1. При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат, полученных:
1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных подпунктом 4 настоящего пункта) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В целях настоящей статьи среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных настоящим подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию;
3) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
4) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса.
В случае, если налогоплательщик предоставил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в подпункте 4 пункта 1 статьи 219 настоящего Кодекса, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
1.1. Форма справки, выдаваемой налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающей неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающей факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
2. Утратил силу с 1 января 2005 г.
3. При определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
4. По договору добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и (или) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) при наступлении страхового случая доход налогоплательщика, подлежащий налогообложению, определяется в случаях:
гибели или уничтожения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (на дату наступления страхового случая — по договору страхования гражданской ответственности), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов;
повреждения застрахованного имущества (имущества третьих лиц) как разница между суммой полученной страховой выплаты и расходами, необходимыми для проведения ремонта (восстановления) этого имущества (в случае, если ремонт не осуществлялся), или стоимостью ремонта (восстановления) этого имущества (в случае осуществления ремонта), увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.
Обоснованность расходов, необходимых для проведения ремонта (восстановления) застрахованного имущества в случае, если ремонт (восстановление) не производился, подтверждается документом (калькуляцией, заключением, актом), составленным страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:
1) договором (копией договора) о выполнении соответствующих работ (об оказании услуг);
2) документами, подтверждающими принятие выполненных работ (оказанных услуг);
3) платежными документами, оформленными в установленном порядке, подтверждающими факт оплаты работ (услуг).
При этом не учитываются в качестве дохода суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов, произведенных в связи с расследованием обстоятельств наступления страхового случая, установлением размера ущерба, осуществлением судебных расходов, а также иных расходов, осуществленных в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
5. Утратил силу с 1 января 2005 г.
6. Утратил силу с 1 января 2005 г.
СТ 231 НК РФ.
1. Излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога
подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика,
если иное не предусмотрено настоящей главой.
Налоговый агент обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным ему
факте излишнего удержания налога и сумме излишне удержанного налога в течение 10 дней со дня
обнаружения такого факта.
Возврат налогоплательщику излишне удержанной суммы налога производится налоговым
агентом за счет сумм этого налога, подлежащих перечислению в бюджетную систему Российской
Федерации в счет предстоящих платежей как по указанному налогоплательщику, так и по иным
налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание такого налога,
в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления
налогоплательщика.
Возврат налогоплательщику излишне удержанных сумм налога производится налоговым
агентом в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет налогоплательщика в
банке, указанный в его заявлении.
В случае, если возврат излишне удержанной суммы налога осуществляется налоговым
агентом с нарушением срока, установленного абзацем третьим настоящего пункта, налоговым
агентом на сумму излишне удержанного налога, которая не возвращена налогоплательщику в
установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый
календарный день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения
срока возврата.
Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджетную систему
Российской Федерации, недостаточно для осуществления возврата излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога налогоплательщику в
срок, установленный настоящим пунктом, налоговый агент в течение 10 дней со дня подачи ему
налогоплательщиком соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего
учета заявление на возврат налоговому агенту излишне удержанной им суммы налога.
Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации
суммы налога осуществляется налоговым органом в порядке, установленном статьей 78 настоящего
Кодекса.
Вместе с заявлением на возврат излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему
Российской Федерации суммы налога налоговый агент представляет в налоговый орган выписку из
регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие
излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджетную систему Российской Федерации.
До осуществления возврата из бюджетной системы Российской Федерации налоговому
агенту излишне удержанной и перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации им с
налогоплательщика суммы налога налоговый агент вправе осуществить возврат такой суммы налога
за счет собственных средств.
При отсутствии налогового агента налогоплательщик вправе подать заявление в налоговый
орган о возврате излишне удержанной с него и перечисленной в бюджетную систему Российской
Федерации ранее налоговым агентом суммы налога одновременно с представлением налоговой
декларации по окончании налогового периода.
1.1. Возврат суммы налога налогоплательщику в связи с перерасчетом по итогу налогового
периода в соответствии с приобретенным им статусом налогового резидента Российской Федерации
производится налоговым органом, в котором он был поставлен на учет по месту жительства (месту
пребывания), при подаче налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного
налогового периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской
Федерации в этом налоговом периоде, в порядке, установленном статьей 78 настоящего Кодекса.
