УТС по КАСКО

О существовании УТС знают не все автовладельцы, между тем, это понятие напрямую касается объема компенсационных выплат, которые можно получить по страховке ОСАГО.

УТС расшифровывается как «утрата товарной стоимости» автомобиля. Общеизвестно, что при продаже можно заявить о том, что транспортное средство никогда не попадало в ДТП. Следовательно, безаварийные авто имеют более высокую стоимость среди равных им по прочим параметрам.

Разница в цене между не попадавшим в аварии транспортным средством и попадавшим — есть УТС.

Что такое УТС?

Чтобы узнать, что такое УТС достаточно лишь вчитаться в его расшифровку.

УТС – утрата товарной стоимости. Означает причинение ущерба деталям, защитным поверхностям, замену узловых соединений и иных деталей, связанных с транспортным средством полученные в ходе ремонта или дорожного происшествия, в следствии чего автомобиль теряет свой внешний вид или товарную стоимость.

Схожее определение было указано в постановлении Верховного Суда РФ от 24.07.2007г. №ГКПИ07-658. Данное постановление обозначает ущерб, который относят к страховым инцидентам.

Объясняя простыми словами, утрата товарной стоимости – снижение качества транспортного средства, а также его внешнего вида.

В случае понижения рыночной стоимости автомобиля, а также в случае ДТП или отсутствия его виновника, суд предлагает страховой компании включить расчеты по УТС в свои выплаты по полису КАСКО.

Обычно адвокаты работают по статьям: п.2 ст.15, п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств», а также ст.929 Гражданского Кодекса, ознакомившись с которыми можно понять, что УТС является реальным ущербом, который в обязательном порядке необходимо рассчитывать и вносить в страховые выплаты.

Договор обязательного страхования заключается в отношении владельца транспортного средства, лиц, указанных им в договоре обязательного страхования, или в отношении неограниченного числа лиц, допущенных владельцем к управлению транспортным средством в соответствии с условиями договора обязательного страхования, а также иных лиц, использующих транспортное средство на законном основании.

п.2 ст.15 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»

Страховая выплата, причитающаяся потерпевшему за причинение вреда его здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом в счет возмещения расходов, связанных с восстановлением здоровья потерпевшего, и утраченного им заработка (дохода) в связи с причинением вреда здоровью в результате дорожно-транспортного происшествия.
Страховая выплата за причинение вреда здоровью в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего осуществляется страховщиком на основании документов, выданных уполномоченными на то сотрудниками полиции и подтверждающих факт дорожно-транспортного происшествия, и медицинских документов, представленных медицинскими организациями, которые оказали потерпевшему медицинскую помощь в связи со страховым случаем, с указанием характера и степени повреждения здоровья потерпевшего. Размер страховой выплаты в части возмещения необходимых расходов на восстановление здоровья потерпевшего определяется в соответствии с нормативами и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации, в зависимости от характера и степени повреждения здоровья потерпевшего в пределах страховой суммы, установленной подпунктом «а» статьи 7 настоящего Федерального закона.
Информация о номере страхового полиса и наименовании страховщика, застраховавшего гражданскую ответственность владельца транспортного средства, виновного в дорожно-транспортном происшествии, сообщается пешеходу, пострадавшему в таком дорожно-транспортном происшествии, или его представителю в день обращения в отделение полиции, сотрудники которого оформляли документы о таком дорожно-транспортном происшествии.

п.2 ст.12 ФЗ «Об ОСАГО владельцев транспортных средств»

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).

ГК РФ Статья 929. Договор имущественного страхования

В каких случаях положено возмещение

В первую очередь, утрата товарной стоимости должна быть включена в список рисков, покрываемых полисом. Ее наличие в этом списке зависит от условий страховщика и выбранной вами программы страхования. Чтобы рассчитывать на возмещение УТС, необходимо включить этот пункт в страховку при оформлении.

Возмещение УТС действует для повреждений, полученных в ходе страхового случая, указанного в полисе. При этом компенсация такого ущерба может быть получена не только по КАСКО, но и по ОСАГО. Если повреждения наступили в ходе ДТП, то возмещение УТС будет происходить по полису ОСАГО водителя, по вине которого произошла авария. КАСКО на такие ситуации распространяется реже — возмещение по нему действует при наступлении не связанных с авариями страховых случаев.

