Улетел в кювет, что делать?

lightpoet / .com

Если в ДТП пострадал только один автомобиль, то его водитель вправе оставить место происшествия без вызова сотрудников полиции. На это указал Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая жалобу автолюбителя, лишенного прав по ч. 2 ст.12.27 КоАП (оставление места ДТП его участником).

Его машина, действительно, попала в ДТП – неудачно съехала в кювет и перевернулась. К счастью, в инциденте больше никто не пострадал. Водитель добрел до ближайшего придорожного кафе (там работала его жена), чтобы перевести дух. Вскоре туда же подъехали и сотрудники ГИБДД. Его обвинили в том, что он скрылся с места аварии, привезли обратно к опрокинутой легковушке и составили протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Районный суд согласился с тем, что водитель нарушил предписания п. 2.5 ПДД, что правонарушение это вообще имеет повышенную общественную опасность, а потому отобрал права на год. Краевой суд с ним целиком согласился.

ВС РФ рассуждал более тонко:

  • Правила дорожного движения содержат несколько наборов правил для водителей – участников ДТП;
  • в частности, согласно п. 2.5 ПДД (нарушение именно этого пункта и вменялось автолюбителю) при ДТП водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
  • п. 2.6 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого погибли или ранены люди: вызвать неотложку и полицию, оказать первую помощь и другие обязанности;
  • п. 2.6.1 ПДД устанавливает обязанности для участников ДТП, в результате которого вред причинен только имуществу: освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав положение транспортных средств. При этом если участники ДТП имеют разногласия по поводу его обстоятельств, то они должны сообщить о случившемся в полицию для получения указаний о месте оформления ДТП. А вот если разногласий нет, то причастные к происшествию водители не обязаны звонить стражам порядка, могут уехать с места ДТП и оформить документы, используя различные варианты;
  • следовательно, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения в результате такого происшествия вреда только имуществу и отсутствия между ними разногласий на предмет характера, перечня и оценки полученных повреждений;
  • а значит, при отсутствии пострадавших, при отсутствии иных участников ДТП, с учетом причинения вреда только владельцу перевернувшегося автомобиля у его водителя отсутствует императивная обязанность оставаться на месте дорожно-транспортного происшествия и сообщать о случившемся в полицию (Постановление ВС РФ от 8 ноября 2018 г. № 18-АД18-59).

Итог – дело прекращено за отсутствием события правонарушения.

Главный принцип при езде зимой — волевым решением заставить себя как можно меньше крутить руль и всегда нажимать на педаль газа в стиле «медленно и печально». Причем относится это к машинам с любым типом привода. Зимой опасно не только превышение разумной для текущих условий скорости, но и небольшие рывки, на которые летом внимания не обращаешь. Дело в том, что даже при движении по прямой, но скользкой дороге (накатанному снегу, например) колеса держат автомобиль гораздо хуже, чем на сухом асфальте. И любой толчок может нарушить хрупкое равновесие воздействующих на машину сил, отправив ее в неуправляемый полет.

Таким «спусковым крючком» может стать все, что угодно. Чуть более резкое движение руля при обгоне или объезде какой-нибудь неровности, судорожное нажатие на педаль газа, от которого одно из ведущих колес на долю секунды забуксует, потеряв сцепление с дорогой. Про резкое торможение можно и не говорить: клевок «морды» при нажатии на тормоз, передние колеса загружаются и лучше цепляются за полотно дороги, задние — наоборот, и вот уже багажник поехал обгонять капот… Кстати, одна из самых частых ошибок водителя, приводящих к путешествию в отбойник или в бок соседа по потоку — страх.