2. Утратил силу с 1 января 2016 года. — Федеральный закон от 02.05.2015 N 113-ФЗ.
3. Утратил силу с 1 января 2011 г.
Главная — Статьи
С начала этого года взыскание и возврат НДФЛ следует осуществлять по новым правилам. Связано это с изменениями, внесенными в ст. 231 НК РФ Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
С доходов физического лица налоговый агент может не удержать НДФЛ или удержать его не полностью. Например, в случае, когда он ошибочно не включил облагаемую налогом выплату в доходы, которые освобождены от налогообложения. А может сложиться и такая ситуация, когда налог им удержан сверх надлежащей суммы. Допустим, организация не применила какой-либо налоговый вычет при исчислении НДФЛ: стандартный, имущественный, социальный (по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение и добровольное пенсионное страхование) или профессиональный — либо не пересчитала указанный налог при смене работником статуса не налогового резидента РФ на противоположный. Рассмотрим порядок взыскания с доходов налогоплательщика и возврата ему НДФЛ согласно ст. 231 НК РФ, действующей с 1 января 2011 г. в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ.
Взыскание НДФЛ
Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога в бюджет. Это указано в ст. 24 НК РФ. Если НДФЛ с доходов физического лица не удержан или не полностью удержан, налоговый агент должен его взыскать в порядке, который предусмотрен ст. 45 НК РФ. При этом полное погашение гражданином задолженности по НДФЛ является основанием для прекращения налоговым агентом процедуры взыскания. Таковы правила п. 2 ст. 231 НК РФ.
Отметим, что положения указанного пункта применяются и к случаям уклонения налогоплательщика от уплаты НДФЛ. С 1 января 2011 г. п. 3 ст. 231 НК РФ, согласно которому суммы налога, не взысканные в результате уклонения физического лица от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от его уплаты, утратил силу.
Таким образом, налоговый агент без обращения в суд взыскивает не удержанный ранее с доходов налогоплательщика НДФЛ из других доходов, которые тот получит в дальнейшем от указанного налогового агента (п. 1 ст. 45 и п. 4 ст. 226 НК РФ).
Пример 1. ООО «Успех» в январе 2011 г. выплатило менеджеру А.А. Пчелкину материальную помощь в связи со смертью дедушки в размере 10 000 руб.
Отнеся дедушку А.А. Пчелкина к членам его семьи, организация не удержала НДФЛ с полной суммы оказанной материальной помощи на основании п. 8 ст. 217 НК РФ. Однако она не учла, что согласно п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства РФ, используемые в Налоговом кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК РФ. В соответствии со ст. 2 Семейного кодекса членами семьи признаются супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные). Все иные родственники членами семьи не являются.
Так как дедушка менеджера А.А. Пчелкина не является членом его семьи, то ООО «Успех» при выплате указанной материальной помощи должно было удержать НДФЛ с ее части, превышающей 4000 руб., как того требует п. 28 ст. 217 НК РФ.
Ошибку организация обнаружила в марте 2011 г. При этом она исчислила НДФЛ в размере 780 руб. и удержала его при выплате менеджеру заработной платы за февраль того же года.
Комментарий к статье.
1. Порядок приобретения права собственности на безнадзорных животных аналогичен порядку приобретения права собственности на находку. Лицо, задержавшее безнадзорных животных и заявившее о данном факте в полицию или в орган местного самоуправления, имеет право приобрести на них право собственности при наличии такого желания и при условии, что если с момента заявления о факте обнаружения безнадзорных животных в полицию или орган местного самоуправления прошло не менее шести месяцев, в течение которых собственник не был обнаружен или сам не заявил о своем праве на них.
В случае если лицо, задержавшее безнадзорное животное, откажется от приобретения в отношении его права собственности, то такое животное поступает в муниципальную собственность.