Возмещение нельзя получить, если повреждения возникли не по причине страхового случая (в том числе и после некачественного ремонта) или их можно устранить в ходе ремонта первой степени сложности. Также компенсация может не действовать, если повреждения получены в аварии, произошедшей по вине страхователя.

Также для получения выплат автомобиль должен соответствовать определенным условиям:

  • Возраст до трех лет (для отечественных) или до пяти лет (для иномарок)
  • Пробег до 50 000 километров (для отечественных) или до 100 000 километров (для иномарок)
  • Степень износа на момент наступления страхового случая — до 40%
  • Стоимость ремонта — более 10% от рыночной цены авто

Как рассчитать размер выплат

Для расчета УТС по КАСКО применяются две основные формулы. Порядок определения ущерба несколько отличается от принятого для ОСАГО, но основные формулы и методики в них используются одинаковые. Рассмотрим два наиболее часто применяемых метода расчета.

Метод Хальбгевакса

Самый простой способ, который часто применяется в Европе. При нем рассчитывается общая стоимость ремонта без определения вида работ и параметров деталей, которые будут заменены.

Форму расчета следующая:

УТС = (К/100) × (РЦ+СО), где:

  • УТС – изменение цены транспорта в сторону снижения;
  • МКС – коэффициент максимальной утрате, который рассчитывается по таблице Хальбгевакса
  • РЦ – рыночная цена с учетом износа
  • СО – стоимость необходимого ремонта

Вычислять показатель максимального коэффициента (К) следует по двум отдельным коэффициентам — относительной стоимости ремонта (А) и отношения стоимости работ к стоимости запчастей (В). Расчет ведется по следующим формулам:

А=(СО/РЦ)×100%, В=(СР/СМ)×100%, где:

  • СР — стоимость ремонтных работ
  • СМ — стоимость запчастей и материалов

Если показатель А больше или равен 10 и меньше или равен 90, то стоимость ремонта незначительна по сравнению с рыночной ценой. Если А больше 90, то ремонт будет слишком дорогим, и целесообразнее будет потребовать возмещения полной гибели автомобиля. Если показатель В меньше или равен 40, то стоимость материалов и запчастей будет значительно ниже общей стоимости ремонта.

По показателям А и В определяется размер коэффициента К. Для этого применяется специальная таблица:

Метод Минюста РФ

Этот метод применяется наиболее часто. Расчет по нему ведется при условии, что износ автомобиля должен быть не более 1/3 до аварии.

Для расчета по методу Минюста применяется следующая формула:

ПС ×∑ КД/100, где:

  1. ПС – цена машины до аварии;
  2. КД – коэффициент для отдельно взятой автодетали, которая пришла в негодность

Расчет по методу Минюста требует тщательной экспертизы и расчета отдельного коэффициента для каждой замененной детали. Но при этом он дает более точный результат, чем метод Хальбгевакса.

Утрата товарной стоимости (УТС) транспортного средства – это снижение его рыночной стоимости в связи с ремонтом.Очевидно, что даже новая машина после вынужденного посещения сервиса становится в цене для потенциальных покупателей значительно ниже. Но одно дело, когда Вы сами повредили своего железного коня и совсем другой расклад, если в Вас врезались на трассе, грубо нарушая правила дорожного движения. Тогда в отношения включается страховщик, прямой задачей которого является минимизация страховых выплат, соответственно, ему совсем невыгодно дополнительно информировать клиентов о возможности получить дополнительную сумму. Более того, до определенного решения Верховного Суда в 2015 году о включении УТС в реальный ущерб, взыскание УТС по ОСАГО трактовалось неоднозначно. Теперь же вероятность положительного исхода дела выросла почти до 100%, что сразу же навело ужас на страховые. Дескать, это для них нерентабельно. Так ли это или нет- не вопрос потребителя, наша задача- возместить максимум ущерба!

Что говорится об УТС по ОСАГО в российском законодательстве

В Федеральном законе «Об ОСАГО» об УТС ничего не говорится. Раньше страховщики использовали этот факт для отказа в возмещении. В декабре 2017 года Пленум Верховного Суда издал постановление №58 «О применении закона об ОСАГО». В 37 пункте документа говорится, что понижение товарной стоимости равносильно ущербу, поэтому оно должно быть возмещено. К сожалению, на практике к этому документу обращаются нечасто. Многие страховщики не имеют представления о Постановлении Пленума Верховного Суда №58.

