Театры в детском саду

Задача детских дошкольных учреждений – всестороннее развитие малышей, социальная адаптация, а также обучение основам коммуникации. Дети, в силу возраста, лучше всего воспринимают материал, подаваемый в виде увлекательной игры. Крохи с удовольствием общаются во время игр, учатся и проявляют недюжинные творческие способности. Чтобы помочь малышам реализовать собственный потенциал, а также заложенные природой способности, рекомендуется создавать в детских садиках театральные представления, где участниками выступают сами подопечные.

Создавать мини театры в детских учреждениях можно самостоятельно, привлекая к работам, как родителей, так и деток, посещающих старшие группы. Крохи будут с удовольствием изготавливать куколок, постигать основы театрализованных представлений и активно участвовать в постановках. Младшие группы с не меньшим удовольствием будут воспринимать театральные представления и принимать посильное участие в подготовке.

В чем польза театра в детских садах?

Психологи отмечают, что театр оказывает общее благотворное воздействие на психическое и эмоциональное развитие малыша, потому деток рекомендуется приобщать к постановкам с раннего возраста. Кроме того, театрализованные игры способствуют:

  • Закреплению обучающих материалов.
  • Формированию необходимых навыков общения.
  • Познанию внешнего мира.
  • Развитию целеустремленности, инициативности и других необходимых качеств, формирующих личность.
  • Развитию детской моторики, а также улучшению речи.
  • Повышению интеллектуальных способностей.
  • Определению талантов деток, и их развитию.
  • Генерированию идей, и умениям воплощать их в жизнь.
  • Формированию интереса к литературе, а также развитию вкуса у малышей.

Таким образом, можно сказать что театр закладывает в ребенке главные основы и воспитывает необходимые личностные качества. Театрализованные представления рекомендуются не только в детских садах, но и дома. Ребенок будет более контактным и легко усвоит новые знания, если родители будут преподносить их в виде увлекательной игры. Тем более, что маленький домашний театр можно устроить в любом уголке квартиры, привлекая к его созданию любимое чадо.

Виды театров для детских садов

Обустроить театральный уголок в детском садике можно с минимальными усилиями, тем более, что его оборудование не требует значительных средств. В детсадах легко обустраивать следующие типы театра:

  • Верховой.
  • С живыми куклами.
  • Научный.
  • На стенде.
  • Напольный.
  • Настольный.

Современная педагогика подчеркивает, что каждый из видов театра, является необходимостью и несет практическую пользу, независимо от возраста воспитанников. К обустройству театра активно привлекаются родители, которые могут принять участие в монтаже конструкций, подготовке необходимого инвентаря и создания соответствующего антуража.

Стендовый театр в детском саду

Такой театр представляет простую конструкцию, включающую несущую поверхность, которая выступает основой для крепления действующих персонажей, а также сопутствующих декораций. Существует несколько разновидностей стендового театра:

  • Самый простой – театр на досках, обтянутых текстилем или другими материалами. Доска называется фланелеграфом и ее можно изготовить самостоятельно, или приобрести уже готовую поверхность. Персонажи представления изготавливают сами детки, вырезая фигурки из бумаги. Крепить фигуры можно липучками к обратной стороне доски.
  • Магнитный – можно назвать разновидностью фланелеграфного театра. Разница состоят в том, что доска понадобится металлическая, а фигурки будут крепиться посредством магнитиков. Малыши легко смогут перемещать фигурки и активно участвовать в представлении. Магнитный театр может быть и настольным, и напольным, или занимать часть актового зала.
  • Теневой – наиболее захватывающий воображение детишек театр. Чтобы его обустроить потребуется только экран, которым может выступать светлый текстиль, натянутый на любую основу, осветительный прибор, например, лампа и картонные персонажи. Театр «оживет», если для представления использовать не вырезанные фигурки, а изображать персонажей пальцами.

Стендовый театральный уголок может быть организован в учебном классе, так как он не требует значительного места. К тому же инвентарь театра достаточно мобилен и его можно перемещать в любое помещение.

