Срок давности за административное правонарушение

Наложения взыскания?

Статья 2.8.КоАП . Срок, по истечении которого физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию

Физическое или юридическое лицо считается не подвергавшимся административному взысканию, если в течение одного года со дня окончания исполнения основного и дополнительного административных взысканий не совершит нового административного правонарушения.

Статья 7.6КоАП . Сроки наложения административного взыскания

1. Административное взыскание может быть наложено:

1) за совершение административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его совершения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

2) за совершение длящегося административного правонарушения – не позднее двух месяцев со дня его обнаружения либо прекращения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения, если иное не предусмотрено настоящей статьей;

3) за совершение административного правонарушения против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования – не позднее шести месяцев со дня его совершения, а за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 15.21, частями 1 и 2 статьи 15.22, частью 1 статьи 15.26, статьей 15.30, частями 3–7 статьи 15.32, частью 3 статьи 15.35, частью 3 статьи 15.37, статьей 15.51, частью 1 статьи 15.63 настоящего Кодекса, – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

4) за совершение административного правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг, банковской и предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения и таможенного регулирования, а также административных правонарушений, предусмотренных статьями 9.24, 16.8 (в части нарушения санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами Таможенного союза, Евразийского экономического союза, представления недостоверных данных для процедуры государственной регистрации продукции), 20.1, 21.1–21.4, 21.6–21.8, 21.12, 21.17, 21.20–21.26, 23.7–23.9, 23.11–23.13, 23.20, 23.23, частями 1, 2, 5 и 6 статьи 23.27, статьями 23.36, 23.37, 23.42, частью 1 статьи 23.45, статьями 23.52, 23.57, 23.74, 23.75, 23.80 настоящего Кодекса, – не позднее трех лет со дня совершения и шести месяцев со дня обнаружения административного правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных статьями 11.61, 13.1, 13.8–13.11 настоящего Кодекса, совершенных физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, административное взыскание за которые может быть наложено не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, статьей 13.14 настоящего Кодекса, административное взыскание за которое может быть наложено не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

5) за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 9.21, частями 3 и 4 статьи 23.27, статьей 23.29, частью 1 статьи 23.55 настоящего Кодекса, – не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения;

6) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.18 настоящего Кодекса, – на физических лиц и индивидуальных предпринимателей – не позднее двух лет со дня его совершения и трех месяцев со дня его обнаружения;

7) за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 23.79 настоящего Кодекса, – не позднее двух лет со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения;

8) за совершение административных правонарушений, предусмотренных частью 3 статьи 9.15, частью 1 статьи 9.19 настоящего Кодекса, – не позднее одного года со дня совершения и двух месяцев со дня обнаружения административного правонарушения.

2. В случае отмены или утраты силы постановления по делу об административном правонарушении при новом рассмотрении дела о совершенном административном правонарушении административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня отмены или утраты силы постановления. При этом в случае неоднократной отмены постановления по делу об административном правонарушении административное взыскание не может быть наложено по истечении восьми месяцев со дня отмены первого постановления.

3. В случае принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела, о прекращении проверки и разъяснении заявителю права возбудить в суде уголовное дело частного обвинения либо о прекращении предварительного расследования по уголовному делу или уголовного преследования, но при наличии в деяниях признаков совершенного административного правонарушения административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня принятия такого решения, но не позднее:

1) шести месяцев со дня совершения административного правонарушения, на которое распространяется срок, указанный в пункте 1 части 1 настоящей статьи;

2) шести месяцев со дня обнаружения либо прекращения административного правонарушения в случае, когда такое правонарушение было прекращено до его обнаружения и на такое правонарушение распространяется срок, указанный в пункте 2 части 1 настоящей статьи;

3) трех лет со дня совершения иного административного правонарушения.

4. В случае приостановления рассмотрения дела об административном правонарушении в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 11.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях административное взыскание может быть наложено не позднее одного месяца со дня вынесения постановления о возобновлении рассмотрения дела об административном правонарушении.

5. Исключена.

4.1. Судьи по-прежнему допускают ошибки при исчислении сроков давности привлечения к административной ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью первой этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы судьям необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).

Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не были учтены судьей Беловского городского суда при рассмотрении жалобы Л. на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Поводом к возбуждению данного дела послужила невыплата К. всех сумм, причитающихся при увольнении. Увольнение К. было произведено 20 мая 2008 года, а постановление государственного инспектора труда было вынесено 24 сентября 2008 года.

Оставляя данное постановление без изменения, судья не учел, что обязанность по выплате причитающихся работнику сумм установлена статьями 84.1, 140 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которыми выплата всех причитающихся работнику сумм должна быть произведена работодателем в день увольнения работника. Поэтому данное правонарушение не является длящимся, и срок давности привлечения к административной ответственности по делу истек 20 июля 2008 года.

Административное нарушение представляет собой действие, которое противоречит соответствующему законодательству. Такое действие может быть осуществлено гражданином или юридическим лицом. К категории правонарушений можно отнести не только конкретные действия, но также и отсутствие действий, что может признаваться общественно опасным. Между уголовными и административными нарушениями есть отличия, которые заключаются в степени общественной опасности. Тут также используется срок исковой давности. Он обладает своими характерными нюансами.

Какими могут быть сроки исковой давности по административным правоотношениям?

Исковая давность – это определенный срок, устанавливающийся для защиты законных прав, а также интересов конкретного лица, чьи права оказались нарушенными. Исковая давность может оказаться своеобразным стимулирующим фактором для участников соответствующих отношений. Если были совершены нарушения, важно своевременно предъявить требования, связанные с обеспечением их защиты. Только так можно рассчитывать на адекватную защиту собственных интересов и непосредственных прав. Если истечет срок давности, лицо просто лишается судебной административной защиты.

Во всех современных отраслях законодательства используются определенные сроки давности. Они регламентируются законодательными документами. По административным делам сроки исковой давности регулируются особенным способом в соответствии с кодексом. Согласно законам существуют свои особенности относительно давности привлечения виннового лица в нарушении к административной ответственности. К примеру, в делах об административных нарушениях срок составляет пару месяцев с момента совершения такого нарушения. Если дела рассматриваются в судебном порядке, срок может увеличиваться дополнительно на один месяц. Срок давности по нарушениям, связанным с таможенным законодательством, может составлять до шести лет. Все дела такого типа могут быть урегулированы до начала суда.

Консультация по вопросам, связанным с исковой давностью

Иногда необходимо проконсультироваться со специалистом в сфере административных правовых нарушений, узнать у него основные нюансы, связанные со сроком давности. Просто и удобно это можно будет сделать при помощи юридического портала. На посреднической площадке будет просто найти подходящего специалиста с нужной квалификацией, который и ответит на вопросы, связанные с исковой давностью.

Коллаж: Legal.Report

Минюст России представил проект новой редакции Кодекса РФ об административных правонарушениях, разработка которого велась с марта прошлого года. Объемный документ содержит ряд принципиальных новелл. Так, вводится категория грубых правонарушений и увеличиваются общие сроки давности.

Прокуроров и приставов вывели из-под ареста

К основным новеллам, вводимым законопроектом, можно отнести увеличение до года общего срока давности привлечения к административной ответственности. Нормативно закреплены понятия таких видов административных правонарушений, как длящиеся, продолжаемые, однородные и повторные.

Существенно сокращен предельный срок назначения обязательных работ. В новом КоАП он составит 60 часов вместо 200 в действующем. Эту санкцию предлагается не применять к целому ряду лиц, в том числе к прокурорским работникам, сотрудникам органов принудительного исполнения (бывшая ФССП) и дипломатам. К этим же самым лицам не будет применяться административный арест.

Выделена категория грубых административных правонарушений. К ним в числе прочего предлагается отнести правонарушения экстремистской и коррупционной направленности, в сфере оборота наркотических средств, оружия, в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, изготовлению и обороту порнографии с несовершеннолетними. А также правонарушения, посягающие на конкуренцию, и правонарушения на транспорте, в области дорожного движения, совершенные лицами в состоянии опьянения. Оговаривается, что в ряде случаев правонарушения могут быть признаны грубыми по решению суда.

В целях сокращения числа граждан, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, за общее правило предлагается взять назначение гражданам административного наказания в виде предупреждения за впервые совершенные правонарушения при отсутствии отягчающих обстоятельств.

