Служба на сахалине отзывы

Как и большинство других мест на востоке нашей страны, Сахалин более примечателен природой, нежели рукотворными объектами. Здесь есть горы, пляжи, водопады, озера, термальные источники, да и сама островная природа, столь резко отличающаяся от материковой, вполне себе достопримечательность. Ее основные особенности: густая и буйная растительность, которая превращает в сложно проходимые джунгли почти любой лес (особенно бросаются в глаза гигантские лопухи, достигающие человеческого роста), и богатая фауна (рыбы, крабы, тюлени, медведи, змеи, лисицы) — источник опасности и одновременно хороший способ пропитания.

Реклама

Из рукотворных сооружений интересны автомобильные и железные дороги (в том числе заброшенные), маяки, туннели и мосты, расположенные в живописных местах. Города на Сахалине не очень интересны: большая часть построек относятся к советскому времени, и за редким исключением смотреть на них не очень интересно.

Особое положение на Сахалине занимает японское наследие.

Японцы владели южной половиной острова сорок лет — с 1905 г. по 1945 г. — и оставили после себя много своеобразных зданий, монументов, военных сооружений. Многие автомобильные и железные дороги были первоначально проложены ими, а потом уже сохранены или заброшены русскими. А сегодня японцы оставляют сахалинцам в наследие свой автотранспорт: 90% бегающих по острову машин — подержанные японские иномарки.

Главный минус Сахалина, резко выделяющий его из ряда других регионов, — высокие цены.

Ночлег, еда, транспорт — почти все здесь в полтора-два раза дороже, чем в среднем по России. Другие минусы характерны для большинства российских регионов и ничего специфичного не несут: плохие дороги, слабо развитое транспортное сообщение, отсутствие туристической инфраструктуры и т. д.

Информация

В путешествии я пользовался двумя источниками информации: cтатьей о Сахалине в «Вольной энциклопедии» и путеводителем по Дальнему Востоку серии «Вокруг света» с главой о Сахалине. И того, и другого оказалось явно недостаточно, но никаких других толковых путеводителей найти не удалось, в том числе в книжных магазинах Южно-Сахалинска. Есть только всякие туристические буклеты, роскошные издания с красивыми фотографиями и прочая макулатура, ненужная в путешествии.

Зато в тамошних книжных можно купить хорошие карты по острову, в том числе подробный топографический двухкилометровый атлас, выпущенный в 1994 году.

Имейте в виду, что карты, даже выпущенные недавно, могут устареть или содержать неточную информацию. Скажем, я хотел проехать по дороге от Корсакова до Анивы, идущей вдоль побережья, и только на месте узнал, что мосты там смыло еще лет десять назад, проехать по ней невозможно и, чтобы попасть в Аниву, надо будет вернуться в Южно-Сахалинск. Или, например, на картах может отсутствовать поселок Кузнецово, расположенный посередине между мысом Крильон и поселком Шебунино.

Еще я пробовал читать «Остров Сахалин» Чехова, но не осилил.

После бодрого и интересного начала, повествующего об истории острова и первых впечатлениях из путешествия, автор, как мне кажется, чересчур углубляется в малоинтересные статистические данные: сколько жителей в каждом поселении, сколько из них женщин и мужчин, чем они занимаются и т. д. Читать это скучно, даже описания судеб каторжан выглядят довольно однообразными. Кроме того, мне порекомендовали книгу Дорошевича «Сахалин (Каторга)», но пока я так до нее и не добрался, так что ничего сказать о ней не могу.

Климат

Климат на Сахалине мягкий: зима не очень холодная, а лето не слишком жаркое. Правда, осадков выпадает много, летом могут быть затяжные дожди. Кроме того, погода в противоположных частях острова сильно отличается. Самый теплый месяц — август (15–20 градусов тепла), самый холодный — февраль (10–15 градусов мороза).

