Социальная корзина

Президент предложил добавить в нее больше овощей, фруктов, мяса и рыбы

Фото: Андрей Гордеев/Ведомости/ТАСС

Москва. 22 января. INTERFAX.RU — Потребительская корзина в России должна быть пересмотрена, сейчас в ней овощи, фрукты, рыба и мясо не занимают должного места, заявил президент РФ Владимир Путин.

«Если посмотреть на эту корзину, по мнению специалистов, структура ее нуждается в совершенствовании», — сказал Путин на встрече с представителями общественности в липецком городе Усмань. Президент обратил внимание, что большую часть потребительской корзины занимают сейчас хлебобулочные изделия.

«От нее будет зависеть, конечно, и прожиточный минимум. А от прожиточного минимума, это в законе уже прописано, высчитывается и МРОТ (минимальный размер оплаты труда — ИФ). Одно зависит от другого», — отметил он.

Президент напомнил, что в законе отражено, что МРОТ не может быть меньше, чем прожиточный минимум (с 1 января 2020 года МРОТ составляет 12 130 рублей в месяц). «Но я предложил это зафиксировать в Конституции. Потому что, если мы это сделаем, если в ходе всероссийского голосования люди поддержат эту поправку, тогда никто уже не сможет в будущем, ссылаясь на текущие проблемы с бюджетом, и ссылаясь на то, что у нас есть какие-то другие, более важные приоритеты, не исполнять эту норму», — пояснил Путин.

Он подчеркнул, что «тогда это будет очень жестко, также как и необходимость индексации пенсий». «В законе вроде прописано, что пенсии нужно индексировать ежегодно. Но жизнь сложна и многообразна, диктует нам свои суровые законы подчас. Вот не хватает денег, нужно на то, на это, на пятое-десятое. Но если в Конституции будет записано, что индексация ежегодная обязательная, тогда от этого никому никуда нельзя будет деться», — сказал президент.

Путин напомнил, что положение об индексации пенсий — это вторая норма, которую он ранее в январе предложил зафиксировать в Основном законе.

Потребительская корзина

Потребительская корзина — это установленный государством минимальный набор продуктов и непродовольственных товаров и услуг, в который входят лекарства, одежда, обувь, санитарно-гигиенические принадлежности и культурно-бытовые товары. Исходя из стоимости потребительской корзины в России рассчитывается прожиточный минимум, с величиной которого связаны социальные выплаты и минимальный размер оплаты труда в стране.

Стоимость потребительской корзины рассчитывается ежемесячно Росстатом для основных социально-демографических групп населения — трудоспособных граждан, пенсионеров и детей как в целом по России, так и отдельно для каждого региона страны.

В настоящее время состав продуктов питания в потребительской корзине в целом по России установлен до 31 декабря 2020 года, как ожидается, после этого должен быть принят новый закон. Сейчас в общероссийской потребительской корзине упомянуты хлебные продукты (126,5 кг в год для одного трудоспособного гражданина), картофель (100,4 кг), овощи и бахчевые (114,6 кг), свежие фрукты (60 кг), сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар (23,8 кг), мясопродукты (58,6 кг), рыбопродукты (18,5 кг), молоко и молокопродукты в пересчете на молоко (290 кг), 210 яиц, 11 кг масла, а также 4,9 кг прочих продуктов — чая, соли и специй. Стоимость непродовольственных товаров и услуг для РФ в целом «привязана» к цене продовольственной корзины: 50% от ее цены составляют непродовольственные товары и еще 50% — услуги.

Тем не менее, каждый регион самостоятельно устанавливает свои потребительские корзины, исходя из климата, национальных традиций в регионе и местных особенностей потребления продуктов и услуг. Также региональные власти устанавливают свои соотношения продуктов с товарами и услугами. Например, законом города Москвы от 19 июня 2013 года установлено, что услуги составляют не 50, а 127 процентов от стоимости продовольственной корзины.

