Вопросы для повышения квалификации

1. Вправе ли организация дополнительного профессионального образования принимать на обучение по дополнительным профессиональным программам лиц, имеющих начальное профессиональное образование, полученное до вступления в силу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»?

Согласно ч. 3 ст. 76 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Согласно ч. 1 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным новым Федеральным законом. Начальное профессиональное образование приравнено к среднему профессиональному образованию по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих).

Следовательно, лица, успешно закончившие учреждения начального профессионального образования и получившие соответствующие дипломы о начальном профессиональном образовании, считаются имеющими среднее профессиональное образование по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и могут обучаться по дополнительным профессиональным программам по новому Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».

Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ: Статья 76, Статья 108

2. Педагогические работники согласно п. 2 части 5 ст. 47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обладают правом на повышение квалификации или профессиональную переподготовку не реже чем один раз в три года. Распространяется ли это право на руководящих работников образовательных организаций?

Исходя из части 2 ст. 46, статей 47, 48, 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» руководители образовательных организаций не относятся к категории должностей, занимаемых педагогическими работниками. Это правило подтверждается номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства РФ от 8 августа 2013 г. № 678.

В соответствии с ч. 7 ст. 51 Федерального закона № 273-ФЗ руководителям образовательных организаций предоставляются в порядке, установленном Правительством РФ, отдельные права, социальные гарантии и меры социальной поддержки, предусмотренные для педагогических работников, а именно:

право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством РФ;

право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения – для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).

Как видно из приведенных положений, в перечень трудовых прав и социальных гарантий руководителей не входит право на дополнительное профессиональное образование, предусмотренное для педагогических работников.

Вместе с тем отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона № 273-ФЗ законодательство об образовании включает в себя как нормативные правовые акты Российской Федерации, так и нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере образования. Права и обязанности руководителей организаций в области трудовых отношений также определяются Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 274 Трудового кодекса РФ).

В трудовых отношениях с органами, осуществляющими функции учредителей образовательных организаций, руководитель является работником, следовательно, имеет право на дополнительное профессиональное образование согласно ст. 197 Трудового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ). Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Следует отметить, что согласно пп. 62 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится, в том числе, организация дополнительного профессионального образования работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, включая руководителей таких учреждений. Аналогичная норма в отношении работников муниципальных учреждений содержится в п. 8.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Таким образом, организация дополнительного профессионального образования для руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений осуществляется их учредителями.

Раздел комментариев:
Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 4
Статья 46
Статья 47
Статья 48
Статья 51

3. Чем отличаются программы повышения квалификации и переподготовки, которые реализуются в рамках профессионального обучения и дополнительного профессионального образования?

Согласно ст. 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Федеральный закон не предъявляет никаких требований к уровню образования, которое должно быть у лица, обучающегося по программам профессионального обучения. При реализации программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих необходимо только, чтобы у данного лица уже была хотя бы одна профессия рабочего или должность служащего.

Согласно ст. 76 Федерального закона № 273-ФЗ дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Таким образом, данные программы отличаются по своей направленности и содержанию, так и по контингенту обучающихся. Следует отметить, что законодательство не содержит минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и переподготовки рабочих и служащих, в отличие от минимально допустимого срока освоения программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки (не менее 16 и менее 250 часов соответственно, п. 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499).

Раздел комментариев:
Дополнительное профессиональное образование
Статьи 273-ФЗ:
Статья 73
Статья 76

4. Подскажите, пожалуйста, я прошла курсы профессиональной переподготовки дистанционно. Будет ли действителен мой диплом при приеме на работу, или мне необходимо пройти еще очные курсы переподготовки?

Согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании.*(11) Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.

Пункт 12 приказа

5. После прохождения обучения по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки я получу диплом государственного образца?

Использование бланков документов о квалификации, утвержденных и изготовленных в соответствии с нормативными правовыми документами, действовавшими до 1 сентября 2013 г., вид, форма которых, используемая символика на бланке документа не соответствует действующему законодательству об образовании, в частности бланков документов государственного образца, не допускается.

Обращаем вниманием, что согласно пункту 17 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» приобретение или изготовление бланков документов об образовании и (или) о квалификации относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленной сфере деятельности.

Письмо Минобрнауки России от 12.03.2015 N АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования»)

6. На базе какого образования можно обучиться на курсах профессиональной переподготовки?
К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование. В этом случае Вам необходимо предоставить справку из ВУЗа или организации среднего профессионального образования, о том, что Вы являетесь студентом, датированную текущим учебным годом. После окончания курса в нашей организации Вам будет выдана соответствующая справка, а после предоставления диплома из ВУЗа (организации СПО) – диплом о профессиональной переподготовке нашего института.

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»

7. У меня высшее экономическое образование, могу ли я пройти обучение по программе переподготовки, чтобы работать в сфере дошкольного образования? Или требуется дополнительное высшее педагогическое образование?
В соответствии с федеральным законом «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. Фз-273, ст. 76 и требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом минтруда и социальной защиты РФ от 18.10 2013 г. № 544 для того чтобы получить квалификацию «воспитатель детского сада» достаточно пройти программу профессиональной переподготовки.

