1. Вправе ли организация дополнительного профессионального образования принимать на обучение по дополнительным профессиональным программам лиц, имеющих начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?
Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).
Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и могут обучаться по дополнительным профессиональным программам по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ: Статья 76, Статья 108
2. Педагогические работники согласно п. 2 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обладают правом на повышение квалификации или профессиональную переподготовку не реже чем один раз в три года. Распространяется ли это право на руководящих работников образовательных организаций?
Исходя из части 2 ст. 46, статей 47, 48, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных организаций не относятся к категории должностей, занимаемых педагогическими работниками. Это правило подтверждается номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.
В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, отдельные права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, а именно:
право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;
право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения – для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
Как видно из приведенных положений, в перечень трудовых прав и социальных гарантий руководителей не входит право на дополнительное профессиональное образование, предусмотренное для педагогических работников.
Вместе с тем отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ законодательство об образовании включает в себя как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Права и обязанности руководителей организаций в области трудовых отношений также определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 Трудового кодекса РФ).
В трудовых отношениях с органами, осуществляющими функции учредителей образовательных организаций, руководитель является работником, следовательно, имеет право на дополнительное профессиональное образование согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.
Следует отметить, что согласно пп. 62 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая руководителей таких учреждений. Аналогичная норма в отношении работников муниципальных учреждений содержится в п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, организация дополнительного профессионального образования для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.
Раздел комментариев:
Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 4
Статья 46
Статья 47
Статья 48
Статья 51
3. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?
Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.
Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.
Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.
Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.
Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).
Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 73
Статья 76
4. Подскажите, пожалуйста, я прошла курсы профессиональной переподготовки дистанционно. Будет ли действителен мой диплом при приеме на работу, или мне необходимо пройти еще очные курсы переподготовки?
Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.*(11) Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Пункт 12 приказа
5. После прохождения обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки я получу диплом государственного образца?
Использование бланков документов о квалификации, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г., вид, форма которых, используемая символика на бланке документа не соответствует действующему законодательству об образовании, в частности бланков документов государственного образца, не допускается.
Обращаем вниманием, что согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленной сфере деятельности.
Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 N АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»)
6. На базе какого образования можно обучиться на курсах профессиональной переподготовки?
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. В этом случае Вам необходимо предоставить справку из ВУЗа или организации среднего профессионального образования, о том, что Вы являетесь студентом, датированную текущим учебным годом. После окончания курса в нашей организации Вам будет выдана соответствующая справка, а после предоставления диплома из ВУЗа (организации СПО) – диплом о профессиональной переподготовке нашего института.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»
7. У меня высшее экономическое образование, могу ли я пройти обучение по программе переподготовки, чтобы работать в сфере дошкольного образования? Или требуется дополнительное высшее педагогическое образование?
В соответствии с федеральным законом «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. Фз-273, ст. 76 и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом минтруда и социальной защиты РФ от 18.10 2013 г. № 544 для того чтобы получить квалификацию «воспитатель детского сада» достаточно пройти программу профессиональной переподготовки.
8. Я имею высшее педагогическое образование, но по семейным обстоятельствам долгое время не работала в школе. В настоящее время меня принимают на работу в школу, но требуют, чтобы я прошла профессиональною переподготовку по профилю педагогической деятельности. Правомерны ли требования директора школы?
В соответствии с частью первой статьи 331 трудового кодекса российской к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством российской федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н содержат требования к образованию и обучению лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессионально образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. В вашем случае, прохождение обучения программе профессиональной переподготовки является избыточным.
9. Я являюсь студентом вуза. Могу ли я пройти обучение по программе переподготовки одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после обучения?
На основании части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования. Сразу после завершения обучения вам будет выдана справка об обучении установленного образца.
Частью 16, ст. 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Справка после завершения обучения будет заменена на соответствующий документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовки.
10. Где я могу ознакомиться с информацией о предлагаемых услугах по обучению по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки?
Информация о программах профессиональной переподготовки, включая их аннотации, размещена на сайте ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (http://ipk74.ru/) в разделе «Повышение квалификация и переподготовка».
11. Я хотела бы опубликовать у вас в научном журнале статью ВАК, какова стоимость публикации в журнале?
Плата за публикацию не взимается, информацию о порядке публикации можно получить здесь:
https://ipk74.ru/study/jornal/pravila-napravleniya-retsenzirovaniya-i-opublikovaniya-nauchnykh-statey/pravila-predstavleniya-nauchno-teoreticheskikh-rabot/
12. Подскажите, где я могу ознакомиться со стоимостью образовательных услуг, предоставляемых ващим институтом?
Со стоимостью платных образовательных услуг Вы можете ознакомиться на данной странице официального сайта Института:
https://ipk74.ru/institute/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/platnye-obrazovatelnye-uslugi/poryadok-okazaniya-platnyh-obrazovatelnyh-uslug/
13. Как мне узнать результат ОГЭ/ЕГЭ на вашем сайте?
По данному вопросу Вам необходимо обратиться в Региональный центр оценки качества и информатизации образования:
https://rcokio.ru/
14. Когда в вашем институте начинается учебный год?
Планирование курсов в нашем институте осуществляется на календарный год.
