действий, в том числе в стадии возбуждения уголовного дела, является важной составляющей надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия, предмет которого изложен в ст. 29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».

Поскольку доказывание составляет основное содержание уголовного судопроизводства, следственные действия являются основным процессуальным способом собирания доказательств (ст. 86 УПК РФ) и проверки доказательств (ст. 87 УПК РФ) в досудебном производстве по уголовному делу. Соответственно, обеспечение эффективного прокурорского надзора за законностью их производства является актуальной задачей.

Обобщение правоприменительной практики показывает, что при проведении прокурорских проверок в различных регионах России устанавливаются многочисленные нарушения закона в рассматриваемой сфере. Среди прекращенных или приостановленных уголовных дел наибольшую долю составляют те, по которым были допущены ошибки при производстве

Стр.22

первоначальных проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела(1).

Сегодня согласно Федеральному закону от 04.03.2014 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в ходе проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК РФ, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий (ч. 1 ст. 144 УПК РФ).

При этом законодателем отмечено, что лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные УПК РФ, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе право не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен п. 4 ст. 5 УПК РФ, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном главой 16 УПК РФ. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном ст. 161 УПК РФ. При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном ч. 9 ст. 166 УПК РФ, в том числе при приеме сообщения о преступлении (ч. 1.1 ст. 144 УПК РФ).

Завершает законодательные нововведения ч. 1.2 ст. 144 УПК РФ, которая провозглашает, что полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств только при условии соблюдения положений ст.ст. 75 и 89 УПК РФ. Если же после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.

Таким образом, объективный анализ уголовно-процессуального законодательства свидетельствует о расширении перечня проверочных (следственных и иных) действий, производство которых допустимо до возбуждения уголовного дела, поскольку нереформированное уголовно-процессуальное законодательство относило к таковым лишь три следственных действия: осмотр места происшествия, осмотр трупа и освидетельствование.

Необходимость в подобных действиях была обусловлена объективными потребностями правоприменительной практики. Если исходить из позиции практических работников, вышеперечисленные новеллы могут и должны способствовать качественной проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении и принятию обоснованного решения о возбуждении уголовного дела или отказе в этом.

Так, В. Н. Исаенко полагает, что законодательно «созданы более расширенные возможности решения органами предварительного расследования задач, установленных в ч. 2 ст. 21 УПК РФ, нормы которой предписывают определенным участникам уголовного судопроизводства в каждом случае обнаружения признаков

Стр.23

преступления принимать предусмотренные Кодексом меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в его совершении. Несомненно также усиление гарантий соблюдения органами предварительного расследования требования ст. 6.1 УПК РФ о разумном сроке уголовного судопроизводства»(1).

Кроме того, полагаем, что принятые изменения говорят о попытке законодателя позитивно решить вопрос соблюдения прав личности в стадии возбуждения уголовного дела, поскольку была закреплена важность обязательного соблюдения основных прав, свобод и охраны интересов конкретных лиц (участников проверки), вовлекаемых в сферу уголовного судопроизводства. Таким образом, распространение вышеназванных требований об обязанности соблюдения прав участников проверки сообщения о преступлении свидетельствует об усилении гарантий соблюдения основных закрепленных в ст. 11 и других статьях УПК РФ прав участников уголовного судопроизводства(2).

Вместе с тем некоторые из нововведений, предложенных законодателем, требуют дополнительного пояснения и дальнейшего совершенствования.

Например, В. С. Шадрин в отношении постоянных законодательных корректировок «порядка проведения проверки сообщения о преступлении» справедливо отмечает: «… к сожалению, даже не очень глубокий анализ модернизированной проверки сообщения о преступлении дает основания констатировать, что указанные условия обеспечения законности соблюдены далеко не в достаточной мере. Такое положение не исключает «вольного” понимания регулирующих проверку правовых норм и, как следствие, способно провоцировать правоприменителя на произвольные действия, в том числе создающие угрозу для прав личности, вовлекаемой в уголовное судопроизводство»(3).

