Транспортно экспедиционные услуги налогообложение

Не все товары можно купить в нашей стране. Зачастую организации приобретают товар у иностранных поставщиков, в этом случае иногда приходится прибегать и к услугам иностранных экспедиторов. При этом возникают вопросы при выплате вознаграждения экспедитору. Например, должен ли российский покупатель выполнять функции налогового агента по налогу на прибыль и НДС? Попробуем разобраться.

Налоговые агенты по налогу на прибыль

В соответствии с подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ доходы от международных перевозок (в том числе демереджи и прочие платежи, возникающие при перевозках), полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом на прибыль организаций.

Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации.

Доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг прямо в подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ не поименованы. По мнению Минфина России и налоговых органов, доходы от оказания транспортно-экспедиторских услуг не включаются в доходы от международных перевозок и к этим доходам не применяется порядок налогообложения у источника их выплаты (см., например, письма Минфина России от 13.10.2014 № 03-08-05/51478, от 07.04.2014 № 03-08-05/15428, от 14.02.2014 № 03-08-13/6151 — направлено письмом ФНС России от 12.03.2014 № ГД-4-3/4400 и размещено на официальном сайте ФНС России (http://www.nalog.ru) в разделе «Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами»).

Согласно п. 2 ст. 309 НК РФ, доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, услуги по экспедированию и транспортировке грузов, оказываемые иностранной организацией, подлежат налогообложению налогом на прибыль в Российской Федерации, только если деятельность иностранной компании, осуществляющей данные услуги, приводит к образованию постоянного представительства. В этом случае иностранная организация самостоятельно в порядке, предусмотренном ст. 307 НК РФ, исполняет обязанность по уплате налога на прибыль организаций.

Если деятельность иностранной организации по оказанию транспортно-экспедиционных услуг на территории нашей страны не приводит к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации, доходы от такого вида деятельности данной организации не облагаются налогом в РФ и российская организация, выплачивающая такие доходы, не является в таком случае налоговым агентом.

Минфин России в письме от 15.07.2015 № 03-08-13/40642 указал следующее. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в РФ, установлены ст. 309 НК РФ. Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества, кроме указанного в подп. 5 и 6 п. 1 ст. 309 НК РФ, а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 НК РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. Следовательно, доходы иностранной организации, указанные в п. 2 ст. 309 НК РФ, в Российской Федерации не облагаются, но при этом признаются доходами от источников в РФ.

Таким образом, с учетом приведенных выше положений нормативных правовых актов такие доходы, не подлежащие налогообложению в РФ с учетом норм п. 2 ст. 309 НК РФ, отражаются налоговым агентом в Налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов.

Соответственно, несмотря на то что российская организация — заказчик не является налоговым агентом по налогу на прибыль в отношении доходов, выплачиваемых иностранному экспедитору за оказанные на территории РФ услуг, она должна представлять в налоговые органы налоговый расчет (информацию) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@.

Если же иностранный экспедитор оказывает услуги за пределами территории РФ, такие услуги в соответствии с положениями главы 25 НК РФ не являются объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций в РФ. Российская организация, выплачивающая такие доходы, не признается налоговым агентом в отношении указанных видов доходов и, следовательно, у нее отсутствует обязанность по заполнению и представлению налогового расчета (информации) по форме, утвержденной приказом ФНС России от 02.03.2016 № ММВ-7-3/115@, в отношении таких доходов (см. также письмо Минфина России от 14.06.2011 № 03-02-07/1-191, от 26.11.2015 № 03-08-05/68677).

Нормы международных соглашений

Как следует из положений ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

Минфин России в письме от 13.11.2012 № 03-08-05 указал, что при налогообложении доходов от международных перевозок следует руководствоваться статьей «Доходы от международных перевозок» соответствующего соглашения об избежании двойного налогообложения.

В случае если какой-либо вид транспорта, которым осуществляется международная перевозка, не поименован в статье «Доходы от международных перевозок», применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» соглашения об избежании двойного налогообложения, а именно прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, то прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Нормы действующих соглашений об избежании двойного налогообложения не относят транспортно-экспедиционные услуги к международным перевозкам для целей применения таких соглашений, и в отношении транспортно-экспедиционных услуг применяются нормы статьи «Прибыль от предпринимательской деятельности» соглашений об избежании двойного налогообложения, согласно которым прибыль предприятия одного государства подлежит налогообложению только в этом государстве, если только предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность в другом государстве через находящееся там постоянное представительство. Если предприятие осуществляет предпринимательскую деятельность, как указано выше, прибыль предприятия может облагаться налогом в этом другом государстве, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству.

