Виды финансовых фондов

Денежные фонды –это специально выделенные, относительно обособленные части денежных средств, предназначенные для определенных целей, выполняющие определенную функцию. Например, денежные средства, выделенные для выплаты пенсий, образуют пенсионный фонд, а предназначенные для выплаты заработной платы — фонд оплаты труда.

Денежные фонды могут выделяться как часть денежных средств всего государства (к примеру, внебюджетный фонд социального страхования), так и в виде части денежных средств предприятия (фонд амортизации)

Централизованные фонды денежных средств создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. К ним относят:

  • государственный бюджет;

  • внебюджетные фонды.

Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий и населения. Они являются основой финансовой системы, поскольку именно в этой сфере формируется преобладающая доля финансовых ресурсов государства. Часть этих ресурсов перераспределяется в соответствии с нормами финансового права в доходы бюджетов всех уровней и во внебюджетные фонды. При этом значительная часть указанных средств в дальнейшем направляется на финансирование бюджетных организаций; коммерческих организаций виде субвенций, субсидий, а также возвращается населению в форме социальных трансфертов (пенсий, пособий, стипендий и т. п.).

Среди децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммерческих организаций. Здесь создаются материальные блага, производятся товары, оказываются услуги, формируется прибыль, являющаяся главным источником производственного и социального развития общества.

Федеральный закон от 15.04.2019 N 60-ФЗ «О внесении изменений в статьи 170 и 179 Жилищного кодекса Российской Федерации»

Принятым законом выделены в отдельный источник формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов доходы в виде процентов, начисленных за пользование денежными средствами, а также доходы в виде процентов, полученные от размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта. Указанные средства зачисляются только на специальный счет, счет, счета регионального оператора, на которых осуществляется формирование фонда капитального ремонта.

Иные денежные средства, полученные региональным оператором, не относящиеся к фонду, подлежат зачислению на отдельный счет.

Предполагается, что данное изменение позволит доходы, формирующие фонд капитального ремонта, не облагать налогом на прибыль организаций (напомним, что Письмом ФНС России от 04.06.2015 N ГД-4-3/9639@ была доведена позиция Минфина России, согласно которой проценты от размещения временно свободных денежных средств, находящихся на счете регионального оператора, не относятся к целевым средствам, составляющим фонд капитального ремонта, и подлежат обложению налогом на прибыль организаций в общеустановленном порядке).

Кроме того, законом предоставлено право открывать счета для учета средств фонда не только в российских кредитных организациях, которые соответствуют установленным требованиям, но и в территориальных органах Федерального казначейства либо финансовых органах субъектов РФ.

2.2.3.Государственные финансы и их характеристика.

Государственные финансы — это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство.

Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет — централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.

Если расходы превышают доходы, то это дефицит. Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет. Если доходы превышают расходы, то это профицит.

Внебюджетные фонды – совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.

Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.

К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР), фонды развития жилищной сферы и т.д.

Государственный кредит. В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.

Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.

Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является — государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком – государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.

Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.

Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг — это задолженность по внешним займам. Внутренний долг — это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.

