Статья 227 ГК

1. Нашедший потерянную вещь обязан немедленно уведомить об этом лицо, потерявшее ее, или собственника вещи или кого-либо другого из известных ему лиц, имеющих право получить ее, и возвратить найденную вещь этому лицу.

Если вещь найдена в помещении или на транспорте, она подлежит сдаче лицу, представляющему владельца этого помещения или средства транспорта. В этом случае лицо, которому сдана находка, приобретает права и несет обязанности лица, нашедшего вещь.

2. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

3. Нашедший вещь вправе хранить ее у себя либо сдать на хранение в полицию, орган местного самоуправления или указанному ими лицу.

Скоропортящаяся вещь или вещь, издержки по хранению которой несоизмеримо велики по сравнению с ее стоимостью, может быть реализована нашедшим вещь с получением письменных доказательств, удостоверяющих сумму выручки. Деньги, вырученные от продажи найденной вещи, подлежат возврату лицу, управомоченному на ее получение.

4. Нашедший вещь отвечает за ее утрату или повреждение лишь в случае умысла или грубой неосторожности и в пределах стоимости вещи.

Комментарий к статье 227 ГК РФ

1. Комментируемая статья определяет центрального субъекта регулируемых отношений как нашедшего вещь. Однако это не вполне точно. Для того чтобы стать субъектом этих отношений, лицо не только должно найти вещь, но и взять ее себе. В противном случае на него нельзя возлагать обязанность возврата вещи согласно п. 1 этой статьи, а также обязанность сдачи вещи в соответствии с п. п. 1 и 3 данной статьи.

2. Основная обязанность, возлагаемая на нашедшего вещь, имеет двойственный характер. С одной стороны, он обязан информировать о находке, а с другой — возвратить вещь. Субъектом, управомоченным на получение информации и на получение вещи, является прежде всего собственник или другие лица, имеющие право принять эту вещь. Не составляет исключения и случай, регулируемый абз. 2 п. 1 комментируемой статьи. Если вещь найдена в помещении или на транспорте, то нашедший прежде всего обязан не сдавать ее лицу, представляющему владельца помещения или средства транспорта, а уведомить лицо, потерявшее вещь, и возвратить ее ему. Только в том случае, если собственник вещи или иное лицо, имеющее право принять вещь, ему неизвестны, возникает обязанность по отношению к владельцу помещения или средства транспорта.

3. Объектом отношений является вещь. Комментируемая статья не содержит никаких ограничений, касающихся стоимости найденной вещи. Поэтому она охватывает также и малоценные вещи.

4. Комментируемая статья не связывает юридических последствий с действиями нашедшего вещь, которые представляют утаивание вещи; это пробел в правовом регулировании. В практике нередко случается, что потерявший вещь возвращается на место утраты и обращается к находящимся там лицам с вопросами. Если нашедший утаил вещь, а затем в соответствии с п. 2 комментируемой статьи заявил о находке, то в соответствии с п. 3 данной статьи получается, что он приобретает право хранить вещь у себя.

5. Специальные нормы гражданского права регулируют отношения, объектом которых является такая находка, как случайно поднятое затонувшее имущество. КТМ устанавливает, что затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море России или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший российский порт. Сходные правила установлены для затонувшего имущества, случайно поднятого в пределах внутренних водных путей при осуществлении операций, связанных с судоходством (ст. 52 КВВТ).

Комментарий к статье 227 Гражданского Кодекса РФ

1. Статьи 227 — 229 ГК установили специальные правила в отношении находки. Находка — это движимая вещь, выбывшая из владения собственника или иного управомоченного на владение лица помимо их воли вследствие потери и кем-либо обнаруженная. Квалифицирующим признаком находки является случайность как потери, так и нахождения. Этим находка отличается от брошенной вещи. С учетом этого же невозможно возникновение права собственности на находку в силу приобретательной давности, так как отсутствует реквизит добросовестного владения (см. коммент. к ст. 234 ГК).

В п. 1 комментируемой статьи сформулированы первоочередные публично-правовые обязанности лица, нашедшего потерянную вещь. Присвоение находки является нарушением указанных юридических обязанностей (хотя и не преступлением), характеризуется безвозмездностью и недобросовестностью, а потому не дает нашедшему защиты от последующего виндикационного иска собственника (см. коммент. к ст. 301 ГК) и, кроме того, лишает его права на возмещение расходов и вознаграждение.