Как добраться

Основных способов попадания на остров два — воздушный и водный. Что касается воздушного, то на Сахалине есть четыре пассажирских аэропорта: в Южно-Сахалинске, Шахтерске, Зональном и Охе. Из них есть регулярные рейсы в разные города на материке, в том числе в Москву, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Благовещенск, Владивосток, Советскую Гавань, а также в разные города Китая, Южной Кореи и Японии.

Из Москвы в Южно-Сахалинск летают две авиакомпании: из Шереметьево — «Аэрофлот», из Домодедово — «Трансаэро». Местная авиакомпания, осуществляющая рейсы в разные города Дальнего Востока, — «Сахалинские авиатрассы».

Имейте в виду, что из поселка Зональное и города Шахтерска нет рейсов в Южно-Сахалинск, зато из них можно улететь в Советскую Гавань и Хабаровск. Сделать это можно с помощью авиакомпании «Амурские авиалинии».

Водным путем можно попасть из Ванино (Хабаровский край) в Холмск (Сахалинская область). Паромы эти ежедневные и круглогодичные. Ходят они без четкого расписания, а цена растет каждый год, значительно опережая инфляцию, плюс скачет в зависимости от сезона (летом дороже, зимой дешевле).

Дешевле всего плыть на Сахалин с 1 февраля по 15 июня.

В это время самый дешевый базовый тариф — 652 руб. (плюс стоимость бронирования, плюс автобус до пристани и еще несколько пунктов, которые удорожают стоимость еще на 200 рублей). Дороже всего плавать с 16 июня по 31 августа. В это время величина базового тарифа от 825 рублей (сидячее место) до 2580 рублей (каюта-люкс). Я, например, взял самый дешевый билет за 1065 рублей. За эти деньги мне досталось так называемое палубное сидячее место. Точное место в билете не указано, так что каждый занимает такие места, какие ему вздумается. Ночевать многим пассажирам приходится либо сидя в кресле, либо лежа на вещах в помещениях на нижней палубе.

Что касается переправки автомобиля на пароме, учтите, что это удовольствие стоит 8–10 тыс. рублей.

Правда, автомобилистам при этом за недорого дают место в каюте. Например, я ехал из Южно-Сахалинска до Хабаровска с одним знакомым, который должен был добавить всего 1360 руб. за койку в двухместной каюте (за свою койку и перевозку автомобиля ему пришлось заплатить еще 10,5 тыс. рублей).

Паром идет от 12 до 24 часов в зависимости от погоды, наличия топлива и настроения капитана. Когда я плыл, паром шел и туда, и обратно около 20 часов. Лучше заранее забронировать билеты: бронь стоит 120 руб., причем ее у вас, скорее всего, сдерут, даже если вы будете покупать билеты за три часа до отхода парома. Телефоны порта Ванино — (42137) 5 77 08, порта Холмска — (42433) 6 60 98, 9 64 27, 6 65 16. За сутки до даты отправления нужно позвонить в порт и узнать время прибытия парома: тогда начинается погрузка пассажиров и груза, а сам паром отходит примерно тремя часами позже. На пароме есть столовая (каждому пассажиру дают талон на один бесплатный обед плюс он может купить что-то еще — цены не слишком высокие) и душевые кабинки (20 минут в душе стоят 90 рублей).

Отдельно нужно сказать про попадание в Ванино, из которого идут паромы на Сахалин.

Первый путь — из Хабаровска по автодороге через Лидогу — либо на своей машине, либо автостопом, ибо рейсовых автобусов сюда нет. Второй путь — железнодорожный. Ванино — одна из конечных станций Байкало-Амурской магистрали, сюда ходят поезда из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Любителям оригинальных путей могу порекомендовать следующую комбинацию: доплыть на «Метеоре» с речного вокзала Хабаровска до Комсомольска-на-Амуре (отплывает в 7.00, прибывает в 12.50) за 630 рублей, погулять несколько часов по городу, а потом уехать из него на поезде в Ванино (отправляется в 16.56, прибывает в 5.31) за 300 рублей (место в общем вагоне).

По острову: дороги, автобусы, поезда, самолеты

Внутриостровное воздушное сообщение есть только по одному маршруту — между Южно-Сахалинском и Охой.