Налоговые агенты по НДС

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается в том числе реализация услуг. При этом согласно п. 5 ст. 38 НК РФ услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Согласно п. 1 и 2 ст. 39 НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Таким образом, деятельность экспедитора в целях обложения НДС классифицируется в качестве услуги, реализация которой на территории РФ признается объектом обложения НДС. Место и момент фактической реализации услуг экспедитора определяются в соответствии с частью второй НК РФ.

Обратимся к подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ. Согласно данной норме в целях главы 21 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке товаров от места прибытия на территорию РФ до места убытия с территории РФ, и услуг, указанных в подп. 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ), оказываются (выполняются) иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, в случае, если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство этого иностранного лица).

Таким образом, если экспедитором является иностранная организация, не состоящая на учете в налоговых органов в качестве налогоплательщика, то местом реализации услуг такого экспедитора будет признаваться территория РФ, только если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ. Местом реализации экспедиторских услуг, непосредственно связанных с перевозкой товаров, оказываемых иностранными организациями между пунктами отправления и назначения, один из которых находится на территории Российской Федерации, а другой — за пределами территории Российской Федерации, территория РФ не признается (см. также письма Минфина России от 03.12.2012 № 03-07-08/335, от 13.08.2013 № 03-07-08/32779).

Если место реализации услуг — Россия

Согласно п. 1 ст. 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом положений главы 21 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 161 НК РФ налоговая база, указанная в п. 1 ст. 161 НК РФ, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных выше иностранных лиц. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 НК РФ.

Таким образом, обязанности налогового агента по НДС возникают у российской организации, приобретающий транспортно-экспедиционные услуги по договору с иностранной организацией, только если местом реализации таких услуг в соответствии со ст. 148 НК РФ признается территория РФ.

Вычеты по НДС

Согласно п. 3 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со ст. 173 НК РФ покупателями — налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели — налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика в соответствии с главой 21 НК РФ.

Данные положения применяются при условии, что товары (работы, услуги), имущественные права были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для целей, указанных в п. 2 ст. 171 НК РФ (то есть для осуществления операций, облагаемых НДС), и при их приобретении он уплатил налог в соответствии с главой 21 НК РФ.

Таким образом, при приобретении у иностранных лиц, не состоящих на налоговом учете в Российской Федерации, транспортно-экспедиционных услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, вычетам подлежат суммы НДС, исчисленные российской организацией в рублях по курсу Банка России на дату осуществления расходов и фактически уплаченные в бюджет в качестве налогового агента.

При исчислении суммы налога налоговыми агентами выставляются счета-фактуры в порядке, установленном п. 5 и 6 ст. 169 НК РФ (п. 3 ст. 168 НК РФ).

В письме Минфина России от 11.05.2007 № 03-07-08/106 сказано, что российская организация, уплатившая в бюджет налогового агента суммы налога на добавленную стоимость при приобретении услуг у указанных иностранных лиц, имеет право на вычет данных сумм налога при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату этих сумм налога в бюджет. Такие счета-фактуры целесообразно составлять в двух экземплярах. При этом первый экземпляр следует хранить в журнале учета выставленных счетов-фактур и регистрировать в Книге продаж, а второй экземпляр — в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрировать в Книге покупок по мере возникновения права на налоговый вычет.

Таким образом, налоговый агент при приобретении транспортно-экспедиционных услуг, местом реализации которых признается территория РФ, у экспедитора — иностранной организации составляет счет-фактуру при исчислении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. Исчисление суммы налога производится налоговым агентом при оплате услуг экспедитора — иностранной организации, то есть либо в момент их предварительной оплаты (в полном объеме или при частичной оплате) либо в момент оплаты принятых на учет услуг.

Аналогичная позиция была высказана ФНС России в письме от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@.

При наличии счета-фактуры и документов, подтверждающих факт уплаты НДС в бюджет, заказчик транспортно-экспедиционных услуг вправе принять к вычету НДС, уплаченный в качестве налогового агента после принятия услуг на учет (при условии, что он является плательщиком НДС и услуги были приобретены для осуществления облагаемой НДС деятельности).

Из положений НК РФ прямо вытекает, что право на налоговый вычет у агента возникает, если он принял услуги на учет, уплатил налог (что подтверждается соответствующими документами) и оформил счет-фактуру. Это подтверждает и ФНС России в своих письмах от 14.09.2009 № 3-1-11/730, от 07.06.2008 № 3-1-10/81@.