Поскольку производство проверочных (следственных и иных) действий в стадии возбуждения уголовного дела позволяет предотвратить либо своевременно пресечь преступление и (или) обнаружить, зафиксировать следы преступления и раскрыть его «по горячим следам», несвоевременное либо незаконное проведение (нарушение порядка или процедуры производства) проверочных действий в стадии возбуждения уголовного дела может привести к тому, что лицо, совершившее преступление, скроется или не будет установлено, также могут быть созданы дополнительные трудности и в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию.

Из-за несвоевременности производства либо допущенных нарушений при производстве проверочных действий некоторые следы преступления, обнаруженные в стадии возбуждения уголовного дела, к началу предварительного расследования могут оказаться утраченными, вследствие чего органы предварительного расследования лишаются возможности установить полный перечень обстоятельств, входящих в предмет доказывания, а также должным образом определить пределы доказывания по уголовному делу.

В этой связи первоочередной задачей является всестороннее рассмотрение системы проверочных действий, производство которых в сегодняшних условиях возможно уполномоченным должностным лицом при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении. Для того чтобы определить систему проверочных действий, производство которых возможно при проверке сообщения о преступлении, необходимо очертить границы, в которых эти действия проводятся, а границы эти определены стадией возбуждения уголовного дела (с момента получения заявления, сообщения о преступлении до принятия решения о

Стр.24

возбуждении уголовного дела или отказа в возбуждении).

При этом суждения некоторых авторов о том, что с учетом внесенных Федеральным законом от 04.03.2013 № 23-ФЗ изменений в УПК РФ в число «проверочных действий» в стадии возбуждения уголовного дела включены следственные, розыскные, административные действия, оперативно-розыскные мероприятия(1), вряд ли могут считаться состоятельными.

В УПК РФ в разделе VII «Возбуждение уголовного дела» в главах 19 и 20 закреплены основные положения стадии возбуждения уголовного дела с указанием конкретных субъектов, а также применяемых ими методов и средств. Именно поэтому полагаем, что в ходе уголовно-процес-суальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела сведения могут быть получены только определенными в уголовно-процессуальном законе средствами, а именно:

1) проведение отдельных следственных действий;

2) производство иных процессуальных действий, прямо указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

3) использование для проверки иных, непроцессуальных средств, установленных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации;

4) проведение оперативно-розыскных мероприятий.

Сегодня перечень следственных и иных процессуальных действий сформулирован в ст. 144 УПК РФ исчерпывающим образом. В таком виде он должен способствовать выявлению достаточного объема фактических данных, указывающих на наличие или отсутствие признаков преступления, и принятию обоснованных решений о возбуждении уголовного дела либо отказе в возбуждении.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 УПК РФ следственными действиями, допустимыми к производству до возбуждения уголовного дела, являются:
получение образцов для сравнительного исследования;
судебная экспертиза;
осмотр места происшествия;
осмотр документов;
осмотр предметов;
осмотр трупов;
освидетельствование.

Необходимо отметить, что законодатель уточнил условия, которые позволяют приступить к производству некоторых следственных действий до возбуждения уголовного дела. Например, освидетельствование до возбуждения уголовного дела разрешено производить «в случаях, не терпящих отлагательства» (ч. 1 ст. 179 УПК РФ). В отношении же других следственных действий каких-либо подобных требований закон не содержит (ч. 2 ст. 176, ч. 4 ст. 178, ч. 4 ст. 195, ч. 1 ст. 202 УПК РФ). При этом обязательно необходимо учитывать то обстоятельство, что любое следственное действие может быть произведено лишь в случае наличия к тому фактических и юридических оснований.

В статье 144 УПК РФ также предусмотрено, что должностное лицо в пределах своей компетенции при проверке сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении может использовать определенные разновидности иных процессуальных действий, указанных в Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации:
получение объяснений;
истребование документов и предметов;
изъятие документов и предметов;
производство документальных проверок;
производство ревизий;
исследование документов;
исследование предметов;
исследование трупов;

истребование имеющихся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Истребованные таким образом в редакции средства

Стр.25

массовой информации документы и материалы могут быть использованы в качестве вещественных и иных доказательств при производстве по уголовному делу.

