Водоохранная зона водный кодекс

Водоохранная зона

Сотрудниками Межрегионального отдела оперативного контроля, надзора и охраны ВБР при проведении контрольно-надзорных мероприятий по реке Дон в Константиновском и Семикаракорском районе Ростовской области было выявлено 4 нарушения природоохранного законодательства Российской Федерации, а именно несоблюдение основных положений и норм Водного кодекса РФ (п. 4 ч.15 ст. 65), за которое предусмотрено административное наказание по ч.1 ст. 8.42 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях. Вынесены постановления и наложены штрафы — по 3 тыс. рублей на каждого правонарушителя.

В целях предупреждения совершения аналогичных административных правонарушений сообщаем следующее: п.4 ч.15 ст. 65 Водного кодекса РФ гласит: в границах водоохранных зон запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Размеры водоохранных зон водных объектов рассчитываются на основании норм статьи 65 Водного Кодекса РФ:

• ширина водоохранной зоны моря – 500 м;

• ширина водоохранной зоны озера – 50 м;

ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается в зависимости от протяженности водотока: • при длине до 10км – ширина водоохранной зоны составляет 50м;

• от 10 до 50 км — 100 м;

• от 50 км и более — 200 м.

Отсутствие специальных информационных знаков о наличии водоохранной зоны и ее ширине, не является обстоятельством, исключающим административную ответственность по части 1 статьи 8.42 КоАП РФ, так как не освобождает гражданина от обязанности по самостоятельному исполнению требований вышеизложенных норм природоохранного законодательства.

Законодатель не ставит наличие или отсутствие нарушения водоохранного режима в зависимость от установления на местности соответствующих знаков, что следует из положений ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ, согласно которым установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос осуществляется, в том числе, посредством специальных информационных знаков.

Следовательно, наличие специальных информационных знаков является возможным, но не обязательным к установке в водоохранных зонах всех водных объектов. Статья 8.42 КоАП РФ.

Частью 1 указанной статьи предусмотрена ответственность в виде административного штрафа за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, административный штраф по ч.1 ст. 8.42 КоАП РФ составляет:

• в отношении граждан — 3 000 – 4 500 руб.,

• должностных лиц – 8 000 – 12 000 руб.,

• юридических лиц – 200 000 – 400 000 руб.

Указанные в ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ ограничения установлены частями 15, 16, 17 статьи 65 Водного кодекса РФ.

Цель ограничений, установленных в водоохранных зонах – предотвращение загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира (ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ).

Документ создан: Еще нет. Изменен: Еще нет

Что запрещено в водоохранных зонах

Полный перечень видов деятельности, запрещенных в водоохранных зонах, приведен в части 15 статьи 65 Водного кодекса.

Однако нас, как автомобилистов-судоводителей интересует только пункт 4, согласно которому запрещается:

движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

Как указывалось выше, штраф за это нарушение составляет на данный момент 3-4,5 тыс. руб.

Особенности момента

Формулировка…

…за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие

На мой взгляд в данной фразе допущена некая двоякость. На что в данном отрывке распространяется причастие «имеющих», — только на слово «местах» или на слова «дорогах» и «местах»?

Движение по дорогам

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»:

автомобильная дорога — объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью…

Т.е. стихийно «пробитая» колея, пусть даже годами (так же стихийно) используемая, автомобильной дорогой не является. Это даже не грунтовая дорога, как полагают многие.

Грунтовая дорога строится в несколько этапов. Она имеет специально формируемое покрытие (одежды) из естественного грунта или грунта улучшенного добавками, обладает выпуклым профилем, — одним словом, тоже инженерное сооружение.

Твердое покрытие

Согласно пункту 3.29а СНиП 2.05.02-85* твердое покрытие — это дорожное покрытие в составе дорожных одежд капитального, облегченного и переходного типов.

Дорожная одежда — это многослойная конструкция проезжей части автомобильной дороги, передающая нагрузку от него на земляное полотно или другой грунт.

