Ст 56 земельного кодекса

Ибрагимов К. Х.

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ

13. ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

13.1. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ

СОБСТВЕННИКАМИ, ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ, ЗЕМЛЕВЛАДЕЛЬЦАМИ И АРЕНДАТОРАМИ

Ибрагимов Кюри Хамзатович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, академик Академии наук Чеченской Республики

Место работы: Чеченский государственный университет

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые аспекты ограничений использования земельных участков в земельном праве. Раскрыты некоторые стороны правовой природы ограничений прав на землю. Предлагается формулировка ограничения прав лиц, использующих земельные участки. Приводятся различные виды земельных ограничений. Показаны ограничения в области оборота земельных участков, а также ограничения, направленные на решение задач охраны и рационального использования земельных участков, на возможность установления сервитутов

Ключевые слова: земельные участки, землепользователи, ограничения, охрана и рациональное использование земель, виды земельных ограничений

LEGAL RESTRICTIONS OF OWNERS TO USE THEIR LAND OWNERS, LAND USERS, LAND OWNERS, TENANTS

Work place: Chechen state University

Keywords: land plots, land users, restrictions, protection and rational use of land, types of land restrictions

Проблема правовых ограничений — это проблема пределов свободы человека в обществе

А.В. Малько1

В теории и правотворческой практике земельного права появляются большие проблемы, когда намереваются регулировать поведение всех участников земельных правоотношений. В таком случае, как и в названии настоящей статьи, в соответствии со ст. 5 ЗК

1 Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18.

либо перечисляют всех участников земельных правоотношений, каковыми признаются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы (например, п. 1 и п. 8 ст. 13, п. 4, п. 5 и п. 8 ст. 31, п. 4 ст. 32, ст. 41 и т.д.), либо землепользователей, землевладельцев и арендаторов называют лицами, не являющимися собственниками земельных участков (ст. 39, п.2 ст. 41, ст. 42). Кроме перечисленных выше участников земельных отношений ЗК РФ предусматривает также обладателей сервитута (ст. 5) и залогодержателей (п. 4. ст. 11.2). Всех этих шестерых участников земельных отношений объединяет то, что они, хотя и в разных функциональных направлениях и в разной степени, и в разные сроки, и на разных территориях пользуются какими-либо ценностными качествами земли, применяют или извлекают какие-либо полезные свойства земли (например, пользуются плодородием почвенного покрова, или как территориальным базисом, или объектом недвижимости, или охраняемым природным объектом, или установлением ипотеки и т.д.). Следовательно, ко всем им подходит наименование «землепользователь».

Слово «пользователь земель» или «землепользователь» явственно подчеркивает свою релевантность, когда речь идет об ограничениях во владении, пользовании и распоряжении земельными участками. Недаром еще К.П. Победоносцев во всех изданиях своего курса гражданского права рекомендовал проследить исторический процесс легальных ограничений в пользовании «землями и иными недвижимыми имущества-ми с древнейших эпох до нашего времени2. Социально-экономическая и политическая обусловленность введения ограничений прав в землепользовании детерминирована той ролью и значением, которые занимает земля в жизни современного общества, государства и отдельного гражданина. Именно в отношении земли весьма актуализируются следующие слова Р. Арона, что «ни один член общества не является полностью свободным по отношению ко всем другим (за исключением согласно идеальной гипотезе, идеального тирана), ибо ему препятствуют другие или угрожают санкциями»3. Самое раннее упоминание о наличии ограничений поземельной собственности встречается у Н. Калачова. Он отмечает, что в первый период истории права поземельной собственности (от первоначальных времен до 1497 г., т.е. до издания Судебника) «великие князья имели державное право на все земли, … имели на них полное право собственности в настоящем смысле сего слова. .Бояре, княжие мужи, дети боярские и дворяне имели также право собственности на земли, но право их подлежало ограничению и не было право полное»4.

Что же такое правовое ограничение применительно к землепользованию? Это, на наш взгляд, есть право-

2 Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.

3 Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.

4 Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. — СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.