2. Пункт 2 комментируемой статьи рассчитан на случаи, когда лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны. В такой ситуации нашедший вещь обязан заявить о находке в милицию или в орган местного самоуправления. Заявление должно быть сделано, по-видимому, в тот орган местного самоуправления, на территории которого произошла пропажа. Однако вещь может быть найдена в другом месте. Кроме того, лицо, потерявшее вещь, может не знать, где точно произошла пропажа. Поэтому заявление, сделанное и в иной орган местного самоуправления, равно как и в несколько органов, следует считать поданным надлежащим образом. В то же время если такое заявление сделано явно неразумно и недобросовестно (например, в отдаленном регионе, где явно не могло быть никаких сведений о находке), предметом обсуждения может стать вопрос об отказе в защите права по мотивам п. 3 ст. 10 ГК (см.: Скловский К.И. Применение гражданского законодательства о собственности и владении: Практические вопросы. М., 2004; коммент. к ст. ст. 227 — 229 ГК).

3. Пункт 3 комментируемой статьи посвящен вопросу о хранении потерянной вещи на время поиска лица, имеющего право получить ее. В рассматриваемой ситуации основанием хранения выступает закон (см. коммент. к ст. 906 ГК), поэтому права и обязанности хранителя определяются общими нормами о хранении, если ст. ст. 227, 229 ГК не устанавливают иного.

Комментарии к статье 1. В отличие от бесхозяйных вещей, аномальное положение которых в хозяйственном обороте обусловлено отсутствием у вещи собственника, его ненадлежащей заботой о вещи или вовсе отсутствием желания сохранять ее в своей хозяйственной сфере, находка — это имущество, наличие заинтересованности в котором собственника с учетом состояния и характеристик имущества очевидно, как очевидны и явные случайность, краткосрочность и неординарность его нахождения в подобном положении, свидетельствующие о выбытии данного имущества из владения собственника помимо его воли. С учетом этого невозможно возникновение права собственности на находку в силу приобретательной давности, поскольку приобретение такой вещи посредством ее обнаружения ни при каких обстоятельствах нельзя квалифицировать как добросовестное в контексте ст. 234 ГК. Во всяком случае, для нашедшего потерянную вещь предполагается очевидной обязанность поступить с ней так, как это предписывают нормы коммент. ст. В частности, если найденное имущество дает достоверную информацию о его собственнике, нашедшим должны быть предприняты исчерпывающие меры для вручения ему находки. При отсутствии таких сведений нашедший обязан уведомить о находке органы милиции или местного самоуправления.
Присвоенная находка может быть истребована собственником из чужого незаконного владения как приобретенная безвозмездно и недобросовестно (ст. 301 ГК).
2. Закон не возлагает на лицо, обнаружившее находку, и специализированные органы, осуществляющие ее хранение, обязанности разыскивать собственника находки. Активность в проявлении должной заботы о потерянной вещи, в частности посредством наведения справок или сообщения информации о себе в месте ее предполагаемой утраты, ожидается от самого собственника.
3. Специальный порядок хранения и реализации невостребованных грузов, грузобагажа, ручной клади установлен ст. 82, 85, 102 УВВТ; ст. 92 УЖД и др. транспортными уставами и кодексами.
В течение последних лет административная деятельность государственных органов по принятию, выдаче находок и отысканию их собственников в силу некоторых особенностей современного правопорядка и правосознания населения практически прекратилась. Приказом МВД от 14 марта 2003 г. отменена «Инструкция о порядке приема, учета, хранения и выдачи находок органами внутренних дел», действовавшая с 11 декабря 1980 г. (Сборник нормативных актов МВД России. М., 1996). Нового ведомственного акта, регламентирующего деятельность органов милиции на данном направлении, до настоящего времени не принято.
4. Ответственность нашедшего вещь лица за ее утрату или повреждения ограничивается стоимостью вещи и наступает лишь в случае умысла или грубой неосторожности нашедшего вещь. Эта ответственность аналогична ответственности хранителя за утрату или повреждение вещи за пределами срока хранения, поскольку в обеих ситуациях хранение осуществляется на сугубо добровольных, юридически не установленных началах.

