Участок с обременением лэп

Вопрос:
Уважаемый Сергей Николаевич!
Простите за беспокойство, но я в отчаянном положении, пишу Вам, потому что очень нужна помощь в постановке дела на Особый контроль.
Исторический очерк:
С августа предыдущего года (08/2009) я пыталась приобрести участок под ИЖС в деревне Сельцо (Волосовскго района ЛО) рядом с родителями. В августе написала заявление на имя гл. администрации Волосовского района о том, что хочу приобрести участок. 21.09.2009 получила письмо из КУМИ по поводу того, что моё заявление рассмотрено, и мне предложено участвовать в аукционе по приобретению участка в собственность. По контактному телефону (23-570 Конаплёва В. А.) сказали, ждать месяц. Прошёл месяц, звоню вновь, отвечают, что надо ждать ещё месяц. Так продолжалось до марта. В марте я уже не выдержала и обратилась в приёмную В. И. Матвиенко с личной жалобой на данную ситуацию, также написала письмо в Правительство Ленинградской области по данному факту. И… О чудо! КУМИ зашевелилось, видимо без «большого пинка» сверху ничего не бывает. На конец июня был назначен аукцион, на котором я приобрела, наконец, участок.
Но… моя радость была не долгой, через данный участок проходила ЛЭП, и всё бы ничего, если бы она не была напряжением 10 кВт, о чём имеется заключение из волосовского «Ленэнерго». Плюс ко всему, охранная зона данной ЛЭП — 10 метров по обе стороны, таким образом мой и без того маленький участок теряет 1/3 площади (участок 1695 м. кв., охранная зона ЛЭП отнимает 540 м. кв), и на оставшейся площади НЕ реально построить дом; его (участок) НЕ ВОЗМОЖНО В ПОЛНОЙ И СВОБОДНОЙ ФОРМЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПО НАЗНАЧЕНИЮ!!!
В документах, выданных мне КУМИ, нет указаний о каких-либо обременениях, на кадастровом плане также нет обозначений о данной ЛЭП, хотя даже на ситуационном плане местности она имеется (брала выкопировку у землеустроителя). В ходе повторных геодезических работ было опять же подтверждено наличие высоковольтной ЛЭП над моим участком, о чём имеется соответствующий документ от проводившего измерения геодезиста.
Статьи законов, на которые я опираюсь:
— п.1 ст.37 «Особенности купли-продажи земельных участков» ЗК РФ;
— п.3 ст.37 \»Особенности купли-продажи земельных участков» ЗК РФ;
— §7 «Продажа недвижимости» ст. 557 ГК РФ.
К сути. Я так долго пыталась приобрести этот участок, а когда приобрела — тут такая подл…нка. Я в отчаянном положении, т. к. после более года напряжённой борьбы, чтобы приобрести участок в собственность за СВОИ деньги, выяснилось, что я не могу в полной и свободной форме распоряжаться СОБСТВЕННОЙ землёй, т. к. она обременена правами третьих лиц — это предел.
Сложившаяся ситуация при детальном рассмотрении выглядит именно как мошенничество:
данный земельный участок вообще не имели права выделять, тем не менее его как-то выделили под ИЖС. Человек (я) приобретает землю, не зная, что она обременена правами третьих лиц, сталкивается с тем, что не может в полной и свободной мере пользоваться ею, и в случае, если попытается ее продать, и следующий хозяин узнает об обременении, ответственность ляжет на того, кто пытался продать(то есть уже на меня).
Итак, получается: покупаешь участок, на котором нельзя ничего строить, но и продать его не можешь, т. к. теперь тебя могут привлечь к суду.
Я слышала, что в Лен. области в связи с «нехваткой земли» дошли до того, что продают земли под ЛЭП, но не думала, что это правда!!!
Мы с мужем — молодая семья — работаем, учимся, 1/3 нашего семейного дохода уходит на оплату учёбы, вторая 1/3 — на питание, остальное — на одежду, оплату ком. услуг, прочие расходы, а то, что осталось, откладывали — копили на землю и дом, т. к. для нас это единственный вариант в настоящее время иметь собственное жилье. В итоге, мы сейчас не можем строиться, я практически не работаю, т. к. всё время бегаю по инстанциям, выбивая бумажки в этой огромной бюрократической машине, изучаю существующее законодательство, чтобы доказать чужую неправоту.
Моё требование к Администрации Волосовского района ЛО: только замена участка в том же населённом пункте на полностью пригодный по назначению.
Я готова заплатить разницу в случае, если он будет больше по размеру, либо, если меньше, то получить компенсацию разницы в площади, но я не хочу очередной тягомотины на год!!!
Я предлагаю им оптимальный добровольный вариант решения данной проблемы — простую замену участка на пригодный по использованию. Если же нет, то к этому всё равно привлекут по суду, с вариантами:
1) перенос ЛЭП с участка:
2) выкуп по рыночной стоимости данного участка;
3) обмен на другой участок.
Я бы хотела мирно, без суда разрешить данную ситуацию, но, похоже, Волосовская администрация желает только через суд. Что ж, если по другому не хотят, буду подавать исковое заявление, но это опять же время и нервы.
Документы у меня все на руках.
Убедительно прошу Вас оказать содействие в решении данного вопроса!
Маргарита Валерьевна Пикк