Бизнес в законе

2’2015

вое средство предупреждения наступления отрицательных юридических последствий от совершения землепользователем какого-либо противозаконного деяния, последствиями которого могут быть нанесение вреда окружающей среде, обществу и государству. Следовательно, применяя к землепользователю такой правовой инструментарий как лишение или угроза лишения определенных ценностей, существенных для потенциального нарушителя земельного законодательства, неукоснительное выполнение налагаемых обязанностей или введение запретов или наказаний, создаются неблагоприятные условия для противозаконного нарушения интересов противостоящей стороны (других лиц, общества, государства).

Ограничение права собственности на землю и любых иных вещных прав в отношении этого природного объекта заложено в ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, закрепляющей, что «осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц» и в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Применительно к земле эти конституционные установки получили детальное обоснование в ч. 2 ст. 36 Конституции РФ; «Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц». Но не только эта норма Конституции РФ ограничивает поземельные права и свободы участников земельных правоотношений. В части 3 ст. 36 обращается внимание на наличие соответствующих федеральных законов, в которых установлены условия и порядок землепользования. Естественно, о них должны быть информированы все землепользователи.

Во исполнение ст.ст. 17, 36 и 55 Конституции РФ Земельный кодекс РФ в качестве приоритетного установил такое полномочие Российской Федерации в области земельных отношений как установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков. Ограничения прав землепользования в РФ, на наш взгляд, предусматриваются для достижения принципа, предусмотренного п.п. 11 п. 1 ст. 1 ЗК РФ: «сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком». Другими словами, стеснение земельных прав требуется для достижения оптимального баланса интересов всех заинтересованных сторон.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основные правовые нормы, ограничивающие землепользование, установлены в ст. 56 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК). Так, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников при-

роды, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и др.

Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном ЗК для охранных зон.

Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Согласно ст. 56.1 ЗК права землепользователей на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.

Перечень ограничений землепользователей содержится в ст. 42 ЗК. Согласно ей собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

— использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

— сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

— осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

— своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

— своевременно производить платежи за землю и др.

Этим перечнем список повинностей в ЗК не ограничивается. В ст. 13 ЗК, посвященной содержание правовой охраны земель, все землепользователи в целях охраны земель обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения и др.

В ст. 27 ЗК содержатся ограничения оборотоспособ-ности земельных участков. Так, земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Часть 6 ст. 1 ЗК в числе основных принципов земельного законодательства предусматривает ограничение как приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий.

В Земельном кодексе РФ, кроме перечисленных выше, имеются следующие ограничения:

— п. 6 ст. 11.2 — образование земельных участков может быть осуществлено на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Ибрагимов К. Х.

ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ В ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ИХ СОБСТВЕННИКАМИ

— п. 5 ст. 11.9 — не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

— п. 3 ст. 15 — иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

— п. 1 ст. 14 — земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции.

— п. 3 ст. ст. 23 — могут устанавливаться публичные сервитуты для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры и др.;

— п. 5 ст. 28 — иностранным гражданам, лицам без гражданства и иностранным юридическим лицам в соответствии с настоящей статьей земельные участки предоставляются в собственность только за плату, размер которой устанавливается ЗК;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— п. 6 ст. 94 — земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.

— п. 3 ст. 95 — на землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

— п. 4 ст. 97 — в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель;

В ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» имеются следующие ограничения землепользования:

— п. 2 ст. 2 — иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;

— п. 1 ст. 8 — при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов;

— п. 2. ст. 8 — продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.

Федеральный закон от 10.01.1996 N 4-ФЗ (ред. от 14.10.2014) «О мелиорации земель» предусматривает следующие ограничения землепользователей:

— ст. 28 — при распределении между гражданами (физическими лицами) мелиорированных земель в границах мелиоративной системы общего пользования эти лица обязаны осуществлять содержание и ремонт указанной мелиоративной системы …»;

— ст. 29 — граждане (физические лица) и юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, отдельно расположенные гидротехнические сооружения и защитные лесные насаждения, обязаны содержать указанные объекты в исправном (надлежащем) состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения;

— ст. 32 — осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей среды и т.д.

В Федеральном законе от 16.07.1998 N 101-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» содержатся ограничения землепользователей следующего содержания:

— ст. 8 — собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

— осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду;

— соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

— представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

— содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

— информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного

Бизнес в законе

назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

— ст. 21 — обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.

ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрел следующие ограничения землепользователей:

— п. 3 ст. 11 — Граждане обязаны:

— сохранять природу и окружающую среду;

— бережно относиться к природе и природным богатствам;

— соблюдать иные требования законодательства.

— п. 1 ст. 42 — при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду;

— п. 1 ст. 49 — юридические и физические лица обязаны выполнять правила производства, хранения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, требования в области охраны окружающей среды;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— п. 7 ст. 67 — юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;

— п. 1 ст. 77 — юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях имеются следующие ограничения землепользователей:

— п. 5 ст. 24 — собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность;

— п. 2 ст. 18 — природные ресурсы, расположенные в границах природных парков, если иное не установлено федеральными законами, ограничиваются в гражданском обороте. В границах природных парков могут быть запрещены или ограничены виды деятельности, влекущие за собой снижение экологической, эстетической, культурной и рекреационной ценности их территорий;

— п. 1 ст. 24 — на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запреща-

ется или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Таким образом, земельное и экологическое законодательство Российской Федерации закрепляет пределы осуществления землепользователями своих субъективных прав на земельные участки, ограничивающие возможность нанесения ими ущерба землям и окружающей среде в целом, другим землепользователям. Наряду с запретами на осуществление отдельных видов деятельности, в законодательстве предусмотрены также и требования к воздержанию от совершения землепользователями определенных действий, направленных на деградацию почвенного покрова, на вред другим природным объектам и комплексам, на ущемление экологических и земельных интересов других граждан, общества и государства.

Список литературы:

1. Арон Р. Эссе о свободах: «Универсальной и единственной формы свободы не существует» /ПОЛИС. 1996, № 1. С. 133.

2. Историческое обозрение изменений в праве поземельной собственности и в состоянии крестьян //Архив исторических и практических сведений, относящихся до России. — СПб., 1859. Кн. 2. С. 27.

3. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: Теоретико-информационный аспект. Саратов: Изд-во СГУ, 1994. С. 18

4. Победоносцев К.П. Курс гражданского права. В 3 т. /Под ред. В.А. Томсинова. М.: Зерцало, 2003. Т. 1. С. 174.

Комментарий к статье 56.1 ЗК РФ

(Статья введена Федеральным законом от 10 мая 2007 года N 69-ФЗ)
Основные положения, касающиеся резервирования земель, определены в ст. 70.1; комментируемая статья касается только вопросов ограничения прав на земельные участки в связи с резервированием.

Следует заметить, что, строго говоря, само по себе резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд уже является ограничением прав на него, поскольку, например, снижается цена, за которую собственник может продать земельный участок, зарезервированный для последующего изъятия. Тем не менее норма п.1 комментируемой статьи специально указывает на возможность дополнительного ограничения законом следующих прав по использованию земельных участков:
— возведение жилых, производственных, культурно-бытовых и иных зданий, строений, сооружений;
— проведение оросительных, осушительных, культурно-технических и других мелиоративных работ, устройство прудов и иных закрытых водоемов.

Поскольку основной целью резервирования является последующее изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, установление таких ограничений направлено на предупреждение попытки совершения правообладателями земельных участков действий, ведущих к увеличению выкупной цены (возмещения убытков) при изъятии земельного участка.

Пункт 2 комментируемой статьи однозначно указывает на то, что ограничения вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель устанавливаются только федеральным законами. Это означает, в частности, что утрачивают силу принятые до введения в действия данной нормы те статьи законов субъектов РФ о резервировании земель, которые устанавливали какие-либо ограничения прав.

Наконец, следует отметить, что отдельные ограничения прав на землю в связи с резервированием уже установлены ЗК РФ и некоторыми иными федеральными законами.

Так, в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, срок установления публичного сервитута и срок договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, ограничены сроком резервирования таких земель (п.4.1 ст. 23 и п.3.1 ст. 22 ЗК РФ), а находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки не подлежат отчуждению в соответствии с ФЗ от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п.8 ст. 28 указанного Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 года N 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которым решение о резервировании земель для федеральных нужд принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг и управление федеральным имуществом, в установленной сфере деятельности которого планируется осуществить резервирование, а решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта РФ или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления.

