Срок действия заявки

Опубликовано в 2015, Выпуск Апрель 2015, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ | Нет комментариев

Литвинцева А.А.

магистр 2 курса Института экономики, управления и природопользования Сибирского федерального университета

ЗАКУПКА У ЕДИНСТВЕННОГО ПОСТАВЩИКА ПО СРЕДСТВАМ АКЦЕПТА ОФЕРТЫ

Аннотация

Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам закупочной процедуры – закупка у единственного поставщика по средствам акцепта оферты, приведены этапы закупки и макет служебной записки.

Ключевые слова: закупка, этапы закупочной процедуры, оферта, акцепт.

Litvintseva A.A.

Master of Economical Institute, Management and Nature Management Siberian Federal University

PURCHASE FROM SINGLE SUPPLIER ON ACCEPTANCE OF AN OFFER MEANS

Abstract

Keywords: purchase, stages of the procurement procedure, an offer, an acceptance.

18 июля 2011 г. Президент РФ подписал Федеральный закон № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ) . Он ознаменовал окончание значительного периода времени, в течение которого для автономных учреждений, а также для госкомпаний, госкорпораций, унитарных предприятий и некоторых других видов организаций не было обязательных процедур осуществления закупок, в том числе не распространялись на них положения Закона № 94-ФЗ . Новый документ стал продолжением серии законодательных новелл, изменяющих правовой статус автономных учреждений (Законы № 83-ФЗ ) .

Данный Федеральный закон создан в целях обеспечения единства экономического пространства, создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей автономных учреждений в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективного использования денежных средств, расширения возможностей по закупке товаров, работ, услуг (далее также – закупка) для нужд заказчиков и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности закупки, предотвращения коррупции и других злоупотреблений .

Помимо проведения сложных закупочных процедур, таких как аукцион, конкурс и прочие, есть еще «мелкие», но не менее важные, закупочные процедуры, такие как закупка у единственного поставщика путем оплаты выставленного счета. Предлагается алгоритм данной закупочной процедуры.

Согласно статье 435 гражданского кодекса российской федерации Офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора .

Статья 438 Гражданского кодекса российской Федерации говорит о том, что Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом. Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте .

Также в Гражданском кодексе Российской Федерации существуют такие понятия как заключение договора на основании офорты (статьи 440 и 441 ГК РФ) .

При получении счета на оплату товара, иногда договор заключается в устной форме, путем оплаты данного счета и/или получении товара с товарной накладной, т.е. акцепта полученной оферты.

Именно при осуществлении такой закупки мы фактически совершаем юридически значимое действие, называемое «акцепт оферты», но документально, это действие ни где не описывается.

Юридически значимые действия должны совершаться последовательно. В четко определенном порядке, чтобы избежать двоякого толкования и возможной ответственности.

Осуществление закупки у единственного поставщика через акцепт оферты можно совершить в следующей последовательности (в данном случае рассматривается алгоритм действий закупки в рамках 223-ФЗ):

  1. Служебная записка от руководителя отдела или иного заинтересованного лица о необходимости приобретения товара, работ, услуг.
  2. Анализ рынка товаров, работ, услуг, для выбора конкурентного предложения, с целью соблюдения закон о конкуренции.
  3. Составление служебной записки закупки у единственного поставщика, которая содержит:
  • характеристики предмета закупки,
  • условия поставки, оплаты и гарантии,
  • основания совершения закупки, со ссылкой на положение о закупке организации (учреждения),
  • данные поставщиков, чьи предложения рассматривались,
  • сравнительный анализ стоимости товара, работ, услуг, предлагаемой поставщиками (здесь наиболее рациональным способом сопоставления стоимости является анализ цен без учета НДС, т.к. есть группы товаров которые у разных поставщиков, применяющих разные системы налогообложения, могут включать НДС в стоимость, а могут не включать. Соответственно, у плательщиков НДС, цена товара будет увеличена на сумму НДС),
  • резолютивная часть, принимаемая по итогам изучения рынка: «По итогам изучения конъюнктуры рынка, предлагается провести закупку у Поставщика № ООО «ХХХ» путем направления оферты в виде предложения о поставке товара на основании того, что предложены наилучшие условия размещения заказа, а именно: наименьшая цена. Акцептование оферты по настоящей закупке осуществляется посредством выставления счета на оплату, содержащего существенные условия поставки.
  1. Получение счета от поставщика, предложившего наилучшие условия размещения заказа, а именно: наименьшая цена, содержащего существенные условия договора. Например, при покупке товара, в счете обязательно должны быть указаны существенные условия договора поставки (глава 30, параграф 3 части второй гражданского кодекса российской Федерации), а именно: наименование товара, количество, цена за единицу и общая стоимость товара, срок (в течение какого времени) и место (самовывоз или со склада поставщика) поставки, порядок оплаты (аванс или по факту).
  2. При авансовой системе оплаты – оплата счета и поставка товара, при оплате по фактической поставке – поставка товара и оплата счета.