Ответ:
Уважаемая Маргарита Валерьевна!
Рассмотрев Ваше обращение, считаю необходимым отметить следующее.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства исходя из требований к границам установления охранных зон согласно приложению к настоящему Постановлению.
Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются организацией, которая владеет им на праве собственности или ином законном основании (далее — сетевая организация), согласовываются с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике. После согласования границ охранной зоны сетевая организация обращается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости (орган кадастрового учета), с заявлением о внесении сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, на основании которого указанный федеральный орган исполнительной власти принимает решение о внесении в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества сведений о границах охранной зоны.
Охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса РФ охранная зона является зоной с особыми условиями использования территорий. Сведения о зонах с особыми условиями использования территорий в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» в составе, определенном статьей 10, вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 37 Земельного кодекса РФ определено, что предметом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет. Продавец при заключении договора купли-продажи обязан предоставить покупателю имеющуюся у него информацию об обременениях земельного участка и ограничениях его использования.
Кадастровый план земельного участка, о котором идет речь в Вашем обращении, Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» определен как тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической форме и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.
Кадастровый паспорт объекта недвижимости, в отличие от кадастрового плана, представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости, а также в зависимости от вида объекта недвижимости иные предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения об объекте недвижимости, и именно в кадастровом паспорте должны содержаться сведения о границах охранной зоны, расположенной в пределах рассматриваемого земельного участка.
В сложившейся ситуации, когда Вы не были уведомлены о наличии обременения земельного участка охранной зоной ЛЭП, Вам целесообразно обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области с заявлением о получении выписки из Единого государственного реестра прав, в которой должны быть отражены сведения о наличии зарегистрированного обременения.
В случае, если такое обременение зарегистрировано, Вы в соответствии с частью 3 статьи 37 Земельного кодекса вправе требовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных убытков.
В случае, если такое обременение не зарегистрировано, Вы также вправе в судебном порядке потребовать расторжения договора купли-продажи ввиду ненадлежащего исполнения сетевой организацией своей обязанности по внесению сведений о границах охранной зоны в документы государственного кадастрового учета недвижимого имущества, либо признания сделки недействительной, в связи с совершением ее под влиянием заблуждения относительно качеств ее предмета, которые значительно снижают возможности его использования по назначению, либо по иным основаниям.

Ваш депутат С. Н. Никешин

Многие граждане при получении кадастрового паспорта или выписки, сталкиваются с тем, что на их земельный участок (или часть земельного участка) наложены ограничения, т.е. участок (или его часть) входит в охранную зону.

Охранная зона — территория, в пределах которой устанавливается специальный режим охраны размещаемых объектов.

Для обеспечения безопасности населения, а также сохранности объектов: электросетевого хозяйства, электроэнергетики, магистральных трубопроводов, линейно-кабельных сооружений волоконно-оптических линий связи, газопроводов, объектов культурного наследия, и пр. – законом предусмотрено оформление таких зон на близлежащих территориях.