Отдельным положением в ч. 1 ст. 144 УПК РФ законодатель выделяет предписание относительно возможности должностного лица, которое проверяет сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении, давать обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Стадия возбуждения уголовного дела на сегодняшний день остается важным элементом современного российского уголовного процесса, а эффективность осуществляемой на этой стадии процессуальной деятельности во многом предопределяет достижение назначения уголовного судопроизводства. Суть указанной стадии заключается в том, что уполномоченные законом должностные лица и органы обязаны осуществлять только те действия и принимать только те процессуальные решения, которые определены в уголовно-процессуальном законе.

Подтверждением вышесказанному являются разъяснения, сформулированные в информационном письме Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 20.08.2014 № 36-11-2014 «О недопустимости изъятия предметов и документов вне рамок следственных действий, предусмотренных до возбуждения уголовного дела», о том, что в ч. 1 ст. 144 УПК РФ содержится исчерпывающий перечень следственных действий, допустимых до возбуждения уголовного дела.

Аналогичной правовой позиции придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации: по общему правилу осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте проведения следственного действия; вместе с тем если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра, причем изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу, а в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов; все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра (чч. 2—4 ст. 177 УПК РФ); изъятие обнаруженных в ходе осмотра места происшествия следов преступления, предметов и документов, имеющих значение для уголовного дела, осмотр которых на месте затруднен или требует продолжительного времени, не может подменять собой процессуальные, в том числе следственные, действия, для которых уголовно-процессуальным законом установлены специальная процедура и другие основания и условия проведения (обыск, выемка, наложение ареста на имущество и т. д.)(1).

Таким образом, в настоящее время производство до возбуждения уголовного дела иных следственных действий, направленных на изъятие предметов и документов (обыска, выемки), исходя из действующей редакции ст. 144 УПК РФ, является недопустимым. Результаты таких следственных действий должны признаваться недопустимыми доказательствами. Между тем достаточная мобильность современного уголовно-процессуального законодательства, в том числе регламентирующего производство в стадии возбуждения уголовного дела, может привести к дальнейшему расширению круга следственных действий, допустимых к производству, и постепенному смешиванию стадии возбуждения уголовного дела и стадии предварительного расследования.

Стр.26

Возможно ли изъятие до возбуждения уголовного дела

Возможно ли изъятие до возбуждения уголовного дела

Каждый присутствующий при мероприятии, проводимом следователем, обладает специфическим статусом. Можно выделить следующие группы участников:

  • Непосредственно относящиеся к предполагаемому преступлению – потерпевший, подозреваемый.
  • Лица, осуществляющие защиту первой группы участников – адвокаты и прочие субъекты.
  • Лица, действующие в интересах следствия и на профессиональной основе – эксперт, специалист, переводчик.
  • Лица, осуществляющие наблюдение за применение законных способов и методов проведения мероприятия – понятые.

Первая группа лиц имеет особую роль при проведении следственного действия, так как способствует установлению истины посредством предоставления словесной (вербальной), а также визуальной информации, являющей важным элементом доказательственной базы.

Заявитель — участник уголовного судопроизводства // Законность. 2012. N 7. С. 52 — 56; Бажанов С. Проведение процессуальных проверок о налоговых преступлениях следователями Следственного комитета // Законность.
2012. N 6. С. 41 — 45; Андрейкин А. Прием заявлений о преступлениях // Законность. 2012. N 3. С. 44 — 46; Мешков М.

, Гончар В. Новые нормы института возбуждения уголовного дела // Законность.
2012. N 5. С. 45 — 48; Петров А. Пределы проверки сообщения о преступлении и процессуальные способы ее осуществления // Законность. 2012. N 5. С. 49 — 54; Каретников А., Коретников С. Нужна ли стадия возбуждения уголовного дела? // Законность.

N 1. С. 41 — 46; Шадрин В. Судьба стадии возбуждения уголовного дела // Законность. 2015. N 1. С. 47 — 51; Аширбекова М. Новый порядок возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям // Законность.