2. В отличие от находки, в комментируемой статье урегулирован вопрос о возврате безнадзорных животных в собственность прежнего собственника в случае его явки. Прежний собственник имеет право потребовать возврата ему животных при наличии следующих условий:
1) привязанность к нему со стороны животных. Такая привязанность может быть подтверждена только поведением со стороны самих животных, поскольку документарно доказать ее возможности нет;
2) жестокое или ненадлежащее обращение с животными со стороны нового собственника. Под жестоким обращением следует понимать такое обращение, которое связано с нанесением животному побоев, истязаний, совершения иных действий, которые могут повлечь гибель животного, причинение ему вреда, травмы, увечья, а также длительное голодание животного. Ненадлежащее обращение — обращение, которое не соответствует правилам содержания животного данного вида, например лишение собаки прогулок, отсутствие медицинского ухода (необходимых прививок, операций и т.д.).
Потребовать возврата животных прежний собственник может как по соглашению сторон, так и в судебном порядке. По соглашению сторон могут определяться условия возврата животного (например, особенности возмещения расходов на содержание животного, выплата вознаграждения (см. комментарий к статье 232 ГК РФ). Если соглашение по условиям возврата не достигнуто, то такие условия определяются в судебном порядке в рамках искового производства.
Поделиться с друзьями Ссылки по теме: Статья 228. Особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доход… 1. Исчисление и уплату налога в соответствии с настоящей статьей производят следующие категории налогоплательщиков: 1) физические лица — исходя из сумм вознагр… 299 3-7-2019 Статья 229. Налоговая декларация 1. Налоговая декларация представляется налогоплательщиками, указанными в статьях 227, 227.1 и пункте 1 статьи 228 настоящего Кодекса. (в ред. Федеральных закон… 241 3-7-2019 Статья 230. Обеспечение соблюдения положений настоящей главы… 1. Налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленны… 244 3-7-2019 Статья 224. Налоговые ставки 1. Налоговая ставка устанавливается в размере 13 процентов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. 2. Налоговая ставка устанавливается в размере 35 проц… 309 3-7-2019
Комментарий к Ст. 213 НК РФ
Согласно п. 1 ст. 213 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением случаев, поименованных в пп. 1 — 4 п. 1 ст. 213 НК РФ.
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные:
1) по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
2) по договорам добровольного страхования жизни (за исключением договоров, предусмотренных пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ) в случае выплат, связанных с дожитием застрахованного лица до определенного возраста или срока, либо в случае наступления иного события, если по условиям такого договора страховые взносы уплачиваются налогоплательщиком и (или) его членами семьи и (или) близкими родственниками в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации (супругами, родителями и детьми, в том числе усыновителями и усыновленными, дедушкой, бабушкой и внуками, полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами) и если суммы страховых выплат не превышают сумм внесенных им страховых взносов, увеличенных на сумму, рассчитанную путем последовательного суммирования произведений сумм страховых взносов, внесенных со дня заключения договора страхования ко дню окончания каждого года действия такого договора добровольного страхования жизни (включительно), и действовавшей в соответствующий год среднегодовой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. В противном случае разница между указанными суммами учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
При этом среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных настоящим подпунктом (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного страхования жизни (за исключением случаев расторжения договоров добровольного страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного страхования жизни обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию;
3) по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим выплаты на случай смерти, причинения вреда здоровью и (или) возмещения медицинских расходов застрахованного лица (за исключением оплаты стоимости санаторно-курортных путевок);
4) по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
Серьезным являлся вопрос о том, облагаются ли НДФЛ доходы, полученные налогоплательщиком в виде санаторно-курортного лечения на основании договора добровольного медицинского страхования.
Есть ряд судебных решений, которыми включение данных доходов в налогооблагаемую базу признано законным (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2012 г. по делу N А27-4466/2011, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15 января 2010 г. по делу N А27-6748/2009). Но в то же время в некоторых случаях суды при отсутствии или недостаточности доказательств того, что денежные средства в рамках исполнения договоров добровольного медицинского страхования расходовались именно на санаторно-курортное лечение, признавали доводы налоговых органов необоснованными (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 марта 2011 г. по делу N А56-10392/2010, Постановление ФАС Уральского округа от 12 марта 2008 г. N Ф09-1326/08-С3 по делу N А60-11974/07).