Ранее при Минтруде была создана рабочая группа по уточнению потребительской корзины к 2021 году. Вице-премьер Татьяна Голикова в ноябре 2018 года заявляла, что планируется улучшить качество минимального набора продуктов в корзине и «приблизить его к рациональным нормам здорового питания» — увеличить, в частности, объемы мяса, рыбы, молока, яиц, овощей и фруктов, но снизить объем картофеля и хлебных продуктов. Как ожидается, потребительские корзины также пересмотрят регионы.

В 2018 году минимальный размер оплаты труда был приравнен к размеру прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ, который, в свою очередь, определяется на основе потребительской корзины.

ПРАВИТЕЛЬСТВО ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ

Величина прожиточного минимума

Прожиточный минимум – это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Потребительская корзина – это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.

Для такой социально-демографической группы населения, как пенсионеры, российским законодательством предусмотрено установление двух видов величины прожиточного минимума – поквартальной (ПМ для пенсионеров) и годовой (ПМП).
Поквартальная величина ПМ для пенсионеров представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, установленной законом на основе научных рекомендаций о минимальном наборе продуктов питания, необходимом для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также условных объемах средств, направляемых на удовлетворение основных потребностей в непродовольственных товарах и услугах. Так, в Омской области потребительская корзина установлена Законами Омской области от 29 декабря 2001 года № 328-ОЗ и от 22 марта 2018 года № 2059-ОЗ. Данные об уровне и динамике цен регистрирует и регулярно публикует на своем Интернет-сайте Росстат.
Поскольку динамика рассматриваемой величины зависит от инфляции, она в значительной степени подвержена фактору сезонности. В первых и вторых кварталах каждого года величина возрастает, в четвертых – снижается, и только тенденция третьих кварталов вариативна, например, в 2015 и 2016 годах в нашем регионе наблюдалось небольшое снижение показателя относительно предыдущего квартала, а в 2017 и 2018 годах – прирост.
Региональные и среднероссийские величины ПМ для пенсионеров применяются для оценки уровня жизни населения, формирования бюджетов различного уровня, определения права граждан на государственную социальную помощь, индексации пенсионных выплат и алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме и т.д.
Актуальные сведения о величине ПМ для пенсионеров размещены ниже (в таблице), по регионам страны и в целом по Российской Федерации — на сайте Росстата.
Что касается годовой величины, то ПМП утверждается законом в каждом регионе в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
Суть этой выплаты – обеспечение минимально гарантированного дохода неработающим получателям пенсий. Если материальное обеспечение таких граждан (т.е. сумма пенсии и отдельных регулярных мер государственной поддержки (помощи), предоставляемых в денежной форме или имеющих денежный эквивалент) меньше установленной в регионе величины ПМП, то им осуществляется доплата до данного уровня. Размер доплаты индивидуален, он может составлять несколько копеек, а может превышать 5 тыс. руб., являясь существенной прибавкой к пенсии. Получателями доплат являются не только пожилые граждане, но и, например, дети — получатели пенсии по случаю потери кормильца.
В нашем регионе актуальная величина ПМП на 2019 год установлена одноименным Законом Омской области от 5 октября 2018 года № 2102-ОЗ в размере 8 480 руб.
По данным Пенсионного фонда России, в регионах страны величина ПМП на 2019 год установлена в диапазоне от 7 811 руб. (Тамбовская область) до 19 000 руб. (Чукотский автономный округ), в целом по России значение показателя определено на уровне 8 846 руб.
Необходимо отметить, что до лета 2019 года единых правил по исчислению ПМП в регионах не существовало, в большинстве регионов (в том числе Омской области) по рекомендации Минтруда России для обоснования принимаемых решений использовали фактические поквартальные сведения о региональном ПМ и собственные инфляционные ожидания. В то же время в отдельных регионах год от года величина ПМП устанавливалась на среднероссийском уровне, что нередко приводило либо к занижению минимальных гарантий по материальному обеспечению получателей пенсий, либо к необоснованному перерасходу федеральных бюджетных средств, направляемых на соцдоплаты.
Теперь общие Правила определения региональных величин ПМП зафиксированы в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 года № 975. Величина ПМП должна определяться исходя из величин ПМ для пенсионеров в регионе и в целом по стране за I и II кварталы текущего года, а также прогноза среднероссийского уровня ПМП в следующем году. При этом Правилами установлено условие: если расчетная величина окажется ниже действующей, то на очередной год устанавливается прежний размер ПМП. Введение такого условия о неснижении ПМП было инициировано Минтрудом Омской области и органами власти некоторых других регионов на этапе согласования проекта Правил.
Согласно формуле, прописанной в Правилах, величина ПМП на 2020 год в Омской области составила бы 8 271 руб., но с учетом условия о неснижении величины, в законе, принятом депутатами Законодательного Собрания Омской области 26 сентября 2019 года, предусмотрен действующий размер – 8 480 руб. Иного способа определения данной величины законодательством не предусмотрено.
На момент размещения настоящей информации известно, что аналогичная ситуация дублирования действующего размера ПМП на 2020 год возникла в Кемеровской, Челябинской, Воронежской, Белгородской областях, Республиках Тыва, Татарстан, Чувашия, Ненецком и Чукотском автономных округа и ряде других регионов.
Многие заметят, что один и тот же размер ПМП (8 480 руб.) в Омской области устанавливается третий год подряд. Это не противоречит ни законодательству, ни сущности самого показателя, ведь пока ПМП больше, чем поквартальный ПМ для пенсионеров, соцдоплаты гарантируют наиболее незащищенным категориям граждан материальное обеспечение выше так называемой «границы бедности». Например, в Республике Татарстан ПМП в размере 8 232 руб. устанавливается четвертый год подряд.

