Требования к пожарным проездам

Правильно организованный подъезд пожарной техники к объекту не просто требование, изложенное в нормативных документах. Нередко удобный доступ пожарной техники и бригады к горящему зданию позволяет избежать человеческих жертв и быстрее побороть огонь.

Перечень соответствующих документов

Правила организации подъездных путей к объекту устанавливаются двумя нормативными актами.

  1. Обеспечение здания или сооружения подъездными путями для пожарной техники и пожарными проездами регламентируется ст. 90 Федерального закона № 123-Ф3 «Технический регламент и требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008г. Причем вышеуказанные дороги могут быть как специально выполненными для прибытия пожарной бригады, так и совпадать с постоянно используемыми проездами и путями.
  2. Также при оснащении здания или сооружения пожарными подъездами необходимо руководствоваться требованиями СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Основные требования по организации пожарных проездов

П. 8 СП 4.13130.2013 «Проходы, проезды и подъезды к зданиям и сооружениям» устанавливает следующие правила и требования:

  • пожарные машины должны иметь свободный подъезд к объекту с двух продольных сторон (если он имеет класс пожарной функциональной опасности Ф 1.3 и высоту более 28 м или класс Ф 1.2, Ф 2.1, Ф 2.2, Ф 3, Ф 4.2 — Ф 4.4 и высоту 18 и более метров);
  • к производственному объекту пожарный проезд должен быть обеспечен или с одной стороны (если ширина объекта составляет не больше 18 м) или с двух сторон (если ширина – более 18 м или имеет место замкнутый/полузамкнутый двор);
  • только с одной стороны подъезд к зданию может быть организован, если объект имеет меньшую высоту, чем было рассмотрено в первом пункте, помещения имеют двустороннюю ориентацию или имеются наружные лестницы, соединяющие лоджии и балконы соседних этажей;
  • сквозные проезды в зданиях должны иметь ширину не меньше 3,5 м и высоту – не менее 4,5 и могут быть размещены не реже, чем через каждые 300 м;
  • в конце каждого тупикового проезда должны быть организованы участки для разворота пожарной техники размером минимум 15×15 м;
  • для жилого здания в несколько этажей (не более трех) подъезд пожарных машин должен быть обеспечен на расстояние не дальше 50 м.

Необходимость кругового подъезда к зданию

Со всех сторон пожарная техника должна иметь возможность подъехать, если:

  • здание имеет класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1 или Ф 4.1;
  • площадь застройки составляет более 1000 м2 или имеет ширину 100 м и больше.

Регламентируемые параметры подъездных путей

Согласно п. 8 СП 4.13130.2013 ширина проезда для пожарных машин зависит от высоты здания и может составлять:

  • 3,5 м, если объект имеет высоту до 13 м;
  • 4,2 м при высоте от 13 до 46 м;
  • 6,0 м, если здание имеет высоту более 46 м.

Ширина пожарного пути, совмещенного с главным подъездом к объекту, может включать в себя тротуар, граничащий с проездом.

Расстояние от внутреннего края подъездной дороги до стены здания должно быть таким:

  • 5 – 8 м для зданий высотой менее 28 м;
  • 8 – 10 м, если объект имеет высоту более 28 м.

Если будут обеспечены тупиковые дороги к зданию с участками для разворота пожарных машин и пожарными гидрантами, то расстояние от границы проезжей части дороги до ближайшей стены производственного здания можно увеличивать до 60 м. При этом протяженность от самого объекта до разворотной площадки должна быть от 5 до 15 м, а между тупиковыми путями – не больше 100 м.

Максимальная длина тупикового проезда может составлять 150 м.

Регламент строительства

С начала любого строительства на первом плане должны стоять вопросы обеспечения рациональной противопожарной надежности. Разумно заранее предусмотреть, что любой пожар будет намного легче предупредить или ликвидировать «в зародыше», чем устранять после того, как он уже успеет охватить всю площадь и расположенные поблизости здания. При составлении плана строительства следует учитывать оборудование пожарных проездов и подъездов.

Пожарный проезд — возможность сквозного проникновения специализированной противопожарной техники через установленную территорию. Под подъездом имеется в виду возможность продвижения транспорта непосредственно к самому объекту возгорания.

Оба момента предназначены для обеспечения свободного доступа к строениям в случае образования возгорания. Так, создаются необходимые условия для немедленного вмешательства и устранения огня.

Пожарный проезд надлежит оборудовать согласно СП 42.13330.2011 и закону № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. Что же касается нагрузки на противопожарные пути, то здесь необходимо руководствоваться СП 4.13130.2013: п. 8.9.