Установление охранной зоны гарантирует беспрепятственный доступ к объектам, расположенным на частных землях, для их ремонта и обслуживания, а также позволяет ограничить или запретить строительство и другие виды деятельности со стороны собственников земельных участков, находящихся в черте данной зоны. Ограничения зоны зависят от ее вида. Например: на территории охранных зон линии электропередачи напряжением до 1000 вольт запрещается осуществлять строительные, монтажные, взрывные и поливные работы, производить посадку и вырубку деревьев, складировать различные материалы, устраивать проезды транспортных средств, производить действия, которые могут нарушить работу электрических сетей или привести к повреждениям. Если участок полностью попадает в охранную зону, тогда ограничение распространяется на всю его территорию.

Сведения об этих зонах подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН). Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, в порядке информационного взаимодействия направляет в орган кадастрового учета решение об установлении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, а также подготовленные в электронной форме сведения, которые должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон и перечень координат характерных точек границ такой зоны.

Также с заявлением о внесении в ГКН сведений о зоне могут обратиться заинтересованные лица: правообладатели объектов недвижимости, в отношении которых установлена зона или арендаторы соответствующего объекта недвижимости (при наличии соответствующей доверенности), с приложением правоустанавливающих документов, подтверждающих законное владение таким объектом.

Одновременно с внесением сведений о зоне с особыми условиями использования территории в ГКН формируются сведения об обременениях на земельные участки или их части, попадающие в границы такой зоны. При этом в течение пятнадцати дней с даты внесения в ГКН сведений о зоне производится уведомление правообладателей земельных участков, попадающих в границы этой зоны и об ограничениях использования земельных участков в границах такой зоны. Данная информация размещается на сайте: ФГБУ «ФКП Росреестра» (http://www.kadastr.ru) в разделе «Новостная лента филиала», а так же на информационных стендах в офисах приема-выдачи документов филиалов по Тамбовской области.

Сведения об охранных зонах вносятся в кадастр по мере обращения. Срок внесения сведений о зонах с особыми условиями использования территории установлен до 1 января 2022 года. Следует отметить, что если вблизи земельного участка расположена линия электропередачи, трубопровод и т.д., то это может указывать на то, что ваш земельный участок входит в охранную зону, а отсутствие в ГКН сведений об охранной зоне не является основанием для освобождения собственника земельного участка, расположенного в границах такой зоны, от выполнения требований к режиму использования таких земель.

Узнать входит ли Ваш земельный участок в границу какой-либо зоны с особыми условиями использования территории можно с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта Росреестра» на сайте Росреестра (http://www.rosreestr.ru)

Кроме того, более подробную информацию о включении земельных участков или их частей в границы охранной зоны собственник может получить из кадастрового паспорта или кадастровой выписки о земельном участке, при условии наличия в ГКН сведений о границах интересующего земельного участка в местной системе координат МСК-68 .

Министерство экономического развития Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 2014 года N 14-15179/14
О рассмотрении обращения

