Удостоверение поисковика

Краткое описание проектаОсновная идея проекта заключается в «оживлении» исторических артефактов для возможности произвести более глубокое впечатление, чем традиционные методы патриотического воспитания. Основная целевая аудитория проекта — молодежь в возрасте от 14-17 лет, но т.к. мероприятие носит публичный характер, то благополучателями станут все участники мероприятия. Проект имеет два направления: историко-просветительское и популяризация поисковой деятельности. В рамках проекта будут организованы 50 мобильных выставок, приуроченных к проведению Дней воинской славы в учреждениях образования Красноярска. В ходе выставки, учащиеся ознакомятся с артефактами ВОВ, найденными и обработанными поисковиками отряда «Наследие». Мобильная экспозиция представлена элементами военного быта, окопной жизни советских и немецких солдат. Экскурсия выставки проходит как сравнительный анализ экспонатов с приведением исторических фактов. К каждому экспонату прилагается этикетка с QR-кодом, при переходе с которого участник попадает на место где был найден артефакт и в результате каких исторических событий появился. По итогам выставки поисковики отряда «Наследие» проведут для учащихся интерактивный квест «История Победы» усвоение и закрепление исторических знаний и туристических навыков. В ходе квеста ребята познакомятся не только с занимательными историческими фактами ВОВ, но и с поисковой деятельностью. По итогам интерактивного квеста участники получат путевки на первоначальное дистанционное обучение поисковой деятельности. Активисты, принявшие решение пройти обучение и вступить в поисковый отряд «Наследие» будут посвящены в поисковики, им будет вручены форма и удостоверение поисковика. Главными экскурсоводами мобильной выставки и ведущими интерактивного квеста станут волонтеры поискового отряда «Наследие» в отличительной форме с шевронами отряда. Выставка с элементами реконструкции позволит молодежи самим примерить историческую форму, потренироваться управлять макетами исторического оружия, сделать памятные фотографии. Экспозицию выставки планируется усилить презентационными материалами о поисковой деятельности, фотозоной, макетами охолощенного оружия. В результате реализации проекта участниками станут не менее 600 человек, проект будет освещен в сюжете местного телеканала, в социальных сетях будет не менее 300 фотографий, не менее 30 активистов станут поисковиками отряда «Наследие».

Началась работа по созданию специальных удостоверений участников поискового движения. Здесь будет обсуждаться внешний вид удостоверения, станут приниматься заявления на выдачу оного.
Предвариловка:
Удостоверение будет выдаваться при выполнении пяти условий:
1. Заявление с просьбой «принять в ряды» и выдать удостоверение.
2. Участие минимум в двух экспедициях. Уже были случаи, когда человек появлялся единожды и потом исчезал навсегда. На фиг нам такие липовые поисковики, размахивающие нашими удостоверениями?
3. Оплата расходов на изготовление удостоверения. Зависит, конечно, от объема заказа, но, думаю, сумма будет в районе 100 рублей на человека.
4. Предоставление в электронном виде фотографии для удостоверения.
5. Внесение годовых членских взносов в размере 200 рублей. Касается только членов отряда «Курган». Не относится к членам отрядов «Застава», «Балахнинский уездъ», «Искатель», «Светоч» и «Каскад».
Образец заявления:
Руководителю Нижегородского регионального
отделения Общероссийского общественного движения
по увековечению памяти погибших при защите Отечества
«Поискового движения России»
Ф.Б. Дроздову
от участника поискового отряда «Ххххх»
Иванова Ивана Ивановича
Заявление
Прошу принять меня в состав Нижегородского регионального отделения Общероссийского общественного движения по увековечению памяти погибших при защите Отечества
«Поисковое движение России» и выдать мне удостоверение данного отделения.
Дата
Подпись с расшифровкой
Vivunt mortui dum memorantur a vivis

3 июня СМИ рассказали, как «черный копатель», сам того не ожидая, помог Академии наук найти ценный клад монет. Клад он нашел еще в 2016 году, а в начале 2019-го случайный «благодетель» получил штраф — почти 1500 серебряных монет конца XIV века мужчина пытался продать частным коллекционерам, пока в дверь не постучали правоохранители. С приходом лета в стране начался новый сезон раскопок — студенты истфаков, археологи пакуют чемоданы, а копатели, кладоискатели всё чаще выбираются в поля. Кого называют «черными копателями», нарушают ли обладатели металлоискателей закон, что находят, есть ли свой «кодекс чести» и как легально искать древности — разбирались «Известия».