Макет служебной записки закупки у единственного поставщика по средствам акцепта оферты предложен в Приложении.

Учитывая, что работа в данном направлении достаточно «нова», а ответственность, установленная Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации, значительна, из-за отсутствия практической документальной базы, актуальна тема по совершенствованию порядка оформления закупочных процедур.

Приложение – Макет служебной записки закупки у единственного поставщика по средствам акцепта оферты

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА

закупки у единственного поставщика

В связи с потребностью ООО «ААА» в покупке информационной таблички (в связи принятием сотрудника в отдел маркетинга – главного специалиста Фамилия Имя Отчество), возникла необходимость закупки следующих Товаров:

Срок гарантии: требования не устанавливаются.

Условия гарантийного обслуживания: требования не устанавливаются.

Срок поставки товара: в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента оплаты.

Место поставки товара: самовывоз со склада поставщика в г. Красноярске.

Дополнительные требования к поставщику: требования не предъявляются.

Форма оплаты: безналичный расчет.

Порядок оплаты: оплата Товара производится Заказчиком путем перечисления на расчетный счет Поставщика предоплаты в размере 100% (ста процентов) стоимости Товара на основании выставленного счета Поставщиком.

Источник финансирования: собственные средства.

Ввиду того, что стоимость заключенного договора на поставку вышеуказанной (одноименной) продукции не будет превышать в 1 квартале 2015 года 200 тыс. рублей, на основании пункта 5 части 10 статьи 25 Положения о закупке ООО «ААА», предлагается провести закупку указанного товара у единственного Поставщика. Ввиду того, что стоимость товаров (работ, услуг) составляет менее 100 тыс рублей, сведения о данной закупке на основании части 15 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не размещаются в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (на официальном сайте zakupki.gov.ru).

При изучении рынка рассмотрены предложения следующих Поставщиков:

Стоимость товаров (работ, услуг), предлагаемых данными поставщиками, составляет:

По итогам изучения конъюнктуры рынка, предлагается провести закупку у Поставщика № 1 ООО «БББ» путем направления оферты в виде предложения о поставке товара на основании того, что предложены наилучшие условия размещения заказа, а именно: наименьшая цена. Акцептование оферты по настоящей закупке осуществляется посредством выставления счета на оплату, содержащего существенные условия поставки.

Итого: 1 003,00 руб. (одна тысяча три рубля 00 копеек), в т.ч. НДС – 18%.

Прошу Вашего указания о выделении денежных средств в размере 1 003 руб. 00 коп., в том числе по:

КБК: 309 00000000000000340 в сумме 1 003 руб. 00 коп.,

из средств, предусмотренных планом ФХД на 2014 год за № 340.07

Приложение: Счета поставщиков.

Литература

  1. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ – Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
  2. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ – Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
  3. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ – Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
  4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений: Федеральный закон от 18.07.2011 № 239-ФЗ – Доступ из справ.-прав. Системы «КонсультантПлюс».
  5. Истомина Д.В., Воробьева А.И. Автономные учреждения в свете нового Закона о закупках // Руководитель автономного учреждения. – 2011. -№ 9. – С. 16-25.
  6. Сергеева А. Закупка товаров, работ, услуг автономными учреждениями // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2011. – № 10. – С. 62-70.
  7. Гражданский кодекс Российской Федерации. – Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс»

References

Публичная оферта от 01.07.2013 г. Новая редакция, договор публичной оферты от 05.05.2014г ПУБЛИЧНАЯ ОФЕРТА на оказание услуг г. Екатеринбург «05» мая 2014 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящий «Договор публичной оферты на оказание услуг по печати, разработке, изготовлению и поставке рекламной (сувенирной) продукции» (далее «Договор») определяет взаимоотношения между обществом с ограниченной ответственностью «Бьюти Пак” (ОГРН 1126671020893), именуемым в дальнейшем «Исполнитель», с одной стороны, и «Заказчиком» (физическим или юридическим лицом), с другой стороны, принявшим публичное предложение (оферту), о заключении Договора.
Условия настоящей публичной оферты позволяют Исполнителю участвовать в системе организации закупок, предусмотренных положениями Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», заключать государственные и муниципальные контракты, в том числе с возможностью изменений условий настоящей публичной оферты в соответствии с положениями упомянутого Федерального закона и Федерального закона от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
1.2. В соответствии с пунктом 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации (ГК РФ) в случае принятия изложенных ниже условий и подписания и утверждения макета услуг физическое (юридическое) лицо, производящее акцепт этой Оферты, становится Заказчиком (в соответствии с пунктом 3 статьи 438 ГК РФ акцепт Оферты равносилен заключению договора на условиях, изложенных в Оферте), а Исполнитель и Заказчик совместно — Сторонами договора на оказание услуг.
1.3. Настоящие Условия являются публичной Офертой в соответствии со статьей 435 и частью 2 статьи 437 ГК РФ.
1.4. Фактом, подтверждающим принятие изложенных ниже условий, и акцептом настоящей публичной оферты является заказ услуг, утверждение и подписание Заказчиком макета (Приложение № 2 к настоящему Договору).
1.5. Настоящий договор считается заключенным с момента его акцепта и действует до исполнения сторонами всех своих обязательств, предусмотренных настоящим договором.

2. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

В целях настоящей Оферты нижеприведенные термины используются в следующих значениях:
Услуга– комплекс работ, как в совокупности так и по отдельности, оказываемых Исполнителем по изготовлению, печати, разработке, формированию, созданию, изменению и предоставлению рекламной (сувенирной) продукции, а так же рекламных услуг.
Акцепт– полное и безоговорочное принятие Оферты путем осуществления Заказчиком путем совершения Заказчиком одного из следующих действий: подписания спецификации (приложение № 1) или подписания заказа (приложение № 2) или произведения оплаты услуги.
Договор оказания услуг(далее – Договор) – договор между Заказчиком и Исполнителем на предоставление услуг, который заключается посредством Акцепта настоящей Оферты.
Заказчик– лицо, изъявившее желание воспользоваться услугами и акцептовавшее (принявшее) настоящую оферту на изложенных в ней условиях и в установленном порядке. Исполнитель – ООО «Бьюти Пак”, предоставляющий услуги Заказчику на условиях настоящей Оферты лично, либо с помощью привлечения третьих лиц.
Макет – графическое отображение единицы товара, составленный на бумажном носителе, утвержденный и подписанный Заказчиком и/или уполномоченным представителем Заказчика.
Оферта– настоящий документ «Договор публичной оферты», по которому осуществляется оказание услуг.
Заявка– документ, содержащий информацию о виде услуг, ее цене, количестве и сроках ее оказания, информацию, реквизиты, оттиск печати (в случае наличия), подпись уполномоченного представителя Заказчика, условия оплаты.
Сайт Исполнителя– официальный web-сайт Исполнителя, размещенный в сети Интернет по электронному адресу http://beautypack.bget.ru/

3. ПРЕДМЕТ ОФЕРТЫ

3.1. Предметом настоящей Оферты является оказание Исполнителем услуги Заказчику на основании заявки (Приложение №1) или макета (Приложение №2).
3.2. Исполнитель после получения от заказчика заявки принимает решение либо об оказании услуг, либо об отказе в оказании услуги. В случае принятия исполнителем решения об оказании услуг, исполнитель направляет заказчику счет на оплату услуг, заявку (Приложение №1) или макет (Приложение №2) на подписание (утверждение).
3.3. Исполнитель имеет право в любой момент изменить условия настоящей публичной Оферты в одностороннем порядке без предварительного согласования с Заказчиком, обеспечивая при этом публикацию измененных условий на сервере, не менее чем за один день до их ввода в действие.

4. УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ УСЛУГ

4.1. Оказание услуг по настоящей оферте производится Исполнителем на основании макета (Приложение №2) или заявки (Приложение № 1) в которой указывается вид услуги, количество, цена и сроки ее оказания. В случае подписания сторонами только макета (Приложение №2), условия настоящего Договора считаются надлежаще согласованными сторонами, а Договор заключенным, в случае если макет содержит информацию о размерах и сроках оплаты, объемах и сроках оказываемых услуг, реквизиты, оттиск печати (в случае наличия) и подпись уполномоченного представителя Заказчика.
4.2. В необходимых случаях Исполнитель по согласованию с Заказчиком разрабатывает макет (Приложение № 2) на изготовление рекламной (сувенирной) продукции, а Заказчик, в свою очередь, утверждает и подписывает данный документ. В нем указываются все технические параметры заказываемой продукции, внешний вид и другие визуальные характеристики. Исключительное право (право интеллектуальной собственности) на разработки и макеты являются собственностью Исполнителя. Заказчик платит только за разработку макета, если это не оговорено дополнительно в заявке.
Подписание Заказчиком макета (Приложение № 2) является достаточным основанием для начала выполнения Исполнителем заказа, с даты его подписания.
4.3. При внесении изменений в макет сроки оказания услуг переносятся на количество времени, необходимое для внесения таких изменений.
4.4. Исполнитель считается исполнившим свои обязательства по настоящему договору в момент подписания Заказчиком акта приема — передачи продукции, либо в иных случаях предусмотренных настоящим Договором.