Настольный театр в детском садике

Как следует из названия, представление развивается на плоскости столов. Часто его называют мини – театр, так как весь инвентарь должен легко размещаться на столешнице. В детсадах можно организуют такие разновидности настольного театра:

  • Картонный, изготовленный из бумаги, руками самих малышей, или с помощью родителей. Достаточно просто вырезать составляющие, скрепить между собой и платформа для увлекательного действа готова!
  • Из натуральных материалов, например, каштанов или других плодов деревьев, из которых можно мастерить поделки.
  • Магнитный, предполагающий наличие металлической доски и фигурок, с магнитной основой.

Такой театр легко обустроить не только в детском садике, но и дома, в детской комнате. Создавать театр можно всей семьей, привлекая как старших, так и самых маленьких деток.

Верховой детский театр

Это старинный театр, подразумевающий участие в действе крупных кукол. Персонажи размещаются сверху, а тот, кто ими управляет остается скрытым от глаз импровизированными подмостками. Зритель видит только кукол и слышит реплики, подаваемые участниками представления. Выделяют такие разновидности верхового театра:

  • Наручный, то есть куклы, одеваются на кисть, как перчатка, потому его и называют перчаточным. Для обустройства театрального уголка потребуется ширма, которая будет выполнять роль подмостков, а также персонажи для представления. Куклы изготавливаются малышами под руководством воспитателей или с помощью родителей.
  • Тростевой, когда персонажи закреплены на жердочках, а лицедей управляет ими, оставаясь за ширмой.
  • С ложками, изготовленными из дерева. Малышам предстоит разрисовать выпуклую часть приборов, превратив их в персонажей представления, а лицедей будет управлять ими, скрываясь за ширмой.

Такой театр очень понравится самым младшим воспитанникам детского садика, так как он прост для детского восприятия.

Живой театр кукол в детском саду

Наиболее яркий и красивый театр, рассчитанный как на малышей, так и воспитанников старших групп. Театральные постановки могут быть тематического характера, приуроченные к какому – либо празднику или носить образовательный характер. Различают два вида живого театра:

  • Действо масок, в котором принимают участие дети, как младших групп, так и выпускных. Для представления потребуются только маски, которые малыши охотно примеряют, а затем воплощают на сцене своих героев. Дети разучивают реплики, танцуют, играют в загадки.
  • Действо кукол – подразумевает использование костюмов, которые готовят родители к назначенному дню. В таких представлениях охотно участвуют воспитанники старших групп, а самые маленькие подопечные с удовольствием наслаждаются зрелищем.

Маски для театра можно подготовить на уроках творчества, ведь малыши с огромным удовольствием экспериментируют с материалами, раскрашивают инвентарь, помогая друг дружке.

Напольный детский театр

Самая сложная версия театра, предполагающая использование марионеток. Сложность состоит в том, что инвентарь, а именно, персонажей необходимо приобретать в специализированных магазинах, так как изготовить их самостоятельно практически невозможно. Именно по этой причине, театрализованные действа с участием дорогостоящих кукол в детских садиках встречается не часто. Однако, это легко компенсировать, просто посетив с малышами детский кукольный театр.

Автор — Наталья Шумаева.

Каждый педагог должен научить ребёнка театрализованной игре. Прежде всего, необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывают педагоги, взяв за основу содержание знакомых ребёнку потешек, стихов или сказок. В дальнейшем важно стимулировать желание детей включаться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Перчаточные и другие театральные куклы можно использовать в повседневном общении (например, если ребёнок не хочет есть или спать).

Таким образом, основные направления развития театрализации состоят в постепенном переходе ребёнка от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Важным аспектом деятельности педагога в приобщении ребёнка к театрализованным играм является постепенное расширение игрового опыта за счёт освоения разновидностей театра.