Автобусы соединяют почти все крупные города острова, однако, как я понял, проехать его насквозь с севера на юг на автобусе не получится. Если судить по расписанию на автовокзале Южно-Сахалинска, автобусное сообщение доходит к северу от Южно-Сахалинска до Поронайска и дальше начинается уже в Тымовском. Впрочем, возможно, между Тымовском и Поронайском есть какие-то маршрутки. Но если нет, можно воспользоваться поездом.

Кроме того, учтите, что цены на автобусные билеты здесь раза в два выше, чем на материке.

Скажем, маршрутка от Холмска до Южно-Сахалинска (90 км) стоит 250 рублей, а от Александровска-Сахалинского до Тымовского (60 км) — 180 рублей. Так что автостоп тут реально поможет сэкономить.

Железная дорога проходит по небольшому участку на западном побережье острова и на большей части восточного побережья. Соединяются они железнодорожной веткой в районе Ильинского. Железная дорога от Ноглик до Охи, где раньше ходили грузовые поезда, ныне почти целиком разобрана. Большинство дорог узкоколейные, проложенные еще японцами, и ходят по ним японские вагоны. Правда, сейчас железные дороги расширяют под общероссийский стандарт, и, возможно, скоро здесь будут ходить отечественные локомотивы и вагоны.

Водного внутриостровного транспорта на Сахалине нет, зато отсюда можно уплыть в другие места. Помимо вышеописанного парома из Холмска в Ванино есть регулярные пароходы в Вакканай (остров Хоккайдо, Япония) и на Курилы (обходит несколько островов). Все они отправляются из Корсакова, но билеты на пароход «Игорь Фарутдинов», следующий на Курильские острова, можно купить только в Южно-Сахалинске.

Автостоп на острове возможен, многие местные жители по необходимости тоже передвигаются подобным образом (правда, на короткие расстояния).

Только учтите, что у сахалинцев москвофобия развита, кажется, больше, чем в каком-либо другом регионе, и потому москвичам придется услышать немало ругательств и подколов по отношению к себе и своим землякам. Проблем на острове много, и некоторые водители считают, что повинна в них именно Москва, причем не только находящееся там политическое руководство (с чем я согласен), но и все остальные жители.

Кстати, автостопщики добираются до Сахалина редко, поэтому большинство местных жителей не сразу понимают сущность этого явления. Водители сперва думают, что ты местный житель, добирающийся к себе домой, и очень сильно удивляются, когда говоришь, откуда приехал (особенно, если это где-то в европейской части России). При общении с такими отчаянными путешественниками сахалинцы очень гостеприимны и отзывчивы, в том числе даже с ненавистными москвичами. Так что не удивляйтесь, если сахалинец, только что ругавший Москву, пригласит вас домой на обед.

До некоторых мест на Сахалине можно добраться только пешком.

Из горных маршрутов наиболее популярен путь через хребет Жданко, проходящий к востоку от железнодорожных станций Тихая и Цапко, и маршрут к горе Лопатина — самой высокой точке острова. Как конкретно их можно пройти, к сожалению, не знаю, так что спрашивайте на месте. Кроме того, есть несколько маршрутов вдоль сахалинских берегов. Ниже описана дорога к мысу Крильон по западному побережью, но ее теоретически можно проехать на машине или автостопом.

Ночлег

Как и многие другие вещи на острове, гостиницы здесь довольно дорогие. Бюджетные варианты размещения можно найти в Южно-Сахалинске: там дешевые гостиницы сосредоточены в окрестностях вокзала. Самая дешевая — «Дальневосточная» по адресу ул. Ленина, 179, где можно переночевать за 300 рублей (койка в 3- или 4-местном номере). Более или менее вменяемые цены на ночлег в Холмске, где в комнатах отдыха на морвокзале можно поспать за 400 руб. (койка в трехместном номере).

В других сахалинских городах цены неадекватно высокие.