Вышеперечисленные нормы противопожарной безопасности гарантируют свободный доступ пожарных автомашин к зданию.

Дача в СНТ в собственности. Подъезда автомобилей к участку нет (ширина прохода 1,86 м, длина до дома 70 м от центральной дороги. У соседей все границы участка узаконены, двигаться на 1 метр они не желают, а мы хотим жить и иметь как все проезд, как нам быть? Если не дай Бог возгорание, спец техника не сможет подъехать, как тут быть?

Запросить у председателя СНТ генеральный план, на котором должны быть все участки со всеми проездами. Обрисовать председателю сложившуюся ситуации. Сообщить требования Федерального закона:
«Планировочное решение малоэтажной жилой застройки (до 3 этажей включительно) должно обеспечивать подъезд пожарной техники к зданиям, сооружениям и строениям на расстояние не более 50 метров.»
(ч.17 ст.67 ФЗ-123 «ТРоТПБ»)

Проезд: Территория, предназначенная для движения транспорта и пешеходов, включающая однополосную проезжую часть, обочины, кюветы и укрепляющие бермы.
(Приложение Б Термины и определения СП 53.13330.2011 ПЛАНИРОВКА И ЗАСТРОЙКА ТЕРРИТОРИЙ САДОВОДЧЕСКИХ (ДАЧНЫХ) ОБЪЕДИНЕНИЙ ГРАЖДАН, ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ)

Но понимаете, этот проход так его назовём, он тупиковый, где находятся 3 участка!! Председатель умывает руки и говорит, что она не может заставить кого-то продвигаться!! Может эффективней будет в прокуратуру обратиться, что скажите?

Рекомендую обратиться за консультацией куратору инспектору, как раз сезон начинается. На месте инспектору проще разобраться. Посчитает необходимым, напишет предписание Председателю, а это законное требование.

Пожароохранная сигнализация не спасет загоревшееся здание, если к нему не смогут подъехать пожарные машины. Доступ к зданию перекрывают, как правило, сами собственники или арендаторы, пытаясь защитить себя от воров и других нежданных гостей. Мало кто знает, что несанкционированное перекрытие проезда пожарных машин к зданиям и сооружениям наказуемо.

За перекрытие проезда к зданию или сооружению, к которому не смогли приблизиться пожарные расчеты, на должностных лиц налагается административный штраф от 500 до 1000 руб., на юридические лица — от 5000 до 10 000 руб. Такая ответственность предусмотрена ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ.

Кого могут наказать

Ответственность за пожарную безопасность объектов частной собственности (индивидуальных жилых домов, дач, садовых домиков, гаражей, надворных построек и др.) несут их владельцы, а при аренде зданий, сооружений, помещений, установок — арендаторы.

Если речь идет о многоквартирном доме, в котором избрана управляющая компания, ответственная за эксплуатацию общего имущества, ответственность за обеспечение соблюдения правил пожарной безопасности возлагается на нее. Это следует из ст. 37 Федерального закона от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Согласно части 2 этой статьи ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. К последним, в частности, относятся руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Требования к пожарной безопасности установлены и в Правилах пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 (далее — Правила). Они обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (п. 1 Правил). В пункте 23 Правил закреплено, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны всегда быть свободными для движения пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

За что накажут

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 20.4 КоАП РФ, может выражаться как в противоправном действии (в парковке автомобилей, мешающей проезду пожарных машин, или установке бетонных плит для воспрепятствования проезда «чужих» машин из соседних дворов или сквозного проезда), так и в бездействии (неустранении должностным лицом помех на дороге для проезда пожарных машин, иной техники, если это входит в его обязанности).

К ответственности по ст. 20.4 КоАП РФ привлекают не только в ситуации, когда не удалось проехать к месту конкретного пожара, но и при обнаружении уполномоченным лицом препятствия для проезда. Так называемую профилактику нарушений путем проверки соблюдения правил пожарной безопасности проводят государственные инспекторы по пожарному надзору.

Перекрытие проездов обычно встречается на территориях новостроек. Проезды перекрываются железобетонными блоками, металлическими заборами, столбами. Отвечают за это самоуправство собственник, арендатор, управляющая компания, даже если возведенные баррикады установлены без их ведома.