Управление методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Управление Росреестра), рассмотрев обращения, одно из которых поступило из Минэкономразвития России, сообщает следующее.
Согласно информации, представленной ФГБУ «ФКП Росреестра», в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения:
о земельном участке с кадастровым номером: <…>.444 площадью 83870 кв.м, расположенном по адресу: <…> область, <…> муниципальный район, уч. <…>, а также о частях данного земельного участка площадью 1926,46 кв.м и 474,81 кв.м (охранная зона ЛЭП). Сведения о названном земельном участке, в том числе о частях под охранной зоной ЛЭП, внесены в государственный кадастр недвижимости по результатам рассмотрения представленного в феврале 2009 года заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости и документов о межевании. При этом отмечаем, что в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения о части, образованной под охранной зоной ЛЭП, земельного участка, из которого был образован в том числе земельный участок с кадастровым номером <…>.444;
о земельных участках с кадастровыми номерами <…>.1497 площадью 76378 кв.м, <…>.1498 площадью 8052 кв.м, расположенных по адресу: <…> область, <…> муниципальный район, уч. <…>. Также в государственном кадастре недвижимости о названных земельных участках имеются сведения об их частях площадью 12010 кв.м и 958 кв.м (охранная зона ЛЭП), площадью 870 кв.м (охранная зона ЛЭП).
Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами <…>.1497 и <…>.1498, в том числе о частях под охранной зоной ЛЭП, внесены в государственный кадастр недвижимости по результатам рассмотрения поступившего в октябре 2013 года заявления о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости и приложенного к нему межевого плана, подготовленного в связи с образованием двух земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером <…>.799. При этом в государственном кадастре недвижимости уже имелись сведения о части, образованной под охранной зоной ЛЭП, преобразуемого земельного участка с кадастровым номером <…>.799, из которого были образованы земельные участки с кадастровыми номерами <…>.1497, <…>.1498.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре) кадастровый учет в связи с изменением сведений об ограничениях (обременениях) вещных прав на объект недвижимости, в том числе описание части объекта недвижимости, если такие ограничения (обременения) распространяются на часть объекта недвижимости, осуществляется, если иное не установлено Законом о кадастре, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (далее — необходимые для кадастрового учета документы).
В соответствии со статьей 22 Закона о кадастре при учете части земельного участка необходимым для кадастрового учета документом является межевой план.
Требования к подготовке межевого плана, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», утверждены приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 (далее — Требования).
Согласно пункту 61 Требований в редакции, действовавшей до 30.06.2014, графа «Характеристика части» разделов текстовой части межевого плана заполнялась в том числе на основании сведений государственного кадастра недвижимости — в отношении существующих частей, земельных участков, которые сохраняются в прежних либо уточняемых границах на образуемых, измененных или уточняемых земельных участках.
Сведения о государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <…>.444, <…>.1497, <…>.1498 были внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с информацией, поступившей из Управления Росреестра по Ленинградской области (далее — Управление).
При этом, как сообщило Управление, записи о государственной регистрации ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <…>.444, <…>.1497, <…>.1498 под охранной зоной ЛЭП были внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП) на основании кадастровых паспортов земельных участков, представленных для государственной регистрации права собственности на названные земельные участки.
По данному вопросу полагаем необходимым отметить следующее.
Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон о регистрации) подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
При этом согласно статье 56 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК) ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (пункт 6).
Однако действующими федеральными законами не предусмотрена государственная регистрация ограничений (обременений) прав на земельные участки в связи с установлением охранной зоны объектов электросетевого хозяйства.
Согласно статье 21 Закона о регистрации техническая ошибка — это описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка, допущенная органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, при государственной регистрации права и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в ЕРП, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в ЕГРП, которая исправляется по решению государственного регистратора в трехдневный срок после обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях; в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда, арбитражного суда; с заявлением об исправлении такой технической ошибки в суд, арбитражный суд также вправе обратиться соответствующий орган, осуществляющий государственную регистрацию прав.
В соответствии со статьей 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним — это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации; государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права; зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Основываясь на названных положениях, в том числе статьи 21 Закона о регистрации, сам факт государственной регистрации ограничения (обременения) права — наличия в ЕГРП записи о государственной регистрации ограничения (обременения) права на какой-либо объект недвижимости — технической ошибкой являться не может.
В соответствии с Законом о регистрации государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним носит заявительный характер. Пунктом 1 статьи 16 Закона о регистрации установлено, что представление заявлений на государственную регистрацию ограничения (обременения) прав, а также сделок, связанных с ограничением (обременением) прав, осуществляется в порядке, установленном пунктом 2 статьи 13, пунктами 1-3, 5 и 7 статьи 23.1, пунктом 1 статьи 26, пунктами 1-6 статьи 26.1, пунктом 1 статьи 27 и пунктом 1 статьи 29 Закона о регистрации, если иное не установлено федеральным законом.
В этой связи для государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) прав в отношении частей земельных участков с кадастровыми номерами <…>.444, <…>.1497, <…>.1498 правообладатель либо лицо, в пользу которого установлено соответствующее ограничение (обременение) права, либо их уполномоченные представители вправе обратиться в Управление с соответствующими заявлениями и документами, необходимыми для государственной регистрации прекращения ограничений (обременений) прав в отношении частей указанных земельных участков. При этом в соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона о регистрации заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете.
Пунктом 53 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (далее — Порядок ведения ГКН), установлено, что в отношении частей объектов недвижимости «временный» статус кадастровых сведений изменяется на «учтенный», либо «учтенный» — на «архивный»:
со дня государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) вещного права либо со дня государственной регистрации прекращения ограничения (обременения) вещного права (при отсутствии сведений о том, что на данную часть земельного участка зарегистрировано другое ограничение (обременение) вещного права);
со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости на основании документов, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о зоне с особыми условиями использования территории, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования такой зоны;
со дня принятия уполномоченным должностным лицом органа кадастрового учета решения о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о части объекта недвижимости, сформированной самостоятельно органом кадастрового учета с использованием АИС ГКН в соответствии с пунктом 72.1 Порядка ведения ГКН, либо со дня внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территорий.
В Управление и ФГБУ «ФКП Росреестра» направляется для учета в работе. Кроме того, Управлению поручается принять исчерпывающие меры по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации.