01.10.2019

Федеральный Закон от 24 октября 1997 гоода № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (в ред. закона от 1 апреля 2019 года № 49-ФЗ)

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2013 года № 56 «Об утверждении Правил исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 6 декабря 2013 года № 1127)

Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2013 года № 54 «Об утверждении методических рекомендаций по определению потребительской корзины для основных социально-демографических групп населения в субъектах Российской Федерации» (в ред. постановления Правительства РФ от 26 декабря 2019 года № 1679)

Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2019 года № 975 «Об утверждении Правил определения величины прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации в целях установления социальной доплаты к пенсии»

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 93н, Федеральной службы государственной статистики № 91 от 11 марта 2013 года «Об утверждении перечня продуктов питания — представителей для определения уровня потребительских цен на продукты питания при исчислении величины прожиточного минимума»

Закон Омской области от 29 декабря 2001 года «О потребительской корзине в Омской области» (в ред. закона от 21 июня 2019 года № 2171-ОЗ), Закон Омской области от 22 марта 2018 года № 2059-ОЗ «О потребительской корзине в Омской области на 2018 — 2020 годы»

Период Величина прожиточного минимума Нормативный акт, установивший величину прожиточного минимума
в расчете на душу населения для трудо-способного населения для пенси-онеров для детей
II квартал 2020 года 10495 11101 8412 10870 Постановление Правительства Омской области от 19 августа 2020 года № 310-п (вступление в силу — 31 августа 2020 года)

I квартал 2020 года

9866 10439 7957 10143 Постановление Правительства Омской области от 13 мая 2020 года № 172-п (вступление в силу — 25 мая 2020 года)
IV квартал 2019 года 9570 10155 7741 9694 Постановление Правительства Омской области от 18 марта 2020 года № 88-п (вступление в силу — 30 марта 2020 года)
III квартал 2019 года 10100 10713 8114 10313 Постановление Правительства Омской области от 13 ноября 2019 года № 365-п