5. СТОИМОСТЬ И ПОРЯДОК ОПЛАТЫ

5.1. Стоимость услуг по каждому отдельному заказу устанавливается на основании прейскуранта цен Исполнителя действующего на день передачи заказа Исполнителю или по индивидуальной договорённости Заказчика с Исполнителем.
5.2. Оплата Заказчиком услуг осуществляется путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя, с обязательным указанием номера выставленного счета или иным способом, не запрещенным действующим законодательством.
5.3. Оплата услуг производится Заказчиком на основании выставленного Исполнителем счета. Условия оплаты услуг, указываются в заявке.
5.4. Стоимость услуг указывается без НДС в связи с тем, что Исполнитель применяет упрощенную систему налогообложения.
5.5. Все расчеты по договору производятся в рублях РФ.

6. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

6.1. Исполнитель обязуется:
6.1.1. Изготовить продукцию в сроки, предусмотренные заявкой или макетом.
6.1.2. Уведомить заказчика о завершении работ с помощью телефонной, факсимильной, электронной связи или любым другим способом.
6.1.3. Немедленно предупредить Заказчика и приостановить работу при обнаружении неблагоприятных последствий для производства работ, независимо от обстоятельств Исполнителя, либо при невозможности завершения работ в срок.
6.1.4. Своевременно предупредить Заказчика при возникновении необходимости выполнения дополнительных работ и соответственно увеличения стоимости заказа.
6.1.5. Своевременно устранить недостатки и дефекты, выявленные при сдаче готовой продукции.
6.1.6. Нести риск случайной гибели или случайного повреждения продукции до ее передачи Заказчику.
6.2. Заказчик обязуется:
6.2.1. Согласовать и утвердить готовый к исполнению макет продукции.
6.2.2. Оплатить услуги в сроки и порядке предусмотренные заявкой или макетом.
6.2.3. Оплатить дополнительные расходы, необходимые для оказания услуг в соответствии с заявкой или макетом.
6.2.4. В течение 5-х календарных дней после уведомления Исполнителем, принять готовую продукцию в указанном Исполнителем месте, а при наличии возражений к качеству, комплекту или количеству, указать об этом в акте приема-передачи. По истечении данного срока продукция считается принятой в полном объеме, а обязанности Исполнителя исполненными, претензии по качеству, комплекту и количеству продукции не принимаются.
6.3. Исполнитель имеет право:
6.3.1. Выполнить работу своими силами или с привлечением по своему усмотрению сторонних организаций. При этом Исполнитель несёт ответственность перед Заказчиком за возможное ненадлежащее исполнение сторонней организацией своих обязанностей (брак, нехватка продукции, просрочка выполнения или невыполнение).
6.3.2. В случае задержки Заказчиком утверждения макета или предоплаты работ, пропорционально изменить срок сдачи готовой продукции в сторону его увеличения.
6.3.3. Отказать Заказчику в отгрузке продукции, если на момент отгрузки на расчетный счёт или в кассу Исполнителя не поступило 100% суммы стоимости работ. При этом договорные сроки сдачи продукции сдвигаются пропорционально задержке оплаты.
6.4. Заказчик имеет право:
6.4.1. Вносить изменения в макет до момента начала производства продукции Исполнителем. При этом, согласно пункту 4.2 настоящего договора подписание Заказчиком макета (Приложение № 2) является достаточным основанием для начала выполнения Исполнителем заказа с даты подписания макета.
В случае если после начала выполнения Исполнителем заказа, Заказчик заявит о необходимости внесения изменений в макет, такие изменения вносятся Исполнителем при условии оплаты уже оказанных (на день обращения Заказчика с изменениями к Исполнителю) услуг. При этом выполнения нового (измененного) заказа производится на основании подписываемого Заказчиком нового макета или заявки, которая учитывается как отдельный заказ и подлежит оплате в полном объеме.
6.4.2. В случае обнаружения брака или нехватки готовой продукции указать об этом в акте приема-передачи.

7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

7.1. Исполнитель и Заказчик, принимая во внимания характер оказываемой услуги, обязуются в случае возникновения споров и разногласий, связанных с оказанием Услуг, применять досудебный порядок урегулирования спора. В случае невозможности урегулирования спора в досудебном порядке стороны вправе обратиться в суд. Все споры и разногласия, возникшие в результате исполнения настоящей оферты, разрешаются в суде по месту нахождения Исполнителя.
7.2. За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по настоящей Оферте, стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7.3. За нарушение сроков оплаты Заказчик уплачивает пени в размере 0,1% от просроченной суммы за каждый день просрочки.
7.4. За нарушение сроков выполнения работ Исполнитель оплачивает пени в размере 0,1% от суммы просроченного заказа за каждый день просрочки.
7.5. Исполнитель имеет право отказаться от исполнения настоящего договора при условии полного возмещения Заказчику ранее оплаченных, но неиспользованных услуг.
7.6. Заказчик имеет право отказаться от исполнения договора в любое время. Стоимость оплаченных, но неиспользованных услуг, возмещению в данном случае не подлежит.
7.7. Исполнитель не несет ответственность в случае, если при сдаче готовой продукции были обнаружены недостатки, возникшие вследствие упущений Заказчика.
7.8. Ни одна из Сторон не будет нести ответственности за полное или частичное неисполнение своих обязанностей. Если неисполнение будет являться следствием обстоятельств непреодолимой силы, таких, как пожар, наводнение, землетрясение, забастовки и другие стихийные бедствия, война и военные действия или другие обстоятельства, находящиеся вне контроля Сторон, препятствующие выполнению настоящего Договора, возникшие после заключения Договора.
Если любое из таких обстоятельств непосредственно повлияло на неисполнение обязательства в срок, указанный в Договоре, то этот срок соразмерно отодвигается на время действия соответствующего обстоятельства.
7.9. Сторона, для которой сделалось невозможным исполнение обязательств по Договору, обязана не позднее 5 (пяти) дней с момента их наступления и прекращения в письменной форме уведомить другую Сторону о наступлении, предполагаемом сроке действия и прекращении вышеуказанных обстоятельств.

8. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ ДОГОВОРА

8.1. Акцепт оферты Заказчиком создает договор (статья 438 ГК РФ) на условиях оферты.
8.2. Договор вступает в силу с момента акцепта оферты Заказчиком и действует до момента исполнения Сторонами своих обязательств по Договору.
8.3. Заказчик соглашается и признает, что внесение изменений в оферту влечет за собой внесение этих изменений в заключенный и действующий между Заказчиком и Исполнителем договор, и эти изменения в договор вступают в силу одновременно с такими изменениями в оферте.
8.4. Договор, может быть расторгнут досрочно:
8.4.1. По соглашению сторон в любое время.
8.4.2. По иным основаниям, предусмотренным настоящей офертой и/или действующим законодательством РФ.
8.5. Прекращение срока действия договора по любому основанию не освобождает стороны от ответственности за нарушения условий договора, возникшие в течение срока его действия.

9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

9.1. Все документы, отправленные и полученные путем обмена посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной связи и сети Интернет считаются официальными документами и по своей правовой природе приравниваются к оригиналам.
9.2. В случае если одно или более положений оферты являются по какой-либо причине недействительными, не имеющими юридической силы, такая недействительность не оказывает влияния на действительность любого другого положения оферты (договора), которые остаются в силе.
9.3. Не вступая в противоречие с условиями оферты, Заказчик и Исполнитель вправе в любое время оформить договор на оказание услуг в форме письменного, двухстороннего документа.

Корпоративные продажи vs прямые

Если в прямых продажах речь идет о психологии конкретного человека, принимающего решение, то в случае с корпоративными клиентами все намного сложнее, ведь вы имеете дело с отлаженной системой. Каковы наиболее существенные отличия?

  • Лица, которые принимают решения. Корпоративный клиент — это не один человек, а целая компания, представленная тендерной комиссией. Функции тендерной комиссии — выбор поставщика, удовлетворяющего заявленным требованиям закупки.
  • Большое количество регламентов и формальных процедур. Попасть в список потенциальных поставщиков достаточно трудно: для этого необходимо профессионально оформить массу документации. Однако если ваша компания сумеет прорваться в этот список, приглашения в тендеры будут поступать автоматически. Помните, что для каждого последующего тендера необходимо проходить всю процедуру заново.

Подготовка документации для участия в тендере — целая наука. К квалификационной анкете с реквизитами компании потребуется приложить учредительные документы, справки, свидетельства, рекомендательные письма, подтвердить опыт компании, квалификацию сотрудников и т.п. Все это будет проверено службой безопасности заказчика.

Далее необходимо заполнить форму коммерческого предложения — это очень подробные унифицированные таблицы, содержание которых в процессе участия в тендере должно будет еще претерпеть существенные изменения по запросам тендерного комитета (справочная информация, новинки рынка и т.п.). На итоговом заседании тендерной комиссии рассматриваются так называемые тендерные таблицы участников аукциона с замечаниями, альтернативными предложениями и корректировками. Для претендента крайне важно как можно лучше наладить обратную связь с заказчиком на всех уровнях бюрократической лестницы, чтобы тендерные таблицы выглядели наилучшим образом.

  1. Коррумпированность. Нельзя сбрасывать со счетов этот фактор, но и не стоит придавать ему слишком большого значения. Если 10 лет назад «откаты» были обычной практикой, то с тех пор успели появиться и антикоррупционные соглашения, и этический кодекс поставщика, и т.п. Многочисленные тендеры, проведенные без «откатов», показывают, что коммерческие и государственные закупщики изменились в лучшую сторону и уже действительно склонны «болеть» за результат.
    Кроме того, стали очевидны слабые места электронных аукционов: предложенная участником-победителем чрезмерно выгодная цена чаще всего выливается для заказчиков в низкое качество товаров или услуг, затягивание сроков и другие неприятные последствия. Сегодня наученные горьким опытом организаторы конкурсов сужают круг потенциальных поставщиков методом ужесточения критериев отбора и условий поставки, а не только выгодным прайсом.
  2. Шансы на победу. Хотя государственные тендеры традиционно считаются более сложными, выигрыш в коммерческом аукционе не гарантирует получения заказа. Происходит это в том числе потому, что 80% обращений поступают от клиентов, которые заведомо не собираются заключать договор, а просто «мониторят» ситуацию на рынке. Это конкуренты, представители банков, сметчики, молодые компании, у которых ни на что нет денег.