Например, в райцентре Смирных самая дешевая гостиница стоила 800 рублей (за койку в трехместном номере), а в двух остальных гостиницах цены начинались от 1,5 тыс. рублей. В Александровске-Сахалинском единственная гостиница «Три брата» (ул. Дзержинского, 30) предлагает ночлег за 1370 рублей (койка в двухместном номере). В Корсакове (ул. Краснофлотская, 31) гостиница «Альфа» предлагает одноместный номер за 2,5 тыс. рублей.

Так что если экономите, лучше всего ночевать в палатке.

Единственная трудность — на острове довольно сложный рельеф, особенно на южной половине, поэтому не всегда можно найти ровное место для ночлега. Если будете ставить палатку на берегу, то не ставьте ее прямо у воды: здесь бывают довольно сильные приливы, и палатку может ночью залить водой.

Еда

Общепит на острове раза в 1,5–2 дороже, чем на материке. Пообедать меньше чем за 150–200 рублей вряд ли получится, даже в какой-нибудь занюханной кафешке или столовке. Тут никого не удивляют чай за 20 рублей, макароны за 40 рублей и какой-нибудь гуляш или котлеты за 70–80 рублей. Из иностранной кухни наиболее популярна корейская: некоторые из ее блюд (скажем, пянсе — эдакие манты с капустой) продают даже в столовых. Сахалинцы говорят то ли в шутку, то ли всерьез, что где-то можно даже попробовать фирменное корейское блюдо — собаку. Не знаю, сам лично не видел.

С ценами на продукты разобраться было сложнее. Они по всей России растут день от дня, и встречая иной раз в магазинах Сахалина совершенно несуразные ценники, я не знал точно, кого винить: финансовый кризис или сахалинскую специфику. Какие-то продукты стоят явно дороже, какие-то вроде бы так же, как на материке.

Отдельно нужно упомянуть о морепродуктах сахалинского производства.

Казалось бы, здесь они должны стоить неимоверно дешево. Это и так, и не так. С одной стороны, в магазинах цены на икру и мороженую рыбу вполне себе континентальные, словно ты не на берегу Охотского моря, а где-нибудь в Тамбовской области. Местные любят рассказывать о том, как в Москве заходили в тамошний гипермаркет и обнаруживали, что сахалинская рыба стоит там дешевле, чем на самом Сахалине. Такая вот интересная и необъяснимая особенность нашей экономики. То же самое, кстати, происходит с бензином, который в нефтедобывающих (и даже нефтеперерабатывающих) регионах часто дороже, чем в соседних областях, не имеющих ни капли черного золота.

С другой стороны, свежую рыбу и икру можно напрямую задешево купить у рыболовов или добыть самому.

Юридический аспект этого мне не вполне ясен: говорят, что любой нелицензионный лов рыбы запрещен, поэтому, видимо, и первое, и тем более второе — преступления. Но строгость российских законов, как известно, компенсируется необязательностью их выполнения, поэтому любой сахалинец знает, где можно достать искомый продукт. Чтобы был понятен порядок цен, приведу два примера. Один из подвозивших меня водителей договорился по телефону со знакомым браконьером, что тот продаст ему ведро свежей икры за 1,5 тыс. рублей (ее, правда, потом нужно было засолить и запаковать в банки). А другой водитель-дальнобойщик, проезжая мимо одной деревни, купил у бабульки две литровые банки уже засоленной икры по 250 руб. за штуку. Видимо, можно было сторговаться еще дешевле, но он махнул рукой: «Ладно, у меня денег навалом, а у нее немного».

Вообще, если соберетесь в поход по Сахалину летом или осенью, захватите какие-нибудь рыболовные снасти — местная фауна может служить отличным пропитанием в пути.

Из рецептов местных походников отмечу рыбу, запеченную в лопухах. Рецепт прост: рыба заправляется специями, заворачивается в несколько слоев лопухов и засыпается тлеющими углями. Лопухи, очевидно, обладают хорошей теплопроводностью, ибо они даже цвета не меняют, а рыба через 30–50 минут уже готова.