Такие решения принимаются в соответствии с документами территориального планирования (документацией по планировке территории), решениями об утверждении границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, государственными программами геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр.

Решение о резервировании земель, среди прочего, должно содержать устанавливаемые в соответствии с законом ограничения прав на зарезервированные земельные участки.

Действие установленных решением о резервировании земель ограничений прав прекращается в связи:
— с истечением указанного в решении срока резервирования земель;
— предоставлением в установленном порядке зарезервированного земельного участка, не обремененного правами третьих лиц, для целей, установленных решением о резервировании земель;
— отменой решения о резервировании земель органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшим решение о резервировании земель;
— изъятием в установленном порядке, в том числе путем выкупа, зарезервированного участка для государственных или муниципальных нужд;
— решением суда, вступившего в законную силу (см. также: Земельное право в вопросах и ответах / Боголюбов С.А., Жариков Ю.Г., Минина Е.Л. и др. М.: Проспект, 2010).

Консультации и комментарии юристов по ст 56.1 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 56.1 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

1. Права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.

2. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю:
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

3. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления, решением суда или в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для охранных зон.

4. Ограничение прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок.

5. Ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу.

6. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

7. Ограничение прав на землю может быть обжаловано лицом, чьи права ограничены, в судебном порядке.

Комментарий к Ст. 56 ЗК РФ

1. Комментируемая статья регламентирует установление ограничений прав на землю в административном порядке, связанных прежде всего с обеспечением публичных интересов. Данные ограничения следует рассматривать в соотношении с устанавливаемой для земель или земельного участка категорией земель или разрешенным использованием.

Положения п. 1 комментируемой статьи следуют ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. А также норме ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с которой владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

Поскольку право собственности на землю, реализация иных прав на землю основаны на общих положениях гражданского законодательства, комментируемая статья согласуется также с нормой статьи 1 ГК, в соответствии с которой гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

2. Перечень ограничений прав на землю, установленный п. 2 комментируемой статьи, является открытым. Часть ограничений, предусмотренных подп. 1, 2 комментируемого пункта, основаны в том числе на положениях статей Кодекса, а именно гл. XVII «Земли особо охраняемых территорий и объектов». Помимо норм ЗК следует иметь в виду и нормы иных федеральных законов, в том числе ЛК, ВК, ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» и др.

Требования к соблюдению правил застройки в настоящее время основаны в том числе на положениях Градостроительного кодекса.

3 — 4. Актом уполномоченного органа принимается административное решение, на основании которого устанавливается ограничение прав на землю, например решение об установлении санитарно-защитной зоны, образовании особо охраняемой природной территории. Данное решение должно соответствовать требованиям о содержании ограничений, установленным п. 2 комментируемой статьи. Акт, устанавливающий ограничение прав на землю, может быть оспорен в судебном порядке (см. п. 7 комментируемой статьи).

При рассмотрении споров суды обращают внимание на соблюдение правил установления ограничений прав на землю.

Постановлением ФАС Западно-Сибирского округа от 19 сентября 2006 г. N Ф04-6067/2006(26523-А27-29) по делу N А27-8034/06-5 было определено, что установление санитарно-защитной зоны осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда при наличии санитарно-эпидемиологического заключения. Из материалов дела следует, что Кемеровское ОАО «А.» 9 февраля 2006 г. обратилось в администрацию с заявлением об утверждении проекта и установлении размера санитарно-защитной зоны для предприятий, расположенных в районе промплощадки ОАО «А.».

Решением от 27 февраля 2006 г., изложенным в письме N 01-5/350, администрация отказала ОАО «А.» в утверждении проекта. Как указано в письме, основанием для отказа явилось отсутствие законодательно установленного порядка утверждения проектов санитарно-защитных зон.

Считая отказ, а также бездействие администрации необоснованными, ОАО «А.» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и одновременно просило обязать администрацию согласовать рабочий проект «Организация, благоустройство и озеленение единой санитарно-защитной зоны группы предприятий, расположенных в районе промплощадки КОАО «Азот», шифр 1768″ и утвердить границы санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) в соответствии с указанным проектом путем издания акта органа местного самоуправления.

Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд исходил из того, что заявитель не сослался на конкретную правовую норму, устанавливающую порядок утверждения СЗЗ и предусматривающую полномочия органов местного самоуправления утверждать СЗЗ. Суд пришел к выводу, что в силу закона администрация неправомочна принимать решения, а также своими действиями создавать и, соответственно, изменять права и обязанности в правоотношениях по установлению СЗЗ и утверждению их проектов.

Кассационная инстанция, отменяя решение арбитражного суда, исходила из следующего.

В силу подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК ограничение прав на землю, в том числе определение СЗЗ, устанавливается актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Согласно п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 санитарно-защитная зона утверждается в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным нормам и правилам.

Из анализа подп. 1 п. 2, п. 3 ст. 56 ЗК и п. 2.6 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 следует, что для установления СЗЗ необходимо санитарно-эпидемиологическое заключение. И только в этом случае возможно установление санитарно-защитной зоны, при этом установление осуществляется актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда.

Следовательно, по мнению суда, подтверждением установления санитарно-защитной зоны является принятый в установленном законом порядке акт, утверждающий границы СЗЗ.

5. Условие, согласно которому ограничения прав на землю сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу, основано на том, что данные ограничения являются частью правового режима земельного участка, который не может быть изменен владельцем земельного участка самостоятельно.

6. Положения п. 6 комментируемой статьи поддерживаются нормами ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Согласно данному Федеральному закону (ст. 4) наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него. При этом ограничения (обременения) понимаются указанным Федеральным законом как наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, ареста имущества и др.).

7. Решение уполномоченного органа об установлении ограничения прав на землю может быть обжаловано в судебном порядке, что также является одним из способов защиты прав на земельные участки. Обжалование осуществляется в порядке, установленном ГПК и АПК.

При покупке земельного участка, специалисты не рекомендуют сразу оформлять договор купли-продажи. Есть вероятность, что земля имеет некоторые ограничения на использование, которые с юридической точки зрения называются обременением. Давайте разберемся, какие могут быть наложены ограничения на земельный участок и какие последствия они влекут для владельца участка.

Обременение земельного участка — это ограничение собственника в его праве пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему землей. Оно может предполагать следующее:

  • ограничение в возможности пользования (например, запрет размещать промышленные объекты в охранных зонах);
  • обязанность предоставлять землю для ограниченного использования другим людям или организациям (сервитут);
  • ограничение в праве владения и распоряжения (ипотека, арест и т. д.).

Обременения могут налагаться на основании закона или подзаконного акта, на основании договора (ипотека, аренда и т. п.) или на основании решения суда (публичный сервитут, арест и т. д.).

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарнозащитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия народов РФ, водоохранные зоны и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Кроме прочего, могут быть обременения, связанные с находящимися на ней объектами недвижимости, имеющими статус памятников культуры.

В качестве обременений земельного участка в российском законодательстве могут выступать:

  • сервитут;
  • ипотека;
  • аренда;
  • арест.

Сервитутом называется ограниченное право пользования, которое приобретает другое лицо в отношении чужого земельного участка. Обычно такое обременение налагается с целью обеспечения доступа к объекту недвижимости.

Другим примером обременения может служить ипотека. Предметом ипотеки может быть не только право собственности, но и долгосрочная аренда.

Из договоров аренды регистрации в качестве обременения подлежат те, которые рассчитаны на год и более. Аренда не препятствует собственнику совершать сделки с участком, и при покупке его новый собственник может обнаружить на участке арендатора. Однако расторжения договора при этом происходить не должно.

Наконец, довольно часто встречающимся видом ограничений является арест земельного участка. Любые сделки, связанные с продажей, дарением или иным распоряжением этой землей, будут запрещены и не смогут пройти регистрацию в Росреестре.

Ограничения, наложенные на землю, подлежат обязательной регистрации наряду с правом собственности. Органы Росреестра вносят соответствующие записи в ЕГРП.