Ознакомившись с классификацией дорожных одежд, можно сделать вывод, что не являются дорогами с твердым покрытием дороги с покрытиями из выровненного скального или крупнообломочного грунта, из грунтов, укрепленных или улучшенных различными скелетными добавками (щебнем, гравием, дресвой, шлаком, горелыми породами и другими местными материалами), из местных каменных материалов, грунтов, укрепленных местными вяжущими (гранулированным доменным шлаком, активными золами уноса и др ), устраиваемые с применением дерева (лежневые, бревенчатые сплошные и колейные).

Внимание! Мешок щебенки, высыпанный на землю, твердым покрытием не является! Не надрывайтесь и не перегружайте технику. )))

Границы

Ничего плохого нет в том, что всё реже и реже мы видим на берегах речушек скопления машин и шумные толпы стихийно отдыхающих граждан, со всей атрибутикой этой «стихийности».

Их автомобили отодвинули на 50-200 метров от берегов рек. Слишком много это или нет — не предмет данной статьи.

Речь тут о другом. Как, собственно, человек должен определять находится ли он в водоохранной зоне или ещё нет (уже нет)?

Часть 18 статьи 65 Водного кодекса гласит:

Установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Данная часть действует с 14.07.2008 года. Однако знаки, предупреждающие о въезде в водоохранную зону установлены далеко не везде.

Причем на отсутствие знака ссылаться почти бесполезно. Это обстоятельство не освобождает от ответственности за административное правонарушение по статье 8.42 ч. 1 КоАП РФ. Дело в том, что в данном случае ответственность наступает не за нарушение требований знаков, а за нарушение ограничений, установленных пунктом 4 части 15 статьи 65 Водного кодекса.

Получается, вы сами должны определять своё местоположение относительно водоохранной зоны. И, поверьте, в некоторых случаях вы с этой задачей не справитесь: лесная дорога вам не расскажет о близости ВЗ, зверюшки не выскочат из лесу предупредительно размахивая лапками, да и определять протяженность реки, рассматривая её с берега, — процесс почти безнадёжный.

Я уже не говорю о перспективности определять угол уклона берега в градусах без соответствующего геодезического инструмента, если хотим узнать где проходит граница водозащитной полосы.

Так что тут есть над чем поработать и что усовершенствовать.

Суть вопроса

Часть 1 статьи 8.42 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление деятельности,запрещенной на территории водозащитной полосы и водоохранной зоны водного объекта:

Использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

В жизни ситуация выглядит следующим образом. Гражданин выезжает отдохнуть или порыбачить на своем автомобиле на необорудованный берег водоёма или «сбросить в воду» с прицепа лодку и потом порыбачить. Тут неожиданно является инспектор водоохраны1 и, сообщив отдыхающему, что тот нарушает режим водоохранной зоны, составляет протокол об административном правонарушении. Штраф на первый раз 3-3,5 тыс. руб.

Статья 85. Пользование землями водного фонда.
Порядок предоставления земель водного фонда в пользование и прекращение права пользования ими устанавливается земельным законодательством. В постоянное пользование земли водного фонда предоставляются водохозяйственным специализированным организациям, другим предприятиям, учреждениям и организациям, в которых созданы специализированные службы по уходу за водными объектами, прибрежными защитными полосами, полосами отвода, береговыми полосами водных путей, гидротехническими сооружениями и поддержанию их в надлежащем состоянии.
Во временное пользование по согласованию с постоянными пользователями земельные участки прибрежных защитных полос, полос отвода и береговых полос водных путей могут предоставляться предприятиям, учреждениям, организациям, объединением граждан, религиозным организациям, гражданам Украины, иностранным юридическим и физический ицам для сенокошения, рыбохозяйственных потреб, культурно-оздоровительных, рекреационных, спортивных и туристических целей, а также для проведения научно-исследовательских работ.
Пользование этими участками в указанных целях осуществляется с учетом требований относительно охраны речек и водоемов от загрязнения, засорение и заиление, а также с соблюдением правил архитектуры планирования пригородных зон и санитарных требований в порядке, который устанавливается Кабинетом Министров Украины.
Статья 86. Пользование земельными участками дна речек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов.
На земельных участках дна речек, озер, водохранилищ, морей и других водных объектов могут проводиться работы, связанные со строительством гидротехнических сооружений, углублением дна для судоходства, добычам полезных ископаемых (кроме песка, гальки и гравия в руслах малых и горных речек), прокладыванием кабелей, трубопроводов, других коммуникаций, а также буровые и геологоразведочные работы.
Места и порядок проведения указанных работ определяются соответственно проектам, которые соглашаются с государственными органами охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства и геологии.
Статья 87. Водоохранные зоны.
Для создания благоприятного режима водных объектов, предупреждение их загрязнения, засорение и исчерпание, уничтожение околоводных растений и животные, а также уменьшение колебаний стока вдоль речек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов устанавливаются водоохранные зоны.
Водоохранная зона является природоохранной территорией хозяйственной деятельности, которая регулируется.
На территории водоохранных зон запрещается:

  1. использование стойких и сильнодействующихпестицидов;
  2. устройство кладбищ, скотомогильников, свалок, полей фильтрации;
  3. сбрасывание неочищенных сточных вод, используя рельеф местности (балки, понизовье, карьеры и т.п.), а также в ручейки.

В отдельных случаях в водоохранной зоне может быть разрешено добывания песка и гравия за пределами земель водного фонда на сухой части поймы, в праруслах праруслах речек по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства и геологии.
Внешние границы водоохранных зон определяются по специально разработанным проектам.
Порядок определения размеров и границ водоохранных зон и режим ведения хозяйственной деятельности в них устанавливаются Кабинетом Министров Украины.
Исполнительные комитеты местных Советов обязаны доводить доводить до ведения населения, всех заинтересованных организаций решения относительно границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также водоохранного режима, который действует на этих территориях.
Контроль за созданием водоохранных зон и прибрежных защитных полос, а также за соблюдением режима использования их территорий осуществляется исполнительными комитетами местных Советов и государственными органами охраны окружающей естественной среды.
Статья 88. Прибрежные защитные полосы.
С целью охраны поверхностных водных объектов от загрязнения и засорение и сохранение их водности вдоль речек, морей и вокруг озер, водохранилищ и других водоемов в пределах водоохранных зон выделяются земельные участки под прибрежные защитные полосы.
Прибрежные защитные полосы устанавливаются по оба берега речек и вокруг водоемов вдоль линии воды (в определенный период) шириной:
для малых речек, ручьев и ручейков, а также прудов площадью меньше 3 гектаров — 25 метров;
для средних речек, водохранилищ на них, водоемов, а также прудов площадью свыше 3 гектаров — 50 метров;
для больших речек, водохранилищ на них и озер — 100 метров
Если крутизна склонов превышает три градуса, минимальная ширина прибрежной защитной полосы удваивается.
В пределах существующих населенных пунктов прибрежная защитная полоса устанавливается с учетом конкретных условий, которые сложились.
Вдоль морей и вокруг морских заливов и лиманов выделяется прибрежная защитная полоса шириной не меньше двух километров от линии воды.
Статья 89. Ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вдоль речек, вокруг водоемов и на островах.
Прибрежные защитные полосы являются природоохранной территорией с режимом ограниченной хозяйственной деятельности.
В прибрежных защитных полосах вдоль речек, вокруг водоемов и на островах запрещается:

  1. разорение земель (кроме подготовки почвы для защелочения и облеснение), а также садоводство и городничество;
  2. хранение и применение пестицидов и удобрений;
  3. устройство пожилых лагерей для скота;
  4. строительство любых сооружений (кроме гидротехнических, гидрометрических и линейных), в том числе баз отдыха, дач, гаражей и стоянок автомобилей;
  5. мытье и обслуживание транспортных средств и техники;
  6. устройство свалок мусора, гноехранилищ, накопителей редких и твердых отходов производства, кладбищ, скотомогильников, полей фильтрации и т.п..