Начальник Управления
методического обеспечения
и анализа в сфере регистрации
прав и кадастрового учета
Н.С.Лещенко

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по:
рассылка

Учет и режим использования охранных зон ЛЭП

В настоящее статье мы рассмотрим порядок постановки на кадастровый учет охранной зоны электропередач, а также проанализируем режим ее использования.

Кто ставит на учет охранную зону ЛЭП

Для начала ответим на вопрос, кто же должен ставить на кадастровый учет охранные зоны ЛЭП (зоны отчуждения ЛЭП). Конечно, это обязанность электросетевой организации – владельца воздушной или подземной кабельной линии. В зоне ответственности таких организаций, как правило, находятся многокилометровые ЛЭП, питающие целые города и поселки.

Нередко также частные организации, не осуществляющие в качестве основного вида своей деятельности содержание линий электропередач, имеют на балансе объекты электросетевого хозяйства. Такие объекты обеспечивают жизнедеятельность предприятий и находятся в зоне их эксплуатационной ответственности. Обязанность по постановке линии на государственный кадастровый учет будет лежать на таком частном предприятии.

Независимо от того, кто является собственником линии, организация должна привлечь кадастрового инженера, который подготовит карту (план) границ охранной зоны ЛЭП. Далее карта (план) отдается на согласование в Ростехнадзор, а Ростехнадзор уже передает данные Росреестру для их внесения в ЕГРН. Однако, как показывает практика, Ростехнадзор иногда возвращает такие документы, и кадастровому инженеру приходится подавать их в Росреестр самостоятельно.

Использование земельных участков в охранных зонах, а также порядок внесения сведений о них в ЕГРН устанавливается Постановлением Правительства РФ от 24.02. 2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон».

Зачем проводить кадастровый учет ЛЭП?

Режим использования земель в зоне отчуждения ЛЭП должен быть строго регламентирован ввиду нескольких причин. Линия электропередач является промышленным объектом повышенной опасности и одновременно объектом с высокой степенью важности для обеспечения социальных и промышленных нужд. Сбои в работе электросетей могут полностью остановить производство и парализовать движение общественного транспорта на территории с большой численностью населения. Именно поэтому любые виды работ, проводимые вблизи линий электропередач, должны осуществляться под строгим надзором специалистов электросетевой организации.


Опоры линий электропередач должны быть доступны для подхода к ним специалистов, чтобы не создавалось препятствий при необходимости оперативного устранения аварий. После того как постановка охранных зон линий электропередач на кадастровый учет будет завершена, электросетевая организация должна установить специальные предупреждающие указатели с размером охранной зоны вдоль оси линии. Данные указатели будут информировать население и должностных лиц о наличии линии электропередач. Наличие предупреждающей информации в большинстве случаев поможет предотвратить несчастные случаи и повреждение кабельных линий.
Если юрлицо или гражданин построили в охранной зоне ЛЭП капитальный объект, мешающий проведению ремонтных работ, владелец сети может заставить снести незаконную постройку. Для этого необходимо получить решение суда о сносе построек в охранной зоне ЛЭП.
Однако это можно будет сделать, только если зона внесена в государственный кадастр недвижимости и документацию по планировке территории.