Здравствуйте! Тел.80447496838 была 03.08.2020 года в ленинском районе, в нотариальной конторе, пО адресу: карла маркса, 15 у нотариуса и заведующей нотариуса. Также была на пРиёме 7-8.08.20 в нотариальной городской пАлате, пО адресу: красная, 5, также остались пРи своём мнении и никто ничего не выпОлнил! Вели меня в заблуждение, что такие действия не выпОлняют нотариусами которые заявляю и в законодательстве нет такого, которые выпОлняют нотариусы пРи моём действии!!! пРедложили через суд или нужно обращение делать через брти,пРи наличии всех имеющихся документах на руках!!! Также где мне пРосто нужно фактически пРизнать раздел и пОлучить 2 свидетельства и 2 техпАспОрта, как живут 60-70 % граждан респУблики беларусь. Нужно было выпОлнить действие: о разделе жилого пОмещения с выделением в пОльзование изолированной жилой комнаты ! Выдела в натуре 1/2; или выдела своей доли из общего имущества 1/2; с пИсьменного разрешения и согласия второго собственника моей матери!!! Документ, пОдтверждающий пРаво на 1/2 доли собственности. Свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации. 2 -ух комнатной квартиры в минске, где на законодательном уровне все эти действия пРедусматривает!!!На все действия пОлучила отказ!!! Ответ на моё обращение в нотариальную пАлату нарушает мои пРава, ответ пРосто пУстой и никакой информации смысловой не несёт!!!Также как и моему выпОлнению действия! Обратилась допОлнительно ещё раз уже 28.08.2020 года в ленинском районе, в нотариальную контору, на карла маркса,15 где пРосто хотела оставить обращение через книгу замечаний и пРедложений, пОчему мне отказали в разделе 1/2 доли собственности, выдела 1/2 доли собственности из общего имущества, а также раздела жилого пОмещения изолированной жилой комнаты (квартиры),чтобы указали пОчему имея техпАспОрт и свидетельство о гос регистрации, документы пРаво собственности не сделали данные действия?! пОпРосила книгу замечаний и пРедложений, дали за 2014 год книгу, не испОльзованную совсем, чистую, одна запИсь. пО этому пОводу вызвала милицию, напИсала заявление пРоверить документ на её действительность и законность, а также установить должна ли быть в нотариальной конторе электронная база данных, где можно пРоследить данную книгу,пРоверить регистрационный номер, также пОчему с 2014 года находиться без изменений. На пРоверку сказали, что пЕредадут в администрацию ленинского района. Когда мне дали заявление,на нём были указаны ст.24.4 и 24.5 коап Рб, добавила,напИсала только само обращение в заявлении. Но не знаю,как данные статьи относятся к действию самой книги замечаний и пРедложений.Возможно рассмотрят данное заявление и ответят на обращение.Возможно допОлнительно организуют давление сами сотрудники на меня. Так как в моём случае не работает ни один закон пРи моём обращении, в смысле совсем! Может быть пРоверять, а возможно ничего не будут, пРосто, как всегда отпИшут, что всё хорошо и нарушений нет. Даже не знаю,как можно решить данный вопРос!!!!??,на которые пОставили запРет,так как нашей квартирой заинтересовался пРиближённый человек, который незаконными методами хочет через суд её пРосто пРисвоить себе, но сделают всё незаконными методами, а на документах оформят законно!!! пРепЯтствуют всем моим действиям! Где всё пРи них: адвокатура, нотариат, суды, министерства, и. Т.Д. И никто не может пОмочь в таком пРостом действии!!! На всё пРосто пОставили запРет!!! пОдала исковое заявление в суд ленинского района, на семашко, 33. В г.Минске моё исковое заявление находится в суде, где спОра нет совсем! Мама второй собственник пИсьменно дала согласие и разрешение! Но, даже через суд ленинского района. Выносят опРеделения канцелярские работники, неизвестно даже, кто пОдпИсывает и оформляет, так как опРеделения есть суда нет! пРосят выпОлнить действия пРи которых нужно мне купИть у самой себя своё же имущество частное, пРиватизированное! Где я его пО пРаву наследования пОлучено, и налогом пОлины не облагается!!!Вместо судьи распИсываются совсем другие, так как опРеделение выносят без самого состоявшегося суда!!!Так ещё имущественного характера, квартиры!!!