Посмотреть годовой календарный учебный график Вы можете тут:
https://ipk74.ru/qualification/grafik-kursovoj-podgotovki/
15. Не могу найти входную диагностику. Где она находится?
Страница диагностики:
https://ipk74.ru/qualification/diagnostika/
16. Не удается зарегистрироваться для дистанционного обучения (все поля анкеты заполнены, но письмо для подтверждения регистрации на e-mail не пришло)
Письмо для подтверждения регистрации в системе дистанционного обучения не приходит, если отдельные поля в анкете необходимо откорректировать. При этом, после попытки «Сохранить» сведения в анкете, такое поле выделяется красной рамкой и появляется соответствующий комментарий. Самые распространённые случаи:
- Если выделено поле для ввода логина или пароля, то в большинстве случаев комбинация логина и пароля уже зарегистрирована в системе, и необходимо немного изменить логин или пароль. Или пользователь пытается использовать кириллицу или служебные символы, что также недопустимо при составлении логина и пароля.
- Если выделено поле для ввода e-mail, то допущена ошибка в написании электронного адреса или его повтора.
- Если выделено пустое поле, то его необходимо заполнить.
После корректировки полей надо опять
«Сохранить» заполненную анкету. Если всё корректно, на экране появится сообщение «На Ваш электронный адрес отправлено письмо с дальнейшими инструкциями». Если и в этом случае письмо не пришло, свяжитесь со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).
17. Регистрация на сайте дистанционного обучения прошла успешно, но доступ к курсу закрыт.
При успешной регистрации на сайте, доступ к курсам слушателям открывается в соответствии с приказом о зачислении в учебную группу, в течении 1 рабочего дня с момента регистрации. Если этого не произошло, то необходимо связаться со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).
18. Где можно узнать, по каким программам есть курсы повышения квалификации в институте?
Познакомиться с перечнем программ и сроках проведения курсов повышения квалификации можно на официальном сайте института (ipk74.ru) На главной странице вкладка «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка» раздел «Годовой календарный учебный график»
19. Какие документы выдаются по окончании обучения на курс повышения квалификации?
По окончании обучения на курсах повышения квалификации выдается документ установленного образца – удостоверение, по окончании обучения на модульном курсе – сертификат . В документе прописываются сроки обучения и количество часов по освоенной программе.
20. Какое надо иметь образование для того, чтобы проходить курсы повышения квалификации в вашем институте?
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
21. Что надо для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, если я работаю в учреждении образования?
Институт осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об обучении слушателя, заключаемого с образовательной организацией.
22. Как можно попасть на курсы повышения квалификации, если я не работаю в школе?
Если Вы не работаете в образовательной организации, Вы будете обучаться на договорной основе .Для зачисления на обучение Вам необходимо обратиться в учебный отдел для заключения договора по адресу ул Красноармейская,88 каб № 206.
Получить консультацию по заключению договора можно по телефону 263-97-46, 264-05-31
23. Можно ли пройти курсы повышения квалификации по модульно-накопительной системе?
Да можно Для прохождения курсов повышения квалификации в институте применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается институтом.
24. Какое минимальное количество часов предполагается в курсах повышения квалификации?
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.
25. Какие виды учебных занятий и учебных работ предусмотрены в образовательных программах института?
В учебных программах институт предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.
26. Если я не прошла итоговую аттестацию ,какой документ мне выдадут?
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.
Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в обучении английскому языку.
Последнее время прослеживается тенденция возрастания требований к преподавателю, меняется сам образовательный процесс. В связи с этим большую роль играет инновационный образовательный процесс.
Этапы инновационного образовательного процесса представлены следующим образом:
1. этап авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации;
-
проектирование (эскизное, затем детальное);
-
конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;
-
технологизация (комплект технологий, обоснование методов);
-
этап экспериментальной проверки;
-
этап первого серийного использования образовательной новации.
При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Педагогическая технология – это область знаний, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента.
А сейчас мы поговорим о педагогических технологиях в обучении английскому языку.
Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.
Если поставить основной целью изучения английского языка — формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях. Это четко находит свое отражение в такой дисциплине как «Сфера обслуживания».
В моей школе дети учатся по учебным пособиям Spotlight (авт. Эванс, Дули). Они построены с применением коммуникативного подхода к обучению. Таким образом, во-первых, на уроках иностранного языка мы активно используем интернет-технологии. Диалоги, песни в игровой форме, фильмы на иностранном языке, интернет-олимпиады Oxford, Macmillan представлены в интернете, поэтому на занятиях мы часто используем данную технологию. Виртуальная среда интернета позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с собеседниками.
Во-вторых, проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий.
В-третьих, сейчас одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков, является создание взаимодействия на уроке то, что принято называть в методике – технология интерактивного обучения. Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с обязательным выполнением задания.
В-четвертых, чтобы научить общению на иностранном языке, в частности английском, нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации (именно максимально приближенные к реальности, то есть то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать у учащихся определенное поведение. Она основана на принципах делового общения. В учебнике Spotlight такие темы выделяются в отдельные блоки для лучшего усвоения, темы представлены очень актуальные и интересные (Заказ еды, Визит к врачу, покупки в магазине).