Кроме того, при отсутствии отягчающих обстоятельств штраф может быть заменен на предупреждение за впервые совершенное лицом административное правонарушение, не считающееся грубым, выявленное в ходе осуществления государственного или муниципального контроля (надзора). В действующей редакции КоАП такие послабления предусмотрены только для субъектов малого и среднего предпринимательства без образования юридического лица или для юридических лиц, а также их работников.

Возможность конфискации распространена на не являющиеся орудиями совершения или предметами административного правонарушения маломерные суда, автомототранспортные средства и прицепы, принадлежащие на праве собственности лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений.

Кроме того, расширено действие законодательства в пространстве. Предусмотрено, что лицо, совершившее за границей правонарушение, направленное против интересов РФ, и избежавшее уголовной или административной ответственности в соответствии с местным законодательством, подлежит ответственности по КоАП. В действующем кодексе такое правило распространяется только на ст. 19.28 «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица».

Останавливать бизнес планируют ненадолго

Административное приостановление деятельности предлагается именовать как административный запрет деятельности. При этом предельный срок его назначения сокращен с 90 до 30 суток.

Наряду с гражданами, должностными и юридическими лицами к самостоятельному субъекту отнесены лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и совершившие правонарушения в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности. Причем независимо от соблюдения ими требований законодательства о государственной регистрации. При этом ИП, осуществляющий на законных основаниях деятельность, привлекается к административной ответственности только по результатам проведения контрольно-надзорного мероприятия. Аналогичное правило вводится законопроектом и в отношении юридического лица.

Закреплено правило о том, что не допускается одновременное привлечение юридического лица и его должностного лица к ответственности за одно и то же административное правонарушение, за исключением отдельных случаев.

Новый КоАП предполагается ввести в действие с 1 января 2021 года.

Как поясняют эксперты, это значит, что прежние сроки давности останутся для таких нарушений, как превышение скоростного режима, нечитаемый регистрационный номер транспортного средства или оставление места ДТП.

Если решение о наказании принимает инспектор ГИБДД, срок давности составляет два месяца. Если наказывает суд, срок давности — три месяца. Когда разбирательство затянулось, дело закрывается

Конкретный срок зависит от того, кем именно рассматривается дело. Если решение принимается должностными лицами, например, инспекторами ГИБДД, срок давности составляет два месяца. Если дело рассматривается судом, срок давности — три месяца.

На практике нередко возникают ситуации, что разбирательство затягивается и сроки давности сгорают. Например, либо ГАИ, либо суд на начальном этапе допустили какую-то ошибку, привлекая гражданина к ответственности. Когда вышестоящая инстанция обнаруживает процессуальную недоработку, решения отменяются, и дело отправляется на новое рассмотрение. Но часто бывает, что рассматривать уже поздно, так как сроки давности вышли и водитель уже не подлежит наказанию. Это не значит, что он не виноват. Однако правила есть правила, те, кто наказывает, должны их соблюдать в точности до запятой.

Напомним, сейчас готовится проект нового КоАП. Министерство юстиции провело общественное обсуждение документа, а сейчас представило сводный отчет по оценке регулирующего воздействия.

Как сообщили в ведомстве, по результатам общественного обсуждения в Минюст России поступило около 200 писем, содержащих замечания и предложения по проектам нового КоАП и Процессуального кодекса по делам об административных правонарушениях.

«В настоящее время указанные замечания и предложения прорабатываются на предмет их возможного учета», рассказывают в министерстве юстиции.

При этом представители ведомства особо заострили внимание на вопросе сроков давности.

«Одновременно обращаем внимание на то, что при доработке нового КоАП не будут увеличены сроки давности привлечения к административной ответственности по тем составам административных правонарушений, по которым в настоящее время эти сроки составляют два месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении органом, должностным лицом) и 3 месяца (при рассмотрении дела об административном правонарушении судом)», сообщили в Минюсте.

Помимо этого законопроект дополнен положением о том, что федеральные законы о внесении изменений в новый КоАП и Процессуальный кодекс об административных правонарушениях вступают в силу не ранее чем по истечении трех месяцев со дня их официального опубликования, за исключением случаев, когда иное прямо указано в федеральном законе.