Собери себе трактор

«Черный копатель», «черный археолог» — собирательный образ любителя древностей, который без специальных документов не гнушается копать даже на археологических объектах. Найденное государству не несет, а продает где-нибудь на черном рынке, частным коллекционерам.

Кладоискателю Александру, как и многим его «камрадам», сравнение с «черными копателями» неприятно и вообще не про них: «Мы не производим археологические раскопки». Как говорил непревзойденный герой Владимира Этуша: «Это роль ругательная, и прошу ко мне ее не применять». Хотя однажды Александр встретил одного «черного археолога».

Монеты, найденные на одном из полей Калужской области

Фото:

«Это было несколько лет назад. Я ходил по полю, ко мне подъехала машина, и вышел человек. Несколько минут он походил рядом со мной, потом сказал, что тут недалеко есть городище, и предложил туда поехать, так как находки там, как он выразился, «будут поинтереснее», — рассказывает «Известиям» кладоискатель. — Я сказал: «А как же закон? Городище — это объект культурного наследия, и ходить там с металлоискателем нельзя». Он ответил, что в радиусе нескольких десятков километров мы никому не нужны и не помешаем. Я отказался. Он покрутил пальцем у виска и уехал».

Для большинства кладоискателей, поясняет Александр, такое занятие — хобби. С металлоискателями (а они не запрещены) можно встретить банкира, полицейского, студентов, продавцов, пенсионеров. Всего, по подсчетам кладоискателя, по России с металлоискателями ходит около 600–700 тыс. человек.

«Есть люди, которые увлеклись по медицинским показаниям: врач сказал, что надо больше двигаться. Один знакомый, который, чтобы разработать руку после инсульта, стал ходить с металлоискателем. Теперь этот дед многим молодым фору даст! — говорит Александр. — Несколько знакомых, которые бросили пить и увлеклись. Теперь ведут здоровый образ жизни».

Первой находкой Александра была копейка 1981 года, которую он нашел на пляже. Чаще всего, говорит, монеты времен СССР и находит, больше только металлолома.

Фото:

«Бывает, ходишь по полю и думаешь, что при желании можно собрать трактор, — смеется Александр. — Также на полях очень много так называемой конины (элементы конской упряжи. — «Известия»). Стоимость ее копеечная. Бытует мнение, что, собирая эту конскую упряжь, можно озолотиться, но это не так. Несколько лет назад смотрел интервью с археологом, который говорил, что кладоискатели зарабатывают по 150 тыс. рублей каждый месяц, собирая всё, что находят на полях. Это ложь и не имеет никакого отношения к действительности».

Пробуем подсчитать затраты и прибыль: цена на приличный металлоискатель начинается от 40–50 тыс. рублей плюс экипировка, одежда, бензин; редкая монета, поясняет Александр, стоит больше 100 рублей, а то и меньше. Тонна черного лома — 4 тыс. рублей (за сезон возможно собрать тонны три).

«Совсем навскидку получится в лучшем случае 20 тыс. рублей за сезон с апреля по сентябрь-октябрь. Вычтем затраты на бензин, обслуживание авто, еду, дорогу. Получится большой минус. Поэтому, честно скажу, 90% всех кладоискателей увлекаются этим как хобби, на которое не жалко потратить деньги, но взамен приобретаешь здоровый отдых (за день мы проходим 10–12 км, иногда чуть больше)».

Каждый «охотник» должен знать

Проблемы, с которыми столкнется «копатель», изложены в 245-м Федеральном законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии». Согласно ст. 243.2 УК РФ, «поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания на поверхности земли, в земле или под водой, проводимые без разрешения (открытого листа), повлекшие повреждение или уничтожение культурного слоя, наказываются штрафом в размере до 500 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на срок до двух лет». Если копаться на объектах археологического наследия (городища, курганы, могильники и так далее), да еще со спецсредствами и в компании «единомышленников» по предварительном сговору, то наказание будет жестче — до шести лет тюрьмы.