Кроме того, на Сахалине много крабов, грибов и ягод. Многие здесь поэтому говорят, что никакие кризисы им не страшны: если не лениться и знать, где чего искать, природа сама тебя прокормит.

Население

На Сахалине живет чуть больше полумиллиона человек. Большая часть жителей — русские. Интересная этническая особенность, проистекающая из истории острова, — это большой процент корейского населения. В годы Второй мировой войны японцы, владевшие островом, привозили сюда на работу корейских военнопленных. После войны корейцев то ли не отпустили домой, то ли они сами не захотели ехать на родину, разоренную японской оккупацией и раздираемую гражданской войной. В общем, они остались на острове и вполне ассимилировались с местным населением. Корейский язык при этом мало кто из них знает — только старики да, может быть, обучавшиеся по какой-нибудь международной программе подростки.

Кроме того, на острове сохранились в небольшом количестве (несколько тысяч человек) коренные жители острова — нивхи (они же гиляки). Живут они на севере острова.

Основные занятия местного населения — работа в нефтяной и газовой отраслях, лов и переработка рыбы, деревообработка, мореплавание. Сельское хозяйство существует, но, видимо, из-за сложного рельефа развито не сильно: огороды и поля встречаются крайне редко.

Опасности и неприятности

Тут, конечно, вне конкуренции символ России — медведь. Если в европейская части страны встретить его почти невозможно, то чем дальше на восток, тем более реальную опасность он представляет. На Сахалине с медведем сталкивался по несколько раз каждый житель острова. Все будут рассказывать байки на эту тему, пугать, давать советы, показывать фото мишек, сделанные из окна машины. И хотя советы подчас довольно разные, в том числе и противоположные по смыслу, большинство из них складывается в определенную схему поведения, которой я и пользовался. Опытным туристам я Америку не открою, но новичкам будет полезно.

Прежде всего, стоит сразу сказать, что в 99% случаев медведь не станет нападать на человека, если последний его не спровоцирует.

Разве что опасно сталкиваться с медведем-шатуном по весне или с медведем, не устроившимся на ночлег в берлогу в начале зимы. В остальное же время года у медведя достаточно еды и человек ему совершенно не интересен.

Два основополагающих правила таковы: резкие движения вызывают у медведя агрессию, резкие звуки — страх. Отсюда вывод: при встрече с медведем не стоит двигаться, убегать и т. д. — скорее всего, он погонится за вами. А вот резкие звуки (крики, свистки и т. д.) нужно издавать погромче и почаще, ибо медведь их пугается и предпочтет ретироваться.

Единственный случай, когда мне довелось увидеть медведя, произошел у поселка Кузнецово по пути на мыс Крильон.

Сразу за поселком дорога отходит от берега и километров десять идет по горному перевалу, заросшему густым лесом. Последняя машина высадила меня в поселке, других машин в течение получаса не было, так что, отдохнув немного, я решил пойти пешком. И вот, метрах в пятистах от деревни, за поворотом, я увидел медвежонка размером с крупного сенбернара. Я остановился, медвежонок с испугом посмотрел на меня и тут же дал деру в лес. Двигаться дальше в лес мне совсем расхотелось: я еще постоял с полминуты и решил пойти обратно в поселок от греха подальше. Ну а через часок поехала попутная машина — в ней передвигаться через горный перевал было уже не страшно.

Когда я возвращался обратно, попутных машин на этом участке не было, так что, собрав всю волю в кулак, достал свисток и, каждые полминуты оглашая окрестности резким свистом, пошел по дороге. За два часа прошел весь перевал, не увидев ни одного медведя, а там уже поехала попутная машина и подобрала меня.

Еще две опасности исходят от змей и клещей.

Меры предосторожности тут те же, что и в других российских регионах: глядите под ноги и время от времени осматривайте одежду.

Города, дороги и достопримечательности

Южно-Сахалинск. Столица и крупнейший город острова. Тут мало интересного, так что задерживаться в нем смысла не имеет. Разве что вам понадобится купить карты, атласы и туристическое снаряжение: выбор тут, конечно, больше, чем в других городах. Основные достопримечательности: детская железная дорога в парке им. Гагарина; три музея — краеведческий, художественный и книги А. П. Чехова «Остров Сахалин»; горнолыжная трасса рядом с городом; новый Воскресенский собор.