Таким образом, хотя опыт в частных продажах и может быть полезен, при участии в тендерах (например, при ведении переговоров с представителями заказчика или оформлении официальных заявок на участие), его категорически недостаточно. Участвуя в тендере, компания ограничена в сроках и средствах воздействия на заказчика, особенно если речь идет о госзакупках. Кроме того, присутствие конкурентов более ярко выражено. Таким образом, выигранный тендер — более веская строка в портфолио компании, чем заказы, полученные методами прямых продаж. Например, сегодня большинство государственных заказчиков в критериях отбора поставщика предусматривают такое требование, как наличие ранее выполненных государственных заказов.

Отличительные особенности государственных тендеров

Хотя коммерческие и государственные тендеры проводятся по одним и тем же основным правилам, госорганизации связаны жесткими требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ). Прежде всего, организатор обязан извещать о проведении закупки в единой информационной системе. Также он несет административную ответственность при нарушении процедуры проведения тендера. К коммерческим тендерам требования проще, они не должны противоречить Гражданскому кодексу РФ и Федеральному закону № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон № 135-ФЗ).

Государственный тендер Коммерческий тендер

Нормативная база

№ 44-ФЗ, ГК РФ № 135-ФЗ, ГК РФ

Способы и порядок проведения закупок

Устанавливаются законом, не меняются Устанавливаются заказчиком

Свобода конкуренции

Можно предложить аналог требуемого товара Необходимо предложить требуемый товар

Требования к участникам

Жестко регламентированы Устанавливаются заказчиком

Принципы оценки заявок

Установлены законодательно Устанавливаются заказчиком

Виды закупок в электронной форме

Аукцион Устанавливаются заказчиком

Электронные площадки

Перечень утвержденных электронных площадок Любые электронные площадки на усмотрение заказчика
  • К государственным тендерам допускаются компании только с высокой репутацией. Необходимость в выплате налогов закладывается в предлагаемые цены, и поэтому пространство для маневра остается меньше. Отечественные компании, порой не закладывающие «налоговый» запас в цену, предоставляют коммерческому заказчику более привлекательные цены. В итоге тендеры, в которых участвуют только «белые» компании, имеют разброс в ценах 5%, а при участии «серых» он может составлять и все 50%.
  • Госзаказчиком разница в ценах тщательно анализируется для отчетности и планирования. Например, применение обычной лампы накаливания на объекте обойдется в 20 рублей, а энергосберегающей — в 300. В рамках крупного тендера «набегает» огромная разница в цене, в смысловую нагрузку которой коммерческий заказчик не всегда склонен вникать.
  • Небрежность подготовки тендерной документации в России. Расчет десятков предложений в неделю, когда тендеры идут один за одним, и имеют сжатые сроки, вынуждает добавлять коэффициент на непредвиденные расходы, что еще повышает цену. При участии в государственном тендере подобные вольности с цифрами недопустимы.

Критерии отбора подрядчиков, которыми пользуется большинство государственных компаний, просты и формальны:

  • Официальные документы о компании, которые проверяются службой безопасности заказчика.
  • Наличие опыта работы.
  • Наличие рекомендаций от заказчиков.
  • Наличие квалифицированных сотрудников и необходимых ресурсов.
  • Портфолио сходных проектов.
  • Отсутствие задолженностей.
  • Стабильное финансовое состояние.

Эти критерии позволяют отсеять фирмы-однодневки или мелкие компании. Следует иметь в виду, что коммерческие компании примерно в трети случаев подрядчика сменяют, не дожидаясь завершения работ на объекте. В половине случаев с подрядчиком, успешно сдавшим объект, не идут на сотрудничество повторно. Это проблема ответственного отношения к бизнесу обеих сторон, которая в случае госзаказа частично снимается.

Этапы участия в государственном тендере

Процедура участия в государственном тендере может быть описана следующим образом.