В начале педагогу лучше самостоятельно показывать ребёнку спектакль, привлекая детей к проговариванию его отдельных фрагментов. В повторных играх активность ребят увеличивается по мере того, как они овладевают содержанием текста. Никогда не требуйте его буквального воспроизведения. Если необходимо, непринуждённо поправьте ребёнка и, не задерживаясь, играйте дальше. В дальнейшем, когда текст будет достаточно хорошо усвоен, поощряйте точность его изложения. Это важно, чтобы не потерять авторские находки. Читая стихотворные тексты, подключайте по возможности детей к игре. Пусть они активно участвуют в диалоге с вами, подыгрывают основной сюжетной линии, имитируют движения, голоса, интонации персонажей игры.

Далее – небольшие упражнения с детьми. Проводить их лучше сразу же после окончания театрализованной игры. Ребёнок ещё в восторге от того, как вы водили персонажей, как говорили, действовали за них. Самое время предложить малышу поиграть также. Для упражнений используйте высказывания только что выступивших персонажей. Например, в сказке «Рукавичка» надо попроситься в рукавичку, как мышка и как волк. Предложите ребёнку сказать от имени мышки и волка. Подключите всех детей, устройте соревнование: кто лучше попросится в домик за мышку, волка. Победителю – аплодисменты.

Затем можно предложить ребёнку игры-имитации: «Покажи, как прыгает зайка», «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка», «Покажи, как ходит петушок».

Следующий этап – отработка основных эмоций : покажи, как весёлые матрёшки захлопали в ладошки и стали танцевать (радость); зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево (испуг).

Только после такой тщательной подготовки можно приступать к совместным инсценировкам.

Традиционно выделяется несколько видов театральной деятельности, отличающихся художественным оформлением, а главное – спецификой детской театрализованной деятельности. В одних дети представляют спектакль сами, как артисты (это инсценировки и драматизации); каждый ребёнок играет свою роль. В других дети действуют, как в режиссёрской игре: разыгрывают литературное произведение, героев которого изображают с помощью игрушек, озвучивая их роли.

Игра с куклами оказывает непрямое и незаметное всестороннее лечебно-воспитательное воздействие и помогает обрести чувство успеха именно в той области, в которой ребёнок чувствует себя наиболее уязвимым. В связи с этим в психологии в последнее время широкое распространение получил метод куклотерапии, т.е. метод лечения с помощью кукол. Игра с куклой предоставляет детям возможность полного раскрытия индивидуальных особенностей. В игре – слова ребёнка должны оживить кукол и дать им настроение, характер. Играя с куклами, ребёнок открывает свои затаённые чувства не только словесно, но и выражением лица, жестикуляцией.

Существует четыре вида кукольного театра:

Настольный, пальчиковый, театр кукол типа Петрушки, театр марионеток.

Настольный театр – пожалуй, самый доступный вид театра для дошкольников. Чтобы изготовить персонажей для него вам понадобятся цветные картон и бумага, ножницы, клей и фломастеры. Куклы, предназначенные для настольного театра должны устойчиво стоять на столе, легко по нему перемещаться. Туловище кукол выполняется в виде конуса, к которому крепятся голова и руки куклы. Величина такой куклы может быть от 10 до 30 см. Управление настольными куклами не представляет сложности для детей. Ребёнок берёт игрушку со спины так, чтобы его пальцы были спрятаны под её руками, и ведёт «актрису» по столу в соответствии с сюжетом инсценировки. Важно обращать внимание на то, чтобы речь ребёнка совпадала с движениями куклы.

Пальчиковый театр – это театр актёров, которые всегда с нами. Достаточно взять цветной картон, вырезать из него лицо человечка, мордочку животного (кем будет этот персонаж – решать вам и вашему ребёнку), нарисовать глаза, нос, рот. Затем необходимо склеить из бумаги кольцо на палец и приклеить к нему личико. Герой пальчикового театра готов! Кукол ребёнок надевает на пальцы, и сам действует за персонажа, изображённого на руке. По ходу действия ребёнок двигает одним или несколькими пальцами, проговаривая текст сказки, стихотворения или потешки.