УТС можно задействовать и по отношению к КАСКО. В Постановлении Пленума Верховного Суда «Об использовании судами закона о добровольном страховании» от 27.06.13 говорится, что сокращение товарной стоимости приводит к удешевлению по итогам дорожного инцидента и последующего восстановления автотранспорта. Параметр относится к реальному ущербу. Это значит, что страховая не имеет права отказать в его компенсации.

Судебная практика по взысканию УТС по ОСАГО

Больше половины судебных исков о возмещении потери стоимости по ОСАГО удовлетворяются. Но далеко не всегда суд занимает сторону истца. Последний вариант часто наступает при подаче не всех документов либо требования завышенной суммы из-за того, что истец не обратился к эксперту. Существуют различные причины, по которым суд может расценить требования истца неправомерными.

Судьи часто ссылаются на постановление Пленума ВС РФ №58 как на основание для удовлетворения иска пострадавшего. Поэтому решающим являются соответствие автомобиля требованиям для получения компенсации и правильность действий потерпевшего.

Возмещение УТС, судебная практика

Как ни странно, судебная практика по отношению в случаях возмещения УТС достаточно постоянна и большинство дел выигрывается в пользу страховых лиц. К сожалению методы решения исковых заявлений, достаточно прямолинейны, но все же они действенны, что несомненно радует застрахованных лиц.

Последнее слово в пользу застрахованных лиц имеет обзор президиума Верховного суда России. В котором указывается что утрата товарной стоимости в действительности является реальным ущербом, и по данному делу необходимо проводить взыскания.

В связи с этим большинство страховых компаний решили все же включить возмещение по УТС в перечень пунктов по возмещению полученного ущерба, так как зачастую оплата адвокатов и затраты на судебную бюрократию значительно превышают затраты на возмещение УТС.

Юридическая консультация Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди! Вам понравилась статья? x

Не битая, не крашеная

Как сообщили «Известиям» в Центробанке, новый проект Единой методики определения расходов на восстановительный ремонт по ОСАГО впервые предполагает введение коэффициентов по утрате товарной стоимости (УТС) автомобиля.

«Действующая в настоящее время единая методика не содержит порядка определения УТС, поэтому при необходимости применяются иные существующие методики и рекомендации. Проект Банка России предусматривает нормы определения величины утраты товарной стоимости», — сообщили в пресс-службе ЦБ.

Фото: ТАСС/Дмитрий Серебряков Фиксирование повреждения автомобиля, попавшего в ДТП

Сейчас автомобилисты чрезвычайно редко получают деньги за УТС по ОСАГО. Например, автомобиль, попавший в серьезное ДТП, имеет окрашенные кузовные детали, при перепродаже собственнику придется сделать скидку покупателю, поскольку машина утратила качественную заводскую окраску или же структура кузова от удара была нарушена. Разница в цене на отремонтированные автомобили может достигать несколько сотен тысяч рублей в зависимости от марки, модели и года выпуска. Как правило, страховые компании уклоняются от компенсации утраты товарной стоимости авто, хотя еще в 2015 году пленум Верховного суда предписал возмещать этот ущерб по полисам ОСАГО.

Кому положено

Согласно проекту поправок, компенсация за УТС по ОСАГО будет начислена в случае устранения перекоса кузова (проема) или рамы; замены несъемных элементов кузова; ремонта съемных или несъемных элементов кузова (включая оперение), в том числе пластиковых частей капота, крыльев, дверей, крышки багажника; полной или частичной окраски наружных лицевых поверхностей кузова, бамперов; разборки салона, вызывавшей нарушение качества заводской сборки.