Наилучшим вариантом в случае сомнений будет обратиться в офисы приема-выдачи документов на предоставление государственных услуг Росреестра или многофункциональные центры (МФЦ) и заказать выписку по интересующему вас участку.

Провести проверку земельного участка на наличие обременений, можно и не обращаясь непосредственно в офисы приема или МФЦ. На сегодняшний день на сайте Росреестра (rosreestr.ru) реализована возможность получить справочную информацию по объекту недвижимости по его адресу или кадастровому номеру.

Многие собственники и арендаторы земельных участков не всегда знают о том, что их собственность расположена в зоне с особыми условиями использования территории. На такие участки или их части распространяется особый режим, что влечет за собой ряд ограничений в использовании.

Зоны с особыми условиями использования территорий устанавливаются в целях обеспечения безопасности населения или создания необходимых условий для эксплуатации объектов промышленности, энергетики и транспорта; в целях охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), водных объектов, заповедников и прочих объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Установление охранной зоны гарантирует беспрепятственный доступ к объектам, расположенным на частных землях, для их ремонта и обслуживания, а также позволяет ограничить или запретить строительство и другие виды деятельности со стороны собственников земельных участков, находящихся в черте данной зоны.

Земельные участки, которые включены в границы таких зон, у их собственников, арендаторов, землепользователей и землевладельцев не изымаются, но в их границах может быть введен особый режим использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Если вблизи вашего земельного участка расположена линия электропередачи, трубопровод и т.д., то это может указывать на то, что участок входит в охранную зону. Наличие ограничений использования земельного участка можно узнать на официальном сайте ФГБУ «ФКП Росреестра» (kadastr.ru) в разделе «Электронные услуги и сервисы»,воспользовавшись сервисом «Узнать об ограничениях на земельный участок». Данный сервис позволяет по кадастровому номеру земельного участка или учетному номеру зоны с особыми условиями использования территории узнать об ограничениях использования земельных участков.

Кроме того, информация о включении земельных участков или их частей в границы охранной зоны указывается в кадастровых паспортах и кадастровых выписках о земельном участке, при условии наличия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах интересующего земельного участка.

Получил земельный участок для строительства жилого дома, а в документах написано про ограничения в использовании земельного участка. Скажите, пожалуйста, что это значит?
Дмитрий АЛЕКСАНДРОВ

На вопрос ответили в главном управлении землеустройства Гомельского облисполкома. В соответствии с действующим законодательством ограничения (обременения) могут устанавливаться в отношении прав на предоставленные земельные участки, расположенные в охранных зонах объектов инженерной инфраструктуры или на природных территориях, подлежащих специальной охране. Например, на земельном участке установлены ограничения в связи с прохождением по нему охранной зоны линии связи. Это значит, что в определённом месте (оно указано в материалах землеустроительного дела и в свидетельстве о государственной регистрации на земельный участок) проходит линия связи. Для предупреждения повреждений данной линии установлена охранная зона линии. Другими словами – это участок земной поверхности, для которого устанавливаются ограничения на его хозяйственное использование.

В границах охранных зон (в зависимости от того, для чего установлена охранная зона), как правило, запрещено осуществлять всякого рода строительные, монтажные, взрывные и земляные работы, связанные с разработкой грунта. Охранные зоны могут устанавливаться для газопроводов, линий связи, электропередачи, водопроводов, трубопроводов.

Кроме объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, охранные зоны могут устанавливаться для природных территорий (заповедники, заказники, водные объекты и т. д.).

В зависимости от объекта устанавливаются ограничения и строгие требования к осуществлению хозяйственной и иной деятельности.

Сведения о наличии ограничений на земельный участок и основания, по которым они установлены, содержатся в землеустроительном деле.

Комментарий к Ст. 56 ГК РФ

1. Конструкция юридического лица, как отмечает Е.А. Суханов, предназначена для «ограничения риска ответственности по долгам и более эффективного использования капитала (имущества), в том числе при его объединении учредителями (участниками)» . В этой связи положения комментируемой статьи, закрепляющие принцип ограниченной ответственности юридического лица и исключения из него, наиболее отчетливо демонстрируют сущность юридической личности.