Где пРосто пРийти и пОлучить документы в суде!!! Не пРопУскают в суд!! Сами работники выносят пОстановления, без суда!!! пОтому что есть заинтересованность опРеделённых людей, которые заинтересованы в нашей квартире и пРи своих судах ничего не дают сделать!!! пИшу отзыв на то, что всё таки данные лица отстанут от нашей квартиры собственной в минске, в серебрянке и пОсмотрят и пРисмотрят что-нибудь другое себе!!! Регистрационный номер моего искового заявления оформлен сомнительно, так же как и вынесение самого опРеделения!!! Выносить опРеделения без участия самого суда! Даже суды в моём случае не работают,как и само всё законодательство! пО исковому моему заявлению выносят досрочно опРеделения! Есть законодательство пО которому не могу решить свои вопРосы, а решают те, кто за этим всем стоит и с большей вероятностью с пОдлогами документов. Суд без суда и пОсторонними людьми выносят пОстановления. Мутят крутят с моим исковым заявление, где должен рассматриваться судом судьёй! А в моём случае, где возможно ставит свою роспИсь обычный канцелярский работник, так как заявления не пРопУскают на рассмотрения, адвокаты отказали в составлении моего искового заявления на раздел,так как возможно что-то знают, но никто ничего не говорит!, составляла сама, так как незаконно хотят пРисвоить себе нашу квартиру, кто её себе пРисмотрел!!!. Не знаю, как можно пРоверить, что рассматривается судьёй моё заявление, если в 2018 году также было исковое заявление и очень быстро его рассмотрели пО наследству и регистрационный номер соответствовал действительности и доверия внушал, а здесь стоят не судьи точно, пРосто выносят опРеделения суда не имеющие никакого отношения к судье. У меня есть сомнения в том, что одно укрывательство и не пРедоставляют информацию и не решают мой вопРос!!! Нарушают законодательства жк и гк респУблики беларусь. Не могу решить вопРосы касающихся нотариальных действий, что пРиходиться обращаться в суд, где также в суде моё исковое заявление никак не рассматривается судом ленинского района.Не могу добиться пРавды от всего пРоисходящего пО своему вопРосу!!! пОмогите пОсодействовать этому всему напЛевательскому отношению к моей пРосьбе во всех законных инстанциях!В голове не укладывается! пОдала иск в суд,где канцеляркий работник распИсывается вместо судьи! Где суд пРоходит вымышленно! И это опЛатив госпОшлину в 3 б.В. Устраивают для человека,который себе пРисмотрел (и) нашу квартиру и которые рано ввходят на пЕнсию! Канцелярский работник у мне говорит о том,что они не запРашивают документу через суд!!! пРоводить пО законному моему исковому заявлению без суда и не рассмотреное судьёй,а канцелярским работником пОд пОдпИсь судьи!!! И отвечено конечно соответственно пОд пОдпИсь!Даже не зарегистрировали должным образом! И это если сестра будет строить себе жильё,хотя ей жить не за что,то какой бесспРедел устроит тот,человек который имеет власть так делать с моими судебными документами и с моей квартирой,которую хочет отжать с тапИми пОдлогами документов!!! Скажите,пОжалуйста человек пРи власти хочет отжать квартиру вот такими спОсобами!!! Оформляя документы самостоятельно и имеея такой доступ Оформлять законные документы пОд себя!!!Человек,который пРиближённый к власти и рано выходят на пЕнсию, очень хочет в 2021 году когда пОйдёт на пЕнсию раннюю,хочет пРисвоить мою квартиру себе таким образом,устраивая такое пРедставление с канцелярскими работниками,которые сами всё оформляю и делают!!!Сами судьи!!! Мою кварттру хочет отжать 45 летний выходец на пЕнсию и еоторая ему пОнравилась,пРиближённый человек к власти распОряжается чужой собственностью и документами,как своими!!! Нашей квартирой,где оформил себе наши документы!Чужой собственности на квартиру,пРиблидённый человек к структурам и который 45 уходят на пЕнсию!!!Отстаньте от нашей квартиры,собственности! Варварского захвата чужой собственности нашей с 1978 года,где я и мама являемся пОлнопРавными собственникамии сейчас кокой-то человек из сотрудников 45 сделал себе наши документы на нашу квартиру!!!?? Где запРосил себе все наши документы через суд и на себя их оформил!!!!Это реальный беспРедел пРиближённых к власти людей,и выходцев на ранние пЕнсии!!!