II квартал 2019 года

10247 10864 8271 10437

Постановление Правительства Омской области от 14 августа 2019 года № 252-п

I квартал 2019 года

9682 10257 7833 9875

Постановление Правительства Омской области от 29 мая 2019 года №179-п

IV квартал 2018 года 8942 9481 7238 9085 Постановление Правительства Омской области от 27 февраля 2019 года № 50-п
III квартал 2018 года 9346 9891 7501 9637 Постановление Правительства Омской области от 12 декабря 2018 года № 371-п
II квартал 2018 года 9250 9767 7411 9641 Постановление Правительства Омской области от 22 августа 2018 года № 240-п
I квартал 2018 года 8946 9452 7190 9273 Постановление Правительства Омской области от 13 июня 2018 года № 165-п
IV квартал 2017 года 8464 8968 6824 8652 Постановление Правительства Омской области от 14 марта 2018 года № 61-п
III квартал 2017 года 9201 9760 7386 9399 Постановление Правительства Омской области от 21 декабря 2017 года № 407-п
II квартал 2017 года 9131 9683 7345 9323 Постановление Правительства Омской области от 6 сентября 2017 года № 251-п
I квартал 2017 года 8712 9222 7034 8925 Постановление Правительства Омской области от 14 июня 2017 года № 166-п
IV квартал 2016 года 8442 8955 6834 8546 Постановление Правительства Омской области от 15 февраля 2017 года № 37-п
III квартал 2016 года 8701 9244 7026 8783 Постановление Правительства Омской области от 23 ноября 2016 года
II квартал 2016 года 8787 9294 7071 9065 Постановление Правительства Омской области от 10 августа 2016 года
I квартал 2016 года 8609 9109 6945 8839 Постановление Правительства Омской области от 25 мая 2016 года № 148-п
IV квартал 2015 года 8338 8858 6755 8390 Постановление Правительства Омской области от 17 февраля 2016 года № 31-п
III квартвл 2015 года 8623 9173 6965 8658 Постановление Правительства Омской области от 25 ноября 2015 года № 329-п
II квартал 2015 года 8772 9319 7088 8853 Постановление Правительства Омской области от 15 сентября 2015 года № 245-п
I квартал 2015 года 8442 8965 6825 8530 Постановление Правительства Омской области от 9 июня 2015 года № 152-п
IV квартал 2014 года 7253 7720 5891 7218 Постановление Правительства Омской области от 13 марта 2015 года № 58-п
III квартал 2014 года 7353 7824 5933 7391 Постановление Правительства Омской области от 28 ноября 2014 года № 289-п
II квартал 2014 года 7238 7697 5845 7277 Постановление Правительства Омской области от 17 сентября 2014 года № 207-п
I квартал 2014 года 6772 7184 5470 6873 Постановление Правительства Омской области от 14 мая 2014 года № 95-п
IV квартал 2013 года 6302 6694 5110 6336 Постановление Правительства Омской области от 26 февраля 2014 года № 27-п
III квартал 2013 года 6523 6956 5277 6475 Постановление Правительства Омской области от 27 ноября 2013 года № 299-п
II квартал 2013 года 6567 6990 5310 6568 Постановление Правительства Омской области от 28 августа 2013 года № 202-п
I квартал 2013 года 6167 6690 4810 5812 Постановление Правительства Омской области от 5 июня 2013 года № 122-п
IV квартал 2012 года 5773 6228 4574 5493 Постановление Правительства Омской области от 27 февраля 2013 года № 35-п
III квартал 2012 года 5683 6123 4513 5421 Постановление Правительства Омской области от 9 ноября 2012 года № 239-п
II квартал 2012 года 5363 5768 4269 5147 Постановление Правительства Омской области от 15 августа 2012 года № 163-п
I квартал 2012 года 5324 5722 4234 5123 Постановление Правительства Омской области от 17 мая 2012 года № 109-п
IV квартал 2011 года 5258 5642 4200 5075 Постановление Правительства Омской области от 15 февраля 2012 года № 34-п
III квартал 2011 года 5337 5734 4260 5126 Постановление Правительства Омской области от 7 декабря 2011 года № 230-п
ll квартал 2011 года 5542 5954 4422 5327 Постановление Правительства Омской области от 25 мая 2011 года № 145-п
I квартал 2011 года 5536 5940 4428 5337 Постановление Правительства Омской области олт 25 мая 2011 года № 90-п
IV квартал 2010 года 5028 5377 4044 1885 Постановление Правительства Омской области от 28 марта 2011 года № 44-п
III квартал 2010 года 5173 5531 4192 4993 Постановление Правительства Омской области от 12 ноября 2010 года № 220-п
II квартал 2010 года 5106 5458 4148 4924 Постановление Правительства Омской области от 4 августа 2010 года № 151-п
I квартал 2010 года 5046 5393 4098 1870 Постановление Правительства Омской области от 2 июня 2010 года № 105-п
IV квартал 2009 года 4869 5170 4057 4698 Постановление Правительства Омской области от 24 февраля 2010 года 3 35-п
III квартал 2009 года 4928 5245 4097 4734 Постановление Правительства Омской области от 11 ноября 2009 года № 214-п
II квартал 2009 года 4914 5229 4082 4719 Постановление Правительства Омской области от 26 августа 2009 года № 160-п
I квартал 2009 года 4846 5164 4015 4634 Постановление Правительства Омской области от 20 мая 2009 года № 87-п
IV квартал 2008 года 4528 4836 3727 4329 Постановление Правительства Омской области от 25 февраля 2009 года № 29-п
III квартал 2008 года 4492 4799 3694 4289 Постановление Правительства Омской области от 26 ноября 2008 года № 200-п
II квартал 2008 года 4495 4801 3703 4292 Постановление Правительства Омской области от 12 августа 2008 года № 141-п
I квартал 2008 года 4286 4570 3537 4109 Постановление Правительства Омской области от 4 июня 2008 года № 80-п