8. Я имею высшее педагогическое образование, но по семейным обстоятельствам долгое время не работала в школе. В настоящее время меня принимают на работу в школу, но требуют, чтобы я прошла профессиональною переподготовку по профилю педагогической деятельности. Правомерны ли требования директора школы?
В соответствии с частью первой статьи 331 трудового кодекса российской к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством российской федерации в сфере образования.

Так, на основании части 1 статьи 46 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 г. №544н содержат требования к образованию и обучению лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее или среднее профессионально образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. В вашем случае, прохождение обучения программе профессиональной переподготовки является избыточным.

9. Я являюсь студентом вуза. Могу ли я пройти обучение по программе переподготовки одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после обучения?

На основании части 3 статьи 76 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования. Сразу после завершения обучения вам будет выдана справка об обучении установленного образца.

Частью 16, ст. 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Справка после завершения обучения будет заменена на соответствующий документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовки.

10. Где я могу ознакомиться с информацией о предлагаемых услугах по обучению по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки?

Информация о программах профессиональной переподготовки, включая их аннотации, размещена на сайте ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» (http://ipk74.ru/) в разделе «Повышение квалификация и переподготовка».

11. Я хотела бы опубликовать у вас в научном журнале статью ВАК, какова стоимость публикации в журнале?

Плата за публикацию не взимается, информацию о порядке публикации можно получить здесь:
https://ipk74.ru/study/jornal/pravila-napravleniya-retsenzirovaniya-i-opublikovaniya-nauchnykh-statey/pravila-predstavleniya-nauchno-teoreticheskikh-rabot/

12. Подскажите, где я могу ознакомиться со стоимостью образовательных услуг, предоставляемых ващим институтом?

Со стоимостью платных образовательных услуг Вы можете ознакомиться на данной странице официального сайта Института:
https://ipk74.ru/institute/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizacii/platnye-obrazovatelnye-uslugi/poryadok-okazaniya-platnyh-obrazovatelnyh-uslug/

13. Как мне узнать результат ОГЭ/ЕГЭ на вашем сайте?

По данному вопросу Вам необходимо обратиться в Региональный центр оценки качества и информатизации образования:
https://rcokio.ru/

14. Когда в вашем институте начинается учебный год?

Планирование курсов в нашем институте осуществляется на календарный год.
Посмотреть годовой календарный учебный график Вы можете тут:
https://ipk74.ru/qualification/grafik-kursovoj-podgotovki/

15. Не могу найти входную диагностику. Где она находится?

Страница диагностики:
https://ipk74.ru/qualification/diagnostika/

16. Не удается зарегистрироваться для дистанционного обучения (все поля анкеты заполнены, но письмо для подтверждения регистрации на e-mail не пришло)

Письмо для подтверждения регистрации в системе дистанционного обучения не приходит, если отдельные поля в анкете необходимо откорректировать. При этом, после попытки «Сохранить» сведения в анкете, такое поле выделяется красной рамкой и появляется соответствующий комментарий. Самые распространённые случаи:

  1. Если выделено поле для ввода логина или пароля, то в большинстве случаев комбинация логина и пароля уже зарегистрирована в системе, и необходимо немного изменить логин или пароль. Или пользователь пытается использовать кириллицу или служебные символы, что также недопустимо при составлении логина и пароля.
  2. Если выделено поле для ввода e-mail, то допущена ошибка в написании электронного адреса или его повтора.
  3. Если выделено пустое поле, то его необходимо заполнить.

После корректировки полей надо опять
«Сохранить» заполненную анкету. Если всё корректно, на экране появится сообщение «На Ваш электронный адрес отправлено письмо с дальнейшими инструкциями». Если и в этом случае письмо не пришло, свяжитесь со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).

17. Регистрация на сайте дистанционного обучения прошла успешно, но доступ к курсу закрыт.

При успешной регистрации на сайте, доступ к курсам слушателям открывается в соответствии с приказом о зачислении в учебную группу, в течении 1 рабочего дня с момента регистрации. Если этого не произошло, то необходимо связаться со специалистом центра ИКТ (телефоны указаны на сайте дистанционного обучения).

18. Где можно узнать, по каким программам есть курсы повышения квалификации в институте?

Познакомиться с перечнем программ и сроках проведения курсов повышения квалификации можно на официальном сайте института (ipk74.ru) На главной странице вкладка «Повышение квалификации и профессиональная переподготовка» раздел «Годовой календарный учебный график»

19. Какие документы выдаются по окончании обучения на курс повышения квалификации?

По окончании обучения на курсах повышения квалификации выдается документ установленного образца – удостоверение, по окончании обучения на модульном курсе – сертификат . В документе прописываются сроки обучения и количество часов по освоенной программе.

20. Какое надо иметь образование для того, чтобы проходить курсы повышения квалификации в вашем институте?

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются: лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

21. Что надо для того, чтобы пройти курсы повышения квалификации, если я работаю в учреждении образования?

Институт осуществляет обучение по дополнительной профессиональной программе на основе договора об обучении слушателя, заключаемого с образовательной организацией.