Это означает, что возможность взыскания НДФЛ в данном случае зависит от уровня детализации платежей по договорам.
Среднегодовая ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин ставок рефинансирования, действовавших на 1-е число каждого календарного месяца года действия договора страхования жизни, на количество суммируемых величин ставок рефинансирования Банка России.
Согласно обновленной редакции п. 1 ст. 213 НК РФ в случаях досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни, предусмотренных пп. 2 п. 1 комментируемой статьи (за исключением случаев досрочного расторжения договоров добровольного страхования жизни по причинам, не зависящим от воли сторон), и возврата физическим лицам денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями указанных договоров выплате при досрочном расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
Пункт 3 ст. 213 НК РФ звучит так: при определении налоговой базы учитываются суммы страховых взносов, если указанные суммы вносятся за физических лиц из средств работодателей либо из средств организаций или индивидуальных предпринимателей, не являющихся работодателями в отношении тех физических лиц, за которых они вносят страховые взносы, за исключением случаев, когда страхование физических лиц производится по договорам обязательного страхования, договорам добровольного личного страхования или договорам добровольного пенсионного страхования.
При определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев, в частности по договорам, предусматривающим возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов. Исключение составляет оплата санатарно-курортных путевок. И, следовательно, оплата медицинских расходов по договору добровольного медицинского страхования в виде санатарно-курортного лечения, которое было оказано по направлению лечащего врача в целях, например, реабилитации физического лица, включается в его налоговую базу и облагается налогом на доходы физических лиц.
Выплаты по договорам добровольного пенсионного страхования при наступлении соответствующих оснований тоже не облагаются налогом на доходы физических лиц.
При определении налоговой базы учитываются доходы, полученные налогоплательщиком в виде страховых выплат, за исключением выплат по договорам добровольного пенсионного страхования, заключенным физическими лицами в свою пользу со страховыми организациями, при наступлении пенсионных оснований в соответствии с законодательством Российской Федерации. В случаях расторжения договоров добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) и возврата физическому лицу денежной (выкупной) суммы, подлежащей в соответствии с правилами страхования и условиями договора выплате при расторжении таких договоров, полученный доход за вычетом сумм внесенных налогоплательщиком страховых взносов учитывается при определении налоговой базы и подлежит налогообложению у источника выплаты.
В случае расторжения договора добровольного пенсионного страхования (за исключением случаев расторжения договоров страхования по причинам, не зависящим от воли сторон) при определении налоговой базы учитываются уплаченные физическим лицом по этому договору суммы страховых взносов, в отношении которых ему был предоставлен социальный налоговый вычет, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 Налогового кодекса.
При этом страховая организация при выплате физическому лицу денежных (выкупных) сумм по договору добровольного пенсионного страхования обязана удержать сумму налога, исчисленную с суммы дохода, равной сумме страховых взносов, уплаченных физическим лицом по этому договору, за каждый календарный год, в котором налогоплательщик имел право на получение социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ.
В случае если налогоплательщик представил справку, выданную налоговым органом по месту жительства налогоплательщика, подтверждающую неполучение налогоплательщиком социального налогового вычета либо подтверждающую факт получения налогоплательщиком суммы предоставленного социального налогового вычета, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ, страховая организация соответственно не удерживает сумму налога либо исчисляет сумму налога, подлежащую удержанию.
При определении налоговой базы страховые взносы будут учитываться в том случае, если они вносятся за физических лиц из средств работодателя. Исключение составляют случаи обязательного и добровольного страхования, предусматривающие возмещение вреда жизни, здоровью и (или) медицинских расходов застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 216 НК РФ налоговым период признается календарный год. Следовательно, и определение налоговой базы должно осуществляться за каждый календарный год. При исчислении суммы страховых взносов для определения налоговой базы за каждый календарный год следует учитывать все страховые взносы физических лиц за весь срок действия договора.