Объекты, которые находятся в прибрежной защитной полосе, могут эксплуатироваться, если при этом не нарушается ее режим.
Не пригодные для эксплуатации сооружения, а также, не соответствующие установленным режимам хозяйствования, подлежат вынесению из прибрежных защитных полос.
Статья 90. Ограничение хозяйственной деятельности в прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах.
Прибрежная защитная полоса вдоль морей, морских заливов и лиманов входит в зону санитарной охраны моря и может использоваться лишь для строительства санаториев и других лечебно-оздоровительных учреждений, с обязательным централизованным водоснабжением и канализацией.
В прибрежных защитных полосах вдоль морей, морских заливов и лиманов и на островах во внутренних морских водах запрещается:

  1. применение стойких и сильнодействующих пестицидов;
  2. устройство полигонов бытовых и промышленных отходов и накопителей сточных вод;
  3. устройство выгребов для накопления хозяйственно-бытовых сточных вод объемом больше 1 кубического метра в сутки;
  4. устройство полей фильтрации и создание других сооружений для приема и обеззараживание жидких отходов.

Статья 91. Полосы отвода.
Для нужд эксплуатации и защиты от загрязнения, повреждения и разрушения магистральных, межхозяйственных и других каналов на оросительных и осушительных системах, гидротехнических и гидрометрических сооружений, а также водоемов и плотин на речках устанавливаются полосы отвода с особым режимом пользования.
Размеры полос отвода и режим пользования ими устанавливаются по проекту, который разрабатывается и утверждается водопользователями по согласованию с государственными органами охраны окружающей естественной среды и водного хозяйства.
Земельные участки в пределах полос отвода предоставляются органам водного хозяйства и другим организациям для специальных нужд и могут использоваться ими для создания водоохранных лесонасаждений, берегоукрепляющих и противоэрозионных гидротехнических сооружений, строительства переправ, производственных помещений.
Статья 92. Береговые полосы водных путей.
На судоходных водных путях за пределами городских поселений для проведения работ, связанных с судоходством, устанавливаются береговые полосы.
Размеры береговых полос водных путей и хозяйственная деятельность на них определяются статьей 91 этого Кодекса.
Порядок установления береговых полос водных путей и пользование ими определяется Кабинетом Министров Украины.
Статья 93. Зоны санитарной охраны.
С целью охраны водных объектов в районах забора воды для централизованного водоснабжения населения, лечебных и оздоровительных нужд устанавливаются зоны санитарной охраны, которые делятся на пояса особого режима.
Границы зон санитарной охраны водных объектов устанавливаются местными Советами на их территории по согласованию с государственными органами санитарного надзора, охраны окружающей естественной среды, водной хозяйства и геологии.
Режим зон санитарной охраны водных объектов устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Федеральный закон №74-ФЗ от 3 июня 2006 г

Форматы для скачиванияDOCX 74.8 КБ

Глава 6. ОХРАНА ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

Статья 55. Основные требования к охране водных объектов

1. Собственники водных объектов осуществляют мероприятия по охране водных объектов, предотвращению их загрязнения, засорения и истощения вод, а также меры по ликвидации последствий указанных явлений. Охрана водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляется исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

2. При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статья 56. Охрана водных объектов от загрязнения и засорения

1. Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются.

2. Проведение на водном объекте работ, в результате которых образуются твердые взвешенные частицы, допускается только в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

3. Меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.

4. Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы.

5. Захоронение в водных объектах ядерных материалов, радиоактивных веществ запрещается.

6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

7. Проведение на основе ядерных и иных видов промышленных технологий взрывных работ, при которых выделяются радиоактивные и (или) токсичные вещества, на водных объектах запрещается.

Статья 57. Охрана болот от загрязнения и засорения

1. Загрязнение и засорение болот отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

2. Осушение либо иное использование болот или их частей не должно приводить к ухудшению состояния неиспользуемых частей этих болот, других водных объектов и к истощению вод.