22. Как можно попасть на курсы повышения квалификации, если я не работаю в школе?

Если Вы не работаете в образовательной организации, Вы будете обучаться на договорной основе .Для зачисления на обучение Вам необходимо обратиться в учебный отдел для заключения договора по адресу ул Красноармейская,88 каб № 206.

Получить консультацию по заключению договора можно по телефону 263-97-46, 264-05-31

23. Можно ли пройти курсы повышения квалификации по модульно-накопительной системе?

Да можно Для прохождения курсов повышения квалификации в институте применяться система зачетных единиц. Количество зачетных единиц по дополнительной профессиональной программе устанавливается институтом.

24. Какое минимальное количество часов предполагается в курсах повышения квалификации?

Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки — менее 250 часов.

25. Какие виды учебных занятий и учебных работ предусмотрены в образовательных программах института?

В учебных программах институт предусматривает следующие виды учебных занятий и учебных работ: лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые игры, ролевые игры, тренинги, семинары по обмену опытом, выездные занятия, консультации, выполнение аттестационной, дипломной, проектной работы и другие виды учебных занятий и учебных работ, определенные учебным планом.

26. Если я не прошла итоговую аттестацию ,какой документ мне выдадут?

Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лица освоившим часть дополнительной профессиональной программы и (или) отчисленным из организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому организацией.

Охарактеризуйте этапы инновационного образовательного процесса. Что представляет собой педагогическая технология? Приведите практические примеры педагогических технологий в обучении английскому языку.

Последнее время прослеживается тенденция возрастания требований к преподавателю, меняется сам образовательный процесс. В связи с этим большую роль играет инновационный образовательный процесс.

Этапы инновационного образовательного процесса представлены следующим образом:

1. этап авторской (личной или коллективной) разработки проектного предложения или концепции создания и внедрения образов новации;

  1. проектирование (эскизное, затем детальное);

  2. конструирование, уточнение учебно-экономических параметров, перспектив рынка;

  3. технологизация (комплект технологий, обоснование методов);

  4. этап экспериментальной проверки;

  5. этап первого серийного использования образовательной новации.

При этом значимую роль играет педагогическая технология, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом. Педагогическая технология – это область знаний, которая охватывает сферу практических взаимодействий учителя и учащегося в любых видах деятельности, организованных на основе четкого целеполагания, систематизации, алгоритмизации приемов обучения. Педагогическая технология предусматривает точное инструментальное управление педагогическим процессом и гарантированное достижение поставленных целей. Педагогическая технология основывается на научной основе и передовом практическом опыте, кроме того, она базируется на теориях психодидактики, кибернетики, управления и менеджмента.

А сейчас мы поговорим о педагогических технологиях в обучении английскому языку.

Основной целью обучения английскому языку является формирование и развитие коммуникативной культуры учащегося, обучение практическому овладению иностранным языком.

Если поставить основной целью изучения английского языка — формирование коммуникативной компетенции, то все остальные цели (воспитательная, образовательная развивающая) реализуются в процессе этой главной цели. Конечной целью обучения является научить свободному ориентированию в иноязычной среде и умению адекватно реагировать в различных ситуациях. Это четко находит свое отражение в такой дисциплине как «Сфера обслуживания».

В моей школе дети учатся по учебным пособиям Spotlight (авт. Эванс, Дули). Они построены с применением коммуникативного подхода к обучению. Таким образом, во-первых, на уроках иностранного языка мы активно используем интернет-технологии. Диалоги, песни в игровой форме, фильмы на иностранном языке, интернет-олимпиады Oxford, Macmillan представлены в интернете, поэтому на занятиях мы часто используем данную технологию. Виртуальная среда интернета позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя возможность аутентичного общения с собеседниками.

Во-вторых, проектная форма работы является одной из актуальных, позволяющих учащимся применить накопленные знания по предмету. Учащиеся развивают свой кругозор, границы владения языком учатся слушать и слышать англоязычную речь и понимать друг друга при защите проекта. Работа со словарями, справочной литературой, компьютером создает возможность прямого контакта с аутентичным языком. Работа над проектом процесс творческий.

В-третьих, сейчас одним из основных требований, предъявляемых к обучению иностранных языков, является создание взаимодействия на уроке то, что принято называть в методике – технология интерактивного обучения. Интерактивность – это объединение, координация и взаимодополнение усилий коммуникативной цели и результата речевыми средствами. Интерактивность не просто создает реальные ситуации из жизни, но и заставляет учащихся адекватно реагировать на них посредством иностранного языка. Эта работа в парах, группах, интервью, опросники. В парах можно дать грамматику, чтение аудирование с обязательным выполнением задания.

В-четвертых, чтобы научить общению на иностранном языке, в частности английском, нужно создать реальные настоящие жизненные ситуации (именно максимально приближенные к реальности, то есть то, что называется принципом аутентичности общения), которые будут стимулировать изучение материала и вырабатывать у учащихся определенное поведение. Она основана на принципах делового общения. В учебнике Spotlight такие темы выделяются в отдельные блоки для лучшего усвоения, темы представлены очень актуальные и интересные (Заказ еды, Визит к врачу, покупки в магазине).