Срок обращения в конституционный суд

Жалоба в КС РФ должна быть подана в срок не позднее 1 (одного) года после рассмотрения дела в суде (п. 2 ст. 97 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»), т.е. не позднее 1 года с момента вынесения последней судебной инстанцией, включая ВС РФ, решения, в котором был применен оспариваемый закон.

При этом если соответствующая жалоба (например, кассационная или надзорная) в арбитражный суд только подана, обращаться в КС РФ еще рано. Необходимо дождаться какого-либо результата, иначе обращение в КС РФ будет преждевременным в связи с незавершенностью процесса судебной защиты прав в российских государственных арбитражных судах.

Так, по одному из дел, Секретариат КС РФ в ответ на поданное обращение указал следующее: «… в настоящее время процесс судебной защиты Ваших прав и законных интересов посредством арбитражного судопроизводства нельзя считать завершенным. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, прерывание этого процесса и его перевод в рамки конституционного судопроизводства, по смыслу статей 46 (часть 1), 118 (часть 2), 125 (часть 4) Конституции Российской Федерации, не имеет достаточных оснований, так как не согласуется с предназначением и существом конституционного производства и полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации в их соотношении с иными видами судопроизводства и полномочиями соответствующих судов по разрешению подведомственных им дел, а также местом Конституционного Суда Российской Федерации в системе судебных органов (Определение от 10 ноября 2002 года № 270-О, от 27 декабря 2005 года № 467-О и др.)».

Электронные обращения направляются в Конституционный Суд на адрес электронной почты: ksrb@kc.gov.by либо размещаются в разделе «Электронные обращения».

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» электронные обращения излагаются на белорусском или русском языке.

Электронные обращения граждан должны содержать:

• наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы гражданина, адрес его места жительства (места пребывания);

• изложение сути обращения;

• адрес электронной почты гражданина.

Электронные обращения юридических лиц должны содержать:

• наименование и (или) адрес организации либо должность лица, которым направляется обращение;

• полное наименование юридического лица и его место нахождения;

• изложение сути обращения;

• фамилию, собственное имя, отчество (если таковое имеется) либо инициалы руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения;

• адрес электронной почты юридического лица.

К электронным обращениям, подаваемым представителями заявителей, должны прилагаться электронные копии документов, подтверждающих их полномочия.

Электронные обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если:

• не соответствуют вышеуказанным требованиям;

• содержат текст, не поддающийся прочтению;

• содержат нецензурные либо оскорбительные слова или выражения;

• подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах, являются обращениями работника к нанимателю либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений;

• содержат вопросы, решение которых не относится к компетенции организации;

• пропущен без уважительной причины срок подачи жалобы;

• подано повторное обращение и в нем не содержатся новые обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения обращения по существу;

• с заявителем прекращена переписка по изложенным в обращении вопросам.

Отзыв электронного обращения осуществляется путем подачи письменного заявления либо направления заявления в электронной форме.

В соответствии с Законом «Об обращениях граждан и юридических лиц» ответы (уведомления) на электронные обращения направляются на адрес электронной почты заявителей, указанный в электронных обращениях, либо в письменном виде в случаях, если заявитель в своем электронном обращении просит направить письменный ответ либо одновременно направить письменный ответ и ответ на адрес его электронной почты; в электронном обращении указан адрес электронной почты, по которому по техническим причинам не удалось доставить ответ (уведомление).

В случае, если поступающие электронные обращения аналогичного содержания от разных заявителей носят массовый характер (более десяти обращений), ответы на такие обращения могут размещаться на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет без направления ответов (уведомлений) заявителям.