Важно знать! Строительство и ремонт объектов капитальных объектов в охранной зоне возможны только по согласованию с электросетовй организацией. Чтобы получить разрешение на строительство в охранной зоне ЛЭП у органов архитектуры, необходимо вначале получить соответствующее письменное согласование электросетевой организации. Если исторически дом стоит в охранной зоне ЛЭП, то сносить его, скорее всего, никто не будет, однако может быть дан запрет на его реконструкцию.

Какие бывают линии электропередач?

Порядок использования участков в охранной зоне зависит от вида линии электропередачи и ее напряжения. Разделяют воздушные линии, подземные кабельные линии, подводные кабельные линии. Для линий свыше 1000 вольт вводятся дополнительные ограничения.

В охранной зоне подводных линий наиболее характерные ограничения деятельности — это запреты на дноуглубительные работы, бросание якорей и лов рыбы придонными орудиями, землечерпательные работы, погрузочно-разгрузочные работы без согласования электросетевой организации.

Для подземных линий наиболее важным будет запрет проведения земляных работ без соответствующего разрешения владельца кабельной линии. В зоне отчуждения воздушных линий запрещается проведение высотных работ без соответствующего письменного разрешения.

Независимо от вида линии запрещается возведение любых сооружений, которые могут ограничить доступ к объекту электросетевого хозяйства. Для линий напряжением свыше 1000 вольт однозначно запрещается строительство любых жилых зданий, большого перечня объектов социального назначения, размещение складов ГСМ.

Имейте в виду! Карта охранных зон лэп ленинградской области находится на сайте Росреестра (раздел «Публичная кадастровая карта»)

Последствия не установления охранной зоны

Данная информация является очень важной для электросетевых организаций, поскольку являясь владельцами опасного промышленного объекта, именно они должны в полной мере обеспечить безопасность проведения работ вблизи этого объекта. Это касается прежде всего информирования населения и должностных лиц о наличии кабельной линии.

Сделать это можно единственно возможным способом: внести охранную территорию в государственный реестр недвижимости и установить на местности предупреждающие знаки. Тогда лицо, которое, например, планирует проведение земляных работ, сможет увидеть как на местности, так и по документам, что в зоне производства работ есть охранная территория. Следовательно, так как проведено оформление охранной зоны ЛЭП, потребуется предварительное согласование предстоящих работ с собственником линии.

Конечно, на это можно возразить, что перед производством земляных работ заказывается топографическая съемка земельного участка. Однако следует учитывать, что у нас имеется очень много неучтенных кабельных линий, проложенных еще в советское время, о которых знает только собственник объекта электросетевого хозяйства. Поэтому лучше потратить деньги на услуги кадастрового инженера и отмежевать зону отчуждения, чем потом нести ответственность за обесточивание предприятия или даже за несчастный случай поражения электрическим током. Нести такую ответственность при не установлении охранной территории будет руководитель предприятия, инженер по охране труда или иное ответственное должностное лицо.

Кроме того, при серьезном ЧП организация не внесшая своевременно границы охранной зоны в ЕГРН будет нести также гражданско-правовую ответственность в виде материального ущерба, причиненного всем пострадавшим лицам. Следовательно, если охранная зона ЛЭП кадастровый учет не прошла, предприятие — собственник сети и его должностные лица при наступлении определенных обстоятельств могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности.

Охранные зоны ЛЭП, сервитут

Наличие охранной территории предполагает также наличие сервитута. Это означает, что собственник земельного участка, который попал в зону отчуждения ЛЭП, должен обеспечить беспрепятственный доступ сотрудникам электросетевой организации. Если же при аварии представитель собственника линии будет не допущен к объекту, лицо, препятствующее проведению работ, могут привлечь к ответственности. Именно для этих целей устанавливается сервитут в охранной зоне ЛЭП. Проведение плановых работ на объекте электросетевого хозяйства осуществляется с предварительным уведомлением собственника земельного участка, расположенного в границах зоны отчуждения ЛЭП , проведение внеплановых работ – без предварительного уведомления.