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник «Гражданское право: В 4 т. Общая часть» (том 1) (под ред. Е.А. Суханова) включен в информационный банк согласно публикации — Волтерс Клувер, 2008 (3-е издание, переработанное и дополненное).

Гражданское право: Учебник: В 4 т. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2006. Т. 1: Общая часть. С. 212.

Обособление имущества в той или иной правовой форме, о которых упоминает ст. 48 ГК РФ, преследует прежде всего цель персонифицировать это имущество и искусственно наделить его свойствами личности. Получив имущество, вновь созданное юридическое лицо приобретает свойство имущественной самостоятельности. Как известно, имущественная самостоятельность участников гражданско-правовых отношений — одна из важнейших черт отношений, регулируемых гражданским правом (ст. 2 ГК).

Участвуя в гражданско-правовых отношениях от своего собственного имени, вновь созданное юридическое лицо создает своими действиями гражданские права и обязанности для себя (п. 1 ст. 48 ГК). Исполнение этих обязанностей возможно при наличии имущества у обязанного лица.

С точки зрения устойчивости гражданского оборота обеспечение имущественной ответственности участников отношений выступает одной из главных задач правового регулирования. Поэтому жизнеспособность той или иной юридической конструкции, используемой в гражданских правоотношениях, будь то, например, простое товарищество, доверительное управление имуществом, юридическое лицо или правоотношения общей совместной собственности супругов, зависит от привлекательности ее для третьих лиц — потенциальных кредиторов, от способности такой конструкции обеспечить полное удовлетворение их притязаний.

Не все юридические конструкции в этом смысле одинаковы. Например, кредиторы по так называемым общим обязательствам, возникшим из предпринимательской деятельности простого товарищества, имеют возможность получить удовлетворение за счет всего имущества каждого из товарищей, которые отвечают солидарно (ст. 1047 ГК). Напротив, кредиторы юридического лица по общему правилу могут получить удовлетворение исключительно за счет имущества юридического лица, не имея возможности обратить взыскание на имущество учредителей (участников). Это правило именуется ограниченной ответственностью. Учредитель (участник) юридического лица или собственник его имущества не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ либо учредительными документами юридического лица.

2. Приведенное правило об ответственности юридического лица применяется в отношении не каждой организационно-правовой формы. В зависимости от специфики формирования обособленного имущества юридического лица или (и) от правомочий, предоставленных этому лицу его учредителем, в законе могут быть установлены особенности имущественной ответственности по обязательствам юридического лица той или иной организационно-правовой формы.

Ответственность участников может быть субсидиарной по отношению к ответственности самого юридического лица. Так, в соответствии со ст. 107 ГК РФ члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, которые предусмотрены законом о производственных кооперативах и уставом кооператива. Собственник имущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность по обязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (ст. 115 ГК). На основании ст. 120 ГК РФ при недостаточности денежных средств, находящихся в распоряжении частного или бюджетного учреждения, субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества. Члены ассоциации (союза) также несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами ассоциации (ст. 121 ГК).

Непосредственно в законе порядок субсидиарной ответственности участников юридического лица определен для случаев ответственности по обязательствам полного товарищества и общества с дополнительной ответственностью. В соответствии со ст. 75 ГК РФ полные товарищи солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом по обязательствам товарищества. При этом участник, выбывший из товарищества, отвечает по обязательствам товарищества, возникшим до момента его выбытия, наравне с оставшимися участниками в течение двух лет со дня утверждения отчета о деятельности товарищества за год, в котором он выбыл из товарищества. Участники общества с дополнительной ответственностью солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их долей, определенном уставом общества (ст. 95 ГК).

В ряде случаев законодатель устанавливает дополнительную ответственность участников (учредителей) юридического лица, не полностью исполнивших свои обязательства по формированию имущества юридического лица.

Участники общества с ограниченной ответственностью, не полностью оплатившие доли, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части доли каждого из участников (ст. 87 ГК), так же, как и акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам акционерного общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций (ст. 96 ГК).