Статья 58. Охрана ледников и снежников от загрязнения и засорения

1. Несанкционированный сброс сточных вод на ледники, снежники, а также засорение ледников, снежников отходами производства и потребления, загрязнение их нефтепродуктами, ядохимикатами и другими вредными веществами запрещаются.

2. Забор (изъятие) льда из ледников не должен оказывать негативное воздействие на состояние водных объектов и приводить к истощению вод.

Статья 59. Охрана подземных водных объектов

1. Физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

2. На водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются или могут быть использованы для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не допускается размещать места захоронений отходов производства и потребления, кладбища, скотомогильники и иные объекты, оказывающие негативное воздействие на состояние подземных вод.

3. Использование сточных вод для орошения и удобрения земель может осуществляться в соответствии с санитарным законодательством.

4. В случае, если при использовании недр вскрыты водоносные горизонты, необходимо принять меры по охране подземных водных объектов.

5. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водозаборных сооружений, связанных с использованием подземных водных объектов, должны быть предусмотрены меры по предотвращению негативного воздействия таких сооружений на поверхностные водные объекты и другие объекты окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 60. Охрана водных объектов при проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации водохозяйственной системы
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

1. При проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации гидротехнических сооружений и при внедрении новых технологических процессов должно учитываться их влияние на состояние водных объектов, должны соблюдаться нормативы допустимого воздействия на водные объекты, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

2. Для строительства гидротехнических сооружений нового водохранилища осуществляется изъятие земельных участков, расположенных в границах зоны затопления, в соответствии с земельным законодательством и гражданским законодательством.

3. Не допускается ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для орошения и удобрения земель сточными водами, без создания пунктов наблюдения за водным режимом и качеством воды в водных объектах.

4. Проектирование прямоточных систем технического водоснабжения не допускается.

5. Ввод в эксплуатацию объектов, предназначенных для транспортирования, хранения нефти и (или) продуктов ее переработки, без оборудования таких объектов средствами предотвращения загрязнения водных объектов и контрольно-измерительной аппаратурой для обнаружения утечки указанных веществ запрещается.

6. При эксплуатации водохозяйственной системы запрещается:

  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах);
    (в ред. Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ)
  • производить забор (изъятие) водных ресурсов из водного объекта в объеме, оказывающем негативное воздействие на водный объект;
  • осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

7. Нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 61. Охрана водных объектов при проведении работ

1. Проведение строительных, дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, в их водоохранных зонах, в границах особо ценных водно-болотных угодий осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства о градостроительной деятельности.

2. Водопользователи, использующие водные объекты для забора (изъятия) водных ресурсов, обязаны принимать меры по предотвращению попадания рыб и других водных биологических ресурсов в водозаборные сооружения, осуществлять мероприятия по предотвращению загрязнения грунтовых вод и подъема их уровня.

3. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, качество которых соответствует требованиям нормативов допустимого воздействия на водные объекты, осушение и другие мелиоративные работы должны проводиться одновременно с осуществлением мероприятий по охране окружающей среды, по защите водных объектов и их водосборных площадей.

Статья 62. Охрана водных объектов при их использовании для целей производства электрической энергии

1. Водопользователи, использующие водные объекты для обеспечения технологических нужд теплоэнергетики и атомной энергетики, обязаны соблюдать температурный режим водных объектов.

2. Использование водных объектов для целей производства электрической энергии гидроэнергетическими объектами осуществляется с учетом интересов других водопользователей, соблюдения требований к использованию и охране водных объектов, требований к сохранению водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира, требований о предотвращении негативного воздействия вод и ликвидации его последствий.

3. Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации гидроэнергетических объектов в акваториях водных объектов, на участках береговой полосы (в том числе участках примыкания к гидроэнергетическим объектам), участках поймы устанавливаются охранные зоны с особыми условиями водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам). Правительство Российской Федерации определяет порядок установления охранных зон для указанных объектов, особые условия водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в их границах.
(часть 3 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

4. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. Надзор за соблюдением особых условий водопользования и использования участков береговой полосы (в том числе участков примыкания к гидроэнергетическим объектам) в границах охранных зон гидроэнергетических объектов, расположенных на водных объектах, которые в соответствии с настоящим Кодексом подлежат региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, осуществляют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов.
(часть 4 введена Федеральным законом от 21.07.2011 N 257-ФЗ)

Статья 63. Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах
(в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ)

Использование, охрана, защита, воспроизводство лесов, расположенных в водоохранных зонах, осуществляются в соответствии с лесным законодательством.

Статья 64. Зоны, округа санитарной охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами

В целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы

1. Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от соответствующей береговой линии, а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы — от линии максимального прилива. При наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

  • до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
  • от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
  • от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

7. Ширина водоохранной зоны озера Байкал устанавливается Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ «Об охране озера Байкал».

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии ливневой канализации и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от береговой линии.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

  • использование сточных вод для удобрения почв;
  • размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;
    (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 190-ФЗ)
  • осуществление авиационных мер по борьбе с вредителями и болезнями растений;
  • движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

17. В границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 настоящей статьи ограничениями запрещаются:

  • распашка земель;
  • размещение отвалов размываемых грунтов;
  • выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.

18. Установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. (часть восемнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Статья 66. Особо охраняемые водные объекты

1. Водные объекты или их части, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, могут быть признаны особо охраняемыми водными объектами.

2. Статус, режим особой охраны и границы территорий, в пределах которых расположены водные объекты, указанные в части 1 настоящей статьи, устанавливаются в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Статья 67. Зоны экологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций на водных объектах, предотвращение негативного воздействия вод и ликвидация его последствий

1. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.

2. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24–27 настоящего Кодекса.

3. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.

4. На территориях, подверженных затоплению, размещение новых населенных пунктов, кладбищ, скотомогильников и строительство капитальных зданий, строений, сооружений без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод запрещаются.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

На сегодняшний день 4 абзац п.15 ст.65 ВК РФ фактически делает невозможным более, чем востребованный туристами и рыболовами отдых на берегах крупных водоемов страны путем запрета въезда транспорта в водоохранную зону вне дорог с твердым покрытием. Ширина таких зон для крупных водоемов сегодня составляет 200 метров. Это значит, что к большой реке мы не имеем права подъехать на любом транспортном средстве и даже на велосипеде (тоже транспортное средство) ближе 200 метров за исключением «специальных транспортных средств». Из своего опыта отдыха на крупных реках страны, могу сказать, что я не одинок в том, что считаю вышеописанные ограничения ущемлением прав человека на комфортный отдых и рыбалку. Люди приезжают отдыхать на берега крупных водоемов на машинах, не на один день, с большим количеством груза, с лодками и катерами. И что, им надо бросить машины в поле и тащить все привезенное 200 метров к берегу пешком? Напомню, что это не только компактный туристический скарб, но и тяжелые плавсредства. Автотранспорт без надзора будет угнан или разграблен.
Для групп граждан как пенсионеры или инвалиды данный закон делает невозможным использовать свои конституционные права на отдых и рыбалку. Они физически не могут преодолеть это расстояние перетаскивая лодку и мотор или другое снаряжение.
Почему в водном кодексе устанавливается ширина водоохранной зоны рек или ручьев исходя от их протяженности от их истока? Где в этом смысл? Какая разница для экологии в протяженности реки или ручья?
Нет для экологии никакой разницы. А раз ее нет, значит предлагаю установить ширину водоохранной зоны в 50 м. для всех рек как в п.4 абзац 1.
Конечно автотранспорт должен быть исправен. С целью исключения возможного загрязнения почвы можно добавить требование о использовании защитного покрывала под автотранспортом (во время стоянки на границе водоохранной зоны) в случае возможного загрязнения почвы если есть видимая неисправность транспортного средства которая может нанести вред экологии. Защитным покрывалом может служить брезент, полиэтиленовая пленка и т.п.