В театре Петрушки, который в практике часто называется театр бибабо, используются куклы перчаточного типа: кукла, полая внутри, надевается на руку, при этом в голову куклы помещается указательный палец, в рукава костюма – большой и средний, остальные пальцы прижимаются к ладони. Такую куклу легко сшить самостоятельно, используя подручные материалы: старые варежки, детские носки для изготовления туловища, кусочки меха, пряжи для волос, пуговки и бусинки для глаз, носа и рта. Достаточно подключить вашу фантазию и воображение ребёнка.

Куклы, устроенные по принципу марионетки, сделать труднее, но тоже возможно. Возьмите старую тряпичную куклу, прикрепите к её рукам, ногам и голове лески. Затем смастерите крестовину, сбив две тонкие деревянные дощечки крест-накрест. Привяжите лески к крестовине – кукла-марионетка готова! Управление такими куклами доставляет детям огромную радость.

Занимаясь с детьми театром, вы сделаете жизнь ваших воспитанников интересной и содержательной, наполните её яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, дети смогут использовать в повседневной жизни.

Недавно были на вашем спектакле вместе с подругой и её ребёнком, смотрели спектакль про девочку и её друга-снеговичка. Вот тут было много восторга! Вообще тема кукольного театра заинтересовала, а тут ещё и всё происходит прямо перед тобой — были в небольшом зале.

Анютка не отрывала взгляд от сцены не на секунду, да и мне самой удалось погрузиться в атмосферу.

Спасибо! Мария.

Мы приглашали синюю птицу к себе в школу, выбрали спектакль о правилах дорожного движения. Посоветовала нам такую форму классного мероприятия одна из мам, они приглашали вас на детский праздник. Дети вначале не понимали, что ждёт их, когда собирались декорации. Особенно порадовало взаимодействие с детьми — во время представления героям требовалась помощь зрителей, и все быстро влились в процесс. То есть и дети остались довольны, и родители рады, что в форме игры донесли важные основы.

Спасибо! Елена.

Пришла моя Настюша домой из садика — и на эмоциях скорее начала рассказывать — они посмотрели спектакль, причём нужно было постоянно подсказывать героям, как быть, затем всю группу пригласили на мастер-класс по изготовлению кукол, а потом показали, как этих кукол можно оживить.

После этого пришлось вас заказать на день рождение в ресторан!

Теперь мы хотим стать кукловодами, пришлось вспомнить навыки, шьем дома кукол и готовим спектакль для бабушек и дедушек.

Спасибо! Ольга.

23.03.16. Спектакль «Лесная сказка».

Сказка была интересная! Дети смотрели с восторгом!

Спасибо!

24.03.16. Спектакль «Лесная сказка».

Прексный спектакль для детей «Лесная сказка». Четкая речь, артистизм, понимание специфики детского возраста, сквозит в профессионализм артистов.

Спасибо большое! Рады сотрудничеству с вашим коллективом! Вы молодцы! Дети в восторге, уходили эмоционально положительно заряженными!

Руководитель СП № 16 Школа 902.

Сотрудники ГБОУ Школа №1240 СП-8 благодарит артистов театра «Синяя птица» за прекрасную постановку спектакля. Все педагогические методы и приемы работы с детьми были предусмотренны и использованы. Дети после просмотра спектакля ушли под большим впечатлением,с положительными эмоциями.

Воспитатель: Кузнецова И А

09.09.16. Спектакль «Побег из зоопарка».

ГБОУ СОШ 1678 дошкольное отделение подразделение №4 Д/с 1328.

Отличный спектакль по ПДД. Дети внимательно и с интересом смотрели спектакль от начала до конца. Очень мелодичные песенки. Спасибо Актерам за профессионализм и умение держать внимание детей! Осталось приятное впечатление.

Музыкальный руководитель.

09.11.16. Спектакль «Побег из зоопарка».

ГБОУ Лицей №138 дошкольное отделение № 9.