По мнению Минфина России, российская организация, уплатившая в бюджет в качестве налогового агента суммы налога на добавленную стоимость, имеет право на вычет данных сумм налога в указанном порядке в том налоговом периоде, в котором произведена фактическая уплата этих сумм налога в бюджет (см. письма от 23.10.2013 № 03-07-11/44418, от 05.03.2010 № 03-07-08/61, от 15.07.2009 № 03-07-08/151). Данная позиция Минфина России подтверждается и арбитражной практикой (постановление ФАС Поволжского округа от 06.04.2009 № А55-14630/2008).

В случае оплаты услуг иностранной организации в предварительном порядке, по мнению ФНС России, суммы налога, уплаченные в бюджет налоговыми агентами в установленном порядке, подлежат вычету в соответствии с п. 3 ст. 171 НК РФ при наличии счета-фактуры, составленного при предварительной оплате товаров (работ, услуг), только после принятия на учет товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов (подтверждающих факт их принятия на учет) (см. письмо от 12.08.2009 № ШС-22-3/634@). Подобный вывод был сделан и Минфином России в письме от 21.06.2013 № 03-07-08/23545.

Учитывая сказанное, заказчик транспортно-экспедиционных услуг, выполняющий функции налогового агента по НДС, вправе принять НДС, уплаченный им в качестве налогового агента, к вычету в том налоговом периоде, в котором будут выполняться следующие условия:

— выставлен счет–фактура;

— услуги приняты на учет;

— имеются в наличии первичные документы, подтверждающие принятие услуг к учету и уплату налога в бюджет.

Отметим, что к вычету может быть принят НДС, уплаченный заказчиком транспортно-экспедиционных услуг в качестве налогового агента, в том числе за счет собственных средств (если иностранный экспедитор не включил сумму НДС в стоимость своих услуг) (см., например, письмо Минфина России от 04.02.2010 № 03-07-08/32).

В силу п. 3 ст.174 НК РФ налоговые агенты (организации и индивидуальные предприниматели) производят уплату суммы налога по месту своего нахождения.

В случаях реализации работ (услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата налога производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам (п. 4 ст. 174 НК РФ).

Бухгалтерский учет у налогового агента по НДС

Если организация выполняет обязанности налогового агента по НДС, отражение на счетах учета начисления НДС и его уплаты будет зависеть от того, удерживается ли НДС из вознаграждения экспедитора или уплачивается заказчиком за счет собственных средств, а также от наличия в договоре транспортной экспедиции условия о перечисления аванса (полностью или частично).

Сумма НДС, удерживаемая из доходов иностранной организации, отражается по дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утв. приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

При этом сумма НДС, исчисленная со стоимости услуг, отражается по дебету счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» в корреспонденции со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Если обязанность по исчислению и уплате НДС возложена на российскую организацию, то исчисление и перечисление в бюджет НДС следует отражать с применением специально открытого субсчета к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», например 76 субсчет «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента».

Таким образом, если НДС уплачивается за счет собственных средств заказчика транспортно-экспедиционных услуг, то в учете заказчика следует отразить:

На день предоплаты (при наличии в договоре транспортной экспедиции такого условия):

Дебет 60 Кредит 51 (52)

— перечислен аванс иностранной организации;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— исчислен к уплате НДС с предоплаты иностранной организации;

Дебет 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 51 «Расчетные счета»

— уплачен исчисленный НДС.

На дату оказания услуг:

Дебет 44 (41, 10, 08, 91.2) Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»

— сумма оказанных услуг иностранной организацией принята в расходы;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 76, субсчет «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— НДС, уплаченный с аванса, принят к вычету (так как НДС при его уплате за счет собственных средств заказчику не предъявляется, мы считаем нецелесообразным использовать счет 19).

На дату оплаты оказанных услуг:

Дебет 60, субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

— перечислены денежные средства за оказанные услуги иностранной организации;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— исчислен к уплате НДС с вознаграждения иностранной организации;

Дебет 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 51 «Расчетные счета»

— уплачен исчисленный НДС;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 76, субсчет «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— НДС (за минусом НДС уплаченного с аванса) принят к вычету

Если сумма НДС по условиям договора удерживается из вознаграждения экспедитора, бухгалтерские записи производятся без использования к счету 76 субсчета «Расчеты по НДС при исполнении обязанностей налогового агента» и имеют следующий вид:

На день предоплаты (при наличии в договоре транспортной экспедиции такого условия):

Дебет 60, субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

— перечислен аванс иностранной организации (за минусом удержанного НДС);

Дебет 60, субсчет «Расчеты с экспедитором» Кредит 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— удержана с доходов иностранного лица сумма НДС;

Дебет 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 51 «Расчетные счета»

— уплачен исчисленный НДС.