Так, в конце декабря было возбуждено уголовное дело в отношении двух жителей Севастополя, которые нашли и присвоили себе древнегреческий кувшин для вина — ойнохою краснолаковую возрастом 1800–1900 лет.

Древнегреческий кувшин для вина, обнаруженный у двух жителей Севастополя

Фото: пресс-служба СК РФ

Впрочем, автор этого текста тоже вполне могла сойти за «черного копателя». На Таманском полуострове куда ни глянь, везде культурный слой: осколки, плетеные ручки от древних кувшинов. Редкая дырка в курятнике не была прикрыта фрагментом античной амфоры. Лет в 10 по «предварительному сговору» с подругой («Оля, давай кувшин искать») мы отправились на берег Таманского залива. Через полчаса раскопок песчаного обрыва (сурово, руками) на свет явилась амфора. Не целая, с обломанными ручками, но если склеить, то как новенькая. В какой-то момент на сцене появилась соседка Ирка и заявила, что отдаст находку в «новороссийский музей». Сознаемся — как от сердца отрывали. Минут пять терзались сомнениями: как такое сокровище отдать? Но гражданская сознательность победила. Где сейчас Ирка и кувшин — до сих пор не знаем.

«С точки зрения закона любое воздействие на культурный слой — это нарушение: будь то на поле, пляже, на дороге в лесу, даже в огороде. Но с точки зрения логики это бред, — возмущается Александр. — Трактор едет по полю и пашет — тоже ведь нарушает. Давайте сажать всех трактористов и огородников!»

Что такое «объекты культурного наследия»?

Объекты культурного наследия — это места (здания и земельные территории), которые включены в «Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации». «Повредить или уничтожить» их можно, если производить раскопки или изымать ценности, находящиеся в таких местах.

Чтобы понять, какие конкретно объекты являются памятниками культуры, нужно зайти на сайт Единого государственного реестра opendata.mkrf.ru и посмотреть их список. Также их можно сразу посмотреть на карте, чтобы случайно не заехать и не заниматься кладоискательством там. Например, внизу на карте отмечена Академическая дача И.Е Репина — это означает, что ни в ней, ни в ее окрестностях (территориально принадлежащих даче) нельзя производить поиск и коп.

Обратите внимание, что штраф за копание в таких местах может достигать трех миллионов рублей и даже трех лет лишения свободы. Поэтому настоятельно рекомендуем воздержаться от поиска ценностей в таких местах.

Что такое «культурный слой»?

Культурный слой — это слой в земле или воде, сохранивший следы жизнедеятельности человека, которым более ста лет. То есть это означает, что копать в том месте, где людей нет сто и более лет, но сохранились их следы жизнедеятельности, категорически запрещено. Рассмотрим это на примере.

Предположим вы решили заняться поиском монет времен Николая II. Вы взяли старые карты и нашли деревню, которая раньше существовала, но в Первую Мировую Войну была уничтожена. Хотя этой деревни уже нет, и она отсутствует на современных картах, она все же сохраняет следы жизнедеятельности людей. Однако этим следам уже больше ста лет, поэтому если правоохранительные органы застанут вас там копающими николаевские монетки, то последствий не избежать.

Другое дело копать там, где люди вели свою жизнедеятельность меньше, чем сто лет назад. Если нашли на старых картах, предположим времен Второй Мировой Войны, деревню, которая теперь заброшенная (если не является частной собственностью), то по закону там вести поиск можно. Однако всегда стоит учитывать, что могут попасться представители полиции, которые не знают, как давно в этом месте были люди, и будут давить на то, что вы нарушаете закон.

Где можно копать без каких-либо проблем?

Пляжи рек и морей, а также поля, которые ежегодно пашутся — это места, где камрады могут свободно искать монетки и другие ценности, так как там следы жизнедеятельности видны всегда. Однако в случае сельскохозяйственных угодий стоит помнить следующее: копать можно только на государственной территории. Если это частные владения, то владелец может предъявить обвинения за вторжение, и тогда против нас начинает действовать уже другой закон. Советуем перед выездом найти владельца или ответственного за поля и просто договориться с ним — тогда проблем никаких не будет.