При наступлении страхового случая по договорам добровольного имущественного страхования (включая страхование гражданской ответственности за причинение вреда имуществу третьих лиц и страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) доходы лица, подлежащие налогообложению, определяются:
в случае гибели, уничтожения или повреждения застрахованного или принадлежащего третьим лицам имущества — как разница между суммой полученной страховой выплаты и рыночной стоимостью застрахованного имущества на дату заключения указанного договора (по договору страхования гражданской ответственности — на дату наступления страхового случая), увеличенной на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов; при повреждении застрахованного или принадлежащего третьим лицам имущества — как разница
между суммой полученной страховой выплаты и расходами на проведение его ремонта или восстановления, увеличенными на сумму уплаченных по страхованию этого имущества страховых взносов.
Следует помнить, что в том случае, если ремонт или восстановление не производились, необходимую для этого сумму необходимо подтвердить соответствующими документами (калькуляцией, заключением, актом), составленными страховщиком или независимым экспертом (оценщиком).
Обоснованность расходов на произведенный ремонт (восстановление) застрахованного имущества подтверждается следующими документами:
договором или его копией о выполнении соответствующих работ или оказании услуг; документами, подтверждающими принятие выполненных работ или оказанных услуг; платежными документами, подтверждающими факт оплаты работ или услуг.
При этом в качестве дохода не учитываются суммы возмещенных страхователю или понесенных страховщиками расходов на расследование обстоятельств наступления страхового случая, установление размера ущерба, судебные расходы, а также на некоторые другие расходы, осуществленные в соответствии с действующим законодательством и условиями договора имущественного страхования.
В какой срок можно вернуть (зачесть) переплату по НДФЛ?
Зачесть либо вернуть переплату по НДФЛ можно не позднее трех лет со дня перечисления налога в бюджет (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Порядок действий организации — налогового агента зависит от причины, по которой образовалась переплата. Как вернуть (зачесть) НДФЛ, излишне удержанный у физлица и перечисленный в бюджет мы рассмотрели в вопросе 1.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 271-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 7 марта 2017 г. N 31-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 170-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2016 г.
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 514-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 186-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 4 марта 2013 г. N 22-ФЗ
Изменения вступают в силу с 15 марта 2013 г., за исключением положений, для которых статьей 11 названного Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 347-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 ноября 2011 г. N 337-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 апреля 2012 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 227-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 226-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г., за исключением абзаца третьего пункта 1 статьи 17.1, вступающего в силу с 1 января 2013 г.
Федеральный закон от 23 июля 2010 г. N 171-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2011 г.
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 313-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.
На сайте ФНС
Официальный портал ФНС РФ www.nalog.ru позволяет индивидуальным предпринимателям узнать онлайн долги по ИП в налоговой буквально в несколько нажатий кнопок. Но для доступа к сведениям о налогоплательщике необходимо зарегистрировать личный кабинет на портале, что требует подтверждения личности. Сделать это можно следующими способами:
-
лично обратиться в отделение ИФНС за получением логина и пароля от кабинета пользователя;
-
оформить ЭЦП в одном из удостоверяющих центров или МФЦ;
-
воспользоваться уже существующей подписью на USB-токене или смарт-карте JaCarta (к примеру, используемой для торгов).
Пользователь личного кабинета на сайте ФНС получает доступ к следующим функциям:
-
получение сведений о наличии и размере задолженности;
-
информирование о размере переплаты и дате предстоящего платежа;
-
формирование заявлений на сверку с налоговой;
-
просмотр платежных операций, формирование выписок и других документов.
Кроме того, непосредственно в личном кабинете можно оплатить долги онлайн, списав деньги с банковской карты или расчетного счета предпринимателя. Во втором случае потребуется сформировать платежное поручение, указав необходимые сведения.
Получить план списания ваших долгов
На сайте Госуслуги
Поскольку в качестве ИП регистрируется физическое лицо, ему доступен полный функционал портала Госуслуги. Для доступа к нему требуется создание и подтверждение учетной записи ИП. Наиболее простой способ — зарегистрировать личный кабинет самостоятельно через ПК, поскольку мобильное приложение «Госуслуги» не поддерживает функцию регистрации индивидуальных предпринимателей.
Чтобы проверить налоговые задолженности по ИП через портал Госуслуг, необходимо выполнить следующие шаги:
-
Авторизоваться на портале, используя придуманный ранее логин и пароль.
-
Перейти в раздел «налоговая задолженность» — для быстрого поиска услуги можно ввести соответствующий поисковый запрос.