Регистрация на государственных электронных площадках: шаг 1

Государственные тендеры в настоящее время проводятся в электронном формате. Информацию о них, в том числе программу и перечень торгов, можно найти на официальном государственном портале Единой информационной системы в сфере закупок zakupki.gov.ru. Электронных торговых площадок, где ведутся госзакупки, относительно немного:

  • ЗАО «Сбербанк-АСТ» — sberbank-ast.ru. Дочерняя структура Сбербанка России, наиболее востребованная ЭТП.
  • ОАО «Единая электронная торговая площадка» — etp.roseltorg.ru. Другое название — «Росэлторг». Изначально была создана для московских госзаказчиков, далее расширилась.
  • ГУП «Агентство по государственному заказу РТ» — etp.zakazrf.ru. Старейшая ЭТП по обслуживанию госзакупок. Начинала свою работу, ориентируясь на государственные тендеры Республики Татарстан. Крупнейшими заказчиками являются правительство Татарстана и ГК «Ростехнологии».
  • ЗАО «ММВБ Госзакупки» — etp-micex.ru. Является дочерней компанией ММВБ.
  • ООО «РТС-тендер» — rts-tender.ru.

Выбираем тип тендера: шаг 2

Тендер может быть открытым, в котором принимаются к участию все желающие, или закрытым, в котором участвуют специально приглашенные компании. Публичность является преимуществом при проведении крупных и сложных закупок, при выборе подрядчиков для реализации масштабных проектов. Здесь конкуренция выше, борьба острее, суммы контрактов солиднее. Закрытый тендер — лучшая процедура для закупок небольшими партиями.

Оценка условий участия в тендере: шаг 3

Допустим, ваши специалисты отобрали некое количество тендеров, и теперь необходимо понять, сможет ли ваша компания принять в них участие. Для этого нужно оценить следующую совокупность данных:

  • Отзывы о заказчике в экспертном сообществе и СМИ.
  • Бриф (техническое задание). В нем содержится описание компании-организатора, указываются задачи тендера, детально описывается конечный результат от сотрудничества с победителем, излагаются требования к участникам, критерии выбора победителя и сроки проведения торгов.
  • Описание предмета закупки.
  • Требования к участникам, например, наличие сертификатов ISO, допусков СРО, полисов страхования ответственности.
  • Критерии отбора (цена, время проекта, наличие или отсутствие субподрядчиков).
  • Требование к обеспечению заявки и контракта.

Если заказчик внушает доверие, бриф понятен, предмет закупки соответствует тому, что ваша компания может предложить, а сама ваша компания удовлетворяет требованиям к участникам и критериям отбора, можно заняться подготовкой документов на участие.

Подготовка документов и подача заявки на участие в тендере: шаг 4

Согласно общим правилам для участия в тендере необходимо предоставить документацию в соответствии с запросами заказчика. В минимальный пакет документов входят:

  • Заявка на участие в тендере (заверяется подписью руководителя компании и печатью).
  • Свежая выписка из ЕГРЮЛ (не более чем двухнедельной давности).
  • Устав и все остальные учредительные документы (копии, заверенные нотариусом).
  • Свидетельство о госрегистрации юридического лица, тоже нотариально заверенное.
  • Приказы или протоколы, назначающие ответственных лиц.
  • Копии лицензий, патентов (в случае если сфера деятельности лицензируется).
  • Свидетельство ИНН, нотариально заверенное.
  • Заявление, в котором указывается опыт работы подрядчика.
  • Справка из налоговой службы об отсутствии задолженности по обязательным платежам.
  • Копии балансов за последние три отчетных периода (с отметками налоговой службы).
  • Отчеты о прибылях и убытках с отметками налоговой службы, также за последние три отчетных периода.
  • Банковская гарантия (или подтверждение факта перевода средств в качестве обеспечения заявки).
  • Опись документов.

Требования заказчика могут включать в себя оформление и предоставление других документов. Если в них будут найдены недочеты, заказчик единолично решает, принять заявку или отклонить ее. Участнику следует ответственно отнестись к оформлению тендерной документации, поскольку от этого будет зависеть, пройдет ли он во второй этап тендера, чтобы презентовать свои услуги подробно. Часто на этом этапе приходится обращаться за помощью к квалифицированным специалистам.

Кстати!

Участник государственной закупки не может быть офшорной компанией и не должен входить в Реестр недобросовестных поставщиков, в противном случае его не допустят к участию. В коммерческих тендерах такие требования выдвигаются далеко не всегда.

Презентация: шаг 5

Те компании, чьи заявки признаны заслуживающими внимания, приглашаются заказчиком на встречу, в ходе которой должны провести презентацию своих услуг (речь идет о двухэтапных конкурсах, когда объектом тендера является, например, технически сложная задача или дорогостоящая продукция).

Этап презентации крайне важен: требуется выгодно преподнести материал и максимально заинтересовать заказчика. Для этого следует позаботиться о наглядности, наличии графической и видеоинформации, показать работу своей компании в сравнении с другими. Полезно приложить список крупных заказчиков и клиентов вашей компании и их отзывы. Презентация не должна быть «сухой»: следует понимать, что это рекламный продукт, и он должен воздействовать на заказчика, в том числе на эмоциональном уровне.