Еще одна своеобразная достопримечательность в окрестностях Южно-Сахалинска — поселок Зима, где живут иностранцы, работающие на нефтегазовых проектах.

Поселок невозможно отличить от американского пригорода: аккуратные домики, газоны, указатели с названиями улиц, дублированные на английский, детишки, играющие на детской площадке и громко говорящие по-английски, теннисный корт и лучший на всем Сахалине бассейн с сауной. Правда, попасть в этот рай простым смертным непросто: тут действует пропускной режим, так что если вы не гость кого-то из местных жителей, вас сюда не пустят.

Холмск. Небольшой, но приятный город, который никак не минуют те, кто приезжает на Сахалин водным путем. Достопримечательностей немного — разве что Свято-Никольская церковь, преобразованная из здания бывшего кинотеатра.

Железная дорога Холмск — Южно-Сахалинск. Была построена еще японцами и активно использовалась русскими вплоть до 80-х годов. Но потом содержать тоннели и мосты в исправном состоянии стало слишком дорого, так что ее забросили. Ныне это пешеходный маршрут, где интерес представляет как окружающая природа, так и остатки железной дороги, тоннели, мосты, руины станций и прочих объектов инфраструктуры. Ее можно пройти целиком, но я побывал только на участке от станции Николайчук (до нее из Холмска в 9.20 утра отправляется пригородный поезд) до деревни Чапланова, где железная дорога пересекается с трассой Холмск — Южно-Сахалинск и откуда можно уехать автостопом. На этом участке девять тоннелей и три моста. Некоторые тоннели весьма длинные, так что не забудьте взять фонарик.

Все мосты хорошо сохранились, тем не менее по ним нужно ходить осторожно, ориентируясь на металлические, а не на деревянные конструкции (уже слегка сгнившие). Первую половину пути идти придется по рельсам, вторую половину — по тому месту, на котором они были.

Невельск. Город, сильно пострадавший от землетрясения в 2007 году. Почти половина построек — небольшие малоэтажные дома, в которых живут беженцы. Выглядят они симпатично, но построены, по словам местных, чуть ли не из фанеры, так что не очень долговечны.

Мыс Крильон. На мой взгляд, самый интересный маршрут на Сахалине — от поселка Шебунина (крайняя точка, до которой едут маршрутки из Невельска) до мыса Крильон, самой южной точки острова. Уникальная дорога, идущая прямо по пляжу, где проехать может либо хороший внедорожник, либо отечественный грузовик. Если таковых у вас нет, придется добираться пешком или автостопом. Последний вид передвижения не очень помогает, потому что машин за день здесь может проехать 2–3 штуки (но они все, скорее всего, остановятся и подвезут). До поселка Кузнецово трафик лучше, после него почти сходит на нет.

Интересные объекты по пути:

сопка Коврижка со срезанной вершиной, мыс Кузнецова с одноименным поселком, 10-километровый горный перевал, два водопада сразу после него, остатки парохода «Луга», севшего на мель у берега шестьдесят лет назад, земляные валы и рвы, оставшиеся от древней крепости Сирануси, и под конец сам мыс Крильон, на котором расположены пограничная застава, маяк и метеостанция и с которого в хорошую погоду можно увидеть Японию.

Корсаков. Скучнейший провинциальный город. Интересен только как отправная точка для путешествий на Курилы или в Японию. Рядом с городом есть поселок Пригородное, где построен газосжижающий завод — впечатляющее зрелище, особенно ночью.

Трасса Южно-Сахалинск — Оха. Транссахалинская магистраль, идущая с юга на север острова. Заасфальтирована только до поселка Восточный. После поселка Гастелло трасса отходит от берега и идет вдали от моря. Этот участок — самое тоскливое зрелище на Сахалине: унылая равнина, однообразные леса, пыльная грунтовка и заброшенные поселки — и всё это на несколько сотен километров.