На дату оказания услуг:

Дебет 44 (41, 10, 08, 91-2) Кредит 60, субсчет «Расчеты с экспедитором»

— сумма оказанных услуг иностранной организацией принята в расходы;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60

— учтена сумма НДС;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— принята к вычету уплаченная в качестве налогового агента сумма НДС в части аванса.

На дату оплаты оказанных услуг:

Дебет 60 Кредит 51 «Расчетные счета» (52 «Валютные счета»)

— перечислено вознаграждение иностранному лицу (за минусом удержанного НДС);

Дебет 60 Кредит 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента»

— удержана с доходов иностранного лица сумма НДС;

Дебет 68, субсчет «НДС при исполнении обязанностей налогового агента» Кредит 51 «Расчетные счета»

— уплачена в бюджет удержанная сумма НДС;

Дебет 68, субсчет «НДС» Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

— НДС (за минусом НДС уплаченного с аванса) принят к вычету.

ОКАЗАНИЕ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННЫХ УСЛУГ

Деятельность экспедитора, оказывающего услуги клиенту на основании договора транспортной экспедиции, по условиям которого экспедитор за вознаграждение и за счет клиента организует выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза, можно рассматривать как посредническую.
О том, какие документы должны быть оформлены экспедитором для подтверждения того, что его услуги квалифицируются именно как посреднические, а также о том, как эти операции отражаются в бухгалтерском и налоговом учете экспедитора, мы расскажем в настоящей статье.
Отношения сторон по договору транспортной экспедиции регулируются нормами главы 41 «Транспортная экспедиция» Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). Кроме того, при оказании транспортно-экспедиционных услуг следует руководствоваться Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее — Закон N 87-ФЗ), а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554 (далее — Правила N 554).
Итак, сторонами договора транспортной экспедиции выступают экспедитор и клиент (грузоотправитель или грузополучатель) (статья 801 ГК РФ).
Для справки: экспедитор — это лицо, выполняющее или организующее выполнение определенных договором транспортной экспедиции транспортно-экспедиционных услуг (пункт 4 Правил N 554).
По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение и за счет клиента выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг.
Подробную классификацию транспортно-экспедиционных услуг содержит «ГОСТ Р 52298-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования», утвержденный Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. N 148-ст (далее — ГОСТ 52298-2004).
Услуги, оказываемые грузоотправителю и грузополучателю экспедитором, подразделяют следующим образом (пункт 3.1 ГОСТ 52298-2004):
— участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров (услуги экспедитора в данном случае предоставляют с целью оказания клиенту консультаций по выбору маршрута, транспортных средств, условий перевозки товаров при обеспечении безопасности услуг, сохранности товаров, своевременной и экономичной доставки);
— оформление документов, прием и выдача грузов;
К таким услугам относят:
• оформление экспедиторских документов (поручение экспедитору, экспедиторская расписка, складская расписка), комплекта перевозочных документов, а также товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и иной требуемой документации;
• получение необходимых согласований и разрешений, в том числе от собственников (балансодержателей) автомобильных дорог и иных объектов транспортной инфраструктуры, подтверждающих правомерность и возможность использования этих объектов для перемещения груза;
• получение специальных разрешений или согласований на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
• оформление переадресовки грузов;
• оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
• предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования в пунктах отправления (на станциях, в портах, на площадках, на причалах и т.п.);
• выдача грузов в пунктах назначения (на станциях, в портах, на площадках, на причалах и т.п.);
• подготовка отчета экспедитора (по требованию).
— разработка документов для проектных перевозок (разработка проекта перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза; разработка проекта организации дорожного движения при перевозке крупногабаритного груза; разработка специального проекта автомобильной перевозки тяжеловесного и (или) крупногабаритного груза; разработка иных технических документов, предусмотренных правилами перевозок грузов по видам транспорта);
— организация и выполнение перевозки грузов;
К данным услугам отнесены:

Договор об оказании услуг или посреднический договор

Предоставлять помощь по транспортировке определенной продукции может сама транспортно-экспедиционная компания. Бывают ситуации, когда для перевозки продукции требуется особая техника, большая по грузоподъемности или имеющая свойство поддерживать определенную температуру в салоне. Не все экспедиторские предприятия имеют такую. Возникает необходимость привлечения третьих лиц.