Организации по обслуживанию жилого или нежилого фонда обязаны обеспечивать свободный подъезд к люкам смотровых колодцев и узлам управления инженерными сетями, а также к источникам пожарного водоснабжения (пожарным гидрантам, водоемам), расположенным на обслуживаемой территории. Об этом говорится в п. 3.6.4 Правил. Если такая обязанность надлежащим образом не исполнена, есть состав административного правонарушения. Причем нарушителю не помогут доводы об отсутствии вины в его совершении. Дело в том, что рассматриваемое нарушение может быть совершено как виновно, так и по неосторожности (не знали, не осознавали, но должны были предполагать, что деяние противоправно). Об этом необходимо помнить, принимая решение об охране собственной или арендуемой территории.

В подобных ситуациях суды полностью соглашаются с пожарным надзором, привлекая виновных к ответственности за неисполнение обязанности по обеспечению свободного проезда и подъезда для пожарной техники (Определение ВАС РФ от 24.12.2008 № 16899/08, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 01.06.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу № А43-26616/2008-43-364).

Когда территория с объектом недвижимости передана в аренду, в пользование, может возникнуть вопрос, кто ответствен за расчистку путей подъезда. Ответ следует искать в договоре. Если договором ответственность переложена на плечи арендатора (пользователя), отвечать придется ему. Напротив, если стороны в договоре не упомянули об этом, груз ответственности ложится на собственника.

В любом случае органы пожарного надзора, выявив нарушение, будут искать собственника или владельца территории. И если обязанность по обеспечению пожарной безопасности передана другим лицам, претензии предъявят им.

На практике юристы предусмотрительно включают в договор условие, в соответствии с которым при предъявлении претензий к собственнику со стороны контролирующих или надзорных органов последний, например, оплатив штраф, имеет право требовать от ответственного нарушителя возмещение понесенных расходов. Такое условие не раз спасало собственника, не причастного к нарушению. Подобную ответственность рекомендуется возлагать на пользователя по отношению ко всем правилам безопасности и охраны, включая санитарно-эпидемиологические, природные и экологические.

Это важно!

Пример условия договора о возложении ответственности на пользователя:

«Пользователь обязан содержать помещение и территорию в полной исправности и надлежащем санитарном состоянии в течение всего срока действия договора. Соблюдать и обеспечивать в помещении и на территории требования санитарно-эпидемиологического надзора, Госпожарнадзора и иных отраслевых правил и норм, установленных для предприятий данного вида деятельности. Нести ответственность за пожарную безопасность в помещении и на территории. Соблюдать в процессе своей деятельности законодательство об охране природной и экологической безопасности. Нести полную материальную ответственность за несоблюдение требований нормативных правовых и иных актов, регламентирующих порядок охраны и природопользования».

1. Организация территории садоводческого (дачного) объединения осуществляется в соответствии с утвержденным Администрацией местного самоуправления проектом планировки и застройки территории садоводческого (дачного) объединения, являющимся юридическим документом, обязательным для исполнения всеми участниками освоения и застройки территории садоводческого объединения.

2. Расстояние от застройки на территории садоводческих (дачных) объединений до лесных массивов должно быть не менее 15 м.

3. Территория садоводческого (дачного) объединения должна быть соединена подъездной дорогой с автомобильной дорогой общего пользования.

4. На территории садоводческого (дачного) объединения с числом участков до 50 следует предусматривать один въезд, более 50 — дополнительно предусматривается один и более въездов. Ширина ворот должна быть не менее 4,5 м.

5. Ширина проезжей части улиц и проездов принимается: для улиц -не менее 7,0 м, для проездов — не менее 3,5 м. Минимальный радиус поворота- 6,5 м. Минимальный радиус закругления проезжей части — 6,0 м.

6. На проездах следует предусматривать разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м. Расстояние между разъездными площадками должно быть не более200 м. Максимальная протяженность тупикового проезда не должна превышать 150м. Тупиковые проезды обеспечиваются разворотными площадками размером не менее 12×12 м.

7. Дороги, проезды, подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, предусмотренным для целей пожаротушения, должны быть всегда сво-бодными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном со-стоянии, в зимнее время очищаться от снега и льда.

8. Для обеспечения пожаротушения на территории садоводческого (дачного) объединения должны предусматриваться противопожарные водоемы или резервуары емкостью при числе участков до 300 — не менее 25 м2, более 300 –не менее 60 м2 каждый с площадками для установки пожарной техники, с возможностью забора воды насосами и организацией подъезда не менее двух пожарных автомобилей. Количество водоемов (резервуаров) и их расположение определяется из условия радиуса обслуживания одного резервуара 200 м, но не менее двух (СНиП 2.04.02-84*). Садоводческие объединения, включающие до 300 садовых участков, в противопожарных целях должны иметь переносную мотопомпу; при числе участков от 301 до 1000 — прицепную мотопомпу; при числе участков более 1000 — не менее двух прицепных мотопомп. Для хранения мотопомп обязательно строительство специального помещения.