-
Затем нужно ввести или проверить уже введенные автоматически системой персональные данные, после чего нажать на кнопку «найти задолженность».
Услуга предоставления порталом бесплатно и в режиме реального времени —
практически сразу на странице будут отображены текущие задолженности предпринимателя.
В отделении ФНС
Стоит отметить: нередко на то, чтобы проверить долг ИП в налоговой путем посещения ближайшего отдела ИФНС у налогоплательщика-ИП уходит несколько часов. Предприниматель может получить сведения о налоговых долгах в ФНС следующим образом:
-
Посетить ближайшее отделение налоговой инспекции с паспортом.
-
В режиме живой очереди дождаться приема специалиста по работе с ИП.
-
Получить от сотрудника налоговой службы всю информацию о начислениях, штрафах, пени, способах и сроках оплаты.
Главными недостатками этого способа является огромная трата времени, связанная простаиванием в очереди и необходимость ехать в ФНС лично. Гораздо проще и быстрее узнать все о своих долгах онлайн.
Как проверить по ИНН
Предприниматель может проверить долги по ИП онлайн, переданные на взыскание судебным приставам на сайте ФССП России. К тому же сделать это легко можно, даже не зная ИНН предпринимателя, а просто по фамилии:
-
Переходим на страницу банка данных исполнительных производств.
-
В окне поиска вводится фамилия имя, регион регистрации физического лица, зарегистрированного в качестве ИП. Долги юрлиц можно проверить по ИНН.
-
Информация обо всех возбужденных в отношении физического лица, организации или ИП исполнительных производствах будет представлена в виде таблицы.
Кроме того, также есть онлайн-сервис ПФР, в котором можно проверить текущие задолженности по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ.
Есть вопросы по процедуре банкротства?
Оставьте свой телефон, наш юрист перезвонит Вам через 1 минуту и поможет разобраться.
Это бесплатно.
Последствия непогашения долга
Задержки с уплатой налогов и взносов могут обернуться для ИП серьезными проблемами. Ведь ответственность за это предусмотрена на законодательном уровне и включает в себя:
-
Начисление пени. Пеня начисляется за каждый день просрочки и равняется 1/300 от действующей ставки рефинансирования ЦБ. При просрочках длительностью свыше 31 календарного дня её размер увеличивается до 1/150 ставки рефинансирования. Пеня будет начисляться со дня, следующего за последним днем уплаты взносов и налогов.
-
Начисление штрафа. Ненамеренная частичная или полная неуплата предпринимателем налога влечет за собой наложение штрафа в размере 20% от суммы недоимки. Если уже предприниматель умышленно не уплачивал налоги, то величина штрафа составит 40% от размера недоимки.
-
Привлечение к уголовной ответственности. Согласно ст. 198, 199.2 УК РФ, уклонение от обязательств по уплате налогов, либо сокрытии предпринимателем имущества и денежных средств, которые могли бы пойти на их оплату, карается штрафом, принудительными работами, либо лишением свободы. Серьезность наказания зависит от обстоятельств и суммы недоимки.
Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, несвоевременная уплата налоговых начислений ведёт как к увеличению суммы за счет пени и штрафов, так и может стать основанием для инициирования в отношении предпринимателя процедуры принудительного взыскания долга:
-
на основании ст. 46 НК РФ средства могут быть списаны с расчетного счёта принудительно по решению ФНС;
-
руководствуясь ст. 76 НК РФ, налоговая служба может заблокировать расчетные счета предпринимателя;
-
на основании ст. 77 НК РФ может быть арестовано имущество ИП и физического лица, и обращено в соответствии ст. 47 и 48 НК РФ;
-
также положение п. 2 ст. 45 НК РФ наделяет налоговый орган правом обращения в суд для судебного взыскания налоговых платежей с последующей передачей исполнительного документа судебным приставам. Это возможно при задолженности более 1000 рублей. При судебном взыскании суммы долга будет увеличена за счет исполнительского сбора и госпошлины.
Мы подробно рассказали, как соотносится ответcтвенность по долгам ИП и физлица, в этой статье.