В подобных ситуациях договор носит посреднический характер. Экспедитор заключает соглашение с транспортной компанией от имени заказчика или своего. Договор при этом носит расширенный характер, включает следующие пункты:

  • порядок оплаты услуг экспедитора по подбору дополнительной организации;
  • порядок возмещения расходов, понесенных перевозчиком по пути следования. К ним можно отнести оплату государственных пошлин, штрафов, различных комиссий.

Второй вариант развития событий — договор на оказание экспедиторской помощи не является посредническим. При этом весь спектр услуг предоставляется транспортной компанией или третьими лицами, сотрудничающими с экспедиторами.

Договор об оказании экспедиторской помощи является особым видом с юридической точки зрения, может иметь как посреднический, так и обычный вид. Важно — грамотно прописать каждый пункт, четко закрепить обязанности за каждой стороной.

Бухгалтерский учет и налог на прибыль

Установленные договором положения оказывают прямое воздействие на порядок бухгалтерского учета. От них зависит порядок обложения налогами.

Исходя из стоимости услуг, закрепленных договором, бухгалтер предприятия рассчитывает размер прибыли, понесенные расходы. Имеются следующие особенности:

  1. Согласно договору на оказание транспортно-экспедиторской помощи выручкой будет служить полная стоимость оказанных услуг. Включая основные и дополнительные. Себестоимость поездки будет включать весь перечень затрат на транспортировку.
  2. В случае, если договор имеет посреднический вид, вычисление дохода имеет иной вид. Требуется вычесть из общей полученной от клиента суммы стоимость услуг, выполненных третьими лицами.

Полученные доходы должны быть отражены в налоговой декларации. Согласно ей будет происходить начисление налоговых вычетов.

Действующее законодательство обязует предоставлять налоговые декларации в обязательном порядке, строго отчитываться о поступивших платах. Несоблюдение норм и правил, установленных кодексом, ведет к наложению штрафных санкций на предприятие, может привести к закрытию фирмы, привлечению к уголовной ответственности.

Бухгалтерский учет услуг транспортной экспедиции

К бухгалтерскому учету услуг транспортно-экспедиторской компании относят:

  • установление порядка расчета стоимости услуг по транспортировке продукции;
  • порядок определения пунктов расхода на оказание транспортных услуг.

Данные пункты регулируются законодательством, федеральными законами, уставами, нормами, правилами.

Существует ряд основных положений, устанавливающих порядок постановки транспортных средств на бухгалтерский учет, порядок ценообразования продукции. К ним относятся следующие пункты:

  1. Цена товара должна включать стоимость услуг по транспортировке. Это поможет возместить затраты клиента по оплате перевозки.
  2. Товар должен продаваться по учетной цене — экспедитор должен выписать отдельным пунктом затраты по транспорту.
  3. Суммы потраченных средств должны быть отражены в соответствующих документах.
  4. Каждое положения учета транспортных средств, полный порядок образования цены продукции должны быть закреплены документами по учету.
  5. Согласно установленным нормам, транспортные услуги включают: полную плату по перевозке, взвешиванию и упаковке продукции, оплату третьим лицам, осуществляющим погрузку и разгрузку.

Строгое следование установленным законом нормам поможет избежать различного рода проблем, наложения компенсационных выплат.

Особенности учета и налогообложения экспедиторских услуг

Налогообложение экспедиторских услуг имеет свои особенности. От правильности создания соглашения на предоставление услуг зависит порядок осуществления налогообложения.

Порядок налогообложения регулируется действующим законодательством. Имеются следующие основные положения:

  1. Транспортно-экспедиторская компания обязуется доставить продукцию в установленные сроки. За это клиент должен оплатить вознаграждение, описанное соглашением.
  2. За вознаграждение экспедитор обязуется выполнить все пункты, описанные соглашением, в том числе предоставление дополнительных услуг.
  3. Налогообложение применяется к пунктам, описанным соглашением.
  4. Применяется смешанная система налогообложения в соответствии с установленными законодательством нормами.

Порядок оказания экспедиторской помощи — сложный процесс, требующий широких знаний из разных областей. Особенно важно обладать свежими юридическими знаниями, учитывать имеющиеся поправки, тонкости. Хорошим решением станет обращение к профессиональной транспортной компании.