2015. N 1. С. 25 — 28 и др.

Статьи по предмету уголовный процесс

Более того, ряд действий (обыск в жилище, выемка сведений, составляющих гостайну, арест на почтово-телеграфную корреспонденцию, ее осмотр и выемка) разрешается производить только на основании судебного решения.Как устранить данные противоречия в законе?Возможны два варианта решения этой проблемы.

Первый вариант заключается во внесении изменений в текст ст. 182, 183, 184 и 185 УПК РФ, где законодатель может прямо прописать возможность совершения этих действий до возбуждения уголовного дела.

Однако при этом представляется маловероятным, чтобы законодатель разрешил до возбуждения уголовного дела производство тех следственных действий, которые разрешены на основании судебного решения.

Возможно, что законодатель может внести соответствующие изменения лишь в текст ст.

Сам себе адвокат

Безусловно, к действиям по уголовному преследованию следует отнести также обыск, выемку, личный обыск, а также наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемку.

Представляется глубоко ошибочным и опасным распространять сферу уголовного преследования на стадию возбуждения уголовного дела, разрешать при этом производство следственных и процессуальных действий, которые ущемляют конституционные права граждан, еще до возбуждения уголовного дела. Литература 1. Исаенко В.

Проблемы назначения и производства судебно-психиатрической экспертизы при проверке сообщения о преступлении // Законность.

Важно

N 1. 2015. С. 41 — 46.4. Петров А.

Изъятие документов

Осмотр и обыск – родственные по методам осуществления способы до следственных манипуляций, с единственной разницей – упущения фактора права собственности на объект визуального поиска. Для одного вида характерно визуальное обнаружение физически определённых фактов, расположенных в жилых и нежилых объектах, у которых есть определённый хозяин.
Цель осмотра:

  • выявление следов, которые остались после совершения противоправного деяния;
  • фиксация;
  • выявление иных важных обстоятельств.

Осмотр должен быть произведён в обобщённом виде по отношению к определённой местности (жилища или открытого пространства), но и определённых объектов (убитых лиц, например).

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

УПК РФ до начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.Согласно ч. 9 ст. 182 УПК РФ при производстве обыска во всяком случае изымаются предметы и документы, изъятые из оборота.Согласно ч. 9.1 ст.

182 УПК РФ при производстве обыска электронные носители информации изымаются с участием специалиста.Согласно ч. 10 ст.

182 УПК РФ изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, и в случае необходимости упаковываются и опечатываются на месте обыска, что удостоверяется подписями указанных лиц.Другим следственным действием, направленным на изъятие предметов и документов, является выемка (ст.

183 УПК РФ).
Исключение в данном случае защитительного доказательства, полученного стороной обвинения с нарушением закона, не устранило, а напротив, увеличило бы ущерб для справедливого разрешения дела.

Третья ситуация может иметь место при принятии решения об отказе в возбуждении дела или его прекращении: незаконно проведенная в период проверки сообщения о преступлении выемка не может повлечь исключение доказательств, обосновывающих факт причинения ущерба этой выемкой при рассмотрении вопроса о его возмещении пострадавшему лицу .

Внимание

Изложенные рекомендации согласуются и той правовой позицией, которую использовал Конституционный Суд РФ в вышеуказанном Определении от 22 декабря 2015 года № 2885-О….. …. Полный текст статьи можно получить в журнлае «Уголовный процес» — http://e.ugpr.ru/article.aspx?aid=446448 Калиновский К.Б.

«Доследственный» обыск — незаконное ноу-хау // Уголовный процесс. 2015.

Это поощряется и некоторыми учеными правоведами, так как в тексте закона нигде прямо не сказано, что следственные действия не могут проводится до возбуждения уголовного дела. Такая практика производства обысков и выемок в ходе доследственной проверки противоречит действующему уголовно-процессуальному закону.

144 УПК РФ предусматривает пять исключений: производство экспертизы, осмотр места происшествия и т. д.