Хочется сказать большое спасибо за спектакль по ПДД. Действие и игра актеров настолько захватили детей, что на протяжении всего спектакля стояла тишина.

Большое спасибо всем кто принимал участие в создании этой постановки.

Воспитатель.

Спасибо большое, много видела домашних театров, но ваш самый лучший…

Елена. 06.12.16. Мы приглашали «Синюю птицу» в детский сад. Детям 4, 5 лет. Дети смотрели спектакль с открытыми ртами . Глаза блестели от счастья не только у детей, но и у родителей и воспитателей. Все супер! Актеры самые прекрасные, милые, добрые. Спасибо Вам огромное! И низкий вам поклон за Ваши хорошие дела! Будем ждать Вас снова! Успехов вам! Родительский комитет! 13.12.16. Благодарим актеров театра «Синяя птица» Антона и Наталью за отличную работу! Дети смотрели сказку «Волшебная история» с большим интересом. Отличные декорации, интересные куклы, музыкальное оформление и сценические эффекты создавали сказочное предновогоднее настроение. Актеры нашли хороший контакт с детьми. Интерактив всегда дает положительный результат. Первое знакомство оказалось очень приятным. Надеемся на дальнейшее сотрудничество! Ст. воспитатель д/с 1012 ЮВАО Курашова В.А. 24.12.16. Огромное Спасибо за ваше творчество! Профессионалы! Ответственные! Прятные люди! Классные актеры! Будем надеется на дальнейшее сотрудничество! С благодарностью, дом праздников «Бонмо» /г. Домодедово/. 18.04.17. Выражаем искреннюю благодарность артистам театр «Синяя птица» за творческий подход в освещении темы правил дорожного движения посредством спектакля «Побег из зоопарка». Администрация ГБОУ Школа №1324 ДК №1.

28.08.17. Мы заказывали спектакль «Лесная сказка» на день рождение младшей дочки (2 года). Ей очень понравилось! Артисты прекрасные! Спасибо большое! Декорации супер!

Екатерина.

25.12.2017. Коломенский специализированный дом ребенка.

Дорогие друзья! От лица наших ребятишек, большое спасибо за кукольное представление «Приключение снеговичка» Нам очень понравилось, дети внимательно смотрели, переживали, от души смеялись. Настоящее новогоднее представление! Еще раз большое спасибо и успехов в творчестве!!!

Старший воспитатель: Елена.

09.05.18. «Бравый солдат Петрушка». На сцене МОГТЮЗа.

Сегодня мы гуляли в парке Царицыно. И, конечно же, не могли не посетить могтюз. Посмотрели там куколный спектакль театра кукол «Синяя птица» Бравый солдат Петрушка». Думала сын до конца не выседит, но там были детки и моложе, и всем понравилось! Спектакль хороший, самой интересно смотреть было. Куклы красивые, актеры классно озвучивали. Им веришь. Но было, конечно, пара моментов , которые меня напрягали — типа плевание семечками и пинки Гитлера. Дети все это пытались повторить. Родители шикали. Как скажут мои подруги — Алена всегда не довольна 🙂 А на самом деле, я всегда довольна! Только иногда частично. Сыну спектакль понравился. Когда спросила, о чем он, сказал, о том, какие храбрые наши солдаты, что мы всех победим! Только растроился, что не подоил корову. В конце даже выбежал, что бы ее потрогать, но ее не выносили на поклон.

Instagram: Alkesta 09.05.18. «Бравый солдат Петрушка». На сцене МОГТЮЗа. Сегодня посмотрели в Могтюз замечательный кукольный спектакль «Бравый солдат Петрушка». В очень доступной форме нашим деткам рассказали о нападении фашистов на нашу Родину и как простые Петр да Марфа встали на защитусвоей страны и прогнали врага. Все повествование было с шутками, частушками, дети смотрели поройпросто не моргая, сопереживая главным героям!!! (А когда показывали начало войны — Стефик закрыла ладошками глаза) Большое спасибо за такие спектакли, они действительно нужны! Instagram: Nytkishaze