Не получится получить компенсацию УТС, если срок эксплуатации автомобиля превышает пять лет; автомобиль используется в качестве такси более двух с половиной лет. Не будет выплат за грузовики старше трех лет, автобусы перевозчиков — старше года, остальные автобусы — три года. При замене кузова также не стоит рассчитывать на компенсацию, если на момент повреждения имелась коррозия. Не будет дополнительной компенсационной выплаты и за кузовной ремонт первой категории сложности, где не потребовалось нагрева элементов для выравнивания. Детали с ржавчиной или поврежденные в других ДТП, сколы, трещины лакокрасочного покрытия, простые деформации, не требующие окраски, площадью не более 0,25 дм2, также останутся без компенсации по УТС.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

В Российском союзе автостраховщиков «Известиям» сообщили, что, по их мнению, возмещение УТС должно производиться только при выплате по ОСАГО деньгами, а при ремонте автомобиля в автосервисе страховщика новыми запчастями никакого УТС быть не должно. В РСА прогнозируют рост тарифов из-за дополнительных расходов.

«Применение этой нормы, безусловно, увеличит количество требований потерпевших о возмещении УТС, снизит количество споров между страховщиками и потерпевшими по этой позиции, это, конечно же, в пользу потребителей страховых услуг. Однако сейчас сложно сказать, как возрастут выплаты по ОСАГО вследствие этого, какие тарифы по ОСАГО будут устанавливать страховщики, чтобы компенсировать неизбежный рост общих объемов выплат из-за увеличения выплат по УТС», — заявили в РСА.

Загляните в справочник

Еще одно не менее важное нововведение нового проекта Единой методики расчета ущерба — это появление отдельных справочников по ценам запчастей для каждого региона. Причем обновляться справочники будут не раз в полгода, как сейчас, а раз в квартал. Ранее страховщики рассчитывали стоимость запчастей исходя из примерных показателей, очень часто случалось, что для одного региона брались цены другого, в то время как стоимость деталей могла сильно отличаться в этих субъектах федерации.

Собственно, существенные занижения выплат по справочникам ОСАГО (с 2016 по 2018 год) в Татарстане привели к тому, что местный УФАС обязал страховщиков компенсировать автомобилистам недоплаченную разницу. Справочник составлял всё тот же РСА, который, по мнению антимонопольщиков, нарушил закон «О защите конкуренции». При расследовании выяснилось, что РСА «злоупотреблял своим доминирующим положением при составлении справочников и не учитывал факт экономического положения региона». Комментируя подобные недоработки прошлого, в Центробанке отметили, что персональные справочники для каждого региона снимут все вопросы по справедливым ценам запчастей.

Фото: ТАСС/Александр Рюмин

«Стоимостные показатели будут в большей степени приближены к реалиям отдельных регионов. Основным нововведением в части источников получения стоимостной информации стало включение в них интернет-магазинов, удовлетворяющих установленным требованиям. Порядок определения финальной стоимости, включаемой в справочники, стал более четко сформулирован, буквально пошагово, что должно сделать механизм формирования справочников более прозрачным и понятным. Кроме того, в проекте предусматривается формат регулярного общественного мониторинга справочников до их очередной актуализации, — рассказали «Известиям» в пресс-службе ЦБ.

Сверхдоходы под угрозой

У страховщиков есть ряд претензий из-за нового порядка формирования цен в справочниках. В частности, их не устраивает, что из проекта Единой методики исключено проведение регионального мониторинга цен, который страховщики делали, правда только по определенным магазинам запчастей в этих регионах. Также страховщиков не устраивают цены в интернет-магазинах, которые, по их мнению, чрезмерно завышены.

Наведение порядка с выплатами улучшит компенсации по ОСАГО автомобилистам и снимет некоторую напряженность с этим довольно проблемным видом страхования, считает адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько.

«Несмотря на несколько определений Верховного суда, страховщики практически никогда не платили УТС. Теперь они обязаны будут учитывать этот ущерб, поскольку расчет стоимости возмещения делает эксперт-техник, работающий по аттестату межведомственной комиссии при Минюсте. Если оценщик не будет учитывать требования Единой методики оценки, то у него можно будет аннулировать аттестат», — сообщил Радько.

Закон

Если хотите узнать больше по этой теме из официального источника, то обязательно ознакомьтесь с текстом Постановления Пленума ВС РФ №2 от 29.01.2015 года «О применении судами законодательства об ОСАГО». Именно этот нормативный акт наделяет автовладельцев правом получить возмещение по УТС.

Согласно букве закона, претендовать на получение компенсации может только водитель, чье поведение на дороге не стало причиной ДТП. А автомобиль пострадавшего в аварии должен быть определенного возраста. Иномарки — не старше 7 лет, а представители отечественного автопрома — не старше 3. А еще автомобиль не должен быть изношен более чем на 30%, и случившаяся авария, в которой он потерял товарный вид, должна быть первой в его истории существования.