Единственный участок, который, возможно, заинтересует любителей истории, расположен между поселками Смирных и Тымовским. Здесь проходила граница между южным (японским) и северным (российским и советским) Сахалином с 1905 г. по 1945 г. и здесь началось наступление Красной армии во время советско-японской войны. Можно посмотреть руины военных укреплений и памятники, посвященные этим событиям, а также послушать истории местных жителей про героических красноармейцев и отчаянных японцев, бившихся здесь не на жизнь, а на смерть. В остальном же этот маршрут не представляет никакого интереса, и ехать сюда я не рекомендую — лучше где-нибудь свернуть налево и вернуться на юг Сахалина по трассе, идущей вдоль западного берега. Я сам по ней не ездил, но другие очень хвалили.

Александровск-Сахалинский. Раньше здесь была столица острова. Именно сюда приехал Чехов во время своего путешествия. Ныне это маленький и грязный городок. На возвышенности находится новый город — несколько улиц с хрущевками, чуть ниже и ближе к берегу — старый город, состоящий из деревянных зданий, в том числе вековой давности. В одном из них останавливался Антон Чехов во время путешествия на Сахалин — там находится музей, довольно стандартный и шаблонный. Несколько интересных достопримечательностей находятся к югу от города: это скалы Три Брата, мыс Жонкиер и проложенный сквозь него тоннель, бухта за ним с маяком и скалами Три Сестры.

Горячие Ключи. Горячие источники в 30 км к северу от поселка Ноглики, справа от трассы. Указателя нет, только табличка «Берегите природу». В начале расположена большая поляна, где сахалинцы ставят палатки, дальше будочки с ваннами, купание в которых, говорят, укрепляет здоровье.

Заключение

Сегодняшний остров Сахалин — это Россия в миниатюре. Здесь те же контрасты, проблемы и достижения, что и во всей остальной стране, только в еще более резкой форме. Сюда приезжают на заработки со всей страны — а местные жители уезжают на материк, жалуясь на отсутствие работы. В Южно-Сахалинске и его окрестностях идет масштабное строительство — а отдаленные северные поселки разваливаются и гниют, покинутые местными жителями. В прибрежной зоне строят нефтяные платформы, под Корсаковым создан современный завод — а советские предприятия и угольные шахты брошены и забыты. Между городами на юге острова проложены отличные по российским меркам дороги — а на север ведет отвратительная грунтовая дорога, где грузовики снижают скорость да 20 км в час.

То же сочетание нищеты и богатства, контраст между крупными городами и мелкими поселками, те же масштабные проекты по освоению нефтегазовых запасов, но пренебрежение ко всем остальным сферам экономики, та же коррупция властей и аполитичность народа, те же богатые природные ресурсы и то же бездумное их разбазаривание. Как и по всей остальной России, такое же великое и героическое и вместе с тем ужасное и темное прошлое, такое же странное настоящее, в котором непонятно чего больше — успехов или провалов, — и такое же смутное и неясное будущее.

Вакансии военной службы по контракту в Южно-Сахалинске

Перечень лиц, которые могут претендовать на заключение контракта с МО РФ:

  • военнослужащие, у которых заканчивается предыдущий контракт;
  • призывники, отслужившие не менее 3 месяцев;
  • призывники, имеющие высшее образование, без ограничения по сроку службы;
  • призывники, прошедшие специальное профобразование, без ограничения по сроку службы;
  • военнослужащие запаса;
  • мужчины, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, не зачисленные в запас;
  • женщины, не зачисленные в запас;
  • иные категории лиц.

Учитываются и возрастные ограничения. Первый контракт можно заключить в период с 18 до 40 лет (для иностранцев — от 18 до 30 лет). Предельный возраст пребывания на службе отличается для мужчин и женщин, а также по званию военнослужащего. Например, женщина может служить по контракту только до 45 лет, а мужчины в звании ниже полковника — до 50 лет.

Военная служба для девушек