Санитарно защитные зоны воздушных ЛЭП

Воздействие электрического поля высоковольтных линий неизменно наносит вред здоровью человека. Поэтому при проектировании ЛЭП необходимо выдерживать определенные расстояния до жилых зданий и строений. Именно с этой целью в 1988 году был разработан и утвержден СанПиН 297184, которым следует руководствоваться при проектировании высоковольтных линий. Под высоковольтными линиями в СанПиНе понимаются ВЛ напряжением свыше 330 кВ, для остальных линий с более низким напряжением санитарно-защитные зоны не устанавливаются.

На санитарно-защитных территориях запрещается размещение любых жилых и общественных объектов капитального строительства, а также временных сооружений (например летних кафе), поскольку это может быть опасным для здоровья людей. На территории санитарно-защитных зон ВЛ 330 -550 кВ все же допускается возведение жилых строений, но при условии оборудования их защитными конструкциями для снижения напряженности электрического поля. Поэтому если, например, поселок ИЖС попал в охранную зону после постройки ЛЭП свыше 550 кВ, строительство такой линии будет являться незаконным.
Проверка соблюдения режима использования охранных зон ЛЭП.

Проверка режима использования охранных территорий ЛЭП осуществляется должностными лицами (инспекторами) Ростехнадзора. Предметом проведения проверок является соблюдение правил эксплуатации электросетей, а также условий ведения хозяйственной деятельности на территории охранной зоны ЛЭП.

Объектом проверки является земельный участок, который находится в границах охранной зоны объекта электросетевого хозяйства. Может осуществляться как проверка документов, так и выезд на место для осмотра земельного участка и объекта электросетевого хозяйства. После проведения проверки составляется акт, где указываются нарушения или отмечается их отсутствие. Основное, на что смотрят инспекторы, это насколько свободна для доступа опора ЛЭП на земельном участке, и можно ли будет в случае аварии на линии осуществить их починку. Также инспекторы могут проверить, было ли получено согласование строительства в охранных зонах ЛЭП капитальных объектов.

Важно знать! Согласно ст.9.8 КОАП РФ нарушение правил охраны электросетей напряжением более 1000 вольт, вызвавшее или могущее вызвать перерыв в обеспечении электроэнергией потребителей влечет наложение штрафа: от пятисот рублей до одной тысячи рублей на граждан; от одной тысячи до двух тысяч рублей на должностных лиц; от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей на юридических лиц.

Часто задаваемые вопросы

1. Почему в кадастре отсутствуют сведения охранной зоны ЛЭП?
Скорее всего, собственник сети не озаботился внесением зоны в Государственный реестр недвижимости или же данные реестра отображаются некорректно.

2. Как на публичной кадастровой карте посмотреть охранную зону ЛЭП?
Следует зайти во вкладку «управление картой» и подключить слой «зоны с особыми условиями территорий».

3. Как оформить охранную зону ЛЭП в кадастре недвижимости?
Нужно обратиться к кадастровому инженеру, который по координатам линии электропередач нанесет буфер зоны отчуждения, сформирует карту (план) . Далее кадастровый инженер проведет необходимые согласования в управлении Ростехнадзора и внесет сведения об охранной зоне в Государственный реестр недвижимости.

4. Кто сдает в кадастровую карту план охранной зоны ЛЭП?
Карту(план) сдает заказчик работ либо кадастровый инженер на основании доверенности.

5. Могут ли предоставить земельный участок в охранной зоне ЛЭП?
Такие участки не являются изъятыми из оборота и поэтому могут быть предоставлены гражданам и юридическим лицам с учетом ограничений в использовании, установленными законодательством.

6. Как узнать о постановке на учет охранной зоны ЛЭП?

При установлении охранной зоны происходит опубликование соответствующей информации в местной газете. Там приводится список участков, попавших в охранную территорию ЛЭП. Кроме того, можно заказать выписку из ЕГРН, где в разделе «обременения» будут содержаться сведения об охранной зоне.

7. Можно ли построить дом в охранной зоне ЛЭП на приватизированном участке?
Можно, но только при разрешении собственника объекта электросетвого хозяйства, для которого установлена охранная территория.