Прожиточный минимум для трудоспособного населения за второй квартал текущего года определяет размер минимальной оплаты труда на следующий год. В 2021 году он вырастет с 12 130 рублей до 12 392 рублей.

Прожиточный минимум определяется ежеквартально и применяется для оценки уровня жизни населения при разработке социальных программ, влияет на индексацию размера социальных пенсий и социальных доплат к ним. Пенсия не может быть ниже установленного прожиточного минимума для пенсионеров, в противном случае государство доплатит ту разницу, которой не хватает.

В Минтруде напомнили, что в каждом регионе устанавливается свой прожиточный минимум в соответствии с уровнем цен, климатическими и экологическими особенностями. На Севере он выше, потому что потребительская корзина там дороже. С региональным прожиточным минимумом сравнивается доход семьи при назначении большинства пособий и выплат. Так, например, от него зависит сумма ежемесячного пособия на детей от 3 до 7 лет, которое выплачивается малоимущим семьям, и ежемесячная выплата на первого и второго ребенка до 3 лет. Претендовать на нее может та семья, среднедушевой доход которой ниже двух размеров прожиточного минимума, установленного в регионе во втором квартале прошлого года.

Рост прожиточного минимума эксперты связывают с подорожанием потребительской корзины (продуктов питания и товаров первой необходимости). Весной их стоимость в среднем выросла на 6,3%. При этом, по данным Росстата, цены менялись неодинаково: на одни виды товаров росли, на другие — снижались. Больше всего в цене к апрелю выросла плодоовощная продукция и картофель. В среднем по сравнению с первым кварталом лук репчатый подорожал на 56,9%, картофель — на 41,7%, морковь — на 32,2%, яблоки — на 25,8%, белокочанная капуста — на 24,5%, свекла — на 20,4%. Повысились цены на все молочные продукты, в том числе на сыры, сметану, творог. Стоимость непродовольственных товаров и стоимость услуг в составе величины прожиточного минимума увеличились на 5,2% и 5,1% соответственно.