УПК РФ).При производстве выемки изъятие электронных носителей информации производится с участием специалиста.

В случае выемки заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи в трехдневный срок производится уведомление об этом заемщика или поклажедателя.Личный обыск подозреваемого, обвиняемого производится в целях обнаружения и изъятия предметов и документов, могущих иметь значение для уголовного дела (ч. 1 ст. 184 УПК РФ).

О выемке предметов, документов, имеющих значение для уголовного дела и содержащихся в почтово-телеграфных отправлениях (бандероли, посылки и др.), речь идет в другом следственном действии — наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка (ст. 185 УПК РФ).

Напомню, что наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, их осмотр и выемка в учреждениях связи производится на основании судебного решения (ч. 2 ст.

Проблемы выявления существенных и несущественных нарушений, так называемой «асимметрии» допустимости доказательств, а также использования в качестве доказательств сведений, полученных с нарушением закона, являются остро дискуссионными и не имеющими общепризнанного решения. Мы не претендуем на то, чтобы поставить точку в научной дискуссии по этим проблемам, но придерживаемся последовательного подхода к их разрешению.

16 правил при проведении обыска в квартире

Cкачать Образцы документов

Обыск — это следственное действие, состоящее в отыскании и изъятии в каком-либо месте или у какого-либо лица предметов и документов, которые могут иметь значение для дела. Обыск также может производиться в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

1) Получите подтверждение полномочий сотрудников правоохранительных органов:

Обыск в жилом помещении проводится только на основании судебного решения, вследствие чего следователь/оперативники приходят с постановлением суда.

Однако, есть исключение — если следователь считает, что обыск нужно провести срочно, он имеет право самостоятельно подготовить постановление и прийти к Вам без судебного постановления. В таком случае в течение 24 часов после обыска следователь обязан обратиться в суд, который должен проверить законность его действий.

В любом случае, перед самым началом обыска постарайтесь скопировать (сфотографировать) или, в крайнем случае, переписать данные удостоверения следователя и постановление об обыске.

2) Время обыска:

Как правило, правоохранители приходят с обыском ранним утром (по общему правилу, «ночной» период охватывается с 22:00 по 06:00 утра, то есть с 06:00 утра вполне законно проводить обыск).

Часто следователь сперва пытается ввести в заблуждение, представляясь «соседом, которого вы залили», «сотрудником коммунальных служб» и пр. Однако, в случаях, не терпящих отлагательств, проведение обыска возможно и в ночное время.

Закон не расшифровывает понятие «случаи, не терпящие отлагательства», в связи с чем их определение, фактически, полностью относится к усмотрению следователя.

3) Потребуйте представления сотрудников полиции:

Перед началом обыска следователь/оперативник должен представиться, сообщить, с каким уголовным делом связаны следственные действия (важно! следственные действия проводятся в рамках уже возбужденного уголовного дела), показать постановления (о возбуждении уголовного дела и пр.) и разъяснить Вам Ваши права. При этом он обязан предложить Вам добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы, которые могут иметь значение для данного уголовного дела.

4) Знайте свои права при обыске:

• пользоваться помощью адвоката (статьи 53, 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ);• присутствовать при обыске (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ);• следить за действиями участников обыска (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ);• не свидетельствовать против себя и своих близких (это право гарантировано статьей 51 Конституции РФ, на которую Вы вправе в любой момент сослаться);• не сообщать следователю пароли от компьютеров и мобильных устройств (это право также вытекает из статьи 51 Конституции РФ);• потребовать неразглашения обнаруженных во время обыска подробностей вашей частной жизни, личной и семейной тайны (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ);• потребовать прекратить любые действия, сопряженные с насилием, угрозами, а равно создающие опасность для жизни и здоровья (статья 164 Уголовно-процессуального кодекса РФ);• занести любые замечания касательно хода обыска в протокол (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ);

• получить копию протокола обыска (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

5) Сообщите близким и адвокату об обыске:

Если к Вам пришли с обыском, не торопитесь сразу же открывать следователю. НО! Не идите на конфликт, скажите, что готовы сотрудничать и вскоре сможете его впустить.