Как видно, несвоевременная оплата или отказ от уплаты налогов ведут к довольно серьезным последствиям. Именно поэтому при малейших сомнениях индивидуальному предпринимателю рекомендуется проверять состояние расчетов с налоговым органом.
Можно ли посмотреть долги партнера
На официальном сайте ФНС можно узнать как долги ИП по ИНН, так и налоговые задолженности контрагентов — но только юридических лиц. Делается это просто:
-
Заходим на сайт налоговой по адресу service.nalog.ru/zd.do.
-
Вводим идентификационный номер компании (ИНН).
-
В окне подтверждения вводим цифры с картинки.
-
На экран будет выведена информация об имеющихся у компании задолженностях, размер которых превышает 1000 рублей.
Важно отметить, что при больших налоговых долгах уполномоченный орган вправе подать на банкротство предпринимателя.
Если вы предполагаете, что разобраться с образовавшимися задолженностями перед налоговой и контрагентами не сможете, то лучше своевременно подайте заявление на собственное банкротство. О том, как обанкротиться или закрыть ИП с долгами, вы можете узнать у наших юристов, позвонив по телефону или задав вопрос в форме онлайн-связи.
Получить план списания ваших долгов
Видео: наши услуги по банкротству физ. лиц
темы:
ИП
Лучшим способом избежать большого количества проблем с ФНС является своевременная оплата всех налогов, для чего необходимо знать, как именно проверить наличие задолженности. Это позволит заблаговременно принять необходимые меры, если платеж по какой-либо причине не поступил в казну государства.
Есть несколько вариантов, как проверить, есть ли задолженность по налогам. Эти сведения предоставляет не только ФНС, они могут быть получены также на сайтах следующих организаций:
Однако более быстрым и удобным вариантом является проверка интересующей информации на нашем сайте — для этого потребуется лишь номер ИНН.
Юрлицам следует особенно внимательно следить за тем, чтобы налог был оплачен своевременно. Чтобы не столкнуться с необходимостью уплаты крупного штрафа или иными последствиями, нужно каждый раз проверять, поступил ли платеж в бюджет.
Чтобы проверить наличие долга лично, следует подать запрос в ФНС и ожидать, пока придет ответ в виде документа, где отображена нужная информация. Также доступна возможность проверки задолженностей через интернет — при обнаружении долга в этом случае можно будет сразу же оплатить нужную сумму.
В связи с большим количеством занимаемого времени личное обращение в ИФНС имеет смысл лишь тогда, когда требуется получить официальный документ для какой-либо инстанции. В остальных ситуациях более логично посетить сайт ФНС и после прохождения регистрации получить нужные данные. Для регистрации личного кабинета потребуется:
Сам процесс проверки достаточно прост: нужно пройти авторизацию, указать ИНН организации и кликнуть по клавише «Найти». Через непродолжительное время на экран будут выведены нужные данные, однако стоит учитывать тот факт, что информация о задолженности будет отображена лишь в том случае, если она превышает 1000 рублей.
Более простым вариантом является проверка на нашем сайте — для этого не нужно регистрироваться и обладать электронной подписью. Все, что потребуется — номер ИНН и электронная почта, куда поступит квитанция. При обнаружении задолженности ее сразу можно будет погасить.
Возможность проверить задолженность по налогам на сайте ФНС имеется не только у организаций, но и у физлиц. Также граждане могут получить эту информацию на портале Госуслуг, где потребуется зарегистрироваться и указать определенные данные, в том числе ФИО, телефон, электронную почту и прочее.
Когда регистрация будет пройдена и пользователь авторизуется на ресурсе, он сможет видеть информацию прямо на главной странице. Сервис дает возможность ознакомиться со сведениями о долгах по налогам и наличию штрафов от ГИБДД, для чего нужно будет указать еще номер водительских прав.
Еще один способ узнать о долге гражданина по налогам — посещение сайта ФССП, где нужно будет указать ФИО, ИНН либо регион проживания.
Также проверить долги перед ФНС можно на сайте Avtonalogi.ru. У нас будет достаточно ввести в специальную форму адрес электронной почты и номер ИНН. Плюсом сервиса является возможность сразу погасить имеющуюся задолженность банковской картой, при этом зачисление средств на счет ФНС займет не более 2 рабочих дней.