СТ 227 АПК РФ

1. В порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела:

1) по исковым заявлениям о взыскании денежных средств, если цена иска не превышает для юридических лиц пятьсот тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей двести пятьдесят тысяч рублей;

2) об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если в соответствующих ненормативном правовом акте, решении содержится требование об уплате денежных средств или предусмотрено взыскание денежных средств либо обращение взыскания на иное имущество заявителя при условии, что указанные акты, решения оспариваются заявителем в части требования об уплате денежных средств или взыскания денежных средств либо обращения взыскания на иное имущество заявителя и при этом оспариваемая заявителем сумма не превышает сто тысяч рублей;

3) о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, максимальный размер которого не превышает сто тысяч рублей;

4) об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения назначено административное наказание только в виде административного штрафа, размер которого не превышает сто тысяч рублей;

5) о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы составляет от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

2. В порядке упрощенного производства независимо от цены иска подлежат рассмотрению дела:

1) по искам, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства;

2) по требованиям, основанным на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.

3. По ходатайству истца при согласии ответчика или по инициативе суда при согласии сторон в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены также иные дела, если не имеется обстоятельств, указанных в части 5 настоящей статьи.

4. Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц.

5. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства удовлетворено ходатайство третьего лица о вступлении в дело, принят встречный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:

1) порядок упрощенного производства может привести к разглашению государственной тайны;

2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;

3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц;

4) утратил силу истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 2 марта 2016 г. N 45-ФЗ.

6. В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства указываются действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий. После вынесения определения рассмотрение дела производится с самого начала, за исключением случаев, если переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства вызван необходимостью провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания.

7. В случае, если заявлены два требования, которые вытекают из гражданских правоотношений, при этом одно из которых носит имущественный характер и относится к требованиям, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, а второе требование носит неимущественный характер и суд не выделит это требование в отдельное производство на основании части 3 статьи 130 настоящего Кодекса, оба требования рассматриваются в порядке упрощенного производства.

Комментарий к Ст. 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ

1. С учетом условий, предусмотренных ст. 226 Кодекса, ст. 227 дает перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства. Перечень этот не является исчерпывающим, поскольку п. 4 ст. 227 Кодекса позволяет использовать правила упрощенного производства и по иным заявленным требованиям, если при этом могут быть соблюдены условия, закрепленные ст. 226 АПК РФ.

Нужно, однако, иметь в виду, что размер незначительных сумм, позволяющих предъявлять иски в порядке упрощенного производства, четко определен п. 3 ст. 227 и выходить за их границы невозможно без внесения соответствующих изменений в АПК РФ. Следовательно, применительно к этому основанию для рассмотрения дела в порядке упрощенного производства правила ст. 227 Кодекса носят исчерпывающий характер.

Что касается вида дел, предусмотренных п. 1 и п. 2 ст. 227 АПК РФ, то их перечисление не является исчерпывающим, и поэтому при отнесении и иного, не упомянутого в п. 1 ст. 227 АПК РФ, требования к числу бесспорных либо признанных ответчиком можно воспользоваться упрощенным производством. Важно, чтобы при этом был соблюден один из двух критериев — бесспорность заявленного требования или признание имущественных требований ответчиком.

2. Исходя из критериев, закрепленных в ст. 226, рассматриваемая статья более детально раскрывает перечень дел, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства.

Дела, упомянутые в п. 1 ст. 227 Кодекса, касаются имущественных требований, носящих бесспорный характер, они основаны на документах, связанных с эксплуатацией помещений в целях осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. В рассматриваемых случаях суду представляются документы строго установленной формы, надлежаще оформленные и с бесспорностью подтверждающие задолженность должника (ответчика). Таким образом, бесспорность требований опирается на бесспорность документов, их подтверждающих. Но более точно будет говорить о том, что в рассматриваемых случаях речь скорее идет о презумпции бесспорности требований при предъявлении надлежащим образом оформленных документов. Как всякая презумпция, она может быть оспорена, т.е. ответчик согласно ч. 3 ст. 228 и ч. 1 ст. 229 Кодекса может представить возражения по существу заявленных требований, и тогда дело будет рассматриваться в обычном исковом порядке.

3. Упрощенное производство также возможно в случаях признания ответчиком своих имущественных обязательств. Признание ответчиком обязательства должно быть оформлено в письменном виде, поскольку упрощенный процесс, согласно ч. 4 ст. 228 Кодекса, носит строго письменный характер.

В отличие от дел, предусмотренных п. 1 ст. 227, когда бесспорность дела предполагается, по делам, закрепленным п. 2 ст. 227, помимо приложенных истцом к иску документов, требуется еще и признание ответчиком в письменной форме своих имущественных обязательств.

4. Пунктом 3 ст. 227 Кодекса устанавливаются четкие критерии для отнесения требуемых истцом сумм к числу незначительных, тем самым позволяющие использовать упрощенное производство. Эти суммы должны определенным образом соотноситься с минимальным размером оплаты труда. Для юридических лиц этот размер составляет до 200 минимальных размеров оплаты труда, а по искам индивидуальных предпринимателей — до 20. Какие-либо отступления от указанных размеров могут быть предусмотрены только путем внесения соответствующих изменений в АПК РФ.