Если вы только начинаете заниматься кладоискательством, то советуем вам пройти свой огород, огороды своих родителей и друзей — по опыту скажем, там можно найти много интересного и ценного.

Лучше всего сразу купите себе металлоискатель, который может отсекать некоторые виды металлов – так вам не придется копать кучу консервных банок и пивных крышек. Классный прибор для этого Minelab X-Terra 705, который позволяет искать только конкретный металл и прекрасно видит цели. Кстати, если вы хотите выбрать себе металлоискатель, но не знаете, на что обратить внимание, тогда вам в помощь эта статья.

Напоследок всем камрадам хотим сказать: всегда соблюдайте законы государства, и копайте только в разрешенных местах, а таких в нашей необъятной стране огромное множество. Так вы избежите серьезных проблем и будете заниматься копом в свое удовольствие. Поверьте, там, где искать можно, очень много всего интересного и ценного, надо лишь его найти!

СТРАСТИ ВОКРУГ КЛАДОВ

Меня никогда не интересовала денежная ценность предметов, которые я нахожу. Моя цель – прикосновение к истории. Это гораздо дороже.

Когда я впервые нашел куски русского чугунного ядра и показал сыну, мы с ним сели и начали представлять, что чувствует человек, когда такая штука свистит мимо него… А если эта штука еще в него и попадет, то там вряд ли что-то останется. Кстати, только один осколок этого ядра весил около полутора килограммов. Когда ты держишь в руках вот такое ядро, ты понимаешь, как деды воевали. Это не кто-то что-то тебе рассказал. Этот ты сам чувствуешь и понимаешь руками.

Еще я ищу ради самого поиска. Это же приключение. Вы знаете, за всю свою копательскую карьеру я нашел два клада. Иду как-то с металлоискателем вдоль Волги. Вдруг он дает двойной звук – это значит, что где-то совсем рядом лежит цветной металл. Начинаю копать. И вдруг лопата ударяется о доски. Поднимаю доски и вижу полиэтиленовую пленку, а под ней – новые доски, наложенные поперек первых. Потом опять пленка и опять доски. Так три слоя. Наконец я поднимаю последние доски и вижу три ящика.

В первом ящике лежали пустые трехлитровые банки и пачка соли. Второй ящик был из-под артиллерийского комплекта. Он был покрыт плесенью и пустой. А в третьем ящике – лежала лампа, топорик, самодельный нож и пила. Я понял, что это ребята играли в Тома Сойера. Приятели, которым я показывал, сказали, что самое ценное в «кладе» – это банки. И забрали их себе.

А второй клад я нашел в брошенной избе, под половицами возле печки. Это был чугунный горшок, полный ржавых канцелярских скрепок. Кому нужно было это прятать – ума не приложу!

КОГДА РАСКОПКИ – БИЗНЕС

Кроме любителей, есть еще профессиональные поисковики. Их где-то 25%. У них хорошая техника: металлоискатели, квадрокоптеры (с их помощью они прочесывают местность). Кстати, их технические решения иногда очень остроумны. Например, к рыболовной удочке они привязывают мощный магнит, и тщательно прочесывают им дно водоема. Или делают ящик из сита и через него пропускают ил со дна. Я раньше думал, что это неинтересно. Но когда один мужичок выложил передо мной вот такую горку монет, которых он наковырял в реке за два дня, я просто изумился. Самое интересное было начать эту горку разбирать.

Профессиональные поисковики тоже не работают на территориях памятников. Они раскапывают старые деревни и урочища. Во многих местах, например в Подмосковье, за такими копателями следят полицейские дроны. Они отслеживают с воздуха копателей, находят их машины, фиксируют номера. И потом, при выезде на трассу, машину тормозят и проверяют.

Эти люди уже продают свои находки любителям старины. Это делается на специализированных сайтах, на барахолках…Зайдите в интернет на любой сайт копателей. Продается все что угодно: посуда, украшения. Это не только старинные вещи. Вы не представляете себе, какое количество украшений теряется на наших пляжах! на старых пляжах, например, очень много золотых украшений советского времени. Поисковикам-профессионалам все равно, к какому времени относится находка. Главное ее ценность. Если за нее можно что-то получить – нет проблем.