Члены потребительского кооператива обязаны в течение трех месяцев после утверждения ежегодного баланса покрыть образовавшиеся убытки путем дополнительных взносов. В случае невыполнения этой обязанности кооператив может быть ликвидирован в судебном порядке по требованию кредиторов. Члены потребительского кооператива солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов кооператива.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 286-ФЗ «О взаимном страховании» члены общества взаимного страхования солидарно несут субсидиарную ответственность по страховым обязательствам общества в пределах невнесенной части дополнительного взноса каждого из членов общества.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6047.

3. Специальные правила установлены комментируемой статьей применительно к принципу ограниченной ответственности юридического лица на случай его несостоятельности (банкротства). Если такая несостоятельность вызвана учредителями (участниками), собственником имущества юридического лица или другими лицами, которые имеют право давать обязательные для этого юридического лица указания либо имеют возможность иным образом определять его действия, на указанных лиц в случае недостаточности имущества юридического лица может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. По мнению авторов Постановления Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», к числу лиц, на которых может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам признанного несостоятельным (банкротом) юридического лица, относятся, «в частности, лицо, имеющее в собственности или доверительном управлении контрольный пакет акций акционерного общества, собственник имущества унитарного предприятия, давший обязательные для него указания, и т.п.».

Несостоятельным (банкротом) может быть признано любое лицо, кроме казенного предприятия, учреждения, политической партии и религиозной организации. Государственная корпорация может быть признана несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

В соответствии со ст. 10 Закона о банкротстве контролирующие должника лица солидарно несут субсидиарную ответственность по денежным обязательствам должника и (или) обязанностям по уплате обязательных платежей с момента приостановления расчетов с кредиторами по требованиям о возмещении вреда, причиненного имущественным правам кредиторов в результате исполнения указаний контролирующих должника лиц, или об исполнении текущих обязательств при недостаточности его имущества, составляющего конкурсную массу. Арбитражный суд вправе уменьшить размер ответственности контролирующего должника лица, если будет установлено, что размер вреда, причиненного имущественным правам кредиторов по вине контролирующего должника лица, существенно меньше размера требований, подлежащих удовлетворению за счет контролирующего должника лица, привлеченного к субсидиарной ответственности по обязательствам должника.

Если по общему правилу разумность и добросовестность действий участников гражданских правоотношений презюмируется (ст. 10 ГК), то для случая ответственности контролирующего должника лица установлен обратный принцип. Такое лицо не отвечает за вред, причиненный имущественным правам кредиторов, если докажет, что действовало добросовестно и разумно в интересах должника.

Особые правила об ответственности лица, имеющего право давать обязательные указания должнику — юридическому лицу, установлены ст. 105 ГК РФ, в соответствии с которой основное общество (товарищество), которое имеет право давать дочернему обществу, в том числе по договору с ним, обязательные для него указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества (товарищества) последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам.

4. Правило «юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя (участника) или собственника» не знает исключений. Вместе с тем, например, участник общества с ограниченной ответственностью, оплативший свою долю и тем самым передавший все или часть своего имущества вновь создаваемому юридическому лицу, не уводит свое имущество из-под обращения взыскания. Законом допускается обращение взыскания на долю или часть доли участника общества в уставном капитале общества по долгам участника. В силу ст. 25 Закона об обществах с ограниченной ответственностью это возможно по требованию кредиторов участника общества на основании решения суда при недостаточности для покрытия долгов другого имущества участника общества.

В соответствии с п. 5 ст. 111 ГК РФ допускается обращение взыскания на пай члена производственного кооператива по собственным долгам члена кооператива. Такое обращение взыскания возможно лишь при недостатке иного имущества члена кооператива для покрытия долгов в порядке, предусмотренном законом и уставом кооператива.

5. Принцип ответственности юридического лица по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом закреплен в качестве общего правила.

Вместе с тем из этого правила существуют законодательно установленные исключения. Сами участники гражданских правоотношений таких исключений установить не могут.

В соответствии со ст. 120 ГК РФ частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем закрепленным за ним имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Под особо ценным движимым имуществом понимается имущество, «без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено» (ст. 3 Закона об автономных учреждениях). Виды такого имущества определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ .

———————————
Постановление Правительства РФ от 31 мая 2007 г. N 337 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» // Собрание законодательства РФ. 2007. N 23. Ст. 2802.