Фонды могут быть централизованными и децентрализованными, общего и целевого назначения. Централизованные денежные средства в определен¬ных территориальных пределах (например, федеральный, респуб¬ликанский, областной бюджеты) используются для удовлетворе¬ния общих нужд соответствующей территории. К децентрализо¬ванным относятся денежные фонды предприятий, организаций, учреждений, используемые для производственных и социальных целей соответственно предназначению названных субъектов и в их масштабах. Финансы предприятий относятся к децентрализованным фи¬нансовым ресурсам, т.е. таким, которые образуются на конкрет¬ных предприятиях и используются на производственные и соци¬альные цели этих предприятий. Финансы предприятий — это экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием де нежных доходов и накоплений субъектов хозяйствования на производственное и социальное развитие. К денежным доходам и накоплениям относятся: выручка от реализации продук¬ции, работ, услуг; валовой и чистый доходы предприятия, со¬ставной частью которого является прибыль предприятия. в материальном выражении финансы предприятий представляют собой совокупность денежных фон¬дов, т.е. финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении кон¬кретных предприятий. К ним относятся: фонд основных средств, который представляет собой денежное выражение основных фон¬дов предприятия; фонд оборотных средств, который представляет собой денежное выражение стоимости производственных запасов предприятия, готовой продукции на складе, финансовые активы и т.д.; фонд накопления, фонд потребления, валютный, резервный фонды и др. К числу финансово-правовых отношений, возникающих на го¬сударственных и муниципальных унитарных предприятиях, отно¬сятся: а) правоотношения по уплате в бюджет налогов: НДС, акци¬зов, налога на прибыль, налога на землю и др.; б) правоотношения по уплате в бюджет неналоговых платежей; платы за загрязнение окружающей природной среды, платы за воду и др.; в) правоотно¬шения по уплате страховых взносов и прочих платежей в государ¬ственные и местные внебюджетные фонды; г) правоотношения по поводу получения предприятием бюджетных ассигнований; д) правоотношения по поводу планирования и использования своих финансовых ресурсов. предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, самостоятельно распоря¬жаются полученной прибылью.* Эту прибыль они могут распреде¬лять на фонд накопления, фонд потребления и др. Однако, в соот¬ветствии с абз. вторым п. 1 ст. 295 ГК РФ «собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, нахо¬дящегося в хозяйственном ведении предприятия». предприятия на праве оперативного управле¬ния (казенные предприятия) распределяют свою прибыль согласно порядку, установленному собственником их имущества, т.е. госу¬дарством; прибыль направляется по нормативам, ежегодно устанав¬ливаемым уполномоченным органом, на производственные цели и социальное развитие. В качестве уполномоченного органа высту¬пают те федеральные органы исполнительной власти, в непосред¬ственном подчинении которых находятся те или иные казенные предприятия. После распределения прибыли казенного предприятия по нор¬мативам, установленным уполномоченным органом, оставшаяся часть прибыли в виде свободного остатка прибыли подлежит изъ¬ятию в доход федерального бюджета. Все многообразие финансовых отношений государственных и муниципальных предприятий находит свое концентрированное выражение в их финансовых планах. Целью финансового планирования является обеспечение финансовыми ресурсами государственных заданий, хозяйственной деятельности, своевременное выполнение своих обязательств перед бюджетом, банками и иными кредиторами. В связи с этим финансовый план предназначен для прогнозирования финансовой перспективы развития предприятия, а также для определения те¬кущих доходов и расходов предприятия. Финансовый план предприятия составляется финансовой или экономической службой предприятия на один год с разбивкой по кварталам, а также на 3—5 лет (по годам). Финансовый план пред¬приятия состоит из следующих разделов: доходы и поступления средств; расходы и отчисления средств; кредитные взаимоотноше¬ния; взаимоотношения с бюджетом. В первом разделе планируется прибыль, амортизационные от¬числения на восстановление основных фондов, иные доходы. Во втором разделе плана отражается распределение прибыли предпри¬ятия, затраты на капитальные вложения и т.д. В разделе «кредит¬ные взаимоотношения » планируются суммы банковских кредитов, а также расходы на погашение этих ссуд и уплату процентов за пользование ими. В разделе «взаимоотношения с бюджетом » отра¬жаются суммы по налогам и иным платежам в бюджет, а также суммы бюджетных ассигнований, получаемые предприятием. Финансовый план предприятия утверждается руководителем предприятия. С юридической точки зрения он является правовой формой финансовой деятельности предприятия, т.е. финансово-правовым актом. Финансовый план имеет не только экономичес¬кое, но и юридическое значение для предприятия: он устанавлива¬ет конкретное содержание прав и обязанностей предприятия в фи¬нансовых отношениях: по распределению прибыли, по получению бюджетных ассигнований и т.д.