Устранение дефектов товара

Существенный недостаток технически сложного товара в отличие от несущественного дает потребителю больше времени, чтобы обратиться за возвратом денег. Характер брака важен и тогда, когда покупатель — коммерсант. Подобрана практика, которая позволит продавцам различать эти недостатки и избегать споров.

Легкоустранимый недостаток, выявленный один раз, не считается существенным

В июне Верховный суд Республики Башкортостан напомнил, по каким признакам можно считать недостаток товара существенным. Среди них — невозможность его устранить. Если товар легко отремонтировать, дефект существенным не признают. Например, брак дисплея компьютера к такому недостатку не отнесли.

Повторяющиеся недостатки существенны, даже если к судебному разбирательству они устранены

Если недостатки устранены, это не значит, что они не были существенными. Когда дефекты появляются после устранения, не дают использовать товар по назначению, это говорит о том, что они существенные. Неважно, что к судебному разбирательству их устранили и на момент спора товар был в рабочем состоянии. Такое мнение ВС РФ озвучил чуть меньше года назад. Он рассмотрел случай, когда автомобиль чинили больше четырех раз, но апелляцию это не смутило.

Замена некачественного товара — не признак того, что в нем был существенный недостаток

Продавец может сам решить, как устранить недостаток товара: заменить одну из комплектующих или поменять товар на аналогичный. Если продавец выбирает второй способ, это не значит, что недостаток технически сложного товара был существенным, отметил ВС РФ в марте.

Импортер должен сначала попробовать устранить существенный недостаток и только потом вернуть деньги

Как известно из обзора практики ВС РФ, если существенный недостаток выявлен спустя два года после передачи потребителю и к этому моменту истек гарантийный срок, покупатель может требовать вернуть деньги только у изготовителя (уполномоченной организации, импортера). В апреле ВС РФ уточнил: сначала потребитель может просить только устранить недостаток. Если в течение 20 дней проблема не будет решена или выяснится, что исправить дефект нельзя, тогда возвращаются деньги.

Покупатель может использовать способы устранения «легкого» брака, даже если недостаток существенный

ВС РФ рассмотрел интересный случай с покупателем-коммерсантом, но логика суда применима и в спорах с потребителями. Тогда суд опроверг довод апелляции о том, что при выявлении существенных недостатков товара покупатель не может требовать возместить расходы на их устранение. По ее мнению, это право должно работать только при выявлении несущественных недостатков. ВС РФ с этим не согласился и указал, что покупатель может предъявить любое из пяти требований, перечисленных в пп. 1 и 2 ст. 475 ГК РФ. Для потребителей это требования, указанные в п. 1 ст. 18 Закона о защите прав потребителей.

Рекомендуем: В каких случаях продавец обязан вернуть потребителю деньги за некачественный товар

Если продавец по какой-либо причине сомневается, является ли дефект производственным браком либо причинен потребителем, причину возникновения дефекта будут выяснять специалисты. Обязательство выяснения причины появления дефекта лежит в течение первых шести месяцев на продавце, после этого срока потребитель и продавец договариваются о том, кто займется выяснением причин дефекта.

Кроме вытекающего из Обязательственно-правового закона права на предъявление претензии в течение двух лет продавец также может предложить гарантию продавца.

Гарантия означает, что продавец должен предложить потребителю больше прав, чем права, действующие в течение двухлетнего периода предъявления претензии. К примеру, срок гарантии может превышать два года или гарантия может содержать прочие преимущества, например замена товара на время его гарантийного ремонта, круглосуточное обслуживание клиентов и т. п.

Вышеизложенное действует и в случае, если вы купили у продавца услуг какую-либо услугу. В случае услуги вы имеете право предъявить продавцу претензию в течение двух лет с момента получения услуги.

Торговец обязан ответить вам письменно в течение 15 дней.

Если вы не получили от продавца ответа, продавец отказывается от разрешения жалобы или вы не согласны с предложенным продавцом решением, вы можете предъявить претензию относительно торговца в комиссию по потребительским спорам.

Если вы не согласны с решением комиссии, вы можете обратиться в уездный суд. То же самое может сделать противоположная сторона.