Как рассчитать: калькулятора или примера расчета нет

Страхователю важно помнить, что та сумма, которую реально получить из-за утраты товарной стоимости, входит в состав тех 400 000 тысяч, которые вообще реально получить по ОСАГО. Но если при расчетах убытки выходят за рамки этого лимита по «автогражданке”, то оставшуюся сумму следует взыскивать с виновника ДТП. Это следует из содержания Гражданского кодекса, его статей 1064 и 1072.

Что касается КАСКО, то обязанность выплатить компенсацию по этой причине возникает у страховщика, если такое условие прямо содержится в договоре.

Расчет производится в индивидуальном порядке, в каждом конкретном случае это делает независимый эксперт.

Заявление в страховую компанию

Если соблюдены все условия, указанные выше, автовладелец обязан заручится актом независимой экспертизы. Именно в нем будет содержаться не только выводы о техническом состоянии транспортного средства, но и конкретный размер суммы УТС.

С этим документом нужно идти к страховщику, чтобы составить заявление. Строгого образца заявления нет, поэтому обращение пишется по правилам официального заявления, с указанием сути, по которой обращается автовладелец, а также с приложением копии акта экспертизы.

Не факт, что компенсацию выплатят сразу, поэтому нужно быть готовым к тому, чтобы добиваться денег через суд. Хотя в последнее время страховщики перестали спорить по этому поводу со страхователем, потому что суды в 99,9% случаев решают дело в пользу истца, т.е. автовладельца.

Как взыскать через суд

Если по-другому компенсацию не получить, нужно обращаться в суд с исковым заявлением. В качестве документов, которые важно приложить к исковому заявлению, являются акт экспертизы и отказ страховой компании в выплате.

Какие требуются документы

Чтобы получить УТС по автогражданке, необходимо подать некоторые документы. В список входит такая документация:

  • гражданский паспорт заявителя;
  • свидетельство о госрегистрации автотранспортного средства;
  • протокол о ДТП;
  • водительское удостоверение на управление автотранспортом;
  • акт, который подтверждает величину УТС;
  • документ, который подтверждает оплату экспертных услуг;
  • заявление на возмещение утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО;
  • полис ОСАГО.

Лучше всего разработать четыре набора копий документации. Один следует направить в страховую организацию, другой должен остаться у собственника транспортного средства, третий нужно отправить другому участнику дорожного инцидента, последний – приложить к судебному иску.

Дополнительно необходимо составить заявление на возмещение УТС. Порядок компенсации на сегодняшний день не оформлен законодательно, однако существует общий порядок действий. Вначале необходимо на имя страховой компании направить досудебную претензию. В ней следует указать информацию о компании, обозначить данные о гражданине, описать все детали происшедшего. В документе нужно сообщить величину УТС и предоставить данные из отчёта независимого специалиста, проводившего экспертизу.

После этого следует подать просьбу о компенсации утраченной стоимости. В претензии необходимо перечислить документы, которые являются дополнением. Её следует подписать и поставить дату составления.

Как считают УТС автомобиля по ОСАГО

Расчёт должны производить квалифицированные эксперты. На сегодняшний день действует несколько методик. Судебные инстанции полагают, что наиболее достоверными являются вычисления, которые сделаны на базе методических рекомендаций Министерства юстиций РФ. На сумму УТС авто влияет стоимость транспортного средства на момент ДТП и характеристика повреждений. В расчёт принимается следующее:

  • характер повреждений;
  • вид полученных дефектов;
  • количество повреждений.

Для расчёта величины утраченной стоимости машины необходимо сохранить всю документацию о произведённых восстановительных работах и результатах осмотра транспортного средства. Бумаги лучше всего отсканировать и сделать нужное количество копий.

Водитель может самостоятельно выбрать эксперта для оценки. Страховую компанию необходимо заблаговременно оповестить о проведении процедуры. Она может прислать своего представителя, который будет присутствовать при оценке. В указанный срок собственник авто должен организовать его доставку на площадку для экспертизы. Обычно она длится около получаса. Существует возможность вызова эксперта, обычно её используют для автомобилей не на ходу.