9. На территории садоводческих (дачных) объединений и за ее пределами запрещается организовывать свалки отходов. Запрещается разведение костров, сжигание отходов в пределах установленных нормами проектирования противопожарных расстояний, но не ближе 50 метров до зданий и сооружений.

10. Противопожарные расстояния между жилыми строениями (домами), расположенными на соседних участках, в зависимости от материала несущих и ограждающих конструкций, принимаются согласно табл.1.

11. Территория садоводческого товарищества должна иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения водоисточников, предусмотренных для целей пожаротушения, пожарного инвентаря. Места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности должны быть обозначены знаками пожарной безопасности (указатели водоисточников, пожарных щитов), в том числе знаком пожарной безопасности «Не загромождать».

12. Территории дачных и садоводческих поселков должны быть оборудованы средствами звуковой сигнализации для оповещения людей в случае возникновения пожара, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

13. Территория садоводческого товарищества в пределах противопожарных расстояний, а также участки, примыкающие к жилым домам, должны своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Расстояние от дороги

Что такое красная линия?

Так схематически обозначают линию забора вокруг участка, который отделяет ваши сотки от улицы или проезда.

Дом или другое жилое строение (а) должно находиться от красной линии (б) (это линия вашего забора) улиц на расстоянии не менее чем 5 метров, от красной линии проездов — не менее чем на 3 метра. Расстояние от хозяйственной постройки (с) до красной линии улиц и проездов должно быть не менее 5 метров.

Минимальное расстояние от границ соседнего участка

Разновидности оформления

Возвращаясь к пожарному проезду, можно сказать, что его разновидность — арка, ведущая в полузакрытые и закрытые дворы, должна быть более 3,5 м. Арочные противопожарные проезды должны быть обустроены через каждые 300 м, а их высота не может быть менее 4,25 м.

В случае существования на противопожарных путях установок автоматического тушения, гидрантов и другого оборудования, вышеперечисленные нормы могут быть скорректированы.

Если в конце проезда имеется тупик, то в нем должна быть обустроена площадка 15 x 15 м для совершения разворота крупногабаритного автотранспорта. Максимальная длина тупикового проезда — не более 150 метров.

Противопожарные пути, а также платформы для транспорта оперативных служб реагирования должны быть определены разметкой, бордюрные подъездные пути покрыты отражающей свет красной краской. Также необходима установка противовандальных сигнальных спецсредств и дорожных указателей.

Уклон дороги на проездах должен быть под углом не более 6 градусов. Радиусы поворотов, предназначенных для движения специализированного автотранспорта, должны быть 12 м или больше.

Разворотную платформу требуется обработать антисептиком по всему контуру, а также оснастить водоприемниками для устранения лишней воды в сточные отверстия. В тех проездах и разворотных площадках, где имеются закругления, необходимо устанавливать бортовые камни криволинейного типа.

Толщина надземного покрытия, на всей протяженности противопожарных путей, устанавливается путем расчета обстоятельств эксплуатации и нагрузки, с учетом гидрогеологических показателей, а также материалов конструктивного слоя.

В ряде ситуаций (образовательное учреждение, девятиэтажный жилой дом, больница и т. д.), ко всем строениям должен быть оборудован беспрепятственный пожарный проезд с обеих сторон.

Конечно, это усложняет проектировку строительства, особенно в городских условиях.

Исключения

В местах исторической застройки правилами предусмотрена возможность сохранения параметров уже существующих проездов, без коррекции. Кроме вышеуказанного случая, ширина проезда может не отвечать нормам в случаях, когда:

  • огнестойкость стен соседних зданий адекватна 1-й и 2-й степеням противопожарной безопасности, также они не могут иметь окон — позволяется сократить расстояние на 20 %;
  • строения находятся в зоне высокой сейсмоактивности, достигающей показателей в девять баллов — надлежит увеличить ширину проезда на 20 %;
  • одно из строений имеет огнеупорность от 3-й до 5-й степени — необходимо расширение на 25 %;
  • соседние здания имеют возгораемые фасады и являются двухэтажными — расстояние увеличивают на 20 %.

Регламентом не обозначены расстояния между хозпостройками, им присваивается степень огнеустойчивости по ГОСТ 30247.

От выполнения всех вышеуказанных правил, среди которых основным является соблюдение метража между зданиями, зависит жизнь людей и сохранность имущества.