Наличие у ООО просрочки по уплате налогов проверить тоже достаточно легко: нужно прибыть в ФНС или же найти необходимую информацию сайте службы. При выборе первого варианта главному бухгалтеру либо руководителю следует явиться в налоговую службу лично, для чего необходимо заблаговременно записаться на прием к инспектору. Плюсом личного визита является возможность получить подробные сведения и при необходимости уточнить отдельные нюансы.
Для случаев, когда нет времени на личный визит, предусмотрена возможность подать в ФНС соответствующий запрос. Это позволит получить обычную либо расширенную справку: в первом случае будет указана лишь сумма долга, во втором — более детальная информация.
На сайте ФНС присутствует возможность проверить задолженность в онлайн-режиме и для ООО, для чего также необходима регистрация. Кроме прочих нюансов, сервис позволяет узнать и о долгах контрагентов, для чего нужно будет указать название организации, ИНН либо ОГРН.
На нашем сайте присутствует возможность проверить и при необходимости погасить долг без прохождения процедуры регистрации. Все, что потребуется — ввести ИНН и e-mail для доставки квитанции. Если при проверке будет обнаружена задолженность, система предложит сразу же погасить ее. Для зачисления оплаченной суммы на счет ФНС требуется до 2 рабочих дней. Также нами будут проинформированы об оплате долга государственные органы.
Несмотря на тот факт, что ИП по закону не должны вести бухгалтерский учет, они также обязаны вовремя платить налоги. Поэтому всем бизнесменам важно знать, как проверить долги по налогам. Самый популярный вариант проверки задолженностей — посещение сайта ФНС, для чего, как и описывалось выше, потребуется регистрация.
Второй вариант — сайты отдельных банков, на которых имеется возможность получить подобную информацию. Здесь потребуется авторизоваться и ввести индивидуальный номер налогоплательщика — функция доступна лишь клиентам кредитных организаций. Сведения о долгах по налогам доступны и на ресурсе судебных приставов, где не требуется прохождение процедуры регистрации. На сайте ФССП нужно лишь указать паспортные данные учредителя ИП, ИНН либо регион, в котором работает предприниматель.
Важно отметить, что информация на сайте судебных приставов будет отображаться при условии, что заведено исполнительное производство. В случае, когда дело пребывает на рассмотрении, получить какие-либо данные не получится.
Отсутствие долгов по налогам — лучший способ избежать множества проблем, наименее серьезными среди которых можно назвать достаточно крупные штрафы. Узнать актуальную информацию о задолженностях перед ФНС любой ИП может на нашем сайте. Для этого не придется тратить время на такие действия, как регистрация и авторизация, потребуется ввести в нужные поля ИНН и e-mail.
Сайт «Автоналоги» предоставляет всем желающим возможность провести проверку налогов, выгодно отличающуюся от всех остальных способов сразу по нескольким параметрам. В первую очередь, этот способ позволяет сэкономить массу времени, которое потребовалось бы на посещение ФНС либо центра «Мои документы». Вся актуальная информация предоставляется после ввода индивидуального номера налогоплательщика в специальную форму. Важная особенность: данные доступны лишь самому гражданину, иные люди, не знающие нужного ИНН, не смогут получить доступ к сведениям.
Еще одним важным достоинством нашего сервиса можно назвать высокую скорость проверки данных. С момента ввода нужной информации до получения сведений о налогах проходит не более пары минут. Для проверки требуется лишь персональный компьютер или ноутбук с доступом к сети интернет.
Для тех, кто хочет проверить наличие задолженности, но не имеет доступа к ПК, разработано специальное мобильное приложение. Это особенно актуально для людей, вынужденных часто пребывать в разъездах.
Наш сервис позволяет оплатить налоги, а также пени и штрафы из любой точки мира, где имеется доступ к интернету. При обнаружении задолженности пользователю будет предложено сразу же перейти к ее оплате. Для этого даже не потребуется квитанция, поскольку все нужные данные система обнаружит самостоятельно. После оплаты квитанция поступит на указанный ранее адрес электронной почты, что даст возможность распечатать ее, если это потребуется.