Ввиду ограниченности во времени, постарайтесь как можно быстрее связаться с адвокатом, а также со своими родными / близкими, уведомив их о предстоящем обыске.

Потом возможности позвонить у Вас может не быть, поскольку следователь имеет право запретить вам любое общение с внешним миром на время обыска. Выясните у адвоката, сможет ли он оперативно прибыть на место.

Можете попытаться потянуть время и заявить, что впустите следственную группу к себе домой только после прибытия адвоката.

6) Не оказывайте сопротивления, н нападайте и не оскорбляйте сотрудников полиции:

Если вы вообще откажетесь открывать, они могут попросту выломать вам дверь. Ни в коем случае не пытайтесь применять силу при проникновении следственной группы в квартиру и/или оказывать сопротивление (это грозит вам уголовным делом).

Также имейте в виду, что во время обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается и открыть.

7) Взаимодействуйте с адвокатом:

Если адвокат не приехал к началу обыска и есть возможность ему звонить, то держите с ним связь. Правда имейте в виду, что следователь может не впустить адвоката в квартиру, где идет обыск, о чем, конечно, следует обязательно указать впоследствии в протоколе обыска.

8) Присутствуйте во время обыска:

Во время проведения обыска присутствует лицо, в помещении которого обыск проводится и/или совершеннолетние члены его семьи.

Обыски в организации проводятся в присутствии представителя этой организации.

Однако, во время обыска следователь имеет право запретить присутствующим лицам покидать место обыска, общаться друго с другом, а также по телефону и иным каналам связи.

9) Фиксируйте действий следователя:

Если Вы один дома, желательно, чтобы следственная группа обыскивала комнаты по очереди, а сами силовики не ходили бы произвольно по разным комнатам (если это так — опять же, обязательно указать об этом в протоколе). Для своего удобства имеет смысл письменно фиксировать весь ход обыска — потом, при написании замечаний в протокол из-за нервной обстановки многие моменты могут не вспомниться.

10) Следите за понятыми:

При обыске должны присутствовать двое понятых, их цель (теоретически) — наблюдать за действиями следственной группы. Чаще всего в этой роли выступают соседи, однако иногда следователи привозят подготовленных понятых из числа стажёров, проходящих практику в их ведомстве.

Следите за тем, чтобы понятые действительно присутствовали при производстве обыска, а не стояли где-то в сторонке формальными статистами и, тем более, не пришли бы под конец обыска просто поставить подпись.

У понятых также имеет смысл взять контакты — это очень облегчит задачу вызова их в качестве свидетелей в суд, если в этом будет необходимость.

11) Не вступайте в конфликт:

Как уже было сказано, в начале обыска следователь обязан предложить вам добровольно выдать любые предметы, оборот которых запрещен, а также все, что может быть связано с расследуемым делом. И если Вы точно знаете, что у вас в квартире есть что-то подобное, то не имеет смысл дожидаться, когда «сами найдут»; факт добровольной выдачи не ухудшить Ваше положение.

В случае, если следователь обнаружил какие-то подобные предметы (потому что они там были или же потому что их подбросили), вы вправе отказаться от каких-либо комментариев на эту тему до консультации с адвокатом.

12) Не храните дома:

• огнестрельное оружие, в том числе боеприпасы и запчасти к нему, если у вас нет соответствующего разрешения (это относится и к патронам, и к тому, что найдено или подарено);

• холодное оружие без разрешения и вне мест хранения, предусмотренных законом;

• документы с грифом «секретно» (хранение их дома может повлечь за собой обвинения в разглашении или незаконном получении гостайны);

• наркотические вещества, в том числе и те, которые используются в медицине, если они без рецепта.

13) Защитите свои данные:

Если не хотите, чтобы следователи быстро получили доступ к данным Вашего компьютера, зашифруйте его содержимое и защитите его надежным паролем. Помните также, что никто не обязывает вас помогать следователю: к примеру, называть ему пароль от своего компьютера.