Услуги грузоперевозок особенно актуальны в настоящее время. Обусловлено это стремительным развитием торговли, промышленности, строительства и других областей жизни общества. Они имеют большое количество тонкостей, особенностей. Погрузить груз в автотранспортное средство и доставить к пункту назначения — только малая часть всего процесса. Требуется соблюсти юридические и правовые нормы, получить разрешения и лицензии. Всё это предлагают современные транспортно-экспедиционные компании. Они предлагают широкий спектр услуг по сопровождению перевозимой продукции, гарантируют безопасность, сохранность, соблюдение норм, закреплённых законодательством. Клиенты высоко ценят такие предприятия, доверяют им перевозку самых разных грузов, в том числе опасных, крупногабаритных и хрупких.

Экспедиционная компания имеет широкий спектр функциональных особенностей. Он значительно больше возможностей обычного транспортного предприятия, осуществляющего исключительно транспортировку. Экспедиционная помощь включает:

  • полное юридическое сопровождение: заполнение договора, бланков, товарно-накладных ведомостей;
  • оказание правовой помощи при прохождении государственных пунктов таможни;
  • получение специального разрешения на осуществление транспортировки, перевозки особой продукции.

Специалисты экспедиционной компании предоставляют возможность клиентам отслеживать отправления. Современные транспортные средства оснащены системой GPS. Имеется возможность уточнить точное местоположение фуры, рассчитать ориентировочное время прибытия. Оно также закрепляется соглашением о предоставлении помощи фирмой-экспедитором. Если заказ не был доставлен вовремя, могут быть наложены штрафные санкции, пени на перевозчика. Размер и порядок выплат регламентируются общепринятыми нормами, закрепляются соглашением сторон.

Экспедиторские услуги при транспортировке продукции — лучшее решение. Подобная помощь поможет сэкономить денежные средства клиента, избавить его от множественного заполнения официальных бумаг, документов, станет гарантом соблюдения правовых, юридических норм.

Транспортная экспедиция: особенности учета и составления счетов-фактур

Перевозка грузов — сложный с юридической точки зрения процесс, имеющий большое количество тонкостей. Для получения разрешения на транспортировку продукции экспедитор:

  • определяет налоговую основу по НДС в размере суммы, взимаемой с клиента за перевозку;
  • производит заключение договора на оказание транспортно-экспедиторских услуг;
  • прописывает в соглашении пункты о возмещении расходов клиентом экспедитору.

При оказании экспедиторской помощи используются счета-фактуры. Они выписываются в течение пяти рабочих дней с момента оказания транспортной услуги. Счет отображает:

  • стоимость работ, произведенных экспедитором без дополнительных услуг;
  • полную стоимость произведенных работ, включая дополнительную помощь, деятельность третьих лиц, привлеченных к транспортировке. Это может быть подъемно-погрузочная техника, особые виды транспорта.

Счет-фактура составляется в двух экземплярах. Один предназначен клиенту, другой — для регистрации. Они фиксируются в журналах «Выставленные фактуры» и «Полученные счета-фактуры». Каждому счету присваивается индивидуальный порядковый номер, фиксируется дата выдачи.

Чтобы клиент мог осуществить вычеты по НДС, требуется прикрепить к экземпляру счета-фактуры копии всех чеков, накладных, полученных от третьих лиц, производящих транспортировку продукции.

Договор транспортной экспедиции: как избежать проблем с НДС

Согласно договору транспортной экспедиции участниками выступают две стороны: экспедитор и клиент. Перевозчик обязуется доставить продукцию по указанному адресу, за это он получает вознаграждение. Сумма указана в выставленном счете-фактуре.

Чтобы избежать проблем с вычетами по НДС, следует выписывать счет на все оказываемые услуги, в том числе дополнительные. К ним относят:

  • плату за получение сертификатов, согласно которым может быть осуществлен импорт или экспорт продукции;
  • плату за прохождение таможни, оплату государственных пошлин;
  • погрузку и разгрузку, проверку целостности продукции на всем пути следования;
  • другую помощь, описанную договором на предоставление транспортных услуг.

Порядок осуществления перевозки строго регулируется действующим законодательством. Устанавливается полный перечень документации, требуемой для доставки. Важно четко соблюдать установленные нормы и правила, ответственно подходить к заполнению бланков накладных, счетов. Все это поможет избежать проблем, связанных с вычетами НДС.