Прожиточный минимум используется чаще всего как индикатор бедности для оказания гражданам мер социальной поддержки, выплаты пособий

«Прожиточный минимум — это условная величина, которая в нынешнем понимании не может определять реальные границы бедности, для этого нужно рассматривать другие стандарты потребления», — считает профессор кафедры управления персоналом и психологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Он подчеркнул, что споры о необходимости другой методологии расчета прожиточного минимума ведутся давно. В одном из вариантов предлагается смотреть, сколько человек тратит на продукты питания, и считать бедным того, у кого выходит более 50% от доходов. По словам Сафонова, нынешняя потребительская корзина предполагает, сколько гипотетически человек должен употребить в течение года круп, мяса, рыбы, овощей, фруктов или, например, использовать одежды. При этом состав продуктов определен исходя не из полезности, а из минимального количества калорий, необходимых человеку для того, чтобы поддерживать свою жизнеспособность. Количество одежды рассчитано статистически-нормативным методом, то есть выведен средний ценник на товары первой необходимости.

12,4 тысячи рублей составит минимальный размер оплаты труда на 2021 год

Тем не менее прожиточный минимум используется чаще всего как индикатор бедности для оказания гражданам мер социальной поддержки. Как только устанавливается новый уровень, возможности пересматриваются, и она становится доступной тем, кто раньше не мог на нее претендовать. Иногда прожиточный минимум может снижаться, как, например, в четвертом квартале 2019 года: тогда он опустился на 3,7% по сравнению с третьим кварталом.

19 апреля депутаты Челябинского областного законодательного собрания собирали новую минимальную потребительскую корзину. По проекту, ее стоимость составит чуть более трех тысяч рублей. По сравнению с прошлой, которая разрабатывалась 5 лет назад, корзина серьезно изменилась. В ней существенно увеличились нормы потребления мяса, рыбы и молочных продуктов, а вот норма потребления хлеба – снизилась.

Картофель, макароны и хлеб – главные продукты в рационе южноуральцев – установили диетологи. И не потому, что в этом есть потребность, а потому что это быстро и дешево. В потребительской корзине этого года картофеля и хлеба стало намного меньше. Люди должны отдать предпочтение мясу, рыбе и фруктам. Юрий Черкасов, начальник управления по социальным вопросам Минэкономразвития области, поясняет: «Корзина, продуктовая ее составляющая, сейчас сбалансирована по белково-жирово-углеродистому состоянию. То есть более приближена к нормам».

По расчетам экспертов Минэкономразвития области, теперь южноуральцы должны потреблять больше яиц – 206 штук в год. Это на 53 больше, чем раньше. Кроме того, корзина наполнится едой, богатой белками – мясом и рыбой. Всего на продовольствие, согласно проекту, южноуралец должен потратить 1358 рублей в месяц. Чиновники говорят: прожить на такую сумму можно, но признают – сложно. Юрия Шуляк, заместитель председателя Федерации профсоюзов Челябинской области, рассказывает: «Мы воевали буквально за каждый килограмм, за каждый рубль, чтоб как-то повысить эти нормы. И мы добились, что наша корзина – ее проект – сейчас самый дорогой в Уральском регионе».

Пенсионер Николай Нагаев свою потребительскую корзину наполняет быстро. Продуктов – только самый минимум. Как и все российские пенсионеры, выбирает то, что дешевле: нужно уложиться в полторы тысячи рублей – таков размер его пенсии. «С напрягом, с натяжкой живем. Очень мало. Надо добавлять», – говорит Николай Нагаев.

Потребительскую корзину рассчитывают для того, чтобы определить минимальный прожиточный минимум. В него входят расходы не только на продукты питания, но также на одежду, обувь и даже походы в театры и в кино. Впервые в потребительскую корзину Челябинской области внесли так называемые «услуги культуры». Правда, выделили на них немного – всего 5%. «Это конечно, не тот случай, когда ходить в театр на выступление звезд. Но, по минимуму. Ведь корзина-то минимальная», – добавляет Юрий Черкасов.

Какой, в конце концов, будет минимальная потребительская корзина южноуральца станет известно лишь через несколько месяцев. Проект закона должен быть одобрен депутатами областного парламента и губернатором.