Следователь имеет право изъять из квартиры практически любые электронные носители информации под предлогом, что это может иметь отношение к расследуемому делу — компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и т.п.

Вы имеете право требовать скопировать всю информацию с них (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ). Чаще всего силовики в этом отказывают. Это нарушение, которое необходимо зафиксировать в замечаниях к протоколу.

Также в качестве замечаний к протоколу укажите на изъятие электронных носителей информации без участия специалиста (по закону он должен быть обязательно, но, на практике, его не бывает).

14) Внимательно читайте протокол обыска — это основной документ!

По итогам обыска следователь составляет протокол, который подписывает он сам, вы, понятые и остальные участники обыска, присутствовавшие при нем. Он может быть как написанным от руки, так и напечатанным на компьютере — разницы тут нет никакой.

Очень важно серьезно отнестись к ознакомлению с содержанием протокола — ведь, фактически, это единственный документ, который удостоверяет и отражает проведение обыска — впоследствии суд будет оценивать именно то, что написано в протоколе, а не додумывать, как было на самом деле.

В протоколе должны быть указаны дата и время (начала и окончания), имена всех действующих лиц, подробно описан ход обыска и дана опись изъятого имущества (не просто — «шесть CD-дисков», а с подробным описанием каждого изъятого предмета, позволяющим однозначно его идентифицировать).

Все пустые поля протокола нужно перечеркнуть, чтобы туда ничего нельзя было дописать.

15) Записывайте замечания к протоколу:

Вы вправе внести в протокол неограниченное количество замечаний. Все листы с замечаниями должны быть приложены к протоколу. Информацию о том, что они есть, надо занести в графу «замечания» в самом протоколе. В ней точно не должно быть записи о том, что замечаний нет.

Пишите обо всем, что показалось вам неправильным, даже если Вы не можете сослаться на конкретную статью.

Это может быть, например, недопуск адвоката, грубость со стороны силовиков, неуважительное отношение к вашей собственности и, конечно, неожиданные «находки» в ходе обыска.

Чем больше нарушений вы укажете, тем больше шансов, что суд прислушается к вашим доводам. Не торопитесь и тратьте на это столько времени, сколько считаете нужным.

16) Получите копию протокола

Обязательно требуйте копию протокола (статья 182 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Не потом «можете заехать в отдел забрать», а именно сейчас, сразу же, непосредственно после проведения обыска! Если вам отказывают в ее предоставлении или предлагают взять неполный и неподписанный документ, укажите на это в замечаниях. Постарайтесь хотя бы сфотографировать или переписать оригинал протокола.

И еще важный момент — если Вы видите существенный «ляп» в протоколе (к примеру, ошибочно указали не тот адрес и т.п.), не спешите указывать на него в замечаниях — оставьте это к суду как обоснование недопустимости «доказательства».

Опубликован второй Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за 2018 год. Ниже изложены некоторые правовые позиции судебных коллегий Верховного Суда РФ по различным делам, а также разъяснения по вопросам, возникающим в судебной практике. Правовые позиции Судебной коллегии ВС РФ по гражданским делам: 1. Требование о признании права собственности на …

3 июля 2018 г. Президент России подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации», изменяющий порядок зачета времени содержания лица в СИЗО в срок отбывания наказания в виде лишения свободы. Согласно новой редакции ст. 72 УК РФ: 1) время содержания лица под стражей до …

К такому выводу пришел Конституционный Суд РФ в «отказном» определении № 189-О от 25.01.2018 г. по жалобе гражданина Д.А.Прозоровского. Гражданин Д.А. Прозоровский обратился в конституционный Суд РФ с жалобой, в которой просил признать не соответствующими Конституции РФ ст. 176 «Основания производства осмотра», 177 «Порядок производства осмотра» и 195 «Порядок …

В январе 2018 года Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ) опубликовал Обзор судебной практики по делам, в которых заявителями оспаривались различные нарушения прав адвокатов.

Значительная доля таких нарушений так или иначе касалась несоблюдения требований по охране адвокатской тайны при осуществлении адвокатами своей профессиональной деятельности.

В обзоре приведены выдержки из …