Подведение итогов: шаг 6

После того как все финалисты тендера презентуют свои услуги, ответственными руководителями заказчика коллегиально принимается решение о выборе того или иного поставщика. Обычно для этого формируется рейтинговая таблица, в которой с помощью метода средневзвешенного коэффициента определяется конечный бал каждого участника тендера. Результаты открытого тендера публикуются в СМИ, закрытого — рассылаются участникам персонально. При любом исходе следует поблагодарить заказчика за уделенное время и постараться сохранить у него благоприятное впечатление о вашей компании — возможно, он включит вас в список потенциальных поставщиков, и впоследствии у вас будет шанс выиграть какой-либо из его тендеров.

Особенности процедуры участия в коммерческих тендерах

Процедура участия в коммерческом тендере отличается выбором из 6000 электронных площадок, каждая из которых имеет свою специфику и свои поисковые возможности. Наиболее известны такие площадки, как B2B, РЖД, ОТС, Фабрикант АКД. В большинстве случаев для аккредитации на электронной площадке участника требуются денежные взносы, которые могут взиматься в виде абонентской или единовременной платы (например, в виде процента от совершенной сделки). Некоторые площадки предоставляют свои услуги бесплатно одной из сторон — заказчикам либо подрядчикам. Для того чтобы выбрать наиболее эффективные площадки, можно воспользоваться специальными программными средствами — системами мониторинга тендеров. Они бывают платными и бесплатными. На какой площадке найдется большее количество тендеров в вашей сфере, там и имеет смысл зарегистрироваться в первую очередь.

В случае коммерческого тендера более четко обозначен выбор между тендерами цены и тендерами решения. В первом случае претенденты заполняют составленную заказчиком таблицу (приводя в ней сведения о поставляемом товаре, работах или услугах), где могут быть обозначены, например, маркировка, модели и количество поставляемого товара, остается только указать его стоимость, а также стоимость монтажных работ. Это предельно простой и понятный вид тендера, где все находятся примерно в равных условиях, и выиграть такой тендер — означает просто получить заказ. В тендерах второго типа конкурсная документация не содержит точной спецификации, претенденты получают только техзадание, и каждый предлагает свое решение задачи. Заказчиком будут оцениваться не только стоимость, но и качество технического решения. Здесь есть шанс проявить себя. Выиграв такой тендер, можно заявить о себе не просто как о компании, предоставляющей низкие цены, — это позиционирование своего бизнеса как современного и прогрессивного.

Широко распространено мнение, что для победы в тендерах требуются связи. Однако определяющими критериями победы в тендере сейчас все-таки являются цена контракта, качество услуг, ранее полученный опыт и квалификация специалистов. Если уделить должное внимание подготовке к участию в конкурсе или аукционе, шансы победить существенно повысятся. Важнейшим условием участия в тендере, а также последующего подписания контракта является предоставление финансового обеспечения, которое может быть оформлено либо в виде денежного залога, либо как банковская гарантия.

Куда обратиться за содействием в получении банковской гарантии?

Помочь в освещении данного вопроса мы попросили Андрея Тюрина — эксперта крупной консалтинговой компании КСК групп:

«Еще несколько лет назад предоставление банковской гарантии могло быть лишь пожеланием организатора государственного аукциона/конкурса в адрес участников, но с момента вступления в силу Федерального закона № 44-ФЗ для участия в госзакупках банковская гарантия стала необходима законодательно. В последнее время и в крупных коммерческих тендерах заказчики все чаще требуют банковские гарантии в качестве финансового обеспечения.

Однако условия получения гарантий у различных банков существенно отличаются, поэтому для выбора наиболее подходящего варианта требуется детальное сравнение предлагаемых банковских продуктов. В том числе за таким анализом в нашу компанию обращаются представители крупного и среднего бизнеса. Уникальность работы экспертов КСК групп заключается в том, что мы подходим к задаче комплексно, не ограничиваясь консультированием, и помогаем находить работающие, экономически и юридически обоснованные решения, взаимодействуя с банками на уровне руководства.

Обращаясь в КСК групп, клиент получает квалифицированную помощь в рамках оформления банковской гарантии с учетом специфики его бизнеса. Это и содействие в обеспечении лучших условий, и полноценное сопровождение клиента до момента решения поставленной им задачи.

За почти четверть века успешной работы КСК групп стала надежным партнером значительного количества авторитетных банков, поэтому мы имеем возможность адресно отправлять заявку в кредитную организацию, наиболее соответствующую конкретной задаче. И поскольку наши эксперты взаимодействуют в банках с лицами, принимающими решения или способными повлиять на конечное решение, получение банковской гарантии занимает минимум времени, а условия ее предоставления оказываются максимально комфортными для клиентов».

P. S. Полную информацию об услугах и кейсах КСК групп можно найти на сайте компании. Там же можно оставить заявку на бесплатную первичную консультацию. Менеджеры компании пояснят все интересующие клиента моменты и сориентируют по срокам и стоимости услуг.